Duwa-Soqor Опубликовано 15 января, 2016 Поделиться Опубликовано 15 января, 2016 Эти 3 вопроса не раз задавались халхасцам, но конкретного ответа нет, так что решил открыть отдельную тему и спросить напрямую. 1. Каково распределение халхасцев по родам, в процентном соотношений? 2. Каково земля, месторасположение халхаских родов в современной Монголии? 3. Каков родовой знак, тамга основных халхаских родов? Конечно есть интернет, есть всезнающий гугл, но удивительно, на эти вроде бы простые вопросы не нашел нормального ответа. Пишешь в гугл «халхасцы» ничего конкретного, размытая картина, пишешь «монголы», сразу попадаешь в 13 век. Такое чувство, что вся Монголия живет только историческими реконструкциями «монголов 13 века». Где информация про современных халхасцев? Удивительно, ведь халхасцы также как и казахи до недавнего времени были кочевниками, раз люди кочуют, то у каждого рода, должна быть своя четкая территория, границы, своя земля. Например, по казахам, все намного проще, люди увлекающиеся историей знают про казахские жузы и роды не хуже казахов, везде есть информация, наглядные картины и карты. Ниже наглядно (в виде картинок) будут указаны ответы на эти 3 вопроса со стороны казахов: 1. Каково распределение казахов по родам, в процентном соотношений? http://kazahskieroda.kz/images/diagramms/d9-zakon.png 2. Каково земля, месторасположение казахских родов в Казахстане? http://s002.radikal.ru/i199/1010/8c/4de4497437df.jpg 3. Каков родовой знак, тамга основных казахских родов? Сәкен АксКерБоржович вы лучше ответьте сколько монгольских племён участвовало в этногенезе казахов и как переводится слово "керей"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 15 января, 2016 Поделиться Опубликовано 15 января, 2016 Обсуждать казахов всегда рады, а ответить на простые вопросы никак нельзя. Действительно, зачем думать, искать что-то и напрягаться если можно обсудить злобных казахов и родословную АКБ? Что может быть интереснее и важнее? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 15 января, 2016 Поделиться Опубликовано 15 января, 2016 Вам же сказано просите лучше, может кто из халхов вам посканирует и выложит.. А проще выучить монгольский и пошарить в монгольском сегменте инета, я слышал библиотеки есть в доступе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Сәкен Опубликовано 16 января, 2016 Поделиться Опубликовано 16 января, 2016 Duwa-Soqor хоть десять раз скопируйте тему и вставте сюда, от этого вопрос не потеряет своей актуальности, так будет ответ или нет? может кто-то свои маньчжурские корни скрывает или еще там в Монголии не определились кто будет найманов и керейев играть, понимаю, ведь никто не хочет играть второстепенную роль, все хотят быть главными борджигинами да )))))))))))))))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 16 января, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 16 января, 2016 Сакен, мне кажется, Вы переходите рамки приличий. Какие маньчжурские корни? - Приведите доказательства, иначе оффтоп. Докажите, что в Монголии нет найманов и кереитов. Иначе тоже оффтоп. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 января, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 17 января, 2016 Тема закрыта. Пользователи enhd и Сәкен идут в отпуск на 30 дней. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bolat Опубликовано 22 января, 2016 Поделиться Опубликовано 22 января, 2016 По вопросам Сакена будет ответ? 1. Каково распределение халхасцев по родам, в процентном соотношений? 2. Каково земля, месторасположение халхаских родов в современной Монголии? 3. Каков родовой знак, тамга основных халхаских родов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 22 января, 2016 Поделиться Опубликовано 22 января, 2016 Вам же сказано просите лучше, может кто из халхов вам посканирует и выложит.. А проще выучить монгольский и пошарить в монгольском сегменте инета, я слышал библиотеки есть в доступе. А на этот вопрос будет ответ? А что дает карта 20го века и рода 20го века? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bolat Опубликовано 22 января, 2016 Поделиться Опубликовано 22 января, 2016 Вам же сказано просите лучше, может кто из халхов вам посканирует и выложит.. А проще выучить монгольский и пошарить в монгольском сегменте инета, я слышал библиотеки есть в доступе. А на этот вопрос будет ответ? А что дает карта 20го века и рода 20го века? ну так все мы родились и жили в 20 веке, так что, можно сказать ничего особо не изменилось по родовому составу народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 22 января, 2016 Поделиться Опубликовано 22 января, 2016 Перефразирую. Для чего вам современный состав? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 апреля, 2016 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2016 У меня вопрос братьям монголам (правда практически все мои вопросы всегда остаются без ответов, думаю, что ответить нечего): Небольшое вступление. Современная повсеместная информация не блюдет научные правила и принципы, это не секрет. В результате большинство людей, в частности о Монголии, имеет несколько искаженные представления, построенные источниками информации (СМИ, интернет и пр.) напрямую отождествляя жителей современной Монголии со средневековыми татарами Чингизхана. Лично я для себя в подобных случаях всегда пытаюсь перепроверять любую инфу и в большинстве случаев прихожу к тому, что информация фейковая. Сейчас не стану все ворошить, упомяну лишь навскидку пару случаев пришедших на память, но об остальных легко можно узнать в многочисленных моих постах в различных темах. Примеры навскидку: 1) существующая инфа непременно ассоциирует Монголию с юртами на телегах, но на поверку выясняется, что халхасцы никогда ее не использовали и не знали о ней, не считая современных юрт-кафешек (гуанз, цайны газар), устанавливаемых на неподвижных телегах. Если быть кратким, то весь фейк состоит в том, что при описании страны, народа и традиций современной Монголии и ее жителям автоматически приписывается все, что было присуще средневековым татарам, хотя это не всегда так, а порой всего лишь дань исторической моде, когда идет процесс возрождения в многочисленных исторических реконструкциях. 2) также инфа повсюду описывает Монголию как страну привольных степей, но если подходить объективно и научно, то собственно степей в Монголии мало (об этом тоже был мой пост). И т.д. и т.п. А теперь от вступления к самому вопросу: Та же вездесущая инфа и слепое отождествление всего современного со средневековой эпохой и племенами, когда без каких-либо оснований ставится знак равенства, утверждает всем нам, что народ Монголии - это сплошные и истые к о ч е в ы е скотоводы (разрядка моя). Я пытался чисто для себя перепроверить и эту аксиому. Искал в интернете, в книгах, в научных и этнографических журналах, но ничего найти не смог. О казахах Монголии и Китая инфы много, да, они до сих пор кочуют с летних пастбищ на зимние по ходу бывая со скотом на осенних и весенних пастбищах. О казахах Казахстана и Росиии до окончательного оседания на землю, т.е. примерно до 1930-1940 гг., инфы о кочевом быте тоже предостаточно, правда расстояния кочевок все время в нашей истории сокращалось (я думаю это в первую очередь связано с активнейшей российской колонизацией) - раньше до 19 в. расстояния были меридианальными "юг-север" и простирались на сотни километров, позже они сократились до размеров областей и регионов и перешли из "меридианальной" в форму "поймы рек, озер (кыстау) - степь (джайлау)". Частичное кочевние в Казахстане имеет место и по сей день по схеме: для КРС и овец "зимовка - стойловое содержание с заготовкой сена", "летовка - на пастбищах", а для лошадей - "круглогодичные пастбища с зимней тебенёвкой" О кыргызах Кыргызстана и Китая инфы тоже достаточная масса. Но о подробностях кочевок населения Монголии инфу не нашел. Везде пишут и говорят, что да, кочевники, но практически ноль информации...кочуют ли вообще? Вопрос: Где можно подробно ознакомится с вопросом кочевания скотоводов Монголии и АРВМ КНР, в частности, о способах, маршрутах, сезонности, расстояниях кочевок, видах скота, способах и обустройстве зимовок, тебенёвки конских табунов и пр. (желательно с иллюстрациями - рис., фото, видео) - за период 17-20 веков и за сегодняшние дни? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2016 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2016 Еще один вопрос к братьям монголам. Небольшое вступление: У нас, в Казахстане, к большому сожалению несмотря на прошествие четверти века типа независимости, до сих пор государственный протокол предусматривает встречу официальных диц иностранных государств ... цветами, которые вручает гостю девушка в казахском национальном костюме. До этого было по-русски, хлеб с солью. Хотя, имхо, давно бы предусмотреть встречу гостей по древним тюркским традициям чашой кумыса. Вопрос: Как обстоит дело в Монголии? Что преподносят в чаше девушки в монгольском национальном костюме в аэропорту Улан-Батора главе МИД РФ Сергею Лаврову? Раньше вроде читал, что в Монголии преподносят чашу с кумысом. А здесь на фото вроде какие то бууз или пельмени. Или это ответ на то, что гость вышел к встречающим в джинсах и без галстука? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 21 апреля, 2016 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2016 Лавров вроде отбрехался.. дескать ночной перелет был.. а что в чашке непонятно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2016 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2016 А главное как есть это? Вилки, палочек не видно, а если руками, то может потечь сок от бууз, они же сочные, а может хитер дипломат и зная об опасности запачкаться вышел в рабочей одежде чтобы накидаться мантов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2016 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2016 Еще один вопрос к братьям монголам. Перенес его отсюда (там ответа никто не дал): http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/423-mongolskaia-kukhnia/page-4 Вопрос: Почему непременным центральным праздничным блюдом, угощением, в том числе самого главного и важного в жизни монголов праздника "Цагаан сар", да и угощений для любых гостей, выступают не мясо, как это должно быть в традиции кочевых скотоводов, а мучные изделия ("боов" и другие), тогда как варенное мясо, в основном это сало цельного бараньего курдюка, занимает вторую позицию, сбоку стола? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2016 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2016 Очередной вопрос - известна ли монголоязычным народам традиция обучения жеребят иноходи, а не только использование врожденных иноходцев? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 21 апреля, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2016 Еще один вопрос к братьям монголам. Перенес его отсюда (там ответа никто не дал): http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/423-mongolskaia-kukhnia/page-4 Вопрос: Почему непременным центральным праздничным блюдом, угощением, в том числе самого главного и важного в жизни монголов праздника "Цагаан сар", да и угощений для любых гостей, выступают не мясо, как это должно быть в традиции кочевых скотоводов, а мучные изделия ("боов" и другие), тогда как варенное мясо, в основном это сало цельного бараньего курдюка, занимает вторую позицию, сбоку стола? Крестец или грудина главное угощение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2016 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2016 Крестец или грудина главное угощение. Почему буквально все имеющиеся в ин-те фото опровергают это? На них даже на втором плане видны не крестец с грудиной, а курдюк. Ссылка указана. Было бы мясо на монгольских столах центральным блюдом собственно не возникал бы и вопрос. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 21 апреля, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2016 Крестец или грудина главное угощение. Почему буквально все имеющиеся в ин-те фото опровергают это? На них даже на втором плане видны не крестец с грудиной, а курдюк. Ссылка указана. Было бы мясо на монгольских столах центральным блюдом собственно не возникал бы и вопрос. У вас что бараны не курдючные? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2016 У вас что бараны не курдючные? Всем привет! К сожалению вы уходите от ответа, вопрос мной ставился про главное блюдо праздничного и гостевого стола монголов, почему не мясо? Не получил я также ответов на другие свои 3 вопроса - кочуют ли монголы сейчас, какое протокольное угощение у монгольского государства и знакома ли монголам традиция обучения жеребят иноходи? (все вопросы ставятся исключительно из любознательности и тяги к просвещению ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2016 Еще один вопрос к братьям монголам. Перенес его отсюда (там ответа никто не дал): http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/423-mongolskaia-kukhnia/page-4 Вопрос: Почему непременным центральным праздничным блюдом, угощением, в том числе самого главного и важного в жизни монголов праздника "Цагаан сар", да и угощений для любых гостей, выступают не мясо, как это должно быть в традиции кочевых скотоводов, а мучные изделия ("боов" и другие), тогда как варенное мясо, в основном это сало цельного бараньего курдюка, занимает вторую позицию, сбоку стола? В упомянутой теме по ссылке я заливал фотки в подтверждение своего вопроса, вот еще одно свидетельство того, что главное блюдо монгольского стола, как ни странно, не мясо, а мучные изделия. Мое мнение, что у исконных скотоводов должно быть главным мясо, к примеру, как у казахов и кыргызов: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2016 У меня вопрос братьям монголам (правда практически все мои вопросы всегда остаются без ответов, думаю, что ответить нечего): Небольшое вступление. Современная повсеместная информация не блюдет научные правила и принципы, это не секрет. В результате большинство людей, в частности о Монголии, имеет несколько искаженные представления, построенные источниками информации (СМИ, интернет и пр.) напрямую отождествляя жителей современной Монголии со средневековыми татарами Чингизхана. Лично я для себя в подобных случаях всегда пытаюсь перепроверять любую инфу и в большинстве случаев прихожу к тому, что информация фейковая. Сейчас не стану все ворошить, упомяну лишь навскидку пару случаев пришедших на память, но об остальных легко можно узнать в многочисленных моих постах в различных темах. Примеры навскидку: 1) существующая инфа непременно ассоциирует Монголию с юртами на телегах, но на поверку выясняется, что халхасцы никогда ее не использовали и не знали о ней, не считая современных юрт-кафешек (гуанз, цайны газар), устанавливаемых на неподвижных телегах. Если быть кратким, то весь фейк состоит в том, что при описании страны, народа и традиций современной Монголии и ее жителям автоматически приписывается все, что было присуще средневековым татарам, хотя это не всегда так, а порой всего лишь дань исторической моде, когда идет процесс возрождения в многочисленных исторических реконструкциях. 2) также инфа повсюду описывает Монголию как страну привольных степей, но если подходить объективно и научно, то собственно степей в Монголии мало (об этом тоже был мой пост). И т.д. и т.п. А теперь от вступления к самому вопросу: Та же вездесущая инфа и слепое отождествление всего современного со средневековой эпохой и племенами, когда без каких-либо оснований ставится знак равенства, утверждает всем нам, что народ Монголии - это сплошные и истые к о ч е в ы е скотоводы (разрядка моя). Я пытался чисто для себя перепроверить и эту аксиому. Искал в интернете, в книгах, в научных и этнографических журналах, но ничего найти не смог. О казахах Монголии и Китая инфы много, да, они до сих пор кочуют с летних пастбищ на зимние по ходу бывая со скотом на осенних и весенних пастбищах. О казахах Казахстана и Росиии до окончательного оседания на землю, т.е. примерно до 1930-1940 гг., инфы о кочевом быте тоже предостаточно, правда расстояния кочевок все время в нашей истории сокращалось (я думаю это в первую очередь связано с активнейшей российской колонизацией) - раньше до 19 в. расстояния были меридианальными "юг-север" и простирались на сотни километров, позже они сократились до размеров областей и регионов и перешли из "меридианальной" в форму "поймы рек, озер (кыстау) - степь (джайлау)". Частичное кочевние в Казахстане имеет место и по сей день по схеме: для КРС и овец "зимовка - стойловое содержание с заготовкой сена", "летовка - на пастбищах", а для лошадей - "круглогодичные пастбища с зимней тебенёвкой" О кыргызах Кыргызстана и Китая инфы тоже достаточная масса. Но о подробностях кочевок населения Монголии инфу не нашел. Везде пишут и говорят, что да, кочевники, но практически ноль информации...кочуют ли вообще? Вопрос: Где можно подробно ознакомится с вопросом кочевания скотоводов Монголии и АРВМ КНР, в частности, о способах, маршрутах, сезонности, расстояниях кочевок, видах скота, способах и обустройстве зимовок, тебенёвки конских табунов и пр. (желательно с иллюстрациями - рис., фото, видео) - за период 17-20 веков и за сегодняшние дни? Теперь к вопросу о современных перекочевках со скотом. Сперва личные предположения: Может быть ощущение о монгольском современном «кочевничестве» со скотом автоматически вызывает широко используемый монголами до сегодняшних дней вид жилья – войлочные юрты? Ведь в отличие от других кочевых скотоводческих народов, казахов и кыргызов, монголы до сих пор крайне мало используют стационарное жилище (кирпичные, деревянные, саманные или глинобитные дома). Может быть именно круглогодичное проживание монголами сельской местности в юрте создает внешний эффект кочевничества, пусть даже если скот круглый год пасется недалеко от юрты или содержится зимой в загонах, и если даже нет типичных для экстенсивного кочевого скотоводства цикличных сезонных перекочевок с зимних на весенние, с весенних на летние, с летних на осенние, а с осенних вновь на зимние пастбища? Исследователь А.Д. Симуков в 1934 году отмечал специфику перекочевок в МНР в зависимости от природно-географического региона: 1) Хангайский тип (большая часть Архангайского аймака) – радиус кочевок не превышает 7-8 км., а в некоторых случаях даже у многоскотных хозяйств зимовка отстоит от летней стоянки всего на 2-3 км. 2) Степной тип (характерен для южной половины Центрального аймака) – радиус кочевок 30-50 км. и больше. 3) Западный тип (в западной части МНР, например, район Улангом) – три основные стоянки – высокогорная, равнинная и нижегорная. 4) Убурхангайский (южная окраина Хангайской горной страны и прилегающая Южная озерная котловина) – радиус кочевок достигает 150-200 км. 5) Восточный тип (Восточно-монгольская равнина, Восточный аймак) – радиус кочевок примерно 100 км. 6) Гобийский тип – радиус примерно до 150-200 км. Откуда у меня сомнения по поводу кочевания монголов, спросите вы меня? Дело в том, что я не встретил на просторах интернета фото самих перекочевок монголов, отчего у меня создалось мнение, что их нет. Может кто опровергнет мои сомнения соответствующими фотками?! Да, везде полно информации, даже не задумываясь авторы блогов, статей и фоторепортажей уверенно утверждают о "кочевниках монголах", но на поверку оказывается, что на самом деле речь идет о казахах Монголии или Китая. Это как в случае с казахскими охотниками беркутчи Монголии и вообще с казахами Баян Ульгия, которых русские принимают за монголов. Напротив, на просторах ин-та фото перекочевок, например, казахов и кыргызов валом. Продемонстрирую несколько примеров (в деталях, т.е. в установлении страны, могу ошибаться). Казахи Алтая, Монголии: Глубина снега на зимних пастбищах: Казахи Алтая, Китая: Казахи Казахстана (частично на юго-востоке): и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2016 Есть фотки, где монголы заготавливают на зиму сено (аймаки можно определить по номерам машин): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2016 У меня возник еще один вопрос к братьям монголам, бурятам и калмыкам (жалко только что все они остаются без ответов ). У тюркских народов, в частности у казахов, существует традиция мазать маленьким детям на лбу отметину сажей, что называется "күйе жағу" (букв: мазать сажу, пачкать сажей). Суть и цель обычаяпроста - уберечь ребенка от сглаза. Практикуется при большом скоплении людей и незнакомых лиц - в гостях, при приеме гостей и т.д. У монголоязычных народов он вроде тоже присутствует (см: на фото) под названием "бор халзан туулай" (букв: заяц с коричневым лбом). Однако его суть и цель объясняются монголами в соц. сетях совершенно по другому. Например, что якобы сажу мажут детям не только идя в гости, но также выходя по ночам из дома, юрты. И что его название связано с неким зайцем. Вопрос: кто сможет объяснить суть монгольского варианта обычая - с чем он связан и причем здесь заяц? Спасибо! Фото: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 8 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2016 В Бурятии попалась в руки такая штучка. Просматривается какой-то иероглиф или символ. Думаю , монголы должны знать значение этого символа! Интересно было бы узнать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться