Гость sanj Опубликовано 8 июля, 2003 Поделиться Опубликовано 8 июля, 2003 вот мнение одного человека Хазарейцы это один из самых многочисленных народов Афганистана, их несколько миллионов, не меньше. Они монголоиды в отличие от остального населения страны и считают себя потомками монголов.Однако они говорят на языке дари, то есть по-таджикски. Моголы, я так понимаю, это те хазарейцы которые свой язык сохранили и их насчитывается всего несколько сот человек. читая предыдущие статьи я тоже стал склоняться к нему + небольшая инфа отдругого человека 2001-11-20 21:15:31 - АртакТема: Санджу о "Таърихи Бадахшон" и чараймаках Дуруд, Сандж! Это на фарси "привет" ЧАРАЙМ‘АКИ, чаар-аймаки, аймаки, группа народов в Афганистане и Иране. В Афганистане (600 тыс. человек) живут вдоль афгано-иранской границы, на нагорье Бадгис и в провинции Гор. В Иране (260 тыс. человек) живут в восточной части Хорасана. Этноним чараймаки восходит к иранскому чар (чахар) - "четыре" и тюркско-монгольскому аймак - "род, народ": "четыре народа"; включают джемшидов, фирузкухов, тайменей и теймури. О "Таърихи Бадахшон" - тираж небольшой, но в ряде специализированных магазинов в Москве есть. Там фотокопия оригинала рукописи на фарси и русский перевод с комментариями. Будете в Москве - киньте на zindepil@mail.ru - подскажу адреса. С уважением, Артак Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 10 июля, 2003 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2003 вот еще кусок инфы со старого форума 2002-01-23 15:28:28 - АртакТема: Династии Итак, первой была, как я понимаю, в Иране - Хулагидов, в Средней Азии - Чагатаев. Далее появляются новые - Джалаириды, Чобаниды, Музаффариды (не знаю, некоторые говорят, что эта династия иранская). Далее нашествие Черно- и Белобаранных. Потом появляется курдский шейх Сефи и чересполосице приходит конец. Но, насколько я понял, количество самостоятельных владений, государей и династий в 13-16 вв. было просто невообразимо. Итак, я очертил - кто поможет? 2002-01-30 04:23:31 - Искандер Тема: Артак, немного уточню. До Хулагуидов в Иране уже были монголы, не как отдельная династия, а как представители центральной ханской власти, а Хулагуиды - с 1256г. "Джалаириды" - не правильное окончание, правильно Джалаиры, т.к. джалаириды - это значит потомки чел. по имени Джалаир, а в данном случае название династии указывает на племенную принадлежность. Музаффариды - действительно ваши - иранцы, были еще Курты - в Хорасане. Потом их всех захватил Тимур. Ак койунлу и кара койунлу - это скорее не Иран, а только его западные области, Азербайджан и Ирак. "курдский шейх Сефи" - шейх то был курдский (жил в начале 14 в.), но основатель государства Исмаил - азербайджанец (см. далее), государство основано в 1500 г. и у власти оказались кызылбаши (сейчас их причисляют к азербайджанцам, что, наверно, правильно лишь отчасти) - но это уже явно не монгольская династия. Потом, после Надира, у власти курды - Зенды, потом (до 1925г.) опять кызылбашская династия Каджаров - опять племенное название. Географические границы - тут все достаточно условно, границы постоянно менялись и собственно никакими пограничными столбами отмечены не были. *взаимоотношения пришлых тюркских и монгольских племен между собой и иранскими народами* - описать их в рамках конференции просто невозможно, на самом деле в инете можно найти (если покопаться) много информации по вопросу. в том числе с картами если нынешние хазара потомки солдат хулагу, то хотя бы какие то родовые имена у них должны были остаться, те же джалаиры например. котвич, кажется, писал, что в иране было множество ойратов, и их имя даже иногда даже покрывало имя монгол. эх если б были известны монгольские, а не дари-пушту этнонимы тех же хазарейцев... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 21 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 21 октября, 2003 Еще Марко Поло в Персии подвегся нападению племени караунасов. Он утверждал, что они потомки монгольских воинов и индийских женщин. Скорее всего, хазарейцы - потомки этих караунасов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rust Опубликовано 21 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 21 октября, 2003 Караунас - это презрительная кличка данная представителям кочевников, которые осели в Мавераннахре. В переводе что-то вроде "метисов". Так их называли кочевники Тянь-Шаня и Восточного Туркестана. Их самих в ответ называли "джете" - разбойниками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 26 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 26 октября, 2003 Национальным музыкальным инструментом хазарейцев является , как ни странно, домбра (Damboorah). По форме она напоминает казахскую домбру и кыргызский комуз, нечто среднее между ними, и имеет две струны. Хазарейские мелодии типично казахские. Фото можно посмотреть на: http://www.hazara.com/singer/singers.html Послушать хазарейскую музыку можно на: http://www.hazaragi.hazaragiradio.com Для сравнения: Кыргызскую традиционную музыку на различных национальных инструментах (комуз, кыл-кыяк, темир комуз, чор, жыгач) можно послушать на: http://www.kyrgyzmusic.com/kyrgyzInstruments.html Казахскую национальную музыку на: http://huttar.net/lars-kathy/c-asia-music.html Имеется ли у монголов домбра или комуз? Хазарейцы , как никак, потомки монгольских завоевателей! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость jirum Опубликовано 27 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2003 sain uu? u kalmykov est'. ne znaiu kak v zapadnyh aimakah i v shinjian okruge kitaia. kstati u kalmykov do sih por sohranilas' rugan' MUU DOMBR. eta rugan' byla prioznesena vpervye Chingis hanom. est' legenda chto Chingis han zimoval v uluse Zuchi. I oni poehali na ohotu. s ohoty Zuchi ne vernulsia. Chingis han poslal vseh na poiski svoego syna i kto prineset plohuiu vest' bylo prednaznachena surovaia kara. no poiskovie liudi nashli k neschastiu Zuchi mertvym. vernulis' i vstal pered nim vopros kto poidet s plohoi vestiu. tut odin pojiloi chelovek skazal daite mne dombru ia poidu. dali emu dombru on voshel k Chingis hanu i zaigral takuiu melodiu chto bylo poniatno chto stalo s Zuchi. chingis haan velel nakazat' no pojiloi chelovek voskliknul emu v otvet ia neskazal ni slova eta dombra pevestila vam plohuiu vest'. Tut chingis Haan ruganulsia MUU DOMBR. ia tak dumaiu chto potomki teh kto zimoval v tot neschastnyi god s Chingis haanom seichas jivut v kalmykii. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 27 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2003 sain uu?u kalmykov est'. ne znaiu kak v zapadnyh aimakah i v shinjian okruge kitaia. kstati u kalmykov do sih por sohranilas' rugan' MUU DOMBR. eta rugan' byla prioznesena vpervye Chingis hanom. est' legenda chto Chingis han zimoval v uluse Zuchi. I oni poehali na ohotu. s ohoty Zuchi ne vernulsia. Chingis han poslal vseh na poiski svoego syna i kto prineset plohuiu vest' bylo prednaznachena surovaia kara. no poiskovie liudi nashli k neschastiu Zuchi mertvym. vernulis' i vstal pered nim vopros kto poidet s plohoi vestiu. tut odin pojiloi chelovek skazal daite mne dombru ia poidu. dali emu dombru on voshel k Chingis hanu i zaigral takuiu melodiu chto bylo poniatno chto stalo s Zuchi. chingis haan velel nakazat' no pojiloi chelovek voskliknul emu v otvet ia neskazal ni slova eta dombra pevestila vam plohuiu vest'. Tut chingis Haan ruganulsia MUU DOMBR. ia tak dumaiu chto potomki teh kto zimoval v tot neschastnyi god s Chingis haanom seichas jivut v kalmykii. Кюи о гибели Жошы хана называется "Аксак кулан". Казахский народный кюй. Тот самый, который и сыграли Чингисхану. Он есть в ссылке сверху, которую дал Эльтебер. Мало того, на домбре было четыре струны. Когда заливали свинец, порвались две струны. Калмыки домбру переняли у нас, однозначно. Они переселились на запад лет через триста, после описываемых событии. И скорее всего без домбры. Почему нет тогда домбры у торгуутов в Синьцзяне? Есть ли у вас композиции описывающие такое великое для народа кочевье на запад? О разрыве народов? Сохранился ли какой нибудь вариант "Аксак кулана"? ia tak dumaiu chto potomki teh kto zimoval v tot neschastnyi god s Chingis haanom seichas jivut v Казахстане и все время там и жили, и являются предками современных казахов. Могила Жошы хана находится в бывшей Жезказганской, ныне Карагандинской области. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 27 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2003 http://www.rsl.ru/SONEGOS/r_evras5_1.htm Очень скоро обещают повесить сюда фотографию мавзолея. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость chuluu Опубликовано 27 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2003 . Калмыки домбру переняли у нас, однозначно. Они переселились на запад лет через триста, после описываемых событии. И скорее всего без домбры. Почему нет тогда домбры у торгуутов в Синьцзяне? Nu pochemu? chto za krainosti? u torgutov est' posmotri forium kajetsya posveshenii altaitsam tam est' mongolskoe nazvanie dombri i drugie svedeniya. u tibettsev toje est' dombra oni toje odnoznachno perenyali u kazakov? mongoli i tibettsi igrayt poshipivaya struni v otlichie ot kazak i kirgiz. tuva i altaitsi toje v osnovnom igrayut poshipivaya. ne dado krainostei vot bashkir Ural pisal chto tolko u nih kurai a okazalos' chto netolko u nih. pochemu vse khotyat stat' pupom zemli a?nado ponyat' chto etih pupovt to mnogo Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 27 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2003 Я про калмыцкую домбру. Ну сравни ее. Один в один. Только калки поперечные. Остольное калька. )))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 27 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2003 u torgutov est' posmotri forium kajetsya posveshenii altaitsam tam est' mongolskoe nazvanie dombri i drugie svedeniya. У кыргызов тоже есть. Кыргызское название - комуз. Три струны, правда. Но это КОМУЗ. Не домбра. Точно так же можно и торгутский инструмент квалифицировать. Это, мол, домбра, только струн больше, и называется по другому. Но у калмыков она появилась от нас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 7 ноября, 2003 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2003 Этнический парадокс Операция США против Афганистана вызвала огромный неподдельный интерес к этой центральноазиатской стране с великой историей, но сложной судьбой. Один из самых загадочных народов Афганистана – хазарейцы Султан Акимбеков Алматы Хазарейцы (или хазара) резко выделяются среди остальных афганцев своей внешностью и религиозной принадлежностью. Большинство этносов, населяющих Афганистан, относятся к восточным иранцам. Это пуштуны, белуджи, таджики, населяющие окрестности Кабула, Панджшерскую долину и приграничные районы с Таджикистаном. Есть еще западные иранцы – таджики, которые живут в районе Герата (так называемые “герати”). Значительную часть населения Афганистана составляют тюркские народы – узбеки, туркмены. И совершенно отдельная этническая группа – хазарейцы. Они говорят на фарси (на котором говорят таджики), но обладают ярко выраженной монголоидной внешностью, что не позволяет причислить их к иранским народам. Кроме того, в отличие от большинства других афганцев, хазарейцы – мусульмане-шииты. В прошлом номере журнала “КонтиненТ” мы опубликовали интервью лидера Партии исламского единства Афганистана (ПИЕА), или иначе “Хезбе-и Вахдат”, Карима Халили. В его интервью была одна запоминающаяся фраза: “Мы считаем народы, населяющие Казахстан, нашими братьями”. Самое интересное, что эта фраза не просто фигуральное выражение, она верна по своей сути. Хазарейская история Хазарейцы всегда привлекали исследователей своим необычным обликом. Если вы смотрите репортажи из Афганистана и видите там людей, как две капли воды похожих на казахов, то это как раз и есть хазарейцы. Конечно, в наше время следует избегать очень модной сегодня исторической традиции – делать случайные исторические аналогии по названиям народов, рек, провинций, памятников письменности и т. д. Тогда не будут появляться несуразности вроде высказанной Олжасом Сулейменовым идеи о том, что славянская кириллица есть производное от тюркского рунического письма, принесенного древними болгарами на берега Дуная. Таких примеров можно приводить много. Есть еще Мурат Аджи, Фоменко с его новой интерпретацией мировой истории. С хазарейцами все проще и все сложнее. Хазарейцы – это уникальный этнос. Почти точно известно время появления хазарейцев на территории Афганистана. Это было в ХIII веке. Вернее, тогда они назывались нишкудерейцами и составляли улус чингизида Нишкудери, внука Чагатая. Так уж получилось, что улусы чингизидов во многом формировались по случайному принципу из представителей разных кочевых племен тюрко-монгольского происхождения. Улус, возглавляемый царевичем-чингизидом, это было что-то вроде воинского подразделения, которое направлялось куда-нибудь для решения конкретной военной задачи. Он мог быть сформирован или расформирован, и в таком случае люди, выходцы из разных тюрко-монгольских племен, направлялись в состав других подразделений-улусов. Таким был и улус Нишкудери. Подобных улусов было очень много в степной Евразии. Постепенно их роль снижалась, и на их месте образовывались новые кочевые племена. Или они сливались с местным оседлым населением и становились его составной частью. Традиция называть улус, а затем и племя или группу племен именем вождя также была очень распространена в тех обществах, где уважали монгольскую традицию. Например, кочевые племена, поддерживающие Тамерлана (Тимура), назывались чагатаи по имени сына Чингисхана. Но это уже другая история. Важно, на наш взгляд, то, что нишкудерийцы (потом их стали называть хазарейцами), оказавшись в иранском культурном и этническом окружении, смогли сохранить свое отличие от индоевропеоидных соседей. Правда, заимствовав при этом культурную традицию и язык фарси. И вот в процессе интенсивного смешения воинов монгольской армии с местным индоевропеоидным населением на базе единой культурной традиции создался новый народ – хазарейцы. Это уникальный случай в истории Евразии в эпоху послемонгольских нашествий. Больше нет примера такой трансформации военной организации времен Монгольской империи в самостоятельный этнос. В других случаях, например в той же России, Иране, Восточном Туркестане, Китае, Средней Азии, бывшие воины “монгольских” (в политическом смысле) улусов становились частью оседлых этносов с давней культурной традицией. Или образовывали новые этносы там, где доминировала кочевая традиция организации общества. В первую очередь это справедливо для казахского этноса, который также возник из разных составных частей, осколков разных племен тюрко-монгольского происхождения, сохранявших максимально долго кочевой образ жизни и соответствующую культурную традицию. Так что у казахов и хазарейцев действительно много общего. Не в языке, не в культуре, даже не в религии, а в истории происхождения. http://www.continent.kz/2001/22/11.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 7 ноября, 2003 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2003 Афганистан: страна и люди Афганистан - государство в Юго-Западной Азии. Граничит с Пакистаном на юге и востоке, Ираном на западе, Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном на севере, Китаем и Индией на крайнем северо-востоке. Страна гор Восточные районы страны с юго-запада на северо-восток пересекают высокие массивные хребты Гиндукуша высотой более 4000v5000 м, а в пределах Ваханского хребта v более 6000 м. Здесь на границе с Пакистаном находится высшая точка страны, гора Наушак (7485 м). В верхнем ярусе гор, особенно на северо-востоке, широко развито современное оледенение с разнообразными типами ледников. Западнее Гиндукуша расположено большое по площади, сильно расчлененное, труднодоступное нагорье Хазараджат высотой более 3000 м (некоторые вершины достигают 4000 м). В этих горах активно протекает физическое выветривание, в результате чего горные породы разрушаются, а их обломки скапливаются в виде осыпей (даманов) вдоль склонов и у их подножий. От Хазараджата к западу и юго-западу веерообразно расходятся системы более низких хребтов. Горы Паропамиз протяженностью около 600 км, шириной до 250 км и состоящие из двух главных хребтов: Сафедхок v на севере и Сиахкок v на юге, разделенных долиной реки Герируд, расположены на северо-западе Афганистана. Хребет Сафедкох имеет длину около 350 км и достигает высоты 3642 м на востоке и 1433 м на западе. На севере Афганистана расположена обширная Бактрийская равнина, имеющая уклон по направлению к долине Амударьи. Поверхность равнины в предгорьях Гиндукуша и Паропамиза сложена лёссовыми отложениями и расчленена многочисленными реками. Севернее она переходит в песчаную пустыню. На юго-западе Афганистана расположены бессточные холмистые плато высотой от 500 до 1000 м. Обширные площади занимают песчаная пустыня Регистан и глинисто-щебнистая v Дашти-Марго. На юго-востоке страны расположено слаборасчлененное плоскогорье высотой менее 2000 м, к которому приурочены несколько оазисов. Самый крупный из них v в окрестностях города Кандагар. Люди и население Согласно первой всеобщей переписи 1979, население Афганистана составляло 15 540 тыс. человек, включая 2500 тыс. кочевников. В 1980-е годы темпы ежегодного естественного прироста населения оценивались в 2,2% при рождаемости 4,9% и смертности 2,7%, а в 2000 они соответственно составляли 3,54% (с учетом возвращения беженцев из Ирана), 4,2% и 1,8%. По оценке на 2000, в стране проживали 25 839 тыс. человек. В середине 1980-х годов в столице и административных центрах провинций было сосредоточено около 20% населения страны. Беженцы из деревень пополнили население ряда крупных городов, в первую очередь Кабула и Джелалабада. Однако из-за военных действий 1990-х годов, вспыхнувших в непосредственной близости от некоторых крупных городов, произошел отток населения, прежде всего из Кабула и Мазари-Шарифа. В результате тяжелых боев 1992 численность населения столицы и ее окрестностей сократилась и, по оценке 1996, составляла всего 647,5 тыс. человек против 2 млн. в начале 1990-х годов. В других наиболее значительных городах, по имеющимся данным, проживали (тыс. человек): в Кандагаре v около 225,5, Герате v 177,3, Мазари-Шарифе v 130,6, Джелалабаде v 58,0 и Кундузе v 57. Афганистан v многонациональная страна. Население страны на 38% состоит из представителей пуштунских племен, исповедующих ортодоксальный ислам суннитского направления. Они расселены преимущественно в юго-восточных и южных пограничных с Пакистаном районах. В основании Афганистана как самостоятельного государства (Дурранийской державы) в 1747 большую роль сыграл Ахмад шах Дуррани, выходец из могущественного пуштунского племени дуррани. В этой связи недавний захват Кабула талибами и их приход к власти рассматривается ими как исторический реванш, поскольку среди талибов преобладают дуррани. Казненный талибами президент Наджибулла принадлежал к другому пуштунскому племени v ахмедзаи. Все пуштуны говорят на языке пушту, близком к персидскому (фарси). Среди пуштунских племен имеются оседлые и кочевые. И те и другие отличаются воинственностью, многие споры до сих пор решаются на основе традиционного кодекса чести v Пуштунвали, в основу которого положены защита личного достоинства и кровная месть. На втором месте по численности (25%) стоят таджики, обитающие в северных и северо-восточных районах страны, за Гиндукушем. Будучи народом иранского происхождения, они пользуются языком дари (или фарси-кабули), сходным с персидским. Среди таджиков преобладают мусульмане-сунниты, но немало и исмаилитов. Основные занятия таджиков v земледелие и торговля. Многие из них, получив образование, стали чиновниками и государственными деятелями. Последний законный президент Афганистана Бурхануддин Раббани и ныне покойный командующий правительственными войсками Ахмад Шах Масуд (которого прозвали Lпанджшерским львом¦) v таджики. На северо-западе Афганистана проживают туркмены (3% населения), а на севере v узбеки (9%). И те и другие тоже относятся к мусульманам-суннитам. Их основные занятия v земледелие и скотоводство, туркмены слывут искусными ковроделами. Лидер узбеков Рашид Дустум возглавляет Национальное исламское движение Афганистана, противодействующее талибам. Хазарейцы, народ монгольского происхождения, исповедующий ислам шиитского толка, составляет около 19% населения Афганистана. Они сконцентрированы в центральной части страны: среди них преобладают земледельцы и овцеводы, в городах они образуют большую прослойку наемных рабочих. Их основной политической организацией является Партия исламского единства Афганистана (LХезбе вахдат¦). В западных районах страны проживают персидские народности, исповедующие шиитский ислам. Другие народности (нуристанцы, ваханцы, киргизы, чараймаки, брагуи, казахи, пашаи и др.) немногочисленны. Нуристанцы, включающие племена кати, паруни, вайгали и ашкуни, до насильственного обращения в ислам афганским эмиром в 1895v1896 назывались кафирами (Lневерными¦). Они ведут весьма замкнутый образ жизни в высоких горах севернее долины реки Кабул. Несколько тысяч ваханцев сконцентрированы в пределах узкого Ваханского коридора, а киргизы v на крайнем северо-востоке страны, на Памирском нагорье. Чараймаки, или аймаки (около 600 тыс. человек), народ смешанного этнического происхождения, живут в горах на западе страны, вдоль афгано-иранской границы. Белуджи и брагуи населяют некоторые местности на юго-западе страны. До начала военных действий 1980-х годов примерно 76% населения Афганистана занимались в основном оседлым земледелием, а 9% были скотоводами и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Языки Согласно последней конституции, ныне отмененной талибами, официальными языками Афганистана признавались пушту и дари (или фарси-кабули, афганский диалект персидского языка). Дари служит языком межнационального общения почти повсеместно, кроме провинции Кандагар и восточных районов провинции Газни, где доминируют пушту. Узбеки, туркмены и киргизы относятся к тюркоязычным народам. Хазарейцы пользуются одним из архаичных диалектов персидского языка, с которым связаны также балучи и таджикский язык. Нуристанцы говорят на языках, представляющих обособленную древнюю ветвь, выделившуюся из иранской и индийской языковых групп. Брагуи говорят на языке, принадлежащем к дравидийской семье, сходном с языками народов Южной Индии. Афганское общество Афганистан представляет собой сообщество племен, над которым за последнее столетие были выстроены государственные политические институты. Афганские правители пользовались международным авторитетом и располагали армией, позволявшей им контролировать клановые структуры. При этом они использовали в своих интересах соперничество Российской и Британской империй и их преемников в этом регионе. В этой стране очень сильны племенные традиции. Огромная роль принадлежит религии. Ислам -часть культуры и образа жизни народов Афганистана. Никакие пришельцы не в состоянии утвердить на афганской земле иные порядки. Об этом свидетельствует опыт трех англоафганских войн и советской интервенции. До 1973 члены королевского клана (пуштуны племени дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Главную линию образовали прежде всего потомки Доста Мухаммеда и его единокровного брата и соперника Султана Мухаммеда, господствовавших на политической арене с 1826. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, офицеры высших чинов, богатые купцы. За этой аморфной группой следовали молодые администраторы, получившие образование за границей и благодаря знаниям и личным заслугам занявшие места в кабинете министров. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. В самом низу иерархии находились рядовые крестьяне и кочевники-скотоводы. В 1980v1990-е годы, в условиях затяжной гражданской войны, общественное положение отдельных лиц и групп стало прямо или косвенно зависеть от их отношений с вооруженными отрядами. Солдаты, чиновники, племенные вожди, муллы v все те, кто поддержал Апрельскую революцию 1978, получили доступ к советскому оружию и деньгам. Их противники, выступавшие против переворота, могли рассчитывать (независимо от того, остались ли они в самом Афганистане или укрылись в лагерях беженцев в Пакистане) на военную и финансовую помощь США и Саудовской Аравии, поступавшую к различным повстанческим формированиям. С падением правительства Наджибуллы в 1992 борьба между этими группировками не прекратилась, и они продолжают получать помощь из-за границы. Ислам остается мощной силой в Афганистане, где почти все население придерживается мусульманской веры. Примерно 84% жителей v сунниты ханифитского толка. Однако среди хазарейцев много шиитов, имеется также община исмаилитов. На территории страны действует ряд крупных суфийских орденов v Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя. Долгие годы войны разрушили налаженную систему просвещения в Афганистане. В 1999 грамотными числились 47% мужчин и 15% женщин http://www.temadnya.ru/spravka/07mar2002/1133.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 6 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 6 июля, 2005 Хазарейцы, хазара - народность, населяющая центральную горную часть Афганистана (Хазараджат). Общая численность около 1,5 млн. чел. (1975, оценка). Составляют около 9% населения страны (такой же процент и у узбеков). Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазараги) с большой долей тюркских и монгольских слов. Принято считать, что хазарейцы монгольского происхождения. Расскажите пожалуйста подробнее об этногенезе хазара. Что за "монголы" были предками хазара? Какие племена ? Ведь, как известно, "монголами" себя занывали и Бабуриды Индии (барласы). Сайты о хазарейцах: http://www.hazaranet.com http://www.hazara.com http://www.hazara.org http://hazaraha.cjb.net http://www.hazara.net http://www.hazara.net/hazara/hazara.html http://www.wahdat.org/hazaras.html http://www.geocities.com/bamiannet/MAINPICTURES.html http://members.tripod.com/~ismat Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость urartu05 Опубликовано 11 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2005 http://www.khazaria.com Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 14 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 14 июля, 2005 ну, пусть так. Но кто же, всё-таки, эти МОГОЛЫ АФГАНИСТАНА, про которых сказано, что ЯЗЫК - МОГОЛЬСКИЙ И ДАРИ? и КОТОРЫЕ УПОМЯНУТЫ ЕЩЁ И В ТАКОМ КОНТЕКСТЕ - монголы в широком смысле - монголы, монгоры (ту), моголы, буряьы, калмыки? Фишка в том, что у хазар язык, вроде как дари? Во всяком случае, не монгольский и не тюркский. А ведь их миллионы! А у кучки МОГОЛОВ (всего-то 500-600 человек) язык МОГОЛЬСКИЙ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сулейман великолепный Опубликовано 15 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 15 июля, 2005 Но кто же, всё-таки, эти МОГОЛЫ АФГАНИСТАНА, про которых сказано, что ЯЗЫК - МОГОЛЬСКИЙ И ДАРИ? Хазарейцы скорее всего потомки того конгламерата монгольских племен, которые составляли "нукударову орду" (Орда принца Никудара), кочевавшую по территории современного Афганестана в конце 13 -середине 14 века. http://www.khazaria.com А этот сайт тут при чем? Или хазары-иудеи с поволжья, в одночастье стали монголами??? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 16 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2005 Хазарейцы это хорошо. Я спрашиваю, кто такие МОГОЛЫ, и как получилось так, что кучка 500-600 чел (по другим данным 20 тыс) сохранила язык, а огромный народ в несколько миллионов потерял? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сулейман великолепный Опубликовано 17 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2005 Я спрашиваю, кто такие МОГОЛЫ Ильяс главное спокойствие Моголы, могут быть отголоском той Никударовой орды, так как последующие столетия этот конгломерат монгольских племен разделялся, объединялся, снова разъединялся и снова объединялся... Вот и получилось, что в 21 веке есть хазарейцы, а есть моголы... Хотя могу предположить, что под моголами подразумевают собственно....