Гость Shalkar Опубликовано 9 сентября, 2003 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2003 Еще одно отличие тюркской юрты от монгольской: в тюркской (в казахской точно) двустворчатые двери. На фотографиях многих заметил, что двери монгольской юрты открываются наружу. В тех юртах, которые я видел и, конечно, не однажды собирал и жил, двери все открываются вовнутрь. И еще. На самом деле на тундiк казахи говорят тунлiк, на татарско-башкирский манер, хотя по-казахски это должно быть именно тундiк. Один мой знакомый сказал, что должно быть тyтiнлiк. Дымник, значит. Тоже возможно. Хотел бы знать отношение монгол к куполу (шанырак). Чтят ли монголы шанырак так же как казахи. Например, ни в коем случае нельзя его переворачивать, ронять. Как правило его передавали от отца к сыну. Откуда и произошло слово "кара (черный) шанырак". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 10 сентября, 2003 Модераторы Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2003 В этнографии обычно выделяют так называемый "монгольский" и "тюркский" тип купола юрты. 1 - конический, 2 - округлый. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rust Опубликовано 11 сентября, 2003 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2003 http://www.kyrgyz.ru/?page=66 - здесь можно посмотреть данные по типам юрт у кыргызов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Кыргызбай Опубликовано 11 сентября, 2003 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2003 ОК а как на счет ориентации по сторонам света кыргызской, казахской, монгольской и др. юрт? С уважением, Кыргызбай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость pts Опубликовано 11 сентября, 2003 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2003 Хочу добавить. У якутов подобное круглое жилище называется Ураhа (пишу, как принято писать на якутском). Вид имеет конический. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zorigoo Опубликовано 12 сентября, 2003 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2003 Монгольский юрт ориентируется на юг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 12 сентября, 2003 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2003 А я почему-то думал, что монгольские, как и казахские обращены на восток. Очень странно. Чем это объясняется? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 12 сентября, 2003 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2003 Еще одно отличие тюркской юрты от монгольской: в тюркской (в казахской точно) двустворчатые двери. Razlichie kazahskoi i mongol'skoi tipa yurtov tol'ko "jierd", u mongol'skoi tipy ona pryamaya, a u kazahskogo typa okrugliennaya na kontse. Naschyot dveri, u mong. typa dvuhstborchataya otkryivsha vo vnutr', a narujnii obyichno boilochnaya podnimayushii naverh. A eti dvery sovremennyie modificatsyia i udobnyie. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 12 сентября, 2003 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2003 Хочу добавить. У якутов подобное круглое жилище называетсяУраhа (пишу, как принято писать на якутском). Вид имеет конический. Mongoly nazyvayut takih jilish konicheskih postroyennyh derevom kak "Урц(а)". Yesli v srochnom poryadke speshno postroit' jilishche ispol'zuya odni tol'ko "jyerd'"-ei, to etot jilishche budiet "Урц(а)" , a nye "ger - yurta". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 15 сентября, 2003 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2003 из всех иностранных казахов наиболее тепло я отношусь к монгольским!наверное потому что они менее всех ассимилировались, и наиболее хорошо сохранили культуру, традиции и язык Nu nu eto toje krainost'. V Sinzyane kazaki toje prekrasno govoryat na kazak yazike sohranili arabskuyu pismenost'. Posmotri kanal XJTV-3 govotyat tolko na kazak yazike, nadpisi na arabskom vyaze i pokazivayut tolko pro kazakov , u nih nado uchitsia Kazakstanu kak zapolnit efir na 100% kazak yazikom. Kak ya zametil oni ispolzuyut mnogo russkih slov vmesto kitaiskih terminov vidimo orietiruyutsya na Kazakstan. kanal etot legko dostupen esli imeesh sputnikov.antennu. могу точно заявить о том что монгольские казахи отличаются от китайских, посколько учился и общался с обоими. в китае идет оч сильная китаезация. и несмотря на попутки некитайцев противостоять этому это не всегда получается. конечно если говорить о казахах из отдаленных горных аулов, то они сохранили быт, обычаи и тд но в городах и крупных поселениях где присутствует ханьский элемент ситуация совсем другая. как в городах казахстана при советах например после восстания уйгуров в 1997 китайцы делали такую промывку мозгов у школьников и студентов про "вредность религии" и со всех брали подпись ,мол, "я не верю в бога и не практикую никакую религию".... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 12 октября, 2003 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2003 Традиционным жилищем кочевых народов Великой Степи является юрта. Из китайских источников известно, что в юртах жили хунны, тюрки, уйгуры, кипчаки, огузы, и др. Монгольская юрта называется «гэр». Гэр бывает двух видов: Легкий и удобный для перевозки у кочевников. Его общий вес примерно 250 кг, что соответствует грузоподъемности вьючного верблюда или двухколесной телеги. Гэр оседлого человека благоустроеннее, богаче внутренним убранством и потому более громоздкий. Гэр достаточно устойчив против ветра, не разрушается при землетрясениях. В нем прохладно летом и сравнительно тепло зимой. Он удобен при сборке, разборке и перевозке, и незаменим в условиях пастбищного скотоводства. Гэр для кочевника – это не только закрытое пространство для проживания. Это своеобразная микросфера. Находящаяся, в представлении ее обитателей, всегда в центре безбрежного природного окружения. Монгольская юрта почти всегда ориентирована по оси север – юг. Исключения возможны по ландшафтно-климатическим причинам. Итак, вход – с южной стороны, а противоположная входу, почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей, и где хранится алтарь с изображением богов, – находится на севере. Правая (западная) сторона юрты – мужская. Здесь находится кровать главы семьи, охотничье снаряжение, конское седло, упряжь для верблюдов или быков, бурдюк с кумысом и прочие принадлежности скотоводческого хозяйства, которые ассоциируются в основном с мужскими видами занятий. Левая (восточная) сторона – женская. Здесь постель незамужней женщины в семье (сестры или дочери хозяина). Сразу у входа – полки с посудой и шкафчик с продовольствием, ведра для дойки скота и прочие предметы, связанные с женским трудом в скотоводстве. Наряду с простым делением пространства на общепринятые направления: север – юг, восток – запад монголы делят его еще на 12 секторов, которым присвоены названия животных малого цикла лунного календаря. В обычно гэре количество уней (стропильных реек крыши) чаще всего равняется 60, т.е. числу лет полного круга лунного календаря. Учитывая, что календарные дни определялись по расположению относительно секторов луны, планет и некоторых звезд, а время суток – по направленности солнечного луча внутри гэра, конструкция крыши гэра предстают перед нами в роли универсального календаря. Начиная с севера по направлению движения солнца, так как гэр ориентируется входом на юг, каждый из 12 секторов имеет следующее смысловое назначение: мышь – достаток пищи; тигр – храбрость, сила и могущество; заяц – слабость и пугливость; дракон – мощь и величие неба, властелин неба; змея – коварство; лошадь – подвижность; овца – нужда; обезьяна – человеческая фантазия; курица – плодовитость и молодость; собака – сторож имущества; кабан – сытость и довольство. В каждом гэре отводится сектор для размещения самых ценных вещей, в этом секторе усаживают самого почетного гостя, справа от него сидят другие гости по старшинству, а слева – хозяйка, хозяин и другие домочадцы. В секторе дракона хранятся небесные и земные дары – вода и дрова, в секторе овцы – мясные продукты или новорожденный молодняк, нуждающийся в помощи и т.д. В центре юрты находится очаг – главный сакральный объект монгольского жилища. Вокруг располагаются другие, менее значимые предметы. Возле очага вертикально (если их два) или слегка под углом (если он один) стоит опорный столб, упирающийся нижним концом в пол юрты, верхним, имеющим развилку, в обод дымового отверстия. Это не просто опорный шест, это еще и символ магической связи поколений и времен. Когда в семье рождается ребенок, на развилке шеста делается маленький надрез, и во время родов женщина иногда держится обеими руками за этот шест. Вы подъезжаете к юрте, и вам на встречу выходят ее хозяева. Хозяин помогает вам привязать коня к коновязи, и вы, перешагнув порог, входите в юрту. Если вы родственник или близкий знакомый, вас встречают без особых церемоний, но если вы незнакомый, приехавший издалека человек, вступает в действие сложный этикетный и одновременно магический ритуал перевода «чужого» в «свои». Хозяин произносит традиционное приветствие «Сайн байна уу?» («Все ли у вас хорошо?»). Вы отвечаете «Сайн, сайн уу?» («Да, все в порядке, а у вас?»). И приглашает вас в юрту. Постарайтесь не споткнуться о порог – если бы это случилось на пороге ханской юрты, вы поплатились бы жизнью, впрочем, и рядовые монголы отнеслись бы к такому гостю недоброжелательно. Оставьте за порогом юрты оружие, выньте из ножен нож, прикоснитесь правой рукой к верхней притолоке двери – все это доказательства мирных намерений. Это значит – вы пришли как друг, а не враг. Через некоторое время вы выпьете с хозяином чаю с молоком, а затем и кумыса (неплохо, чтобы это было из одного сосуда), а потом вы расскажете о том, кто вы, зачем и надолго ли приехали. И вот уже дети, преодолев первоначальную робость, вовсю крутятся возле вас, стараясь потрогать все незнакомые вещи, которые на вас надеты или возле вас лежат, – обряд перевода «чужого» в «свои» закончен. Литература Майдар Д., Турчин П. М. Разноликая Монголия. М.. Мысль, 1984. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры. М.. Наука, 1990. Каракулина Екатерина, http://steppe.hobi.ru/works/tr-home.shtml Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Баhылай Дь Опубликовано 22 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2004 Уважаемые, давно интересуюсь есть ли у других тюркских и монгольских народов жилище типа нашего традиционного жилища -"балагана". Якутский балаган тоже называют юртой. Но он совсем не похож на те юрты, о которых тут речь идет. Балаган строится из бревен, сначала ставится каркас похожий на усеченную пирамиду. Строятся стены этого жилища так, с небольшим наклоном на этот каркас частоколом ставят бревна, потом стены балагана мажут глиняным раствором с добавлением соломы, камыша, всяких трав и т.д. И получается как бы "оштукатеренная" с наружной стороны, с очень толстой стеной юрта, похожая на саманный дом, но слегка наклонными стенами и плоской крышей. Юрты бывают четырехугольные и восмьиугольные в них зимой тепло, летом прохладно из-за толстых стен. Также традиционный балаган обязательно должен иметь дверь выходящий на восток. Печь балагана называется "камелек" (скорее произносится как "комюлёк"), делается из глины внешне похож на камин только находится в углу. И еще балаган не временное жилище, а постоянное. Зимой в старину якуты живут в балаганах, летом едут на "сайылык" т.е. место где есть хорошее пастбище для скота, там тоже строится балаган, но в облегченном варианте или же строятся "ураса" из бересты, которая похоже на шатер. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 22 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2004 Уважаемые, давно интересуюсь есть ли у других тюркских имонгольских народов жилище типа нашего традиционного жилища -"балагана". Якутский балаган тоже называют юртой. Но он совсем не похож на те юрты, о которых тут речь идет. Балаган строится из бревен, сначала ставится каркас похожий на усеченную пирамиду. Вроде как у хакасов и бурят есть бревенчатые юрты. Может кто из них вам ответит подробнее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 23 марта, 2004 Модераторы Поделиться Опубликовано 23 марта, 2004 Вроде как у хакасов и бурят есть бревенчатые юрты. Может кто из них вам ответит подробнее. В 19 в. у хакасов наряду с русской избой распространенным летним жилищем была бревенчатая юрта (агас иб), срубленная "в лапу" или "в замок" из лиственницы (тыт). Имела от 6 (у бедных) до 14 углов. Пол - земляной, в куполе - отверстие. Некое подобие построек тагарского времени. Решетчатая юрта (тирмелiиг иб) сохранялась у населения, ведшего отгонное скотоводство. 2 вида: войлочная (киис иб) и берестяная (тос иб). Но к концу 19 в. решетчатых юрт почти не осталось. Чумообразное коническое жилище - алачых (общетюрск.) Обязательно устанавливалось как свадебное жилище для молодоженов во время продолжительных церемоний. Корьевое жилище (ат иб, хахпас иб) встречалось у таежного населения. Четыре врытых столба соединялись наверху брусовой рамой. Кругляк или плахи накладывались наклонно, образуя стены, покрытые корой. Жилище имело вид усеченной пирамиды. Для тепла зимой заваливалось землей или снегом. Подобные временные сооружения во время полевых работ и на охоте назывались отаг. Корьевые жилища имели разнообразные формы, но типологически они походят на якутские "балаганы", тем более, что предназначены для промысловиков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 24 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 24 мая, 2004 Тувинская юрта Наиболее распространенным типом жилища во всех районах Тувы, за исключением таежных, была и остается разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. В большинстве районов она называется древним тюркским словом "уг", известным уже в орхонских надписях, но, на пример, в Карахоле - западномонгольским словом "терме". Стены юрты образует деревянный каркас из 6 (или больше) звеньев складной решетки, установленных вертикально по кругу. Крыша - куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных в деревянный круг, служащий одновременно и дымовым отверстием. В зависимости от ширины раздвижения звеньев решетки стены юрты могут быть выше или ниже. Летом, например, стены ставят выше, крыша от этого становится круче, что лучше предохраняет юрту от дождя. Зимой, наоборот, решетки раздвигают больше, стены становятся ниже, а крыша - более сферической, что делает юрту теплее и устойчивей при ветрах. Ориентируют юрту обычно по-древнетюркски - входом на восток, но в южных районах - по монгольскому обычаю - на юг. Одностворчатая или двухстворчатая дверь устанавливается между звеньями решетки. Юрта покрывается семью кусками войлока определенного размера и поверх перевязывается веревками. Земляной пол застилался войлоком, шкурами, а в настоящее время - досками. В центре юрты на земле находится очаг с железным таганом на трехножках для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. Юрта не имеет перегородок, правая сторона при входе считается женской -здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона - мужская, у двери лежат седла, сбруя, и здесь же держат скот-молодняк в холодное время года. Прямо против входа, за очагом, находится почетный угол (тор), где принимают гостей и сидит хозяин. Деревянная мебель была и остается приспособленной к перекочевкам: кухонная полка, кровать, шкафчик со створками или выдвижными ящиками для хранения различных мелочей и ценностей, низенький столик, который ставят перед сидящими на полу гостями. В переднем углу у многих, особенно у состоятельных тувинцев, стоят столики с предметами буддийского культа. Домашняя утварь из дерева, кожи, войлока тоже приспособлена к кочевому образу жизни. Утварь юрты рядового арата состоит из Интерьер юрты деревянных кадок или больших кожаных сосудов для хранения кислого молока, деревянных ведер и подойников, выдолбленных из ствола тополя, с волосяной дужкой и берестяным дном, прибитым деревянными гвоздями, деревянных больших ступок для толчения зерна и маленьких - для соли и кирпичного чая. Чугунные котлы различных размеров для варки мяса, чая, перегонки кислого молока в араку, ручная каменная мельница, а также деревянные чашки, ложки, блюда, кожаные и войлочные мешки для хранения продуктов и посуды дополняют перечень домашней утвари. Правда, появились и предметы русского производства: фарфоровая и металлическая посуда, бондарные и железные изделия (котлы, чайники, топоры). Конечно, юрта, ее мебель и утварь всегда различались в зависимости от достатка владельца. Юрта богача была больше, деревянные части ее покрашены. На полу расстилали орнаментированный прочный белый войлок и войлочные ковры с аппликациями, на кроватях, кроме войлоков, лежали меховые одеяла, красивые кожаные или матерчатые подушки-валики. На кухонных полках стояла металлическая и фарфоровая (китайского и русского производства) посуда. Бедняцкие юрты покрывали коричневым или серым войлоком, служившим до полного износа. Деревянная утварь была бедная и самодельная, на земляном полу вместо войлока лежали куски бересты. Однако и такая юрта была доступна не каждому: многие жили в маленьких конических шалашах-чумах, покрытых ветхим войлоком. Основу таких шалашей составляли палки, связанные вверху в пучок или вставленные в деревянный дымовой круг (хараача), а внизу расставленные по кругу. Называлось такое жилище "боодей". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Asena Опубликовано 26 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 26 мая, 2004 Ребята где Вы были раньше !!! Представляете моя тетя которая живет в Швейцарии трайлером везла юрту из Кыргызстана. Привезла юрту а установить Пришлось вызывать 2-х людей из Кыргызстана и устанавливать ее. Представляете стоит сейчас наша юрта в Цюрихе !!!. Совет прошу, чтобы она не попортилась над ней установили металлический ангар , я думаю что под ангаром она испортиться, как можно ее сохранить? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 10 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2004 Zachem analog? Kupi original, samyi deshevyi stoit 800 baksov v UB, ger dobrotnyi, mojno jit v nem kak lyuboi normalnyi mongol. Esli zahochesh prodam tebe ger, pro dostavku kak nibud uj dogovorimsa! Za tyschu dumau vse budet normalno. Esli hochesh vse taki sam postroit', to gotov' derevo, voilok, koju, konskii hvost, materii vsyakie kraski i kamin (ochag). Jit v nem posle ne sovetuyu я по тв видел сообщение о каком то москвиче который купил гэр за 150 баксов, привез к себе домой и поставил под своей пятиэтажкой, что то вроде действующего музея там устроил. и даже какой то халх-монгол туда ходит на м:орн хуре играет. по поводу названия юрта, культуролог бадамжавын батжаргал говорил, что возможно в русском это искаженное уртоо - почтовая станция. у нас это слово не употребляется (так говорят казахи и русские). с детства слышал слово кибитка (но откуда оно не знаю, наверняка тоже откуда то заимствование), на калмыцком называется ишк:а гер. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 1 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2004 я по тв видел сообщение о каком то москвиче который купил гэр за 150 баксов, привез к себе домой и поставил под своей пятиэтажкой, что то вроде действующего музея там устроил. и даже какой то халх-монгол туда ходит на м:орн хуре играет.по поводу названия юрта, культуролог бадамжавын батжаргал говорил, что возможно в русском это искаженное уртоо - почтовая станция. у нас это слово не употребляется (так говорят казахи и русские). с детства слышал слово кибитка (но откуда оно не знаю, наверняка тоже откуда то заимствование), на калмыцком называется ишк:а гер. Что-то он оч-ч-чень дешево взял. Может все ж за 1500 купил? Асена. Чтоб юрта не испортилась, ее нужно часто разбирать и собирать. Движение - единственный путь сохранить юрту дольше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 10 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2004 Жер - Войлочный дом Марко Поло, путешествуя по Монголии, поразился своеобразием жилищ местных жителей. Круглые, обмотанные веревками, они легко собирались и разбирались. Монгол всюду возил свое жилище с собой. Прошло немало лет, но вот что удивительно – с тех пор кочевая жизнь монголов не претерпела значительных изменений. Проблему создания жилища, отвечающего всем требованиям окружающей среды и кочевого образа жизни, решили давным-давно. На могильных плитах, которыми гунны и тюрки огораживали места погребения своих сородичей, ясно читается незамысловатый орнамент. Он напоминает "хану", решетчатую стенку современной юрты. Во времена монгольской империи жилища устанавливали на телеги, предназначенные для дальних перекочевок. Расстояние между колесами такой повозки достигало 6 метров, а тащили ее 22 быка. Вот как описывал подобные конструкции современник Чингисхана: "Дом, в котором они спят, они ставят на колеса из плетеных прутьев. Бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается шейка, наподобие печной трубы. Дом они покрывают белым войлоком, чаще пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой живописью. Перед входом они также вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Войлок пропитывают салом или овечьим молоком, чтобы нельзя было проникнуть дождю". Раньше женщины жили отдельно. Если у батыра было несколько жен, то каждой полагалась благоустроенная юрта. Жены ставили их к западу от мужнего дома. Так что двор богатого монгола выглядел как большой город. Со временем перевозную юрту целиком вытеснило сборно-разборное жилище. В нем каждая деталь целесообразна и взаимозаменяема. Основные элементы юрты - деревянный каркас и войлочные покрытия. Все это в случае опасности или перевозки на дальние расстояния легко укладывалось в телегу. Всего за полчаса юрта разбирается и собирается. С помощью секций "хана", составляющих стенку, можно менять внутреннее пространство. С появлением новых членов в семье жилую площадь увеличивают, добавляя секции. Зимой часть стены убирается, юрта становится меньше и обогреть ее легче. Войлочные дома изготавливают мелкие частные предприятия. Цена - около 1 000 долларов за штуку. Если сын решает жить отдельно, то отец обязан подарить ему юрту. Ее кровля состоит из жердей, верхний конец которых заострен. Верхним концом жердь упирается в "тоно" - центр кровли, а нижним крепится к решеткам. Давление кровли распределяется по стене равномерно. Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная дверь. Обычно зимой к дверям пристраивают теплый тамбур. Любопытно, что раньше хозяину разрешалось сломать хребет всякому, кто наступал на порог юрты. Считалось, что порог - место священное. Если наступишь на него - хранители дома загубят хозяина. Нынче священное место переместилось с порога внутрь. Оно находится у двух опорных стоек, поддерживающих крышу. Проходить между ними запрещено, но если вы нарушили табу, хребет вам ломать никто не станет. Как правило, юрта не имеет окон. Свет проникает в нее через отверстие наверху, а в теплое время - через открытую дверь. Интерьер кочевого дома очень прост, но каждая вещь тут имеет свое раз и навсегда установленное место. В центре находится очаг. Железные печки с трубой появились только в XIX веке. Северная половина юрты - самая почетная, для гостей и старейшин. Там располагается домашний алтарь. На него ставят изображение божества, молитвенный барабанчик, вешают мандалу или танку. Восточная половина - для хозяев дома. Остальные члены семьи располагаются в западной части. Если кочевнику лень устанавливать стену, то в качестве жилища можно использовать только купол юрты. Такой дом зовется "хатгур". Не все отдают предпочтение юртам. Некоторые живут в майханах, палатках. Майханы легки, просты, устойчивы. Конструкция состоит из нескольких шестов, на которых держится покрытие из плотной брезентовой ткани. Иногда рядом с кочевым жилищем ставят деревянный домик. "Монголы живут в нем только летом, - писал Рерих. - На зиму они перебираются в теплые юрты с деревянным полом, железной или кирпичной печкой". На заре буддизма в юртах размещались общественные молельни. Они переезжали вместе с кочующей общиной, аймаком. Когда монастыри перешли на оседлый образ жизни, храмы начали строить в виде юрт, но с глиняными стенами. Сегодня так выглядят некоторые монгольские гостиницы. Европеец, отправившийся путешествовать по Монголии, должен быть готов к тому, что отели в этой стране в основном из дерева и войлока, а не из бетона и стекла. Пятизвездочных юрт здесь тоже, разумеется, нет. Изрядным терпением придется запастись и во время переездов. Большинство путей накатаны автомобильным и гужевым транспортом. Расстояния от одного населенного пункта до другого значительны. Езда по таким дорогам превращается в сущую пытку. Несмотря на однообразие пейзажа и отсутствие видимых европейскому глазу примет, монголы превосходно ориентируются на местности. У них отличная зрительная память. Кочевникам достаточно один раз проехать по маршруту любой длины, чтобы запомнить его на всю жизнь. Это свойство очень пригодилось им во время совершения длительных военных походов. Вот, что об этом писал все тот же Николай Рерих: "Монголы по следу коней узнают род и количество груза. Слухи здесь опережают даже моторы. За двести верст верхом едут чай попить". Пространства, отделявшие монголов от других стран и народов, никогда не были особым препятствием. Кочевники хотели увидеть новые места, стремились познать неведомое, преодолеть черту таинственного горизонта. Стремительные, низкорослые и выносливые лошадки легко преодолевали сотни километров. "Случится надобность, так скачут, скажу вам, десять дней без пищи, не разводя огня. На всем пути они питаются кровью своих коней. Проткнет монгол жилу коня, да и пьет кровь", - удивлялся венецианский купец Марко Поло. На лошадь и теперь сажают с двухлетнего возраста. Она является монголу другом до тех пор, пока смерть не разлучает их. Тут, по завету великого Чингисхана, большинство детей сначала учатся ездить верхом, а уж потом ходить. С младых ногтей ребятишки помогают отцам и старшим братьям приглядывать за стадами. "Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми, - писал францисканский монах Джованни дель Плано Карпини. - Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире". "Есть тут дикие быки со слона, на вид очень красивые, - так Марко Поло описывал яков. - Шерсть у них повсюду… длинная, пяди в три. Любо смотреть, так они хороши… Их ловят дикими и пускают на племя. И наплодилось их много. На них и вьюки возят, и пашут. Они и сильны, и работают вдвое… Всякий у кого много скота, метит своим знаком жеребцов и кобыл, верблюдов, быков и коров и всякий крупный скот. С меткой пускает их пастись…в равнины и в горы. Если скотина смешается, отдают ее тому, чья метка. Скот у них крупный, жирный, славный..." http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=1699 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 11 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2004 В 19 веке значительная часть бурятского населения жила в поселениях-улусах, разбросанных по речным долинам и нагорьям. Каждый улус состоял из нескольких семей-айлов или хотонов, объединенных по родовому признаку. Население проводило в улусах холодное время года, поэтому они назывались еще зимниками. Количество дворов в них было различно -от 10-12 дворов до восьмидесяти десятков. На зимниках располагались много стенные деревянные юрты, избы русского типа, хозяйственные постройки. Летом буряты Предбайкалья кочевали на летники, которые располагались вблизи пастбищ. Там обычно жили в войлочных или деревянных юртах. В Предбайкалье войлочные юрты стали исчезать еще к приходу русских, а в Забайкалье были распространены с плоть до революции. Деревянные юрты, распространенные в Предбайкалье, имели покатую крышу и чаще всего строились в восемь стен из круглых лиственничных или половинчатых бревен, уложенных в 12-14 рядов.Диаметр юрты достигал 10 метров. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой. Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тёсом. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части-баруун тала-находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели онгоны-изображения духов, а в восточной-зуун тала -размещались кухня, кладовая. По обычаям, замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть юрты-хоймор, располагалась напротив двери. Сюда, под защиту огня, ставили зыбку(улгы) с грудным ребенком, сажали гостей. Посреди юрты располагался очаг и таган - большой чугунный котел. Дым поднимался вверх, и выходил через отверстие в потолке. Очаг считался священным, и с ним связаны многочисленные правила и обряды. В северо-западной стороне устанавливалась деревянная кровать, в стене северо-восточной стороны вделывались или просто расставлялись полки для утвари. Снаружи иногда пристраивалось крыльцо, и была вкопана коновязь-сэргэ, верх которой украшался резным орнаментом. Сэргэ служил предметом особого почитания и являлся показателем достатка семьи, так как его отсутствие означало безлошадность, бедность. Хамаганов Евгений http://sbn.pips.ru/Buryat_life/Settlements.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 20 октября, 2004 Поделиться Опубликовано 20 октября, 2004 Деревянная юрта иркутских бурят-монголов. Из экспозиции этнографического музея (Улан-Удэ). сентябрь 2004. (бурятия.орг) Бурятская бревенчатая юрта Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 28 октября, 2004 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2004 МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА Традиционное жилище кочевника - мобильная легкая разборная юрта. Войлочная юрта - гэр, с давних пор служила жилищем кочевых народов. Юрта имеет деревянный остов, сборка которого производится без применения металла. На него снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором аппликации украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизировал счастье, долголетие. В нынешнем виде юрта существовала еще в VI в. у тюркских кочевников. Дверь всегда обращена к югу, противоположная входу почетная часть юрты "хоймор" находилась на севере. Эта особенность установки юрты, одинаково сориентированной в пространстве после перекочевок, позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в гэр через верхнее отверстие в юрте, скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени иногда использовались выражения: "когда солнце показалось на кровати", "солнце осветило пол юрты" и т.д. Например, ровно в полдень дневной свет падает на самый центр северной части юрты. Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты устанавливается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место. До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт. У монголов не принято сразу без спроса хозяев входить в юрту. Не рекомендуется вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак. Тем самым гость, сообщает о своем желании приблизиться к юрте. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII в. гостя могли казнить. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него. Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты. Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя. Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине - хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений. Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Обычно перед длинным разговором принято обмениваться с хозяевами табакерками с нюхательным табаком и понюхать табак друг у друга. Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие - к покойнику. Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека. Запрещается дарить нож и острые предметы. При застолье гости не имеют права менять свои места. В юрту, где рожает женщина, нельзя входить постороннему; нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье; нельзя свистеть - это сигнал, созывающий злых духов. Со времен монгольского государства известны юрты, устанавливающие на телегах и предназначенные для перекочевок без разборки юрты. По свидетельству Гильом де Рубрука перемещались такие большие повозки чрезвычайно медленно: "ровным шагом, так медленно, как ходит ягненок или бык". Обнаруженные при раскопках Каракорума огромные железные втулки к осям телег дают представления о размере телег для перевозки юрт. По реконструкции ученых, расстояние между колесами такой повозки составляло более шести метров, и везти ее могли 22 быка. Гильом де Рубрук сообщает, что "у Бату 26 жен, у каждой из которых имеется по большому дому на колесах, не считая других маленьких повозок, которые они ставят сзади большого, они служат как бы комнатами, в которых живут девушки, и к каждому из этих домов примыкает по 200 повозок". http://baikal.irkutsk.ru/php/statya.php?ra...&nomer=01_5.txt Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 16 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2004 Кыргызские юрты в пустыне Негев Оказывается, в многообразной культуре Израиля представлены и древние кыргызские юрты. Посетивший редакцию "Вечернего Бишкека" посол Израиля в Кыргызстане Михаэль Лотем рассказал о неординарном пятизвездочном отеле в пустыне Негев. Здесь, близ города Шдерот, гостей принимают в нескольких юртах, оборудованных по последнему слову туристической индустрии. В частности кондиционерами и джакузи...... http://www.vb.kg/2004/11/16/panorama/7.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Chang Опубликовано 13 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2005 Я хотел бы купить гэр... может ли кто-то помочь в его приобретении? Пожалуйста пишите на мейл или звоните 8 910 640 4547 (Тверская область, МТС) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 14 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 14 июля, 2005 Я вот что-то не увидел, чем бурятская деревянная юрта принципиально отличается от русской избы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться