Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Дөнгөж сая монгол гэр, урлал, ёс заншилтайгаа ЮНЕСКО-д бүртгэгджээ

Все правильно.

 

Вообще то юрта это наследие монголов.А у киргизов и казахов она появилась намного позже,а до юрт казахи они же и киргизы жили в кибитках и чумообразных жилищах.

 

Читайте Гумилева.

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чум,чумообразные жилища все-таки связаны с тюрками,а не монголами.

Монголы живущие в чумах ни где не существуют.

В чумах живут тюрки.

 

Если вы имеете в виду жилища конической формы из прямых жердей, покрываемые берестой или шкурами, то они присущи многим народам Евразии и Северной Америки и известны у разных народов под разными названиями - чум, вигвам, иглу, яранга и т.д. Считается, что такое жилище характерно оленеводам.

 

Среди тюркских народов занимаются оленеводством и имеют традиционное чумиобразные жилища это тувинцы-тоджинцы, а среди монгольских народов это омонголенные цаатаны, у них чум называется "урц". Отговорки типа что цаатаны это не монголы, а бывшие тувинцы не принимаются, т.к. монголы считают своими монголами даже всех тувинцев вместе взятых. :)  

 

Да и вообще разве зазорно быть оленеводом и иметь традиционные жилища в форме чума? Чем, например, ишак, свинья, собака, як или верблюд лучше оленя? Странные какие то монголы, подметил давно, что у них какая-то аллергия на оленей и чумы, может это исторические корни на подсознательном уровне беспокоятся что выявится действительное происхождение и прошлое?   ;)  Например нам, казахам, стесняться или бояться нечего.

 

Вообще то юрта это наследие монголов.А у киргизов и казахов она появилась намного позже,а до юрт казахи они же и киргизы жили в кибитках и чумообразных жилищах.

Читайте Гумилева.

 

Еще один юротвед объявился. :)  А не правильнее ли будет перечитать тему с первой страницы, чем ссылаться на Л.Н.Гумилева?

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Чум,чумообразные жилища все-таки связаны с тюрками,а не монголами.

Монголы живущие в чумах ни где не существуют.

В чумах живут тюрки.

 

Если вы имеете в виду жилища конической формы из прямых жердей, покрываемые берестой или шкурами, то они присущи многим народам Евразии и Северной Америки и известны у разных народов под разными названиями - чум, вигвам, иглу, яранга и т.д. Считается, что такое жилище характерно оленеводам.

 

Среди тюркских народов занимаются оленеводством и имеют традиционное чумиобразные жилища это тувинцы-тоджинцы, а среди монгольских народов это омонголенные цаатаны, у них чум называется "урц". Отговорки типа что цаатаны это не монголы, а бывшие тувинцы не принимаются, т.к. монголы считают своими монголами даже всех тувинцев вместе взятых. :)  

 

Да и вообще разве зазорно быть оленеводом и иметь традиционные жилища в форме чума? Чем, например, ишак, свинья, собака, як или верблюд лучше оленя? Странные какие то монголы, подметил давно, что у них какая-то аллергия на оленей и чумы, может это исторические корни на подсознательном уровне беспокоятся что выявится действительное происхождение и прошлое?   ;)  Например нам, казахам, стесняться или бояться нечего.

 

Вообще то юрта это наследие монголов.А у киргизов и казахов она появилась намного позже,а до юрт казахи они же и киргизы жили в кибитках и чумообразных жилищах.

Читайте Гумилева.

 

Еще один юротвед объявился. :)  А не правильнее ли будет перечитать тему с первой страницы, чем ссылаться на Л.Н.Гумилева?

 

Алтайцев,якутов,татаров,чувашей ,енисейских киргизов прочих тюркоязычных  народностей вы объявляете не тюрками?

Кто же они?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вас узнал, Aza-Hooker! :lol:  

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
думайте

 

Ну, примерно догадываюсь, я в Оскемене почти год прожил :qazaq1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Чум,чумообразные жилища все-таки связаны с тюрками,а не монголами.

Монголы живущие в чумах ни где не существуют.

В чумах живут тюрки.

 

 

Почему Вас так пугает "Чум"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из экспедиционных фотографий А.Д.Симукова из фотоархива Академии наук Монголии и из архива семьи Симуковых:

 

fc5e7f1d85b8.jpg

 

 

Шаман Пельчже (Пэлжээ) урянхаец ил кто? Чум урянхайский или халхаский?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там же. Очень низкая халхаская юрта:

 

48af4084ac6e.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Использование халхами для обогрева и приготовления пищи в юртах металлических буржуек с трубами-дымоотводами - еще в начале 20 века!

 

0142a47ae28d.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Из экспедиционных фотографий А.Д.Симукова из фотоархива Академии наук Монголии и из архива семьи Симуковых:

 

fc5e7f1d85b8.jpg

 

 

Шаман Пельчже (Пэлжээ) урянхаец ил кто? Чум урянхайский или халхаский?

 

Республика Тыва до 1944 года была независимым государством и называлась Танну-Тувинская Народная Республика. Танну-Ула это название горы по-русски кажется Саяны.

 

Верхний Нарин это сейчас южный район республики Тыва.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Использование халхами для обогрева и приготовления пищи в юртах металлических буржуек с трубами-дымоотводами - еще в начале 20 века!

 

0142a47ae28d.jpg

 

если быть точнее то это новшества привнесли буряты-эмигранты из царской/большевистской России.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Республика Тыва до 1944 года была независимым государством и называлась Танну-Тувинская Народная Республика. Танну-Ула это название горы по-русски кажется Саяны.

Верхний Нарин это сейчас южный район республики Тыва.

 

Про Танну-Саян я знаю, но реку Нарин (Нарын) в Тыве почему то не нашел. Может она на Хангае? Ведь экспедиция названа как "Хангайская"?

 

И я не понял Вас, шаман Пэлжээ и его зять урянхайцы или кто? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внутреннее убранство просторной казахской юрты:

 

gallery_7617_4_498886.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там же. Очень низкая халхаская юрта:

 

48af4084ac6e.jpg

 

Для сравнения высоты типов:

 

7449764d45e0.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я понял, основной вопрос темы - происхождении подпорок-багана в монгольской юрте. Где-то уже звучало мнение, что появление таких подпорок - следствие удешевления производства юрты за счет промышленного подхода и использования тяжелой древесины хвойных пород в МНР. Я склонен считать это мнение соответствующим действительности. 

 

То, что во Внутренней Монголии юрты не имеют подпорок, можно видеть в фильме "Урга" Никиты Михалкова. Там много действия по фильму происходит в юрте. 

 

Давайте лучше послушаем мненин специалиста из числа самих халха монголов. Майдар Дамгинжавын "Памятники истории и культуры Монголии. Юрта прежде и теперь":

 

... Самая распространенная 4-ханная юрта (АКБ: самая маленькая, прибизительно 4 м. в диаметре) может не иметь внутренней подпорки (АКБ: а может и иметь, фото я приводил ранее) и вся ее конструкция удерживается поясами (хошлон, буслур), которые стягиваются вокруг ханы (решетки) и закрепляются с боков двери. Расслабление или разрыв этих поясов означает, что ханы не будут иметь опоры и вся верхняя и боковая конструкция юрты с войлочным покрытием развалится. Однако эти пояса могут удерживать нагрузку лишь 4 – 5-ханных жилищ, но не больше. Поэтому в юртах, имеющих более пяти хан, делают подпорки, поддерживающие верхнее покрытие и придающие устойчивость жилью. В 6 – 8-ханных юртах устанавливаются две опоры, а в 9– 12-ханных гэрах – четыре опоры

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Еще ряд отличий в юртах двух типов, в тюркской и монгольской:

 

 

-  В тюркской юрте (казахской в частности) вход в юрту обращен к восходу солнца, у монголов к югу. Отсюда у нас правая сторона юг (оң), левая север (сол), хотя есть и другое ориентирование, в монгольской юрте правая сторона – запад, левая – восток.

-  В тюркской юрте мужскую половину юрты считают правой (более сакральной - "оң жақ"), а женскую левой определяя исходя из точки «төр», почетного места напротив входа, в монгольской юрте мужскую половину юрты считают левой, а женскую правой, т.е. наоборот, исходя из точки «вход - дверь» лицом к «хоймору», почетному месту напротив входа.

-  Двери: в тюркской юрте бывает 2 вида дверей – деревянная и войлочная, в монгольской юрте только деревянная дверь.

 

-  В тюркской юрте стены юрты часто обставляются по всему внешнему периметру, а также внутри юрты в качестве перегородок-ширм плетенными циновками «ши» из одноименного растения, степного тростника (отсюда рус. "ширма" - перегородка? smile.gif ), такими ширмами юрта может быть с несколькими комнатами, что позволяет переодеваться  :) , в монгольской юрте традиция "ши" отсутствует.

 

-  В тюркской юрте пол отсутствует принципиально, в монгольской  зачастую имеется деревянный пол.

 

Забыл упоямнуть еще одно кардинальное отличие типов.

 

В тюркской (казахской в частности) деревянная дверь 2-створчатая, в монгольской - одностворчатая.

 

Не думаю, что одностворчатая дверь признак роскоши монгольской юрты, как это писал РайхеОнкель о подпорках, или хуже того, что "халха-монголы избалованные детища великих монголов жили безбедно и роскошно", как писал Енхд.    :)

 

В мороз открыл дверь и выпустил все тепло, это как зимой в машинах "хэтчбек" и "седан", то ли на морозе открыть одну дверь, то ли весь зад открыть.   :wacko:

Хотя избалованные детища могли себе это позволить, дров то много в лесу. :)   

 

А вот еще одно отличие в юртах:

 

Это принципиально различная конструкция светодымового обруча:

 

В тюркской юрте это символизированный крест внутри обруча (по-казахски этот крест именуется "күлдіреуіш", который скрепляется "кепілдіком" и "беріктіком", а обруч, обод "тоғын") в виде шести сильно изогнутых жердей, иногда их может быть до шестнадцати, т.е. от 3 х 3 до 8 х 8 штук в каждой из двух связок.

 

В монгольской юрте это сходящиеся к центру восемь не сильно изогнутых жердочек по центру которых небольшой плоский крестик (кстати имеет ли он свое название как у нас?). 

 

 

А вот еще одно принципиальное отличие в юртах (виноват что ли, появляются и появляются):  :)

 

В тюркской юрте (казахской в частности) котел (қазан) устанавливается на металлический треножник (таған), т.е. ТРЕХножную подставку. 

 

В монгольской юрте котел (тогоо)  устанавливается на металлический треножник (тулгуур?) - ЧЕТЫРЕХножную подставку. 

 

Мне кажется 4-ножную трудно с ходу установить на все ножки, придется помучиться как со столом на природе.  

 

 

Оказывается отличий много :) , вот еще одно.

 

Несмотря на общий корень в словах для обозначения пролетов решетчатых стенных решеток (тюрк. "қанат - опора, крыло"; монг. "хана - стена"), бывают разные по размеру юрты в зависимости от количества "канатов - ханнов":

 

У тюрков (на примере казахской юрты) - 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, редко 16, 18 и даже 24 и 30 канатные юрты. Народ в прошлом жил в основном в 6-канатных юртах (5-7 м. в диаметре), богатые в больших юртах.

 

У монголов (на примере халхаской юрты) - 4, 5, 6, 8, 12 ханные юрты. Самым распространенной является 4-ханная юрта (4-5 м. в диаметре)?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я понял, основной вопрос темы - происхождении подпорок-багана в монгольской юрте. Где-то уже звучало мнение, что появление таких подпорок - следствие удешевления производства юрты за счет промышленного подхода и использования тяжелой древесины хвойных пород в МНР. Я склонен считать это мнение соответствующим действительности. 

 

То, что во Внутренней Монголии юрты не имеют подпорок, можно видеть в фильме "Урга" Никиты Михалкова. Там много действия по фильму происходит в юрте.

 

Давайте лучше послушаем мненин специалиста из числа самих халха монголов. Майдар Дамгинжавын "Памятники истории и культуры Монголии. Юрта прежде и теперь":

 

... Самая распространенная 4-ханная юрта (АКБ: самая маленькая, прибизительно 4 м. в диаметре) может не иметь внутренней подпорки (АКБ: а может и иметь, фото я приводил ранее) и вся ее конструкция удерживается поясами (хошлон, буслур), которые стягиваются вокруг ханы (решетки) и закрепляются с боков двери. Расслабление или разрыв этих поясов означает, что ханы не будут иметь опоры и вся верхняя и боковая конструкция юрты с войлочным покрытием развалится. Однако эти пояса могут удерживать нагрузку лишь 4 – 5-ханных жилищ, но не больше. Поэтому в юртах, имеющих более пяти хан, делают подпорки, поддерживающие верхнее покрытие и придающие устойчивость жилью. В 6 – 8-ханных юртах устанавливаются две опоры, а в 9– 12-ханных гэрах – четыре опоры

Уважаемый, АКБ, появление опор в монгольской юрте возможно отчасти перехода на оседлый образ жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

i-334.jpg

Даже у обеспеченных казахов юрты не высокие. Зачем?

По двери - см. 90.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

i-334.jpg

Даже у обеспеченных казахов юрты не высокие. Зачем?

По двери - см. 90.

Как Вы рассчитали высоту дверей? Получается если высота дверей 90 см, то высота в сидящем положении людей см 45! Если учесть, что они ближе к фокусу фотокамеры то и менее 45 см... Они что карлики?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Средний рост делим на 2 = 80-90 см.

Они сидят ближе, т.е.  двери даже ниже.

Ну, пусть даже метр по двери, понятно, что в юрте стоять можно только под тунюком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Средний рост делим на 2 = 80-90 см.

Они сидят ближе, т.е.  двери даже ниже.

Ну, пусть даже метр по двери, понятно, что в юрте стоять можно только под тунюком.

Зачем Вы выкладываете по этой теме всякую эту чушь? Себя Вы позиционируете "по ту сторону ахинеи ". А сами порите голимую чушь. Вы вообще адекватный человек? 

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нормальная высота юрты. Просто у Стаса остался какой-то осадок от жизни в Оскемене.  :) 

 

Любому у кого нормальное зрение очевидно, что люди сидят на возвышенном месте, а юрта позади ниже их. Поэтому судить по росту людей не правильно. Хороший ориентир привязанные к юрте лошади. Исходя из высоты казахской лошади "джабы" в холке (около 150 см.) можно судить о высоте "кереге" (стен) не менее 170-180 см.!

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Средний рост делим на 2 = 80-90 см.

Они сидят ближе, т.е. двери даже ниже.

Ну, пусть даже метр по двери, понятно, что в юрте стоять можно только под тунюком.

Вы в школе проходили "географию" и "рисование"?

Чем дальше предмет от фокуса, тем меньше! А по Вашей картинке двери которые находятся далеко позади сидящих и намного выше их! Получается двери очень высокие, где-то 170-180 см!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...