Jump to content
Guest Эльтебер

Цаатаны

Recommended Posts

Не стоит терять четкую грань между основной скотоводческой гранью саха и этнической группой северный саха (хотугу, хотугулар, хотугу саха) - оленеводов. Также к северным саха можно отнести долган, без факта натяжки этнической принадлежности.

В данном вопросе, я приверженец теории происхождения Г.В. Ксенофонтова.

Мой знаменитый земляк (Хангаласский улус) пишет об более раннем приходе северных якутов, и об том что это были ассимилированные саха монгольские племена - хатыгын, чорду, бэти, угулээт, кююлэт, кэлтээкэй, ойогостоох, боотулу, тумат, ногой, кююрэ.

Возможно они первыми придя на среднюю лену, заселив ее, позже были вытеснены на север. ;)

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
У казахов браки меж детьми сестер не разрешены. деза.

Наверное, дети сестер по-казахски - бёлелер?

Вы верены, что брак между ними невозможен, если их отцы относятся к разным "родам"? Нет же "кровного" родства.

Тут есть некоторые проблемы, я согласен. Но у хакасов обычно это могут рещить люди в возрасте, просто просчитав наличие "кровного" родства.

Link to comment
Share on other sites

Ответ через четыре года: Да! Уверен! Они являются жиенами (внуками от дочерей) одним и тем же людям. Это будет невиданная дикость.

Link to comment
Share on other sites

Среди калмыков вернее торгутов имеется род цаатн\ цаатан по монгольски\ переводится "оленовод".

В СУАР среди ойротов тоже есть цаатан,которые называют себя прямо керейтами.

Синьдзянские хошуты о них говорят:

Хэрэйдтэй хоносноос хээр хоно.

Цаатантай хоносноос цасан дээр хоно.

Link to comment
Share on other sites

Среди калмыков вернее торгутов имеется род цаатн\ цаатан по монгольски\ переводится "оленовод".

В СУАР среди ойротов тоже есть цаатан,которые называют себя прямо керейтами.

Синьдзянские хошуты о них говорят:

Хэрэйдтэй хоносноос хээр хоно.

Цаатантай хоносноос цасан дээр хоно.

Не лгите. Цаатаны в СУАР не называют себя керядами. Керяды это керяды, цаатн это цаатн, чего Вы там выдумываете?

Link to comment
Share on other sites

Не лгите. Цаатаны в СУАР не называют себя керядами. Керяды это керяды, цаатн это цаатн, чего Вы там выдумываете?

Я не лгу.Найдите ойрата синдзянского и спросите!

Link to comment
Share on other sites

Я не лгу.Найдите ойрата синдзянского и спросите!

Я был в Синьцзяне, практически во всех областях где живут ойраты. В Баингольской области живут и керяды и цаатаны. Я что то не припомню, чтобы цаатн называли себя керядами. Более того, цаатн там один из многочисленных родов. Исходя из этого, я пришёл к выводу, что Вы лжёте. Не лгите.

Link to comment
Share on other sites

Я не лгу.Найдите ойрата синдзянского и спросите!

По словам синьцзянца кереит и цаатан разные кости.Начало цаатан идет от имени Цагатай,т.е. от сына Чингис-хана.

Link to comment
Share on other sites

По словам синьцзянца кереит и цаатан разные кости.Начало цаатан идет от имени Цагатай,т.е. от сына Чингис-хана.

Я понимаю что вы тоже не хотите стать тунгусами как казахи. :rolleyes:

Обясните почему у калмыков есть род цаатан керейт? Вы говорите что они разные.

В сводке родов (ясун) донских калмыков бузава (Алексеева, Борманджинов, 1999. с. 14-27):

керәд (собствено) – во всех станицах, кроме Ново-Алексеевской и среди уральских и кумских калмыков. Керәд встречаются в Хошеутовском, Яндыко-Мочажном, Эркетеневском улусах, Бүдермис-Көвүдовском аймаге Большедербетовского улуса, у дэрбэтов Монголии. Кроме собственно керәдов имеются 6 ответвлений: махчин, наатн, хар, хасг, цаатн (цаадин), баадин керәд;

баадин керәд – в каких станицах не установлено, возможно род вымер;

махчин керәд – в станицах Батлаевская, Денисовская, Платовская;

наатн керәд – в каких станицах встречаются установить не удалось, у калмыков США не встречаются, возможно вымерший род;

хар керәд – только в станице Платовская;

цаатн, цаадин керәд – только в станице Платовская, в Хошеутовском улусе, в аймаге Хончинар Малодербетовского улуса; аха цаатан – в Эркетеневском улусе, баһ цаатан – в Яндыко-Мочажном улусе;

сохад (сахаит?) – в станицах Денисовская, Иловайская, Платовская;

кептүл, кевтүл – в станицах Бурульская, Власовская, Граббевская, Денисовская, Иловайская, Чунусовская, Эркетеневская.

Соответствия калмыцких названий донских аймагов русским названиям станиц: Баһуда – Батлаевская, Беләвин – Беляевская, Баһ Буурла – Бурульская, Бембдәхнә – Власовская, Цевднәхнә – Граббевская, Богшрһахна (Богшрахна) – Денисовская (Ново-Николаевская), Зүүнһара – Иловайская, Көвүдә – Кутейниковская, Гелңгәхнә – Ново-Алексеевская (Стояновская), Ики-Буурла – Платовская, Балдра – Потаповская, Чонса – Чоносовская (Чунусовская), Эрктнә – Эркетеневская (Эркетинская).

Не понимаю почему они в аймаге Чабанов\ Хончинар\,если "по Довуки" они потомки от Чагатай хана? :lol:

У меня две версии:

1.Цаатан-Оленовод

2.от слова цагаан,т.е белые керейты как нам утверждал АКБ,что в природе сушествует ещё белая ворона-альбинос,По казахски Аксары керей. :lol:

цаатн, цаадин керәд – только в станице Платовская, в Хошеутовском улусе, в аймаге Хончинар Малодербетовского улуса;

И есть Хар керяд. Это казахо-найманский каракерей?

Link to comment
Share on other sites

Я понимаю что вы тоже не хотите стать тунгусами как казахи. :rolleyes:

Обясните почему у калмыков есть род цаатан керейт? Вы говорите что они разные.

Не понимаю почему они в аймаге Чабанов\ Хончинар\,если "по Довуки" они потомки от Чагатай хана? :lol:

У меня две версии:

1.Цаатан-Оленовод

2.от слова цагаан,т.е белые керейты как нам утверждал АКБ,что в природе сушествует ещё белая ворона-альбинос,По казахски Аксары керей. :lol:

И есть Хар керяд. Это казахо-найманский каракерей?

Должна быть третья версия.При разборе всех керәт нашлось наатн керәт.Видно образовалось от слова "на" и "ца" -"по эту и по ту сторону".В этом случае цаатан надо понимать как "дальние",находящиеся по ту сторону.По поводу предков не комплексую.В Хончинерах есть не только цаатн арван,но и хошут,шеркеш арваны.Население перемещалось арванами из одного аймака в другой,из улуса в улус.Это видно позднее явление.

Link to comment
Share on other sites

Должна быть третья версия.При разборе всех керәт нашлось наатн керәт.Видно образовалось от слова "на" и "ца" -"по эту и по ту сторону".В этом случае цаатан надо понимать как "дальние",находящиеся по ту сторону.По поводу предков не комплексую.В Хончинерах есть не только цаатн арван,но и хошут,шеркеш арваны.Население перемещалось арванами из одного аймака в другой,из улуса в улус.Это видно позднее явление.

Значит вы согласны с тем, что они керейты. :D

Link to comment
Share on other sites

Значит вы согласны,что они керейты. :D

Однозначно не могу сказать,но примыкают к кереитам с восточной стороны большим массивом в Лаганском районе.По остальной части Калмыкии это мелкие точки.

Link to comment
Share on other sites

Однозначно не могу сказать,но примыкают к кереитам с восточной стороны большим массивом в Лаганском районе.По остальной части Калмыкии это мелкие точки.

Мангуты у вас откуда? Из ногайцев?

Link to comment
Share on other sites

Мангуты у вас откуда? Из ногайцев?

Маңhыт -так называют всех тюркоязычных соседей,кроме казахов(хаск или хасг).Встречал фамилию Мангутов не более.

Link to comment
Share on other sites

Маңhыт -так называют всех тюркоязычных соседей,кроме казахов(хаск или хасг).Встречал фамилию Мангутов не более.

Значит они не мангуты. :D Вожможно от слова "мангас".

В Калмыкии встречается этноним «харамангад» — черные татары (Калмыки называли все тюркоязычные народы «мангад» (татары), «хара мангад» - каракалпаки, скорее всего это караногайцы, «иштиг мангад» — башкиры, «улын мангад» — карачаевцы и балкарцы, «мангад» — собственно татары (астраханские и казанские) и т. д.). Калмыки, происходящие от хара мангад, жили и живут на Дону, в частности, в Цевиднякинах (станица Граббевская), а также проживали на территории современного Приозерного района. Обычно все остальные калмыки считают их орудами, чужаками, принятыми в калмыцкий «род». Под именем «хара мангад» калмыцкому населению известны караногайцы, с которыми ойратские переселенцы вступили в соприкосновение в начале XVII в. в долине р. Эмбы. Известно, что калмыки и ногайцы кочевали вперемешку, нередко пользуясь одними и теми же пастбищами: были случаи, когда они вместе совершали военные походы. Хара мангад могли быть выходцами из каракалпаков, которых калмыки знают под именем «харахалбак». В конце 30-х — начале 40-х гг. XVII в. калмыки кочевали на всем пространстве от Каракумов до сибирских городов и имели тесные экономические, возможно и политические, связи с каракалпаками, Хивой и Бухарой.

Почти во всех районах встречается этноним «мангад», и особенно часто в современном Каспийском районе, в г. Каспийском, на станции Улан Хол и на территории бывшего Долбанского района, включенного в настоящее время в состав Астраханской области. Кто эти татары, - сказать трудно. По-видимому, они происходят из тех, которые были подвластны калмыцким ханам. Ими могли быть джембулаки, едисанны, карагаши, кундровские татары и др.

http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/erdniev_1985/4_2.htm

Link to comment
Share on other sites

Обясните почему у калмыков есть род цаатан керейт? Вы говорите что они разные.

Там еще есть хасг керяд, и что? Родоплеменное разделение калмыков подвергалось административным изменениям, которые затем закрепились уже как часть родоплеменной системы. Торгуты, как главенствующее племя, вбирали в свой состав прибывавшие из других племен и народов роды более активно, поэтому такая пестрота. А так как у калмыков рабство и вообще какая-либо дискриминация по происхождению, были тогда не развиты, все эти пришельцы стали полноправными калмыками и вошли в систему племен и родов согласно административной системе.

Link to comment
Share on other sites

Там еще есть хасг керяд, и что? Родоплеменное разделение калмыков подвергалось административным изменениям, которые затем закрепились уже как часть родоплеменной системы. Торгуты, как главенствующее племя, вбирали в свой состав прибывавшие из других племен и народов роды более активно, поэтому такая пестрота. А так как у калмыков рабство и вообще какая-либо дискриминация по происхождению, были тогда не развиты, все эти пришельцы стали полноправными калмыками и вошли в систему племен и родов согласно административной системе.

Ухх.Как вы хорошо знаете.Даже намного лучще чем самих калмыков! :D

Link to comment
Share on other sites

Может он отуреченный халх-хойт? Я знаю он любит халхов,а не ойрдов.

Про нас еще Геродот написал, когда никаких монголов и тюрков в плане не было... Из халхов я люблю женский пол только.

Link to comment
Share on other sites

Маңhыт -так называют всех тюркоязычных соседей,кроме казахов(хаск или хасг).Встречал фамилию Мангутов не более.

Не Маңhыт, а маңһд. Учитесь правописанию. И не лгите.

Link to comment
Share on other sites

он тоже калмык, Аза)) только алтайский

"Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири" (Томск, 1987).

Гл: Алтайские телесы в этническом отношении (Л.П.Потапов):

...В Джунгарский период (также телеуты и другие алтайцы) подвергались не только гонению, притеснениям или разорению, но и раздроблению, насильственному переселению и ассимиляции. По этой причине какая-то часть алтайских телесов и телеутов оказалась в Восточном Туркестане, Средней Азии и Казахстане, где вошла в состав киргизов, казахов (главным образом телеуты), даже в астраханских степях, где ассимилировались в среде волжских калмыков...

Поэтому тот, о ком Вы говорите, может быть либо ассимилированным калмыком, либо осознает себя таковым ошибочно.

Пусть сдаст анализы Асану-Кайгы и неутешительный диагноз не заставит себя ждать. :lol:

В результате определится (или определитесь Вы?), он алтай кижи: :qyrgyz_new: Или калмык :asker28it:

Link to comment
Share on other sites

"Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири" (Томск, 1987).

Гл: Алтайские телесы в этническом отношении (Л.П.Потапов):

...В Джунгарский период (также телеуты и другие алтайцы) подвергались не только гонению, притеснениям или разорению, но и раздроблению, насильственному переселению и ассимиляции. По этой причине какая-то часть алтайских телесов и телеутов оказалась в Восточном Туркестане, Средней Азии и Казахстане, где вошла в состав киргизов, казахов (главным образом телеуты), даже в астраханских степях, где ассимилировались в среде волжских калмыков...

Поэтому тот, о ком Вы говорите, может быть либо ассимилированным калмыком, либо осознает себя таковым ошибочно.

Пусть сдаст анализы Асану-Кайгы и неутешительный диагноз не заставит себя ждать. :lol:

В результате определится (или определитесь Вы?), он алтай кижи: :qyrgyz_new: Или калмык :asker28it:

Про астраханские степи Потапов не прав, алтайцев российская администрация переселяла в район нынешнего Тольятти, в состав Уральского казачьего войска. Впоследствии Оренбургского казачьего войска.

Труд Потапова вышел в 40-х годах, когда калмыков сослали, а ойротов переименовали в алтайцев, поэтому нужно делать коррекцию на это.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now



×
×
  • Create New...