XAR TATAAR Опубликовано 16 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2010 Хотел по больше узнать об истории Казахско-Ногайского отношения. Кто знает прошу поделиться . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 16 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2010 Почитайте книгу Исина. В интеренете есть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
XAR TATAAR Опубликовано 21 ноября, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2010 НОГАЙСКАЯ ОРДА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ После распада Великой Татарии (Золотой Орды) на территориях современной Российской Федерации, в основном, а также частично Украины и Казахстана образовались пять татарских государств: Ногайская Орда и Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское ханства. Из них самым мало изученной, почти не освещенной в популярной литературе и публицистике, является Ногайская Орда. Данная статья является обзором единственной книги последних лет, посвященной этому государству: Трепавлов В.В., “История Ногайской Орды” - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001. - 752 с. Ответственным редактором книги является известный татарский ученый-академик М.А. Усманов. В исследовании использованы труды докторов наук из Республики Татарстан Д.М. Исхакова, М.И. Ахметзянова. В связи с малым тиражом, научно-исследовательским характером и академичностью изложения, книга является малодоступным произведением для неподготовленного читателя. Ногайская Орда занимала основную центральную и восточную территории Великой Татарии. Западной границей этого государства являлась р. Волга от Астрахани до впадения в нее Камы. На Волге в трех местах были переправы с населенными пунктами на левом берегу. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к Московской Руси, с целью контроля границ на переправах ногайских татар, на правом берегу были построены русские города-крепости Самара, Саратов, Царицын. В Ногайской Орде развился культ Волги-матушки (Идел-ана, Идел-юрт, Иделем). В некоторых документах р. Кама изображается как северная ногайская граница; к юго-востоку граница государств обозначалась от Тюмени до нижней Сырдарьи. Между Казанским ханством и Ногайской Ордой, как и между другими татарскими государствами, границ в современном понимании не было. После присоединения Казанского ханства к Московской Руси для обозначения восточных границ русского государства были построены Мензелинскай и Зинскай крепости, а между ними был прокопан ров. Территория за этим рвом уже считалась ногайской. На востоке, в пик могущества Ногайской Орды, часть ее территории сливалась с Сибирским ханством. На юге Ногайская Орда включала в себя часть западного и северного Казахстана. Как уже понятно по описанному выше, юго-восток современных Татарстана, Башкортостана, почти полностью Оренбургская область, заволжская часть Самарской, Саратовской, Волгоградской областей Российской Федерации в XV-XVII вв. входили в Ногайскую Орду. Происхождение этнонима ногайцы, ногайские татары связывают с военачальником Великой Татарии Ногаем мурзой. Армия Золотой Орды состояла в основном из конницы, в которую призывались степняки-коневоды, ведущие кочевой образ жизни. Если первоначально слово "ногайцы" означало воинов армии Великой Татарии под командованием Ногая, то в дальнейшем стал синонимом кочевых тюрко-татар. Ногайскую Орду при распаде Великой Татарии, не без помощи Тамерлана, создал в 1391 г. легендарный Идегей. Именно за идеализацию произведения "Идегей дастаны" ЦК ВКП(б) своим постановлением от 09.08.1944г. запретил ученым Татарской АССР изучать историю Золотой Орды и дал установку на пропаганду булгарского компонента происхождения казанских татар, противопоставляя к общей татарской истории. У современных татар, башкир, ногайцев, казахов, каракалпаков и других тюркских народов сложился общий пласт героического эпоса, повествующего об Идегее и его потомках. Хан Великой Татарии Тохтамыш в 1397 г. даровал Идегею тархан - освобождение от налогов. Измученный войнами народ потянулся на земли Идегея мурзы. Со всех сторон сходились туда ордынцы, юрт** (государство) Идегея наполнился "вереницами множеств людей". Идегей превратился в святого героя древности не только для татар и башкир, но и для казахов и каракалпаков. По преданию, знаменитый правитель похоронен в хребте Олытау (Идегетау) в Казахстане. В целях сплочения народа Идегей проводил активную мусульманизацию тюрко-кипчакского населения на подвластных землях. Общее название государств - Орда, почти общие названия столиц "Сарай" -"Дворец" и "Сарайчук" - "Малый дворец"; расположенность Ногайской Орды на огромных, основных территориях Золотой Орды и, наконец, развитость ярко-выраженной кочевой культуры делают Ногайскую Орду подлинным преемником Великой Татарии. По мнению лингвистов, именно ногайское наречие, напоминающее нечто среднее между современными татарским, башкирским, казахским языками, больше всех сохранило золотоордынский татарский язык. Головными уборами у мужчин служили остроконечные буреки из лисьих шкур, а у богатых мурз - куньи шапки. Как пишется в книге В. Трепавлова: "В случае с Ногайской державой мы имеем дело скорее со вторичной империей, унаследовавшей черты типичности, данничества от Улуса Джучи - Золотой Орды". То есть, состав татарских государств, появившихся после распада Великой Татарии, можно изложить следующим образом: Золотая Орда - это есть суть Ногайская Орда и Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское ханства. Без личности Идегея мурзы, без изучения истории Ногайской Орды и учета кочевой культуры история и культура современных татар не имеют полноты, порой непонятны, а зачастую вообще вводят в заблуждение интересующихся. Ногайские татары через устные предания представляли свою древнейшую историю следующим образом: народ кочевал несколько лет возле городов Бухары, Хивы и Ургенча (первой столицы Улуса Джучи) под предводительством Чингисхана. Вообще, в преданиях ногайских татар часто упоминается образ Чингисхана. Например, когда юрт каракалпаков распался, для его спасения они решили пригласить Шынгыза (Чингисхана). Представители сорока племенных общин-элей разыскали его и собрались привезти в Каракалпакский юрт на арбе. При строительстве арбы каждую оглоблю сделали два разных рода. Данный сюжет изложен в контексте рассказа о том, что каракалпакский народ делился на два объединения - "терте" ("оглобли"). Понятие оглобли как скрепляющей конструкции государства - улуса давно знаком евразийским кочевникам. Известен разговор Чингисхана с его антагонистом Джамухой, когда того разгромленного привели к хану, Чингис предложил: "Давай помогать друг другу. Хочу тебя сделать второй оглоблей нашей общей арбы". Сегодняшние татары и башкиры тоже две оглобли одной арбы "Идель-Урал". Помимо общетюркского "кардаш" у ногайских татар практиковалось обращение младшего брата к старшему "агай", старшего к младшему "эне". Родственники находились друг с другом в отношениях "агай-эне". Тесное родство распространялось до седьмого поколения. Активизация отношений Ногайской Орды с Казанским ханством заметна с начала 1480-х годов, где сформировались промосковская и провосточная группировки знати. Первая поддерживала московского ставленника Мухаммед-Амина хана, вторая - его брата Али. В среде членов провосточной партии нашлось немало приверженцев идеи привлечь степную конницу для борьбы за власть против московской гегемонии. В 1487г. Али с помощью ногайских войск "согнал с Казани" брата, но в этом же году русские воеводы взяли город и опять водворили в ханском дворце Мухаммед-Амина. Очередной провал попыток возведения на трон своих креатур надолго отбил у предводителей Ногайской Орды охоту к военным действиям на средней Волге. Бий Муса и Ямгурчи-мурза в 1502г. заключили с Иваном III договор-шартнаме о ненападении на Казань. Правительство Московской Руси, в свою очередь, рассчитывало распространить свое влияние на Ногайскую Орду через Казань. Из двух братьев, стоявших во главе Ногайской Орды, Муса более рассчитывал на сотрудничество с Москвой, Ямгурчи склонялся к военному решению казанского вопроса. В то же время Муса и Ямгурчи предпринимали шаги по мирному расширению своего влияния в ханстве - в частности, путем усиления династических браков. Например, мать Мухаммед-Амина, Нурсултан - это правнучка Идегея, а сам Мухаммед-Амин в 1486г. просил выдать за него дочь Мусы - Фатиму; дочь Ямгурчи, Каракош была женой хана Али. Позже внучка Мусы Сююмбике стала женой казанского хана Сафа-Гирея. Вместе с ханшей в Казанском ханстве водворились теперь ее соотечественники. Возможность поселить на основной территории ханства массы ногайских татар стала одной из причин согласия отца Сююмбики Юсуфа на замужество дочери. Отсутствие постоянной династии, многолетний московский протекторат; малочисленность армии, особенно мощной степной конницы; земледельческий образ жизни - все это отличало положение Казанского ханства от других татарских государств. Крымский хан Сафа-Гирей сел на казанский престол весной 1524г. Вместе с ним в Казань явилась масса крымцев, и резко усилилось влияние ногайских татар. В рассматриваемых событиях уже угадываются две территориально-политические группировки и у ногайской знати, восточная и западная. Западная группировка располагалась на Волге, которая все теснее интегрировалась казанскими и западными татарами (Мещерским юртом). Восточная группировка распространяла свое влияние в западном и центральном Казахстане, Башкортостане и Юго-Западной Сибири. В 1530-х годах в Ногайской Орде произошла реформа управления, она оказалась разделенной на три части: восточную, центральную и западную. Данная структура представляла собой классическое кочевое деление на крылья и центр. Вне системы крыльев остался Башкортостан, как самостоятельный улус - Ногайская Башкирия. Функции управления башкирами, связей с казахами и сибирским юртом достались Шейх-Мамаю, как наместнику восточных кочевьев. В Ногайской Орде сформировались территориальное деление и упорядоченная система власти, государство обрело черты кочевой империи. При дворе ногайского мурзы воспитывались высокородные принцы - казахский царевич Хакназар, будущий Сибирский хан Кучум и др. Наблюдалась солидарность ногайско-татарского, башкирского, казахского простонародья, составляющего население государства. Этническая близость казахов, башкир и ногайских татар вызывало осознание культурного или даже генетического родства. Ногайские лидеры никогда не оспаривали исконные права казахских государей на восточные территории. Статус Ногайской Орды, как "казачьего" образования, владеющего мощной конницей, унаследованной от Золотой Орды, сохранялся до начала XVI века. Ногайских татар соседние государства часто привлекали к военным действиям на своей стороне. Многие боялись дерзких казаков-ногаев. Например, известно участие ногайских татар в большом крымском нашествии на Русь летом 1521г., когда ногайская конница многократно увеличила силы наступающих. Мухаммед-Гирей хан переселил часть ногайских татар в степную часть Крыма. Население Крымского ханства резко увеличилось за счет них. В середине 1550-х годов правнук Мусы Гази мурза по приглашению кабардинского царя со своими родственниками переселился из Ногайской Орды на Северный Кавказ и основал собственный (Казыев) улус, Малую Ногайскую Орду. Кабардинцы соперничали с русскими казаками, и наличие союзных ногайских татар на границах Северного Кавказа стабилизировало ситуацию. Образование Казыева улуса на Северном Кавказе одновременно усилило тюркизацию части населения региона. К лету 1536г. оформился политический и военный союз Ногайской Орды с туркменскими племенами, Бухарским ханством и Хорезмом. В Казани и Астрахани присутствовали постоянные представители (послы) Ногайской Орды. Послом Московской Руси в Ногайской Орде был Петр Тургенев. Ногайские татары оказывали Казанскому ханству военно-политическую поддержку. На территории Казанского ханства располагались ногайские пастбища. Восточное Закамье находилось под двойным казанским и ногайским суверенитетом. Столицей Ногайской даруги Казанского ханства был город Чаллы. В начале 1546г. Сафа-Гирей хан под давлением русских был вынужден бежать в Ногайскую Орду, к тестю Юсуфу за подмогой. В июле 1546г., после восьмидневной осады войско Сафа-Гирея и его шурина Юнуса вошло в город Казань. Хан Шах-Али бежал в Москву. В августе 1551г. Шах-Али с помощью русских полков в третий раз занял казанский трон. Сююмбике с сыном Утемиш-Гиреем были увезены в Москву. Силами провосточной партии в Казани произошел переворот. На трон, не без помощи ногайских татар, был приглашен астраханский ханзаде Ядгар, Шах-Али опять бежал в Москву. Юсуф выделил Ядгару войска. Воцарение пришельца "из Ногай" еще более укрепило царя в идее подготовки решающего похода. При разработке диспозиции похода учитывалось, что при завоевании ханства, возможно, придется сражаться не только с казанцами, но и с крымскими и ногайскими татарами. Была разработана целая дипломатическая программа по нейтрализации ногайских и крымских татар, а также турков-османов, которая была успешно выполнена. Получив известие о подготовке царем большого похода на Казань в 1552г., Юсуф бий объявил мобилизацию всего ногайского ополчения - и натолкнулся на противодействие брата Исмаила, руководителя правого крыла. Находясь в тесном экономическом взаимодействии с русскими, Исмаил предпочитал регулярные поставки необходимых товаров и сбыт лошадей - основного богатства кочевников - сомнительному в успехе набегу на Казань. Эту политику разделяли и поддерживали его соратники и подчиненные - мурзы правого крыла. Казань пала 2 октября 1552г. В последующем была проведена широкая русификация населения Казанского ханства, и, прежде всего, его бывшей столицы. 2 июля 1554г. столица Астраханского ханства была занята русскими почти без боя. В этом же году погиб Юсуф. Восемь сыновей Юсуфа ушли из-под власти Исмагила и "пристали к крымскому хану". После падения Казани и Астрахани у Ногайской Орды не осталось условий для самостоятельного существования, возникла неумолимая необходимость выбора между турецко-крымской и российской ориентацией; Исмаил бий остановился на последней. Взаимоотношения Московской Руси с Ногайской Ордой строились на основе договоров - шартнаме, которые периодически перезаключались. Ногайцы, как и все татары, участвовали в формировании сословия служилых татар в Московской Руси. Например, династия князей Юсуповых, Урусовых происходит из ногайских татар. Юсуповы являются родственниками казанской ханбике Сююмбики, которая была дочерью ногайского бия Юсуфа. 16 октября 1582г. хан Кучум был разбит Ермаком, и начался стремительный распад сибирско-татарского государства. В конце 1580-х русские власти учредили воеводскую ставку в Уфе - центре Ногайской Башкирии. Московское государство усиливалось и продвигалось все дальше на восток. Степная политика России в тех условиях сфокусировалась на трех принципиальных факторах - строительство крепостей на востоке (например, Уральска на Яике); нейтрализация Крымского ханства; привлечение военной силы казаков на свою сторону. В процессе реализации этой политики переговоры, переписка, заключение договоров чередовались с военными набегами. Русская сторона убеждала татарскую в целесообразности возведения на территории Ногайской Орды новых городов-крепостей. С середины XVI в. в истории Восточной Европы становится заметным казачество. После распада Великой Татарии русские части войск этой державы были предоставлены сами себе. Централизованной татарской столицы - Сарая уже не было, Москва еще не сформировалась как столица единого русского государства. Организованная по родовому признаку, десятичной системе, ордынскому уставу конница представляла серьёзную силу. Самое первое упоминание о казаках на Дону, как о самостоятельной силе, содержится в 1512г. Казаки в первое время избегали подчинения Москве и держались самостоятельно. На Дону к 1630-м годам произошла централизация управления, образовалось Войско. До начала царствования Михаила Романова казаки Дона были независимы от России. Официальная переписка Москвы с Войском Донским велась через Посольский приказ (МИД). Главным же показателем взаимодействия ногайских татар и донских казаков стало их смешанное проживание. В 1620-х годах появляются сведения о "донских татарах". Со временем донские татары образовали одну из административных единиц Войска Донского и заселили особую Татарскую станицу (описывается в романе "Тихий Дон" М.Шолохова). Первоначально атаманом этой группы казаков был Сары-Азман. Ногайско-русские экономические контакты осуществлялись посредством двух путей: Самара - Казань - Н.Новгород - Владимир - Москва и Дон - Воронеж - Рязань - Москва. Основной была казанская дорога. Н.Новгород на этой дороге стал важнейшим узлом транзитной торговли Руси со степью, перевалочной базой при переправе огромных табунов лошадей и овец ногайских татар с восточного берега Волги на западный. По масштабам зернового импорта ногайская держава являлась основным потребителем русских хлебных товаров. Ногайские татары и русские обрели друг в друге торговых партнеров. Вехой в их сотрудничестве стало завоевание Московской Русью Поволжья, когда границы двух государств сомкнулись. На Руси ногайские татары торговали в Москве, Астрахани, Казани, Н.Новгороде, Самаре, Саратове, а также в сибирских городах. Самым привлекательным ногайским товаром для русских были лошади. Ногайские татары в названиях лошадей применяли много определений: колын, оланшак, тай, ат, тулпар, айгыр, аргамак, бия, йюгрек ат, алаша. Знатоки лошадей были самыми уважаемыми людьми в обществе. Русский рынок кавалерии еще во времена Золотой Орды, в основном, формировался из татарских коней. С 1520-х годов главными экспортерами лошадей стали ногайские татары. Масштабы конского импорта из-за Волги были столь значительны, что создается впечатление, будто тогда словом "конь" обозначались только лошади ногайской породы, царско-боярская конница формировалась только из татарских коней. Традиционно привлекательной была Казань, где устраивались регулярные ярмарки на Гостином острове. Центром ногайско-русской торговли была также Астрахань, там находился Ногайский или Татарский базар. Пограничные таможни стояли в Н.Новгороде и Муроме. После смерти Урус бия предводитель казахов Хакназар в 1577г. стал номинальным главой Ногайской Орды, "ханом казахов и ногайских татар". А в свою очередь, восточные дела ногайских татар особо не интересовали, и они в 1629г. обратились к царю с прошением взять на себя управление Ногайской Ордой. В 1634г. с мурзами Большой Ногайской Орды был подписан договор о верности русскому царю. Но на Ногайскую Орду никогда не распространялось русское законодательство, отношения регулировались договорами-шартнаме. Принимать под непосредственное управление многочисленных, растекавшихся по степям кочевников, московское правительство не спешило. Русские центральные и местные власти также не видели смысла помогать ногайским татарам восстанавливать их управленческую структуру. Улусы бывшей Ногайской Орды рассеялись на огромном пространстве, часть их примкнула к казахам, часть - к Малой Ногайской Орде на Кавказе. Ближневосточные эмиссары попытались вести примитивную игру по сближению татарских государств путем их религиозной общности. Но у рода Идегея ислам никогда не занимал сколько-нибудь существенного места. Несмотря на постепенное ослабление, полной покорности Ногайской Орды Московской Руси не наблюдалось. С 1607г. начались ногайские вторжения на Русь. Вскоре ногайские татары сожгли Саратов, разорили Царицын, угрожали Самаре. В руках у русских властей явно не было средств, чтобы бесповоротно смирить татар-кочевников и заставить их полностью подчиниться. Контакты московского правительства с ногайскими татарами осуществлялись через Посольский приказ (МИД), а также при посредничестве воеводской канцелярии Астрахани. В число российских подданных ногайские татары не входили до 1790-х годов. Ногайская Орда, как государство, закончила свое существование в XVII в. Однако ногайские татары не исчезли, они составляют сегодняшнее коренное татарское население заволжских районов Самарской, Саратовской, Волгоградской Оренбургской областей; приняли активное участие в формировании сегодняшних казанских татар, особенно Закамья; западных татар бассейна р. Сура и темниковских; башкир; сибирских татар; астраханских юртовских татар; крымских татар степной зоны; казахов младшего и частично среднего жуза; каракалпаки в Узбекистане - это "суть ногайцы". Сегодня для казахов "нугай" - это татары и башкиры. Часть ногайских татар осталась под этнонимом "ногайцы" на Северном Кавказе, в южных областях Российской Федерации; в виде крещеных татар казачьего сословия-"ногайбеков" в Челябинской области. История ногайских татар - это линия постепенного угасания кипчакско-золотоордынской государственности, кочевой культуры татар. Территорию Золотой Орды с левого берега Яика составляло восточное крыло Кок (Синяя) Орда. Слово "кок" означает синее небо, покровителем которого является Тенгри. Приемником Кок Орды сегодня по праву считается Казахстан (синий флаг и т.д.). Кок Орда в конце XIV в. приобрела черты типичного раннего государства. На западной окраине Кок Орды обосновался кипчакский эль ногайских татар. Ногайский юрт входил в структуру раннего государства Кок Орды. Постепенное обособление, расширение и ориентация этого юрта в сторону запада не привели к межплеменной войне в Кок Орде, т.к. кипчаки Улуса Джучи являются общими предками татар и казахов. Столица Ногайской Орды Сарайчук располагалась на правом берегу реки Яик, ныне эта местность относится к Атырауской области Казахстана, там находится село Сарайчук. Город был заложен в XIII в. на пустом месте, наподобие многих других городов Золотой Орды. Популяризация истории Ногайской Орды способствует цельному восприятию территории постзолотоордынских татарских государств; дает объяснение постепенной эволюции кочевой культуры татар в оседлую; объединяет историю и способствует сближению современных татар, башкир, ногайцев, казахов и других тюркских народов. Фактор Ногайской Орды необходимо учитывать в работе общественных организаций "Всемирного конгресса татар" и "Федеральной татарской национально-культурной автономии". В конечном счете, это усиливает Российскую Федерацию. Назиф Мириханов, июль 2008 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 22 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 22 ноября, 2010 http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Nogaj_Posolbook_1551_1561/text7.htm ПОСОЛЬСКАЯ КНИГА ПО СВЯЗЯМ РОССИИ С НОГАЙСКОЙ ОРДОЙ 1557-1561 гг. А се грамота Исмаилева с его послом Таузаром. Силы находца Исмаилево княжое слово. Белому царю поклон. Многом много поклон молвя, слово то. Ещо слово то. Мы на тои правде, /л. 32об./ на чом есмя с тобою молвили. А и ты ту правду не моги порушити, чтобы нам (в рукописи: на) меж собя ложно не говорити. Говорити бы правдою было нам с тобою слово, что было нам с тобою Крым воевати. А племянники мои, которые от нас отстали, а ныне за Волгою, с нами завоевалися. А приложились х крымскому царю. Да племянники ж мои от нас отстали ныне за Яиком. А приложилися х казатцкому царю 11, со мною завоевалися ж да надо мною времени ищут. Сего году Крыма воевати нам недоволь пришол. Конеи и запасу у нас нет, оголодали есмя. Коево дни нам время будет, весть тебе от нас будет о крымскои воине. Так бы еси ведал. /л. 33/ Толко ты не солжешь, мы не солжем. Бог един - слово [253] одно. ______________________________________________________________________________________________________ А были ли широкомасшабные военные действия между Ногайской и Казахской ордами? С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 22 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 22 ноября, 2010 В 1518-21 вроде годах были. Ногаи в крым убежали к Мухаммед гирею. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kaztughan Опубликовано 29 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2010 К концу XV века, территория Ногайской орды доходила до правобережья Иртыша Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 29 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2010 http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Mat_Uzb_Tadz_Turkm_I/pred.htm ТОРГОВЛЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА С СРЕДНЕЙ АЗИЕЙ В XVI—XVII вв. ... В этом отношении показательны прежде всего данные статейного списка 1577 г. сына боярского Бориса Доможирова, возвратившегося из ногайских улусов в Москву 27 июня того же года, где мы читаем: "Да сказывал, государь, татарин Асан-Илибабаев, что приходили сее весны Казачьи Орды люди на Ак-Мирзу, а у них отогнали многие стада, да у них же взяли пять человек. И они, государь, отпустили пятого человека к Тинехмату князю и к Урус-мирзе и велели им говорить, что де царь наш Акак-Назар с царем и великим князем в миру и с таксицы и с юргенцы в миру же, а нашему де царю Акак-Назару вас воевати, по Яику и по Волге не дать кочевати.".. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 13 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2015 http://www.iie.kz/?page_id=4708 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 13 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2015 Урусиды победили едигидов за власть в степей так как конкретно союзничали с москвой. Я прав? По этой же причине теснил Кучум хана и Сибирского ханства? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 13 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2015 Только это не казахо-ногайский война,а урусидский-едигидский междуусобица. Я тоже прав? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 14 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2015 Только это не казахо-ногайский война,а урусидский-едигидский междуусобица. Я тоже прав? Да, может быть. Период ногайлы в казахской устной литературе описано как "кой устине бозторгай жумырткалаган заман" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 5 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2015 К концу XV века, территория Ногайской орды доходила до правобережья Иртыша Не удивительно: авторитарное государство узбеков с сильной централизованной властью распалось после смерти Абулхаира, казахский улус еще не окреп, не все узбекские племена ушли к потомкам Уруса (Джанибеку и Керею) - часть откочевала в Мавераннахр вместе с Мухаммадом Шайбони, ойраты еще не начали массово переселяться в Восточный Казахстан и Алтай, вот и расширили свои кочевья племена, признающие власть мангытов, на восток. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться