Перейти к содержанию
Aza

Халха-Монголы

Рекомендуемые сообщения

11 минут назад, Мерген сказал:

Имхо, "Чингисиды" были общность людей филологически и культурно находившиеся между ойратами и бурятами. Были ли они "халхасцами" (?), возможно.

Вполне могло "их основное ядро" сместиться ближе к Китаю или Турфану, что сидеть в "дикой Монголии" если ты силен и можешь "крышевать" торговые пути.

Нас (ойратов) "Чингисиды" называли "хари-чужие", то есть они женились на наших, а мы на ихних и от нас пошли их матери и жёны.

Скорее всего ойраты "наследники Чингиса" по материнской (женской) линии.

А казах.истории "про матерей калмычек" скорее всего отголоски сей традиции.

Попробуйте мне объяснить ваше слово хари, по Тувински хары-чужой, как вы это слово понимаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Эр-Суге сказал:

Но только чья левая сторона? Еще раз ЧЬЯ ЛЕВАЯ СТОРОНА? а мы ориентируемся ставя дверь на ЮГ.

Вы как Калмык "болеете воинскими подразделениями" )))

http://knigilib.net/book/317-vestnik-kalmyckogo-instituta-gumanitarnyx-issledovanij-ran-4-2008/6-ojraty-i-kalmyki-drevnee-nasledie-i-transformacii-kultury.html ""В кол- лективной монографии 《Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир» (Новосибирск, 1988. С. 63) указывается основная маркировка позиции осваивающего пространство «от входа», но мужская сторона тюркской юрты называется «правой от входа»: «Обыкновенно южная, правая от входа, сторона считалась мужской, противоположная – женской». Такой отсчет возможен при позиции осваивающего пространство изнутри юрты, а не «от входа»: южная/мужская сторона в юрте, стоящей входом на восток, будет правой только при позиции и глубины юрты, а от входа данная сторона будет левой. Иное обозначение отмечено авторами монографии относительно алтайской юрты на с. 61: «подобно тому как пространство юрты делилось на левую (мужскую) и правую (женскую) стороны» [5, c. 61].

В целом наименование мужской/южной стороны «правой» связано с общим значением понятия «правый» (и у монгольских народов, и у тюркских народов Южной Сибири) как «правильный». Но указание позиции осваивающего пространство «от входа» предполагает иное соответствие: южный-мужской-левый; северный- женский-правый. Данная схема в целом не соответствует положительной семантике понятия «правый», закрепленной в языке и обычаях ряда тюркоязычных и монголоязычных народов.

В культуре калмыков также прослеживается положительная семантика значения «правый» и праворукости. Тем не менее, именно в калмыцкой  культуре  присутствует оппозиция«правый/женский» и «левый/мужской», соответствующая системе освоения пространства в эпосе «Джангар» -«восточному» локативному коду и позиции «от входа в жилище». Подобная оппозиция, связывающая понятия левое и мужское, правое и женское, прослеживается на уровне, связанном с соматическими признаками, что является свидетельствомивозможности применения именно такой бинарной оппозиции в древности.

Так, несмотря на общее положительное значение понятия «правый», в культуре калмыков сохранилось представление о том, что в левой стороне тела у мужчин находится их жизненная сила, или (условно) душа, связанная с дыхани-ёем - імн2. Украшения, имевшие охранительное значение, мужчины носили именно с левой стороны: в левом ухе мужчины носили серьгу, на левой руке – кольцо. Наконец, именно с левой стороны полагалось мужчине-калмыку носить нож, и данная традиция сохранялась в более позднем обычае нож помещать в левый карман брюк, отчасти сохранившемся и в настоящее время. Возможно, именно с древним наследием следует связывать бурятский обычай, согласно которому «мужчины, надевая халат или шубу, вначале продевают руку в левый рукав, а женщины – в правый», хотя Д.А. Николаева и М.Б. Дагданова, упоминающий данную традицию, объясняют ее тем, что мужчина, входя в жилище «разворачивался влево» [7, c. 177]. Этногенетические связи предков бурят, калмыков, яку- тов также подтверждаются и обычаем ношения мужчинами-саха ножа на поясе с левой стороны.

У калмыков считалось, что жизненная сила імн  женщин находится с правой стороны. Девушкам полагалось носить одну серьгу в правом ухе, а на правой руке – кольцо. Известную калмыцкую поговорку «Кўўкін  ґгхлі, сиикін хармлдм  биш»  -  «Отдавая девушку [замуж], не жалеют серьги/серьгу», думаем, необходимо рассматривать в связи с обычаем носить замужней женщине серьги в обоих ушах3. Способ ношения серег замужней женщиной сочетался с ношением ею колец на обеих руках и прической в виде двух кос, причем волосы ее считались также хранилищем силы ее и мужа. Оппозиция левое/мужское –правое/женское отражена в следующем калмыцком обычае, бытовавшем в XIX в.: «Замужняя женщина благодарность выражает, проведя рукой сверху до низу по левой косе» [8, c. 106].

Таким образом, древнейшие представления о членении тела и его характеристиках, сохранившиеся в калмыцкой культуре, свидетельствуют о взаимосвязи характеристик «левое» и «мужское», «правое» и «женское». Подобные бинарные оппозиции не могли явиться заимствованием и являются, вероятно, наследием культуры народов, участвовавших в этногенезе ойратов. В системе освоения пространства жилища эти понятия сопоставимы с «восточным» локативным кодом и позицией «стоя у входа в жилище», которая соответствует пространственным ориентирам, реконструированным по материалам эпических сказаний «Джангара».

Исследователями уже отмечались различия в «монгольской» системе ориентации в пространстве, построенной на ориентации на полуденное солнце, и «тюркской» системе, ориентированной на восход солнца: монгольские народы обычно ставят юрты входом на юг, тюрки Южной Сибири – на восток.""

 

"зюн гар"-левая сторона, или Зюнгары-Джунгары прозваны за "свои представления" О позиционировании в пространстве и "мужжскости" левой стороны.

И не надо быть чей-то строной халхасцев или казахов ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Эр-Суге сказал:

Попробуйте мне объяснить ваше слово хари, по Тувински хары-чужой, как вы это слово понимаете?

Словарь откройте :

хәр - чужой

хәргес - варвар

 

У меня "фоль.версия", что "кыргыз" от "кыркгыс-нестриженный", а "парни из Каганата" от "хәргес - варвар"

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Мерген сказал:

Вы как Калмык "болеете воинскими подразделениями" )))

http://knigilib.net/book/317-vestnik-kalmyckogo-instituta-gumanitarnyx-issledovanij-ran-4-2008/6-ojraty-i-kalmyki-drevnee-nasledie-i-transformacii-kultury.html ""В кол- лективной монографии 《Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир» (Новосибирск, 1988. С. 63) указывается основная маркировка позиции осваивающего пространство «от входа», но мужская сторона тюркской юрты называется «правой от входа»: «Обыкновенно южная, правая от входа, сторона считалась мужской, противоположная – женской». Такой отсчет возможен при позиции осваивающего пространство изнутри юрты, а не «от входа»: южная/мужская сторона в юрте, стоящей входом на восток, будет правой только при позиции и глубины юрты, а от входа данная сторона будет левой. Иное обозначение отмечено авторами монографии относительно алтайской юрты на с. 61: «подобно тому как пространство юрты делилось на левую (мужскую) и правую (женскую) стороны» [5, c. 61].

В целом наименование мужской/южной стороны «правой» связано с общим значением понятия «правый» (и у монгольских народов, и у тюркских народов Южной Сибири) как «правильный». Но указание позиции осваивающего пространство «от входа» предполагает иное соответствие: южный-мужской-левый; северный- женский-правый. Данная схема в целом не соответствует положительной семантике понятия «правый», закрепленной в языке и обычаях ряда тюркоязычных и монголоязычных народов.

В культуре калмыков также прослеживается положительная семантика значения «правый» и праворукости. Тем не менее, именно в калмыцкой  культуре  присутствует оппозиция«правый/женский» и «левый/мужской», соответствующая системе освоения пространства в эпосе «Джангар» -«восточному» локативному коду и позиции «от входа в жилище». Подобная оппозиция, связывающая понятия левое и мужское, правое и женское, прослеживается на уровне, связанном с соматическими признаками, что является свидетельствомивозможности применения именно такой бинарной оппозиции в древности.

