АксКерБорж Опубликовано 1 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2010 Откуда произошло название города Семипалатинск? Официально город первоначально как крепость основана в 1718 г. Своё название крепость получила от семи палат или семи древних каменных строений, развалины которых видны и теперь близ города вверх по Иртышу. Принятое ещё в советское время «правило», согласно которому название города происходит от развалин семи строений, а именно, буддийских монастырей, по-калмыцки: «Дархан-Зорджин-кийт» или «Доржинкит» (по имени некоего жреца Доржи), т.е. калмыцкого города «Доржинкит». Т.е. с числительным "7 (семь)" калмыцкое название не связано. Хотя эти развалины этих семи строений в русских источниках того периода (17 век) известны как «каменные мечети», описываемые, как состоящие в едином комплексе из семи зданий («палат»), сооруженных из сырцового кирпича и каменных блоков с деревянными конструкциями перекрытий. Еще в 1616 г. о них упоминается в грамоте царя Михаила как о крупном городе на Иртыше. В дальнейшем российские исследователи упоминали о городе, застроенном в бухарском стиле, о "чудских" (красивых) палатах. Город пришел в упадок в ходе джунгарских междоусобных войн (1660-1670 гг.). Ко времени основания Семипалатинска сохранились семь крупных строений. Историк и этнограф Г.Ф.Миллер, собравший о них предания, в 1734 г. застал эти палаты уже в полуразрушенном состоянии. Вот как описывает известный путешественник и ученый Петр Симон Паллас эту местность: «…находятся развалины вышеупомянутого строения, на высоком из шиферного камня стоящем берегу, на коем положен караул и маяк. Ныне видны еще только развалившиеся стены от трех строений, о положении прочих можно только судить по насыпям…» (экспедиция 21-22 июня 1771 г.). У Байкова (Путешествие в Китай. Сибирские летописи 1654 г.) говорится о развалинах семи древних чудских палат, как не принадлежащих калмыкам и существовавших задолго до их прихода в киргизские степи. Н.Абрамовым, присутствовавшим при раскопках одной из древних гробниц на месте «семи палат» в 1855 г., они названы "Надмогильная пирамида в Киргизской степи" (опубликовано в издании "Тобольских губернских ведомостей"). Также необходимо учитывать, что все первые русские отмечают большое количество древних сооружений в киргизской степи, как имеющих характер воздвижения до джунгарского периода, среди них: В 1717 г. Чередовым была заложена крепость «Колбасинская» (которая вскоре из-за недостатка жителей опустела). Кстати, эта древняя высокая башня находилась в Майском районе нашей Павлодарской области (АКБ: «Қолбасы» - предводитель войска, крыла). В горах Кен-Козлан на реке Кызылсу, впадающей в Талду, на прелестном местоположении стоит строение двухэтажное (Здание сие описано подробнее г. Броневским. См.: Отеч. Записки. 1830) каменное, крестообразное, сложенное из дикого камня на извести; потолки в нем обрушились, но приметно, что они были покрыты красной краскою, а стены штукатурены. Остатки каменной мечети, находящейся в 95 верстах от Троицкой крепости за рекою Тогузак, известны из путешествия Палласа. На берегу реки Аягуз, впадающей в озеро Балхаш, стоит остроконечное здание, весьма тщательно построенное из каменных гладких плит. В нем три каменные статуи, из коих две, по словам киргиз-казаков, изображают прославляемых в сказках любовников Баян-сулу и Козы-Корпеш, и третья - их служанку. Верующие (АКБ: казахи) в подлинность их изображений приносят им жертвы. На берегу Кара-Кенгира есть развалины палат и мечети, называемые Джан-Ана. Говорят, что тут был дворец одного из потомков Чингисовых. Белян-Ана - развалины города. Они лежат при реке Сарасу на один день езды от озера Телекуль, в которое она впала. Длина сих развалин верст 6, ширина около одной версты. На левой стороне Нуры, впадающей в озеро Кургалжин, в 27 верстах от ее устья, был некогда город по имени Тотагай, или Ботагай, коего многие остатки доныне существуют. Г. Шангин видел их и описал (См.: Сибир. вестник. 1820 год.). Они простираются верст на десять. Одно из развалившихся зданий, по мнению сего путешественника, служило храмом, было построено из кирпича, имело внутри столпы и стены отштукатуренные. Близ сего храма стоял другой, подобный ему, а из развалин, несколько далее находящихся, некоторые имели до 300 сажен в длину. Исходя из всего сказанного я полагаю, что джунгары использовали себе в качестве монастырей (буддийских, ламаистских) древние сооружения, существовавшие на этой земле задолго до них. Тем самым, истинное название Семипалатинска должно звучать именно как «семь палат» (строений) или по-казахски как «Жеті қала»! Также, как и истинное название города Павлодара (ниже по Иртышу) – «Тұзқала» (ныне название ж/д станции)! Несмотря на мнения о «Кереку» и др. Если Семипалатинск получил свое название благодаря семи строениям, то Павлодар возник благодаря массовым разработкам соли, обеспечиваемой всю Сибирь и Урал, на соляных озёрах современной Павлодарской области: Ямыш, Құрмантұз, Тұзқала и др. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 1 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2010 Хорошо, и что это доказывает? что Семипалатинск - исконно казахская земля, на которую калмыки не замай? ну так никто и не собирался вроде... пока что касается использования Джунгарами древних построек, то для установления истины в этом вопросе вполне достаточно хорошего историка-искусствоведа и радионуклидного анализа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 1 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2010 Интересно. Спасибо, АксКерБорж. Интересно кто был "автором" этой постройки. М.б. она времен Кимакского каганата? Только чем Вам название Павлодар не нравится? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 марта, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 1 марта, 2010 Хорошо, и что это доказывает? что Семипалатинск - исконно казахская земля, на которую калмыки не замай? ну так никто и не собирался вроде... пока что касается использования Джунгарами древних построек, то для установления истины в этом вопросе вполне достаточно хорошего историка-искусствоведа и радионуклидного анализа. Не-а, как говорится кому что. Я просто про историческое название Семипалатинска и Павлодара, т.к. туземец этих мест. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 марта, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 1 марта, 2010 Интересно. Спасибо, АксКерБорж. Интересно кто был "автором" этой постройки. М.б. она времен Кимакского каганата? Только чем Вам название Павлодар не нравится? Возможно и кимакские постройки. А Вы были в Баянауле? Там, на берегу озера Жасыбай есть захоронения 10-11 вв. и вообще, на территории Павлодарской области, в частности, в Прииртышье, много следов кимаков. А насчет Павлодара это чисто мое мнение, я за то, чтобы везде были исконные названия, а не "Кировобады", "Ордженикидзе" и пр. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 1 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2010 Возможно и кимакские постройки. А Вы были в Баянауле? Там, на берегу озера Жасыбай есть захоронения 10-11 вв. и вообще, на территории Павлодарской области, в частности, в Прииртышье, много следов кимаков. А насчет Павлодара это чисто мое мнение, я за то, чтобы везде были исконные названия, а не "Кировобады", "Ордженикидзе" и пр. В Баяне был, конечно, там недалеко аул, где живут мои родственники. Вот, захоронениями не интересовался, все таки возраст был не тот, чтобы их изучать. А места там, редкой красоты... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 марта, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 1 марта, 2010 В Баяне был, конечно, там недалеко аул, где живут мои родственники. Вот, захоронениями не интересовался, все таки возраст был не тот, чтобы их изучать. А места там, редкой красоты... Мне в одном из районов близ Омской области рассказали, что есть нетронутый курган. Мол, в 1970 гг. прилетали даже на вертолетах, готовили под раскопки, но то ли не успели, то ли передумали копать, обещали показать место, мол даже тракторы его объезжали при пахоте. Думаю, исходя из других арх. раскопок в области, примерно 6-8 вв. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2010 На фрагменте карты Российской Империи Петра Великого, составленной пленными шведскими офицерами приблизительно в 1709 году http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/90/Kalmykia_1720.jpg, в среднем течении Иртыша, на землях занятых в тот период джунгарами, обозначено место "SEMPALAT", но калмыцких названий места не отмечено. Более того, первая крепость была основана русскими в этом месте под этим же названием только в 1718 году. Следовательно, название местности, указанное на карте как "SEMPALAT" является калькой с казахского обозначения семи древних сооружений (строений). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 2 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2010 Я сильно сомневаюсь, что это настоящая карта Рената. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2010 Я сильно сомневаюсь, что это настоящая карта Рената. Вполне. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 3 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2010 Что за дискуссия... Вроде казахи уже восстановили "исконное казахское" название Семей . Согласно по этой схеме Павлодар должно быть вроде "Бабайлай" или "Бабай берди", и никакой там "Тузкала". Если честно эти земли являются исконными территориями ойротов, джунгарцев и правильным было бы возвращать ойрот-алтайцам . Россия и Китай без никаких протестов производили испытании ядерных бомб на завоеванной, безлюдной территории ойрот-джунгаров. Это так и очевидно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tal-ad-din Опубликовано 3 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2010 Что за дискуссия... Вроде казахи уже восстановили "исконное казахское" название Семей . Согласно по этой схеме Павлодар должно быть вроде "Бабайлай" или "Бабай берди", и никакой там "Тузкала". Если честно эти земли являются исконными территориями ойротов, джунгарцев и правильным было бы возвращать ойрот-алтайцам . Россия и Китай без никаких протестов производили испытании ядерных бомб на завоеванной, безлюдной территории ойрот-джунгаров. Это так и очевидно. Бездоказательно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 марта, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 3 марта, 2010 Что интересно, джунгарами сама Семипалатная крепость не называлась Долоон (семь), значит все таки "Семь палат" название точно до джунгарское. Но ниже по течению имелась другая крепость Долоонская (от монг: долоо - семь). Енхд, дружище, если Вы все знаете про данный регион и период, то ответье, является ли число "7" священным в Ламаизме? Т.е. почему та крепость названа Долоонской? И еще дружище, "Бабайлай" и "Бабай берди" во сне приснилось? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 3 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2010 Если честно эти земли являются исконными территориями ойротов, джунгарцев и правильным было бы возвращать ойрот-алтайцам . И Кемска волость надо отдать им. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 3 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2010 Что интересно, джунгарами сама Семипалатная крепость не называлась Долоон (семь), значит все таки "Семь палат" название точно до джунгарское. Но ниже по течению имелась другая крепость Долоонская (от монг: долоо - семь). Енхд, дружище, если Вы все знаете про данный регион и период, то ответье, является ли число "7" священным в Ламаизме? Т.е. почему та крепость названа Долоонской? И еще дружище, "Бабайлай" и "Бабай берди" во сне приснилось? является, и даже не столько в религиозной, сколько в народной традиции. покойников поминают на 7 и 49 день, эпосы изобилуют оборотами "семью семь - сорок девять дней..." что касается наименования Семипалатинска, то вы же сами привели его ойратское наименование в старттопике - Дорджинкит. не думаю, что у казахов-мусульман имеется что-нибудьь похожее на имя "Джорджи", имеющее тибетское происхождение. к тому же, наличие ниже по течению крепости с наименованием Долан явно свидетельствует о джунгарском прошлом указанных территорий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 марта, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 3 марта, 2010 является, и даже не столько в религиозной, сколько в народной традиции. покойников поминают на 7 и 49 день, эпосы изобилуют оборотами "семью семь - сорок девять дней..." что касается наименования Семипалатинска, то вы же сами привели его ойратское наименование в старттопике - Дорджинкит. не думаю, что у казахов-мусульман имеется что-нибудьь похожее на имя "Джорджи", имеющее тибетское происхождение. к тому же, наличие ниже по течению крепости с наименованием Долан явно свидетельствует о джунгарском прошлом указанных территорий. покойников поминают на 7 и 49 день - Этого не достаточно, т.к. казахи тоже поминают на седьмой день (Жетісін беру). вы же сами привели его ойратское наименование в старттопике - Дорджинкит. не думаю, что у казахов-мусульман имеется что-нибудьь похожее на имя "Джорджи", имеющее тибетское происхождение. - Вы просто не поняли меня, я сказал, что до появления калмыцкого Доржинкита (кстати по имени жреца Доржи) еще раньше русскими он назывался Семь Палат и Доржинкита еще не было. А семь строений были, тем самым я полагал, что русское Семь Палат было калькой казахского Жеті қала по семи древним (до русских и джунгар) строениям - чудских... Вопрос я поставил про крепость Долонскую, которая без слов происходит от монг: долоо - семь, но почему? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 марта, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 4 марта, 2010 Для точности и правильной ориентации в хронологии русско-казахско-джунгарских контактов в 16-18 вв.: 1. В 1573 г. направление в казахские степи посольства Чебукова для налаживания торговых связей с казахами (о наличии в степях джунгар ещё не упоминается). 2. В 1585 г. постройка первого городка вблизи границ с казахской степью в Западной Сибири – «Городок Обский большой» - на правом берегу Оби при впадении в неё Иртыша. Разрушен в 1594 г. (джунгар ещё нет). 3. Постройка русскими после захвата Сибирского ханства городов (джунгар еще нет): В 1586 г. – Тюмень. В 1587 г. – Тобольск и захват всей Барабинской степи. В 1594 г. – Тара (как опорный пункт для дальнейшего продвижения вверх по Иртышу). В 1604 г. – Томск. 4. В нач. 17 в. появление русских на Иртыше из-за необходимости добычи соли из озера Ямыш и торговли ею с казахами и сибирскими татарами. 5. В 1610 г. впервые упоминаются джунгары, как временно завладевшие соляными озерами на Иртыше. В 1611 г. джунгары не пропустили русские отряды за солью. В 1613 г. русские начали с джунгарами переговоры. 6. В 1618 г. потомки Кучум хана - султаны, породнившиеся с джунгарскими тайшами, терпят поражение от русских в верховьях Ишима. 7. В 1626 г. русские служилые люди, отправленные к озеру Ямыш, отмечали уже многочисленность джунгар в районе озера, из-за чего русское правительство временно отказалось от планов строительства острога. 8. В 1634 г. джунгары в количестве 7 тыс. чел. напали на русских, добывающих соль в озере и принудили их отступить. 9. В 1635 г. зафиксировано первое сражение джунгаров с казахами. В плен к Эрдэни Батуру попадает Джангир султан сын Есим хана. 10. В 1643-1647 гг. новые сражения джунгаров с казахами. Поражение джунгар под предводительством Эрдэни Батура в Орбулакской сражении. 11. В 1652 г. джунгары захватили Восточное Семиречье. 12. В 1654-1657 гг. новое сражение джунгар с казахами. Казахи возвращают себе Восточное Семиречье. 13. В 1680-1684 гг. вторжение джунгар в Южный Казахстан. 14. В 1690-1697 гг. первые джунгаро-цинские войны. 15. В 1698-1703 гг. новые сражения джунгаров с казахами. Итог - мирный договор, Восточное Семиречье снова временно отходит к джунгарам. 16. В 1691 г. из Тобольска к джунгарам отправляется русское посольство для переговоров о порядке пользования солью из Ямышевского озера. 17. К концу 17 века русским удалось оттеснить джунгар к югу по линии Иртыша и временно ослабить их напор путем постройки новых острогов и крепостей по реке. 18. Весь 17 век отмечается тем, что обстановка в казахских степях постоянно менялась в зависимости от успехов или поражений джунгар в борьбе с казахами. Русские были заняты вопросами закрепления и продвижения вверх по течению Иртыша изначально по экономическим выгодам (соль, руды Горного Алтая, якобы слюда возле Ямыш озера и песочное золото Яркенда и пр.). 19. В 1715 г. русским отрядом в количестве 2797 драгун, солдат, офицеров, мастеровых и с 70-тью артиллерийскими орудиями под командованием И.Д.Бухгольца закладка крепости Ямышевской (южнее современного Павлодара). На что последовало обложение крепости джунгарами в количестве 10 тыс. чел. под командованием Цэрэн-Дондоба - двоюродного брата хунтайши Цэван-Рабдана. Русские весной 1716 г. вынуждены были отступить. При отступлении в 1716 г. была заложена Омская крепость. По мнению организатора этой военной экспедиции - сибирского губернатора, князя М.П.Гагарина, озеро Ямыш Джунгарии на тот момент не принадлежало. Тому лишнее подтверждение и тот факт, что одновременно с проводимыми русскими и джунгарами одиночными «рейдами» к Мыш озеру за солью, в этом районе продолжали кочевать казахи. Так, зимой 1715 г. Бухгольц, будучи окруженный джунгарами в Ямышевской крепости, послал к Цэван-Рабдану поручика Трубникова с письмом, но Трубников попал в плен к одному из казахских родов. 20. В 1717 г. были построены крепости Железинская (ныне на севере Павлодарской области), Колбасинская (на юге Павлодарской области) и Долонская (севернее Семипалатинска). 21. В 1718 г. – заложена Семипалатинская крепость. 22. В 1717-1719 гг. – русские военные экспедиции к Зайсану и горному Алтаю с целью закладки крепости под командованием майора И.М.Лихарева. Происходит битва между русскими и джунгарами под командованием Галдан-Цэрена (сын и наследник Цэван-Рабдана) с 6 тыс. войском по результатам которого достигается мирное соглашение – русские уходят, но по пути в 1720 г. закладывают крепость Усть-Каменогорскую. 23. В 1720 г. построено 7 промежуточных форпостов: Ачаирский, Черлакский, Осьморыжский, Чернорецкий, Коряковский, Семиярский, Убинский. 24. В первой четверти 18 века Джунгария достигла своего наивысшего могущества. Начало постоянных притеснений казахских кочевий (в основном Среднего жуза) начиная с 1717 г. Что логично повлекло в 1723-1725 гг. нападение джунгар под предводительством хунтайши Цэван-Рабдана на казахские кочевья и массовое отступление последних в западном и южном направлении (т.н. Годы великого бедствия «Ақтабан шұбырынды, алқа көл сулама»). 25. Крупные победы казахов над джунгарами в 1726 г. и 1729 г. 26. С начала 30-х гг. 18 века ослабление джунгар вследствие войн с Цинской Империей, монголами и объединившимися племенами трех казахских жузов. 27. В 1738-1741 гг. новое серьезное нападение джунгар уже под предводительством хунтайши Галдан-Цэрена на казахские кочевья Среднего жуза. В 1742 г. взят в плен султан Аблай. 28. В 1745 г. смерть Галдан-Цэрена и резкое ослабление джунгар. 29. В 1754 г. один из претендентов на престол Галдан-Цэрена, Амурсана со своим родом перешел к китайцам. Затем переход Амурсаны под попечительство султана Аблая. 30. В 1755 г. закончив все приготовления, маньчжуро-цинская армия нанесла джунгарам сокрушительный удар, превратив джунгарские кочевья в новую провинцию «Синь-Цзянь». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 4 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2010 Первое сражение не в 1635 г., а гораздо раньше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 марта, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 4 марта, 2010 Первое сражение не в 1635 г., а гораздо раньше. Когда? Если первые появления ойратов к примеру у Ямыша (Павлодар) было зафиксировано как в 1610 г.? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 4 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 марта, 2010 И Кемска волость надо отдать им. Да, это земля ойротов. Алтайцы по сей день называются в Уськаманском музее как коренной народ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 4 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2010 А русские как в этом музее называются? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 4 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 марта, 2010 А русские как в этом музее называются?Не помню, был в 1990 г. Наверное, они были где-то вместе с казахами. Сейчас, наверное, алтайцы на Алтае - потомки джунгарских завоевателей Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 4 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2010 Не помню, был в 1990 г. Наверное, они были где-то вместе с казахами. Сейчас, наверное, алтайцы на Алтае - потомки джунгарских завоевателей Неужели? Я думал потомки джунгарских завоевателей живут в Китае. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 4 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 марта, 2010 Неужели? Я думал потомки джунгарских завоевателей живут в Китае. Нет, разумеется, ойротский союз был наполовину тюркским, предки алтайцев, тувинцев, енисейские кыргызы диктовали свою железную волю народам ЦА.Поэтому ойроты и джунгары навсегда остались нашими боевыми друзьями и союзниками. Остальные - еще должны заслужить это право. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 4 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2010 Ну-ну... Вот бы еще источник. А кто должен заслужить это почетное право-то? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться