Alchy Опубликовано 25 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2005 Баhылай Дь Дата 22.04.2005 - 17:46 А кто знает Чунчузов это хакасская фамилия ? Есть такой борец из Новосиба Хакасская фамилия Чучунов. Это Леня Чучунов, боролся в Хакасии, но унас борцов не умеют ценить в руководстве спорткомитета. Вот он и уехал в Новосиб. Вообще это отдельная тема, сколько талантливых борцов загуьил наш спорткомитет с воим пофигизмом. Но сайт-то исторический, поэтому политики касаться не будем. Катанаев был такой исправник в Кузнецке. Потомственный дворянин. Ловко находил общий язык с шорцами. Даже после его смерти несколько лет все ему взятки несли. Но происхождение его мне неизвестно. Я думал, что он откуда-то из европейской части империи, но фамилия смущала. Были русские дворяне Катанаевы, даже один деятель в белой Сибири был, помнится мне, но их происхождение мне не известно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 3 октября, 2005 Поделиться Опубликовано 3 октября, 2005 Тут вопрос такой. Как будет по хакасски слово словарь? По кыргызски сёздюк, по турецки сёзлюк, а на хакасском как? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 4 октября, 2005 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 октября, 2005 Словарь по хакасски - состiк (где о с двумя точками наверху). Например, русско-хакасский словарь - орыс-хакас состiгi (где тоже о с точками). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Sub Опубликовано 4 октября, 2005 Поделиться Опубликовано 4 октября, 2005 Словарь по хакасски - состiк (где о с двумя точками наверху).Например, русско-хакасский словарь - орыс-хакас состiгi (где тоже о с точками). Объясните пожалуйста, почему в одном случае "состiк", а в другом "состiгi ". И еще, окончание -ГИ встречается ли в других тюркских языках, или оно характерно только для хакасского? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 4 октября, 2005 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 октября, 2005 Я не филолог и асфальтовый хакас. Но в словосочетании "р-х словарь", "словарь" стоит в форме изафета (притяжательная, отчвечает на вопрос "чей?"). А окончание со звонким г, наверное, из-за интервокальной позиции между двумя гласными (в данном случае - i). Состiк + i = состiгi. Т.е. буквально "Словарь хакасско-русского [языков]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Мэнгэ-бай Опубликовано 5 октября, 2005 Поделиться Опубликовано 5 октября, 2005 Мне интересно к какому языку ближе хакасский, к алтайскому или кыргызскому? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tatarbi Опубликовано 5 октября, 2005 Поделиться Опубликовано 5 октября, 2005 Объясните пожалуйста, почему в одном случае "состiк", а в другом "состiгi ".И еще, окончание -ГИ встречается ли в других тюркских языках, или оно характерно только для хакасского? В татарском тоже: суьзлек, суьзлеге Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 5 октября, 2005 Модераторы Поделиться Опубликовано 5 октября, 2005 ...к какому языку ближе хакасский, к алтайскому или кыргызскому? Хакасский близок к северо-алтайским диалектам: кумандинскому, телеутскому и др. А от южно-алтайского и кыргызского, которые чрезвычайно близки, равноудален. А вообще, еще можно посмотреть примры классификации тюркских языков на этом сайте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
agacir Опубликовано 7 октября, 2005 Поделиться Опубликовано 7 октября, 2005 почему в одном случае "состiк", а в другом "состiгi ".И еще, окончание -ГИ встречается ли в других тюркских языках не -ГИ, а ИК, ИГИ образует предмет (существительное) в данном случае из прилагательного {много}словный + ик (ек) => многословник = словарь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aryslan Опубликовано 24 октября, 2005 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2005 А кто сейчас представляет основную историческую школу в Хакасии? Раньше был насколько я знаю Леонид Кызласов, а сейчас кто в Хакасии профессионал по историческим наукам? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 25 октября, 2005 Модераторы Поделиться Опубликовано 25 октября, 2005 Леонид Романович и его сын Игорь Леонидович плодотворно трудятся. В основном живут в Москве. Изучение истории средневековья и этнографии Хакасии ассоциируется еще с именем профессорра Бутанаева. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 26 октября, 2005 Модераторы Поделиться Опубликовано 26 октября, 2005 Историков у нас больше по 20 в. Например, Эдуард Алесеиваич Сагалаков - зав. каф. гражд. права. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 2 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2005 Сегодня запущен давно обещанный сайт-портал Хакасия (сайт хакасского народа) по адресу http://www.khakasia.com . Работают форум, чат и галерея. Сейчас нужна помощь в выборе названий разделов как самого портала так и форума с галереей. Также нужна помощь в подборке материалов. Функций у используемой программы много. Большинство из них отключены на данном этапе. Главную страницу можно также показывать в классической портальной трех-столбовой форме как например на http://www.kyrgyzforum.com . Галерея покамись в основном на английском языке. Постепенно будет осуществлен перевод на русский. Ждем вашых предложений и замечаний. Добро пожаловать! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 3 ноября, 2005 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2005 Огромное спасибо, дорогой Эльтебер! Вы человек, сколь последовательный столь и решительный Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 4 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2005 Сейчас главное довести сайт до серьезного уровня в плане содержания и интерактивности. Если необходимо я закуплю дополнительные программные пакеты. На данный момент нужны администраторы, модераторы и просто люди желаюшие помочь. Пожайлуста, пишите по поводу сайта хакасского народа на форуме самого сайта. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marlo Опубликовано 12 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 12 ноября, 2005 Сегодня запущен давно обещанный сайт-портал Хакасия (сайт хакасского народа) по адресу http://www.khakasia.com . Работают форум, чат и галерея. Сейчас нужна помощь в выборе названий разделов как самого портала так и форума с галереей. Также нужна помощь в подборке материалов. Функций у используемой программы много. Большинство из них отключены на данном этапе. Главную страницу можно также показывать в классической портальной трех-столбовой форме как например на http://www.kyrgyzforum.com . Галерея покамись в основном на английском языке. Постепенно будет осуществлен перевод на русский. Ждем вашых предложений и замечаний. Добро пожаловать! Поздравляю с шагом вперед! Алгыстапчам!! Öрiнчем!!! Пока что сам не зарегистрировался, пребываю несколько дней в тяжком раздумии. Поясню. Я привык скрывать свой электронный адрес от кого бы то ни было (мои некогда необдуманные действия, как-то выставление адреса на публике, привели к тому, что я удаляю каждый день утром и вечером из каждого из моих адресов по несколько десятков спама), однако на www.khakasia.com функции "спрятать адрес" не увидел. Можно, конечно, создать новый (марло собака...) адрес, указать его... Подумаю. Еще раз поздравляю. Теперь дело за малым - было бы кому писать! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 12 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 12 ноября, 2005 Я включил глобальную функцию скрытия электронного адреса. Теперь никто не имеет доступа к email адресам, кроме администраторов. Однако, если вы решите отправить не персональное сообщение, а email пользователю (через форум), то email будет послан с вашего почтового ящика, так же как на этом форуме. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alchy Опубликовано 10 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2006 Продолжаю серию "Хасхылар" рассказами о хакасских "людях длинной воли", как называл Л.Н. Гумилев людей, которые находятся в оппозиции современному им обществу и государству. Рассказывали мне о них уже на русском языке, т.к. большинство современной хакасской молодежи, увы, не говорит на своем языке. Оставляю все выражения практически без изменений, за исключением матерных выражений. (По соображением моей высокой самоцензуры) Герои этих рассказов жили и действовали в 1970-1990-е гг. "Гоша Косоротый" Гоша Косоротый был реальный чувак, бухал постоянно, в тайге с женой бичевали (т.е. занимались охотой, сбором на продажу "дикоросов" (дикорастущих растений): орехов, ягод, грибов, лиственничной смолы ("серы") и т.п., осуществляли, иначе говоря, незаконную предпринимательскую деятельность). И все дети их были бичи (Прим.: люди, не работавшие, как теперь говорит хакасская молодежь, "на белого царя", т.е. на государство). Бухают постоянно, кого-нибудь завалят (т.е. убьют) по пьяни (в состоянии алкогольного отпьянения)и сваливают (сбегают) в тайгу, или в Туву уедут, там тарятся (скрываются) от ментов. Как перестанут их искать, вернутся домой, снова бичуют. Светка, Гошина младшая дочь, погоняло (кличка) у нее было "Петух", вместе с чуваками бухала как-то у дедка (пенсионера) одного, ну и замочили его из-за бабок. Пацанам-то вышка корячилась (т.е. грозило наказание в виде смертной казни через расстрел), она все на себя взяла, ну и пошла на зону по малолетке (место лишения свободы для несовершеннолетних преступников). Недавно откинулась (освободилась из мест заключения), пацана родила. Завалили ее тоже по-пьяни в прошлом году. А Гоша умер лет пять назад, от спирта вроде. "Лис" Лис был жёсткий пацан. Со школы ещё. Жёстко бился всегда , никого не боялся. Когда в путяге (среднее профессиональное училище) в Абакане учился, карате занимался у Карамашева (известный в Хакасии тренер боевых искусств, воспитал немало чемпионов). Как-то хотели Лиса пятеро русских от...рить. Поймали его к коридоре в путяге. Так он над нами по стене пробежал, они и отвалили от него, засс...ли (т.е. испугались). На зоне он тоже в почете был, авторитеты (руководители преступного сообщества) с ним за руку здоровались. Когда откинулся, дома жил, бичевал, охотился по-маленьку (т.е. занимался браконьерством), серничал в тайге. Егеря (охот. инспекторы, призванные бороться с браконъерством) никак не могли поймать его. Шел он как-то с мясом по болоту, они тут на "Ниве" подваливают, типа "стоять". Он от них с рюкзаком за спиной в гору убежал, они на "Ниве" своей не смогли его догнать. В другой раз ехал на мотике (на мотоцикле) с охоты с палкой (с ружьем), мясо в коляске лежит. Еб...ть, (это нецензурное слово используется здесь расказчиком для показа эффекта неожиданности, внезапности) егеря на дороге стоят, машут (приказывая остановиться). Он мимо них пролетел, они давай стрелять в него. Лис за поворот заехал, мясо с палкой - ё...с (выбросил) в кусты и назад, к егерям подлетает. "Вы, чё, типа, ох...ли, в людей стреляете, суки". Ну егеря давай мазаться (оправдываться), а чё, ты, типа, не останавливаешься. Он им и говорит: "Давайте, шмонайте (обыскивайте) меня, а вы чё, менты што-ли, транспорт тормозить (т.е. остановить транспортное средство, по мнению расссказчика, могут только сотрудники ГИБДД, которых не было с охот. инспекторами)". Опустил (унизил) их, короче, и домой поехал. Ночью за мясом приехал, и палку свою забрал. Он из этой палки потом семь человек вальнул (убил). Жил он с одной русской бабой, бичевкой. Вся родня её у Лиса постоянно послась, постоянно пиз....ли у него, то мясо, то орехи, то серу. Достали они его конкретно. Последний раз приехал он из тайги, мать плачет, опять они у неё бабки спиз...ли. Он пошел к ним, а они там бухают уже на его бабло. Он наехал на них, они послали его. Пошел домой, взял палку и перех...л всех. Девочку только этой бичёвки не тронул, она в шкафу затарилась, он дверь-то открыл, сморит она там сидит, плачет. Ну он и ушел, а пацаны, которые бабки взяли, за ней там же сидели. Они-то свой косяк (вину) сразу просекли (поняли), как он ушел за палкой, сразу в шкаф и ломанулись. Короче, он домой пришел и застрелился. Менты такой шмон подняли, давай по хатам лазить, палки искать. Комментарий: Обращает на себя внимание то, что изменились формы сопротивления. Хасхы маргинален по природе своей, как и прежде. Однако теперь хасхы живет в обществе, но не принимает правила, навязываемые ему государством и обществом. Поэтому он находится в постоянном конфликте с законами. Как правило, в период между очередным лишением свободы живет случайными заработками, часто преступными, общается с социальными низами русского общества, также конфликтуя и с ними. В то же время длительное время находится в тайге, живя тем же, чем жили его предки, т.е. охотой и собирательством. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marlo Опубликовано 14 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2006 "...пользуясь привычными для нас понятиями, мы не всегда можем словами сформулировать волнующие нас идеи. Например, нам порой не всегда просто объяснить, что такое «национальность» – что это за явление, которое так часто влияет на процессы в человеческом обществе. Каждый человек как существо мыслящее, несомненно, дает для себя удобное для своего мировоззрение определение этого явления. Однако на практике..." Так пишут на http://khakasweb.ru/. На новеньком, с пылу-жару, хакасВЕБе есть и форум, где тусуются люди, пишущие на хакасском. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 20 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2006 Прошу подсказать , кто такой Хандзепиг ... От одного знакомого слышал , что какой-то исторический персонаж (возможно легендарный) . Из за чего его помнят люди (в роду ворона) ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 20 ноября, 2006 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2006 Канъза-бек/Ханза-пиг - персонаж несказочного исторического фольклора хакасов. Имя - "Трубка-князь". Он воевал против русских, которые опоили его, и повесили за ребро, он курил трубку и язвил в лицо воеводы и палачей. Про ворона не знаю. Ворон - "хусхун", ворона - "харг'а". Рода-сеока ("кости") ворона вроде бы у хакасов нет. Есть "харг'а" с подразделениями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 27 марта, 2007 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2007 Короче проследил за спором между Яхонтовым, Кляшторным, Бутанаевым, Л.Р.Кызласовым и Л.П.Потаповым по поводу самоназвания народа енисейских сахалар и остался при своем мнении. Хягас (сяцзяцы) другой иерогглиф, нежели цзилицзисы (кыргызы) и отражает цвет волос средневековых енисейцев унаследованный от динлин, хягас - рыжие, и в современном якуцком есть анологичное слово кугас. Так вот, и среди нынешних сибиряков немало рыжих субьектов, что отнюдь не дает право китайцам называть их хягасами т.е. рыжими. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 27 марта, 2007 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 марта, 2007 О динлинах нет подобного описания. Только, что ноги волосатые. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 28 марта, 2007 Поделиться Опубликовано 28 марта, 2007 В.Я.Бутанаев в обоснование в своей гипотезы о Хоорай оказ-ся берет за основу упоминание племени кури в Юань-ши. Буряты также это самое племя считают предками хори-бурят. То же самое с исследователями саха, они их считают упоминание о обитании курыканов их искомых предков в монгольскую эпоху в Байкале. Так три братских народа, не подозревая друг о друге, считают своими предками один и тот же народ на Ангаре. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krasata Опубликовано 3 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2007 Здравствуйте! Интересует такой вопрос. Происхождение и рода хакаской фамилии Орешковых Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться