АксКерБорж Опубликовано 17 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2010 До сих пор на территории Хакасии древние оросительные каналы называются местным населением "хыргыс аргылары" - кыргызские арыки, а старинные нивы - "хыргыс тарлаглары" - кыргызские пашни. Многочисленные памятники черной металлургии у хакасов известны как "хыргыс узанган чирлер" - кыргызские мастерские, а средневековые погребения с каменными насыпями - "хыргыс сооктер" - кыргызские могилы [1]. В зонах контактного соприкосновения соседних племен (АКБ: хакасских) с кыргызами возникли соответствующие топонимические названия "хыргыс" - т.е. кыргызский. Вдоль таежной периферии Хакасско-Минусинскую котловину окаймляют речки, именуемые "хыргыс чул" - кыргызский ручей (в русском произношение - киргизка, киргизюль, киргисуль, кургусуль и кургусюл), а июсские и абаканские степные просторы назывались "хыргыс чазы" - кыргызская степь [2]. По указанным топонимам можно очертить былые границы Кыргызского государства, которые в общих чертах совпадают с долиной Среднего Енисея. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- [1] Бутанаев В.Я. Хакасские народные названия исторических памятников//Вопросы древней истории Южной Сибири. - Абакан, 1984, - С.130. [2] Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. - М. - Л., 1940. - С.286; Ленинградская часть Архива института этнографии АН СССР. ф.II, оп.I, д.65, л.64; д.68, л.54; Потапов Л.П. Этноним теле и алтайцы//Тюркологический сборник. - М., 1966. - С.238. В Хоорае (у кыргызов) действовал институт киштымства, система которого зародилась еще в эпоху древнетюркских государственных объединений [1]. Киштымами (кистимнер) являлись вассальные племена и роды, проживающие в таежной зоне Саяно-Алтая. АКБ: т.е. это почти все основные роды, образовавшие современный хакасский народ, за исключением наверно только бельтиров (пельтиров) как родственный кыргызам род. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- [1] Савинов Д.Г. Система социально-этнического подчинения как фактор развития раннесредневековых обществ Центральной Азии и Южной Сибири.//Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири. - Новосибирск, 1988, вып. I. - С. 83. Они подвергались своеобразной социально-этнической эксплуатации со стороны господствующей кыргызской группы. Русские документы характеризовали киштымов как "черных людей ясачных мужиков" или "ясачных людей" [1]. АКБ: «черных» или «черневых» (татар). ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- [1] Материалы по истории русско-монгольских отношений. - М., 1959. - С. 59. Русские документы 17 века указывают, что: "...а Енисей река прошла сквозь Киргизскую землю; а по сю сторону Енисея по рекам Абакану и по Убату живут и подле Енисей многие киргисские... люди, а по другую сторону Енисея и по Упсе реке живут Киргизы ж, имя им Тубинцы, ..." [1]. АКБ: т.е. до ухода кыргызов в начале 18 века. М.Тынышбаев [Материалы по истории казахского народа.Ташкент, 1925}: "...По рекам Абакан и Юс, составляющих притоки р. Енисей, проживает племя саха, которых русские прозвали сагайскими татарами. Восточнее от них живут племена каракас и камаса, которые называют себя туба. Знаток алтайских народностей и сам, если я не ошибаюсь, происходивший из племени Хагас, покойный профессор Н.Ф.Катанов говорит, что "дубо" есть не что иное, как теперешние урянхайцы и каракасы, называющие себя туба, и что дубо и уйгуры происходят от гуннов и в 5 веке жили в верховьях Енисея". ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- [1] Дополнения к актам историческим. - СПб, 1867, т. 10. - С.391. Среди народов Южной Сибири кыргызы выделялись своей воинственностью. Русские служилые люди отмечали, что "всегда опасно от киргизов, которых человек с 1000, только гораздо воисты..." [1]. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- [1] Спафарий Н.М. Сибирь и Китай. - Кишинев, 1960. - С.70. Основу войска составляла конница. В XVII в. кыргызская (хоорайская) кавалерия насчитывала до тысячи всадников: "а садитца их на лошади с копи и в куяках человек с четырехсот, да человеков с пятьсот садитца в саадацех и древками..." [1]. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- [1] Абдыкалыков А. Енисейские киргизы в XVII веке (исторический очерк). - Фрунзе, 1968. - С.33. Все эти данные говорят о том, что кыргызы являлись прежними насельниками современной Хакассии (до начала 18 века) и нынешний хакасский народ не имеет к кыргызам отношения, за исключением небольших остатков кыргызов (несколько десятков человек), растворившихся среди местных племен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир Иванович Опубликовано 17 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2010 Все эти данные говорят о том, что кыргызы являлись прежними насельниками современной Хакассии (до начала 18 века) и нынешний хакасский народ не имеет к кыргызам отношения, за исключением небольших остатков кыргызов, растворившихся среди местных племен. ========================================================================================== А вы не поторопились с выводами? Кыргызы в течение полутора тысяч лет были частью древне-хакасского этноса. Заметьте, не последней, а ведущей. Без взаимного смешения, ассимиляции просто не было бы этноса, а только временный союз для обороны или нападения. Кыргызы и динлины были со-творцами новой генерации. Но в 12-16 вв. происходит распадение древне-хакасского этногенетического поля на несколько самостоятельных кусков. Это естественный ход этногенеза. А вот в новой этнической генерации, возникшей в 17 веке, кыргызы похоже не смогли удержать лидирующих позиций. И какая-то часть их ушла. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 17 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2010 D состав качинцев и входили езерцы. Исарский род енисейских киргизов. Фуюйские киргизы прямые потомки вот этих суровых воинов говорил на хакасском языке. Хакасские ученые были у них в гостях и нашли хакасские предметы. Тубинцы и тувинцы это два различных племена. Одно самодийского происхождения, другое оленеводы Саян монгол происхождения. Просто современные хакасы смешанный продукт. Включают как кыштымов, так и бывших господ, пришлых татар, отуреченных кетов-боклинцев и самоедов - камасинцев и карагасов. Вообще то язык енисейских эпитафий восстанавливаемый нами не киргизский и не хакасский, а сахайский... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2010 И все таки в подтверждение к ранее выссказанным своим предположениям (здеь же в теме) о том, что современные хакасы не имеют никакого отношения к Енисейским кыргызам (кроме занимаемой территории) нашел дополнительные исчерпывающие доказательства: Известно, что в 1703 году джунгарами с Енисея в Джунгарию были уведены киргизы в основной своей массе, так вот: В донесении казака Ф.Моисеева сказано: „В нынешнем 1703 году, октября в 15 день, приходил в Караульный острог кизыльский ясачный татарин, а в вестях сказывал: „приехали-де 2500 калмыков в Киргизскую землицу и киргиз-де к себе загнали всех и ныне-де в Киргизской землице киргиз никого нет"… «26 января 1704 г. из Красноярска был послан в Киргизскую землю для сбора ясака с киргизских князцов и улусных людей сын боярский Иван Злобин с товарищами, но ему пришлось вернуться ни с чем, так как он киргизских князцов никого не изъехал, а изъехал прежде осталцов тубинцов семи человек" (Тубинцами в 18 в. называли ту часть киргизов, которая населяла правый берег Енисея и низовья Упсы). В результате насильственного переселения джунгарами киргизы стали кочевать в бассейне реки Или при урге джунгарских хун-тайш до времени падения джунгарского государства. После падения последнего, киргизы с находившимися там же мингатами и телеутами пошли было обратно на Енисей, но по пути были рассеяны и частью попали в Россию, где присоединились к кундровским татарам, частью разбрелись между киргиз-казаками (казахами), урянхайцами и алтайцами. [Памят. Сиб. ист. XVIII в., с.232, № 58; Минусинский край в XVIII веке", 1913, с. 21] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2010 В конце 20 в. кажется в АРВМ КНР была обнаружена небольшая группа тюрков, которых поторопились сроднить с хакасами по сходству в языке. Полагаю, что это скорее всего потомки Енисейских кыргызов, вот данные: "В эпоху монголов имел место случай переселения Енисейских киргизов на восток, в бассейн р.Сунгари". [Шотт. Ueber die achten Kirgisen. Берлин, 1864, с.461] [Кит. "Мэн-гу-ю-му-цзи", ст.171] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 30 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2010 И все таки в подтверждение к ранее выссказанным своим предположениям (здеь же в теме) о том, что современные хакасы не имеют никакого отношения к Енисейским кыргызам (кроме занимаемой территории) нашел дополнительные исчерпывающие доказательства: Известно, что в 1703 году джунгарами с Енисея в Джунгарию были уведены киргизы в основной своей массе, так вот: В донесении казака Ф.Моисеева сказано: „В нынешнем 1703 году, октября в 15 день, приходил в Караульный острог кизыльский ясачный татарин, а в вестях сказывал: „приехали-де 2500 калмыков в Киргизскую землицу и киргиз-де к себе загнали всех и ныне-де в Киргизской землице киргиз никого нет"… «26 января 1704 г. из Красноярска был послан в Киргизскую землю для сбора ясака с киргизских князцов и улусных людей сын боярский Иван Злобин с товарищами, но ему пришлось вернуться ни с чем, так как он киргизских князцов никого не изъехал, а изъехал прежде осталцов тубинцов семи человек" (Тубинцами в 18 в. называли ту часть киргизов, которая населяла правый берег Енисея и низовья Упсы). В результате насильственного переселения джунгарами киргизы стали кочевать в бассейне реки Или при урге джунгарских хун-тайш до времени падения джунгарского государства. После падения последнего, киргизы с находившимися там же мингатами и телеутами пошли было обратно на Енисей, но по пути были рассеяны и частью попали в Россию, где присоединились к кундровским татарам, частью разбрелись между киргиз-казаками (казахами), урянхайцами и алтайцами. [Памят. Сиб. ист. XVIII в., с.232, № 58; Минусинский край в XVIII веке", 1913, с. 21] Пропал народ кыргызов в лихую годину, не осталось от него ничего кроме имени, которое каким то образом заполучили непонятные племена на Тянь-Шане, так по вашему получается? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2010 Пропал народ кыргызов в лихую годину, не осталось от него ничего кроме имени, которое каким то образом заполучили непонятные племена на Тянь-Шане, так по вашему получается? Ваш юмор не уместен, это исторические факты и от них никуда не деться. Я про Енисейских, а вопрос о Тянь-Шанских совсем другой, не надо путать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 30 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2010 Ваш юмор не уместен, это исторические факты и от них никуда не деться. Я про Енисейских, а вопрос о Тянь-Шанских совсем другой, не надо путать. Так по вашей версии получается, что тян-шанские - вообще не кыргызы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2010 Так по вашей версии получается, что тян-шанские - вообще не кыргызы. Амыр, не уводите разговор от темы, т.к. Хакасы к Тянь-Шаньским тем более не имеют никакого отношения. Я же ясно ответил, что это другой вопрос. Если есть что про Енисейских Кыргызов и связи их с современными Хакасами, приводите. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 3 мая, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 3 мая, 2010 Остатки енисейских кыргызов вошли в состав хакасского народа, став одним из его этнических компонентов, почитайте того же Бутанаева, например последнюю его книгу "Мы родом из Хонгорая". Если придерживаться Вашей логики, то и кожа значит не являются казахами? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2010 Остатки енисейских кыргызов вошли в состав хакасского народа, став одним из его этнических компонентов, почитайте того же Бутанаева, например последнюю его книгу "Мы родом из Хонгорая". Если придерживаться Вашей логики, то и кожа значит не являются казахами? Остатков енисейских кыргызов можно сказать почти не осталось. Бутанаева читал, но факты, часть из которых я привел, говорят об обратном. У него и у других авторов чувствуется тяготение к героическому прошлому или к кыргызам только лишь из созвучия "кыргыз = хагяс". Достоверно известно, что енисейские кыргызы в основной своей массе покинули Хакасо-Минусинскую котловину в 1703 г. Небольшие остатки (менее 100 и более человек) никак не могли повлиять на уже сложившийся этногенез хакасов из родов: пельтыр, кызыл, сагай, койбал, хааш. Последние, по-русски кацинцы, по моему мнению и дали основу искусственно принятому в начале 20 века названию "хакас = хагяс, карагас, кара кааш, кара кас (чернобровые)". Фактов много, в числе которых существует такой бесспорный как кыргызы были скотоводами-кочевниками, а перечисленные роды и сеоки, послужившие основой для современного хакасского народа, нет. Последние были кыштымами кыргызов и жестоко притеснялись. До сих пор хакасский народ состоит из указанных родов, в составе которых рода кыргыз нет, есть лишь небольшие вкрапления в виде сеоков - потомки тех нескольких десятков кыргызских остальцев. Сословие кожа среди казахов также не являются основой казахского народа. Соотношение кожа к остальной массе наверное такое же как остатки кыргызов ко всему хакасскому народу. На вскидку и при грубом подсчете это не более 1%. Я выше привел уже много ссылок в подтверждение своих слов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 3 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2010 Жан Поль Ру которого так почитает АКСЛ пишет, что туматы проживавшие в районе Красноярска сопротивлялись русским. Значит туматы - общие предки саха и хакасов имели столкновения с кыргызами и монголами? Один бурят хэ-хэ пытался себя идентифицировать с туматами? Смех и только Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2010 Жан Поль Ру которого так почитает АКСЛ пишет, что туматы проживавшие в районе Красноярска сопротивлялись русским. Значит туматы - общие предки саха и хакасов имели столкновения с кыргызами и монголами? Один бурят хэ-хэ пытался себя идентифицировать с туматами? Смех и только Странно, обычно они идентифицируют себя с тюркскими татарскими племенами жалаир, конырат, кереит, найман, меркит, онгут, катаган, ойрат и другими. Что ещё страннее, так это то, что никто из них (+ халхасцы) не хочет признавать свое родство с приамурскими тунгусо-маньчжурскими племенами шивэйцев. Пусть не обоснованно, но все тяготеют к героическому прошлому тюрков: хунны, тюрки Ашина, татары и пр. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 3 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2010 Странно, обычно они идентифицируют себя с тюркскими татарскими племенами жалаир, конырат, кереит, найман, меркит, онгут, катаган, ойрат и другими. Что ещё страннее, так это то, что никто из них (+ халхасцы) не хочет признавать свое родство с приамурскими тунгусо-маньчжурскими племенами шивэйцев. Пусть не обоснованно, но все тяготеют к героическому прошлому тюрков: хунны, тюрки Ашина, татары и пр. Акскл.Они не тюрко татары( настоящие татары только в Монголии и АРВМ это татаары и татиары).А ваш род керей откуда ещё не выяснено.Может вы тангут кереитского Гур хана,который проживал в Алашанье ? Гур хан это тюрко керейское звание? Для вашего свидения, нашие тангуты относят себя к кереитам ,вернее керейтам Жаха Гамбу брата Ванхана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2010 Акскл.Они не тюрко татары( настоящие татары только в Монголии и АРВМ это татаары и татиары).А ваш род керей откуда ещё не выяснено.Может вы тангут кереитского Гур хана,который проживал в Алашанье ? Гур хан это тюрко керейское звание? Для вашего свидения, нашие тангуты относят себя к кереитам ,вернее керейтам Жаха Гамбу брата Ванхана. Как Вас назвать? Если на мой пост обращаетесь к другому лицу? Пожалуй назову как уже привык - дружище. Дружище, настоящее его имя было Карабетай - чернолицый, смуглый значит. Наверно по-монгольски или по-тангутски, да? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2010 Кто мне ответит, как хакасы называли и сейчас называют монголов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 6 мая, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 6 мая, 2010 Моол/моолнар Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2010 Моол/моолнар Почему спросил, потому как карагасы (качинцы или кааш) их называли "адай" или "ардай". Г.Е.Грумм-Гржимайло (Западная Монголия и Урянхайский край. Гл.8, С.36 сн.279 - со ссылкой на Катанова „Поездка к карагасам в 1890 году" в „Зап. И. Русск. Геогр. Общ. по отд. этногр.", 1891, XVI, вып. II, стр. 221). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 6 мая, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 6 мая, 2010 Не, не называли, ни со ссылкой ни без ссылки Адай - это собака по-нашему. А моол - благородный человек. Груммми у нас и вовсе не был. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2010 Не, не называли, ни со ссылкой ни без ссылки Адай - это собака по-нашему. А моол - благородный человек. Груммми у нас и вовсе не был. Ну значит принебрежительно и называли собаками, что и отметил будучи у себя на родине и исследуя качинцев (карагасов) ваш соотечественник - первый хакасский ученый, тюрколог, проффесор и доктор наук Н.Ф.Катанов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 6 мая, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 6 мая, 2010 Абсурд. Катанов ничего подобного не отмечал, хотя бы потому что его мать была качинкой. А зачем Вам вся эта белиберда. Что Вы тщетно пытаетесь "доказать"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2010 Абсурд. Катанов ничего подобного не отмечал, хотя бы потому что его мать была качинкой. А зачем Вам вся эта белиберда. Что Вы тщетно пытаетесь "доказать"? Что за упрямость? Вам приводят самого Катанова, а вы твердите что абсурд. Это не белиберда, я хотел выяснить сохранилось ли подобное обращение среди современных хакасов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 6 мая, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 6 мая, 2010 А где ссылки? Вы рискуете прослыть и среди хакасов врунишкой. Укажите страницу. Я без труда ее представлю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 7 мая, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 7 мая, 2010 Как Вас назвать? Если на мой пост обращаетесь к другому лицу? Пожалуй назову как уже привык - дружище. Дружище, настоящее его имя было Карабетай - чернолицый, смуглый значит. Наверно по-монгольски или по-тангутски, да? Джагамбу имел имя Кераитай что означает мужчина их кереитов. Прочтение Керабатай неправильно. Надеюсь Вы знакомы с этим сообщением РАД-а. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext2.html Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2010 А где ссылки? Вы рискуете прослыть и среди хакасов врунишкой. Укажите страницу. Я без труда ее представлю. Вот, повторно. Ищите: Г.Е.Грумм-Гржимайло (Западная Монголия и Урянхайский край. Гл.8, С.36 сн.279 - со ссылкой на Катанова „Поездка к карагасам в 1890 году" в „Зап. И. Русск. Геогр. Общ. по отд. этногр.", 1891, XVI, вып. II, стр. 221). Или опять что-то мешает? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться