Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Мне хочется спросить: табылга (таволга) - горная ива пойменная, - везде используется для деревянного остова юрты

прибрежных ив - БУРГАС /Мо./

мо. бургас, бургаас, калм. бурксн 'ива, верба', бур. бургаакан, ... ]Ьга, польск. та, болг. ива 'вид горной вербы')

Мо.

тавилга - из слово тавих - ставить/снабдить/поставить

furniture тавилга [Нэр үг]

cabinetry тавилга [Нэр үг]

furnishing тавилга [Нэр үг]

снабдить{поставить}

модон тавилга тавих

Тавилга (таволга) – Тобылғы (таволга)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет на самом деле "переплетенная ива" - и есть кереге/терме наверное. Так что я смело буду использовать 81 AD как первое упоминание о кереге. Я уверен найдутся больше свидетельств

Просто у китайцев как поведется что-то таки растянется на сотни поколений. Вот восхваления юрте эпохи Таң, о котором я уже упоминал

Юрта

Шерсть собрали с тысячи овец,

Выковали сотни две колец,

Круглый остов из прибрежных ив]

Воин юрту ставил на траве,

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Войлок против инея – стена,

(Бо Цзю и, IX в.)

Действительно. B)

Мне хочется спросить: табылга (таволга) - горная ива пойменная, - везде используется для деревянного остова юрты

Насколько знаю, казахи степные к примеру использовали, не только для изготовления кереге, но и для уыков - жердей, молодые побеги тала - пойменную иву, единственный в степи материал при реках и озерах и при этом очень гибкий (не считая березы для шанырака и камыши для ши - чия), у нас русские называют ее почему-то не ивой, а ветлой и вербой.

А тобылгы (таволга) скорее имело некий сакральный смысл и использовалось баксы (шаманами) для рукояти камчи, в качестве целебного средства (его жир лечил лишаи) и т.д., да еще он и не податлив как ива.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

прибрежных ив - БУРГАС /Мо./

мо. бургас, бургаас, калм. бурксн 'ива, верба', бур. бургаакан, ... ]Ьга, польск. та, болг. ива 'вид горной вербы')

Мо. тавилга - из слово тавих - ставить/снабдить/поставить

По-казахски:

Тобылғы (таволга) - название происходит от багрового цвета растения, по нему называют и масть лошади "тобылғы торы ат" - ярко-гнедую.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошая статья о казахской традиции украшать юрты, кереге серебром:

http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/1-04/history_art3.shtml

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-казахски:

Тобылғы (таволга) - название происходит от багрового цвета растения, по нему называют и масть лошади "тобылғы торы ат" - ярко-гнедую.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько знаю, казахи степные к примеру использовали, не только для изготовления кереге, но и для уыков - жердей, молодые побеги тала - пойменную иву, единственный в степи материал при реках и озерах и при этом очень гибкий (не считая березы для шанырака и камыши для ши - чия), у нас русские называют ее почему-то не ивой, а ветлой и вербой.

А тобылгы (таволга) скорее имело некий сакральный смысл и использовалось баксы (шаманами) для рукояти камчи, в качестве целебного средства (его жир лечил лишаи) и т.д., да еще он и не податлив как ива.

Точно ТАЛ, - просто тал, плакучая ива - "мажурум тал" - не используется, не табылга, я запарился просто. Да из табылгы делали ярко красную краску для войлока. Давно этим не занимаемся, получается 4-й год пошел...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще в казахском языке слово «кереге», кроме значения «деревянный решетчатый круглый остов юрты», имеет и другие значения и словосочетания:

Кереге – стена

Кереге жал ат - лошадь с высокой густой холкой

Кереге көз – клетка, клетчатый, решетчатый

Кереге көз – ромбовидный вид орнамента

Кереге бас әріп - заглавная буква

А также:

Кере – полный, целый (о старинных мерах длины):

Кере қар - полный локоть; Кере қарыс - целая пядь; Кере құлаш - полная маховая сажень и т.д.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А зачем кольца?

Светодымовых обручей?

Круговых решеток?

Войлочных рулонов?

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А зачем кольца?

Кольца вставляли в түндүк/шаңырак в дырки, куда вставляются ууки - тогда действительно будет хорошая фиксация. И кстати - наличие колец - это еще одно доказательство переносимости юрты - иначе при сборке разборке (кереге/терме) дырки расширятся и фиксация станет хуже. У нас почему-то эти кольца называются манат (монета?). Традиционно у нас считается, что 60 уук (точнее 60 алтымыш баш) - это маленькая юрта - такая юрта называеся жолум үй - "дорожная (возможно даже "походная") юрта". Большая - это 180 баш - 180 ууков. Но эти цифры скорее всего условные. Мы обычно делали 85-90 баш, 4 канат/кереге, таких продали 4 штуки за все время (лет 15) - трудности с продажей, клиентов найти трудно - обычно под заказ

Бо Цзю и наверное восхваляет придворную байскую юрту - там естественно отлично - лично мне это сильно опостылело - работа тяжелая, войлок вонючий :ph34r: . Жить в юрте - это совсем плохо (один раз было до ноября во время стройки, когда перебрались в Бишкек). У нас говорят - "сидишь в юрте, перед согреваешь - спину студишь". Нам кочевникам молоко надо давать за вредность. С тех пор я старательно избегаю физического труда - как говорил один из братанов со двора - "интеллектуальныйга качырыш керек"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Я где-то на форуме, м.б. в этой теме, выставлял сборник статей про юрты.

Крюков говорит, что в тексте стихотворения нет колец. Это Гумилев перевел по подстрочнику.

Сейчас залил книжку тут

http://www.fayloobmennik.net/1556666

Проблема в том, что страницы сильно перепутаны - если кто-нибудь сумеет поправить - буду благодарен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

работа тяжелая, войлок вонючий

Насчет тяжести работы не знаю, а вот насчет войлока...

Где-то (не помню где именно!) читал, что войлок на юртах/кибитках должен был регулярно (по-моему - каждый год, осенью!) меняться. (Монголы свой войлок, как-то, делали с помощью табунов...).

Этим "уходили" от многого - от насекомых, от "вонючести" и т.д.

Помниться, что регулярная смена войлока, показатель - даже не знаю как назвать - домовитости/чистоплотности что ли, хозяев!

Старый (и из-за этого, наверное, и вонючий!) войлок на кибитке - примета того, что хозяева пережили какую-то беду или бедные "как церковные мыши"!:D

И, если ничего не путаю то, кочевники уже по войлоку/кошме издали определяли стоит ли "связываться" с обитателями этого кочевья или нет! Чем больше белых кибиток - род сильней, богаче! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ишиң оор болсо - жыпар менен алышсаң да - сасыйт. Если работа трудная - даже производство благовоний будет вонючим :ozbek: Нет уважаемый БМ и не уговаривайте... Старый войлок наоборот не воняет шерстью. Сейчас войлок у нас делают при помощи целофана - это гораздо дешевле и качественнее чем использовать чий. Можно в чие катать на лошади войлок хоть до конца света, но если ручками не постараться, то "кийиз түтөйт" - войлок задымит - будет как овчинка, а не как войлок. Можно конечно впарить туристам, зависит от степени порядочности. Но мы накладывали такие узоры, и заряжали немыслимые цены - естественно войлок требовался отличный - мы даже добавляли серную кислоту и полынь в воду для большей схватываемости и отбития запаха шерсти (представьте как это все воняло во время процесса валяния :ph34r: ). Что касаеся узоров и их композиций, то пожалуй до сих пор нам нет равных в этом. иногда захожу в магазины - ничего похожего, аляписто, качественней, сложнее, но все же не сравнится с узорами Элбилге

413538795.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я где-то на форуме, м.б. в этой теме, выставлял сборник статей про юрты.

Крюков говорит, что в тексте стихотворения нет колец. Это Гумилев перевел по подстрочнику.

Сейчас залил книжку тут

http://www.fayloobmennik.net/1556666

Проблема в том, что страницы сильно перепутаны - если кто-нибудь сумеет поправить - буду благодарен.

Спасибо Стас за книгу, я попробовал со страницами, там нет такой опции в Adobe Acrobat - легче заново отсканировать :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Есть, включаешь миниатюры страниц и вручную перетаскиваешь :kg2:

Есть и более цивилизованные, но в итоге все равно - вручную.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где-то (не помню где именно!) читал, что войлок на юртах/кибитках должен был регулярно (по-моему - каждый год, осенью!) меняться. (Монголы свой войлок, как-то, делали с помощью табунов...).

Все зависело от достатка, как и ныне - дай вам баксы вы каждый месяц будете менять коттеджи. :lol:

Какие табуны? :o Войлок у тюрков и у монголов делали женщины.

Этим "уходили" от многого - от насекомых, от "вонючести" и т.д.

Имхо:

Войлок вонючим не бывает. Войлок, варенная конина, баранина, конский пот и все связанное с мясо-молочной продукцией и скотоводческим производством может быть вонючим для любого, но не для потомка скотовода кочевника.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Какие табуны? :o Войлок у тюрков и у монголов делали женщины.

2. Войлок вонючим не бывает. Войлок, варенная конина, баранина, конский пот и все связанное с мясо-молочной продукцией и скотоводческим производством может быть вонючим для любого, но не для потомка скотовода кочевника.

1. Войлок делали мужчины - это есть и в этнографических данных

войлок делают даже ослы

639966644.jpg

2. Уважаемый АКБ я тут имел в виду саму работу, а не культурные ценности без которых я не я. Имеется в виду когда это производственный процесс, причем ручной, еще и зимой (осенняя шерсть лучше схватывается, к тому же сезон продаж: весна-лето в том числе и для Казахстана, где в войлоке не особо разбираются :qazaq1: )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смеяться тут нечего, везде традиции разные. Про степные традиции (наши) здесь на конец 19 века:

Про войлок цитытаты из книги А.Н.Букейханова "Овцеводство в степном крае":

Стрижка овец и коз. Киргизы стригут овец два раза в год, в начале мая и в конце сентября. Весенняя стрижка начинается с овец, быстро нагуливающихся, у которых, дружно идущая новая шерсть поднимает старую — «джабагы», свалявшуюся за зиму в войлок, снимаемый при весенней стрижке цельным куском в роде шкур. Весною можно стричь только таких овец, у которых джабагы поднята на боках и лопатках; в противном случае трудно пропустить ножницы под «джабагы» и легко сделать порезы, очень опасные для здоровья и даже жизни овец, так как появившиеся уже к этому времени мухи не преминут положить своих личинок в раны. Первыми стригутся «бойдаки», «кошкары, «еркеккой» и «тукой» — овцы, потерявшие ягнят, а потом дойные овцы, молочные из них до июля ходят в джабаге. Чем раньше освободится овца от зимней шерсти, тем быстрее поправляется и тем больше шерсти дает в осеннюю стрижку; при своевременной стрижке «джабагы», она цельнее и лучше. Дружная стрижка весною требует быстрого поправления овец от последней зимы; они быстро поправляются весною на солонцах, что и объясняет первую кочевку киргиз с зимовки на солонцовые пастбища. Стрижка производится особыми ножницами «кырыктык», от «кырыкмак» стричь; специалист, стригущий овец называется по инструменту «кыртынши». «Кырктык» делается из обломков косы серпа; обе части «кырыктыка» очень похожи на половинки обыкновенных ножниц и складываются во время работы так же как половинки последних; но «кырыктыка» отличается от ножниц тем, что в нем половинки скреплены не посредине, как у ножниц, на конце, за рукояткой; за нею обе половинки «кырыктыка» оканчиваются кольцами, надеваемыми на деревянную палочку — «эсек агаш», заменяющую в «кырыктыке» винт и точку опоры обыкновенных ножниц и скрепляющую ножи «кырыктыка».

Поймав предполагаемую для стрижки овцу, пробуют, поднялась ли ее шерсть на боках и на лопатке, и если проба покажет, что овца готова к стрижке, то ее валят на землю, связывают ей три ноги, оставив одну из задних ног свободной, иначе сытая овца во время стрижки задохнется; во избежание также несчастных случаев в момент стрижки от жары, она производится только при вечерней прохладе. Стрижка начинается с одной из задних ног; левою рукою захватывают с края «джабагы», правую подсовывают под самый корень волос, одну из половинок ножниц и продолжая держать правою рукою за рукоятку, левою сжимают за другой конец обе половинки ножниц и срезывают захваченную полосу «джабагы». Повторяя описанный прием и идя постепенно с края «джабагы» вверх и вперед по телу овцы, продолжают стричь, пока совсем не снимут с нее «джабагы». Искусный мастер может в час выстричь 5—6 овец. В первый раз ягнят стригут в половине июня.

Перед стрижкой ягнят купают в «карасуах», — омутах степных речек. Киргизское овечье стадо, пригнанное к воде, за вожаками («еркеккой» и «серке»), идущими без заминок в воду, толпою бросается в нее. Так как ягнята боятся воды, то перед купанием — «кой тогыту» — их подпускают к маткам и купают с ягнятами все стадо.

Стрижка ягнят производится в определенный заранее день, гуртом и стригут их на кошме, так как шерсть их рассыпается пучками; стрижка ягнят называется «козы кузем». Искусный мастер — «кырытынши» может выстричь от 10—15 ягнят в час. конце сентября всех овец стригут вместе; эта стрижка называется «кузем», перед ним несколько раз купают овец, чтобы смыть шерсть. Стрижка «кузем» производится также гуртом и несравненно легче весенней стрижки, так как в этом случае, как и в «козы кузем», приходится стричь свободную и длинную шерсть без всякого опасения поранить овцу. Коз, и то не всех стригут, только один раз в год и весною; от дойных коз берут пух расчесывая шерсть гребенкою — «тарак» и просто теребят пух рукою. Козлята в первый год не стригутся.

«Джабагы» идет на приготовление предметов домашнего употребления и на продажу.

«Из «джабагы» делают купы» — род киргизской шубы, в которой «джабагы» заменяет мех — одеяла, веревки, арканы и проч. употребляемые в домашнем быту у киргиз. Веревки и арканы, кроме весенней шерсти («джабагы») делаются из козьего и конского волоса; на кошмы же весенняя шерсть не идет, т. е. в этом случае потребовалась бы трудная обработка «джабагы», которую пришлось бы многократно мыть, щипать, бить — проделывая это до тех пор, пока она не станет пушистою. Почти вся джабага поступает в продажу на рынок; торговля шерстью в степи — собственно торговля «джабагой». Шерсть козы-ягнят — «козы джун» идет на недорогие кошмы домашнего употребления. «Кузем джун» осенней стрижки, легко обрабатываемая в кошму, идет почти вся целиком на выделку последней и, как шерсть лучшего достоинства на производство армячины — «шекпен», мешков — «кап» — и разных тесемок для юрт. «Кузем-джун» — за редким исключением — не продается, из него приготовляют, как выше сказано, кошмы для домашнего употребления.

В виду огромного значения кошмы в кочевом быту скажем несколько слов о ее производстве. Оно, как многое в киргизском быту, лежит на женщинах. Кошмы каждого хозяйства выделываются всеми бабами одного или нескольких аулов. Из юрты, где предполагают заняться производством кошмы, выносится все имущество, пол выстилается кошмою, на ней в центре юрты расстилается сыромятная кожа крупного скота (лошади, верблюда, рог. скота) так назыв. «тулак»; по окружности вокруг него на коленях размещаются бабы, вооружившись иловыми палками в один аршин длиною; на «тулак» бросают порцию шерсти, находящейся позади работниц, которые под такт песни бьют ее до тех пор, пока она не сделается пушистою; убрав первую порцию, бросают новую и с нею делают тоже и т.д., пока не перебьют всю шерсть. Эта операция носит название «джун сабау» — бить шерсть. Пока бьют шерсть, на дворе или в соседней юрте в нескольких котлах кипятят воду. Битую шерсть раскладывают на циновки — «чи», вместе сшитые таким образом, чтобы они по размерам равнялись ширине и длине предполагаемой кошмы, такой толщины, какою желают получить кошму, и полив горячей водою, скатывают «чи» в трубку. Эту трубку двое катают по степи — из аула в аул — и все время бабы, идя за нею, бьют ее ногами. Это называется «кийз тебу» — лягать кошму; по приходе «кийзшы» — производителей кошмы в чужой аул, он обязан вынести им кымыз или другое угощение; при этом первая капля кымыза, айрана или катыка льется на трубку кошмы и затем уже пьют люди. Вернувшись в свой аул, развертывают трубку и снова поливают горячею водой уже скатавшуюся в войлок массу; если она недостаточно плотна, то трубку поливают водою, скатывают и повторяют то, что делали в первый раз, до тех пор, пока не получат желаемой плотности войлока. Сняв войлок с «чи» и расположившись на полу вдоль. него и спрыснув его горячею водою, бабы мнут его собственными локтями, чтобы придать еще, большую плотность. После этого сшив края нитками, войлок опять мнут в руках. Этим заканчивается приготовление кошмы. Более тщательной обработке подвергается кошма, предназначенная для покрытия юрты. Продажные кошмы отличаются плохой выделкою, ценимою прасолами, которым легче растянуть, удлинить, увеличить размеры не доделанной, неплотной кошмы. Обычный размер киргизской кошмы 7 или 8 арш. длиною и 2 /2 арш. шириною. Козий волос, наравне с короткими волосами - лошади, в смеси с «джабагой» идет на выделку разнообразных «джиб» — веревок, петель, в киргизском быту многочисленных, так как ими укрепляются части юрты, где они заменяют шарниры и гвозди; на «буршак», «коген», «джелы» — так наз. аркан, к которому привязываются за недоуздок «нохты» — жеребята и т.д. Козий пух — «тубыт» — идет на тесьмы — «бау», на «джиек» — каемку кошем юрты, даже на шляпу, делаемую, впрочем, редкими киргизками-мастерицами. Почти весь пух поступает в продажу на рынок, так как козы составляют, как мы видели раньше, специальный скот бедняков, женам которых некогда заниматься обработкою пуха в изделия, для чего нужно иметь большой досуг.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гэр появилась не сразу. Есть сведения, что жилища на телегах имели многие кочевые народы Центральной Азии – хунну, сяньби, жужане, тюрки, уйгуры, кидане.

http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/text/geografia_txt8.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...