Перейти к содержанию
Bas1

Адайцы

Рекомендуемые сообщения

У тюрков вообще нет души. Это концепт иудео-христианский.

У тюрков душа - это его характер. Его эмоциональные проявления - это проявления его души.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У тюрков вообще нет души. Это концепт иудео-христианский.

А душа как "кут" или "урей" вне тела? (жан это в живом теле, имхо)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У тюрков душа - это его характер. Его эмоциональные проявления - это проявления его души.

Говорят же на русском добрая душа, продажная душенка, широкая душа. В этом определении имеется ввиду не некий религиозный бессмертный концепт, а характер. В тенгрианстве как прото-религии до этого концепта еще не додумались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Это не душа. Душа у авраамистов бессмертна.

У русских - тоже бывших язычников - душа, дух от "дыхания". Как и тюрк. тын.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это не душа. Душа у авраамистов бессмертна.

У русских - тоже бывших язычников - душа, дух от "дыхания". Как и тюрк. тын.

Дын у казахов - вера. А дыхание дем, демалу - дышать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дын у казахов - вера. А дыхание дем, демалу - дышать.

Приведенное Стасом "тын" у нас также "тын" или "тыныс" и означает тоже дыхание, вздох.

Но казахи душу никогда не связывают с дыханием и выражение "душа покинула бренное тело" передают словами "жаны шығып кетті", а вселение души в тело словами "жан бітті".

А словами "тынысым тарылып тұр" передают состояние нехватки свежего воздуха. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приведенное Стасом "тын" у нас также "тын" или "тыныс" и означает тоже дыхание, вздох.

Но казахи душу никогда не связывают с дыханием и выражение "душа покинула бренное тело" передают словами "жаны шығып кетті", а вселение души в тело словами "жан бітті".

А словами "тынысым тарылып тұр" передают состояние нехватки свежего воздуха. :)

Еще есть выражение жаны таттi - осторожный и жаны бар - духовой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы когда-нибудь слушали куй Адай в исполнении на электродомбре в стиле треш-метал рок? Мой друг детства образовал метал группу "Алдаспан" на этнотему.

Смотрите, Слушайте.

http://aldaspan.com/ru/shop/albums/31.html

Кстати 7 место в американском чарте металлических групп.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый БАС1 вы меня опередили, все хотел закинуть ссылку на данную группу и электро домбру.

Тойши ваш друг детства?

Все отлично, но, слышал передачу по радио с этой группой, там говорилось что первую домбру сделали в КЗ, а настоящие три эл. домбры сделали и делают в Москве, сам же он говорил что негде делать. В общем нехорошо это как то. Уменя нет фобии, но если птенец решил взлететь в небо орлом, то пусть бы и выбрал для этого самую высокую гору!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не играю не накаком инструменте , разве что на нервах. Но я заметил что при исполнении именно куйев ударные просто все портят, не хотелось бы чтоб это была позиция лидера в группе который сам и сидит за ударными и если не будет отстукивать ритмы то ему и вписаться не как нельзя, рас вы знакомы может ему по эксперементировать с дабылом, хе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый БАС1 вы меня опередили, все хотел закинуть ссылку на данную группу и электро домбру.

Тойши ваш друг детства?

Все отлично, но, слышал передачу по радио с этой группой, там говорилось что первую домбру сделали в КЗ, а настоящие три эл. домбры сделали и делают в Москве, сам же он говорил что негде делать. В общем нехорошо это как то. Уменя нет фобии, но если птенец решил взлететь в небо орлом, то пусть бы и выбрал для этого самую высокую гору!

Да, Нуржик друг детства. Я, если честно, не знаю всех перипетий по изготовлению электро-домбры, но одно могу сказать, что в подростковом возрасте, когда мы увлекались металлом, у нас возникала мысль, что куи на домбре это самый настоящий трэш если переложить на электро. И вот он это реализовал. Кстати это его хобби, основная деятельность в другом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый БАС1 вы меня опередили, все хотел закинуть ссылку на данную группу и электро домбру.

Тойши ваш друг детства?

Все отлично, но, слышал передачу по радио с этой группой, там говорилось что первую домбру сделали в КЗ, а настоящие три эл. домбры сделали и делают в Москве, сам же он говорил что негде делать. В общем нехорошо это как то. Уменя нет фобии, но если птенец решил взлететь в небо орлом, то пусть бы и выбрал для этого самую высокую гору!

Ну это же металл, без ударника никак нельзя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обыкновенная электрогитара с двумя струнами. Игра с помощью медиатра тем более не передаст звуки, извлекаемые четырьмя, а иногда и пятью пальцами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не Келінберді, а Келімберді. Уран у адайцев-Бекет.

Точно, у адай - бекет, а у беріш - ағатай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приведенное Стасом "тын" у нас также "тын" или "тыныс" и означает тоже дыхание, вздох.

Но казахи душу никогда не связывают с дыханием и выражение "душа покинула бренное тело" передают словами "жаны шығып кетті", а вселение души в тело словами "жан бітті".

А словами "тынысым тарылып тұр" передают состояние нехватки свежего воздуха. :)

Оказывается половцы Святой Дух называли Ару Тын.

Kim egi köŋül, egi erk qunda tutsaq, ol bolušsun bizgä Ata dayï Oγul daγï Arï Tïn!

Если мы храним благоволение и добрую волю, пусть поможет нам Отец и Сын и Святой Дух!

(CODEX CUMANICUS. Евангельское чтение о поклонении пастухов Младенцу Иисусу)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Польская легенда о происхождении казахов

Польская легенда о происхождении казахов

Тайжан Досанов (Казахстан, г. Алматы),

Аманкос Мектеп-теги (Польша, Познань)

Трухлявые кости, поднимитесь из могилы.

Пусть вернется дух ваш, и тело, и силы.

Woroniez

В начале августа 2010 года по президентской программе “Болашак” доцент КазНУ имени аль-Фараби, кандидат филологических наук Аманкос Мектеп-теги был направлен в Польшу для прохождения научной стажировки. На третий день пребывания в польском городе Познань бывший чрезвычайный и полномочный посол Польши в Казахстане профессор, доктор Марек Гавенский, показывая достопримечательности города, привел Аманкоса Мектеп-теги и Сакена Нурбекова к зданию, в котором прежде располагалась Польская академия наук. Внимание Аманкоса Мектеп-теги привлекла огромная статуя гусыни (представляющая собой нечто среднее между гусыней и лебедью), установленная на крыше фасада трехэтажного здания:

По свидетельству познаньцев, это здание было сооружено в XVIII веке немецкими строителями, а сам город, со слов горожан, несколько раз переходил то к немцам, то к полякам. Интуитивно ощущая особую значимость возникновения загадочной скульптуры, Аманкос Мектеп-теги, воспользовавшись электронной почтой, прислал фотоснимки скульптурных композиций в г. Алматы.

Скрупулезно изучая сакральное значение таинственных скульптурных композиций, мы были шокированы чрезвычайностью той информации, которую они содержали. Невероятно, но безмолвные статуи поведали нам новую — польскую легенду о происхождении казахов! Какую информацию и каким образом нам удалось получить?..

Крышу фасада здания украшает скульптурная группа, в центре которой установлена металлическая усеченная пирамида. На вершине пирамиды сидит белая гусыня с распростертыми крыльями. В тюркской мифологии мировая гора Сумеру, называемая также Темир тау — Металлическая гора (железо — кара темир) либо Алтын тау — Золотая гора, иногда представляется в виде усеченной пирамиды. В основании пирамиды находится статуя воина-полководца, справа и слева от него установлены еще две его копии. Все три статуи изображены с обрубленными руками и ногами, свидетельствуя о том, что перед нами родоначальник көк тюрков (небесных тюрков) Ашина!

Три статуи воина-полководца свидетельствуют о некоей тройственности, о чем также говорят и тройные султанчики (украшения из перьев) на шлемах всех трех статуй.

За их спиной, подразумевая своеобразные крылья, изображены знамена, по три на правой и по три на левой стороне, что напоминает два крыла огузов, разделявшихся на уч бузук (три бузук) и уч учук (три учук). Два крыла огузов в нашем исследовании были определены как Алты Алаш — шесть космических объектов (Т.Досанов. Тайна руники. 2009. С. 94-98, 171-174).

Рты статуй плотно закрыты наложенной крест-накрест повязкой:

что свидетельствует о строжайшем табу на информацию скульптурной композиции и, соответственно, о запрете передавать её непосвященным. Ниже, внутри фронтона (треугольная часть фасада здания), на плите, удерживаемой двумя львами, изображен знак, представляющий из себя связанную тамгу , образованную из двух:

и .

Их значения мы подробно рассмотрим ниже.

Общий вид скульптурной композиции фасада познаньского здания свидетельствует о том, что главной фигурой этого комплекса является небесная птица Казак:

(Каз-гусыня + Ак-благородная), то есть Благородная Гусыня или Лебедь (Досанов Т. Тайна руники. С. 79).

Небесная птица Казак является полноправной хозяйкой Беңги Көк Тенгри — Вечного Голубого Неба, то есть той части небесной сферы, в которой находится Океан Пресной Воды. Чуть ниже вершины усеченной пирамиды, отображающей Мировую Гору, находятся две скрещенные ветви, символизирующие Мировое Древо: .

Согласно легенде, записанной И.И.Крафтом, некогда изнуренное войско оставило в безводной степи больного военачальника: “...Все сожалели Колчу, но помочь горю не могли и ничего не придумали, а решили но Божью волю оставить его в степи. Войско двинулось в путь. День выдался неимоверно жаркий, с каждой минутой усиливались муки Колчи, а услужить больному и утешить его было некому. Смерть, видимо, приближалась... Собрав последние силы, с сознанием неминуемой смерти, Колча встал на колени и начал молить небо о скорейшем ниспослании смерти, как избавительницы от ужасных страданий... Вдруг он увидел чудо. Вняв жалобам несчастного ветерана, небеса разверзлись и к нему спустилась каз-ак т.е. белая гусыня. Она утешила Колчу-Кадыра, слетала за водой и быстро подкрепила его силы на столько, что он забыл и думать о своих страданиях и несчастии. В образе гусыни оказалась одна из добрых пери. Эта добрая и милосердная пери превратилась затем из гусыни в прекрасное существо и осталась жить с Колчею. От брака Колчи и доброй пери родились люди, потомки которых в память о необыкновенном явлении к Колче — спасительницы и родительницы, стали называться каз-ак или кайсак” (И.И.Крафт. Сборник узаконений о киргизах степных областей. 1898, стр. 2-3). В действительности имя предка казахов Калча-Кадыр, в котором калча означает оставшийся, а кадыр на древнетюркском языке означает: 1. отвращать, отвергать, 2. суровый, жестокий (Древнетюркский словарь. Л. 1969. С. 403), — в целом означает Оставшийся Отвращенным (от) Жестокого (Смерть) и соответствует ситуации в легенде.

Путем наложения друг на друга 43 знаков древнетюркской руники нами была воссоздана базовая таблица — Пичин, представляющая синхронный (одновременный) срез графического аспекта руники; эти же знаки, выстроенные диахронически (последовательно) в определённом нами порядке и прочитанные в иероглифических значениях, образуют некий сакральный текст, повелевающий найти Хозяина Воды и Господина Огня (Тайна руники. С. 32-34). Вписанный в базовую таблицу круг символизирует Небеса. При поиске Хозяина Воды круг в таблице разделяется пополам, имитируя разверзнутые небеса в легенде о прародителе народа казак. В образовавшейся “щели” самым чудесным образом появляется небесная птица:

— ҚазаҚ = Палиндром (гр. palindromos = движущийся обратно, древний прием магического заклинания при котором слово при прочтениии или произношении вперед и назад придает человеку магическую силу).

Кто она, эта небесная птица, и в какой части неба она находится? Тамга Кушан — Птичий Круг представляет Небесную Птицу КазаК. Анализ графических значений двух адаевских тамг — Кушан (Птичий Круг) и — Шылбыр (Бечева, то есть Привязанная) выявил, что вместе они обозначают: — Середину Лета. Связанные вместе тамги отображают положение Малого Ковша (созвездия Малой Медведицы) в вечернее время середины месяца июля. Верность нашей интерпретации подтверждается также и кердеринской тамгой — Кертери (керт-метка + ери-место = Отмеченное Место), фиксирующей положение Малого Ковша в середине лета. Следовательно, небесная птица КазаК есть некая персонификация Ковша, привязанного к Полярной звезде и соответственно вращающегося вокруг нее. Необходимо помнить о том, что все звезды в небе вращаются вокруг Небесной Оси, проходящей недалеко от Южного Креста сквозь Земную ось до Полярной звезды. Неподвижна только Полярная Звезда! Небесная птица КазаК, представленная Малым Ковшом, распределяет Пресную Воду по сезонам:

— Зима, — Весна, — Лето, — Осень.

В середине сезона года, как только в небе загорятся звезды, Малый Ковш занимает на вечернем небосводе одну из представленных выше позиций. Заслуживает внимания то, что тамга Кушан — Птичий Круг представляет Небесную Птицу Матерь КазаК, высиживающую Двуполое (мужское и женское) Небесное Яйцо:

— символизирующее Землю в середине лета! Небесное Яйцо — это космический символ Инь–Ян, отображающий Землю c населяющими ее живыми существами, а Небесная Птица Матерь КазаК — это мать всего живого! Небесная Птица КазаК — это тюркская праматерь плодородия Умай-Ана! В соответствие с графической составляющей знака, код символа Умай содержит в себе всю информацию связанную с этимологией данного слова. В составе словосочетания Ұма+ай первая часть ее ұма в казахском языке означает яички у мужчин, а вторая часть словосочетания состоит из значения ай = луна с удивительной способностью повторять свою копию (фазы луны) вошедшей в основу слова ай+ел = женшина. Как видим, тюркский символ Ін-Йан (Сущность-Противоположная сторона) в отличии от китайского Инь-Ян представляет конкретный космический объект, а именно — Землю. А Небесная Птица Матерь КазаК (Лебедь) представляет созвездие Ковша!

Небесная птица КазаK является истинной Хозяйкой (Океана Пресной) Воды. Она та птица, которую древние славяне изображали внутри восьмилучевой звезды с элипсом в центре и называли: — Птица Матерь Сва (Александр Асов. Руны славян и “Баянов гимн”). Также изображали ее в виде Лебедя в элипсообразной клетке в косую решетку!

Изображалась небесная птица и на макушке славянского бога:

— Радегаста (Перун) (Дмитрий Громов, Алексей Бычков. Славянская руническая письменность. М., София. 2005.). Следует отметить, что славянское имя бога Перун — это тюркизм, этимология которого восходит к тюркскому бир, пир, пер — один и соответственно означает Перун — Первый, то есть Первое имя Бога!

Расположение статуи родоначальника кёк тюрков, ниже небесной птицы КазаK, указывает на то, что Ашина находится под ее покровительством и защитой.

__________________

Но тюрки, отделяясь, смогли закон, и власть,

и хана обрести – а, волею судьбы,

табгачам подчинясь, вновь потеряли все...

http://turan.info/forum/showthread.php?t=9273

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если эта информация подтвердится то Асан каигы оказывается прав .

Изменено пользователем Kirikmiltik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.Досанов. Тайна руники. 2009.

Каз-гусыня + Ак-благородная), то есть Благородная Гусыня или Лебедь

ҚазаҚ = Палиндром (гр. palindromos = движущийся обратно, древний прием магического заклинания при котором слово при прочтениии или произношении вперед и назад придает человеку магическую силу).

Мне кажется это уже из области научной фантастики.

В казахском языке прилагательное с качественным признаком всегда предшествует существительному, а потому объяснение как "каз ак" (гусь белый) это нонсенс присущий народной этимологии, по правилам языка должно быть "ак каз" (к примеру, Бешенный монгол :D ).

А я думаю, что это братья казахи любят так называемые "зеркальные" номера на авто (к примеру, Алп-Бамси нравится номер X 999 XXM :D ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется это уже из области научной фантастики.

В казахском языке прилагательное с качественным признаком всегда предшествует существительному, а потому объяснение как "каз ак" (гусь белый) это нонсенс присущий народной этимологии, по правилам языка должно быть "ак каз" (к примеру, Бешенный монгол :D ).

А я думаю, что это братья казахи любят так называемые "зеркальные" номера на авто (к примеру, Алп-Бамси нравится номер X 999 XXM :D ).

Вы путаетесь зеркальные номера бываю вот такими Х 989 ХМХ ,а не какими вы их написали :rolleyes: .

На счет зеркальности Алшынов и Ашины . К прмеру сами Ашины были монголами по происхождению ,к чему не придерешься учитывая что сами Алшыны были монголами по ДНК . Вы забываете Ногаискую кок орду , с которой по моему до сих пор сквозить не что похожее на Алшынов я имею ввиду Волка на гербе ,не говоря о Хазарском каганате . Я от своих слов не отказываюсь считая их монголами ,и новые факты в будущем откроют нам на все глаза .

С уважением .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы путаетесь зеркальные номера бываю вот такими Х 989 ХМХ ,а не какими вы их написали :rolleyes: .

На счет зеркальности Алшынов и Ашины . К прмеру сами Ашины были монголами по происхождению ,к чему не придерешься учитывая что сами Алшыны были монголами по ДНК . Вы забываете Ногаискую кок орду , с которой по моему до сих пор сквозить не что похожее на Алшынов я имею ввиду Волка на гербе ,не говоря о Хазарском каганате . Я от своих слов не отказываюсь считая их монголами ,и новые факты в будущем откроют нам на все глаза .

С уважением .

С зеркальными номерами ("палиндромами") вы правы. :)

А кто есть средневековые монголы? И в какой период пришлый с Амура этническо-языково-культурный компонент (прямые предки современных монголоязычных народов) стал преобладать над местным тюркским кочевым в Монголии? Вот коренной вопрос!

Этот процесс завершился до Чингизхана, или не был завершен при нем, или завершился только к 14-15 векам?

Отсюда, имхо, и следует делать выводы и в вопросах популяционной генетики (гаплогруппы халха, бурят и калмыков, имхо, могут и должны напрямую перекликаться с гаплогруппами казахских племен, родиной которых была когда-то Монголия).

А также в вопросах языка (о чем недоумевает и недогоняется Алп-Бамси). :D

А также по родоплеменной структуре современных монголоязычных народов, их быту, традициям и т.д. и т.п.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как вы дуамете АксКерБорж имеют ли отнашение Алшыны к Ашинам ?????

Изменено пользователем Kirikmiltik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как вы дуамете АксКерБорж имеют ли отнашение Алшыны к Ашинам ?????

Имхо, вопрос сложный, если даже современных казахских кереев, найманов и коныратов пытаются дистанцировать от их средневековых предков.

Но хотел бы указать на маленькую, но немаловажную деталь.

Поколение Ашина (по Гумилеву - тюркюты) по легенде самих древних тюрков рождены от отца - хунского мальчика и матери - волчицы.

Тогда как поколения телесских племен рождены от отца - волка и матери - дочери хунского шаньюя.

Что кроется в этом незаметном с виду различии?

Имхо, легенды передают степень родства между ними, получается что:

- Ашина это прямые потомки хунну

- Телесцы это прямые потомки....?

- Для хунну материнский род (нагашы) это ....

- Для .... материнский род это хунну

B)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...