Перейти к содержанию
Aza

Халха-Монголы

Рекомендуемые сообщения

халхасцы изначально были тюрками, просто со временем они смешались с тангутами и маньчжурами, далее в период нескольких веков маньчжурской власти окончательно оманчжурились. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

халхасцы изначально были тюрками, просто со временем они смешались с тангутами и маньчжурами, далее в период нескольких веков маньчжурской власти окончательно оманчжурились. 

 

Когда оманьчжурились ойраты-джунгары и хазарейцы,аймаки? В каком веке?

Большая часть средневековых маньчжуро-джурчженьев и тангутов ныне среди казахов. Чингисхан завоевал тангут и джурчженьев, и большинство из них стали передовыми воинами наряду с татарами.Это факт.

Я считаю,что казахское племя "тана" это тангуты.. "гут" это монгольский суффикс множественного.

тан, тана,тана+гут.

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

халхасцы изначально были тюрками, просто со временем они смешались с тангутами и маньчжурами, далее в период нескольких веков маньчжурской власти окончательно оманчжурились. 

 

Когда оманьчжурились ойраты-джунгары и хазарейцы,аймаки? В каком веке?

Большая часть средневековых маньчжуро-джурчженьев и тангутов ныне среди казахов.

Я считаю,что казахское племя "тана" это тангуты.. "гут" это монгольский суффикс множественного.

тан, тана,тана+гут.

:)

 

не факт что указанные РАД ойраты это нынешние калмыки, у алтацев самоназвание тоже ойрат, а насчет монголоязычности хазарейцев это большой вопрос, разговаривают на таджикском, с малой примесью тюркского языка. 

Еще вы сами подтверждаете мой слова, если даже допустить как вы указываете "Большая часть средневековых маньчжуро-джурчженьев и тангутов ныне среди казахов." то логичнее предположить что большая часть халхасцев это маньчжуры, так как не разделены никаким природным барьером (ни пустыни, ни гор, а сплошная степь),  испокон веков жили по соседству, и последние несколько столетии в подчинении.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

халхасцы изначально были тюрками, просто со временем они смешались с тангутами и маньчжурами, далее в период нескольких веков маньчжурской власти окончательно оманчжурились. 

 

А Вы специалист по монгольским и маньчжурским языкам, чтобы делать такие выводы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

халхасцы изначально были тюрками, просто со временем они смешались с тангутами и маньчжурами, далее в период нескольких веков маньчжурской власти окончательно оманчжурились. 

 

Когда оманьчжурились ойраты-джунгары и хазарейцы,аймаки? В каком веке?

Большая часть средневековых маньчжуро-джурчженьев и тангутов ныне среди казахов.

Я считаю,что казахское племя "тана" это тангуты.. "гут" это монгольский суффикс множественного.

тан, тана,тана+гут.

:)

 

не факт что указанные РАД ойраты это нынешние калмыки, у алтацев самоназвание тоже ойрат, а насчет монголоязычности хазарейцев это большой вопрос, разговаривают на таджикском, с малой примесью тюркского языка. 

Еще вы сами подтверждаете мой слова, если даже допустить как вы указываете "Большая часть средневековых маньчжуро-джурчженьев и тангутов ныне среди казахов." то логичнее предположить что большая часть халхасцев это маньчжуры, так как не разделены никаким природным барьером (ни пустыни, ни гор, а сплошная степь),  испокон веков жили по соседству, и последние несколько столетии в подчинении.  

 

 

Получается, что Чингис хан оставил своих кровных врагов маньчжуров и тангутов оставил на территорий Монголии и чистых монголов всех выгнал на воину запад.

:lol:

Маньчжуры полуоседлый народ, для них подходяшее место проживания -не Монголия ,а Китай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 крымско-татарские племена монгольского происхождения: 

1) Гирей (керей) 

2) Аргын (аргун) 

3) Конрат (хунгират) 

4) Барин (баарин) 

5) Жалаир (джалаир) 

6) Дурбан (дорвон) 

7) Кенегес (генегес) 

8) Кыйат (хияд) 

9) Найман (найман) 

10) Меркит (мэргээд) 

11) Мангыт (мангууд) 

12) Уйсын (хушин) 

13) Китай (кидань) 

Интересное подтверждение решающего монгольского влияния на этногенез крымско-татарского народа: племя "тама" - в юаньских и мусульманских источниках известны "войска тама (тж. таммачи)", состоявшие из монголов и их тюркских союзников, размещаемые для контроля за территорией. Т.е. это соционим, ставший племенным названием (как соционим "хэшигтэн" стал названием племени в Монголии). 

Вот более полный родоплеменной расклад по крымским татарам - много племен и чисто тюркского происхождения: 

http://krimforum.ru/showthread.php?p=912567 

http://turkolog.narod.ru/info/I24.htm 

http://tourlib.net/statti_tourism/timchenko.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

халхасцы изначально были тюрками, просто со временем они смешались с тангутами и маньчжурами, далее в период нескольких веков маньчжурской власти окончательно оманчжурились. 

 

Когда оманьчжурились ойраты-джунгары и хазарейцы,аймаки? В каком веке?

Большая часть средневековых маньчжуро-джурчженьев и тангутов ныне среди казахов.

Я считаю,что казахское племя "тана" это тангуты.. "гут" это монгольский суффикс множественного.

тан, тана,тана+гут.

:)

 

не факт что указанные РАД ойраты это нынешние калмыки, у алтацев самоназвание тоже ойрат, а насчет монголоязычности хазарейцев это большой вопрос, разговаривают на таджикском, с малой примесью тюркского языка. 

Еще вы сами подтверждаете мой слова, если даже допустить как вы указываете "Большая часть средневековых маньчжуро-джурчженьев и тангутов ныне среди казахов." то логичнее предположить что большая часть халхасцев это маньчжуры, так как не разделены никаким природным барьером (ни пустыни, ни гор, а сплошная степь),  испокон веков жили по соседству, и последние несколько столетии в подчинении.  

 

родоплеменной строй хазарейцев Родоплеменные связи 

Alchin - Eljigin Элжигин https://en.wikipedia.org/wiki/Züünkhangai,_Uvs 

Attarwala 

Bacha Ghulam 

Bakhrin Baarin - https://en.wikipedia.org/wiki/Baarin_Mongolian 

Barlas Barlas Род барлас распространен среди халха-монголов в Монголии .По данным переписи населения Таджикистана 2010 года численность барлосов в стране составила 5271 человек https://ru.wikipedia.org/wiki/Барласы 

Baymaut Bayads https://ru.wikipedia.org/wiki/Баяты_(монголы) 

Behsud (Hazara tribe) بهسود Besud -halha Бэсүд 

Bolaghichi Bulgachin булагаты 

Borjigai Borjigin https://ru.wikipedia.org/wiki/Борджигин 

Chiljiut Saljiud Salji'ut, descendants of Bukhatu salji (N); Mongolian: Saljiud 

Dahla 

Dai-Berka Berh: Mongolian word (hard); berhe:in Middle Mongol language; (Berke-khagan of Golden Horde) 

Dai Chopan دای چوپان Uruzgani Chobanids? 

Dai Khitai Uruzgani Khitan- Кидани 

Daikundi دای کنڈی 

Dai Mirak دای میرک 

Dai Mirdad دای میرداد 

Daizangi دای زنگی 

Daizinyat 

Dala Pas Kindi داله 

Gurlat Khurlaud? 

Jaghori [6] جاغوری a.Ilkhanids? (Jauqur-Ilkhanid military commander) b.Uyghurs? 

Jalair Jalair джалаир халха 

Jamshadi (جمشیدی) 

Jeed Ujeed - Halha ujeed Үжээд 

Jirghai 

Khereid Khereid - кереиты halha

Khalaut 

Kalougi 

Kirigu Daizangi (Mongol name?): Khar Khiruge — Oirat general of Genghis Khan 

Merket Mergid меркиты Халха-меркитка 

http://www.sitech.edu.mn/mn/teacher/65?cdate=2015-08 

Maska مسکه 

Muhammad Khwaja محمد خواجه 

Navi بابه 

Naiman Naiman найманы 

Nekpai نیک پای 

Nikudari نیکوداری Neguder 

Ongut Ongud 

Poladha پولادا 

Pashi پشی 

Qalandar (قلندر) 

Qarabaghi (قرباغی) 

Qara Baator (قره باتور) Mongolian: Khar baatar:Black hero (warrior) 

Qarluk Uruzgani Karluks 

Qarqin Kharchin-Харчин 

Qataghan Khatagin https://ru.wikipedia.org/wiki/Хатагины_(монголы) 

Qazak Kazakh -беженцы 

Qipchak Kipchak 

Qirghiz Kyrgyz 

Qul Bars Qul: Mongol or Turkic word; Bars: leopard (Mongolian and Turkic language) 

Shebartoo 

Sheikh Ali Oghuz Turks 

Shibargi 

Sheerdagh 

Tamaki (تمکی) 

Tanoli 

Tatar Tatar 

Taymani Hazara 

Telew Tiele 

Tulai Khaan Hazara Named after Tului 

Tumai 

Turkmani Oghuz Turks 

Uruzgani (اروزگانی) 

Uighur Uyghur 

Uishun Uushin Үүшин -halha 

Uirat Oirad Ойрад 

Voqi (اوقی) 

Yamood Yamaat clan- Ямаан гүрөөһэн

rannie Oirat- Mongoli  imeli Samoed- Kirkizskuyu osnovu   

 ukaji mne Manjurskiie ili Tungusskie   rodovie sredi Halha - Chahar mongolov , Atatyurk Armyanskii ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15 веке монгольская народность распались на западную и восточную группы, а в 16 веке восточная группа разделилась на северную и южную. Северная часть восточной группы приняла наименование «халха» (щит). Средневековые монгольские хроники «Эрдэнийн тобчи», «Эрдэнийн эрихэ», «Алтан тобчи» сообщают о 12 халхаских родах которые были поделены после смерти (около 1543) Даян-хана между его сыновьями: 7 достались Гэрэсэндзэ, 5 — Алчу Болоду. Потомки первых — современных халха Монголии, вторых — группы джарутов и баринов в составе монголов Китая.

III Lājīn rose to power (in 696/1296) after a struggle between two factions of Qalāwūn’s mamluks, broadly divided into the Burjīyah, which included mainly Circassian mamluks who supported Lājīn, and the rest of the Manṣūrīyah, Qalāwūn’s veteran mamluks to which Kitbughā, the deposed sultan, belonged. In 693/1294, when Kitbughā acted as vicegerent (nāʾib al-salṭanah) behind al-Nāṣir Muḥammad’s nominal rule, this division between Qalāwūn’s mamluks erupted into an open struggle. 36 Most of the ḥalqah soldiers, the Mongols, and the Shahrasūrīyah Kurds joined Kitbughā, who was himself of Mongol origin. 

The Mamluk troops were not quite the supermen they have been portrayed as. Certainly they were not all cut from the same cloth. Only the royal mamluks were usually given the first-rate training of the Sultan's military schools. The amirs' mamluks had an inferior military education. In addition, during the early years of the Mamluk period, the period under discussion here, many of the troopers in the amirs' units were not even mamluks, but rather free horsemen. These could have been Kurds, refugee Muslim military personnel (including mamluks), and Mongol wafidiyya. The HALQA then an important part of the Mamluk army, was mainly composed of these non-mamluk elements . Some of the halqa was actually quite similar to the Mongols in ethnic origin and military techniques.

Reuven Amitai-Preiss, "Mamluks and Mongols: an overview," Chapter 10 of his Mongols and Mamluks: The Mamluk-Ilkhanid War, 1260-1281, Cambridge University Press, 1995, pp. 214-235.

http://coursesa.matrix.msu.edu/~fisher/hst372/readings/amitai-preiss.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Military organization[edit]

On a general level, the military during the Bahri dynasty can be divided into several aspects

1.Mamluks : the core of both the political and military base, these slave soldiers were further divided into Khassaki (comparable to imperial guards), Royal Mamluks ( Mamluks directly under the command of the Sultan) and regular Mamluks (usually assigned to local Amirs).

2.Al-Halqa : the primarily free born professional forces, they are also directly under the sultan's command.

3.Wafidiyya : These are Turks and Mongols that migrated to the dynasty's border after the Mongol invasion, typically given land grants in exchange for military service, they are well regarded forces.

4.Other levies : Primarily Bedouin tribes, but also on different occasions also different groups of Turkomans and other settled Arabs.

https://en.wikipedia.org/wiki/Bahri_dynasty

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

халхасцы изначально были тюрками, просто со временем они смешались с тангутами и маньчжурами, далее в период нескольких веков маньчжурской власти окончательно оманчжурились. 

 

Когда оманьчжурились ойраты-джунгары и хазарейцы,аймаки? В каком веке?

Большая часть средневековых маньчжуро-джурчженьев и тангутов ныне среди казахов.

Я считаю,что казахское племя "тана" это тангуты.. "гут" это монгольский суффикс множественного.

тан, тана,тана+гут.

:)

 

не факт что указанные РАД ойраты это нынешние калмыки, у алтацев самоназвание тоже ойрат, а насчет монголоязычности хазарейцев это большой вопрос, разговаривают на таджикском, с малой примесью тюркского языка. 

Еще вы сами подтверждаете мой слова, если даже допустить как вы указываете "Большая часть средневековых маньчжуро-джурчженьев и тангутов ныне среди казахов." то логичнее предположить что большая часть халхасцев это маньчжуры, так как не разделены никаким природным барьером (ни пустыни, ни гор, а сплошная степь),  испокон веков жили по соседству, и последние несколько столетии в подчинении.  

 

 

Получается, что Чингис хан оставил своих кровных врагов маньчжуров и тангутов оставил на территорий Монголии и чистых монголов всех выгнал на воину запад.

:lol:

Маньчжуры полуоседлый народ, для них подходяшее место проживания -не Монголия ,а Китай.

 

Тангуты и оседлые манжуры напоминают  "сартов". Если в западной степи тюркские степняки пытались завоевать земли Согда и в которой, соответственно, оседали, перенимая оседлые традиции, то в восточной степи происходили те же самые процессы. Монгол отвергающий родство с манжурами все равно что, например, казах отвергающий родство с современными узбеками. Все со всеми воевали, и монголы с джунгарами очень даже жестоко. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

монгольская сказка "өнчин цагаан ботго-сирота белый верблюжонок".

Примечательно,что боевой клич(Уран) нашего племени - "Ак Буура",что переводится как "Белый верблюд(самец-производитель)".. :)

 

зачем так кричали в бою ? c чем это связано ?  есть ли источники , которые подтверждают  существование боевого клича Ак Буура у вашего племени ?

-------------------------------------------------------------

у казах кипчаков колденен есть род Ак Бура .. :)

 

 

У тувинцев есть легенда про Демир-сал (железный плот), на котором спаслись люди во время Суг халап (всемирного потопа), и что остатки этого плота до сих пор лежат на вершине горы Буура.

Эта гора находится в центральной Туве, напротив г. Шагаан-Арыг через р. Улуг-Хем. Вершина горы, которую можно видеть с Шагаан-Арыга, и которая венчается белой скалой (из известняка) называется "Ыдык бажы" (святая вершина или, буквально, голова святости). Гору также называют Буура-Тайга, Буура тайгазы, а шаманы - Кам-Буура-Тайга (кам - сбережение, оберег; камнаар - беречь). По народной этимологии гора так названа из-за сходства ее облика с лежащим верблюдом-самцом.

 

см.: МИФЫ И БЫЛИ О ДЕМИР-САЛЕ

http://www.tuvapravda.ru/?q=content/mify-i-byli-o-demir-sale-0

http://tuvapravda.ru/?q=content/mify-i-byli-o-demir-sale-1

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Bas1

 

Правильно заметил, конечно казахи пренебрежительно называют узбеков "сарт", но все равно мы прекрасно понимаем что мы близки народ, один язык, одна культура, одна история. Вот только реакция халхасцев меня удивляет, почему они в штыки принимают любое сходство с маньчжурами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересная и познавательная статья..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Bas1

 

Правильно заметил, конечно казахи пренебрежительно называют узбеков "сарт", но все равно мы прекрасно понимаем что мы близки народ, один язык, одна культура, одна история. Вот только реакция халхасцев меня удивляет, почему они в штыки принимают любое сходство с маньчжурами. 

 

Правильно что у вас много общего с узбеками (сартами).

Насчет маньчжуров и монголов знаете ли имеется кровные мести и вражда многовековая.

Был такая империя Династия Цзинь (кит. упр. 金朝, пиньинь: Jīn Cháo, букв. Золотая) — правящая чжурчжэньская династия империи Цзинь (по другому прочтению — Кинь[1]). (1115 - 1234)

Заклятый враг многого плохого сделал против монгольских народов, всегда натравливал татаров против монголов. А когда татары против них восстали то использовали других монгольских племен против татаров.

Много лет воевали и монголы уничтожали этих чжурчженов. Чингис хан велел всегда ему наоминать что на юге есть Алтан улус (Золотая империя).

 

После захода величия монголов, т.е. выдворения монголов из Миньского китая, потомки этих проклятых чжурчженов вновь поднялись и вновь создали свою империю во главе своих "алтан уруг"-ов (Айсин Гиоро).

Монголы уже стали слабы и раздроблены, постоянными войнами между собой. И маньчжурцы всякими хитростями и способами к себе выманивали разных монгольских племен, орд.  Для этого очень хитро и успешно использовали способ как брать в жены из дочерей чингисидов тем самым как бы став в династийном браке.

 

Если казахи и узбеки были народом с одним корнем и одним языком, то монголы и маньчжурцы (потомки чжурчженцев) являются из начально разными народами и проклятыми врагами.

 

Если казахи и узбеки понимают друг друга по языку то монголы и маньчжуры совсем не понимают друг друга.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Bas1

 

Правильно заметил, конечно казахи пренебрежительно называют узбеков "сарт", но все равно мы прекрасно понимаем что мы близки народ, один язык, одна культура, одна история. Вот только реакция халхасцев меня удивляет, почему они в штыки принимают любое сходство с маньчжурами. 

 

Сами то хоть знаете в чём сходство монголов и маньчжуров? 

А вообще на форуме только АКБ по-моему давно пытается "породнить" тунгусо-маньчжуров с монголами, но коряво получается. Сдаётся мне что некий новоиспечённые Сякен и Атигай его прилежные ученики. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

халха-татарин на озере "Буйр нуур".

 

e93f47349a4ff6ac86287b1c653780eb4bb20145

 

Татар овогт Сосорбарамын Майдар, специальный корреспондент АРД в Монголии.

Монгольский журналист. Родился в 1972 году в Монголии. Работал в разных газетах в столице Монголии. Получил образование журналиста и экономиста в Монгольском ВУЗе.

http://asiarussia.ru/about/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы нам про настоящее дайте расклад.


 


1. Каково распределение халхасцев по родам, в процентном соотношений?


2. Каково земля, месторасположение халхаских родов в современной Монголии?


3. Каков родовой знак, тамга основных халхаских родов?


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://drevlit.ru/docs/kitay/XVII/1600-1620/Rus_kit1/41-60/54.php

 

№ 54

1647 г. июня 29. — Сказка в Енисейской приказной избе енисейского казачьего десятника Константина Иванова с товарищами о посольстве к монгольскому табуну Турухаю

/л. 359/ 155-го июня в 29 день. Приход служилых людей Енисейского острогу десятника казачья Костьки Иванова да служилого ж человека Ивашка Самойлова да новоприборново человека Ивашка Ортемьева к мунгальскому князю Турокаю-табунану 1 з государевым жалованьем, з бобром, да с выдрою, да с рысью, да с собольми с парою, да сукна лазоревого вершек. И против того он, князь, чем государю бил челом и что им, служилым людем, толмачем говорил:

Князь Турокая-табунан против царского величества, государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии и жалованья встал, в которое время государя нашего они, служилые люди, про государево величество и жалованье ему, князю, речи говорили, слушал и государево жалованье у них, у служилых людей, бобра и выдру и рыси и соболи и вершек, принял и поднял на голову, и государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии поклонился. И после того у них, у служылых людей, он, князь, спрашивал: для де чево государь ваш вас к нам послал — земли ли де нашей и нас проведывать и смотреть?

И служилые люди Костька с товарищы ему, князю Турокаю-табунану, про государьское величество государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии речь говорили, что государь их, служылых людей, по своему государеву величеству и милосердому жалованью послал в свою государеву заочную вотчину в Сибирь, а велел им государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии служылым людем итти из Енисейского острогу с атаманом с Васильем Колесниковым и с служилыми людьми в новую землю на Байкал-озеро и проведать про серебряную руду и про серебро, где та серебряная руда есть, и как ис той серебряной руды /л. 360/ серебро делают, и в котором государстве или в которой земли, и какие люди у той серебряной руды живут, и как ис той серебряной руды они серебро делают.

И князь Турокай-табунан государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии служилым людем по ево государеву указу про серебреную руду и про серебро сказал, что де у него серебряной руды нет, а есть де серебряная руда у Богды-царя 2, и серебро; а которое де царство, того он им, служилым людем, не сказал. И им де тот царь по их вере силен, и серебра де у них много. А снаряд де у него — пушки медные большые и всякое огняное оружье есть потому ж, как де и у вашего государя. А про нашего государя он, Турокай-табунан, слыхал от Китайского государства, что де ваш государь грозен и силен 3. И велел им, служилым людем, он, князь Турокай-табунан, ехати к мунгальскому царю Чичину 4 для того, что он, Турокай-табунан, под его рукою, а ведает де про него, царя Богду, он, мунгальской царь Чичин.

Приход служилых людей к мунгальскому царю Чичину. Он Турокая-табунана с его вожы ехали, а встретил их ево царев посольской дияк, а спрашивал де их потому ж, что и Турокай-табунан. И служилые люди ему, цареву дьяку, говорили, чтоб им к мунгальскому царю [123] Чичину итти. И мунгальской царь Чичин их, служилых людей, к себе в то время взять не велел, а велел им дати юрту добрую и честь.

Да на другой день ево ж царев дьяк им, служилым людей, сказал: только де у них есть от их государя подарки, и он де их велить к себе призвать. И служилые люди государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии по его государеву указу говорили, что государь наш своих государевых служилых людей велел к ним, иноземцом, посылать, не бояся их, потому что государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии надо всеми неверными и непокорными цари грозен и силен, а послал де наш государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии /л. 361/ обладатель и самодержец, свое государство жалованье, однорядку сукна голубово, да 3 бобра, да 3 выдры, да вершек сукна красново дати ему, мунгальскому царю, посылкою, а не в подарки.

И мунгальской царь Чичин велел их, служилых людей, вести к себе, а идучи им велел, видя юрту свою, перед нею кланятися и садитца на коленках. И служилые люди милостию небесного царя и паметуя ево государево царево я великого князя Алексея Михайловича всеа Русии крестное целованье и милость, не бояся его, мунгальского царя, слова, к нему не пошли и государева жалованья ему посылки не дали.

И мунгальской царь Чичин велел государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Русии самодержца их, служилых людей, по... поить и кормить довольно, а изо... Да им же велел дать... в сажени... потому, что они руской государевы указные ж печатные сажении аршина не знают, и велел их от себя проводить ко князю своему Турокаю-табунану с честию бережно. А на походе они, служилые люди, у царева ж дьяка про серебряную руду и про серебро спрашивали, где та серебряная руда и серебро есть. /л. 362/

И царев дьяк им, служилым людей, про тое серебряную руду и про серебро сказал, что де серебряной руды и серебра есть у Багды-царя много в горах в каменю, а для де береженья у той серебряной руды живут у него, царя, доброво дельново конново войска людей по 20 000 с оружьем беспрестанно, а одежа их — куяки железные под камками и под дорогами, а кони у них потому ж под железными полицами, а бой их огняной всякой пушки и всякой наряд, так же, как де и у вашего государя, а берегут де твое серебряную руду у него, Богды/л. 363/царя, от Китайского и от нашего Мунгальского государств, а наш де мунгальской царь посылает к нему, Богде-царю, по тое серебряную руду менять собольми, а ломати де им, мунгальским людей, велят тое серебряную руду самим мерою, а лишка де им ломати не велят, а словут де те люди желлинцы, которые тое серебряную руду берегут 5.

Приход служилых людей от мунгальского царя Чичина к Турокаю-табунану. И Турокай-табунан им, служилым людей, честь воздал потому ж, и дал им, что принести к нашему государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии золота усичек да чашку серебряную. А ходят де от него, мунгальского царя Чичина, по тое серебряную руду к Богде-царю в одну сторону 3 месяца коньми. А ныне де он, Турокай-табунан, для нашего государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Русии самодержца, посылает по тое серебряную руду к Богде-царю с собольми полтораста человек на велбудах /л. 364/. И государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии он, князь Турокай-табунан, с своими улусными людьми хочет быть покорен. И отдал он, Турокай-табунан, нашему государю своих улусных людей 2000 человек и ясаку с них впредь себе имати не хочет. [И о]ни служилые люди, взяли с тех Турокая-[табунана люд]ей [124] государю 50 соболей... (Утрачено 3 строки.) турокаевых людей до Баргузина-реки устья к атаману к Василью Колесникову 3-е человек. И пришед, они Костька Иванов да Ивашко Артемьев, отдали золото, чашку серебряну ему, Василью. А Ивашко Самойлов идучи от мунгальского царя назад, на дороге умер... (Рукоприкладство по склейкам неразборчиво.)

ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стлб. 308, лл. 359—364. Подлинник.

Комментарии

1. Большинство советских монголоведов считает, что Турухай-табунанг был главой особой этнической группы табунгутов, кочевавших в районе р. Селенги (см. «История Бурят-Монгольской АССР», т. 1, Улан-Удэ, 1954, стр. 151; Н. П. Шастина, Русско-монгольские посольские отношения XVII века, М., 1958, стр. 62—65).

2. Искаженное слово «богдохан». Так именовались маньчжурские императоры.

Первые сведения о князе Богдое были принесены русскими землепроходцами в 40-х—50-х годах XVII в.

Походы в районы Байкала и Амура, центром отправления которых стал Якутский острог, сильно расширяли представление местной администрации как о местном населении, так и о населении соседних земель. Однако некоторые из получаемых сведений носили несколько фантастический характер и не соответствовали действительности. Так, нереальной фигурой являлся и князь Богдой, о котором говорило бурятское и даурское население (см. коммент. 1 к док. № 58).

Ранние сведения о нем находили в расспросных речах якутского письменного головы В. Д. Пояркова, который во время своего похода по Амуру летом 1643 г. от даурского князя Доптыуля услыхал о хане Борбое (по-видимому, искаженное «Богдое»).

Наиболее подробные данные о Богдое были получены Е. П. Хабаровым во время его похода по Амуру летом 1650 г. из рассказа сестры даурского князя Лавкая Моголчак:

«И у того де князя Бокдоя была она, баба, в полону и видела у того князя Бокдоя города Богдой большей и башен много, весь земляной, а в том де городе лавки есть, торгуют всякими узорочными товары, и ясак де тот князь Бокдой збирает со всех даурских князей. И у него де, у князь Бокдоя, в земле родитца золото и серебро и всякие узорочные товары и камение дорогое, да есть де у него ж, у князь Бокдоя, огненной бой, пушки и пищали и сабли и луки ядринские и всякое оружье навожено золотом и серебром, а в светлицах де у него, у князь Бокдоя, и казенки серебряны золочены, ис чево пьют и едят, все сосуды серебряные и золотые, а соболей де, государь, много горазд. А пониже того Бокдоева города великая река Нон впала в великую реку Амур с правую сторону, и по той де реке приходят суды большие с товарами, а ис которых городов те суды приходят, и про то она сказать не ведает. А еще того князя Бокдоя сильнее есть кан. А круг де того города великие люди пашенные, всякого скоту многое множество» (см. «Дополнения к Актам историческим», т. III, СПб, 1848, № 72, стр. 261).

Вряд ли можно согласиться с предположением П. Т. Яковлевой, что здесь речь идет об эвенкийском князе Гантимуре. У Гантимура не было огнестрельного оружия и, тем более, множества пушек. Он никогда не именовался ханом и его влияние не распространялось на народы, жившие по нижнему течению Амура.

Трудно сказать, кто именно скрывается под именем «хана Борбоя», вполне возможно, что это маньчжурский хан Абахай, скончавшийся в 1643 г. В первой половине XVII в., когда русские вышли в бассейн Амура, большая часть южных районов Маньчжурии была захвачена основоположником маньчжурской династии Нурхаци, который создал здесь государство Цзинь и провозгласил себя ханом. В 1626 г. Нурхаци перенес столицу в Шэньян. Сын его, хан Абахай, в 1636 г. принял титул императора, дав своему государству новое название Цин. В 1636—1643 гг. он вел непрерывные войны с Китаем.

При малолетнем сыне его Фулине (цинском императоре Шицзу, девиз правления Шуньчжи) государством правил его дядя — регент Доргунь (см. П. Т. Яковлева, Первый русско-китайский договор 1689 г., М., 1958, стр. 30; С. В. Бахрушин, Казаки на Амуре, Л., 1925, стр. 10—11; В. П. Васильев, Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин, СПб., 1863, стр. 68—75; «Очерки истории Китая», под ред. Шан Юэ, М., 1959, стр. 485—492).

3. Эти слова Турухая-табунанга перекликаются с сообщением китайских чиновников Вершинину: «...твоим де царским величеством славою угрозою китайский царь похваляется» (см. док. № 52).

4. Чичин, т. е. Цецен-хан, — один из наиболее могущественных феодалов Северной Монголии (Халхи). Его полное имя Шолой Далай Сэцэн-хаган (см. Н. П. Шастина, Шара Туджи монгольская летопись XVII в., М.—Л., 1957, стр. 166).

5. Эти сведения о добыче серебряной руды подтверждаются и другими источниками. С древних времен в Северо-Восточном Китае близ города Телинсяня добывалось очень много серебра, так что Телинсянь назывался тогда Иньчжоу (серебряным округом). После воцарения в Китае Цинской династии добыча серебра была запрещена под тем предлогом, что «счастливую землю, в которой началась династия, нельзя беспокоить» (см. В. П. Васильев, Описание Маньчжурии, отдельный оттиск из т. XII «Записок РГО», СПб., 1857, стр. 49—50).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Peacemaker

С одним из семи колен разобрались

 

1. Джалайро-Ушинский оток

 

далее по reicheOnkel  идет 9 названии

 

2. олхонууд

3. бэсүд

4. урианхан

5. сартуул

6 элжигин

7 гэрүүд

8 горлос

9 хатагин

10 хөхийд

 

 получается 3 из них лишние, которые подлежат исключению из списка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Peacemaker

С одним из семи колен разобрались

1. Джалайро-Ушинский оток

далее по reicheOnkel идет 9 названии

2. олхонууд

3. бэсүд

4. урианхан

5. сартуул

6 элжигин

7 гэрүүд

8 горлос

9 хатагин

10 хөхийд

получается 3 из них лишние, которые подлежат исключению из списка?

Bolat тебе надо сменить свой ник на "10 халхас. племен"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Peacemaker

С одним из семи колен разобрались

 

1. Джалайро-Ушинский оток

 

далее по reicheOnkel  идет 9 названии

 

2. олхонууд

3. бэсүд

4. урианхан

5. сартуул

6 элжигин

7 гэрүүд

8 горлос

9 хатагин

10 хөхийд

 

 получается 3 из них лишние, которые подлежат исключению из списка?

 

 

Не лишние.Сначало было в таком порядке.

 

 

Ар Халха

Ар Халхын 7 отог.

1) Үүшин,Жалайр

2) Бэсүд,Элжигин

3) Горлос,Хиргис

4) Хороо, Хөхийд, Цоохор

5) Хэрэйд,Хатагин

6) Тангуд,Сартуул

7) Урианхай

Өвөр Халха

Өвөр Халхын 5 отог

1) Баарин

2) Хонгирад

3) Баяд

4) Үжээд

5) Жарууд

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...