Peacemaker Опубликовано 17 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2016 http://crazymama.ru/forum.php?a=2&id_p=2003&id_t=2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 17 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2016 Тувинская люлька. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 18 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 18 мая, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2016 Тувинская люлька. Судя по другим экспонатам данного этнографического музея в г.Кызыл, все они явно специфически монгольские, это конструкция и детали юрты, мебель, алтарь, тренога под котел, посуда, орнамент, одежда, конское седло, моринхур и другое, поэтому нельзя отвергать предположение, что и подвесная люлька на фото может быть монгольской или заимствована у русских. Можно удостовериться здесь (жмите на фото для просмотра): http://www.epochtimes.ru/content/view/66862/54/ Это что касается тувинцев. (они тюрки, но я так пишу и их включаю в свой обзор в связи с сильным культурным влиянием монголов) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2016 Существование в прошлом детских люлек у калмыков я обосновал выше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2016 Теперь о бурятской люльке. Встречаются изображения бурятской юрты и подвесной, и напольной: http://asiarussia.ru/articles/303/ http://nashaplaneta.su/blog/podvesnaja_ljulka_dokazatelstvo_mudrosti_predkov/2014-12-13-57471 Фото бурятской люльки, залитое раньше ReicheOnkel'ем: Однако этнографы говорят, что бурятская люлька изначально была напольной на слегка выгнутых обручах для качания (как у казахов, кыргызов, калмыков, халхасцев) и что подвесная люлька пришла к бурятам от русских ("ород улгы" - "люлька русских"). Читаем: "... Также мастерили (АКБ: буряты) деревянные люльки с полукруглыми основаниями (ср. х.-монг. олгий, бур. улгы, шэн.-бур. улгы, баргут. улгий, дагур. 1а:г{эц/(1агсГ). Известный исследователь быта бурят А.В. Потанина о бурятских люльках пишет следующее: "Влево около войлоков иногда стоит люлька, - длинный, как салазки, ящик, сделанный из лубков, с дном на выгнутых обручах, которые помогают раскачиваться колыбели, как только немного наклонишь ее в одну сторону" [Потанина, 1905]. О нетюркском происхождении термина отмечал А.А. Бадмаев [Бадмаев, 2005, с. 140].О существовании берестяных люлек, похожих на деревянные, пишет М.Н. Хангалов, при этом приводит термины-названия ее составляющих: самхарга "дуга", хобширго "ремни"[Хангалов, 1958, с. 38]." "... При контакте с русским народом буряты постепенно стали мастерить висячие зыбки (АКБ: люльки) и появилось словосочетание-термин ород улгы "русская зыбка". Люльки русского образца были удобными в том плане, что их можно было убрать, когда ребенок не спит... по-другому такие зыбки назывались номотой улгы." Пруфлинк: http://cyberleninka.ru/article/n/nazvaniya-traditsionnyh-izdeliy-iz-rastitelnogo-syrya-v-mongolskih-yazykah-severo-vostochnogo-areala-tsentralnoy-azii Обряд первого пеленания ребенка у бурятов называется "улгы оруулха" и другое о бурятской люльке здесь: http://selorodnoe.ru/history/show/id3667752/ http://cheloveknauka.com/etnokulturnaya-leksika-tunkinskih-buryat-na-primere-obryadovoy Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2016 Теперь вновь к собственно монгольской (халхаской) люльке. Это фото ее я уже приводил раньше: К тому же Enhd подтвердил их существование у монголов в прошлом. Дополню еще материалом: Монгольские письменные источники о Даян-хане также упоминают существование у монголов в прошлом деревянной детской люльки: "Происхождение Даян-хана. Сведения о его предках по мужской линии": "... Харагуцаг-тайджи (АКБ: искаженное тюркское "Кара-кучук") родился в семье знатного и богатого человека. У него родился сын Баян-Мункэ, но уже после его смерти. Сын ойратского Тогон-тайши отнял державу у монголов. В это время [Цэцэг-хатун], жена Харагуцаг-тайджи, жила у ойратов (у своего отца Эсэн-тайши]. Она была беременна. [Узнав об этом], Эсэн-тайши направил [к ней] своего доверенного человека, которому приказал: "Если родилась девочка - причеши ей волосы [т.е. сохрани жизнь], а если мальчик - умертви его!" Бигэчи узнала об этом, [и когда посланец прибыл], она заставила ([родившегося у нее] сына помочиться как девочку, прижав пальцем уд. Посланный решил, что это девочка, и ушел. Тотчас взяла у другой женщины только недавно родившуюся девочку и положила в люльку [вместо своего сына]. [Желая еще раз удостовериться], посланец возвратился и снова пожелал посмотреть в люльку. Убедившись, что там лежала девочка, он ушел и доложил Эсэн-тайджи: "Родилась девочка!" Свидетельство Г.Е. Грумм-Гржимайло (Западная Монголия и Урянхайский край) тоже говорит о том, что в прошлом детские люльки у монголов были, но они уже в 19 веке встречались редко: Описывая быт кобдоских дорбетов: «… Потанин упоминает еще об одном предмете, который кажется ему оригинальным; это - детская люлька (öлга), которая выделывается из ствола лиственницы и имеет форму корыта, более глубокого в ногах, чем в изголовье (АКБ: бурятский художник на своем рисунке, см: вверху, явно попутал изголовье с ногами ), над которым, если младенец мужского пола, утверждается серебряный пучок с тремя стрелами. Дно люльки устилается рыхлым войлоком или мягким мехом, которые своими полами и закрывают: для того, чтобы они не откидывались, люльку обвязывают ремнями.» Причем у монгольской люльки было устройство для отвода мочи, как у казахской люльки: «… На дно люльки для стока мочи ставится между ногами ребенка деревянный лоток (тагна), прикрываемый сверху деревянным же башмаком (цорго), так что обе части образуют как бы трубку, конец которой и просовывается в нарочно для этой цели проделанное в нижнем конце люльки отверстие. Люльки подобного же рода устройства встречаются, однако, как у алтайцев, так и у бурят.» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2016 И наконец о различных фонетических вариантах названия детской деревянной люльки у монголоязычных народов: У халха - өлгий; у чахар - өлг; у калмыков - өлгә; у бурятов - үлгі и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2016 Таким образом, мне удалось установить ниже перечисляемые монгольские исторические реалии, которые не понятно почему (от незнания наверно?) отрицаются самими калмыками (Duwa-Soqor) и халхасцами (наш Peacemaker). Последний даже умудрился заподозрить в подвесной люльке шпионский след оседлых народов, а в казахской и кыргызской люльке - армяно-грузинский след и даже по этому поводу открыл новую тему в соседней ветке. Что я выявил? По древнетюркской традиции, которые все доводили до девяти, у меня 9 выводов: 1) У монголоязычных народов детская деревянная люлька (син: колыбель, зыбка) в далеком прошлом была! 2) Для ее обозначения в разных монгольских языках есть свой фонетический вариант одного и того же названия (см: выше), только емнип у тункинских бурятов оно совершенно другое! 3) Она была все таки не подвесная, а напольная, со слегка выгнутыми обручами/дугами на ножках для качания! 4) Подвесная люлька пришла к бурятам и тувинцам от русских! 5) Монгольская люлька имела устройство для отвода мочи ребенка! 6) Ребенок в ней привязывался к люльке веревками! 7) Позднее, даже уже в 19 веке, она стала активно забываться! 8) Сейчас о люльке практически не знает ни один монгол (халхасец), калмык, ойрат, чахар, бурят и ни одна из юрт/квартир/домов/семей монголоязычных народов не имеет у себя традиционной национальной детской люльки! 9) А перечисленные детали и конструкция монгольской юрты очень сближают ее с тюркской, в частности, с казахской и кыргызской! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 20 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2016 Женщина кыргызка за размельчением зерна ступой 1910 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 20 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2016 Вид на строительство зимовья кыргызов 1911 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 20 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2016 Общий вид на кыргызскую юрту 1915 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2016 Явный троллинг Peacemaker'a с Zet'ом, а также вынужденные объяснения им со стороны Tynych'a скрыты как оффтоп. Надеюсь Tynych поймет мои действия? Давайте хотя бы стараться придерживаться направленности тем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 20 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2016 Надеюсь Tynych поймет мои действия? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 20 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2016 Поднятие тюндюка юрты. Нарынская область Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Каркас монгольской юрты. Андраш Рона-Тас: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Каркас казахской юрты. Андраш Рона-Тас: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Схема внутреннего убранства монгольской юрты с окрестностей Есен-булака. Андра Рона-Тас: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Схема внутреннего убранства казахской юрты. Андра Рона-Тас: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Монгольский тооно. Андраш Рона-Тас: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Казахский шангырак. Андраш Рона-Тас: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Глиняная монгольская юрта (гэр) в сомоне Дзерег. Андраш Рона-Тас: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Андраш Рона-Тас. Монголия. Следами номадов. "... Пересаживаемся и едем в сторону Юлгию, центра автономного казахского аймака. Баян-Юлгий – это наиболее выдвинутый на запад аймак Монголии. Резиденция его властей находится на расстоянии 1738 км от столицы. Аймак населён в основном казахами. Это в МНР единственный автономный национальный аймак. Кроме казахов живут здесь урянхайцы, племена Дёрбёт, Дзахчик, Елёт, а также торгуты, прибывшие из Синкянга уйгуры и немного китайцев. Аймак насчитывает 90000 жителей. Когда бы мы даже не знали, что прибываем на территорию, населённую казахами, то и так бы заметили разницу антропологического телосложения, так и с точки зрения традиций и обычаев казахи принципиально отличаются от монголов. Они не имеют так выступающих скуловых костей, какими в основном характеризуются монголы. Является это менее прямым отличием. Казахские пожилые женщины носят ещё на голове белые платки, спускающиеся по плечам до талии, а спереди сшитые под подбородком и свисающие на груди. Казахи были прежде магометанами и в местах общественных до сих пор не пьют вина. Во время общего обеда с местными представителями власти мы обратились, впрочем, с шуткой, что когда бы они сейчас напились за нашу встречу, то нарушили бы старинные казахские обычаи. Длинные широкие улица в Юлгию обсажены деревьями. Дома и устройство внутренности домов немного отличаются от сибирских домов. Казахи прикочевали сюда из Царской России и Китая около восьмидесяти лет назад. До сих пор имеют они тесную связь с советским Казахстаном, там получают образование учителя, оттуда получают школьные учебники. В западно-монгольском казахском центре провели мы два дня. В течение этого времени удалось нам узнать немногое из культуры казахов. О наряде женском уже был разговор, добавил бы я к этому только то, что когда на одном из поворотов показалось передо мной несколько наездников, в какой-то момент почудилось мне, что наблюдаю я всадников, описанных в средневековых хрониках. Довольно большая часть мужчин ещё до сегодня ходит в живописных шёлковых шароварах. Большинство населения ведёт кочевую жизнь. С точки зрения состояния поголовья животных территория эта подобна другим монгольским аймакам. В Юлгию развивается земледелие на 150 га. Здешние казахи перешли с арабского письма на гражданское (монгольское) в 1940 году. Мы принимаем участие в торжественном обеде в одной из казахских юрт, находящихся на окраине городка. Нарядное, цветное и первоклассное устройство юрты отличается от виденного нами до сих пор. Богатейшие казахские юрты украшены домотканым сукном, килимами (ковриками без ворса), красочными циновками, коврами с аппликациями из войлока. Преобладают тут цвета: голубой, жёлтый, коричневый, чёрный и серый. На кроватях высоко возвышаются подушки, не встречаемые почти в монгольских юртах, сундуки богато окрашены, часто окованы железом или украшены другим металлом. Казахская юрта наполнена цветными платками и занавесками. Кровать в примитивнейшей даже юрте сделана из дерева, в более богатых встречаются уже кровати железные с сеткой. На торжественном обеде была подана жареная баранина. Угощали нас очень жирными кусками, так как это якобы является наилучшим и наивкуснейшим мясом. Во время обеда Казахи взорвались внезапным смехом и, в этот момент дочка хозяина выбежала из юрты, красная как свёкла. Ибо один из присутствующих молодых людей уронил на пол сахар. Это якобы является равнозначным с признанием в любви дочке хозяина дома. Этот маленький эпизод направил нашу беседу на тему казахской свадьбы. Проходит она здесь также красочно и торжественно. В сваты идёт отец парня. Сажают его на почётном месте, находящемся здесь также напротив двери. Отец кавалера говорит, сколько бодо даёт за девушку. У монголов и западно-монгольских казахов бодо является единицей расчётного количества разных животных. Официально это составляет 7 овец или 14 коз, или одно большое животное (конь, голова крупного рогатого скота, як) или пол-верблюда. Кроме того, свадьба немного отличается от монгольской. Что относится к обрядам погребальным, здесь также выяснили мы, что если умрёт человек взрослый, перекладывают его кровать на другую сторону юрты. Обед закончился в весёлом настроении. Дочка хозяина приятно, тихо спела на прощание казахскую народную песню под аккомпанемент тамбурина." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Юрта древнетюркская. Рисунок на лаковой чашке, Япония, не позднее 756 г.: (С.И. Вайнштейн "Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии") Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2016 Юрта древнетюркская. Слева - фрагмент петроглифа, Монголия. Справа - фрагмент персидской миниатюры, 1315 г.: (С.И. Вайнштейн "Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии") Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться