Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

img1.jpg

К вашим услугам национальная казахская юрта, банкетный зал, чайхана

http://www.stetson.kz/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где написано кыпчаки, канглы?

Речь идет о татарах т.е о халха-монголах(Иека-Монголы около Онанкеруле и Су-монголы, проживавшие вблизи Халхин-Гола)! :asker28it::asker28it:

Какие еще халха-монголы и Халхин-гол? Первые стали известны в истории начиная с 15-16 вв., а река стала известна лишь в 1939 году. :osman6ue:

Почитайте "Половцы" С.А.Плетневой:

"Плано Карпини и Вильгельм Рубрук проехали по евразийским степям в XIII в. после завоевания их татарами. Оба очень подробно описали в своих записках-отчетах быт татар. Он мало отличался от быта других кочевых народов как более позднего, так и более раннего времени, поэтому вполне правомерно использовать их данные, в частности при характеристике половецких жилищ. Но Плано Карпини более лаконичен... и далее приводятся описания и делаются ссылки на труды Карпини и Рубрука:

http://www.litmir.net/br/?b=135972&p=32

http://annales.info/step/pletneva/index.htm

Будь даже это не канглы с кыпчаками, в любом случае это разветвления одного народа с единым языком и культурой (об эом всем следите за моими постами в известной Вам теме). :)

Кстати Плетнева приводит сведения о наличии войлочных юрт у кимаков в 9-13 вв.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие еще халха-монголы и Халхин-гол? Первые стали известны в истории начиная с 15-16 вв., а река стала известна лишь в 1939 году. :osman6ue:

Почитайте "Половцы" С.А.Плетневой:

"Плано Карпини и Вильгельм Рубрук проехали по евразийским степям в XIII в. после завоевания их татарами. Оба очень подробно описали в своих записках-отчетах быт татар. Он мало отличался от быта других кочевых народов как более позднего, так и более раннего времени, поэтому вполне правомерно использовать их данные, в частности при характеристике половецких жилищ. Но Плано Карпини более лаконичен... и далее приводятся описания и делаются ссылки на труды Карпини и Рубрука:

http://www.litmir.net/br/?b=135972&p=32

http://annales.info/step/pletneva/index.htm

Будь даже это не канглы с кыпчаками, в любом случае это разветвления одного народа с единым языком и культурой (об эом всем следите за моими постами в известной Вам теме). :)

Кстати Плетнева приводит сведения о наличии войлочных юрт у кимаков в 9-13 вв.

Вы уже начали писать о канглах! Племя канглы у маньчжур тоже есть :lol:

Река "xалха" видимо раньше называлась "татар".Об этом тема уже открыта.Народ халха берет свое название от названия этой реки.Так,что настояшие татаромонголы- это халха-монголы!

§ I. О начале державы Татар

I. Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит, четвертый – Мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4547-%D0%B3%D0%B4%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82-%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80/

А казахи никаким боком не относятся к термину монгол уж тем более к татар. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У вас оффтоп, я приводил данные про тюркские войлочные юрты (кстати ваши заявления абсолютно ничем необоснованны, в отличие от моих постов в соответствующих темах).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие еще халха-монголы и Халхин-гол? Первые стали известны в истории начиная с 15-16 вв., а река стала известна лишь в 1939 году.У вас оффтоп, я приводил данные про тюркские войлочные юрты (кстати ваши заявления абсолютно ничем необоснованны, в отличие от моих постов в соответствующих темах).

§ 175. Между тем Чингис-хан, двинувшись с Далан-Нэмургеса вниз по течению Халхи, произвел подсчет войска. По подсчету оказалось всего 2600 человек. Тогда 1300 человек он отрядил по западному берегу Халхи, а 1300 человек Уруудцев и Манхудцев - по восточному берегу реки. По дороге продовольствовались облавами на дикого зверя. У Хуил-дара еще не зажила рана, и сколько Чингис-хан его не удерживал, он все продолжал скакать за зверем. Тут рана его снова открылась, и он скончался. Тогда Чингис-хан тут же и предал его прах погребению при реке Халхе на Орнаунском полугорье, в скалах.

Цитата

§ 175. Tendeče Čiŋķis-qağan, Dalan-nemurķes-eče Qalqa huruu ķodolurun, too tooalalduba. Tooalaldubasu, qoyar miŋğaŋ ğurban ĵaut ĵirwaan ĵaut bolba. Niķan miŋğan ğurban ĵaut Čiŋķis-qağan Qalqa-in horoneĵi eteediyer nouuba. Niķan miŋğan ğurban ĵaut Qalqa-in doronoĵi eteediyer Uruut Maŋqut nouuba. Tein nouuĵu aisuqui-tur, ķunesun-e abalan yabuqui-tur, Quildar, yarasiyan anaai-uduuye, Čiŋqis-qağan itqaasu ulu bolun, ķoreesun-tur dobtulqu bolun, hukdereĵu nokčiba. Tende Čiŋķis-qağan Qalqa-in Ornau-in kelteķai qada-da yasun ino talbiulba.

Да вы что совсем охренели?!!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да вы что совсем охренели?!!

Это лишний раз доказывает, что ССМ подделка, подогнанная под территорию и под народ современной Монголии!

Т.к. у Рашид-ад-дина эта река Карас-Мурас в районе горы Монча.

Коментаторы текстов Рашид-ад-дина даже местность Калаалджит-Элэт (Клткай-кда) умудряются объяснять как реку Халха (Халхин-гол).

Так что охренели коментаторы, переводчики, поддельщики документов и вы как их ярый защитник. :lol:

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это лишний раз доказывает, что ССМ подделка, подогнанная под территорию и под народ современной Монголии!

Т.к. у Рашид-ад-дина эта река Карас-Мурас в районе горы Монча.

Коментаторы текстов Рашид-ад-дина даже местность Калаалджит-Элэт (Клткай-кда) умудряются объяснять как реку Халха (Халхин-гол).

Так что охренели коментаторы, переводчики, поддельщики документов и вы как их ярый защитник. :lol:

Нет.Это вы охренели!

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюркская юрта в источниках:

Вторая пол. 9 века - у Аль-Якуби. Китаб-ал-Булдан ШИТ, т.1, М.-Л., 1939, стр.50.

Первая пол. 10 века (922 год) - у Ибн-Фадлана. Извлечение из "Записи". Материалы по истории туркмен и Туркмении (МИТТ). Т.1. М.-Л., 1939, стр.65: "Я находился целые дни в куполовидной тюркской юрте из войлока".

"Усуньский гуньмо (2-1 вв. до н.э.) имел "круглую кибитку, обтянутую войлоком. Помимо войлочной юрты отмечается существование "войлочных повозок", яркую характеристику которых мы встречаем еще в записках Земарха (6 век)".

"В.Рубрук пишет, что кыпчаки и канглы (начало 13 в.) покрывали свой дом только белым войлоком, и, чтобы войлок сверкал ярче, его пропитывали известью, белой глиной и порошком из костей" (АКБ: казахи вплот до недавнего времени также в качестве белила для войлока юрт использовали костяной порошок).

Сыма Цянь "Ши цзи" (исторические записки). Гл.110 "Сюнну ле чжуань" (повествование о хунну, 3-1 вв. до н.э.):

Цюнлу — куполообразная юрта, стойки которой делались из ивовых стволов и покрывались войлоком. В "Хань шу" этот термин в примечании дополнительно поясняется словосочетанием чжань-чжан («с войлочным покрытием») [ХШ, кн. 11, гл. 94, с. 3761].

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахская древняя поговрка: "Кигіз туырлықты, Қазақбайдың баласы, Уыз үйлі қазақ"

(Мәшһүр-Жүсір Көпейұлы. Шығармалары. Т.8. Павлодар: "ЭКО", - 2006. С.163)

Что означает: "Казахи дети Казаха, живущие в огузских юртах с войлочным покрытием".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

A Kazak encampment in winter (зимняя стоянка казахов - кыстау), СУАР КНР, кереи:

kazak-exodus-25.jpg

Дымник отличается от обычного, летнего - схож с половецкими и татарскими 11-13 вв., трубообразный, передвигаемый в зависимости от направления ветра - для лучшей тяги?!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

A Kazak encampment in winter (зимняя стоянка казахов - кыстау), СУАР КНР, кереи:

kazak-exodus-25.jpg

Дымник отличается от обычного, летнего - схож с половецкими и татарскими 11-13 вв., трубообразный, передвигаемый в зависимости от направления ветра - для лучшей тяги?!

Интересное фото... Известна дата съемки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сферические дома, на подобии юрты. На видео довольно таки все подробно расказано о преимуществах таких домов, но чтоб не думали о том что эти люди сделали ноухау, потому что в этубе такой архитектуры (сфера, шатыр) предостаточно, но пока что на не понятном для многих языке.

и кстати слова синонимы: сфера и шатыр - явно не просто так :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ива быстро гниет, надо в навозе держать. Сосна гораздо более смолистая и функциональная.

 

Значит китайский посол Сюй Тин, побывавший у татар Чингизхана в 1235 году, встретил и описал тюрков, а не монголов: :)

 

"[Войлок на каркасе из ивы] затягивается более чем тысячью веревок. [У шатра только]"

 

"Однако [у татар ] куполообразные хижины бывают двух видов. В тех, которые изготовляются в Янъцзине, каркас, сделанный из ивовых прутьев, совершенно похож на [дно ] бамбукового сита, [которое делается из плетеного бамбука] на юге [Китая] и сворачивается и разворачивается. Дверь выходит вперед (т. е. в южную сторону. — Пер.). Верх [изнутри] похож на каркас зонта. На самой верхушке каркаса [посредине] проделывается отверстие, которое называется верхним окном 64. Весь [каркас] снаружи покрывается войлоком. [Такой шатер] можно перевозить на лошадях вьюком"

"В тех [шатрах], которые изготовляются в степях, круглые стены сплетаются из ивовых прутьев и закрепляются волосяными веревками. [Они] не сворачиваются и не разворачиваются, а перевозятся на повозках"

 

[Пэн-дая, Сюй-Тин "Краткие сведения о черных татарах"]

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюрки всегда использовали на уыки и кереге иву, а не сосну! Где-то встречал, что еще изготавливают из березы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Да я, я думаю,  что у монголов Чингисхана не было проблем припрячь лесные народы для поставок ивовых стропил из приречных районов. Сгниют - новые привезут.

А вот для традиционной культуры настоящих степняков  вдали от речушек нужна была долговечная порода - и лиственница тут идеальна. Просто дороговата, м.б. для кого-нибудь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюрки всегда использовали на уыки и кереге иву, а не сосну! Где-то встречал, что еще изготавливают из березы!

 

Из березы изготавливали шаңырақ, есік, босаға.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да я, я думаю,  что у монголов Чингисхана не было проблем припрячь лесные народы для поставок ивовых стропил из приречных районов. Сгниют - новые привезут.

А вот для традиционной культуры настоящих степняков  вдали от речушек нужна была долговечная порода - и лиственница тут идеальна. Просто дороговата, м.б. для кого-нибудь.

 

Зачем для юрт нужны были лесные народы? Не строевой ведь кругляк или подтоварник нужен был как сейчас китайцы возят вагонами из Сибири. :lol:

 

Юрты изготавливали не каждый день, очень редко (для молодоженов, при разрушении используемых и пр.). 

 

Я специально привел Сюй-Тина, описавшего юрты татар (т.е. наши юрты), чтобы доказать Вам, что про сосны и листценицы для юрты - это Ваша фантазия (не знаю, может быть чумы или яранги из них изготовляли?). 

 

Для гнутых решетчатых стен и гнутых купольных жердей юрты использовалась исключительно ива, как чрезвычайно гибкий и легкий материал, а ее было вдоволь в местностях, где кочевали степняки-скотоводы, вдоль рек и озер. Высушенная ива не гниет.

 

Второй материал для светодымовых обручей (шангырак) и дверей, которые должны были быть покрепче использовалась береза, также в обилии произрастаемая у кочевников.  

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как свидетельствуют источники, казахами в прошлом создавались различные типы домов на колесах, которые не дошли до наших дней. Об их конструктивных формах мы можем судить только по описаниям очевидцев. В частности, В. Рубрук описывал плетенные из прутьев и покрытые войлоком дома на колесах, характерные для середины XIII века, в которые впрягали до 22 быков. У Ибн-Батуты, побывавшего в дешти-кыпчакских степях спустя почти сто лет, также упоминаются кибитки со вставленными окнами на четырехколесных телегах «арба». В книге Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани «Михманнаме и Бухара» («Записки бухарского гостя»), написанной в XVI веке, рассказывается, что эти громадные кибитки имели жесткий деревянный каркас, покрываемый войлоком, затянутые тонкой кожей или пузырем окна, передвигались они упряжками множества верблюдов. Сведения о жилищах на колесах имеются и в записках англичанина А. Дженкинсона, проезжавшего по степям Прикаспия в середине XVI века. В отличие от других форм переносного жилья, например, юрты дома на колесах при переездах не разбирались. В их декоративном оформлении использовались традиционные приемы народного прикладного искусства.

Более поздние по времени бытования повозки-кюйме, служившие одновременно и дорожными жилищами, по всей вероятности, достались в наследство от тех времен. Тем более описание кюйме, содержащееся в народных эпических поэмах, удивительно точно соответствует сведениям В. Рубрука и Ибн-Батуты. Однако дома на колесах скоро выходят из обихода и уже в XVIII—XIX веках основной формой переносного жилища казахов-кочевников становятся войлочные юрты. «Касаки,— писал А. Вамбери,— составляют большинство населения ханства (т. е. Кокандского). Они ведут кочевой образ жизни в гористой области, между озером Чаганаком и Ташкентом, и платят своему государю столько же, сколько хану. Многие из кокандских киргизов (казахов) люди очень достаточные, имеют в Хазрети Туркестане или других местностях дома, в которых, впрочем, они сами не живут».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахская юрта — кииз уй относится к тюркскому (кыпчакскому) типу разборных решетчато-войлочных построек, «которая с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ». По сравнению с монгольской она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Академик А. Маргулан считал, что по сравнению со срубным или глинобитным домом современная нам войлочная юрта является относительно поздним жилищем, в котором трансформированы основные элементы его ранних прототипов. Кииз уй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен — кереге, сводчатых жердей — уыков, верхнего обруча — шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками (названия войлочных покрытий юрты), поверх их — двумя узуками и тундуком, составляющими стены и кровлю жилища, надежно защищающими от непогоды.

У казахов издревле была в почете белая юрта — ак уй, считавшаяся символом достатка и благополучия. Она имела кереге 6—8, нередко и 12 штук в кругу, 140—150 уыков, вдвое больше, чем в обычной, т. е. темной юрте — кара уй. Ак уй покрывалась белым войлоком, обтягивалась в ее цилиндрической части циновками, а вверху, где к ней прикреплялись уыки, широкой ковровой полосой — баскур. Неизменными принадлежностями казахской юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения — тангыш, шанырак-бау, аркан, уыкбау, желбау, аякбау и др. Двери юрты — сыкырлаук украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой. Юрты малого размера (отау уй) ставились для новобрачных. Во время коротких остановок на путях кочевий более состоятельные степняки обычно ставили юрты малых размеров — туырлык уй с небольшим шаныраком. Снаружи такая юрта покрывалась лишь туырлыками, доходящими от шанырака до земли, а шанырак — тундуком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Походная юрта — жолама уй, или аблайша, представляла собой маленькую, из трех-четырех кереге, с короткими уыками и миниатюрным шаныраком кибитку. Кос — жилище пастухов в отличие от обычной общепринятой юрты имел конусообразную форму за счет прямых жердей-уыков, воткнутых в землю и связанных вверху волосяной веревкой, продетой в отверстия на их концах. Жерди в данном случае выполняли функции и решетчатой стены — кереге и свода. По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения ее обитателей. У бедноты, например, были маленькие, тесные, иногда даже без шанырака трех-четырехстворчатые юрты. Нередко они обходились и двумя развернутыми и скрепленными друг с другом поверху кереге, покрытыми лишь одним темным туырлыком. Этот вид жилья назывался шайла — шалашом. А совсем обездоленные ставили курке — балаганы из трех связанных вверху жердей — бакан, прикрытых с подветренной или солнечной стороны кошмой или чием.

Юрта как жилище была очень удобна летом, но условия жизни в ней зимой, если приходилось зимовать, особенно при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми. Интерьер юрты, как это подтверждают исследования этнографа М. С. Муканова, базировался на лучших народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отделанная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т. д. сохранили циклы производства древних мастеров и основы национального узоротворчества. Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, корпеше — ватными одеялами, рассчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастык — подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости — еще и кусжастык, копшик — подушки мягкие, набитые перьями. На стены вешали разноцветные ковры.

В центре юрты ставили обычно очаг — треножник с котлом для приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом — скатертью. При входе в юрту слева, как полагается, висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей. Чуть подальше ставилась деревянная кровать — тосекагаш для молодоженов с шымылдыком — пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с тосекагаш на двух-трех подставках — жукаяк ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы — каршын, тен, а на них два-три сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...