Jump to content
Nurlan5

Вернутся ли останки Кенесары хана на родину для погребения

Recommended Posts

Свастика Солярный круг - колесо - вращение мироздания - символ вечного движения. Действительно знак пришел к казахам от - Арицев. Такие знаки встречаются иногда на внешней стороне, донышек сосудов Андроновцев. Я видел такаие знаки на кошмах в Западном Казахстане. Такие знаки есть на порталах мавзолеи кочевых првавителей Шер-дор в Самарканде.

Нурлан5

Не только, но и на мавзолее Ахмеда Яссауи и Арыстан Баба.

Link to comment
Share on other sites

Султан Кенесары - сын султана Касыма Аблаева

Юрий ПОПОВ, краевед

http://inkaraganda.kz/?p=4331

Сегодня любой школьник, заглянув в Интернет, может обнаружить ряд героических свидетельств о жизни и смерти последнего правителя Казахского ханства чингизида Кенесары Касымова (1802-1847). Люди, влюбленные в историю Казахстана, идут дальше, в глубь своих родовых корней. Какую позицию занимали их предки в годы борьбы Кенесары за независимость? Кто из наших сарыаркинцев сражался под знаменем храброго султана?

Мне пишут из Балхаша:

Обращаюсь по личной просьбе бывшего директора совхоза “Шамшинский” Актогайского района Мукажанова Куаза Мукажановича. Его интересует любая информацию о предках Бабеке Кармысове и Кулеке Кармысове. Они участвовали в восстании Кенесары-хана в отряде Агыбай батыра. Это примерно в 1837-1847 годах…

Еще один житель Балхаша Ж.Н. Шушенов, автор монографии “Акжолтай Агыбай батыр” (2002), подтверждает участие прибалхашских казахов в волнениях того времени, а его предок Агыбай Конырбаев (1802-1885) был ровесником хана Кене и его соратником.

Из п. Егиндыбулак Каркаралинского района Турысбек Тусупбеков сообщил предание:

У Таттимбета есть кюй “Бесторе” (”Пять торе”). Он создан в честь народных полководцев Кенесары, Наурызбая, Есенгельды, Саржана и сестры Кенесары - Бопай. Этот кюй мелодирует ярость и негодование, возмущение против тех, кто не поддерживает героев. Среди них были батыры Рустем и Сыпатай. Они бежали с поля боя… У Кенесары осталось 500 сарбазов…

Теперь отойдем от “свежих” авторов. Сорок лет назад я хорошо знал каркаралинского учителя Сламбека Бекбергенова. Аксакал был неистощимым рассказчиком, хорошо знал старину и хранил в памяти много интересного.

Как-то я спросил старожила:

- Почему появилось в Каркаралинских горах название урочища, а при нем и поселка - Комиссаровское?

Бекбергенов ответил так:

- Немножко воображения, и все станет на свои места. “Комиссар” - это русифицированное слово казахского “кемисар” или “кенесар”, от которого недалеко и до имени Кенесары.

- Того самого мятежного Кенесары Касымова? - удивился я.

- А что тут странного? Кенесары кочевал по всей Сары-Арке, стоял лагерем и у Каркаралов в диком ущелье…

Сламбек Бекбергенов знал что говорил. Серьезный семипалатинский краевед Н.Я. Коншин самым обстоятельным образом прикоснулся к судьбе Кенесары Касымова, имя которого пользовалось популярностью среди казахов Каркаралинского округа.

В 1825 году каркаралинский сотник Карбышев со своим отрядом и джигитами Букейхана, которыми руководили его дети Тауке и Султангазы, нападает на мятежные аулы Саржана Касымова. Поход повторили и на следующий год. Волнения не прекращались не только в Каркаралинском округе, но захватили и Баян-Аул, откуда началось движение патриотов против царской колонизации.

В 1838 году был отмечен массовый уход населения ряда волостей за Балхаш и на реку Чу, где Кенесары собирал вольницу. Полностью откочевали Карсон-Кирнеевская, Альтеке-Сарымовская, Кулюк-Каржасская и Сатылган-Алтын-Туринская волости. Генерал-губернатор Западной Сибири князь Горчаков запросил у царя разрешение вернуть непокорных и наложить на них контрибуцию. Разрешение было дано.

19 мая 1839 года из Каркаралов выступил отряд в 150 человек при одном конноартиллерийском орудии с провиантом на полтора месяца. Отряд возглавлял сотник Ребров, ему помогали Шушерин и толмачи Жданов и Кошкаров. Возле Актауского укрепления кочевники были перехвачены, с них собрали подать за 1838-1839 годы.

Кенесары Касымов, в свою очередь, предпринял ряд набегов на пограничные пункты. Поэтому в 1839 году в Каркаралинск был командирован сотник Волков и с ним 200 человек. Образовался солидный гарнизон: 347 нижних чинов, 36 урядников и 4 обер-офицера. В июле было получено известие, что Кенесары Касымов взял маршрут в сторону Акмолы. Каркаралинский отряд, который сопровождали султаны Турсун Чингузов и Кушпек Таукин, 24 июля вышел к низовьям Нуры, где стал лагерем. Командование осуществлял на этот раз сотник Волков. Он сообщил в Акмолинский приказ, что 9 октября ночью Кенесары Касымов с войском в 1500 человек атаковал каркаралинцев. Несколько человек было убито, а трое, и среди них Леонтий Морожников, попали в плен.

Летом 1840 года Ребров и Шушерин опять ходили в степь “противу мятежных полчищ”. В бегах было 4600 кибиток (около 20 тыс. человек), которых сотник Измайлов с толмачами Суворовым и Михайловым силой старались вернуть в места обитания. И в последующем сотники Усов и Карбышев неоднократно отправлялись в степь для поимки самого Кенесары Касымова. В 1844 году каркаралинский отряд вблизи Улытау захватил в плен старшую жену Кенесары Кунимжак-ханым. На следующий год хан получил ее обратно через обмен на пленных. Вот тогда-то и был освобожден каркаралинец Леонтий Морожников.

В другом месте Н.Я. Коншин сообщает:

Кенесары был выдающийся во всех отношениях человек, далеко стоявший выше таких вождей, волновавшихся, как Худаймерды Газин, Сиванкул Ханжожин и др. Все они не были способны выйти из узкой сферы родовых отношений, и только в лице Кенесары Касымова мы встречаем в истинном смысле народного героя, мечтавшего о политическом единстве всех киргизов без различия племени и даже орд.

Другой историк, Л. Мейер, в статье “Киргизская степь Оренбургского ведомства” (1865) дает такую характеристику наезднику-партизану:

Красиво одетый в бархатный бешмет с “полковничьими эполетами” на плечах, с знаменщиком позади, сопутствуемый наездниками-кольчужниками с длинными, колеблющимися пиками, Кенесары скакал всегда впереди своих скопищ, легко разбивая стремительностью своих атак ополчения враждебных родов и султанов-правителей…

Кенесары - сын султана Касыма, внук хана Аблая, которым он очень гордился. Кенесары считал себя продолжателем его дел, законным наследником, заявлял, что “будет ходить путем деда” и бороться “за принадлежащие его деду Аблаю земли”. Он хотел стать ханом в границах Российской империи, причем ханом независимым. Жить с Россией и другими странами на равных правах. Этого не получилось, и Кенесары без разбору громил как русские поселения, так и казахские аулы, отказавшиеся примкнуть к его движению.

Кенесары, этот постоянно блуждающий демон Сары-Арки, стал еще при жизни героем ряда дневниковых записей. А. Янушкевич, совершивший в 1846 году деловую поездку по Центральному Казахстану, регулярно вспоминает возмутителя общественного спокойствия. Так, когда с вождями племен Большой орды обсуждался вопрос о Кенесары, то “пришли к тому, что помощи против Кенесары они не обещают, но поручились, что с ним не соединятся и что он, увидев это, должен будет уйти от них. Стало быть, мир, и вся наша экспедиция закончилась без кровопролития”. В ауле султана Газы на Токрау Янушкевич слушал героическую песню о брате Кенесары Саржане. 5 сентября 1846 года чиновник встретил казачьего офицера Карбышева, направленного против Кенесары. Несколько месяцев в плену у султана находился офицер П.К. Услар. В 1848 году в “Отечественных записках” (том 10) появились его воспоминания на эту тему.

В таком представительном труде, как “Россия” (18 том, 1903) А.Н. Седельников, А.Н. Букейханов и С.Д. Чадов так охарактеризовали движение Кенесары Касымова:

Он пытался поднять под свое знамя весь казахский народ. Огромная масса кочевого населения осталась, однако, равнодушной к воззванию Кенесары. Но смелость и удальство, обнаруженные его братом Наурызбаем и товарищами последнего, завоевали симпатию населения, которое, не выражая активно своего сочувствия, постоянно оказывало покровительство людям Кенесары, спасая их от преследования. Благодаря этому Кенесары в течение 7 лет продержался господином степи, которую исколесили его приверженцы от Оренбурга до Каркаралов, от Петропавловска до Туркестана, предавая уничтожению аулы и поселения и забирая в плен людей. В1847 году Кенесары и Наурызбай были убиты дикоплеменными киргизами, и теперь об их необычайной удали и смелости “осталась только песня в памяти народной”.

Как погиб Кенесары, как принял смерть, не знает никто. Существует несколько версий. М.И. Венюков в 1868 году писал, что “своим коварным поведением и беспрерывным хищничеством Кенесары достаточно успел ожесточить всех своих противников, и киргизы с живого содрали его кожицу, а тело потом сварили в котле…”.

Эту же точку зрения поддерживает Маев в книге “От Ташкента до Верного”. А. Шепелев в 1879 году пишет:

Кенесары со своими сподвижниками Наурызбаем и Худайменде был взят в плен на третью ночь блокады на холме Кеклик-Сенгир. По удостоверении личности он был убит вместе с Худайменде, Эрджаном, Наурызбаем и другими на третий день плена. Как именно был убит Кенесары - неизвестно, но достоверно то, что он не был сварен живым в котле. Кенесары подвергали истязаниям и насмешкам потому, что он объявил себя ханом и требовал от кара-киргизов себе подчинения как хану.

В тридцатые годы XX столетия отношение к имени Кенесары в республике было самое благосклонное. Мухтар Ауэзов написал пьесу “Хан Кене”. Историк и литературовед Е. Исмаилов подготовил две рукописи - “Восстание Кенесары Касымова” и “Кенесары”. Он же вместе с Х. Бекхожиным собрал однотомник (510 с.) песен и поэм о Кенесары и Наурызбае. Во время Великой Отечественной войны казахские ученые подготовили монографию “Героическая борьба казахского народа под руководством Кенесары Касымова”. Все перечисленные опусы были представлены на научной сессии Казахского филиала Академии наук СССР в Алматы в 1943 году. Возможность ознакомления с ними получили такие известные писатели страны, как М.М. Зощенко, К.С. Паустовский, С.Н. Сергеев-Ценский, К.С. Симонов, находившиеся в составе президиума.

Казахские историки М. Абдыкалыков и Е. Бекмаханов много занимались оценкой личности Кенесары. Был сделан объективный анализ, отмечены положительные и отрицательные стороны его деятельности. В 1947 году под редакцией профессора М.П. Вяткина вышел труд Е. Бекмаханова “Казахстан в 20-40-е годы XIX века”. Академия наук Казахстана наградила профессора Е. Бекмаханова специальной медалью.

Но скоро оказалось, что не всех устраивает это яркое исследование ученого. Т. Шоинбаев, Х. Айдарова и А. Якунин 26 декабря 1950 года опубликовали в газете “Правда” статью “За марксистско-ленинское решение вопросов истории Казахстана”. В ней утверждалось, что автор в своей работе возвеличивает деятельность ханов, протаскивает антирусские, буржуазно-националистические идеи. Последствия статьи скоро сказались. Было принято специальное постановление ЦК ВКП (б), где обязали президиум Академии наук республики переработать первый том “Истории Казахской ССР”, устранить политические ошибки, осветить вопрос о движении Кенесары Касымова, как реакционном. Директора институтов, редакторы журналов и газет должны были публиковать разоблачающие статьи. Секретарям обкомов, райкомов, парторгам на предприятиях предписывалось обсуждение статьи в газете “Правда”. В результате пострадали Е. Бекмаханов и М. Ауэзов. К.И. Сатпаев был снят с должности президента. Книга была уничтожена почти полностью. Из 10-тысячного тиража осталось несколько экземпляров.

Многие годы концепция феодально-монархического движения Кенесары главенствовала повсюду. Об этом писали К. Жармагамбетов и С.Е. Толыбеков (1951), Б. Джамгерчинов (1958), известный писатель И. Есенберлин в романе-хронике “Кочевники” (1978). Даже в 1985 году в первом томе Краткой энциклопедии “Казахская ССР” Кенесары продолжали величать предводителем феодально-монархического движения.

В 1992 году исполнилось 190 лет со дня рождения Кенесары Касымова. Юбилейная дата прошла незаметно. Однако издательство “Жалын” переиздало биографические очерки Ахмета Кенесарина “Султаны Кенесары и Сыздык” (Ташкент, 1889). Автор - сын Кенесары. Когда погиб отец, ему было пять лет. В 1870-1880 годы работал младшим помощником Чимкентского уездного начальника. Книга эта появилась на прилавках магазинов, и пересказывать ее содержание не стану. Закончу отрывком, вынесенным на обложку воспоминаний:

“Так кто же он на самом деле, султан Кенесары Касымов, одна из самых загадочных личностей в истории Казахстана прошлого века? Если враг казахского народа, как навязчиво подсказывают официальные источники, то тогда почему даже в годы суровых сталинских репрессий тайком, в кругу родных и близких о нем пересказывались легенды, предания, пелись песни, под страхом ареста хранились портреты Кенесары и членов его семейства, рукописные и печатные документы о его деятельности…

Вопросы поставлены прямо. Жизнь вечного скитальца поднимается на новый уровень исследований”.

В заключение снова о письмах читателей. Голова хана Кене, его личные вещи, боевые знамена и оружие были отправлены в Петербург. Ныне поиск головы возведен в ранг государственной задачи казахстанцев. Пока идет переписка между чиновниками России и Казахстана, энтузиасты-историки в поиске. Известный в Караганде энциклопедист А.Ж. Жангожин пишет мне:

Прошу найти снимок из книги “История царской тюрьмы” (1904). Снимок сопровождается подписью “Голова киргиза-разбойника”. Это фото, по данным Ержана Имашева, является головой не кого-либо, а именно Кенесары Касымова.

Из Алматы написал Канат Боранкулов:

Надо проверить все музеи Петербурга на предмет хранения там останков хана Кене…

Просьбу я выполнил. Привлек к поиску уважаемых в России этнографов. Однако безрезультатно. …Обнаружили лишь голову жителя Монголии. Ее сохранность обеспечивается специальным режимом хранения.

По некоторым сведениям, экспонат - голова Кенесары - находится в Москве, в Гохране. Этому будем верить и работать дальше.

Link to comment
Share on other sites

Kalpana Sahni "Crucifying the Orient – Russian Orientalism and the Colonization of Caucasus and Central Asia" - White Orchard Press, Bangkok, Thailand; The Institute for Comparative Research in Human Culture, Oslo, first published 1997

...Критика Панкратовой в ее статье (указанный выше) распространилась и на казахского историка. Она разгадала "буржуазно-националистические концепции" в книге Е.Бекмаханова, "Казахстан в 20-40-ых годах от девятнадцатого столетия". Она критиковала автора за изображение реакционного движения Кенесары Касымова как национально-освободительного. Подобным же идеализированным способом, согласно ей, это движение изображалось в книге "История Казахской ССР". Только теперь Панкратова раскрыла ее истинные намерения. Она критикует себя за свою роль редактора последней книги. 63 (Панкратова также получила выговор Академии за то, что придерживалась неправильной линии исторической школы Покровского. Она будто бы смотрела на казахскую историю через "казахские очки" и хвалила это освободительное движение.) Мы не знаем, спасла ли статья в журнале "Коммунист" этого ученого, или нет. Она была только заложницей в большей игре, начатой в 1950 г.

Нерусский был сделан второстепенным и его заставили замолчать. Все более ранние исторические работы, которые не соответствовали линии партии, были изъяты из библиотек, и только официально санкционированное исследование было впредь доступно. Сталинистское наследство сохранилось. Ученость снова повторила теперь обширную, громоздкую и часто внутренне противоречивую точку зрения на колонизацию. Теперь только выяснялось, что освободительная борьба наций в Австро-Венгерской и Германской империях была прогрессивна, как и освободительные движения колонизированных стран Азии и Африки. Все же такие же движения в царской России были названы вредными, или приукрашивались, или в противном случае назывались результатом работы иностранных агентов, феодалов и так далее. Фальсификации, искажения, клевета, извращения и преднамеренное умолчание об истории Других стали правилом.

Фальсификация и редактирования текстов и фактов, и их последующая рекомпозиция, для того чтобы удовлетворить сегодняшней политике были тем, чем Советы овладели в совершенстве....

Link to comment
Share on other sites

О том как менялись официальные взгляды на историю Казахстана в б.СССР:

HANDBOOK OF THE MAJOR SOVIET NATIONALITIES

Zev Katz, Rosemary Rogers, Frederic Harned

The Free Press, A Division of Macmillan Publising Co, Inc, New York

Collier Macmillan Publishers, London, 1975

с.233

...Советские взгляды на связи казахов с Россией (СССР) флуктуировали в зависимости от того, как подавалась история Казахстана. Сначала советские историки представляли распространение русского доминирования над казахами как завоевание. Версия, что Хан Абулхаир просил русскую защиту, была отринута, и любые предположения того, что казахи добровольно приняли российское правление, были отвергнуты. Советские историки доказывали, что трудящиеся страдали от "двойного гнета" - казахских феодальных правителей и царской имперской власти. В 1937 году советская версия была изменена на теорию "меньшего зла". Русское царское иго было меньшим злом по сравнению с попытками британского империализма расшириться в Центральную Азию. Вскоре, однако, и эта версия была изменена еще раз, согласно которой казахи приняли русское правление добровольно. Абулхаир теперь подавался как мудрый государственнй деятель, который удовлетворил желание своего народа.

Подобным же образом, Хан Кенесары, лидер анти-русского восстания 1835-1845 гг. был вначале представлен советскими историками как великий легендарный борец за национальное освобождение. С 1940-х годов однако, его стали изображать как лидера реакционной борьбы за восстановление феодализма, уводящего народ от неизбежного прогресса, к которому бы привело соединение с Россией. Только определенные небольшие восстания стали теперь рассматриваться как прогрессивные.

До 1940-х годов советские историки писали, что казахи оказались в наихудшем положении в результате русского царского завоевания, страдая от своих феодалов и от русской экономической эксплуатации, и от подавления их культуры. Однако позднее упор стал делаться на прогрессивном экономическом развитии и положительном влиянии русской интеллигенции на казахов в результате включения Казахстана в Россию.

Первоначально советские историки описывали связи между казахами и царскими властями как типичные между подавляемым народом и империалистами-колонизаторами. Казахи, которые потеряли свою независимость и были покорены иностранцами, ненавидели их, и во время своих восстаний убивали всех русских каких могли. Позже советские историки стали писать, что эта ненависть была направлена только на царизм. Они утверждали, что казахские и русские трудящиеся всегда жили в дружбе и вместе боролись против царизма.

Согласно современным (книга издана в 1975 году - прим.А.) советским официальным теориям казахи изначально были только этнической группой ("народностью"). В одной свежей влиятельной книге подчеркивается, что только "с победой Октябрьской революции были созданы условия для консолидации казахской этнической группы в социалистическую нацию". Это стало возможным в основном "как результат помощи оказанной казахскому народу со стороны развитых наций - и в первую очередь и прежде всего - русского народа". Обычный советский тезис о "рабоче-крестьянском альянсе" получил интересный поворот. Тот же источник объясняет что "развитие экономических, политических и культурных связей с более высокоразвитой русской нацией было условием вовлечения казахского народа в русское пролетарское движение ... и содействовало созданию альянса рабочего класса России с казахским крестьянством".

Link to comment
Share on other sites

Вопрос о возвращении останков Кенесарыхана на общенародный уровень поднимает Нурлан Амрекулов в статье "Обращение к народу Казахстана" (http://www.abai.kz/content/nurlan-amrekulov-obrashchenie-k-narodu-kazakhstana):

Прошло почти 18 лет, как Казахстан обрел суверенитет. Однако, вопреки ожиданиям, жизнь казахов стала хуже, чем прежде. И главная причина - это приниженность и размытость национального самосознания казахов. Века колонизации надломили гордый дух воинов-кочевников, некогда покоривших почти всю Евразию. Оседание казахов на землю, вытеснение кочевой цивилизации и культуры, утрата языка, катастрофический повальный голод, истребление мыслящей элиты, превращение казахов в сельское меньшинство и ядерный геноцид добили и размыли их. И даже получив сверху суверенитет, мы все еще не оправились, не стали свободными людьми, хозяевами своей страны и судьбы. Как же вырваться из многовековой инерции колониального прошлого, рабского самоуничижения, беспамятства, бессилия, национального безволия и отчаяния?

Любой народ начинает исцеляться и возрождаться с покаяния, очищения от ошибок и грехов, особенно - перед предками.Они говорили: «олi риза болмай, тiрi байымайды». Видя в аруаках заинтересованных посредников с Богом, они взывали: «кудай ондасын, аруак колдасын!» Они знали: предки-аруаки - это ближайший исток душ и жизни потомков, что прошлое (аруак) и будущее (урпак) едины, и говорили: «Атана не iстесен, сол алдына келедi». И свято верили: вечное Небо спасает их через аруаков, помогает найти верный путь и благоденствие. Потому с родовым именем (кличем) святого аруака они и мчались на свой последний смертный бой, моля о защите и поддержке.

И мы духовно поднимемся лишь тогда, когда воздадим должное всем, кто сложил голову за нашу Независимость и благополучие. И, прежде всего - последнему казахскому хану Кенесары, ради нас погибшего вместе со всей своей родней. Можем ли мы ждать его бата, если его поруганные останки уже 162 года лежат без поминовения неизвестно где, а его череп (из которого сделали пепельницу?!) пылится на чужбине? Может ли он простить и благословить казахов, если не все племена поддержали его в неравной героической борьбе за нашу казахскую свободу? И не потух ли с ним бесстрашный волчий дух, солнце нашей степной государственности? А разве не казахи в 1974 году при реконструкции комплекса А.Яссави вывезли на свалку кости Абылая и других батыров и ханов, и до сих пор скрывают этот позор? Потеряли и осквернили прах Абылая, спасителя нашей независимости и государственности!

Есть ли у нас после всего этого право благоденствовать? Да и откуда ему взяться, если мы как народ не бились и не гибли за суверенитет, а получив его сверху, быстро разменяли на деньги (взятки) и личные состояния? Можем ли мы иметь свое национальное государство, достоинство и честь, если боимся даже назвать и помянуть всех жертв декабрьского восстания? А разве не их юными жизнями и реками крови оплачена наша сегодняшняя Независимость и Честь? Разве не их массовая жертвенность заставляет Всевышнего все еще хранить казахов?

Признаемся же: наше жалкое положение «обслуги» на своей земле - итог наших действий и бездействий, включая наших предков, не сумевших или не захотевших отстоять Независимость под огнем пушек и передавших нам ослабленные гены. Оттуда и потянулись корни нашей покорности, малодушия, приспособленчества и шкурничества. Даже национальной катастрофе - голодомору 1920-30-х годов, уничтожившему минимум половину казахов, мы не смеем дать политическую оценку, а его жертвам не поставили даже приличного памятника. А когда пошла распродажа матери-земли, в основном протестовали (голодали) женщины, а не мужчины. И разве мы восстали как народ, когда из площади, пропитанной стонами и кровью тысяч забитых казахов, местные власти устроили торгово-развлекательный центр? А разве отстояли мы людей, осужденных на вымирание в урановых лагерях за то, что посмели защитить свой очаг-Шанырак? И таких грехов, «скелетов в шкафу» на нашем счету немало. А чтобы очиститься, нужно вернуться к тому моменту, с которого и начались наши поражения, бедствия и позор, и заново прожив их и покаявшись, мы сможем освободиться от своих скелетов, не дающих нам подняться и взлететь.

Несколько лет назад группа уважаемых людей страны обратилась с ходатайством к Президентам РК и РФ, опубликованном в СМИ. В нем мы убедительно просили вернуть на родину останки хана Кене. Полгода назад уже 99 известных ученых, политиков, писателей и т.д. вторично обратились к Президенту РК. И опять безрезультатно. Осталось одно: воззвать к казахскому народу, последним остаткам его совести и чести.

Чего бы нам это ни стоило, надо пробиться всем народом к нашим духовным корням, предкам-аруакам и покаяться всем миром! Без этого покаяния нет народа, нет будущего рядом с грозными великими державами! Так, разбитые немцы нашли мужество и честно покаялись, и потому вновь поднялись, стали лидерами ЕС. Со всеми почестями захоронив останки убитого царя и лидеров белого движения, Россия восстановила свою историю и национальное единство. Покаявшись, надломленная и разграбленная Россия вновь обретает силы и снова поднимается как мировая держава. А маленький дагестанский народ настоял-таки перед Кремлем и вернул на родину прах своего героя имама Шамиля - кавказского собрата нашего бунтаря хана Кене.

Народ, пренебрегающий своими предками - бесстыжий грешник! Отчаянная борьба казахского великомученика Кене, подобно И.Христу отдавшего всего себя ради нас, нашей независимости, сознательно выбравшего смерть вместо позорного рабства - высочайший образец мужества и патриотизма, вечный вдохновляющий пример для нас и всех будущих поколений казахов. Наш святой долг перед ним, всеми предками и потомками - вернуть на родину его оскверненную голову и найти его тело (по данным историка Е.Валиханова, ясновидящей-целительницы Ак аны и других, лежит вблизи границы с КР). И от имени каждого казаха и каждого казахского рода (а еще лучше - и от имени всего кыргызского народа) принеся соответствующие жертвы - молча попросить прощения у аруака. Только вернувшись в прошлое, когда дрогнул казахский народ и отшатнулся, бросил своего избранного «природного хана», обрек его и 19 султанов-чингизидов на унижение, мучительную казнь и смерть, мы и каждый казахский род искупит свою вину, очистится от позора и выпрямится, исцелится от тяжкой травмы, нанесенной тогда нашему национальному достоинству и чести. И после акта прощения и братания аксакалов казахских с аксакалами кыргызских родов, завернув останки хана Кене в наше Знамя небесных тюрков, с молитвой в сердцах, со всеми воинскими почестями, под оружейные и орудийные залпы, с трансляцией по всем телеканалам и звуки нашего Гимна - торжественно предать родной земле последнего казахского хана у подножия Улытау, в сакральном геополитическом центре страны. Там могилы Алаша и Жошы ханов, великих объединителей и основателей тюркских народов и государств.

По информации, полученной свыше Ак Аной, «пока голова хана Кене не воссоединится с телом и родной землей, до тех пор казахи не объединят головы», не обретут сил и разума, чтобы подняться над рознью и стать единой нацией. В борьбе за власть и деньги мы будем раскалываться на жузы, племена и роды, отталкивать и подсиживать друг друга. И который век над нами будет довлеть проклятие разделения на жузы! И который уже век нас будут грабить и править и извне! Не став едиными внутри себя, не покончив с рознью и трайбализмом, негласным неравенством родов и жузов, как можем мы стать цивилизованным современным народом, нести другим равноправие, справедливость и свободу? Не объединившись сами, как можем мы, казахи, объединить всех казахстанцев?

На народные деньги там, в общетюркской святыне-Улытау, и должен быть сооружен Пантеон борцов за Независимость Казахстана, начиная с ханов, батыров и лидеров Алаш-Орды, позабытого героя Жумабека Ташенева (спасителя почти половины территории Казахстана!) и кончая забытыми и преданными нами безымянными героями Желтоксана. Список их может определить лишь сам народ и его аксакалы, но не придворные, а честно избранные народом от каждого рода и племени.

Наш следующий долг - найти и там же захоронить останки казахских батыров и ханов, остающихся в некрополе А.Яссави и выкинутых оттуда. Методами ДНК-анализа надо сравнить их с ДНК живых потомков хана Есима, Абылая, Жангира, Богенбай батыра и Жанибек-тархана. Если же не удастся идентифицировать все кости - торжественно захоронить их там же, в братской могиле, заложив навеки единство ханов и народа.

Не должно быть «ак» и «кара» суек, «старших» и «младших» жузов! Есть личности, лучше и больше всех служащие народу. Самые талантливые и мудрые из них и должны управлять государством, какого бы рода-племени они ни были. Лишь так мы станем современным и достойным народом. И как народ, и как индивид - только так мы восстановим связь со своей историей, духом утраченного степного государства, своими предками и Богом. Только так (и никак иначе!!!) очистимся мы от мерзости рабского прошлого и окрыленные духом - поднимемся с колен, и, наконец, пойдем вперед.

Братья-казахи! Будущее имеют лишь народы, уважающие себя, своих предков и готовые умереть за свою Свободу. Удел же малодушных - прислуживать сильным. Убеждены: первый шаг на пути нашего очищения, исцеления, национального объединения и подъема - это всенародное движение за возврат головы последнего казахского государя. Ее возврат - это и есть наша национальная идея, святая обязанность и долг! Это абсолютно необходимый акт восстановления нашего человеческого и национального достоинства. Это акт воссоединения народа с духом автохтонного государства и возобновления нашей свободной (доколониальной) истории. Это акт личного покаяния и освобождения, акт воссоединения казахов с самими собой как извечно «вольным народом», несокрушимой мощью героических предков, отстоявших и подаривших нам девятую территорию мира. Акт нашего высвобождения потому, что в лице хана Кене наши вольные предки погибли, но ушли в вечность с гордо поднятой головой, не сломленными, не дрогнув и не покорившись! И в приобщении к святому бунтарскому духу воина-хана Кене, нашему сегодняшнему общенациональному кличу-урану, в продолжении его дела-завета - залог и гарантия нашей вечной Свободы, будущего возрождения и подъема. Вернуть и возродить дух хана Кене, поднять растоптанное знамя предков - значит возродить нашу Честь, наше Величие, Достоинство и Свободу! А что в этой жизни может быть ценнее и важнее?

Исполнить свой святой долг - значит пробудить от вековой колониальной спячки трусливых обывателей-манкуртов. Это акт нашего очищения и трансформации в ответственных граждан-мужей, берущих судьбу государства в свои мозолистые руки. Такого открытого, честного и справедливого государства, которое станет святой отчизной для всех сограждан, ныне прозябающих на обочине, неясном статусе «диаспор».

Время формального, спущенного сверху суверенитета тает. Падать и отступать дальше некуда! Казак, оян! Остро нуждается в очищении и укреплении наш оплот и святыня - государственность, которую по частям растаскивают великие державы и олигархи, размывают всеобщее беззаконие и воровство. Нуждается в народной поддержке борьба с коррупцией и расхитителями казны. Ждет системной помощи вымирающий аул - колыбель нашей культуры, источник нашего развития и роста. Надеются на нас братья-уйгуры, ассимилируемые китайским Колоссом. Чтобы выжить, нужно сплотиться всем народам Центральной Азии и РФ. Уже сейчас надо поворачивать на юг воды Сибири, поскольку к 2030 году растают ледники Центральной Азии и мы останемся без воды, рек и озер. А если тюрки и славяне не будут объединяться и свободно мигрировать, как в ЕС, то вся Сибирь и Степь станут китайскими, а мы растворимся в китайском Колоссе-океане.

Все эти неотложные проблемы не решить сверху, без объединения степняков, всех тюрков и евразийских народов. В этот переломный момент нашей истории каждый муж-казак должен сказать: «Хватит! Государство - это я и все мы вместе!» В этом акте восстановления поруганной национальной чести и достоинства должен участвовать каждый ер-азамат, каждый род и племя. Ибо, и тогда, в момент гибели хана Кене и нашей гибели как государствообразующего независимого народа, и сейчас - мы все еще осознаем и подразделяем себя как адайцы, аргыны, дулаты или найманы. Да и само степное казахское государство и сам народ-«казак» всегда были «народом-войском», «собранием воинов-мужей», Договором самоуправляемых родов и племен, прямым делом каждого воина-номада. В этом всенародном движении голос и вклад самого маленького человека и рода (неважно, был он тогда рядом с Кене или не был), должен быть услышан и зачтен, одобрен их аруаками. Тогда на небе и земле, в наших душах и сердцах вновь оживет и воссияет наша дружная соборная государственность как «общее Дело» ответственных «смелых мужей».

Чтобы начать действовать как сознательный, государствообразующий народ, нужно созвать в аулах и городах курултаи мест, родов и племен, чтобы избрать самых достойных представителей, собрать подписи под ходатайством к властям РФ и необходимые финансовые средства. Дело чести собрать минимум миллион подписей (с указанием ФИО, адреса, № удостоверения и телефона) и передать их в Оргкомитет, который и отправит народных послов к руководству РФ. Собранные же деньги лидеры и аксакалы местных общин, родов и племен должны передать в общеказахский фонд. Они же и должны учредить его, чтобы решать указанные задачи и отчитываться перед народом. Каждый казах и казашка, которым дороги понятия «казак», «свобода» и «честь» должны внести минимум по тысяче честно заработанных тенге. Тогда собранных средств хватит на их решение, а самое главное - каждый нынешний казах, где бы он ни жил, заслужит моральное право иметь национальное Государство, ибо сознательно, сам положит свой маленький кирпичик в его основание.

Нужно провести международную конференцию совместно с кыргызами, узбеками и россиянами, издать архивные материалы, снять полномасштабный фильм о героической борьбе хана Кене. Фильм, который поднимет с колен самого трусливого обывателя. Ибо, когда пел свою предсмертную песню хан Кене, плакали все его враги! И, наконец, мы, в лице легитимно избранных местами и родами лидеров и аксакалов, должны обсудить и затем решить, называть себя казаками, кассаками или же казахами. Так мы покончим с рабским прошлым, определимся сами, кто мы такие есть и станем новым народом. Так османлы, назвав себя «турк ие», стали новым народом, хозяином своей страны.

Мы обращаемся ко всему казахскому народу, его аксакалам и лидерам, как внутри, так и вне Казахстана. Ими станут те, кто делом и всей душой откликнется на наш призыв, неважно, богат он или беден, стар или млад. Обращаемся и к землякам-кокшетауцам и сородичам хана Кене. Мученически погибнув за народ, он во многом обелил ошибки и вину сородичей-чингизидов, которым народ тогда вручил свою судьбу. Кому как не Вам, землякам и сородичам, быть застрельщиками этого святого дела?

Возрождение народа начинается с возрождения его основ - родной истории, традиций, большой семьи и рода. Родина и честь народа начинается с братства и чести Рода! Начнем же это великое дело со своей большой семьи, малых и больших родов и племен. Докажем, что мы, казахи, не жалкая толпа, дерущаяся за подачки сверху, а сплоченный и благородный народ! Изберем лучших носителей чести и мудрости каждого рода и племени - Аксакала, Лидера-организатора и Казначея. Они и должны перед лицом аруахов и всех потомков взять всю ответственность на себя и поднять честь своего рода и народа, начать решать поставленные проблемы.

Чудес не бывает. Только объединяясь и помогая друг другу выживать в наше нелегкое время, поднимая растоптанную диким рынком родовую честь и солидарность, мы вновь, как в былые времена степной демократии, научимся быть сознательным народом-хозяином, решающим свои проблемы сам, не ожидая подачек сверху. Иного пути просто нет. Ныне пассивность - это безответственность, малодушие и предательство! Она неумолимо ведет к смуте, раздорам и межэтническим столкновениям, хаосу и распаду государства. Тогда нас проклянут все предки и потомки!

В этот судьбоносный час испытаний на прочность и единство, мы обращаемся ко всем казахстанцам. Надеемся: Вы верно поймете и поддержите нас! Делить нам нечего, у нас общая родина-Степь, нелегкая история и судьба. Мы не хотим возвысить казахов за счет других, подменять государство или его главу. Мы хотим (и обязаны!) решить накопившиеся за века внутренние, духовно-нравственные проблемы казахов. И если были в прошлом обиды или притеснения, мы все должны покаяться, очиститься и начать с чистого листа новую историю новой свободной страны! Будет хорошо казахам - будет хорошо всем! Будем плохо русским или дунганам - будет плохо всем нам!

Мы обращаемся ко всем хозяевам и редакторам СМИ с просьбой довести наше Обращение и призыв до каждого казахстанца, до самого отдаленного аула. Только так Вы подтвердите свой патриотизм, право быть истинным степняком.

В это нелегкое время мы обращаемся и к олигархам, банкирам, мелким и крупным бизнесменам всех этносов - некогда Вы по дешевке получили народное достояние, поднялись и обогатились. А Ваших предков казахская степь приютила и обогрела, отдала последнее в тяжелую годину. Пора платить добром за добро, возвращать долги народу, внести свою лепту в его и свое достойное будущее. Так Вы продемонстрируете солидарность с народом-автохтоном, а Ваши лидеры и старейшины (будь то русских или немцев, уйгур или корейцев) войдут в Совет фонда, наравне со всеми казахскими родами (а их не меньше 130). Так всегда было и будет в Степи, бывшей не только местом ссылки бунтарей, но и последним оплотом казачьей вольницы, родиной всех «вольных смельчаков». Так, на равноправной и честной основе сформируется новый народ-казак, единый народ-степняк. Лишь вместе мы сможем проложить путь к свободе, единству и равноправию народов, братству и счастью всех людей!

Link to comment
Share on other sites

Действительно необходимо поставить точки над следующими событиями:

1) Возврат и захоронение останков хана Кене (без выделения виновных в виде киргизов и Сыпатай батыра)

2) Оценка голодомора 30х годов (без обвинения русского народа)

3) Внятная оценка событий декабря 1986 года

Для меня, как казаха, это важно. Поддерживаю.

Link to comment
Share on other sites

Действительно необходимо поставить точки над следующими событиями:

1) Возврат и захоронение останков хана Кене (без выделения виновных в виде киргизов и Сыпатай батыра)

2) Оценка голодомора 30х годов (без обвинения русского народа)

3) Внятная оценка событий декабря 1986 года

Для меня, как казаха, это важно. Поддерживаю.

+ 100

жарайсын, Баке,

только вот, мне кажется, надо бы определить приоритеты - и "бить в точку"... "шаг за шагом"...

http://www.abai.kz/content/nurlan-amrekulov-obrashchenie-k-narodu-kazakhstana

в обращении Амрекулова много несуразностей (на мой взгляд) или как сейчас любят писать - "многа букыв"...

нашим чинушам возвращение хана Кене не нужно - это ясно, вот только общественная инициатива (вроде обсуждаемого обращения) "пахнет" каким-то "шаманизмом" и "битвой экстрасенсов"... хотя по сути (не по форме)Амрекулов, безусловно, прав.

Link to comment
Share on other sites

http://www.abai.kz/content/nurlan-amrekulov-obrashchenie-k-narodu-kazakhstana

в обращении Амрекулова много несуразностей (на мой взгляд) или как сейчас любят писать - "многа букыв"...

нашим чинушам возвращение хана Кене не нужно - это ясно, вот только общественная инициатива (вроде обсуждаемого обращения) "пахнет" каким-то "шаманизмом" и "битвой экстрасенсов"... хотя по сути (не по форме)Амрекулов, безусловно, прав.

Что символично Амрекулов то потомок Тентек-торе.

Link to comment
Share on other sites

+ 100

жарайсын, Баке,

только вот, мне кажется, надо бы определить приоритеты - и "бить в точку"... "шаг за шагом"...

http://www.abai.kz/content/nurlan-amrekulov-obrashchenie-k-narodu-kazakhstana

в обращении Амрекулова много несуразностей (на мой взгляд) или как сейчас любят писать - "многа букыв"...

нашим чинушам возвращение хана Кене не нужно - это ясно, вот только общественная инициатива (вроде обсуждаемого обращения) "пахнет" каким-то "шаманизмом" и "битвой экстрасенсов"... хотя по сути (не по форме)Амрекулов, безусловно, прав.

Надо начинать от дальних событий к ближним. Пока доберемся до ближних они будут уже дальними для новой номенклатуры.

Link to comment
Share on other sites

Надо начинать от дальних событий к ближним. Пока доберемся до ближних они будут уже дальними для новой номенклатуры.

Для начала, братья, следует составить исчерпывающий список ИМЁН и СОБЫТИЙ, а затем добиваться их реабилитации всех разом, независимо от величины и времени, я так думаю. Дело сверхважное и не подлежит отклыдыванию на завтра.

Так давайте начинать здесь со СПИСКА, кто за?

Link to comment
Share on other sites

Немного про поход Кенесары хана на киргизских манапов, его батыров и другое:

Е.Б.Бекмаханов «Восстание хана Кенесары (1837-1847)». Алма-Ата «Ғылым», 1992:

с.35-37:

Кенесары разослал в самые отдаленные казахские роды воззвания с призывом присоединиться к восстанию. Кенесары направил своих представителей также к алатауским киргизам, призывая их к совместной борьбе против Кокандского ханства и русских колонизаторов. Однако эти переговоры не увенчались успехом. Киргизские манапы, во главе с Урманом и Жантаем, отклонили предложение Кенесары. Давно находясь на службе у кокандских ханов, а затем установив связь с русской администрацией, Урман и Жантай начали подстрекать киргизских манапов к нападению на казахские аулы.

Чтобы не осложнять отношений с киргизами, Кенесары отпустил в 1846 г. на свободу 200 киргиз, во главе с их командующим Халча-бием, попавшим в плен при нападении на аулы Кенесары. В том же году Кенесары в специальном письме к Жантаю и Урману разъяснил, что он в отношении киргиз не преследует никаких корыстных целей. Единственное, чего он желает, это объединить казахов и киргиз для совместной борьбы с Кокандом и царской Россией. «Цель моего прихода сюда, - писал им Кенесары, - не враждовать и проливать кровь, а соединить силы казахов и киргиз в одно, отделить их от Коканда и, вообще, освободить от притеснений кокандцев. Между тем, случились некоторые нежелательные дела. Теперь на все происшедшее между нами я объявляю Салават и прощаю ваше неразумие. Что я не питаю злобы – можете видеть из того, что выпускаю на свободу невредимым Халча-бия и его 200 жигитов. По получении этого письма удалите из сердца опасения и сомнения и явитесь ко мне, чтобы соблюсти обряды покорности и тем достичь высокой степени счастья. Если же это предложение не придется вам по сердцу и вы не откажетесь от вражды, то отвечайте сами за свою судьбу».

Родоначальники киргиз манапы Жантай и Урман, получив письмо Кенесары, обсудили его на собрании манапов и решили не принимать предложения Кенесары. Они начали распространять среди киргиз всякого рода ложные слухи о том, что Кенесары, якобы угрожает силой присоединить себе киргиз. Узнав об этом, Кенесары созвал совещание представителей Старшего жуза, с участием преданных ему биев и народных батыров. На совещании было принято решение наказать непокорных киргизских манапов, которые продались кокандцам.

Война, начатая Кенесары в 1847 г. против киргизских манапов, по существу, была продолжением войны с Кокандом за очищение территории Старшего жуза от кокандского владычества.

Весной 1847 г. Кенесары двинулся на киргизских манапов Пишпекского уезда. Преследуя отдельные киргизские отряды, он дошел до местности Большой Токмак (недалеко от современного города Бишкек) и расположился со своим отрядом на правом берегу реки Чу в местности Май-Тюбе, в 6 км. от селения Большой Токмак.

Отрядам Кенесары приходилось воевать в исключительно трудных горных условиях. Люди двигались по узкой тропе шириной, достаточной только для прохода одного человека. По обеим сторонам тропы шли отвесные ущелья. Хорошо зная свою местность, киргизские манапы заранее сумели выбрать удобные и стратегически выгодные горные ущелья, позволившие им хорошо укрепиться.

Исход этого сражения был заранее предрешен тем, что царское правительство, вступив в соглашение с кокандским ханом и киргизскими манапами, предложило совместными усилиями покончить с движением Кенесары Касымова. В то же время Кокандское ханство снарядило на свои средства отряд киргизских манапов под командой Урмана. Специально выделив два отряда, под командой сотника Абакумова и Нюхалова, царское правительство направило их со стороны Талгара. В задачу русских отрядов хводило отрезать отряды Кенесары с тыла, чтобы не допустить соединения шедших к нему на помощь казахских дружин из родов Уйсун и Жалаир.

...Между тем ночью неустойчивая часть войска дезертировала. Другая часть, во главе с биями Сыпатаем и Урестемом (Рустем Аблайханов - двоюродный брат Кенесары, султан. Ушёл вместе с Сыпатаем с поля боя) из рода Дулат, изменила восстанию и перешла на сторону врага.

с.38:

Оплакивая смерть Кенесары, поэт особенно скорбел, что после его смерти казахи лишились былого могущества и потеряли свою независимость:

Лишь ушел от нас на Кене -

День наш горестный наступил,

Без хозяев - ханов народ

В одиночестве загрустил.

И как будто крылья мои

Кто-то злобно переломил,

С золотым эфесом клинок

Словно камнями притупил.

Я теперь унижен совсем

И перед каждым страх затаил.

Прекрасно выразил великий казахский просветитель Абай Кунанбаев прогрессивную роль и значение освободительной борьбы Кенесары в истории казахского народа. «Аблай и Кенесары, - писал он, - герои казахского народа. Их деяния достойны восхваления, незабываемые деяния…».

с.14-15:

В составе войск Кенесары находились наиболее влиятельные, пользующиеся всеобщей известностью батыры из всех казахских жузов. Соратникам Кенесары были такие батыры, как:

- Ағыбай из рода Шұбыртпалы (Средний жуз, Қарқаралы)

- Жанайдар из рода Сүйіндік (Средний жуз, Баянаул)

- Анғал батыр из рода Атығай (Средний жуз, Көкшетау)

- Басығара батыр из рода Қыпшақ (Средний жуз, Ақмола)

- Иман Дулатов из рода Қыпшақ - дед Амангельді Иманова (Средний жуз, Торғай)

- Жоламан Тіленші из рода Табын (Младший жуз, Сырдария)

- Бұғубай батыр из рода Дулат (Старший жуз, Жетісу)

- Саурық батыр из рода Дулат (Старший жуз, Жетісу)

Об этих народных батырах, мужественно восставших за свободу и независимость своего народа, сложены замечательные народные песни, в которых воспеваются их легендарные подвиги.

Среди них имена Кенесары и его брата Наурызбая занимают в истории казахского народа почетное место как имена борцов, поднявших знамя освободительной борьбы казахов.

Среди прославленных батыров была сестра Кенесары - Бопай.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

А вот данные из казахских преданий о тех же событиях:

Согласно записанному М.Ж.Копеевым в конце 19 века казахскому преданию, кыргызские манапы обратились за советом к Орман хану, кочевавшему в то время на южных склонах Алатау – что делать с пленными Кенесары ханом и Наурызбай батыром.

Орман хан высказал свое мнение, что против их убийства, т.к. это не простые люди, а белая кость – чингизиды, торе. Что если они достигнут перемирия и взаимных соглашений, то пусть Кенесары изберут всекыргызским ханом и в таком случае он сам согласен сложить с себя ханство и подписаться под избранием Кенесары кыргызским ханом. Если же они не достигнут соглашения, то пусть сохранят им жизнь и берегут их.

Однако манапы (потомки Айтеке Жырыка – братья Жанкараш и Жантай, а также Жаманкара, братья Жанкабыл и Тлеукабыл) решили по-своему.

Народ сохранил память, что у кыргыза, который хотел было по приказу Жанкараш манапа отрубить Кенесары хану голову, рука беспричинно отказала и обвисла, а второй кыргыз, сумевший срубить голову Кенесары хану, тут же без причин свалился замертво. А когда его тело принесли домой, то беспричинно умерли и все члены его семьи, а позже и весь их род вымер.

Кенесары хану было 40 лет, Наурызбай батыру 24 года….

[Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. Т.9, С.162-163 (Сочинения на казахском языке)]

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

У знаменитого кюйши Таттимбета (Тәттімбет Қазанғапұлы) есть кюй "Бесторе", посвященный пятерым детям Касым хана: сыновьям Кенесары хану, батырам Наурызбаю, Есенгельды, Саржану и их сестре батырше Бопай.

Кюй представляет собой замедленный вариант кыргызских мелодий для комуза.

Этим самым кюй является иносказанием, переданным языком мелодии.

В основе кюя переживания автора - мелодия передает ярость и негодование, досаду и бурное возмущение. В звуках кюя прослеживается ход драматических событий от начала до конца. Путь, пройденный с боями, победы и предательство... Жесток и трагичен кульминационный момент кюя...

Жалко не могу прикрепить сам кюй для прослушивания, не нашел в Ин-те, может кто скинет?

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Казахи требуют от России вернуть останки легенадарного хана

[03-03-2010] В Алма-Ате создано движение «Вернем хана Кенесары!», сообщает «Central Asian News». Его участники намерены добиваться возвращения в Казахстан останков хана Кенесары — лидера национально-освободительного движения, который в XIX веке вел борьбу против царской колонизации.

Останки хана Кенесары, убитого в 1847 году, согласно распространенной версии, не были захоронены в одном месте. Его тело, как считается, погребено на территории Киргизии. Голова убитого хана вскоре после его смерти была передана российским властям. В дальнейшем, как считается, она могла быть отправлена в Кунсткамеру.

Членами нового движения стали политики и общественные деятели. В ближайшее время, как сообщил один из создателей объединения Нурлан Амрекулов, они планируют обратиться к российским властям (очевидно, с просьбой о передаче черепа погибшего хана) и собрать в поддержку своей инициативы несколько миллионов подписей.

Поиски останков хана Кенесары ведутся уже не один десяток лет, отмечает «Лента.Ru». Официальные лица Казахстана неоднократно обращались к России с просьбами вернуть его голову. Последний раз, как сообщало радио «Азаттык», в Кунсткамеру обратилось генеральное консульство республики в 2004 году. В полученном ответе говорилось, что «предмета «голова Кенесары», равно как и других предметов, относящихся к этому историческому деятелю, в фондах Музея антропологии и этнографии имени Петра Первого (Кунсткамере) не обнаружено».

Потомки хана Кенесары намерены продолжать поиски его останков, чтобы перезахоронить их на родине с надлежащими почестями. По мнению одного из потомков, философа Нурлана Амрекулова, когда голова и тело погибшего хана соединятся и будут погребены, в Казахстане наступит благоденствие.

http://www.islam.ru/rus/2010-03-03/

Примечание - Н.Амрекулов - из рода торе (чингизид).

Link to comment
Share on other sites

Еще раз по теме: Кенесары при Назарбаеве возвращать не будут.

Догадываюсь почему, но какова Ваша позиция?

Link to comment
Share on other sites

Позиция одна, голову нужно возвращать родственникам (не стоит политизировать вопрос), пусть по человечески похоронят.

Но при нынешней власти это не возможно.

Link to comment
Share on other sites

Какой вопрос?

Вроде я ответил. :blink:

Почему не будут возвращать:

"при Назарбаеве"

"при нынешней власти"

?

Link to comment
Share on other sites

А что непонятно?

Новая власть не хочет вспоминать о старой, основателями казахстана как государства считают теперь не Джанибека и Керея, а 01. Барельеф независимости показатель.

Link to comment
Share on other sites

Понятно, тоже так считаю. Вот видите, без политизации вопроса не обойтись, когда дело касается власти.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...