АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2016 Калмыцкая юрта тюркского типа (с гнутыми в нижней части купольными жердями): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2016 Квадратный гэр: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2016 Халх-монгольский гэр с пластиковой дверью, практическая модернизация, тепло и светло: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2016 Халх-монгольский шоколад "гэр" - у нас такого тренда к сожалению нет: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2016 Магазин принадлежностей для гэра, Улан-батор - у нас таких к сожалению нет: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2016 Халх-монгольский гэр. Слава Украине! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2016 Презентую! Впервые в этой теме тюркская юрта (две слева) и монгольский гэр наглядно рядом: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2016 Версия этимологии казахского "шаңырақ" (рус: шангиракь), так казахи и некоторые другие тюркские народы называют деревянный свето-дымовой купольный обод юрты. Предполагаю, что в основе термина лежит лексема "шаңғыр" (рус: шангир), являющаяся звукоподражательным обозначением подражания лязгу. Например, можно сказать "тасқа тиген темір шаңғыр ете қалды" (железо с лязгом ударилось о камень). В словообразовании, на мой взгляд, задействован древний тюркский аффикс уменьшительности, формант "ақ" (рус: акь), ср: варианты -ек, -ык, -ик, ук и др. В таком случае перед нами имя прилагательное, образованное от звукоподражательного слова. Тем самым, термин "шаңырақ" вероятно обозначает "лязгающее", допустим колесо или обод, обруч. Пара аналогичных примеров: название местности и горы Маңырақ - блеяющий, ыңыршақ (седёлка на спине вьючных животных) - тихо стонущий (ая), шыжық (шкварки) - шкворчащий и другие. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 25 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2016 В 17.11.2016 в 08:30, АксКерБорж сказал: Ув. Эр-суге, в этом я с вами не соглашусь. Джолым уй или под другими названиями это не жилища бедняков, а временные жилища. Для чего они предназначались описано выше. А если говорить о бедняках, то действительно до русской колонизации казахи по крайней мере степного края жили богато с огромным количеством скота и все могли позволить себе белые юрты. Расслоение общества на богатых и бедных пришло с реформами и влиянием извне, в частности в сер. 19 века, отчего часть общества обеднела и не могла кочевать и-за отсутствия или малочисленности скота, у таких семей, естественно, и юрты были из старого, обветшалого и закоптелого войлока. И даже тогда судя по залитым мной фото юрты в степном крае были ысокими, добротным и из белого войлока. Поэтому это не спор ради спора, что мол мы всех круче, поймите правильно. Умиляют Ваши методы работы ))) А я думал, что всегда существовала бедность в любом обществе. вопрос лишь %-та бедности. Мне интересно ваше восприятие неведомого вам мира, ведь мы оба захватили "совок", но тогда уже только монголы и памир.кыргызы кочевали. По-вашему если юрта не белая, то она грязная или прокопченная ? С чего делали войлок в КЗ до 20 в. ? Применяли дешевые китай.красители ? Знаете сколько в %-ах было в те времена с.х.жив-х белого цвета ? P.s. Амр-Менд ! балконным казахам от балконных калмыков ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2016 15 часов назад, Турист сказал: Умиляют Ваши методы работы ))) 1) А я думал, что всегда существовала бедность в любом обществе. вопрос лишь %-та бедности. 2) Мне интересно ваше восприятие неведомого вам мира, ведь мы оба захватили "совок", но тогда уже только монголы и памир.кыргызы кочевали. 3) По-вашему если юрта не белая, то она грязная или прокопченная ? 4) С чего делали войлок в КЗ до 20 в. ? Применяли дешевые китай.красители ? 5) Знаете сколько в %-ах было в те времена с.х.жив-х белого цвета ? 6) P.s. Амр-Менд ! балконным казахам от балконных калмыков ! Опять вы? Соскучились наверно в отпуске? Шучу, отвечу вам: 1) Былые времена, когда наши предки кочевали в степи с богатыми пастбищами и водопоями с многочисленным скотом, считаются золотыми временами, в народе даже остались эпические выражения, что на овцах птицы несли яйцв и т.д. Сужение кочевок, колонизация степи, ликвидация родоплеменной структуры и ханской власти, оседание на землю и создание административно-территориальных единиц, конфискация скота и прочие эксперименты действительно привели наших предков к бедности. С чем вы не согласны со мной? 2) Разве я писал что-то другое? Казахи Степного края кочевали вплоть до коллективизации, примерно, до конца 1920-х годов. С чем вы не согласны со мной? 3) Кошмы для юрт использовались разного цвета. Зажиточные кочевые казахи скотоводы старались использовать войлок, изготовленный из шерсти белых овец или отбеливали шерсть с помощью извести или порошка, изготовляемого из костей (кстати так же делали татары Чингизхана). У бедных чаще использовался войлок со стрижки овец черной или бурой шерсти. Кроме того у бедных кошма использовалась долго без замены, отчего она закоптевала и изнашивалась. С чем вы не согласны со мной? 4) На глупые или троллинговые вопросы не отвечаю. 5) Казахская порода овец Степного края в основном бурого цвета, на юге по моим личным наблюдениям - черного. Белые у нас тоже встречаются. 6) Что значит балконный калмык? Живете на балконе? Я вас не понял. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 26 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2016 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Опять вы? Соскучились наверно в отпуске? Шучу, отвечу вам: 1) Былые времена, когда наши предки кочевали в степи с богатыми пастбищами и водопоями с многочисленным скотом, считаются золотыми временами, в народе даже остались эпические выражения, что на овцах птицы несли яйцв и т.д. Сужение кочевок, колонизация степи, ликвидация родоплеменной структуры и ханской власти, оседание на землю и создание административно-территориальных единиц, конфискация скота и прочие эксперименты действительно привели наших предков к бедности. С чем вы не согласны со мной? 2) Разве я писал что-то другое? Казахи Степного края кочевали вплоть до коллективизации, примерно, до конца 1920-х годов. С чем вы не согласны со мной? 3) Кошмы для юрт использовались разного цвета. Зажиточные кочевые казахи скотоводы старались использовать войлок, изготовленный из шерсти белых овец или отбеливали шерсть с помощью извести или порошка, изготовляемого из костей (кстати так же делали татары Чингизхана). У бедных чаще использовался войлок со стрижки овец черной или бурой шерсти. Кроме того у бедных кошма использовалась долго без замены, отчего она закоптевала и изнашивалась. С чем вы не согласны со мной? 4) На глупые или троллинговые вопросы не отвечаю. 5) Казахская порода овец Степного края в основном бурого цвета, на юге по моим личным наблюдениям - черного. Белые у нас тоже встречаются. 6) Что значит балконный калмык? Живете на балконе? Я вас не понял. 1. Как же называлось "справедливое и повально зажиточное до сер.19 в. казах. общество" ? "Полу-кочевая демократия" или м.б. "Бий-парламентская республикасы" ? Рисуете эпосы))... 2. Разве казахи и кыргызы не полукочевые последние 250 лет ? 3. Я могу поверить, что казахи красили свои юрты только если вы докажите. Не забудьте татар Чингиса добавить с краской из костей. Считаестя войлок верблюдов лучше овечьего. И у кочевников верблюды и овцы были небелого цвета. К примеру в РФ, доля белых верблюдов до 15 %. Имхо, белых верлюдов раньше было меньше. Это современная тенденция разводить "белых", т.к. их легче перекрасить. Белые барашки-меринос которые в основном бегают в РФ и КЗ это как вы говорите "навязать совки". 4. Думаю в КЗ войлок делали из верблюда и овцы.Никакого троллинга.. ИТОГО: ЕСЛИ если юрты темные, то это не значит что прокопченые, просто традиционные. Белые юрты в КЗ предположу в зонах контакта с "оседлыми" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2016 16 часов назад, Турист сказал: 1. Как же называлось "справедливое и повально зажиточное до сер.19 в. казах. общество" ? "Полу-кочевая демократия" или м.б. "Бий-парламентская республикасы" ? Рисуете эпосы))... 2. Разве казахи и кыргызы не полукочевые последние 250 лет ? 3. Я могу поверить, что казахи красили свои юрты только если вы докажите. Не забудьте татар Чингиса добавить с краской из костей. 4. Считаестя войлок верблюдов лучше овечьего. И у кочевников верблюды и овцы были небелого цвета. К примеру в РФ, доля белых верблюдов до 15 %. Имхо, белых верлюдов раньше было меньше. Это современная тенденция разводить "белых", т.к. их легче перекрасить. Белые барашки-меринос которые в основном бегают в РФ и КЗ это как вы говорите "навязать совки". Думаю в КЗ войлок делали из верблюда и овцы.Никакого троллинга.. 5. ИТОГО: ЕСЛИ если юрты темные, то это не значит что прокопченые, просто традиционные. Белые юрты в КЗ предположу в зонах контакта с "оседлыми" 1. Вам нужно название научное, со стороны? Зачем? Или это попытка пойти по стопам покойного Олега Попова? 2. Про кыргызов не могут что-либо утверждать, но казахи Степного края кочевали. Полукочевой быт пришел с указанными мной выше процессами извне, когда на кыстау (зимовках" постепенно оставался постоянный контигент населения, а часть людей уходила на пастбища, это примерно период, когда маршруты кочевок сократились до размеров 1 - 2 районов одной области или по времени это период с второй пол. 19 века по приблиз. 1930 год. А в советское время этот вид принял огромные масштабы и распространение вплоть до развала СССР, тогда было принято называть его отгонным скотоводством. 3. Это ваше дело верить или не верить, от этого реальность прошлого казахского быта не изменится. Не ленитесь, ищите, подсказку я вам дал. 4. Вы точно балконный калмык, как сами об этом признавались, если пытаетесь сравнивать несравнимое, верблюжью и овечью шерсть. Спросите у своих родственников их аула и они вам объяснят все, мне лень здесь все расписывать. 5. А кто говорил, что если войлок темный, то он прокопченный? Вы меня постоянно удивляете. Я писал, пишу и буду писать, что белоснежные и большие юрты у казахов в прошлом это было круто, это признак богатства. А чем юрта меньше и из кошмы из темной овечьей шерсти (я уже молчу про обветшалые и прокопченные), то это признак бедности. А бедность у казахов в прошлом это эквивалент отсутствия или малого числа скота, не позволяющего кочевать. И вообще все белое у нашей культуре высоко ценится, об этом вся поэзия и эпос, на вскидку - белолицые девушки, белые молочные продукты, белоснежная юрта молодоженов (ак отау), белая сталь клинка и белая сталь копья (ак найза), белая кисть сильной руки (ак блек), белая лошадь (ак боз ат), белая или светлая душа (ак ниет) и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 27 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2016 АКБ, 1. Можете дать народное название. Если я бы рисовал такие сказки как вы и вы бы спросили меня, то я бы сказал страна Бумба))) 2. Какова доля кочевых и оседлых казахов в 18 в.? 3. Значит доказательства покраски юрт казахами от вас не будет ? ??грустно. 4+5. Ваши фотки не показательны в полном плане. И из ваших измышлений можно подумать, что войлок оседлых-мериносов баранов лучше светло- темнобурого верблюжьего. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2016 12 минут назад, Турист сказал: Если я бы рисовал такие сказки как вы и вы бы спросили меня, то я бы сказал страна Бумба))) На "бумба" или "бямба" вы и способны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 27 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2016 Попрошу 52 минуты назад, АксКерБорж сказал: На "бумба" или "бямба" вы и способны. Попрошу вас удалить пост или предоставить написание "бямба" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 27 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2016 А КБ, Когда нет аргументов от вас ставите "-" и хамите ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2016 1 час назад, Турист сказал: Попрошу Попрошу вас удалить пост или предоставить написание "бямба" Я же сказал вам, что нормально обсуждать тот или иной вопрос вы не можете, у вас обязательно возникает или "бумба" или "бямба", это не мои слова, я вам добросовестно давал ответы на все ваши вопросы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Taragai-Barlas Опубликовано 2 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2016 Mongol yurts transported on waggons, 13th century reconstruction. Several related forms occur about the periphery of the kibitka zone: in Iran the Yomut gotikme and the Shah Savan alachigh tents preserve the dome-shaped roof of the Turkic type but lack the lattice wall frame. These abbreviated kibitkas provide links with the Turkmen kibitka and the dome-shaped tents of Iran, Turkey, Iraq and Syria and reappears again in Northern Tibet among people of Mongolian background. The kibitka sub-types are distinguished by differences in the shape of the roof-ring, the attachment of the roof poles, the material of the wall cover, the manner and sequence in which wall covers are applied, the disposition of the cover above the roof-ring, the kind of door and the base strip around the outside of the tent. The differentiation occurs along ethnological lines. 1.Types of kibitka roof rings: Tuvinsti, Torgout, Dzkhachin groups, Western Khalkha groups and some Buryat and Santful groups which have been influenced by the Khalkhas. 2.Mongols, Kazaks and Transbaikalian Buryat. 3.Mongol. 4.Mongol. 5.Shah Savan, Iran. 6.Transbaikalian Buryat. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2016 14 часов назад, Taragai-Barlas сказал: У халха-монголов, у бурятов, ойратов и калмыков юрт на телегах не было. Юрты на телегах зафиксированы в прошлом у казахов. Сомневаюсь в именно такой форме юрты на телеге. Предполагаю, что некий художник нарисовал и этот рисунок разошелся по всем изданиям. Кстати это один из распиаренных фейков, когда всё слепо переносится на халха-монголов (юрты на телегах, охота с ловчими птицами и т.д.) или наоборот, все халха-монгольское слепо переносится на татар Чингизхана (типа маленькой лошадки или маньчжурских сапогов с загнутыми вверх носками и т.д.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2016 Фотоподборка разновидностей монгольского гэра: С тамбуром: С мансардой: Влияние Китая? Это АРВМ. С использованием досок: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 3 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2016 20 hours ago, Taragai-Barlas said: Mongol yurts transported on waggons, 13th century reconstruction. Several related forms occur about the periphery of the kibitka zone: in Iran the Yomut gotikme and the Shah Savan alachigh tents preserve the dome-shaped roof of the Turkic type but lack the lattice wall frame. These abbreviated kibitkas provide links with the Turkmen kibitka and the dome-shaped tents of Iran, Turkey, Iraq and Syria and reappears again in Northern Tibet among people of Mongolian background. The kibitka sub-types are distinguished by differences in the shape of the roof-ring, the attachment of the roof poles, the material of the wall cover, the manner and sequence in which wall covers are applied, the disposition of the cover above the roof-ring, the kind of door and the base strip around the outside of the tent. The differentiation occurs along ethnological lines. 1.Types of kibitka roof rings: Tuvinsti, Torgout, Dzkhachin groups, Western Khalkha groups and some Buryat and Santful groups which have been influenced by the Khalkhas. 2.Mongols, Kazaks and Transbaikalian Buryat. 3.Mongol. 4.Mongol. 5.Shah Savan, Iran. 6.Transbaikalian Buryat. Если это все типы куполов юрты, то для каракалпакской юрты характерен 5 тип купола (шанырака), только у нас он с двойным ободом. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Taragai-Barlas Опубликовано 3 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 3 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2016 9 часов назад, АксКерБорж сказал: У халха-монголов, у бурятов, ойратов и калмыков юрт на телегах не было. Юрты на телегах зафиксированы в прошлом у казахов. Сомневаюсь в именно такой форме юрты на телеге. Предполагаю, что некий художник нарисовал и этот рисунок разошелся по всем изданиям. Кстати это один из распиаренных фейков, когда всё слепо переносится на халха-монголов (юрты на телегах, охота с ловчими птицами и т.д.) или наоборот, все халха-монгольское слепо переносится на татар Чингизхана (типа маленькой лошадки или маньчжурских сапогов с загнутыми вверх носками и т.д.) Где док-ва про казахов ? Опять будет я уже приводил ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 3 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2016 1 hour ago, Taragai-Barlas said: А как соединяются внутренние и внешние кольца? В каракалпакском они соединены через дополнительные стреловидные шпили. Quote Деревянный каркас юрты имеет строго конструктивное значение, но вместе с тем он и декоративен. На легкой и устойчивой решетчатой основе кереге покоится легкий купол из тонких, изогнутых в нижней части (за 40- овом сантиметре от начала) спиц уык, увенчанный полусферой шангарак. Постепенно суживаясь кверху, создается зрительное ощущение купола. Кольцо шангарака, стягивающее жерди (спицы) каркаса, украшается иногда резьбой. Это кольцо двойное, внутреннее тонкое. Оно имеет внутри выгнутые, перекрещенные спицы, поставленные в один ряд. В перекрестие они сгущаются, по краям разрежены. В ячейках между перекрестиями имеются по три коротких шпилек со стреловидным концом - гулдиреуиш. Они одновременно закрепляют обод с перекрестиями в плоскость внешнего круга. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Taragai-Barlas Опубликовано 4 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 4 декабря, 2016 The name Shahsevan means "Adherents of the king". According to available resources there are three beliefs about the Shahsavan tribe: 1- The survivors of “Ghuzz or Turkmen " who have lived in the region since the fourth century AD (Mugan plain). 2- A group also migrated to Iran by Mongol and Timurid attacks In the eleventh century. 3- Survivors of Turkish tribes from Asia Minor that have come to Azerbaijan in the fourteenth century. Whatever the real story, one thing is clear: the history of the Shahsavan tribes goes back to the Safaviyeh kings era, they were organized by Shah Esmael (II) Safavi for authenticating the status of the Turkish tribe Ghezelbash. Shah Abbas established the Shahsavan tribe, meaning King Lovers to deal with the rebel tribes Qizilbash too. The tribe had more than 100’000 people who had already been reduced. The family names of these tribes end with the suffix “Lou”, such as Surkhandarya Big Lou, Tales Mikael Lou, and Moghan Lou. During the Qajar era, many activities took place in the territory of Shahsavan, especially in the time of Fath Ali Shah. It was concluded by the “Golestan contract” between Iran and Russia. Russians residents in Talesh area and northern regions threatened the Qeshlaqs (Winter quarters’ place) of the Shahsevans and due to the “Turkmenchay treaty”, Iranian borders limited from the north. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться