АксКерБорж Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 Тема не про сходства, о чем на форуме много тем, а про ряд принципиальных отличий между казахами и монголами: При всех внешних больших сходствах – в быту, традициях, языке, верованиях, облике, общих исторических событиях, заметны и кардинальные (а может принципиальные?) отличия. Откуда они? Что лежит в их основе? Какова причина? О чем они свидетельствуют? При этом многое из того, что присутствует у казахов, средневековыми историками и путешественниками отмечено и у татар, т.е. средневековых монголов 12-13 вв., но отсутствует у современных монголоязычных народов. Опять же вопрос – почему? Давайте порассуждаем все вместе. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечания: * Взглядом обывателя… * Прошлое и современность… * А – казахи, Б – монголы (в основном это халха, буриаты и ойраты): ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Итак, А - вход в юрту обращен к восходу солнца. Б – вход в юрту обращен к югу. А - отсюда правая сторона – юг (правый, юг – оң; от этого: онғы, онгут?), левая – север. Б – отсюда правая сторона – запад, левая – восток. (переселение предков двух народов шло, соответственно, у первых с запада на восток, а вторых с севера на юг?... см: Прим-1) А - мужскую половину юрты считают правой, а женскую левой - исходя из позиции «төр» (почетного места напротив входа) лицом к входу. (в связи с чем все правое «оң» и справа считается сакральным, даже по сей день умерших кладут и выносят в помещениях справа «оң жақтан») Б - мужскую половину юрты считают левой, а женскую правой, т.е. наоборот, исходя из позиции «вход» лицом к «хоймор» (почетному месту напротив входа). А - юрта с высоким куполом, а изогнутые по нижним концам купольные жерди дают прочность все конструкции, полов не стелят, дверей 2 – деревянная и войлочная, стены юрты обставляются по периметру и внутри в качестве перегородок-ширм плетенными циновками «ши» из одноименного растения, степного тростника (отсюда рус. Ширма - перегородка? ) Б - юрта с низким куполом, а из-за прямых купольных жердей и как следствие нагрузки купола на центр юрты светодымовой обруч «цагираг» обязательно подпирается двумя опорными столбами, зачастую имеется деревянный пол, дверь только деревянная, «ши» отсутствуют. А - не было. Б - существовали стационарные квадратные жилища с «П»-образными канами - с лежанками над дымоходами. А - категорически не стригут гривы и хвосты лошадям, что считается плохой приметой, ведущей к смерти хозяина - изредка стригут только жеребятам и тем взрослым лошадям, у которых умер хозяин и поэтому таких лошадей называют «тұл», т.е. вдова, которая подлежит забою на поминки хозяина «тұлдау». Б - стригут и это даже торжественный обряд. А - таврят лошадей и верблюдов обязательно с левой стороны. Б – таврят лошадей и верблюдов не обязательно с левой стороны, зачастую с правой. А - садятся на лошадь обязательно с левой стороны. Б - посадка на лошадь строго не регламентируется. (к примеру С.И.Вайнштейн дает аналогичное сравнение в книге «Проблема происхождения оленеводства в Евразии», с.37, 38, 43, 46, где приводит мнения Г.М.Василевича и М.Г.Левина: «Тувинцы-тоджинцы и тофалары (АКБ: тюрки) садятся на оленя слева, а эвенки и эвены (АКБ: тунгусо-маньчжуры) – справа…. Действительно, различия между этими двумя типами очень велики. Саянские оленеводы садятся на оленя слева, тунгусские – справа…. У оленеводов Саян посадка на оленя слева сохраняла традицию коневодства и тогда, когда была освоена верховая езда на седле со стременами (аналогичном конскому)…. причем особенности первого развились под влиянием тюрок-коневодов, а второго под влиянием коневодов-монголов…. Возникает вопрос, почему в тунгусских языках название вьючного оленьего седла «эмэгэн» созвучно названию конского седла «эмээл» у монголов. Имеются и некоторые другие тунгуссо-монгольские параллели в оленеводстве эвенков и коневодстве монголов. Заметим также, что тунгусское и монгольское названия для лошади совпадают») А – любимым лошадям непременно дают имена. Б – ? А - доят коров, яков и кобыл с левой стороны. Б - доят коров и яков с правой стороны, кобыл - ? А – при забое животных в обязательном порядке выпускается кровь. (полагаю ислам здесь ни причем) Б – кровь при забое животных преднамеренно оставляется внутри. А – не употребляют грызунов. (полагаю ислам здесь ни причем) Б – употребляют сурков и пр., причем это деликатесное мясо, к примеру, блюдо «тарваган боодог». А – рыба хоть и не мясо, но от нее не отказываются, а широко промышляли и употребляют ее в основном живущие у крупных водоемов: Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан нор. Б – существует сакральный запрет как на ловлю рыбы, так и на ее употребление. А – при варке специально переваривают мясо. Б - специально недоваривают мясо и едят полусырым. (см: Прим-2) А - солят еду обильно, а для мяса делают специальный рассол «тұздық». Б - недосаливают пищу. А - пьют обычный чай. Б - пьют подсоленный чай. А – сеют в основном просо. Б – ничего не сеют. А – не держали свиней и не употребляли свинины. (полагаю ислам здесь ни причем; см: Прим-3) Б – держали и ели свиней. А, Б – запах верхней одежды: (почему-то считается, что у тюрков и монголов различный запах халатов, хотя сейчас они одинаковые - ныне «тюркским» можно назвать женский запах, а «монгольским» мужской))) может все дело в завязках с разных сторон, что отмечал к примеру в 1253 г. в Крыму Рубрук «…татары отличаются от тюрок именно тем, что тюрки завязывают свои рубашки с левой стороны, а татары всегда с правой») А - наличие в музыкальном творчестве, наряду с медленными, быстрых композиций «күй», исполняемых на домбре, ярко передающих состояние степной удали, всадничества, верховой охоты и конной скачки. Б – отсутствует. А - «барымты» (по-русски «баранта») как способ принудительного исполнения судебных решений и как способ тренировки военных набегов в мирное время. Б – отсутствует. А – охота с ловчими птицами. Б – отсутствует. А –охота с борзыми собаками. Б – отсутствует. (Потанин Г.Н. на основе рукописей Муссы Шорманова пишет: «…истые же кочевники-степняки (Акмолинской и Семипалатинской областей середины 19 века), вполне поглощенные уходом за своими стадами, знают только один промысел, да и тот вполне кочевой, именно охоту с ручными ястребами и отчасти с борзыми собаками.») А – до ислама единобожие – вера в Тәңір, черты которой соссуществуют с исламом. Б – до буддизма многобожие – вера в 99 Тэнгриев, черты которой сосуществуют с буддизмом. А – практика многоженства при условии возможности материального обеспечения, отсюда: главная жена – бәйбіше, средние – орта, младшая – тоқал. (полагаю ислам здесь ни причем) Б – отсутствует. А – традиция сватовства детей с их младенчества (и даже с люльки) и несовершеннолетнего возраста. Б – отсутствует? А – традиция длителього сватовства с одним избранным родом/племенем, что передается словами «құда-андалы», «құда мынжылдық» и др., т.е. наличие института «материнского рода». Б – отсутствует? А – плата родителям невесты за воспитание дочери «қалын мал», по-русски «калым». Б – отсутствует. А – институт аменгерства (аменгерлік, левират), когда овдовевшая женщина выходит замуж за брата покойного мужа или когда сыновья при смерти отца брали в жены приемных матерей, т.е. мачех. Б – отсутствует. А – институт аманатства (аманат) как обеспечение мира и ненападения путем взятия и содержания заложников из семей знати. Б – отсутствует. А – женщина в возрасте, женщина мудрая, умная в большом почете, ее слова порой выше мужского мнения. Б – ? А – традиция возведения в ханы обязательно поднятием избранного на белой кошме к Небу. Б – отсутствует. А – запрет на браки внутри ближайших семи колен. Б – отсутствует. А – традиция подробных и разветвленных родословных «шежіре» и обязательное требование об обязательном знании мужчинами как минимум 7 колен предков. Б - ? и т.д... --------------------------------------------------------------------------------------------------- Прим-1: Прим-2: (прошу братьев монголов не оскорбляться на устаревшие заметки Потанина Г.Г. по поводу опрятности) Прим-3: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 Б - мужскую половину юрты считают левой, а женскую правой, т.е. наоборот, исходя из позиции «вход» лицом к «хоймор» (почетному месту напротив входа). Кто вам сказал это? Мужскую половину юрты у монголов считают правой.Почетное место тоже правее. На хойморе сидит только хозяин. А - вход в юрту обращен к восходу солнца.Б – вход в юрту обращен к югу. К восходу солнца тоже. А – не употребляют грызунов.(полагаю ислам здесь ни причем) Б – употребляют сурков и пр., причем это деликатесное мясо, к примеру, блюдо «тарваган боодог». "Едят они мясо, молоко и дичь; едят они фараоновых крыс': много их по равнине и повсюду. Едят они лошадиное мясо и собачье и пьют кобылье молоко. Всякое мясо они едят." А – плата родителям невесты за воспитание дочери «қалын мал», по-русски «калым».Б – отсутствует. Есть такой обычай. Называется" Инж" А – традиция возведения в ханы обязательно поднятием избранного на белой кошме к Небу.Б – отсутствует. Назарбаева подняли на белой кошме к Небу? А – запрет на браки внутри ближайших семи колен.Б – отсутствует. "Долоон үедээ гэрлэж болохгүй".Есть такой запрет. А – практика многоженства при условии возможности материального обеспечения, отсюда: главная жена – бәйбіше, средние – орта, младшая – тоқал.(полагаю ислам здесь ни причем) Б – отсутствует. Красные запретили это. А – не держали свиней и не употребляли свинины.(полагаю ислам здесь ни причем; см: Прим-3) Б – держали и ели свиней. Покажите источник! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 А если серъезно? Ну так то северную Монголию, то бишь нынешнюю Бурятию, русские же присоединили к себе. А дальше - мочи не хватило. Бурятию завоевывали почти 100 лет, а дальше уже с Цинами пришлось столкнуться. Которые на тот момент были русским не по зубам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 По поводу юрт. Щас как раз во Внутренней Монголии нахожусь, и юрты здесь имеют высокую крышу, близкую к полукруглой, а не конической. Нынешний вид халхасских и бурятских юрт с приземистыми коническими крыщами, скорее, связан с особенностями промышленной технологии со второй половины 20 в. И по поводу охоты с птицами. Читал недавно большую статью по титулатуре монголов 17 в. Там есть чиновник "шибегучи" - "птичник" (современное "шубуун" - "птица"). Человек, который смотрел за ханскими ловчими птицами. Так что отсутствие у монголов такой этнографической черты, как охота с птицами - следствие, скорее всего, буддизма с его негативным отношением к охоте как убийству ради развлечения. По поводу других моментов тоже много спорного, например, на коня у бурят садятся только слева. Времени просто нет обдумать все остальное Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 По поводу юрт. Щас как раз во Внутренней Монголии нахожусь, и юрты здесь имеют высокую крышу, близкую к полукруглой, а не конической. Нынешний вид халхасских и бурятских юрт с приземистыми коническими крыщами, скорее, связан с особенностями промышленной технологии со второй половины 20 в. Причем тут промышленная технология? Откуда тогда подпорки и прочее? Откуда изменения? Вопрос стоит именно в этом. И есть ли доказательства того, что до этого они были? И по поводу охоты с птицами. Читал недавно большую статью по титулатуре монголов 17 в. Там есть чиновник "шибегучи" - "птичник" (современное "шубуун" - "птица"). Человек, который смотрел за ханскими ловчими птицами. Так что отсутствие у монголов такой этнографической черты, как охота с птицами - следствие, скорее всего, буддизма с его негативным отношением к охоте как убийству ради развлечения. Тогда куда они исчезли, ведь вопрос стоит именно в этом. По поводу других моментов тоже много спорного, например, с коня у бурят садятся только слева. Времени просто нет обдумать Давайте вместе думать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 Причем тут промышленная технология? Откуда тогда подпорки и пр.? Откуда изменения? Вопрос стоит именно в этом. Тогда куда они исчезли, ведь вопрос стоит именно в этом. Давайте вместе думать. Технология тут при том, что прямые перекрытия делать проще при промышленном производстве, а подпорки нужны, потому что конус - не самонесущая конструкция, в отличие от купола. В моем ответе уже есть ответ на ваш вопрос, вы прочтите, пожалуйста. Монголы приняли буддизм, который не поощряет охоту вообще, а охоту для удовольствия - тем более. До принятия буддизма и в раннюю пору после его принятия "шибегучи" были, позже их не отмечают - значит, причина именно в этом. Давайте, только вы будьте готовы услышать ответы, не так как в случае абзацем выше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 Приятно, что оспариваете наличие отличий, а это значит, что у нас все-таки больше общего! Но тем не менее: Кто вам сказал это? Мужскую половину юрты у монголов считают правой.Почетное место тоже правее. На хойморе сидит только хозяин. К восходу солнца тоже. Не утверждаю, но куда бы я ни ткнулся, везде как раз говорится о том, что: 1. монголы мужскую половину юрты называют левой стороной 2. а вход в монгольскую юрту обращен на юг. Подтвердите свою точку, вопрос тогда возможно отпадет. "Едят они мясо, молоко и дичь; едят они фараоновых крыс': много их по равнине и повсюду. Едят они лошадиное мясо и собачье и пьют кобылье молоко. Всякое мясо они едят." Это Вы о ком, что едят крыс и собак? Есть такой обычай. Называется" Инж" Подтвердите, что у монголов есть обычай уплаты калыма. Назарбаева подняли на белой кошме к Небу? Причем тут он? Давайте по теме. И читайте внимательнее мои "Примечания" в самом верху темы. "Долоон үедээ гэрлэж болохгүй".Есть такой запрет. По этому поводу тоже хочется увидеть от ас письменные подтверждения. Красные запретили это. Тогда вопрос, почему красные не смогли запретить такого у себя под боком? Покажите источник! Показывал, см: в теме "Происхождение монголоязычных народов", если хотите, приведу еще. (а то как-то монголы сильно увлеклись кочевничеством благодаря славе Чингизхана и стали забывать свое истинное прошлое, а прошлое, как известно, это святое для всех - не было бы Чингизхана, не было бы всей шумихи... это имхо) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 Технология тут при том, что прямые перекрытия делать проще при промышленном производстве, а подпорки нужны, потому что конус - не самонесущая конструкция, в отличие от купола. В моем ответе уже есть ответ на ваш вопрос, вы прочтите, пожалуйста. Монголы приняли буддизм, который не поощряет охоту вообще, а охоту для удовольствия - тем более. До принятия буддизма и в раннюю пору после его принятия "шибегучи" были, позже их не отмечают - значит, причина именно в этом. Давайте, только вы будьте готовы услышать ответы, не так как в случае абзацем выше. Я считаю это лукавством. Монголы как были охотниками в Приамурье, как продолжали после охотиться в бывшей тюркской степи, так и продолжают охотиться там же и сейчас. Тогда Вам встречный вопрос - почему у вас сохранилось многое из того, что еще более не поощряется буддизмом? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 Пока готовятся ответы, я предлагаю уважаемым участникам выложить свое видение принципиальных отличий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 Я считаю это лукавством. Монголы как были охотниками в Приамурье, как продолжали после охотиться в бывшей тюркской степи, так и продолжают охотиться там же и сейчас. Тогда Вам встречный вопрос - почему у вас сохранилось многое из того, что еще более не поощряется буддизмом? Да нет, охотой монголы не занимаются, кроме охоты на волков и пр. хищников. Массовой охоты как развлекательно-досугового занятия, по-моему, просто нет, в отличие от России, например. Иначе дзерены, куланы и проч. степные обитатели были бы выбиты. Поэтому иностранцы охотники и рыбаки в Монголии себя чувствуют как в стране чудес. По второму вопросу - что именно? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 Отличают ли монголы стороны (лево-право) домашних животных другим словом. У казахов говорят левая сторона - мінер жақ (сторона с которой садятся на коня) и правая сторона қамшылар жақ (сторона, с которой бьют камчой). Это относится ко всем животным. В детстве, когда учат детей вырезать метки на ушках ягнят, так и объясняют с какой стороны. Это очень удобно, когда ловят коней. Не нужно объяснять с чьей правой стороны нужно подоити, коня или себя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 30 ноября, 2011 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2011 Аскар, у нас құрт совсем другой - не соленый, не в шариках как на юге и другой текстуры и цвета, при этом имеют форму специфичную выжиманию в кулаке. Самое лучшее ему применение - растворять в жирной сорпе из конины, это высший класс. И на вкус абсолютно разные, шарики на мой вкус напоминают обычный мел. В шутку я их называю бабушкиным кастетом. Шарики делают из обрата, то есть, из обезжиренного молока. Это подделка для продажи. И делают его мелким, чтоб спихнуть легче было. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 1 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 По поводу юрт. Щас как раз во Внутренней Монголии нахожусь, и юрты здесь имеют высокую крышу, близкую к полукруглой, а не конической. Нынешний вид халхасских и бурятских юрт с приземистыми коническими крыщами, скорее, связан с особенностями промышленной технологии со второй половины 20 в. ... Здесь главным критерием вызывающего характерного отличия является дерево из которого делают юрту. Юрта халха-монголов делается из древесины сосны, из чего тежелее чем соответствующие экземпляры сделанных из ивовых которые у ойротов и далее у тюрков. Поэтому две подпоры обязательно чтобы удерживать тяжелую верхную конструкцию юрты, длина уыка (унь) также короче поэтому получается приземистым. Видимо что центральные монголы (халха) жили спокойно и богато, потому что юрту сделали красивыми и не ленились украшивать разными узорами и т.п. Внутренность юрты из брэнда "уянга". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 1 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 Отличают ли монголы стороны (лево-право) домашних животных другим словом. У казахов говорят левая сторона - мінер жақ (сторона с которой садятся на коня) и правая сторона қамшылар жақ (сторона, с которой бьют камчой). Это относится ко всем животным. В детстве, когда учат детей вырезать метки на ушках ягнят, так и объясняют с какой стороны. Это очень удобно, когда ловят коней. Не нужно объяснять с чьей правой стороны нужно подоити, коня или себя. хе, хе. Конечно есть, только называется "зөв тал" и "буруу тал", т.е. "правильная/правая сторона" и "неправильная/левая сторона". Также говорят "морддог тал" - мінер жақ В фильмах всадник садится на конь и сходит с коня с любой стороны, а это странным кажется для монголов. Подойти монгольскому коню с неправильной стороны - это дело опасное. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 1 декабря, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 А - мужскую половину юрты считают правой, а женскую левой - исходя из позиции «төр» (почетного места напротив входа) лицом к входу. (в связи с чем все правое «оң» и справа считается сакральным, даже по сей день умерших кладут и выносят в помещениях справа «оң жақтан») Б - мужскую половину юрты считают левой, а женскую правой, т.е. наоборот, исходя из позиции «вход» лицом к «хоймор» (почетному месту напротив входа). Мужская сторона это правая со стороны хоймора-почетного места. Вы что-то перепутали. А - юрта с высоким куполом, а изогнутые по нижним концам купольные жерди дают прочность все конструкции, полов не стелят, дверей 2 – деревянная и войлочная, стены юрты обставляются по периметру и внутри в качестве перегородок-ширм плетенными циновками «ши» из одноименного растения, степного тростника (отсюда рус. Ширма - перегородка? ) Б - юрта с низким куполом, а из-за прямых купольных жердей и как следствие нагрузки купола на центр юрты светодымовой обруч «цагираг» обязательно подпирается двумя опорными столбами, зачастую имеется деревянный пол, дверь только деревянная, «ши» отсутствуют. Высокие и не высокие обе варианта есть. Монголия это не только нынешняя государство Монголия. А - не было. Б - существовали стационарные квадратные жилища с «П»-образными канами - с лежанками над дымоходами. Вы чего эти изыскании археологов нам переписываете? Вы думаете что в этих жилищах жили монголы? В последнее время несколько городищ Киданьского периода откопали монголо-российские археологи. И выяснилось что в них жили бохайцы. А - категорически не стригут гривы и хвосты лошадям, что считается плохой приметой, ведущей к смерти хозяина - изредка стригут только жеребятам и тем взрослым лошадям, у которых умер хозяин и поэтому таких лошадей называют «тұл», т.е. вдова, которая подлежит забою на поминки хозяина «тұлдау». Б - стригут и это даже торжественный обряд. Хвост не стригут. а гриву стригут только хозяйственным лошадям. А - садятся на лошадь обязательно с левой стороны. Б - посадка на лошадь строго не регламентируется. Это вообще нонсенс. Пробуй ка подойти с неправильной стороны. Вы хоть в жизни видели то как садятся на лошадь? А – при забое животных в обязательном порядке выпускается кровь. (полагаю ислам здесь ни причем) Б – кровь при забое животных преднамеренно оставляется внутри. Это как раз ислам на Вас повлияло. потомки мусульман среднеазиатов сартулы наши не употребляют в пищу кровь. Хотя забивают они скота давно как все монголы. харам вот так остался в виде запрета. А – не употребляют грызунов. (полагаю ислам здесь ни причем) Б – употребляют сурков и пр., причем это деликатесное мясо, к примеру, блюдо «тарваган боодог». Вообще-то тарвагачинами становились те которые не могли себя пропитать скотом. Т.е. тарвагачин это самый бедный человек. Если помните ССМ там семья Тэмучина питается именно тарбаганиной. А – рыба хоть и не мясо, но от нее не отказываются, а широко промышляли и употребляют ее в основном живущие у крупных водоемов: Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан нор. Б – существует сакральный запрет как на ловлю рыбы, так и на ее употребление. Это кому как. Если бы не знали никакой ловли рыб наверняка и не было бы необходимости иметь названии для разных видов, и не было бы развита терминология рыболовства. А - пьют обычный чай. Б - пьют подсоленный чай. Чем восточнее Монголия тем слабее соленным или вообще не соленным бывает чай. Это на западе где Потанин и ко путешествовали пьют соленный чай. Одна моя бабушка как раз оттуда и они пили такой чай. А другая из восточной части. У них соль вообще не чувствуется. А – сеют в основном просо. Б – ничего не сеют. Не говорите ерунду. Бабушка мне рассказывала об одном обычае после урожая. Дети идут с мешками и ведрами к уборщикам зерна и просят выделить им кывсан-долю. И так с каждой семьи кто сеет берут такую долю и собирается приличный мешок зерна. Она говорила что очень стыдилась ходить так. Но это был такой обычай и родители выгоняли их на это. В основном сеяли ячмень и просо. А – не держали свиней и не употребляли свинины. (полагаю ислам здесь ни причем; см: Прим-3) Б – держали и ели свиней. А это видимо Вы на этих мифических шивеев ссылаетесь, да? Монголы не ели свинину и не держали их. А - наличие в музыкальном творчестве, наряду с медленными, быстрых композиций «күй», исполняемых на домбре, ярко передающих состояние степной удали, всадничества, верховой охоты и конной скачки. Б – отсутствует. Ух, ты. Вы прямо знаток монгольской музыкальной традиции. Взял и сказал отсутствует. Мда. А - «барымты» (по-русски «баранта») как способ принудительного исполнения судебных решений и как способ тренировки военных набегов в мирное время. Б – отсутствует. Сайн эр-добрый муж это общее название тех конокрадов которые крали у дальних соседей табун и раздавал их бедным. Мое к ним отношение двоякое. А вашу баранту знаем. Грабеж всех и вся подряд и ничего более. Никакого удальства. Если конечно героизмом можно считать напасть на беспомощных скотоводов, группой. Таких барантовщиков в одном месте в нынешнем Бугат сомоне Гоби-Алтайского аймака Джа-лама прикончил всех. Больше не совались. Место называется Хасгийн хар үзүүр. Говорят там до 50-х годов видно было остатки костей. А – охота с ловчими птицами. Б – отсутствует. Как там выше сказали такой вид охоты было у монголов, но традиция прервалась. Как былая память об этом остались роды Шибаучи, Хүүхэд-Шибаучи, Шувуучин. В начале 20-го века у торгоутов оставалась эта традиция. А –охота с борзыми собаками. Б – отсутствует. Тайгам нохой так называют борзых. Этот вид охоты тоже недавно утерян. Выложу один интересный японский фильм про баарин-монголов, где как раз изображена эта охота. А – до ислама единобожие – вера в Тәңір, черты которой соссуществуют с исламом. Б – до буддизма многобожие – вера в 99 Тэнгриев, черты которой сосуществуют с буддизмом. Не забывайте что главным из них является Мөнгкэ көкэ тнгри. В которую и молился Чингисхан. А – практика многоженства при условии возможности материального обеспечения, отсюда: главная жена – бәйбіше, средние – орта, младшая – тоқал. (полагаю ислам здесь ни причем) Б – отсутствует. Эта традиция многоженства была и продолжалась до революции, пока не узаконили новый порядок. Но состоятельные люди обычно брали по 2 и 3 жен. А – традиция сватовства детей с их младенчества (и даже с люльки) и несовершеннолетнего возраста. Б – отсутствует? Ну многое Вы просто не знаете. Есть такая традиция. Называется өндгөн сүй. Сватают еще младенцом. А – плата родителям невесты за воспитание дочери «қалын мал», по-русски «калым». Б – отсутствует. Инжи называется. А – институт аменгерства (аменгерлік, левират), когда овдовевшая женщина выходит замуж за брата покойного мужа или когда сыновья при смерти отца брали в жены приемных матерей, т.е. мачех. Б – отсутствует. Относительно недавно вымерла эта традиция. Возможно фактор буддизма. Вдова обычно принимала обет шабаганцы. А – институт аманатства (аманат) как обеспечение мира и ненападения путем взятия и содержания заложников из семей знати. Б – отсутствует. Мы сейчас о современном периоде говорим или о 17-18 вв? Уточните. А – традиция возведения в ханы обязательно поднятием избранного на белой кошме к Небу. Б – отсутствует. Опять таки о современности говорим или о раннем периоде? Последний всемонгольский хан Лигдэн умер в 1634 году. А – запрет на браки внутри ближайших семи колен. Б – отсутствует. Офигенно. У нас даже до 9 колен нельзя жениться. А – традиция подробных и разветвленных родословных «шежіре» и обязательное требование об обязательном знании мужчинами как минимум 7 колен предков. Б - ? Ой какие знатоки хорошие Вы казахи. Куда нам до Вас. Маленьких детей спрашивают кто твой отец? Когда он скажет то спрашивает кто его отец? И так далее распрашивал. и т.д... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 1 декабря, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 Поскольку тема профанная, то предлагаю ее закрыть/стереть, а содержание отправить в "вопросы монголам". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бешеный монгол Опубликовано 1 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 Поскольку тема профанная, то предлагаю ее закрыть/стереть, а содержание отправить в "вопросы монголам". Точнее было бы в "Фолькхистори в Казахстане"! Она по праву должна занять место рядом с такими "шедеврами"... типа " недавно в Монголии последний потомок умер, а в Казахстане их тысячи и тысячи..." и др. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир 523 Опубликовано 1 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 Ну так то северную Монголию, то бишь нынешнюю Бурятию, русские же присоединили к себе. А дальше - мочи не хватило. Бурятию завоевывали почти 100 лет, а дальше уже с Цинами пришлось столкнуться. Которые на тот момент были русским не по зубам. Привет. Ребятки, вы хоть немного интересуйтесь вопросом о котором пишите. Бурятия ни в кои веки не была Монголией, даже северной. Наоборот, монголы приходили в Бурятию и ассимилировались целыми родами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 1 декабря, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 Привет. Ребятки, вы хоть немного интересуйтесь вопросом о котором пишите. Бурятия ни в кои веки не была Монголией, даже северной. Наоборот, монголы приходили в Бурятию и ассимилировались целыми родами. Ага буряты появились от шимпанзе в то время как монголы произошли от горилл. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 1 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 А - садятся на лошадь обязательно с левой стороны. Б - посадка на лошадь строго не регламентируется. (к примеру С.И.Вайнштейн дает аналогичное сравнение в книге «Проблема происхождения оленеводства в Евразии», с.37, 38, 43, 46, где приводит мнения Г.М.Василевича и М.Г.Левина: «Тувинцы-тоджинцы и тофалары (АКБ: тюрки) садятся на оленя слева, а эвенки и эвены (АКБ: тунгусо-маньчжуры) – справа…. Действительно, различия между этими двумя типами очень велики. Саянские оленеводы садятся на оленя слева, тунгусские – справа…. У оленеводов Саян посадка на оленя слева сохраняла традицию коневодства и тогда, когда была освоена верховая езда на седле со стременами (аналогичном конскому)…. причем особенности первого развились под влиянием тюрок-коневодов, а второго под влиянием коневодов-монголов…. Возникает вопрос, почему в тунгусских языках название вьючного оленьего седла «эмэгэн» созвучно названию конского седла «эмээл» у монголов. Имеются и некоторые другие тунгуссо-монгольские параллели в оленеводстве эвенков и коневодстве монголов. Заметим также, что тунгусское и монгольское названия для лошади совпадают») А – при забое животных в обязательном порядке выпускается кровь. (полагаю ислам здесь ни причем) Б – кровь при забое животных преднамеренно оставляется внутри. А – рыба хоть и не мясо, но от нее не отказываются, а широко промышляли и употребляют ее в основном живущие у крупных водоемов: Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан нор. Б – существует сакральный запрет как на ловлю рыбы, так и на ее употребление. А - пьют обычный чай. Б - пьют подсоленный чай. А - наличие в музыкальном творчестве, наряду с медленными, быстрых композиций «күй», исполняемых на домбре, ярко передающих состояние степной удали, всадничества, верховой охоты и конной скачки. Б – отсутствует. А – запрет на браки внутри ближайших семи колен. Б – отсутствует. А – традиция подробных и разветвленных родословных «шежіре» и обязательное требование об обязательном знании мужчинами как минимум 7 колен предков. Б - ? пацаненком всегда садился в седло с левой стороны, с другой стороны было "неправильно", правда, на мотоцикл садился уже с любой, но чаще слева, по привычке. В теме про кухню уже обсуждали вопрос и забоя скота, и употребления крови, в том числе тюркскими народами из числа мусульман. Наши бракоши 90-х - притча во языцех у журналюг, писавших о Калмыкии. Всяким там частиком пренебрегали, охотясь на осетра и белугу. Но я, к примеру, рыбу не люблю, поскольку родом из "деед haзр" - высоких земель, где водоемов практически нет. Ваша правда, пьют подсоленный чай с молоком, маслом и мускатом, научили этому весь Северный Кавказ - "Къалмак шай" Послушайте калмыцких домбристов - играют быстро и яростно, послушайте Каруева - играет медленно и величественно. Есть правило "до седьмого колена", причем как с отцовской, так и с материнской стороны. У казахов же, я слышал, на болелер не распространяется это правило. Из этого же правила "до седьмого колена" вытекала необходимость знать всех своих предков как минимум до седьмого колена, традиция устная, поскольку "Книг Страшного Суда" в Калмыцкой Степи не вели. Письменные источники, как правило, относились к "цаган яста баячуд" - представителям знати. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 1 декабря, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 Вот здесь в самом начале охота с борзыми собаками. 20-е годы ХХ века. Баарин одно из 5 внутренних халха. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2011 (изменено) Поскольку тема профанная, то предлагаю ее закрыть/стереть, а содержание отправить в "вопросы монголам". Не мудрено, если даже тюркологи стали казаться Стасу смешными. Надеюсь Стас, в отличие от меня, более сведущ, т.е. не профан, в вопросах темы? И прежде чем закрыть/стереть/растереть/уничтожить тему он должен обосновать это своими познаниями в ней?! (да как обычно, полемика наверно должна перейти теперь к прямым диалогам со Стасом..., чего уж так сильно не хочется, а он, как всегда, отошлет меня в тему "жалобы") Поделюсь с Вами, Стас, от души, Вы отбиваете всякое желание участвовать на форуме. А свои вопросы и ответы по теме я все таки продолжу (как будет время) .... может быть мне надо уточнить, что ... с Вашего позволения?! Изменено 1 декабря, 2011 пользователем АксКерБорж 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 2 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2011 Кстати, про жилища с канами. У нас в Бурятии копают гуннские города, в которых как раз в качестве жилищ использовались полуземлянки с канами. Гунны это кто? По АКБ выходит, несомненно, монголы. По крайней мере, тюрки на "гуннство" претендовать не могут. Я рад такому повороту изгибов мысли АКБ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 2 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2011 Вчера катался на велосипеде по городской стене Сианя. Садился по-кавалерийски, и каждый раз моя нога цеплялась за огромный сетчатый багажник, установленный над задним крылом. Но по другому не умею, генная память, гыгы. Хотя на коня садился полтора раза в жизни (шучу, конечно). Китайцы, видать, как-то по другому на велосипед садятся, раз им этот багажник не мешает. С другой стороны, я думаю, что посадка слева обусловлена физиологией человека. Попробуйте левую и правую ноги позадирать, правую гораздо удобнее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 2 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2011 И про аманатство. Монгольские принцы крови десятилетиями пребывали у цинского двора в качестве почетных заложников. За них маньчжурских принцесс отдавали, что не помешало Бурни восстать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться