Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

Думаю после Ферганцев кыргызы наиболее близкие. До восхождения ходжей, особенно до Йаттишара, возможно, с кыргызами были более близки чем с узбеками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я думал, что узбеки вам родные братья.

Получается, что киргизы могут оказаться родными братьями, а узбеки двоюродными ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Культурное влияние узбеков, конкретно, т.н. андижанцев (выходцев из Кокандского ханства), стало расти с ходжами, и увеличилось с падением Могулии в 1759 г. и с возвышением Кокандского ханства. Пик влияния это гос-во Йаттишар (1860 и 70 е годы).

На примерах,

Квадратные тюбетейки, чисто оригинальное изобретение жителей Ферганской долины. Уйгуры не часто носили тюбетейки, и они у них были другими, круглой формы.

Атласные ткани, ни на одном рисунке до 20 в. или даже фото 19 в. одежду из этой ткани женщины не носили.

И примеров только по одежде много. Помимо этого было влияние и во всех других аспектах жизни.

Распространялось это влияние ходжами которые требовали от народа т.н. настоящей мусульманский одежды и головных уборов, они считали что такая истино мусульманкая

одежда, это жителей Мавераннахра. И естественно они не ограничивались только одеждой, они требовали и изменений в обычаях. Подробно это описано у Валиханова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не только Валиханов, все источники 19 в и ранее об этом пишут. Наш язык нечто среднее между узбекским и кыргызским.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уйгурский действительно напоминает что-то среднее между узбекским и кыргызским языками, но только некоторые слова, все же он гораздо более близок языку узбекскому, что подтверждают и лингвисты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, мне вот тоже кажется, что узбек быстрее поймет уйгура, чем киргиз. А для киргиза на слух какой язык ближе уйгурский или казахский?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас да, диалект узбеков долины наиболее близок. А то что отметили помимо Валиханова, Аристов, Бичурин, цинский источник 18 в. остается открытым вопросом. Возможно наш язык за это время несколько изменился или что то другое, или они просто ошиблись.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Туземцы раньше и теперь"Очерк В.П. Наливкина

Издание А.Л. Кирснера Ташкент Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.

 

Под именем сортов в Сыр-Дарьинской, Самаркандской и Ферганской областях разумеется местное мусульманское оседлое население, городское и сельское, которое, не представляя в разных местностях названных областей особенно резких различий в бытовом отношении, в этнографическом подразделяется на собственно сартов, давно уже осевших тюрков (или узбеков), ведших раньше кочевой образ жизни, и таджиков, издревле оседлых аборигенов этой страны, говорящих на более или менее своеобразных наречиях персидского языка, в большей или меньшей мере подвергшихся влиянию языка пришлых завоевателей тюрков, (именуемых также и тюрко-монголами).

Одной из характерных черт таджиков является их тяготение к горам. Наибольшая часть таджикских селений находится в горах и предгорьях, причем наибольшая же часть всех вообще таджиков края проживает в Самаркандской области; в Ферганской, в предгорных частях Наманганского, Кокандского и Маргеланского уездов их значительно (вдвое) меньше, а в Сыр-Дарьинской области несколько небольших таджикских селений имеются лишь в Ташкентском и Чимкентском уездах.

Кроме тюрков и таджиков, в составе этнографического конгломерата, именуемого ныне общим именем сартов, вошли также: часть арабов-завоевателей, разновременно принимавшие ислам евреи и цыгане и осартившиеся татары и персы, постепенно и очень прочно ассимилировавшиеся с главнейшей, оседлой частью местного населения.

Составляя в указанную эпоху около 1/3 всего местного населения, будучи по преимуществу земледельцами и садоводами, сарты в то же время держали в своих руках наибольшую часть местных промышленности и торговли.

Вместе с тем в их же руках находился и камертон местной мусульманской духовно-нравственной жизни, (не исключая и духовной жизни кочевников), ибо преимущественно из их же среды, кроме длинной вереницы лиц составлявших правящий класс, выходили также и казии, ишаны, руководившие помыслами многих десятков (если не сотен) тысяч своих мюридов", и учителя местных мусульманских школ, и имамы, настоятели мечетей, и, наконец, шумный рой тех мусульманских книжников, улема, которые всегда играли очень крупную роль в духовно-нравственной жизни туземного общества и о которых несколько подробнее будет упомянуто ниже.

Таким образом, в общем, сарты являли собой наиболее культурную, а потому во многих отношениях и наиболее сильную часть местного населения.

Эта частью нравственная, а частью материальная сила сартов, которую, быть может, правильнее было бы назвать не столько активной силой, сколько выносливостью, зиждилась, главным образом, на уменьи приспособляться к обстоятельствам, на врожденной переимчивости, благодаря которой они чрезвычайно быстро усваивают самые разнообразные практические навыки, на врожденной способности и наклонности к торговле, на крайней ограниченности их потребностей, в чем с ними могут соперничать разве только китайцы, на отсутствии у них резких сословных различий, делавшем туземное общество относительно весьма однородным, и, наконец, на колоссальности той роли, которую мусульманская школа, в особенности высшая, Мадраса, играла в жизни туземной толпы в воспитательном и дисциплинарном отношениях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Туземцы раньше и теперь"Очерк В.П. Наливкина

Издание А.Л. Кирснера Ташкент Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.

 

Таким образом, в общих чертах, если не принимать во внимание период политической силы кипчаков в Фергане, не будет ошибкой сказать, что в бытовом отношении, (а равно и в численном) главнейшими группами местного населения были сарты и киргизы.

Сарт пахал землю, сеял, жал и молотил, сажал деревья, строил здания, ковал, точил, красил и ткал, выделывал кожи и торговал, выделяя на долю своей жены лишь небольшой круг чисто домашних работ.

Киргиз, наоборот, взвалив на жену и детей все бремя своего скотоводческого хозяйства до седлания и расседлывания своей лошади включительно, ел, пил, грелся на солнце, пел или слушал песни, в особенности же песни о народных героях, ездил в гости и время от времени занимался делами своего рода, участвуя в судбищах, производя кровавую месть, делая набеги на сартов и принимая участия в баранте, которая в последнее время была уже не столько профессиональным грабежом, сколько издревле облюбованным средством проявить свою удаль, размыкать накоплявшуюся от безделия потенциальную энергию души и тела.

Во время частых прежде междуусобий, а равно и во время набегов киргиз, сарт, если только он не принадлежал к числу сипа военных, по большей части прятался в джугаре или в садах, причем на киргиз смотрел как на безбожников и отчаянных головорезов, с которыми никому не справиться, ибо они не раз разбивали даже и ханские войска, несмотря на имевшиеся у них пушки. Зато каждый раз, когда нужда заставляла киргиза мирным образом приехать на базар в город или в сартовское селение, он считал себя потерянным человеком, ибо ему доставалось решительно от всех: сартовские собаки лаяли на его лохматый тумак (малахай); сартята вприпрыжку бежали за ним по улицам, распевая неприятные для него куплеты, а лавочники-сарты нагло обмеривали, обвешивали и обсчитывали его на базаре, зачастую глумясь притом и над его детским растерянным видом, и над его неотесанностью, и над его совершенным незнанием мусульманских правил общежития, и над его грубым, аляповатым выговором.

За все это киргиз искренно ненавидел и презирал сарта, считая его трусом, мошенником и выжигой, с которым нельзя иметь никакого дела, но от которого никуда не уйдешь, раз только является необходимость в каких-либо вещах, которых не могут смастерить аульные бабы.

Таким образом, туземное население страны не только было вполне однородным в этнографическом и в бытовом отношениях, но, наоборот,делилось даже на фракции или группы, из которых две главнейшие, сарты и киргизы, издавна находились в отношениях племенного антагонизма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Туземцы раньше и теперь"Очерк В.П. Наливкина

Издание А.Л. Кирснера Ташкент Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.

 

Главнейшей гарантией благополучного дальнейшего управления вилаетом была степень довольства хана представлявшимися тартуками.

Наиболее обычным поводом к смещению с должности бека (или хакима) был донос одного из недругов бека или одного из приспешников хана о том, что часть того, что должно бы быть доставлено хану, утаено. Иных способов контроля и отчетности почти не практиковалось. Дафтары, податные записи, хотя и представлялись хакимами, но обыкновенно никем не проверялись и даже не просматривались.

Таким образом, для того, чтобы усидеть на месте, хаким должен был возможно больше давать хану; но чтобы сделать это не только не в убыток себе, но и при условии возможно большего и скорейшего личного обогащения, приходилось изыскивать способы возможно больше взять с народа в уверенности, что сколь незаконными ни были бы эти поборы, они останутся безнаказанными до тех пор, пока хан будет удовлетворяться вручаемыми ему тартуками.

В совершенно таких же отношениях к беку (или хакиму) находились подведомственные ему амины и аксакалы, заведывавшие относительно небольшими районами и бывшие посредниками между беком и населением всего вообще вилаета, посредниками, конечно, не забывавшими себя и имевшими очень липкие руки, к которым, как и к бековским, прилипало очень многое на длинном пути между сельской хижиной и ханской урдой.

Народ был стадом, которое пасли, т.е., нещадно били и непрестанно стригли. Сарты, в особенности городские, давно утратив всякие следы воинственности, сознавая свое бессилие, по большей части молча покорялись этой тирании, отводя душу лишь келейными пересудами творившихся безобразий.

Киргизы, более свободолюбивые, более воинственные и энергичные, время от времени давали отпор, иногда наводя страх даже на ханские войска, несмотря на то, что последние обыкновенно бывали вооружены лучше киргиз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Туземцы раньше и теперь"Очерк В.П. Наливкина

Издание А.Л. Кирснера Ташкент Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.

 

В мусульманстве на всем лежит характерная печать ислама, старающегося все регламентировать, на все установить свой взгляд, исключительно мусульманский. Такой взгляд ислам пытается установить и на разного рода профессиональные занятия, превознося одни, как науку, одобряя другие, как земледелие, мастерства и торговлю, не одобряя третьи, как занятия мясников и акушерок, и, наконец, возбраняя четвертые, как приготовление вина и всех вообще опьяняющих напитков, торговлю предметами, не могущими приносить пользы человеку, и т. п. На почве сочетания этих ортодоксально мусульманских постановлений с практической неумолимой жизнью установились действительные отношения сарта к разного рода известным ему профессиональным занятиям, из которых ни одного он не любил так, как земледелие, и ни за одним он не гнался так, как за торговлей.

К первому тяготела его душа. Ко второму его влекли меркантильные соображения, которыми жило все окружавшее его общество, давно уже признавшее, что для того, чтобы быть хорошим, чтобы иметь возможность беспрепятственно выполнять хотя бы главнейшие требования божественного закона, именуемого шариатом, чтобы иметь возможность угодить Богу и людям и тем самым приобрести неотъемлемое право на вечное блаженство в загробной жизни, необходимо быть богатым или, по крайней мере, состоятельным.

Однако же ни большая склонность к торговле, ни большое число лиц, занимавшихся ей, не сделали в то время сартов среднеазиатскими финикийцами, ибо, во-первых, сарт того времени был чрезвычайно мало подвижен, а потому старался торговать поблизости от своего места жительства, по возможности в своем же городе; во-вторых, вследствие непрестанных между собой и внешних войн, а равно и враждебных соотношений с кочевниками, внешняя торговля робким сартам того времени представлялась мало заманчивой. Лишь немногие из них лично вели торговые сношения с киргизами, с Кашгаром и с Россией. На этом поприще, как уже было отмечено выше, с ними широко конкурировали татары; в руках которых главным образом сосредоточивалась внешняя торговля с Россией, с Кашгаром и с киргизской степью, в которой они, в торговом отношении, были почти полными хозяевами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сартянка. 1900-ые годы:

 

33e399237efd.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сартянка. 1900-ые годы:

Уважаемый АксКерБорж , не могли бы вы предоставить ссылку на источник,любезно предоставленный нам?

Уж очень монголоидный тип лица у этой сартянки..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...