АксКерБорж Опубликовано 25 января Поделиться Опубликовано 25 января 2 часа назад, Kamal сказал: караборки стали называться каракалпаками Соседние тюркские народы навряд ли не понимали разницу между совершенно разными головными уборами. 2 часа назад, Kamal сказал: но затем после нашествия кипчаков в 11 веке проникли и новые слова, в результате чего караборки стали называться каракалпаками, а сами каракалпаки стали кипчакоязычными. Вы хотите сказать, что кыпчаки не знали слова бөрік? Предполагаю, что соседи и кыпчакский язык тут ни при чем и что-то наверно здесь остается не выясненным. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 25 января Поделиться Опубликовано 25 января 2 часа назад, АксКерБорж сказал: 1. Соседние тюркские народы навряд ли не понимали разницу между совершенно разными головными уборами. 2. Вы хотите сказать, что кыпчаки не знали слова бөрік? 3. Предполагаю, что соседи и кыпчакский язык тут ни при чем и что-то наверно здесь остается не выясненным. 1. А кто до прихода кипчаков были соседями предков? Конечно же печенежско-огузские племена, язык которых мёртвый. По словам старожилов, в старину войлочные головные уборы назывались тахия, но население в основном носило более практичный борк. С приходом кипчаков высокие войлочные головные уборы начали называть калпак-тахия, который со временем стал просто калпак, а тахия осталась за более низкими тюбетейками. Нынче под калпаком понимают исключительно высокий войлочный головной убор, а овчинку называют борк, кураш, шогирме, папах. Кстати, крымские татары папаху называют калпак, с чего-бы это?! 2. Кипчаки знали борк, но наши предки не знали калпак называя его тахия. 3. Классик 19 века Бердах по крайней мере не упоминает калмаков, а под калпаком подразумевал овчинку на манер крымско-татарской папахи: Маликтин углы Разих Хак, Яшлыгында койды гулпак, Кийген екен кара калпак, Шундан Калпак болган екен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 января Поделиться Опубликовано 25 января 7 минут назад, Kamal сказал: А кто до прихода кипчаков были соседями предков? Конечно же печенежско-огузские племена С приходом кипчаков высокие войлочные головные уборы начали называть калпак Как-то все не убедительно, предположения без ссылок. 7 минут назад, Kamal сказал: Нынче под калпаком понимают исключительно высокий войлочный головной убор У меня термин калпак ассоциируется не столько с высотой или войлочным материалом, как в первую очередь с широкими полями. Есть у нас выражение "қалпақтай ұшты" - полетел (спланировал) как колпак. То есть калпак своего рода широкополая шляпа. А бөрік это совсем другой головной убор. Навряд ли их могли путать и менять местами их названия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 25 января Поделиться Опубликовано 25 января 6 минут назад, АксКерБорж сказал: Как-то все не убедительно, предположения без ссылок. У меня термин калпак ассоциируется не столько с высотой или войлочным материалом, как в первую очередь с широкими полями. Есть у нас выражение "қалпақтай ұшты" - полетел (спланировал) как колпак. То есть калпак своего рода широкополая шляпа. А бөрік это совсем другой головной убор. Навряд ли их могли путать и менять местами их названия. Я ссылаюсь на слова самих каракалпакских старожилов, а также на средневековые источники, где на современной территории каракалпаков на самом деле проживал народ под названием караборки, которые были включены в состав кипчакских племён. Основа здесь "черные шапки", которая в определённый период и стала самоназванием народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано Пятница в 19:40 Поделиться Опубликовано Пятница в 19:40 В 25.01.2025 в 16:19, АксКерБорж сказал: Как-то все не убедительно, предположения без ссылок. Ну, ведь, эту тему никто не поднимает. Казахи почему-то решили, что каракалпаки это бывшие казахи, которые одели туркменскую шапку, когда бежали от джунгарских нашествий, от того и стали каракалпаками, а некоторые казахские историки в своих статьях просто поменяли буквы м на п, мол, были каракалмаки, которые стали каракалпаками. Узбеки упорно не хотели видеть исторических каракалпаков на своей современной территории, но в последнее время есть некоторое отрезвление в их учёной среде, дай Бог, может и до истины дойдут. А если ссылаться на исторические источники, то почему же нельзя принять за веру "Джагфар тарийхы", ведь, все дошедшие до нас источники это переписанные кем-то в такт той или иной политики. Например, в "Джагфар тарийхы" есть первое упоминание Каракалпаков именно в Крыму под властью темника Ногая в 13 веке, при этом название Караборк и Черный клобук в это же время исчезает. Дальше в этом источнике пишут, что с гибелью Ногая для каракалпаков настали тяжкие времена и со временем их переселили в Поволжье, что упоминается и в Шежере Габдуллы хана. Ну, дальше больше, а главная суть здесь в том, что на территории появления Первых каракалпаков в 13 веке (в Крыму) национальный головной убор до сих пор называется Калпак, хотя изготавливают из овечьей шкуры наружу как и современные каракалпаки. Вот в чем вопрос??? Казахские юзеры любят писать про пропасть во времени, мол, от Черных клобуков нас отделяют по меньшей мере 300 лет, но если от Булгарских источников оттолкнуться, то эта пропасть исчезает. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться