Перейти к содержанию
Гость

Хакасы

Рекомендуемые сообщения

Хорошо бы расписать по эпохам историю хакасов, представить в виде картинки, что ли, привязать конкретно к каждой эпохе названия народов, племен, этнонимы и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пастап Сёёс полган, Сёёс Худай полган, Сёёс Худайданг полган :P

В каменном веке хакасов называли неандертальцы (Хока) и кроманьонцы (Сиу). От их смешивания и произошли хакасы.

А вообще черт его знает, кто такие эти хакасы, науке это неизвестно. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто-нибудь может подсказать, какой был местный титул у хакасских "князцов" 17 в.? Бег? пиг? башлык? Смотрел у Кызласова в "Истории Хакасии", но у него это "князья" :huh: Конкретно интересует "князец Ереняк Ишеев".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По фольклорным данным правители именовались "хан". Известны также титулы "пиг", "матыр", "хасха". Но они рангом пониже, чем "хан". А термин "князцы" Л.Р. Кызласов взял видимо из русских летописей 17 в. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Privojy posting Stasa, y nego problemy s forumom:

Дело в том, что основным местным источником является исторический фольклор (киип-чоох), в котором кыргызские правители, противостоявшие и вообще взаимодействующие с казаками носят титул "пиг" (бек): Оджен-пиг, Ханъза-пиг и т.п.

В эпическом фольклоре - богатырских сказаниях (алыптыг нымах) - действуют ханы (Ах-хан, Хара-хан, хан-пиг), которые не имеют какой-то реальной привязки к времени.

Русские называли кыргызских деятелей "князцами" (уменьшая от князь), внося некий "виртуальный" характер, как , например, их страна не является Киргисской землей, но "Киргизской землицей".

Описатели истории присоединения Приенисейского края (Казьмин, Быконя) называют и "князцами" (цитируя) и князьями.

Монголы присваивали титулы кыргызам вплоть то "тайша", полагаю, что это где-то близко русскому удельному князю. Но далеко от тайджи (царевича, великого князя). На форуме была дискуссия, но я для себя не уяснил, т.к. упорядочение титулатуры протяженный во времени процесс. Решил грубо, что тайджи - титул, а тайша - звание.  :)

Алтын-ханы и ойратские правители тоже вроде до титула хана не доходили. Были хунтайджи, а вот уже после Галдана вроде джунгары стали круче себя именовать.  :D

Еще в русских документах есть чайзаны (зайсаны), мергены, баторы и др. Зайсаны у самих ойратов вроде бы пониже нойонов (аналог эмиров и беков). Так вот вроде Иренек кое-где проскальзывает как чайзан. А вот потом уже он "развился" в "лучшего" князца. Некоторые исследователи предполагают, что образ фольклорного Оджен-пига навеян именно судьбой Иренека, которого с сыном Щапом не то халха-монголы, не то казахи и 600 кыргызами накрыли из засады на Телецком озере.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большое спасибо всем ответившим :):)

Как я понял, общей системы титулатуры в 17 в. не было - традиционные тюркские звания сочетались с заимствованными (пожалованными). Видимо, все-таки существовало сословие знати (пигов~бегов), в котором практиковались эти импортные термины. Тогда князец - такое же заимствованное обозначение высокого социального ранга, как и зайсан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вдогонку.

Сейчас, читая "Книгу записную" (1687) в "Сибирском летописном своде", наткнулся: в 1670 "присылал из Китайского царства китайской царь в Дауры, в Нерчинские остроги... послов своих, зайсана имянем Мунгучея, а по нашему зайсан рекше боярин, и подъячева, и человек с 40 рядовых".

Т.е. в глазах русских зайсан, пожалуй, котировался ниже "князца".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не уверен, что ен. кыргызы заимствовали термин "князец" и использовали его. Например, называли так друг друга или присваивали такой титул.

Вспоминается как объединенный отряд казаков из соседних острогов приводил к шерти Иренека, прижав к реке и выставив пушки. Командовал воевода князь Львов. Иренек, выехав "на перговоры" первый раз, при упоминании царского имени снял малахай и слез с коня, но потом не удержался и "выговорил про князя Львова невежливое слово". Первый раунд на этом прервался. :)

Все же здесь не сколько уничижительный характер именования, наподобие "пишет тебе Великий Государь Царь... твой холоп Ивашка Злобин" (ниже царя ведь, как известно, все холопы), а именно проявление отношения к "иному". Выстраивается ряд: инородцы, инородческая землица, князцы и т.п. Сибири вообще не повезло, даже русские дворяне были здесь не полноценными, а "сибирского списку".

Вот в 18 в. термин "князь" был заимствован в значении "руководителя колониальной администрации". :)

В современном хакасском языке кiнез - "председатель". Например, А.И. Лебедь - председатель правительства республики Хакасия - "Хакас Респуликазы правительство кiнези". :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот в 18 в. термин "князь" был заимствован в значении "руководителя колониальной администрации". 

В современном хакасском языке кiнез - "председатель". Например, А.И. Лебедь - председатель правительства республики Хакасия - "Хакас Респуликазы правительство кiнези". 

Возмржен иной путь: слово "кiнез" пришло в русский не из древненемецкого, как пишут обычно, а из тюркских, в значении "кiн" - пуп, центр. Тогда будет князь - это центр, пуповина, связывающая поколения в единое целое. Тогда термин "князь" просто вернулся на историческую Родину вместе с великим русским народом, освободившим хакасский народ от "примитивно-жестокой эксплуатации" со стороны енисейских кыргызов. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Баhылай Дь
Возмржен иной путь: слово "кiнез" пришло в русский не из древненемецкого, как пишут обычно, а из тюркских, в значении "кiн" - пуп, центр. Тогда будет князь - это центр, пуповина, связывающая поколения в единое целое. Тогда термин "князь" просто вернулся на историческую Родину вместе с великим русским народом, освободившим хакасский народ от "примитивно-жестокой эксплуатации" со стороны енисейских кыргызов. :D

Интересно можно оказывается теперь по другому трактовать слово

"кинээс", который тоже есть в якутском. Раньше так называли главу населенного пункта. Обычно считают, что это заимствование от русского "князь". Слово "киин" по якутски также означает "центр" и "пуп".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привожу серию "Рассказов о Сильке и других хасхы" в память о хакасах, погибших в 1917-1930-х гг. Рассказы даны в переводе с хакасского на русский язык. Записаны в конце 1970-нач. 1980-х гг. Хасхы - на хакасском "хасхылар" - название борцов с Советской властью (до революции 1917 г. - с царскими властями).

"Силька"

Силька отчаянный был. Когда молодой был, на лыжах с самых крутых гор как птица спускался. Один раз поймали его красные, привели в дом нашего деда. Наш дед богатый был, дом у него в центре деревни стоял. Все туда заезжали: и красные и хасхылар. Теперь в нем клуб сделали, кино показывают. Собрались красные везти Сильку на расстрел. Он увидел у одного русского гармошку и говорит ему: "Сыграй, а я спляшу перед смертью". Тот стал играть, Силька плясать начал. Пляшет, пляшет, сильно плясал. Красные давай в ладоши хлопать, ружья поставили. Силька схватил одно ружье, застрелил одного красного, другого толкнул и убежал в дверь. Красные за ним погнались. Силька через заплот перепрыгнул и побежал к реке. Тогда у реки много кустов было, сейчас нет их. Красные стреляли, стреляли, так и не поймали Сильку в тот раз. Позже поймали красные Сильку, повезли в Красноярск, одни говорят там его расстреляли, другие говорят: убежал Силька, сечас в Туве живет. (Речь идет о к. 1970-х гг.)

Комментарий: Силька - Сильверст Астанаев - один из руководителей вооруженного сопротивления хакасов политике военного коммунизма, проводимого Советской властью в Хакасии в 1919-1923 гг. Расстрелян предположительно в Красноярске в 1924 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Силька" (продолжение)

Силька грамотный был. У него и сестра грамотная была. Ведь бабка у них русская была, поэтому и учились они грамоте, потому что русский язык знали.

Силька, до того как хасхы стать, в сельсовете работал. Там они деньги пропили-проиграли. Другой человек, имя его не помню, поехал в Абакан с доносом на Сильку, чтобы его самого Советская власть не наказала. С милицией обратно поехал. Силька узнал про это, отряд собрал. На горе у дороги спрятался с отрядом и всех милиционеров перестрелял. Тот человек под телегой спрятался, живой остался. Обратно в Абакан поехал, да по дороге от страха умер. Силька после этого с отрядом долго с красными воевал.

Один раз приехали красные в деревню, стали всех бить-грабить, "говорите где хасхылар прячутся, кто им помогает?" - спрашивают. Силька про это узнал, со своим отрядом с горы спускается. Такая стрельба пошла, стреляют из карабинов, нескольких красных убили. Красные испугались, быстро поскакали вниз по реке, так и убежали. Долго потом они на Сильку сердились.

"Соловьев"

Соловьев добрый был. Даром, что русский, а к хакасам ласковый был. Отберет у красных мясо или масло, а то и зерно, да и раздаст людям. Один раз ехал Соловьев со своим отрядом, проезжал мимо одной деревни и подарил одному парнишке золотую монету. Красные потом отца этого парнишки долго били, все спрашивали, где Соловьевское золото, так и застрелили этого человека. А парнишку в Красноярск увезли, там его, говорят, убили. А Соловьев долго с красными воевал, никак не могли они его поймать. Потом только убили его, а в кино неправильно показывают, не такой Соловьев был. Он добрый был. (Речь идет о фильме "Конец императора тайги", шедшем в советском кинопрокате в сер. 1980-х гг." )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Будет очень интересно посмотреть на типичных хакасов, есть фотографии? :)

Я лично никогда не видел живьем хакасов :) (а может если видел то не узнал)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Соловьев" (продолжение)

Соловьева красные тоже убили. Говорят, что много золота Соловьев в тайге спрятал. Некоторые до сих пор ищут.

Комментарий: Иван Соловьев - из сибирских казаков, уроженец Хакасии. Воевал в Колчаковской армии, эатем возглавил вооруженнео сопротивление хакасского народа большевикам на Севере Хакасии. Убит в 1924 г. в результате спец. операции органов ГПУ.

"Майнагашевы"

Майнагашевы грамотные были. Они сильно с красными воевали. Долго воевали. Их всех Советская власть уничтожала. Приедут красные к хакасам, спросят: "Как фамилия", если кто скажет: "Майнагашев", сразу застрелят. Многие Майнагашевы на другие фамилии записались, до сих пор под другими фамилиями живут.

Комментарий: Род Майнагашевых дал таких знаменитых борцов с Советской властью как Степан Дмитриевич Майнагашев, один из лидеров национально-освободительного движения хакасского народа в 1905-1921 гг., один из создателей современной письменности хакасов на основе кириллицы. По некоторым данным расстрелян в Минусинске в 1919 (либо 1920) г., Иона Майнагашев, один из руководителей вооруженного сопротивления хакасского народа политике Советской власти в отношении хакасов. Убит хакасскими уголовниками по заказу советских спец. служб в 1927 г. Кстати, эти уголовники также почти сразу же были ликвидированы. В их ликвидации участвовали агенты ГПУ и уголовник, неким "Коля", прибывшие из Новосибирска.

"Матык"

Матык высокий, здоровый был. Приехал как-то в деревню, остановился у знакомых. Красные за ним приехали, поймать его хотели. Матык выскочил из дома и побежал в стайку, красные за ним. ("Стайка" - крытый утепленный загон для зимнего содержания скота, имеет несколько выходов, для удобного выгона скота.) Матык бежит, полы пальто развеваются. (хакасское пальто доходило почти до пят, в отличие от русского, длина которого оканчивалась чуть ниже колен.) Потом несколько дыр от пуль оказались в пальто Матыка, а сам Матык целый остался. Когда бежал, стрельнул из нагана, не оборачиваясь и застрелил одного русского, другие красные остановились. А Матык в гору побежал, красные стреляли-стреляли, не попали. "Ну Матык, так Матык, здоровый", красные потом говорили.

Матыка один русский потом убил. Ночью пришел к дому, где Матык был и через окно из карабина застрелил. Сказал, что Матык у него коня украл.

Комментарий: Матык Шадрин, один из непримиримых хасхы. В основном боролся с властью в одиночку, подобно классическим хакасским хасхы 19-нач. 20 в. Иногда действовал в составе отрядов других хасхы, или "бандитов", как их называли представители Советской власти.

Убит при неясных обстоятельствах. Возможно по заказу советских спец. служб, либо в результате частной, как теперь модно говорить, "разборки".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

AysDan Дата 14.03.2005 - 09:54

  Будет очень интересно посмотреть на типичных хакасов, есть фотографии? 

Я лично никогда не видел живьем хакасов  (а может если видел то не узнал) 

Здесь приведены фотографиихакасов описываемого в рассказах периода.

http://nrsm.nsc.ru/sibir/abor/hakas/hakas.htm

:rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь приведены фотографиихакасов описываемого в рассказах периода.

http://nrsm.nsc.ru/sibir/abor/hakas/hakas.htm

:rolleyes:

Спасибо за линк!

Наконец я увидел Хакасов :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Комментарий к комментарию :)

Степан Дмитриевич Майнагашев еще и видный ученый, представленный в отечественном биобиблиографическом словаре востоковедов, этнограф, автор следующих известных работ:

1. Майнагашев С.Д. Отчет по поездке к турецким племенам долины р. Абакана летом 1913 г. С.Д. Майнагашева// Известия Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. – Петроград, 1914. – Сер. II. - №3. – С.107-116.

2. Майнагашев С.Д. Отчет по поездке к турецким племенам Минусинского и Ачинского уездов Енисейской губернии летом 1914 г. С.Д. Майнагашева. Второе путешествие//Известия Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. – Петроград, 1914. – Сер. II. - №3. – С.117-128.

3. Майнагашев С.Д. Загробная жизнь по представлениям турецких племен Минусинского края // Живая старина. 1915. Т. XXIV. Вып. 3. Петроград, 1916.

Кроме того, это еще и человек, "назвавший" хакасов хакасами. :)

Пара быличек про него и его брата Иону. При переводе в соответствии с политкорректными принципами сайта некоторые определения заменены на термин "красные". :)

1. Степан невысоким был, лицо рябое, глаза умные. А брат его – Иона – высоким и красивым был. Офицер. Сады разводил. У Степана конь был. Ноги короткие, туловище длинное. Однажды Степан от красных скрывался. В ущелье еду варил. А красные хитрые были. Его живьем захватить хотели. Вход в ущелье заперли. Тихо подъезжали, не стреляли. Человек 20 с винтовками были. А конь его как собака сторожевая был. Забегал вокруг, зашумел. Степан на коня прыгнул и поскакал к обрыву. Конь его съехать по крутому песчаному склону смог. А кони красных не смогли. Стреляли, но не попали. Так Степан ушел.

2. Однажды Степан с Ионой в одном аале у добрых людей в избе кушали. А красные хитрые были. Дом окружили и сдаваться приказали. А Степан сказал, чтобы семья хозяина дома в подпол спустились. Тогда их пули не ранят. Гранатометов тогда не было. Красные стрелять начали, а Степан с Ионой из окон долго отстреливались. Но патроны кончаться стали. А у красных народа и патронов много было. У Степана конь был. Ноги длинные были, а тело короткое. Он кругами вокруг избы бегал. Совсем худо стало Степану с Ионой. Тогда конь этот стал задом к окну и резко сдал. Окно выдавил, круп подставил. Степан с Ионой прыгнули на него, а конь этот быстро с ними ускакал. Красные стреляли, но где им попасть было. Так Степан с Ионой ушли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какую роль сыграл в разгроме Соловьева Аркадий Голиков?

Вчера В ОРТ Соловьева назвали национальным героем хакасского народа, мечтавшим о отделении Хакасии от России. Видимо Голикова хотят просто обелить, прежде всего внук.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Насколько мне известно, отношение хакасов к Голикову сугубо отрицательное. Многочисленные зверства последнего в отношении хакасов остались в памяти народа. Как то рассказывали, что некий журналист искал в Хакассии информацию о Голикове/Гайдаре, так вот старые хакасы говорили ему вроде, что да помним Гайдара, хороший был человек, такой высокий, светлый, красивый :) тем самым описывая его лютого врага Соловьева.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Да, уж РТР (не ОРТ) постарался. Какое "возвращение героя"?

Там в сюжете доминирует следующее - документов о зверствах "Архашки" (его так называют в народе с приставкой "бешенный") - мол, нет; свидетелей - нет.

Есть и живые свидетели - старики, которые помнят как казнили из родных, есть их дети. Живые. Опубликованы документы.

Странно. Камов (биограф "Архашки") выдвигает какую-то версию о том, что Голиков пострадал из-за того, что его подельники-коммунисты хотели заполучить золото Соловьева. Какое там золото у партизан? Это так попсово прозвучало.

Далее - рефреном в сюжете звучала тема жестокости Гражданской войны. Но Гражданская - уже была закончена. В Хакасии шло восстание против Советской власти. Возглавил казак Соловьев. В отряде - 90% хакасов. Т.к. в то время в Хакасии жили в основном хакасы и немного станичников, а русских было очень мало. Может, 2-4%.

Перед этим Голиков подавлял Тамбовской восстание Антонова под началом Тухачевского. Там они травили русских крестьян газом. Паталогия Голикова, что он когда война закончилась стремился попасть туда, где еще можно было пострелять. Действовал при этом характерно - заставлял расписываться кровью в верности себе своих доносчиков; мог немотивированно разрубить голову старику и т.п.

Я понял бы разговор о жестокости Гражданской, если бы говорили о том, как красные забивали трупами хакасов и казаков деревенские колодцы в Хакасии. Однако война кончилась, это было карательное подавление повстанцев. Красноярские военные власти даже издали документ, по которому все качинцы (сев. хакасы) должны были быть уничтожены. Брали в заложники детей "бандитов". Расстреливали десятилетних (публиковали перед этим их списки).

Кстати, и в творчестве писателя Гайдара мы найдем эту неадекватность. И расправа Тимура над Квакиным - всех детей сгоняют ночью в разрушенную церковь. И "Школа", где описано убийство 12-летним Голиковым своего врага-гимназиста. И "Судьба барабанщика", где есть характерные диалоги детей о необходимости убивать.

А Соловей, да. Кстати, он уже не "белый" (война-то кончилась). Он герой хакасских песен (тахапахов). И конь у него лучший, и карабин пристрелянный, и рука крепкая. И сам человек добрый, с хакасским сердцем. :)

Постараюсь предложить сайту статью известного историка в Хакасии - русского человека А.П. Шекшеева, который, не пользуясь распросами старых людей (которые, допустим, могли забыть какие-то обстоятельства), на основе архивных данных рисует характерные портреты "героев"-чекистов и др. карателей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Рассказы о Сильке и других хасхы" (продолжение)

"Тотна-бабушка"

Тотна-бабушка какая выносливая была! У ее мужа, человека по фамилии Добров, имя не помню уже, отряд был, на рудниках золото они грабили, рабочих убивали. Они все в тайге, на Улени жили (Улень - таежная река в Хакасии, в этих местах недавно отдыхал Путин), от красных прятались. Ночью красные на лыжах пришли, стрелять стали, весь отряд перебили. Тотна с мужем на лыжах сумели от них уйти. Ребятишек в избушке оставили, они у них маленькие были, на лыжах еще не могли ходить. Думали, что красные не тронут ребятишек. Красные ребятишек на пеньки поставили, снег тогда глубокий был, а ребятишки - маленькие, всех застрелили. Тотна с мужем на Кискач пришли (около 40 км по тайге), утром к родне зашли, а там их красные уже караулят, забрали их, в Красноярск увезли. Мужа ее там красные убили, а Тотна беременная была, отпустили ее из тюрьмы. Она пешком из Красноярска домой пришла, сына родила. Сына ее потом на войне убили, а Тотна-бабушка и сейчас живет. (Скончалась в к. 1980-х гг. в возрасте свыше 90 лет).

"Тайдас"

Тайдас какой хитрый человек был! Родня его все богатые были. Сослали их на Байкал, там они плохо жили, сильно их русские там обижали, собаками травили. Когда старики умерли на Байкале, молодежь из ссылки убежала. Первым Пака (старший брат Тайдаса) домой пришел, все посмотрел. Потом Вовка с Клавой вернулись, а Тайдас последний приехал. Где так долго был, не знаю я. На коне приехал, с винтовкой. Может отобрал где, а может у него в тайге она была спрятана. Он ведь хороший охотник был, маралов за 2 километра убивал, на одной горе сидит, в бинокль смотрит: на другой стороне маралы ходят, он марала застрелит, потом с горы на гору долго идет, далеко потому что. Так он и краснолобых много в тайге пострелял. Так и не поймали его тогда. ("Хызыл хамахтар" - "красные лбы" - иносказательное название милиционеров, за малиновые околышы их фуражек). Потом он в другом колхозе работал. В войну голодно было, у него семья большая уже была. Украл он коня в колхозе, посадили его в тюрьму в Минусинске. Как он из тюрьмы убежал, не знаю я, только опять в деревне появился. Ночью с карабином приехал, семью забрал и уехал в русскую деревню. Тогда в тайге дезертиров ловили, на месте их убивали. Вот он и не остался дома. Он и сейчас под чужой фамилией живет и дети его, которые после того родились, все под этой фамилией живут. А домой он только недавно приезжал, увидел свой дом (там магазин теперь сделали) и заплакал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Тайдас" (продолжение)

Тайдас рассказывал, что под Минусинском, когда весной снег таять стал, в сосновом бору все черным-черно было. Хакасы, зимой расстрелянные, там лежали. Их потом закопали, когда земля оттаяла.

"Однак"

Однак меткий был. В темноте на звук стрелял, всегда попадал. Он вместе с Силькой в отряде был, много красных убил. Говорят, потом Силькино золото в тайге сторожил. Когда Тайдас с братьями из ссылки сбежали, он с Проком (Пакой) коней в колхозе воровали. Но не поймали их тогда. Уже в 30-е годы один полномоченный (оперуполномоченный сотрудник милиции) приехал к нам, а Однак тогда уже в деревне жил, перестал быть хасхы, все время в шапке ходил, ухо закрывал. Тот полномоченный все к нему приглядывался. Как то раз увидел Однака без шапки, а у того ухо простреленное и узнал его тот полномоченный: Однак у него раньше всю семью убил, оказывается. Однак раненный в тайгу убежал, там травой одной от ран вылечился. С тех пор ту траву "Однак оды" ("Трава Однака") называют. Долго его краснолобые в тайге ловили, не могли поймать. Многих он из них застрелил. Сильно меткий был. Потом только, в Катыке нашли его избушку, окружили. Однак долго отстреливался, патроны кончились, подобрались к нему и гранатами его убили.

Комментарий: Хасхы Однак был уничтожен в результате операции, проведенной сотрудниками НКВД в 1934 г. Борьбу с Советской властью он вел свыше 10 лет, с начала 20-х гг. то в составе отрядов других хасхы, то в в одиночку. Он показан под своим именем в советском вестерне (или остерне) :P 1980-х гг. "Не ставьте лешему капканы", который посвящен другому знаменитому хасхы - Сыгде Кирбижекову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Про Матыка и Сильку - http://www.sibogni.ru/archive/41/478/

Про Степана и Иону - http://www.philosophy.nsc.ru/journals/hums..._01/16_shek.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...