Jump to content
Guest Эльтебер

Цаатаны

Recommended Posts

Guest Эльтебер

Цаатаны- урянхайские уйгуры

На самом севере Монголии, к западу от озера Хубсугул, живет очень малочисленный и мало кому известный народ. Недавно в стойбищах цаатанов побывали немецкие журналисты Ж.К.Гранте и К.Люттербек.

tsaatan1.jpg

Цаатаны — имеющие оленей

Шаман Тамбуксу испуган. Его изрытое глубокими морщинами лицо с маленькими бегающими глазками искажено страхом. Ведь это такой риск — извлечь из тайника ритуальный халат. И священный барабан — дюнгер. Вот уже десять лет он прячет в лесу от безжалостных властей свое шаманское облачение. Он боится лишиться последнего средства против злых духов.

Шаман не верит миру. Говорят, в Улан-Баторе сменилась власть. Наконец-то свобода придет и к цаатанам. Но надолго ли? Вдруг все опять изменится? В любом случае монголов следует остерегаться. В пятидесятые годы волна антирелигиозного террора захлестнула почти все аймаки страны. В 1981 году она настигла наконец Гамбуксу в неприступных горах Хубсугул. Кто-то выдал. Внизу, на равнине, в окружном центре шаман предстал пород судом, языка которого не понимал, и суд, за «неразрешенные культовые действия», приговорил его к четырем годам заключения.

Когда за хорошее поведение его через два года досрочно освободили, это был сломанный человек, лишившийся от страха дара речи. Никогда больше не доставал он из мешка свой обтянутый шкурой барабан и деревянные трещотки, чтобы отгонять злых духов, угрожающих людям и оленям голодом и болезнями, никогда больше не надевал он свой шаманский халат.

...Старый Гамбуксу исчезает в своем чуме. Когда через четверть часа он появляется снова, на голове у него «борто» — шапка, украшенная орлиными перьями и желтой бахромой, которая закрывает его лицо. Маленькое худое тело закутано в тяжелый халат, увешанный металлическими бляхами и обшитый пучками перьев хищных птиц. Ноги обуты в валяные сапоги, увитые яркими лентами.

tsaatan2.jpg

Гамбуксу дрожит. Уже очень давно он не ощущал на себе тяжесть ритуальных одежд. В нем пробуждается мужество, он явно тронут, вновь ощутив украденное у него некогда достоинство. Все, стар и млад, молча смотрят на него. Для одних он — просто странный старик, пугающий людей своими внезапными обмороками, эпилептическими припадками и помрачениями рассудка. Другие втайне его за это почитают: его избрали духи.

Надев облачение, он гордо оглядывает собравшихся.

Но в его гордости есть примесь горечи:

— Я больше не помню заклинаний!

Гамбуксу чуть больше 77 лет. Он забыл священные тексты, передающиеся изустно из поколения в поколение, от отца к сыну. От страха забыл или от старческой слабости — кто знает... Заклинания никогда не записывали. Теперь, когда Гамбуксу умрет, исчезнет последний шаман цаатанов. И никто другой не сумеет поговорить с духами, некому будет их умилостивить.

И цаатаны, один из самых малочисленных народов земли, сделают еще один шаг к исчезновению. Они кочуют в трех днях пути от озера Хубсугул на высоте 3000 метров. Язык их — совсем не монгольский, он похож на тувинский.

В Монголии, конечно, их язык не запрещали, зато все время старались принудить перейти к оседлому образу жизни. Так удобнее было их контролировать. Но попытки властей всякий раз вступали в противоречие с неукротимым стремлением цаатанов к вечному пути по тайге. Снова и снова возвращались они в свои холодные горы, откуда власти время от времени выманивали их щедрыми посулами и обещаниями хорошей жизни.

Район вокруг озера Хубсугул необыкновенно красив. Его называют монгольской Швейцарией. Но высоко в горах, где кочуют цаатаны, климат весьма суров. Летом жара достигает 40 градусов, зимой температура падает до — 50. Хвойные деревья, грибы и мох — вот и вся флора тех мест; орлы, лисы и соболя — вот и вся фауна. И еще олени.

В течение десятилетий эта местность на границе с Сибирью была закрыта для чужеземцев. Только один-единственный европеец побывал здесь за все это время — ветеринарный врач из ГДР. В семидесятые годы он сумел найти вакцину против опасного вируса, поражающего оленьи стада. Цаатаны его до сих пор помнят и чтут как героя.

Ведь олень — не просто полезное животное, позволившее выжить предкам кочевников. Он дал им имя. «Цаа» означает «олень»; «цаатаны» — «те, кто владеет оленями». Олень составляет все содержание их жизни. Весной они следуют за ним вниз к краю большой равнины, оставаясь, однако, на ее границе: олени не едят траву. Летом поднимаются со стадами выше лесной зоны, чтобы избежать гнуса. Осень цаатаны проводят в светлых лесах, где олени в изобилии находят свою излюбленную пищу — мох. Зимой же и люди и олени озабочены исключительно тем, чтобы дожить до весны.

В отличие от монголов цаатаны живут не в круглых войлочных юртах, а в остроконечных шатрах — чумах. Грубо обработанные стволы деревьев ставят по окружности, а верхушки соединяют в остроконечный конус. Всю конструкцию покрывают грубым полотнищем и шкурами.

tsaatan3.jpg

Во владении каждой семьи 200 - 300 животных. Однако что значит «во владении»? С 1930 го да все поголовье скота в Монголии обобществлено. В те времена из всех цаатанов была сформирована одна скотоводческая бригада с бригадиром-монголом во главе. Каждый месяц «дарга» (начальник) выплачивал им зарплату в 400 тугриков. Стада были пересчитаны, оленей переклеймили каленым железом. И вдруг оказалось, что цаатаны должны строго соблюдать разные предписания, разбираться в иерархии — кто дарга, кто — не дарга. Появились совсем уж непонятные для них запреты — к примеру, им сообщили, что оленей забивать теперь нельзя, поскольку все они принадлежат государству. Нарушителю грозил штраф в две месячные зарплаты. Запрет, кстати, не отменен и по сей день.

Однажды ночью в пургу немецкие журналисты наткнулись на семью, собравшуюся вокруг убитого оленя. Снег был пропитан кровью, внутренности дымились, и двое мужчин разделывали тушу ножами.

— Он был болен, — заговорили цаатаны. — Его надо было убить.

На лицах был написан страх. Не выдадут ли их? Они еще не слишком верят в демократические преобразования в стране. Журналисты спросили, зачем мясо больного животного прячут на верхушках деревьев.

—Для собак сгодится, — отвечали они.

Цаатаны питаются почти исключительно оленьим молоком и продуктами, которые из него можно получить. Изо дня в день их рацион состоит из свежего и кислого молока, грубого сыра и сметаны; нет ни овощей, ни фруктов, только ягоды — летом и осенью. Очень редко — мясо (вот как сейчас) или рыба. Во время кочевий они часто оказываются на берегах рек, кишащих лососями и форелью. Но к рыбе привычки у них нет. Вот бы подстрелить дикого оленя...

За диким оленем они готовы предпринимать очень далекие экспедиции. Как им удается усидеть на спинах своих мелких олешков, высотой всего в метр двадцать, — загадка. К тому же передвигаются олешки весьма странным мелким шагом, неимоверно раскачиваясь из стороны в сторону.

tsaatan4.jpg

Вооружение цаатана составляет обычно пара ружей — некоторые неизвестно как попали из гитлеровского вермахта, на них даже сохранились свастики. Стреляет цаатан-охотник, только когда на сто процентов уверен, что попадет. Нет боеприпасов. За патрон — один патрон! — цаатан может отдать шкурку соболя. Патроны попадают сюда после долгих приключений из России. Они слишком мощны для стареньких ружей. И чтобы избежать разрыва ствола, половину пороха цаатаны отсыпают.

Гораздо чаще цаатаны охотятся с помощью самострелов. За полчаса сооружают некое подобие арбалета, который связан с натянутой бечевкой. Стоит, скажем, дикому гусю задеть бечевку, его прошьет стрелой.

Мужчины охотятся, а женщины занимаются оленями. Каждую оленуху доят два раза в день, молоко кипятят и готовят сыр. Откинутый на марлю, он сушится под самой вершиной чума.

Если мужчины достают в поселке водку-архи, они напиваются до беспамятства. И тогда колотят жен.

Постоянные потуги государства привлечь цаатанов к оседлой жизни увенчались переселением нескольких семей на равнину, в маленький безрадостный поселок на берегу озера Цагаан-Нур. Там они живут в пестро размалеванных деревянных домах. У них есть магазин, в котором редко можно что-нибудь купить, и школа, уроки в которой ведутся только на монгольском языке. Теперь, когда пришла свобода, они надеются, что им наконец разрешат учить своих детей на своем языке.

Тех, кто остался в родных горах, косят болезни. Даже женитьба здесь тяжелая проблема. Невесту найти можно лишь внутри семьи. А вне племени очень трудно: местные монголы относятся к ним, как в Европе к цыганам. Их считают неспособными к порядочной жизни, необузданными, грязными и дикими.

Кое-кто из молодежи пытается уйти от тяжелой жизни в горах. Для стариков это не так просто.

Когда Суин, старейшина одного рода, последний раз была на ежегодном празднике «тысячи оленей», это оказалось трудным испытанием и для нее, и для ее животных. Власти организовали праздник на покрытой травой равнине. У Суин, привыкшей дышать горным воздухом, сильно поднялось давление. И все подумали, что она умрет. Но как только старейшина оказалась наверху, в родных горах, она немедленно выздоровела. Села верхом на оленя и целый день, в метель и мороз, искала свою семью. Одна. Ей — 81 год.

По материалам журнала «Stern» подготовил А.Ельков

---------------------------------

---------------------------------

Комментарий ученого

К зарисовке, с которой познакомился читатель, следует добавить несколько слов. Картина, конечно, нарисована безрадостная, но, увы, во многом правдивая. И все-таки все не так ужасно. Самое, наверное, неприятное — утрата языка.

В Монголии живут не одни монголы. На ее земле обитают китайцы и русские, буряты и казахи, дархаты и хамниганы. И маленький народ цаатаны. А еще народы, которые когда-то монголами не были, но сейчас себя ими считают — дэрбэты, торгуты, байты, мингаты, хотоны, сартупы.

В истории этносов всегда происходит «вбирание» в себя, ассимиляция более мелких, зачастую неродственных групп.

«Цаа» — по-монгольски, как уже говорилось, означает «олень», «цаатан» — «имеющий оленей». Так называют их монголы. Но сами цаатаны, как утверждает монгольский этнограф Бадамхатан, посвятивший их изучению несколько лет, называют себя урянхайскими уйгурами, а свой язык уйгурским. Самые близкие их родственники-тоджинцы соседней Тувы и сойоты Окинского района Бурятии — тюрки. Кстати, следует отметить, что, по мнению ученых, среди предков цаатанов, тоджинцев и сойотов были самые разнообразные этнические группы, в том числе совсем не тюркские. То есть на протяжении истории сменялись и языки.

Некоторые старики и сейчас еще помнят свой тюркский язык, но только говорить им уже не с кем. Молодежь его не знает совсем, поскольку училась в монгольских школах, а самих знатоков языка осталось очень мало, и живут они все порознь, каждый со своими детьми и внуками, а иногда и вовсе в одиночестве, выпасая своих оленей.

Цаатаны живут в трех сомонах (районах) — Баян-дзурх, Улаан-уул и Ринчин-лхумбэ. Их численность — не более 200 человек, и в каждом из трех сомонов они образуют лишь небольшую бригаду, которая находится за много десятков километров от центральной усадьбы. Они редко спускаются на равнину и тем более к берегу озера Хубсугул.

Олень цаатанов — это тот самый олень, который водится или еще недавно водился в диком виде по всему северу от Аляски до Лабрадора и от Норвегии до Чукотки. Но одомашнили его только народы евразиатского севера (от саамов и ненцев до эвенов и чукчей) и Саяно-Алтайского нагорья (тувинцы-тоджинцы и тофалары). А также цаатаны. Вместе со своими стадами они совершают от 10 до 15 кочевок в год.

И — это главное — пока существует олень, не изменится основа жизни цаатанов, а следовательно, сохранится их самобытность. Но, может быть, новые веяния в Монголии приведут и к тому, что возродится их язык?

Наталия Жуковская, доктор исторических наук

http://www.vokrugsveta.ru/country/?item_id=1314&vs=1

Link to comment
Share on other sites

Уранхайские уйгуры хорошее и весьма интересное название.

Дархаты - тувинцы Монголии тоже в 19 веке назвали себя уйгурами.

Но при чем тут урянхайцы? Может в смысле дикие, лесные или оленные?

Link to comment
Share on other sites

Летом когда я был у цаатанов они за 1 фотографию просили 10 долларов, хотя такого лет 5 назад небыло. и туристы конечно платят так как к ним их доставляют на вертолете и уехать без интерсных фото жалко, и к тому же хочется на оленях покататся тоже тенге нужно. Помощь от государства есть получали и оленей и школу открывают с преподованием родного языка. но главная проблема всетаки что они кочуют по тайге малыми семьями.

Link to comment
Share on other sites

Guest Мэнгэ-бай

То, что уйгуры живут до сих пор в Монголии лишний раз доказывает, что древние уйгуры жили там. Уранхайские уйгуры ведут такой же образ жизни как и северные саха, долганы и тофалары. Это тоже лишний раз доказывает, что эти народности когда-то были близкородственными.

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Да но тогда они назывались. Совершающие набеги на весь Кытай (Ляо)

и татарские улусы, ездящие на оленях стремительные...

Аскл в курсе, кто они :P

Link to comment
Share on other sites

Guest Баhылай Дь

Очень интересная информация. Интересна тем, что тюрки живущие в Монголии являются оленеводами (?!). И чем там олени кормятся в Монголии, неужели травой или у них какая то порода особая. Также интересно, что в Тыве живут тывинцы- тоджинцы тоже оленеводы (откуда они у них взялись). В тоже время саха живущие на севере в окружении оленоводческих народов являются скотоводами. У саха слово "табасыт" т.е. оленевод всегда ассоциируется с понятием тунгус. Может быть цаатаны это ассимилированные тюрками тунгусы ?

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Было же сказано ассимилированные хуннами югуры. Впрочем

предки тунгусов именовали себя эвень-хи или урян-хи.

:kz1:

Link to comment
Share on other sites

В тоже время саха живущие на севере в окружении оленоводческих народов являются скотоводами. У саха слово "табасыт" т.е. оленевод всегда ассоциируется с понятием тунгус. Может быть цаатаны это ассимилированные тюрками тунгусы ?

А разве саха не разводят оленей?

Вы точно это можете подтвердить?

Link to comment
Share on other sites

Guest Bootur
А разве саха не разводят оленей?

Разводят оленей на севере, в тундре. Хотя даже там, якуты держат лошадей и скот. Кочевых оленеводов среди якутов нету.

Link to comment
Share on other sites

Разводят оленей на севере, в тундре. Хотя даже там, якуты держат лошадей и скот. Кочевых оленеводов среди якутов нету.

Разве у оленей стойловое содержание :blink: Не может быть такого. Оленеводы кочуют вместе с оленями в поисках пастбищ,это же известно.

Link to comment
Share on other sites

Guest Баhылай Дь
А разве саха не разводят оленей?

Вы точно это можете подтвердить?

Вы кузнец наверное насмотрелись российского телевидения. Почему то в телесюжетах, различного рода буклетах любят изображать Якутию неким оленеводческим краем, создавая неправильный образ про нашу республику.

Да разводят в Якутии оленей, но не саха, а северные народы (эвены, эвенки,

юкагиры и прочее) причем далеко на севере, в километрах порядка 1000-1500

от того места где живет основная масса населения. А основная масса населения Якутии живет в центральной части республики, где оленей видят тоже главным образом по телевизору. Основным занятием сельского саха его источником существования всегда является ТОЛЬКО скотоводство и коневодство. На севере Якутии население смешанное, есть эвенки и эвены говорящие по якутски (но все же считающие себя эвенами и эвенками), вот они разводят оленей, но они не являются саха (у них только язык якутский ) и их количество мизерно. Мне кажется способ хозяйствования определяет принадлежность тому или иному народу, причем этот фактор очень консервативен. Народ может поменять свой язык, забыть в какой то мере свою культуру, но свой способ хозяйствования вряд ли поменяет. Вот почему я думаю, может цаатаны это тюркизированные тунгусы, как и наши эвенки и эвены говорящие на якутском.

Link to comment
Share on other sites

Guest Баhылай Дь
Во времена БАМа,люди работавшие там рассказывали,что у тамошних народов есть рода -уйгур.

Район строительства БАМа не проходит через Якутию, БАМ это Амурская область, Бурятия и Чита. Кстати в тех местах эвенки тоже живут и тоже говорят сильно ассимилированы бурятами (говорят на бурятском), но своего исконного занятия оленеводства придерживаются.

Link to comment
Share on other sites

Климатические условия определяют способ хозяйствование,а не национальная принадлежность. Кузнец просто не в курсе,что саха не живут далеко на севере,где только оленеводство рентабельно.

Link to comment
Share on other sites

Район строительства БАМа не проходит через Якутию, БАМ это Амурская область, Бурятия и Чита. Кстати в тех местах эвенки тоже живут и тоже говорят сильно ассимилированы бурятами (говорят на бурятском), но своего исконного занятия оленеводства придерживаются.

Да мне это известно.

С урянхайскими уйгурами наверное по другому было...скорей всего от уйгуров они пошли...имею ввидуэвенки или кто другой вошли в родство с древними уйгурами...и такие смешанные семьи сбились ввместе.

Возьмём дунган Китая,они потомки китайцев и различных исламских народов.

Вполне возможен такой вариант.

Link to comment
Share on other sites

Вы кузнец наверное насмотрелись российского телевидения. Почему то в телесюжетах, различного рода буклетах любят изображать Якутию неким оленеводческим краем, создавая неправильный образ про нашу республику.

Да, совершенно точно. Даже не телевидения, а журналов и разных плакатов, от которых у меня было твердое мнение, что якут без оленя не бывает.

Кроме того, я всегда был уверен, что больше половины территории Якутии, это тундра. А вечная мерзлота занимает вообще почти всю плошадь. По крайней мере, у меня такое представление о Якутии.

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Монгольские ханы тоже имели такое же представление

о новой родине своих предков. :P

Якутия – родина Слона. Недавно еще выкопали целую тушу носорога, теперь он поедет в Японию, укреплять имидж республики. :P

Link to comment
Share on other sites

Guest Баhылай Дь
Да, совершенно точно. Даже не телевидения, а журналов и разных плакатов, от которых у меня было твердое мнение, что якут без оленя не бывает.

Кроме того, я всегда был уверен, что больше половины территории Якутии, это тундра. А вечная мерзлота занимает вообще почти всю плошадь. По крайней мере, у меня такое представление о Якутии.

Да возможно не вся но большая часть территории Якутии вечная мезлота. Насчет тундры, нет тундра только на севере. Вообще нельзя каким то односложным стереотипом характеризовать Якутию, вы лучше посмотрите на карту

Link to comment
Share on other sites

Да я помню просто одну красивую большую фотографию, где была снята семья (человек 5) рядом с оленем. Подписано было, что это якуты.

Ну, а по территории конечно, у вас должны быть разные ландшафты и даже климат. Я и сам в Сибири живу, хоть и в Южной. У нас очень сильно меняется климат даже в зависимости нахождения с какой-либо стороны небольшого горного хребта.

Link to comment
Share on other sites

Guest Bootur

Нельзя судить о стране по всяким фоткам и рекламным буклетам. Это похоже на то, как многие американцы и европейцы всерьез полагают, что по московским улицам расхаживают пьяные медведи с балалайками.

Link to comment
Share on other sites

Вы кузнец наверное насмотрелись российского телевидения. Почему то в телесюжетах, различного рода буклетах любят изображать Якутию неким оленеводческим краем, создавая неправильный образ про нашу республику.

Да разводят в Якутии оленей, но не саха, а северные народы (эвены, эвенки,

юкагиры и прочее) причем далеко на севере, в километрах порядка 1000-1500

от того места где живет основная масса населения. А основная масса населения Якутии живет в центральной части республики, где оленей видят тоже главным образом по телевизору.  Основным занятием сельского саха его источником существования всегда является ТОЛЬКО скотоводство и коневодство. На севере Якутии население смешанное, есть  эвенки и эвены говорящие по якутски (но все же  считающие себя эвенами и эвенками),  вот они разводят оленей, но они не являются саха (у них только язык якутский ) и их количество мизерно. Мне кажется способ хозяйствования определяет принадлежность тому или иному народу, причем этот фактор очень консервативен. Народ может поменять свой язык, забыть в какой то мере свою культуру, но свой способ хозяйствования вряд ли поменяет. Вот почему я думаю, может цаатаны это тюркизированные тунгусы, как и наши эвенки и эвены говорящие на якутском.

да, это так и есть. Почти все саха видели оленей только на фото и TV.

Мои предки из Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Вилюйского улусов.

И в этих районах разводят только скот: лошадей и коров.

Оленей там никто и не видел.

А основная масса населения Якутии живет в центральной части республики, где оленей видят тоже главным образом по телевизору.  Основным занятием сельского саха его источником существования всегда является ТОЛЬКО скотоводство и коневодство.

Мне кажется способ хозяйствования определяет принадлежность тому или иному народу, причем этот фактор очень консервативен. Народ может поменять свой язык, забыть в какой то мере свою культуру, но свой способ хозяйствования вряд ли поменяет.

Верно сказано:

Народ может поменять свой язык, забыть в какой то мере свою культуру, но свой способ хозяйствования вряд ли поменяет..

.

Link to comment
Share on other sites

В племенном делении калмыков в составе торгудов есть род "цаатн", о котором ученые говорят как об отдельном тюркском (тувинском) вкраплении в составе калмыцкого этноса, и даже самостоятельном племени, немногочисленном, как хошеуты. однако сами "цаатн" относят себя к торгудам. интересно также, что у дервюдов и торгудов достаточно жестко соблюдается правило "до седьмого колена", однако у торгудов Лагани, где и проживают "цаатн", разрешены браки между троюродными братьями и сестрами, что напоминает аналогичное правило у казахов о браках между детьми сестер. возможно, это общетюркское правило (?)

Кстати, Баhылай, у донских калмыков есть род "сохад".

Link to comment
Share on other sites

возможно, это общетюркское правило (?)

У якутов кровосмешение запрещено. Даже между очень дальними родственниками. До недавнего времени жениха/невестку было принято находить в дальних местах, в других улусах.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
разрешены браки между троюродными братьями и сестрами, что напоминает аналогичное правило у казахов о браках между детьми сестер. возможно, это общетюркское правило (?)

Браки между кузенами по материкой линии разрешены.

Link to comment
Share on other sites

Guest Shalkar
Браки между кузенами по материкой линии разрешены.

У казахов браки меж детьми сестер не разрешены. деза.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now



×
×
  • Create New...