Так, несмотря на общее положительное значение понятия «правый», в культуре калмыков сохранилось представление о том, что в левой стороне тела у мужчин находится их жизненная сила, или (условно) душа, связанная с дыхани-ёем - імн2. Украшения, имевшие охранительное значение, мужчины носили именно с левой стороны: в левом ухе мужчины носили серьгу, на левой руке – кольцо. Наконец, именно с левой стороны полагалось мужчине-калмыку носить нож, и данная традиция сохранялась в более позднем обычае нож помещать в левый карман брюк, отчасти сохранившемся и в настоящее время. Возможно, именно с древним наследием следует связывать бурятский обычай, согласно которому «мужчины, надевая халат или шубу, вначале продевают руку в левый рукав, а женщины – в правый», хотя Д.А. Николаева и М.Б. Дагданова, упоминающий данную традицию, объясняют ее тем, что мужчина, входя в жилище «разворачивался влево» [7, c. 177]. Этногенетические связи предков бурят, калмыков, яку- тов также подтверждаются и обычаем ношения мужчинами-саха ножа на поясе с левой стороны.

У калмыков считалось, что жизненная сила імн  женщин находится с правой стороны. Девушкам полагалось носить одну серьгу в правом ухе, а на правой руке – кольцо. Известную калмыцкую поговорку «Кўўкін  ґгхлі, сиикін хармлдм  биш»  -  «Отдавая девушку [замуж], не жалеют серьги/серьгу», думаем, необходимо рассматривать в связи с обычаем носить замужней женщине серьги в обоих ушах3. Способ ношения серег замужней женщиной сочетался с ношением ею колец на обеих руках и прической в виде двух кос, причем волосы ее считались также хранилищем силы ее и мужа. Оппозиция левое/мужское –правое/женское отражена в следующем калмыцком обычае, бытовавшем в XIX в.: «Замужняя женщина благодарность выражает, проведя рукой сверху до низу по левой косе» [8, c. 106].

Таким образом, древнейшие представления о членении тела и его характеристиках, сохранившиеся в калмыцкой культуре, свидетельствуют о взаимосвязи характеристик «левое» и «мужское», «правое» и «женское». Подобные бинарные оппозиции не могли явиться заимствованием и являются, вероятно, наследием культуры народов, участвовавших в этногенезе ойратов. В системе освоения пространства жилища эти понятия сопоставимы с «восточным» локативным кодом и позицией «стоя у входа в жилище», которая соответствует пространственным ориентирам, реконструированным по материалам эпических сказаний «Джангара».

Исследователями уже отмечались различия в «монгольской» системе ориентации в пространстве, построенной на ориентации на полуденное солнце, и «тюркской» системе, ориентированной на восход солнца: монгольские народы обычно ставят юрты входом на юг, тюрки Южной Сибири – на восток.""

 

"зюн гар"-левая сторона, или Зюнгары-Джунгары прозваны за "свои представления" О позиционировании в пространстве и "мужжскости" левой стороны.

И не надо быть чей-то строной халхасцев или казахов ))))

У Тувинцев внутри юрты ориентация идет по правой и левой рук, и обозначаются с словами оң-правая мужская, солагай-левая женская, и эжик талазы-сторона двери, и дөр-почетная сторона напротив двери. А ориентация по сторонам света другими словами, мурнуу чүк-юг, соңгу чүк-север, чөөн (чүүн) чүк-восток,  барыын (баруун) чүк-запад, и они неизменны. А определения оң и солагай они переменны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Дорогой, вы хоть свой родной язык знаете? Если в тюркских это "чи", то в монгольских емнип "чин".

Калмыцкое "зарһ" (суд) по ходу заимствование из тюркских и, как это обычно бывает при заимствованиях, слега изменило свое значение от оригинального, потому что оригинальное древнетюркское значение "йаргу - джаргы" (свод или уложение норм обычного права).

 

Корень у тюркизмов "йаргу-жаргы" (уложение) и "йарлык-жарлык" (указ) един.

 

Да и вообще все эти государственные термины все тюркские, сюда же нужно пришить "буйрук" (приказ), "басма" (пайцза), "курултай" (учредительный съезд), "елчи" (посол), "билик" (наставления Чингизхана), "улус" (государство), "туг" (боевое знамя), "бунчук" и т.д. и т.п.

 

Их очень много и все они тюркские.

 

 

В казахскоМ нет таких "тюркских слов", успокойтесь или подредактируйте свое сообщение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Эр-Суге сказал:

У Тувинцев внутри юрты ориентация идет по правом и левом руками, и обозначаются с словами оң-правая мужская, солагай-левая женская, и эжик талазы-сторона двери, и дөр-почетная сторона напротив двери. А ориентация по сторонам света другими словами, мурнуу чүк-юг, соңгу чүк-север, чөөн (чүүн) чүк-восток,  барыын (баруун) чүк-запад, и они неизменны. А определения оң и солагай они переменны.

То есть вы "в домике", а справа от очага ваша половина, а слева жены ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Мерген сказал:

То есть вы "в домике", а справа от очага ваша половина, а слева жены ?

В ЮРТЕ)))  что калмыки и домики ориентируют как в юртах что-ли)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 hours ago, Peacemaker said:

Вторая стела Иль Етмиш Бильге кагана (Тариат//Тэрх)

 

 

Teŋirim (qanïm : oγulï)...Udurγan ...č bašï Seŋün : budunï : Toquz Bayrïqu : ...bašï Basmil : Toquz Tatar : bunča budun Čad : budunï :

 

Тенгри(-подобный) отец мой великий … Удурган … во главе народа Сенгун, Тогуз Байырку … во главе Басмыл Тогуз Татар таким народом Чад

 

Quote

Однако Рашид-ад-дин дает и классификацию народов империи Чингисхана по языку и родству. Тюркоязычные племена названы им огузами (туркменами), к ним он относит кипчаков, калачей, канглыев, карлуков и др., и монголоязычные - “народы, которые в данное время славны под именем монголов, как джалаиры, татары, ойраты, меркиты,найманы .керейты и прочие…”. Таким образом, татары у персидского летописца отнесены к монгольским племенам. Еще ранее в XI в. уйгурский ученый Махмуд Кашгари к тюркским народам относил киргизов, кипчаков, огузов, тухси, ягма, чигил, иаграк, а также ямак, башкир, булгар, сувар и печенегов. О татарах он писал: “Так же у каждого из племен ябаку, татар, басмил свой присущий им язык. Вместе с тем они хорошо знают и тюркский”. Необходимо при этом иметь в виду, что при возвышении Чингисхана два мощных монгольских племени - монголы и татары - вели войну на истребление друг друга за господство в степи. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Peacemaker сказал:

зар-объявление; весть;

зарлиг - указ, от тюркского слова "жар" -  весть; извещение; клич; объявление

далее окончание "лиг", также от тюркского окончания "лық" (которое думаю никем не будет оспариваться:))

итого в халхаском языке звучит как "зарлиг", а в казахском жарлық, то есть "указ".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Мерген said:

В казахскоМ нет таких "тюркских слов", успокойтесь или подредактируйте свое сообщение.

Каких именно слов из перечисленных нет в каз. языке?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 minutes ago, Balkin said:

зарлиг - указ, от тюркского слова "жар" -  весть; извещение; клич; объявление

далее окончание "лиг", также от тюркского окончания "лық" (которое думаю никем не будет оспариваться:))

итого в халхаском языке звучит как "зарлиг", а в казахском жарлық, то есть "указ".

Quote

“-ЛАГА, -ЛОГО”, “-ЛГА, -ЛГО” ДАГАВРЫГ БИЧИХ

 

а) Гийгүүлэгчээр төгссөн үгэнд “-лага”, “-лого” дагаврыг залгана;
        Жишээ нь: Тат+лага=татлага, ор+лого=орлого

б) Эгшиг ба зөөлний тэмдгээр төгссөн үгэнд “-лга”, “-лго” дагаврыг залгана;
        Жишээ нь:  Буу+лга=буулга, зорь+лго=зорилго

-ЛАГ (-ЛЭГ, -ЛОГ, -ЛӨГ) ДАГАВРЫГ БИЧИХ

-лаг (-лэг, -лог, -лөг) дагаврыг зарим үгэнд “-лиг” хэмээн залгаж будлих тохиолдол байдгийг анхаарах нь чухал. Дараах байдлаар бичнэ:
    Жишээ нь:  онцлог, ухаалаг, олонлог, оюунлаг, цоглог, өнгөлөг, тэжээллэг, чадварлаг

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Мерген сказал:

Словарь откройте :

хәр - чужой

хәргес - варвар

 

У меня "фоль.версия", что "кыргыз" от "кыркгыс-нестриженный", а "парни из Каганата" от "хәргес - варвар"

 

:lol::lol::lol:

это Туристу дорого обошлось, наступаете на те же грабли, хотя я уже не раз предупреждал вас об этом

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Эр-Суге сказал:

У Тувинцев внутри юрты ориентация идет по правой и левой рук, и обозначаются с словами оң-правая мужская, солагай-левая женская, и эжик талазы-сторона двери, и дөр-почетная сторона напротив двери. А ориентация по сторонам света другими словами, мурнуу чүк-юг, соңгу чүк-север, чөөн (чүүн) чүк-восток,  барыын (баруун) чүк-запад, и они неизменны. А определения оң и солагай они переменны.

оң, сол, есік жақ, төр :)

только не понял, слово "талазы" от какого корня?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Мерген сказал:

В казахскоМ нет таких "тюркских слов", успокойтесь или подредактируйте свое сообщение.

Турист, у АКБ речь шла об обширном тюркском языке, но вы притянули казахский, но все же, для вас приведу эти слова на казахском

Цитата

Да и вообще все эти государственные термины все тюркские, сюда же нужно пришить "буйрук" (приказ), "басма" (пайцза), "курултай" (учредительный съезд), "елчи" (посол), "билик" (наставления Чингизхана), "улус" (государство), "туг" (боевое знамя), "бунчук" и т.д. и т.п.

Бұйрық, Баспа, Құрылтай, Елші, Билік, Ұлыс, Түк

вот что нет, того нет, слова бунчук никогда не слышал в казахском, но это тюркское слово

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, Peacemaker сказал:

 

что вы скажете на слово Кашгари "Йарлиг" - послание или приказ султана:)

признайте свою тюркскую составляющую и тогда все станет на свои места

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Эр-Суге сказал:

В ЮРТЕ)))  что калмыки и домики ориентируют как в юртах что-ли)))

 не надо грубить.

Вы спросили, вам культурно ответили.

Повторяю 2-й раз :

Вы сидите на "дөр", ваша дверь смотрит на юг, справа от вас мужская сторона, а слева - женская ?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Мерген сказал:

 не надо грубить.

Вы спросили, вам культурно ответили.

Повторяю 2-й раз :

Вы сидите на "дөр", ваша дверь смотрит на юг, справа от вас мужская сторона, а слева - женская ?

 

))) кто грубит, вы же написали в домике))) такой ответ был))). Я сижу в почетном месте напротив двери, справа мужская, и все мужское находится там (мужские вещи), а левая все женское там (еда, кастрюли, ведра, шкафчик для еды) Думаю понятно объяснил) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, Balkin сказал:

зарлиг - указ, от тюркского слова "жар" -  весть; извещение; клич; объявление

далее окончание "лиг", также от тюркского окончания "лық" (которое думаю никем не будет оспариваться:))

итого в халхаском языке звучит как "зарлиг", а в казахском жарлық, то есть "указ".

Вы этим постом против Тувы работаете. У них как у монголов "л" и "г" два аффикса. 

Есть ли аффикс "лиг" в казакша ?

У нас есть (льг, лг) но это другой случай и если у вас образуется по таким же правилам, то ваш перевод лжив. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Мерген сказал:

В казахскоМ нет таких "тюркских слов", успокойтесь или подредактируйте свое сообщение.

 

Есть!  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Эр-Суге сказал:

))) кто грубит, вы же написали в домике))) такой ответ был))). Я сижу в почетном месте напротив двери, справа мужская, и все мужское находится там (мужские вещи), а левая все женское там (еда, кастрюли, ведра, шкафчик для еды) Думаю понятно объяснил) 

Не понял,у тувинцев дверь на восток?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, Balkin сказал:

вот что нет, того нет, слова бунчук никогда не слышал в казахском, но это тюркское слово

 

Вы же сами писали, что ДТС = казахский язык. Вы были правы, и бунчук у нас есть - это моншак или мойшак. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...