Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

Если удалит добавленное от Акскла будет звучит примерно так:

Вот потомки этих правящих узбеков и остатков более старых тюркских групп СЕЙЧАС НАЗЫВАЮТСЯ УЗБЕКАМИ.

так че Акскл сам в исторический документ от себя добавляет? :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сходите в библиотеку и убедитесь собственными глазами (или попросите своих знакомых в Америке или вообще на Западе), что в книге Зенковского именно так и написано.

Serge A. Zenkovsky "Pan-Turkism and Islam in Russia" Harvard University Press 1960, Cambridge, Massachusetts

p.73

...In addition to the ruling Uzbeks, the population consisted of the still Iranian-speaking Tadjiks, their Turkized brothers, the Sarts, (who are now also called Uzbeks), and remnants of older Turkic groups which had preceded the Uzbeks in conquest of the Central Asian oases. The sedentary core, located between the Syr and Amu Daria rivers, was surrounded by the tribal territories of other Turkic-speaking nomads: Turkomens in the west, Kazakhs in the north, and Kirghiz in the east, all of whom jealously guarded their grazing grounds and occasional cultivated fields from the encroachment by the Uzbek khans...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никакая третья группа не была.

Были таджики и тюрки, никакие сарты-марты

Вот к ним пришли узбеки

и слились с тюрками, которые жили до них и

образовали узбеков.

С этим спорить глупо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Закулисные стороны сартовского быта

Гр. Андреев. Закулисные стороны сартовского быта // «Средняя Азия» (Ташкент), 1910, кн. V.

http://rus-turk.livejournal.com/19386.html

Долой бачей!

Публикуемые заметки написаны известными туркестанскими общественными деятелями и этнографами, Н. П. Остроумовым (1846—1930) и Н. С. Лыкошиным (1860—1922).

http://rus-turk.livejournal.com/80321.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ «ОЧЕРК БЫТА ЖЕНЩИНЫ ОСЕДЛОГО ТУЗЕМНОГО НАСЕЛЕНИЯ ФЕРГАНЫ»

В. Наливкин и М. Наливкина. Казань. Типография Императорского Университета. 1886 г.

http://www.fergananews.com/article.php?id=5970

...В рассовом или племенном отношении оседлое население Ферганы, носящее общее название сартов, состоит из узбеков (или тюрков) и таджиков.

Сарты-узбеки, говорящие на тюркском языке, суть прежние кочевники узбекских родов Кыргыз, Багыш, Кипчак, Каракалпак, Курама, Минг, Юз, Кырк и др., осевшие здесь в разное время и принявшие земледельческий культ местных аборигенов таджиков. [Заметим, между прочим, что оседание это в силу совокупности разнаго рода причин непрестанно продолжается и в настоящее время]. В пределах Ферганы в численном отношении сарты-узбеки значительно преобладают над таджиками. Немногочисленные сравнительно поселения последних, говорящих на наречии персидского языка (Касан, Чуст, Камыш-Курган, Канибадам, Исфара, Варух, Сох и др.) лежат вдоль подножья окружающих долину хребтов и указывают на те пункты, из которых как из центров, происходило постепенное разростание существующих ныне культурных оазисов долины.

Вместе с тем в настоящее время вся разница между оседлыми узбеками и таджиками заключается, собственно говоря, только в одном языке. Религия, образ жизни, привычки и обычаи, все это настолько одинаково, что далее мы будем иметь в виду главным образом оседлую женщину-узбечку, называя её общим именем сартянки, т.е. так, как это принято между русскими, живущими в средней Азии.

Восприняв земледельческий культ таджика, узбек принял вместе с тем от таджика же персидское название многих кушаний; большей части теперешней его утвари, разного рода инструментов, орудий, строительных терминов – словом всего того, что отсутствовало в прежнем кочевом быту узбека, а потому не имело и названий на его узбекском, тюркском языке.

В то же самое время не меньшее количество персидских слов внесла в современный нам сартовский (тюркский) язык и принятая им персидская литература , а принятие ислама ввело массу арабских слов (преимущественно названия отвлеченных предметов, юридические и богословские термины, а равно и большинство собственных имен). Таким образом, в современном нам сартовском (тюркском) языке половина почти слов персидские и арабские.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сарт — в этот термин в разное время вкладывалось и разное содержание. Неопределенность этнического термина «сарт» подчеркивалась многими исследователями. Русские переселенцы в начале XX века всех оседло живущих жителей Туркестана называли «сартами». По мнению известного тюрколога акад. В. В. Радлова, слово «сарт» произошло из индийского, где имело значение «купец». У акад. В. В. Бартольда, крупнейшего исследователя истории Средней и Передней Азии, находим следующее объяснение эволюции термина «сарт»: «В турецкой литературе XI века встречается также слово «сарт», но не в качестве народного названия, но как нарицательное имя, в смысле «купец». В турецкой буддийской литературе встречается слово «сартбау», искаженное санскритское sarthavaha или sarthabaha — «предводитель каравана»; по-видимому, это слово, на почве так называемого лингвистического осмысления, было изменено тюрками в сартбаши —«начальник сартов», откуда образовалось слово «сарт» в смысле «купец». "Монголы" в XIII веке употребляли образованные от этого корня слова «сартак» и «сартаул» в смысле «таджик» и «мусульманин», причем называли сартаками не только иранцев, но и тюрок-мусульман. Отуреченные потомки монголов в Туркестане в конце XV века употребляли слово «capт» в смысле «таджик», противополагая язык и литературу сартов языку и литературе тюрок. Степняки узбеки, завоевавшие Туркестан в начале XVI века, стали называть «сартами», в противоположность «узбекам», всех оседлых жителей, как иранцев, так и говоривших по-турецки; впоследствии, когда языком большинства оседлого населения сделался турецкий, слово «сарт» стало употребляться в литературе (например, у кокандских историков), отчасти и в жизни, в смысле горожанин или сельский житель, говорящий по-турецки, в противоположность таджику, сохранившему свой язык иранца. По чертам быта сартам, как типичным горожанам и земледельцам, теперь противополагаются не узбеки, большей частью перешедшие к оседлому образу жизни, а «казаки» (т.е. казахи - А.)(В. В. Бартольд. История культурной жизни Туркестана. Л., 1927, стр. 24 —25).

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XX/1900-1920/Kozlov_2/glossar.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в работе мухаммада имина садр кашгари (бека по происхождению приверженца белогорцев, написано приблизительно в 1790 годы), асар аль футух, о времени завоевания восточного туркестана и джунгарии цинской империей,

читал такое, дословно так:

узбеки, кыргызы, казахи, каракалпаки называют сартами таджиков и аймаков

с таджиками понятно, а кто такие аймаки?

по работе шах махмуда чураса, тюрки кашгарии делили в 17 веке население мавераннахра на узбеков и таджиков, третьих нет, и такой момент, что в андижане видимо тогда было таджиков больше чем узбеков, насколько это реально?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в работе мухаммада имина садр кашгари (бека по происхождению приверженца белогорцев, написано приблизительно в 1790 годы), асар аль футух, о времени завоевания восточного туркестана и джунгарии цинской империей,

читал такое, дословно так:

узбеки, кыргызы, казахи, каракалпаки называют сартами таджиков и аймаков

с таджиками понятно, а кто такие аймаки?

по работе шах махмуда чураса, тюрки кашгарии делили в 17 веке население мавераннахра на узбеков и таджиков, третьих нет, и такой момент, что в андижане видимо тогда было таджиков больше чем узбеков, насколько это реально?

крайне маловероятно. в Бабур наме уже подчрекивается, что язык и население туркское. в последующие периоды туркское влияния, самосознания только привалировало и наростало. Единственный город, где отмечается большое количество сартов по Бабуру это Маргилан. Вообще, из далины именно Анидижан среди племенных турков, вроде кальтатаев и муса базаров, а также его оркетсностей считается типично туркским, в отличии от тех же соседних. там даже племенные турки есть вроде япалок бош, ведь Мухаммад Содик, Мухаммад Юсуф собственно из тех мест.

касательно аймаков (это монгольская производная форма для чараймаков, деформированная с учетом персидского чор - 4, количество племен (собственно аймаков):

Чарайма́ки (дари چار‌ایماق «четыре племени») — совокупность ираноязычных племенных групп, проживающих на северо-западе Афганистана и северо-востоке Ирана и ведущих преимущественно полукочевой образ жизни. Общая численность ок. 1 600 тыс. чел.

http://ru.wikipedia....%B0%D0%BA%D0%B8

http://dic.academic....%90%D0%9A%D0%98

в принципе в педивики география и этногенез сносно описан, можно иметь ввиду. по крайней мере есть очевидная граница - северо-восточный Иран (исторический Хорасан) и сев-зап. Афганистан. как раз на стыке, вроде логично.интересно, что ключевым фактором является их персоязычие, ведь племенная структура у них присутствует, как семиномадический быт, особенно в Афганистане, он сохранился в первозданности. часто причисляются к таджикам, иногда к хазарейцам, ввиду присутстсвия существенного многольского антропо типажа и черт. по сути причина нарекания - персоязычие и/или шиизм, что обьяснимо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

касательно аймаков (это монгольская производная форма для чараймаков, деформированная с учетом персидского чор - 4, количество племен (собственно аймаков):

Чарайма́ки (дари چار‌ایماق «четыре племени») —

Дербеты ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Central Asians Under Russian Rule - A Study in Culture Change' Elizabeth E. Bacon, Cornell University Press, Ithaca and London, 1966, 1980.

Перевод мой - А.

сс.17-19

Узбеки. Тюрки, которые селились в оазисах, принимали оазисную культуру таджиков, но сохраняли свою тюркскую речь, и передавали ее многим ирано-язычным жителям. К концу 13 века, например, Хорезм стал тюркоговорящим городом. В начале 16 века эти оазисные города были завоеваны тюрко-"монгольскими" династиями ведущими свое происхождение от предка по имени Узбек. С этого времени имя Узбек применялось к этим династиям и к некоторым из их племенных последователей, но не к тюркским жителям городов и деревень которые приняли таджикский образ жизни. Те стали известными как "сарты" - слово индийского происхождения означающее "торговец" - которое ранние тюрки применяли к оазисному ираноязычному народу как альтернативу (названию) таджик. При узбекских династиях (название) "сарт" относилось к образу жизни и применялось кочевниками по отношению к жителям оазисов вообще - независимо от того была ли их речь персидской или тюркской. Русские царского режима следовали этой же практике различая сартов, с характеристиками оазисной культуры - большинство из которых было тюрко-говорящими, и узбеков, которые сохраняли некоторые остатки племенной культуры. Советский режим, с другой стороны, считал (название) "сарт" уничижительным и исключил его из русского языка. В советском использовании название узбек было расширено чтобы включить все группы разговаривающие на родственных тюркских диалектах: тех, которые раньше были известны как сарты, оседлые народы которые сохранили некоторую память о племенном происхождении, и племена, которые продолжали вести частично пасторальную жизнь на границах оазиса. Среди этих последних были такие отдельные племенные группы как кипчаки, которые насчитывали 33 502 (человек) в 1926 году, курама (50 218 человек), и турки (29 500) 7.

Название узбек т.о. включает довольно неоднородное население варьируюшееся в культуре от полностью оседлых торговцев и ремесленников до полукочевых сообществ, имеющих сильную племенную ориентацию. В физическом облике существует такое же разнообразие. Многие узбеки являются кавказоидами памирского типа, которые абсолютно ничем не отличаются от своих таджикских соседей, но среди некоторых - даже среди тех кто был известен как сарт, видны намеки на монголоидных предков. Монголоидные черты более заметны среди тех, кто принадлежит к племенной памяти или культуре, но в целом узбеки менее монголоидны, чем казахи и киргизы. Узбеки наиболее многочисленны среди коренных жителей Центральной Азии, они составляют большинство населения оазисов, которые поддерживают плотное население. В 1959 году узбеки в Советском Союзе составляли 6 015 000 из которых 5 038 000 проживали в Узбекской ССР. Из оставшихся 454 000 проживало в Таджикистане - число которых отражает продолжающийся сдвиг среди оазисных жителей от таджикской персидской речи к узбекской тюркской. Анализ оазисной культуры сделанный в этом исследовании основан существенно на традиционной сартской культуре. Там где отклонения в направлении консерватиной таджикской или племенной узбекской культуре упоминаются, это будет специально оговорено...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а сарты- сами себя сартами когда нибуть называли? есть этому какие нибуть доказательства? вот вы Акскл писали что якобы сартский язык- карлукский(а Узбекский кипчакским) , так естьли у вас обоснование что якобы сами сарты называли свой язык сартским?

Есть исторический документ это сборники стихов Нодира и Увайсий написанные в 19 веке, перед самым началом русской окупацией Коканда,

стихи написаны на якобы сартском(простонародном), и подписаны поэтэсами - ТУРКИ!!! в то время когда казахи и киргизы не знали слово- турк,

Махларайим Надира (писала под тахаллусами (псевдонимами) Надира — на узбекском языке, Камила или Макнуна — на персидско-таджикском (1792, Андижан — 1842, Коканд)) — узбекская поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы, дочь правителя Андижана, жена Умар-хана (Омара), правителя Коканда, поэта, покровителя поэтов и ученых. Наряду с Увайси и Махзуной является представительницей кокандской женской поэзии.
Джахан-Атын Увайси (псевдоним; также Увайса, Вайси, настоящее имя Джахан-биби или Джахан-Атын; 1781—1845) — поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы на чагатайском языке. Наряду с Надирой и Махзуной является представительницей кокандской женской поэзии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Central Asians Under Russian Rule - A Study in Culture Change' Elizabeth E. Bacon, Cornell University Press, Ithaca and London, 1966, 1980.

Перевод мой - А.

сс.17-19

Узбеки. Тюрки, которые селились в оазисах, принимали оазисную культуру таджиков, но сохраняли свою тюркскую речь, и передавали ее многим ирано-язычным жителям.

Значат Elizabeth E. Bacon тоже трактует сложную историю узбеков с позиции самоучки. Ничего они передавали, узбеки Шейбани хана были выходцами из степей Дешти кипчака и говорили они на кипчакском наречии. А современный узбекский язык это язык чагатайской группы, если бы сегодня узбеки говорили на кипчакском, то да можно были сказать что, пришлые узбеки дали свой язык местным таджикам, но сегодня узбеки говорят на карлукском, не на языки кочевых узбеков, это пришлые узбеки приняли местный тюркский (карлукский) язык! Этот язык распространился как минимум со времен Караханидов или еще раньше, когда подавляющее большинство предков казахов были монголами монголоязычными, обитающие на востоке Гоби :D. А по антротипу узбеки - метисы меж тюрк- монголами,и индоевропеоидами средней азии, вообщем ярко-выраженный тураноид. Культура,обычаи узбеков общемусульманская...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему нынешные узбеки окают как таджики?

издавно жили близко к иранскому миру и контакт не избежен, персо-таджикский язык играл не малую роль, оттуда и их влияние

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему нынешные узбеки окают как таджики?

а может это таджики научились окать от узбеков :D ведь узбеки развивали персидскую литературу за таджиков :D

Ами́р Хосро́в Дехлеви́, настоящее имя Абу́ ль-Хаса́н Ями́н ад-Дин Хосро́в (перс. ابوالحسن یمین‌الدین خسرو‎, хинди अबुल हसन यमीनुददीन ख़ुसरो ;1253, Патиали, ныне штат Уттар-Прадеш, — 1325, Дели) — персидский поэт, также писавший на хинди , учёный, музыкант. Жил в Делийском султанате. Поэзия Амира Хосрова имела огромное значение в истории персидской литературы.

Отец Хосрова, Амир Сейф уд-Дин Махмуд, был одним из среднеазиатских командиров тюркского племени лачин, возводившего себя к кара-киданям[1][2][3]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а может это таджики научились окать от узбеков :D ведь узбеки развивали персидскую литературу за таджиков :D

ну если такая пьянка, сюда можно записать и других предков узбеков, вроде Бедиля, Руми, Навои и других турков, которые внесли вклад в становление персидской поэзии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот язык распространился как минимум со времен Караханидов или еще раньше, когда подавляющее большинство предков казахов были монголами монголоязычными, обитающие на востоке Гоби :D.

В лесах вокруг Байкала они были.Да еше около Кара мурен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну если такая пьянка, сюда можно записать и других предков узбеков, вроде Бедиля, Руми, Навои и других турков, которые внесли вклад в становление персидской поэзии.

Ами́р Хосро́в Дехлеви- по официальной иранской науке признан печатью т.е. последним кто писал (сделал большой вклад) на классической персидской литературе, после него уже начинаются два самостоятельных направления новоперсидский и новотаджикский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему нынешные узбеки окают как таджики?

Явление присуще и халх-монгольскому языку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Википедии все просто замечательно разъясняется:

http://en.wikipedia.org/wiki/Sart

И здесь тоже:

http://www.eurasica.ru/articles/library/alihan_aman_ob_etimologii_znacheniyah_i_istorii_slova_sart/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...