моголов, тех самых которых увел с собой Бабур из Мавераннахра, при нашествии Мухаммеда Шейбани. Было бы забавно, если бы оказалось, что это действительно так Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 17 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2005 Хм. Положим так. Но ведь дело в том, что "моголы" Бабура, вообще говоря, не были моголами. Моголами в современной историографии называют вполне конкретных моголов Моголистана, государства, соседствовавшего с чагатаями, и рухнувшего в 1572 г. Что это были за "моголы",и куда они делись - не берусь судить. Однако сомневаюсь, что они стали "моголами" Бабура. Полагаю, что вообще именование Бабуридов "Моголами" есть наследие западноевропейской историографии и является абсолютно условным. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Керим-хан Опубликовано 17 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2005 Хех, уважаемые, честно говоря я тоже всегда думал что афганские моголы это те по имени кого называли Великих Моголов. Их империя ведь и начала создаваться в Кабуле, то есть на территории современного Афганистана, если я не ошибаюсь? Да и сам Бабур был из племени барлас по этнической принадлежности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 24 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 24 июля, 2005 Ну вот еще немного инфы: Аймаки - монгольское племя, кочующее вместе с хазарейцами в северо-восточном крае, между Гератом и Кабулом. Оба племени не вполне иранского типа, и их язык может засвидетельствовать о их происхождении. Хотя многие писатели утверждали, что то и другое племя говорит на персидском диалекте, но исследование Габеленца ("Zeitschrift der Deutschen Morgenlä ndischen Gesellschaft", 20 т., Лейпц., 1866) показали, что язык аймаков есть монгольский, приближающийся к западно-монгольскому, именно калмыцкому языку, но захватившему в себя немного и из персидского. Аймаки несомненно происходят от остатков монгольской армии, которая была послана Мангку-Ханом, дядею Чингисхана, на помощь Хулаку-Хану, под начальством Никодара Охлана. Ср. Мунстюарт Эльфинстон, "An account of the kingdom of Caubul and its dependencies in Persia, Tartary and India" (Лонд., 1815); Вамбери, "Sketches in Central Asia" (Лонд., 1868); Шпигель, "Eran" (Берл., 1863), "Eranische Alterth ü mer" (3 т., Лейпц., 1871-78). http://wiki.wikiznanie.ru/wiki/article/%D0...%BC%D0%B0%D0%BA Небольшая статья автора книги "The Mongols of Afghanistan" (на английском): http://news.pacificnews.org/news/view_arti...604d5898971e569 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
AJUKA Опубликовано 16 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2006 Ну вот еще немного инфы:Аймаки - монгольское племя, кочующее вместе с хазарейцами в северо-восточном крае, между Гератом и Кабулом. Оба племени не вполне иранского типа, и их язык может засвидетельствовать о их происхождении. Хотя многие писатели утверждали, что то и другое племя говорит на персидском диалекте, но исследование Габеленца ("Zeitschrift der Deutschen Morgenlä ndischen Gesellschaft", 20 т., Лейпц., 1866) показали, что язык аймаков есть монгольский, приближающийся к западно-монгольскому, именно калмыцкому языку, но захватившему в себя немного и из персидского. Т.е. наиболее близкий им язык - калмыцкий? А может они изначально и говорили именно на калмыцком языке? А влияние персидского было аналогичным влиянию русского на волжских калмыков... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
AJUKA Опубликовано 16 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2006 к слову: хазар означает тысяча не только по-монгольски, но и, к примеру, по-армянски. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость kochevnik Опубликовано 15 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2006 Хазарейцы - одни из народов Афганистана. Считаются потомками монголов, которых поставили там после завоеваний. Кто они сейчас? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться