Перейти к содержанию
Гордий

Происхождение монголоязычных народов

Рекомендуемые сообщения

Значительный интерес представляют казахские шлемовые плюмажи. В отличие от Цинской империи и Джунгарского хунтайджийства в казахских жузах отсутствовало собственное массовое поточное производство металлических боевых наголовий. Значительная часть шлемов и мисюрок импортировались в Дашт-и Кипчак с территории Средней Азии, Восточного Туркестана и Ирана и стоили весьма дорого. Вплоть до XIX в. железные наголовья продолжали оставаться прерогативой знати, профессиональных воинов-«батыров» и наиболее зажиточных ополченцев. Соответственно и казахские шлемовые султаны представляют собой особую разновидность плюмажей степной элиты и наиболее состоятельных кочевников.

Судя по данным вещественных, изобразительных, письменных и фольклорных источников, характерные для казахских головных уборов одинарные и парные кисточки на шнурках практически не применялись при оформлении железных боевых наголовий. Казахские шлемовые плюмажи были представлены перьевыми султанами («жыга»), флажками («жалау») и кистями из лент и конского волоса («шашак»).

Иностранные путешественники XVIII в. обратили внимание на тот факт, что отличительной особенностью профессиональных казахских воинов («батыров») командовавших в ходе военной кампании отдельными воинскими отрядами были султаны из птичьих перьев («жыга»). Так, например, по данным И.П. Фалька (вторая половина XVIII в.): «Некоторые воины (batyr) выходят в строй в панцырных рубахах. В походе это- обыкновенно- предводители отрядов, их отличает наличие особого крылышка на шапке» («Прошлое Казахстана в источниках и материалах (V в. до. н.э. – XVIII в.)», 1936, с. 189). Эти данные в XIX . подтвердил и Ч.Ч. Валиханов: «Скоро хан снялся с поля, и каждый род сгруппировался под своим значком, выехали вперед батыры в кольчугах, в шлемах с перьями (курсив наш-Л.Б.), с луками и стрелами, подошли к хану и образовали тоже кружок» (Валиханов, 1984, с. 218).

Согласно специальным исследованиям И.В. Ерофеевой речь в этих и в других аналогичных пассажах идет о султанах из перьев филина (казахск «укi»), которые выделяли «батыров»-командиров отрядов из общей массы воинов11. Популярность султанов из перьев филина была обусловлена тем, что эта птица наделялась казахами особыми магическими свойствами. С ним было связано множество легенд и преданий. Согласно одному из них, в филина был превращен неуязвимый батыр-сверхчеловек, который противостоял колдуну-беркуту. По словам казахов зафиксированных Х.Барданесом (1771 г.) перья филина представляют собой оберег и «спасают от неприятелей, колдунов, пули и стрелы заколдованной» (Ерофеева, 2010, с. 336, 337). На основании анализа казахских легенд И.В. Ерофеева пришла к интересному выводу, что «…в течение более чем столетнего периода казахско-джунгарских войн в общественном сознании казахов произошла трансформация первоначальной защитной семантики образа ночных птиц семейства совиных. Они стали наделяться такой мощной сакральной энергией, что могли противостоять сокрушительной силе солярных птиц семейства ястребиных, традиционно являвшихся символами могущества и верховной власти в представлении многих кочевых народов Центральной власти. В этом новом усилившемся значении филин приобрел символический статус магического покровителя полководцев-батыров, а его перья стали священным талисманом, приносящим военную удачу и сохраняющим жизнь во время сражений» (там же, с. 337).

Перья филина как противопостовление красной кисточке, интнресная подметка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Принимая во внимание данные казахского эпоса, отметим также, что перьевые султаны были широко распространены среди военной элиты Великой степи задолго до XVII-XIX вв. Пик популярности плюмажей из птичьих перьев пришелся на период раннего Средневековья. В это время они встречаются на шлемах и головных уборах хуннов, сяньбийцев, древних тюрков, аваров, венгров, енисейских кыргызов, уйгуров и др. (Горелик, 1993, с. 155, рис.5, 15, с. 156, рис.6, 5, с. 158, рис. 7, 5,6,11,13,15,17,19; Бобров, Худяков, 2005, с. 185, рис. 19, 17, 60-65, с. 193, рис. 25). В «Монгольскую эпоху» шлемовые перьевые султаны были потеснены другими типами плюмажей (парными и одинарными лентами, а так же матерчатыми и волосяными кистями различных типов), но продолжали применяться представителями правящей элиты. Так, например, в XIV в. пышные перьевые султаны, воткнутые в навершия головных уборов, носили представители высшей монгольской знати и их окружение (Горелик, 2011, с. 28-33). Особый интерес для нашей темы представляет тот факт, что плюмажи Чингизидской аристократии состояли из перьев цапли и филина (там же). Причем, судя по количеству изображений, нахожденье перьев филина в составе парадных султанов монгольской знати было не случайным и, вероятно, было закреплено традицией и придворным регламентом. Во всяком случае, даже через двести лет после крушения монгольских государств в Передней Азии, среднеазиатские и индийские художники продолжали изображать хулагуидскую знать в головных уборах украшенных перьями филина (Абусеитова, Додхудоева, 2010, с. 224-241). Вероятно, одной из причин, обусловивших популярность султанов из перьев филина среди представителей высшей феодальной и военной знати Великой степи, была их красота и воздушная пышность. Собранные в пучок легкие светлые перья покрытые черными пятнами и полосами создавали исключительный декоративный эффект и были видны даже с большого расстояния.

В XV-XVI вв. одним из основных типов шлемовых плюмажей в Средней Азии становятся треугольные флажки («яловец», «жалау»), но перьевые султаны применяются параллельно с ними. Причем со временем, они возвратили себе лидирующее положение в качестве основного типа шлемового плюмажа в Передней Азии и Мавераннахре. Во второй половине XVII-XVIII вв. волосяные и перьевые султаны практически совершенно вытесняют флажки-«яловцы» и матерчатые кисти из широкого обихода в Иране, Хорасане, Хиве и Бухаре.

Шлемовые перьевые султаны вставлялись в трубки-втулки на навершиях, или (в случае со шлемами «кула-худ» и их дериватами) на височных частях боевого наголовья (рис. 1, 8, 16-19). Более разнообразными были способы крепления «жыга» на головных уборах. Перьевые фиксаторы могли размещаться на налобной, макушечной, боковой или затылочной части колпаков и малакаев (рис. 1, 15, 20, 24).

В целом, собранные материалы, позволяют констатировать, что султаны из перьев являлись одним из основных типов плюмажей военной элиты кочевых народов Центральной и Средней Азии VI-XIX вв. Среди аристократии Великой степи XVII-XIX вв. перьевые султаны на шлемах и головных уборах, наряду с казахами, носили ойратские (см. выше), киргизские, башкирские (рис. 1, 8) и южносибирские феодалы (Бобров, Худяков, 2008, с. 473). Появление перьевых плюмажей на шлемах казахских батыров обусловлено древней традицией берущей свое начало в эпоху поздней Древности и раннего Средневековья. Привилегированное положение султанов с перьями филина, было зафиксировано в XIV в. после того, как они вошли в состав парадного костюма монгольской аристократии. В эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени перьевой султан из перьев филина получил дополнительную смысловую нагрузку, превратившись в своеобразный маркер профессиональных воинов-«батыров» составлявших костяк казахской военной элиты XVII-XVIII вв. Перьевые плюмажи носили и представители высшей степной аристократии (ханы, султаны), считавшие честью добавить к своему имени титул «батыр». По замечанию К.С. Ахметжана проанализировавшего данные казахского эпоса: «В фольклорных источниках «жыга»-особый отличительный знак знатных батыров, султанов, ханов. Казахские ханы носили на своих головных уборах такие золотые джига как знак их высокого достоинства. Парадные джига украшались цветными камнями и золотом» (Ахметжан, 2007, с. 157). По мере того, как уходили в прошлое ожесточенные войны с кочевыми соседями, снижалась и популярность перьевых плюмажей. Однако, султан из перьев филина сохранился до Этнографического времени на шапках казахских охотников-«беркутчи».

Во времена Чингизхана, он и его окружение могли носить "жига" перья филина, а улан зала это поздний новомодный признак, происхождения с дальнего востока.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще одной разновидностью шлемовых плюмажей казахских воинов были разноцветные флажки на шпиле вставлявшиеся во втулку шлемов или крепившиеся непосредственно к навершию. На среднеазиатских миниатюрах XVI- XVII вв. такие флажки-«яловцы» на шлемах носят представители различных древних и средневековых кочевых народов («туранцы», «сельджуки», «монголы», «татары хана Тохтамыша» и др.), которых бухарские художники часто изображали, в виде хорошо знакомых им казахских кочевников. В пользу применения кочевниками Средней Азии флажков-«яловцов» свидетельствую и некоторые типы шлемов, происходящих с территории региона, снабженные характерными шпилевидными навершиями (Бобров, Худяков, 2002, с. 129, 151, рис. 12, 3). Судя по изображениям, численно абсолютно преобладали «яловцы» треугольной формы, изготовленные из красной материи (рис.1, 11). Значительно реже встречались флажки оранжевого, белого, желтого, синего и зеленого цвета. Пик популярности «яловцов» и «жалау» в Средней Азии пришелся на XVI в. Во второй половины XVII в. они были вытеснены из широкого военного обихода.

Подводя итог обзору плюмажей казахской военной элиты эпохи позднего Средневековья и раннего Нового времени, необходимо отметить следующие моменты:

Единого унифицированного «государственного» или «этнического» типа плюмажа (аналогичного маньчжурскому «чжувэй» и ойратскому «улан зала») в Казахстане XVII-XIX вв. не существовало.

Основной разновидностью плюмажей на казахских шапках «калпок», «малакай», «мурак» XVII-XIX вв. были миниатюрные одинарные или парные кисточки на длинном шнурке крепившиеся к макушке головного убора. Значительно реже, в качестве плюмажа применялись большие кисти из матерчатых лент и птичьи перья.

Основными типами шлемовых плюмажей казахских воинов были перьевые султаны («жыга»), волосяные кисти («шашак») и (до второй половины XVII в.) треугольные флажки («жалау»). Причем «жыга» из перьев филина служили маркером профессиональных воинов-батыров, являвшихся командирами отдельных воинских отрядов.

Красная матерчатая метка на головном уборе, у казахов была, но со временем была вытеснена. Причем ничего сверхестественного в этом нет, это прероготива воинского сословия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

монгольская песня

Хадтай юу Сүмбэр ууланд нь болбол до хө Ай Дүүриймаа минь ээ

Харцага шувуу нь жиргээд байна аа хө

Хавар намрын зургаахан сард нь хө Ай Дүүриймаа минь нь

Хайрын маань сэтгэл гэдэг хөвөлзөөд байна аа хө

Зүүн Сүмбэр ууланд нь болбол до хө Ай Дүүриймаа минь ээ

Зүр гур нь зөрөлдөөд байна аа хө

Зүрхний маань жаалхан амраг тэр минь ээ хө Ай Дүүриймаа минь ээ

Зүүд нойронд минь үзэгдээд байна аа хө

У певца шуба походу из барса а вот мех на шапке не пойму соболь что ли?

монгольское пение чем то на башкирское и татарское пение похоже или мне так кажется.

а это вот казахское пение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

монгольское пение чем то на башкирское и татарское пение похоже.

Не очень похоже имхо, тем более на современное пение)

http://www.youtube.com/watch?v=A3CgOTuM6Go

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Песня из Внутренней Монголии. Озеро Цинхай. Дээд "верхние" монголы

Звезду Монголии воспевают свою родину

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы так и не ответили, почему красная кисточка (улан зала), имеется в традициях ношения на головных уборах: халха, маньжуров

а не только ойрат?

значит здесь открытия для вас и для всех еще впереди, может и на этом сайте...хе

Уважаемый Бек-Нур, более подробно про красные (улаан зала), желтые и другого цвета шарики на монгольских шапочках как результат маньчжурского (мандаринского) влияния можно ознакомиться в соответствующей теме:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/173-%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d1%8b-%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%b2-%d1%86%d0%b0/page__st__20__p__107967#entry107967

А если честно, Вы всегда мои вопросы по какой то конкретной теме всегда заводите в оффтоп, нарошно что ли делаете? :osman6ue::)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Модераторам наверное не нравится иметь лесных братьев-тюрков живушие в чуме. :lol: Уже удалили тему"происхождение тюркоязычных народов,Сибирь-родина тюркоязычных "потверждаюшие эту версию.

И АКБ упорно трудится, чтобы сделать лесных кыргызов степными!

Монгольская пословица:

"Булавч бултайна

Даравч дардайна"

:lol:

Какой Вы однако глупенький, ведь тюркские народы как великий океан, есть и степняки скотоводы-кочевники, есть и оседлые великие цивилизации, есть и лесные, есть и северные и т.д. Неужели Вам это не понятно? :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Короче, короткий социологический опрос показал, что музыкальная традиция монголоязычных народов ни в коей мере не передает дух степного кочевничества, мотивы (за исключением совремнных эстрадных) навевают мысль о былом лесном быте. Кто не согласен пусть приведет противное, пока что я такого не услышал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

При приложении калмыцкой домбровой музыки на оркестр народных инструментов,обычно арабы узнают свои знакомые старинные мелодии.Отсюда можно делать выводы.Калмыцкая домбра имеет ближневосточное происхождение.Считается домбра была заимствована у ногаев,возможно,по некоторым признакам ,у уйгуров.От домбры веет степными просторами,согласен с этим и скифской кочевой вольницей.

Ногаи и уйгуры не на Б. Востоке жили. Про музыку западных монголов все же лучше не арабов слушать,а зав. кафедрой этномузыковедения Кембриджа, доктора Кэрол Пегг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Бек-Нур, более подробно про красные (улаан зала), желтые и другого цвета шарики на монгольских шапочках как результат маньчжурского (мандаринского) влияния можно ознакомиться в соответствующей теме:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/173-%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8e%d0%bc%d1%8b-%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%b2-%d1%86%d0%b0/page__st__20__p__107967#entry107967

А если честно, Вы всегда мои вопросы по какой то конкретной теме всегда заводите в оффтоп, нарошно что ли делаете? :osman6ue::)

Самокритичность, лучше корабыль испытать в малых водах, чем потом в больших водах он развалится :)

С уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

монгольское пение чем то на башкирское и татарское пение похоже.

Как уже было подмечено что, песенная традиция, поволжских тюркских народов схожа с могольской, в воспринимании на слух и общих чертак (татаро-монголы) :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Звучание от жанра к жанру может сильно меняться. РЭП монгольский похож на корейский например.

http://www.youtube.com/watch?v=GiW-BWyOcjQ

http://www.youtube.com/watch?v=EsVC9Pde1_s

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Модераторам наверное не нравится иметь лесных братьев-тюрков живушие в чуме. :lol: Уже удалили тему"происхождение тюркоязычных народов,Сибирь-родина тюркоязычных "потверждаюшие эту версию.

Ваша тема

1. Повторяет другие темы про тюрков

2. Плохой вариант троллинга, как и ваши темы про "маньчжурское С3с" среди тюрков

Никаких аргументов у вас не было, просто лозунговый стиль общения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ногаи и уйгуры не на Б. Востоке жили. Про музыку западных монголов все же лучше не арабов слушать,а зав. кафедрой этномузыковедения Кембриджа, доктора Кэрол Пегг.

Я писал о калмыцкой домбровой музыке.Она отличается от остальных ойратов.И слова эти были не мои,а руководителя оркестра калмыцких народных инструментов,сказанные после гастролей по Ираку времен Саддама Хусейна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я писал о калмыцкой домбровой музыке.Она отличается от остальных ойратов.И слова эти были не мои,а руководителя оркестра калмыцких народных инструментов,сказанные после гастролей по Ираку времен Саддама Хусейна.

В этом ваша ошибка, что калмыки не имели топшур что ли. Нет они имели топшур и только способ игры или мелодия отличается. Калмыки попали под культурным влиянем ногайцев, кавказцев поэтому у них появился разницы в игре на топшуре, и темп мелодии etc.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом ваша ошибка, что калмыки не имели топшур что ли. Нет они имели топшур и только способ игры или мелодия отличается. Калмыки попали под культурным влиянем ногайцев, кавказцев поэтому у них появился разницы в игре на топшуре, и темп мелодии etc.

В ютубе много калмыцких танцевальных клипов.Но там танцуют сценические танцы.Бытовых нет,но они обычно медленные и статичные,т.к. в кибитке мало места для передвижения.Это одно.Вторая группа танцев Шарка-Барка,Бурдайский и подобные им это массовые и торжественные танцы,нет хороших клипов этих танцев.В третьих,надо было по ритму не уступать кавказским танцам,поэтому усилилась динамика и ритмичность танцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как уже было подмечено что, песенная традиция, поволжских тюркских народов схожа с могольской, в воспринимании на слух и общих чертак (татаро-монголы) :lol:

Монголы только снимают клипы профессиональнее ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверняка топшур раньше был и наверняка это влияние не кавказцев, а соседей с двух сторон - ногаев и казахов. Вот мнения знатоков:

Ничего подобного, наш инструмент - домбра, а не товшур!

Калмыки на домбре играют как казахи, ударяя по струнам. На топшуре так не играют.

Хазарейцы также на домбре играют, а не на товшуре. Звук как у казахской домбры.

Тогда понятно что у вас домбра, а не топшур. Наверно вы её переняли у ногайцев или казахов.

Поскольку я знаю у монгольских торгутов, кои являются потомками волжских калмыков, нет домбры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваша тема

1. Повторяет другие темы про тюрков

2. Плохой вариант троллинга, как и ваши темы про "маньчжурское С3с" среди тюрков

Никаких аргументов у вас не было, просто лозунговый стиль общения.

У вас расистский стиль обшения! Лучше обьясните откуда взялись тюркоязычные хакасы,сагайцы,якуты, чулымцы,кумандинцы ...у которых вообше отсутсвуют С3,С3с?

Их тюркоязычие чея наследие?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...