Перейти к содержанию
Гость Булган хангай

Рейд отряда Джебе и Субэдэя.

Рекомендуемые сообщения

 

После победы Джебе потребовал, в соответствии с обычаями и законами Ясы, у кыпчаков помощи людьми, лошадьми и фуражом. Кыпчакские беи сначала согласились, но они никогда не имели системы государственных налогов, никогда не подвергались поборам в пользу хана, поэтому возник конфликт. Видя, что монголы забирают лошадей и мулов, конфискуют их фураж, уводят их молодежь в свое войско, пополняя ряды убитых, кыпчаки взбунтовались. Они собрали все, что можно прихватить, и массами бежали из татаро-монгольского войска к своим родичам, кыпчакам, обитавшим в обширной равнине р. Тан (Дон). Это было дезертирство – проступок, непростительный в глазах монголов. Необходимо было вернуть их, казнить вожаков и наказать непонятливых. В это время пришло известие, что некий народ, по имени русы, взял кыпчаков под свое покровительство и поспешно вооружается. В то время многие кыпчакские ханы породнились с русскими князьями, естественно, те выступили на защиту своих родственников. Тогда татаро-монголы решили: этим русским надо дать хороший урок, чтобы они потеряли охоту защищать предателей и научились уважать законы Ясы.

 

Призванные на помощь устрашенными кыпчаками (половцами) объединенные русские князья и кыпчаки выступили в поход против татаро-монголов. На берегу реки Калки 25-тысячный татаро-монгольский отряд встретил 100-тысячное русское войско. Битва произошла в апреле 1223 г. и закончилась полным поражением русских. По­сле битвы в 1223 г. на Калке русские княжества могли быть присоединены к империи Чингиз-хана. Но он отозвал своих полководцев Джебе и Субетея обратно, так как территория русских княжеств не входили в кюктюркский каганат. В 1225г. Чингиз-хан ушел из Средней Азии  в Монголию.

 

http://www.altyn-orda.kz/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-ii/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кстати,что означает имя Субудай?Или как оно переводится?Известно,что он тувинец..и следовательно,имя тюркское..Не означает ли оно от слов Суу-вода,Будай-пшени

Какой тувинец? Он из монгол-урианхай. Племя урианхай одно из дарлигин-монгольских племен, нынче одно из 12 халха-монгольских отоков.

К стати среди халха-монголов есть прямые потомки Субедея...

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4717-potomki-znamenitykh-lichnosteisrednevekovykh-mo/

 

 

 

 К настоящим монголам Рашид-ад-дин относил урианхай, кунгират, уряут, ушин, сулдус, илдуркин, баяут,кингит,  [Рашид-ад-дин, 1952 а, с. 221].

 

Уважаемый! Субедей и Джелме наши предки, предки Тувинцев Уранхайцев, вы пишете халха уранхай, они тоже наши, только ассимилированные вашей халха среде и забывшие свои корни. Хотя они тоже участвуют в этногенезе Халха. А имя СУБЕДЕЙ это СУБЕ -СУМЕ оба равнозначны и означают совет, дей уменьшительно ласкательный суффикс. Что означает Советник на Русском!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Кстати,что означает имя Субудай?Или как оно переводится?Известно,что он тувинец..и следовательно,имя тюркское..Не означает ли оно от слов Суу-вода,Будай-пшени

Какой тувинец? Он из монгол-урианхай. Племя урианхай одно из дарлигин-монгольских племен, нынче одно из 12 халха-монгольских отоков.

К стати среди халха-монголов есть прямые потомки Субедея...

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4717-potomki-znamenitykh-lichnosteisrednevekovykh-mo/

 

 

 

 К настоящим монголам Рашид-ад-дин относил урианхай, кунгират, уряут, ушин, сулдус, илдуркин, баяут,кингит,  [Рашид-ад-дин, 1952 а, с. 221].

 

Уважаемый! Субедей и Джелме наши предки, предки Тувинцев Уранхайцев, вы пишете халха уранхай, они тоже наши, только ассимилированные вашей халха среде и забывшие свои корни. Хотя они тоже участвуют в этногенезе Халха. А имя СУБЕДЕЙ это СУБЕ -СУМЕ оба равнозначны и означают совет, дей уменьшительно ласкательный суффикс. Что означает Советник на Русском!

 

 

 

 

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 Уважаемый! Субедей и Джелме наши предки, предки Тувинцев Уранхайцев, вы пишете халха уранхай, они тоже наши, только ассимилированные вашей халха среде и забывшие свои корни. Хотя они тоже участвуют в этногенезе Халха. А имя СУБЕДЕЙ это СУБЕ -СУМЕ оба равнозначны и означают совет, дей уменьшительно ласкательный суффикс. Что означает Советник на Русском!

:D

Яркий пример..Среди халхасцев есть наши кыргызы(хирхис) ассимилированные в халха среде и забывшие свои корни наверняка участвовали в этногенезе халха....Если бы к примеру Субедей был из хирхисов халха-монгол,то к кому бы тогда причислили его?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый! Субедей и Джелме наши предки, предки Тувинцев Уранхайцев, вы пишете халха уранхай, они тоже наши, только ассимилированные вашей халха среде и забывшие свои корни. Хотя они тоже участвуют в этногенезе Халха. А имя СУБЕДЕЙ это СУБЕ -СУМЕ оба равнозначны и означают совет, дей уменьшительно ласкательный суффикс. Что означает Советник на Русском!

Кстати на "Хамаг Монгол"(не помню только в каком) тывинский певец говорил про Субедей..Не уверен на 100%,но мне кажется он подчеркнул о тувинском происхождении Субедея..Навряд ли он это сказал бы не опираясь на какие нибудь источники касающиеся Субедея..

Уважаемый Эр-Сурге,вы видели этот сюжет?Если да,то не смогли бы дать точные перевод его(певца-тывинца)слов с этого концерта?Был бы признателен.. :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 Уважаемый! Субедей и Джелме наши предки, предки Тувинцев Уранхайцев, вы пишете халха уранхай, они тоже наши, только ассимилированные вашей халха среде и забывшие свои корни. Хотя они тоже участвуют в этногенезе Халха. А имя СУБЕДЕЙ это СУБЕ -СУМЕ оба равнозначны и означают совет, дей уменьшительно ласкательный суффикс. Что означает Советник на Русском!

:D

Яркий пример..Среди халхасцев есть наши кыргызы(хирхис) ассимилированные в халха среде и забывшие свои корни наверняка участвовали в этногенезе халха....Если бы к примеру Субедей был из хирхисов халха-монгол,то к кому бы тогда причислили его?

 

Хиргисам.Потому что хиргисы среди них нет.Также кипчаутских ханов-баяутов  причисляю к монголам.

 

:D

 

 К настоящим монголам Рашид-ад-дин относил урианхай, кунгират, уряут, ушин, сулдус, илдуркин, баяут,кингит,  [Рашид-ад-дин, 1952 а, с. 221].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый, писмейкер! Вот вам такой вопрос? Рашид-Ад-Дин пишет, что монголы называют китайскую стену уткуг, у меня это родное слово с корнем, а у вас есть лексике это слово, и что означает? Если у вас нету в лексике, кто тогда настоящий монгол, я уранхай тыва или вы халха? Вообще-то мы вас называем калга, если посмотреть древнетюркский словарь, там так и написано калга, мы правильно называем вас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый, писмейкер! Вот вам такой вопрос? Рашид-Ад-Дин пишет, что монголы называют китайскую стену уткуг, у меня это родное слово с корнем, а у вас есть лексике это слово, и что означает? Если у вас нету в лексике, кто тогда настоящий монгол, я уранхай тыва или вы халха? Вообще-то мы вас называем калга, если посмотреть древнетюркский словарь, там так и написано калга, мы правильно называем вас.

si3cr9y9.jpg

 

өтөг, бууц, аргал - навоз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

өтөг, бууц, аргал - навоз.

 

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Уважаемый, писмейкер! Вот вам такой вопрос? Рашид-Ад-Дин пишет, что монголы называют китайскую стену уткуг, у меня это родное слово с корнем, а у вас есть лексике это слово, и что означает? Если у вас нету в лексике, кто тогда настоящий монгол, я уранхай тыва или вы халха? Вообще-то мы вас называем калга, если посмотреть древнетюркский словарь, там так и написано калга, мы правильно называем вас.

si3cr9y9.jpg

 

өтөг, бууц, аргал - навоз.

 

Амыр! по Тувински өдек это навоз кошары, оттуда мы снимаем пласты көржең для последующей сушки с таким образом на фото и топки зимой. Конский навоз-хомук, барана-хоргал. 

 А слово уткуг-встречающее место, искусственное сооружение или место для встречи гостей или врага. Корень удур-навстречу, удурланыр-сопротивляться, уткуур -встречать и т.д. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр! по Тувински өдек это навоз кошары, оттуда мы снимаем пласты көржең для последующей сушки с таким образом на фото и топки зимой. Конский навоз-хомук, барана-хоргал

 

 А слово уткуг-встречающее место, искусственное сооружение или место для встречи гостей или врага. Корень удур-навстречу, удурланыр-сопротивляться, уткуур -встречать и т.д. 

У кыргызов тоже коргол-это бараний помет.Есть даже национальная игра тогуз коргол..:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Амыр! по Тувински өдек это навоз кошары, оттуда мы снимаем пласты көржең для последующей сушки с таким образом на фото и топки зимой. Конский навоз-хомук, барана-хоргал

 

 А слово уткуг-встречающее место, искусственное сооружение или место для встречи гостей или врага. Корень удур-навстречу, удурланыр-сопротивляться, уткуур -встречать и т.д. 

У кыргызов тоже коргол-это бараний помет.Есть даже национальная игра тогуз коргол.. :)

 

Очень странно. :blink:

 

У монголов "хоргол", а у тюрков " хомалак" как я знал и думал всегда.

Если у казахов и кыргызов "коргол" - то это точно влияние  монголов, имхо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень странно. :blink:

У монголов "хоргол", а у тюрков " хомалак" как я знал и думал всегда.

Если у казахов и кыргызов "коргол" - то это точно влияние  монголов, имхо.

Юдахин Кыргызско⇒Русский словарь : http://tili.kg/dict/#%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BB

Коргол - помёт (овечий, козий, верблюжий);

коргол токтот- класть овечий катышек на верхнюю сторону альчика, когда он стоит в положении жантык

тогуз коргол девять овечьих катышков (сложная киргизская настольная игра, отдалённо напоминающая шахматы: девять шариков и доска с двадцатью лунками; две лунки - казна - в игре не участвуют, а служат для складывания шариков; для выигрыша требуется определённый расклад шариков по лункам);

коргол таштары шарики, употребляемые в игре тогуз коргол;

коргол менен күн санап с нетерпением ожидая (букв. отсчитывая дни шариками).

 

Кумалак - 1. катышек (овечий, козий или верблюжий помёт);

бир кумалак бир карын майды булгайт (или чиритет) погов. ложка дёгтя в бочке мёда (букв. один катышек портит целый кутырь масла);

2. кругленькие камешки;

таштан тандап кырк бир кумалак терип алды из камней он собрал сорок один кругленький камешек (для гадания);

тогуз кумалак то же, что. от→ тогуз коргол (см.→ коргол).  http://tili.kg/dict/#%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень странно. :blink:

У монголов "хоргол", а у тюрков " хомалак" как я знал и думал всегда.

Если у казахов и кыргызов "коргол" - то это точно влияние  монголов, имхо.

құмалақ : http://szd.kz/PMPet2

1) катышек (овечий, козий или верблюжий помет)

әр жерден қойдың құмалақтары көрінеді → там и сям видны овечьи катышки

2) кругленькие камешки или катышки (для гадания)

құмалақты ақ матаға ашады → катышки кладут на белой ткани

құмалақ салу → фраз. гадать на катышках

тоғыз құмалақ → спорт. девять катышков (национальная настольная игра, отдаленно напоминающая нарды)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

өтөг, бууц, аргал - навоз.

 

Чем гадать с навозом, что Великая стена могла быть построена из навоза и названа им :) , я обратился непосредственно к оригинальному упоминанию термина у Рашид ад-Дина в издании Казвини (т.1, кн.2, с.8): 

 

"... Государи Китая считали племя онгут своим вассалом и своим искренно преданными рабами [«банден мухлис»]. Они поручили им охранять ворота стены "ауткух" ["букур кыя"]. Однако их правитель Алакус-тегин помог Чингиз-хану открыв ворота стены..." 

 

Летописец дает нам два точных термина, в которых я усматриваю прозрачные тюркские лексемы:

 

1) "ауткух" - думаю это название прохода в стене и означало "проход", например, в казахском языке это "өткөл", которое может произноситься и как "өткөк";

2) "букур кыя" - думаю это название самой стены по ее силуэту, внешним очертаниям и означало "изогнутая, кривая даль, возвышение", например, в казахском языке это "бүкүр қия".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монголов "хоргол"

 

Если это монгольское слово, то почему образующий его корень тюркский? ;)

 

"qurĝa"- сухой, высохший.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

өтөг, бууц, аргал - навоз.

 

Чем гадать с навозом, что Великая стена могла быть построена из навоза и названа им :) , я обратился непосредственно к оригинальному упоминанию термина у Рашид ад-Дина в издании Казвини (т.1, кн.2, с.8): 

 

"... Государи Китая считали племя онгут своим вассалом и своим искренно преданными рабами [«банден мухлис»]. Они поручили им охранять ворота стены "ауткух" ["букур кыя"]. Однако их правитель Алакус-тегин помог Чингиз-хану открыв ворота стены..." 

 

Летописец дает нам два точных термина, в которых я усматриваю прозрачные тюркские лексемы:

 

1) "ауткух" - думаю это название прохода в стене и означало "проход", например, в казахском языке это "өткөл", которое может произноситься и как "өткөк";

2) "букур кыя" - думаю это название самой стены по ее силуэту, внешним очертаниям и означало "изогнутая, кривая даль, возвышение", например, в казахском языке это "бүкүр қия".

 

бохир хаяа..-грязная даль.

бохир-тоже навоз..

хуурай-сухой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

қурай

I. курай (стебель высоких травянистых растений)

мұнда қурай көп өседі → тут растет много курая

қара қурай → фраз. конопля

қуыс қурай → лопух; репейник

қызыл қурай → красный курай (травянистое растение, из которого делают кураи)

шай қурай → зверобой

II. курай (духовой музыкальный инструмент, который обычно изготовляют из пустотелого стебля травянистого растения)

ол қурайда да жақсы ойнайды → он хорошо играет и на курае

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

куурай

курай (составная часть названия многих травянистых растений);
сары баш куурай гулявник;
сагыз куурай хондрилла;
кара куурай конопля;
түтүк куурай тысячелистник;
куу куурай чернобыльник (из него делали трут);
чай куурай зверобой (растение);
дан куурай малина;
түлкү куурай астрагал Сиверса;
көтөн куурай тяньш. название травянистого растения с очень толстым стеблем;
кызыл куурай название травянистого растения, из которого делают свирели;
сүт куурай то же, что. от→ сүттүкөн;
тал куурай южн. то же, что. от→ ат кулак (см.→ кулак I);
кызыл куурай аралагандай кылдым я действовал напролом, расталкивая, громя всех и вся (напр. своих оппонентов неопровержимыми фактами);
куурай сан
1) тонконогий, сухоногий;
2) заморыш; бессильный;
богума куурай саялбайт груб. он у меня и пикнуть не смеет (букв. в моё дерьмо былинку не смеет воткнуть).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Часть первая
ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ

1. СИЛА СЛУХОВ

Бог один ведает, кто они и откуда пришли.

Новгородская летопись. 1223 г.

В христианском мире один из первых слухов о монголах передает армянский историк Киракос Гандзакеци: в 1220г. «нежданно-негаданно появилось огромное множество войск в полном снаряжении и, пройдя быстрым ходом через Дербентские ворота, пришло в Агванк, чтобы оттуда проникнуть в Армению и Грузию. И все, что встречалось им в пути, - людей, скот и вплоть до собак даже - они предавали мечу. <...> И распространилась о них ложная молва, будто они - моги и христиане по вере, [будто] творят чудеса и пришли отомстить мусульманам за притеснение христиан; говорили, будто есть у них церковь походная и крест чудотворный; и, принеся меру ячменя, они бросают ее перед крестом, [затем] оттуда все войско берет [корм] для лошадей своих, и [ячмень] не убавляется; а когда все кончают брать, там остается ровно столько же. Точно так же и с продовольствием для людей. И эта ложная молва заполнила страну» (Киракос Гандзакеци. 11)1. Стремительное вторжение на Кавказ было лишь разведывательным рейдом двух отрядов под руководством прославленных полководцев Чингис-хана - Субедея и Джебе.

Киракос Гандзакеци был не единственным автором, кто критически отнесся к первым известиям о монголах. Многие современники событий оценивали слухи о монголах как ложные. Арабский историк Ибн аль-Асир, писавший со слов очевидцев о монгольском нашествии на государство хорезмшаха, свидетельствует: «Рассказывали мне про них такие вещи, которые едва можно слушать: они ложны вследствие страха, который Аллах вселил в сердца людей» (Ибн аль-Асир, с. 42). Личный секретарь хорезмского султана Джелал ад-Дина ан-Насави передает один из таких слухов: тюрки в войске султана «считают, что татары не из рода людского, не знают страха, нет на них следа мечей и не уходят они, ибо на них не действуют копья» (ан-Насави. 36).

Сообщение русских послов о первом появлении неизвестного азиатского народа на границах Руси в 1223 г. облетело все русские княжества и в том же году достигло западноевропейских стран. «Том же лете, по грехом нашим, придоша языци незнаеми, их же добре никто же не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и котораго племене суть, и что вера их <...>»; «Бог един весть, кто суть и отколе изидоша <...>: мы же их не вемы, кто суть <.„>»; «<...> и не сведаем, откуду суть пришла, и где ся деша опять; бог весть, отколе приде на нас, за грехы наша» (НПЛ, с. 43). Это известие отразилось в западных хрониках в почти дословной передаче. Цезарий Гестербахский в 47-й главе X книги своей хроники пишет о битве на реке Калке: «В прошедшем году еще какой-то народ вошел во владения Руссов и истребил там весь народ унамский: нам неизвестно, что это за народ, откуда идет и куда стремится»2. В тексте - ипат, возможно, речь о кунах, одном из кипчакских племен. Тех кипчаков, которые ушли на Дунай, венгры называли их именем - кунами, но одновременно появилось другое их название - команы, как полагают, по имени одного из их вождей3.

В «Истории французского королевства» при описании событий 1236 г. говорится о страхе, вызванном во Франции известиями о татарах (HRF. Т. XXVI. Р. 604-605). В той же хронике приводится обращение к Людовику IX магистра тамплиеров Понса де Обон, указывающего, что, если татары не будут сокрушены, ничто их не остановит на пути к Франции (Понс де Обон, с. 7). «<...> Тут впервые прошел слух по земле нашей, что нечестивое полчище тартарейское многие земли разорило; истинно ли это, будущее покажет» (Английские источники, с. 98). Эта весть занесена в анналы Мельрозского монастыря в Южной Шотландии в 1238 г. Хроника бенедиктинского монастыря Святого Эдмунда содержит сообщение, датируемое 1239 г.: «Племя нечестивое, тартаринс называемое, которое недавно нахлынув с островов, наводнило собою поверхность земли, опустошило Венгрию с прилежащими к ней областями» (Английские источники, с. 101). Таковы были самые ранние слухи о монгольском нашествии на Восточную Европу, докатившиеся до крайних пределов Запада - Британских островов. Авторы этих хроник не только не представляют масштабов азиатского вторжения, они не знают ни точного имени завоевателей, ни откуда те пришли. Согласно хронике города Сплита, в 1239 г. появилась звезда с ярким хвостом, которая зависла на севере, оставаясь неподвижной много дней над Венгерским королевством, и казалась знамением предстоящего великого события. В эти самые дни, по словам очевидца, всеобщим достоянием стала печальная весть о том, что несущее погибель племя тартар обрушилось на христианские пределы, напав на русские земли, но многие считали это сообщение вздорным (см.: Фома Сплитский. XXXIII).

Что же показало будущее? Не прошло и трех лет, как в 1241 г. «полчища тартареев» разгромили рыцарские армии Польши, Германии и Венгрии и, сея панику в Европе, стремительно продвинулись к берегам Адриатического моря. Вспоминая события этих лет, сплитский архидьякон Фома писал: «На пятый год царствования Белы, сына короля Венгрии Андрея, и на второй год правления Гаргана губительный народ тартар приблизился к землям Венгрии. А ведь тому уже было много лет, как слух об этом народе и ужас перед ним распространились по всему свету. Они прошли от восточных стран до границ рутенов, разоряя земли, которые они пересекали» (Фома Сплитский. XXXVI). Во время западного похода, когда монголы во главе с Каданом подошли к городу Сплиту, среди горожан, по словам Фомы Сплитского, стали распускаться нелепые слухи: одни утверждали, что монголы сооружают громадные машины и множество военных орудий, с помощью которых будут разрушать города; другие уверяли, что они собирают в кучи землю и камни наподобие гор и, оказываясь таким образом выше городов, легко ими завладевают (Фома Сплитский. XXXIX). На самом деле «нелепые слухи» не являются таковыми. Монголы действительно обладали невероятными возможностями для взятия самых неприступных городов. Вот, например, тактика осады неприступной крепости Мансуркух в Хорасане. По словам Ибн аль-Асира, монголы осаждали крепость шесть месяцев и было убито множество их воинов. «Видя это, царь их приказал собрать, сколько можно было, мелкого и крупного леса. Сделав это, они стали класть слой дерева, а поверх его слой земли, и не переставали [делать] это до тех пор, пока образовался высокий холм напротив крепости» (Ибн аль-Асир, с. 29). Возникает вопрос о путях распространения подобных слухов в пространстве Евразии. Южносунский дипломат Чжао Хун писал в 1221 г. о том, как монголы с помощью пленного населения засыпают рвы (см. коммент. 33.2). Дело, разумеется, не в сооружении каких-то мифических гор напротив осаждаемых городов и не в обыденной практике осадных работ. Монгольские армии имели на вооружении специальные катапульты и прочие механизмы, поражающие своими размерами. Совершенной новостью было использование ими пороховых зарядов. Особенностью монгольской тактики было массовое привлечение пленных при организации осад городов. «[Некоторых] используют для обслуживания [колесниц, напоминающих] гусей, куполов для штурма, катапультных установок и других [работ]. [При этом татары] не щадят даже десятки тысяч человек. Поэтому при штурме городов и крепостей [они] все без исключения бывают взяты» (Мэн-да бэй-лу, с. 67). Чжао Хун в своем описании указывает на использование монголами китайских специалистов, обслуживавших механизмы при осаде городов: колесниц с возвышением для доставки штурмующих на городские стены, куполов для штурма и камнеметных машин. Ан-Насави пишет, что при осаде городов монголы использовали защитные стены (матарис),подвижные башни (даббаба), катапульты и тараны. При осаде Нишапура в 1222 г. монголы установили 200 катапульт (ан-Насави. 23)4.

Вернемся к событиям в Европе, правители которой имели, видимо, смутные представления о том, какие битвы разворачивались в пространстве Евразии. К этому времени монголы покорили половину континента и слухи о них распространялись, как эпидемия, один мрачнее другого. «Явился некий народ, называемый тартарами, сыны Измайловы, вышедшие из пещер числом до 30 миллионов и более» - эти малодостоверные сведения анналов Тьюксберийского монастыря относятся к 1240 г. (Английские источники, с. 106). Под тем же годом известие о монголах значится в английском средневековом сочинении «Деяния королей»: «Бесчисленное множество варваров, нахлынув с востока, все королевства, вплоть до Венгрии и Руси, невзирая ни на образ жизни, ни на вероисповедание, без различия уничтожило. Они зовутся тартарами» (Английские источники, с. 104). Какими были реальные масштабы разорения, установить почти невозможно, ведь большинство свидетельств современников написаны рукою страха. Византийский историк Георгий Пахимер вспоминает случай, породивший необычную панику в городе Никее: вынесена была для поклонения икона Божией Матери, за нею шло множество женщин, возглашавших молитву о заступлении от персов и монголов; окружающие приняли их возгласы за свидетельство о вторжении врагов, и город охватила паника (Георгий Пахимер, с. 228). «Некогда Иоанн Дука, только еще прослышав о славе их, - пишет Георгий Пахимер, - велел снабжать крепости съестными припасами <...>. А жертвователям приказал, - после святых икон вписывать в книгу пожертвований и оружие; ибо нельзя знать, когда двинется из своих ущелий этот народ и с каким расположением, - мир ли принесет он или войну. Эти люди до такой степени были тогда неизвестны, что многие представляли их с собачьими головами; рассказывали, что они питаются отвратительною пищей и даже едят человеческую плоть» (Георгий Пахимер, с. 123).

Минуло более семи столетий, но до сих пор между исследователями не утихают споры о смысле и значении монгольского вторжения. Каждое столетие устами историков дает свой ответ на этот непростой вопрос. Сегодня необычайно трудно разобраться, что было ложным, а что истинным в рассказах об азиатских кочевниках5. Не исключено, что слухи о непобедимости армий Чингис-хана были умело созданы самими монголами. Так или иначе, эффект превзошел все ожидания. Вспоминается древнее изречение: «Миром правят слухи».

В Армении в городе Харберте в 1236 г. неизвестный инок сделал памятную запись на полях Евангелия: «Нас постиг страшный божий гнев, появились с востока дикообразные, жестокие и кровожадные люди <...>. Их отношение к людям было беспощадней, чем у зверей, и их настоящее имя было Харататар» (Армянские источники, с. 44).

В 1238 г. ко двору французского короля Людовика IX прибыло мусульманское посольство с сообщением о том, «что с северных гор устремилось некое племя человеческое, чудовищное и бесчеловечное, и заняло обширные и плодородные земли Востока, опустошило Великую Венгрию и с грозными посольствами разослало устрашающие послания» (Английские источники, с. 135). Вызывавшие панику военные поражения и слухи были страшны, как предвестники конца света. Ужас, охвативший средневековую Европу, не поддается описанию. Казалось, что сбылось мрачное предсказание Апокалипсиса о пришествии сатанинских полчищ и начале «страшного суда». Как смерч из глубин Азии вырвался неизвестный воинственный народ - «тартареи». Этим именем средневековые писатели называли монголов. И первые известия о них внушали европейцам немалые опасения. Видимо, на воображение ученых монахов произвела сильное впечатление случайная игра слов: «тартары» и «Тартар»6. В послании папы Иннокентия IV патриарху Аквилеи (от 21 июля 1243 г.) содержится просьба побудить христиан Тевтонии к тому, чтобы они «подняли знамя креста против посланников Сатаны и служителей Тартара» (RPR. № 11096). Согласно Исидору Севильскому, автору первой средневековой энциклопедии (VI в.), Тартар был местом вечного холода и оцепенения, в темноту которого не проникает даже свет солнца. Там не дуют ветры и не возникают под воздействием лучей испарения. Одно напоминание об этом слове вызывало боязнь, ужас и слезы. В античной традиции «Тартар» описывался как пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида - царства мертвых; Тартар отгорожен медной стеной и ночь окружает его в три ряда. Бездны Тартара страшатся даже боги7.

С нарастанием монгольского натиска невероятные слухи множатся и достигают своего апогея к 1241 г. Короли, герцоги и архиепископы обмениваются тревожными посланиями, содержание которых проливает свет на состояние умов христианских правителей. Обратимся к некоторым письменным свидетельствам.

Одно из первых в западной традиции подробных описаний монголов сохранилось в «Великой хронике» Матфея Парижского. Осведомленность Матфея, монаха бенедиктинского монастыря в Сент-Олбансе, неудивительна, ибо он имел доступ к архиву короля Англии Генриха III. В одном из писем, адресованных королю, о монголах утверждалось, что «головы у них слишком большие и совсем несоразмерные туловищам. Питаются они сырым мясом, также и человеческим. Они отличные лучники. Через реки они переправляются в любом месте на переносных, сделанных из кожи лодках. Они сильны телом, коренасты, безбожны, безжалостны. Язык их неведом ни одному из известных нам народов. Они владеют множеством крупного и мелкого скота и табунов коней. А кони у них чрезвычайно быстрые и могут трехдневный путь совершить за один день. Дабы не обращаться в бегство, они хорошо защищены доспехами спереди, а не сзади. <...> В войне они непобедимы, в сражениях неутомимы <...>. Пролитую кровь своих животных они пьют, как изысканный напиток. Когда нет крови, они жадно пьют мутную и даже грязную воду <...>. Они ведут с собой стада свои и жен своих, которые обучены военному искусству, как и мужчины. Стремительные, как молния, достигли они самых пределов христианских и, учиня великое разорение и гибель, вселили во всех невыразимый страх и ужас. Вот почему сарацины возжелали заключить союз с христианами и обратились к ним, чтобы объединенными силами они смогли противостоять этим чудовищным людям. Полагают, что эти тартары, одно упоминание которых омерзительно, происходят от девяти племен, которые последовали, отвергнув закон Моисеев, за золотыми тельцами и которых сначала Александр Македонский пытался заточить среди крутых Каспийских гор смоляными камнями. Когда же он увидел, что это дело свыше человеческих сил, то призвал на помощь бога Израиля, и сошлись вершины гор друг с другом и образовалось место, неприступное и непроходимое <...>. Однако, как написано в «Ученой истории»8, они выйдут незадолго до конца света, чтобы принести людям великие бедствия» (Английские истопники, с. 138). Итак, какие бы деяния ни совершали монголы, они будут восприниматься на Западе через призму апокалиптической «теории катастроф», в ожидании вселенской битвы Христа с Антихристом и конца земной истории9. Любопытно, однако, что многие подробности этого описания окажутся достоверными.

Сила слухов, подкрепленная библейской традицией описания стихийных бедствий, была такова, что в некоторых деталях они закрепились в сознании европейских ученых до наших дней. Апокалиптический сценарий нашествия, созданный интеллектуалами XIII в., преследовал единственную цель - найти место монголам в христианской картине мира. И в результате проявление неизвестной и враждебной силы получило не только объяснение, но и оправдание. С этой точки зрения, активное и, как правило, неосознанное использование современными исследователями литературных формул XIII в. для воссоздания «исторических» описаний встречи двух культур выглядит более чем странно. Какие у нас есть основания, чтобы придать сакральной хронике событий, реализующей ментальные установки исчезнувшей эпохи, статус достоверных сообщений? Кризисная ситуация, охватившая христианский мир в середине XIII в., почти мгновенно достигла пикового развития и столь же быстро потеряла напряжение. Кризис имел глубокую ментальную составляющую; амплитуда страха зависела не от реальных факторов, а определялась апокалиптическим видением мира.

Разрыв традиционных торговых связей между Востоком и Западом, непобедимость монголов и, казалось, сбывшиеся пророчества о конце света вселяли ужас в сердца европейской элиты. Возможно, стремление справиться каким-то образом с волной страха объяснит нам скрытые причины первых дипломатических посольств из Европы к великому хану монголов. Впервые Евразийский континент ощутил себя единой целостностью и для Запада стало жизненно важной потребностью узнать реальности мифического Востока. Из лабиринта слухов был только один выход - отправить представителей нищенствующих орденов в самое сердце Азии для диалога с предводителем кочевых полчищ. И такая встреча состоялась. Миссией, открывшей Азию Европе, стало посольство, направленное к монголам папой Иннокентием IV в 1245 г. Посол папы францисканец Иоанн де Плано Карпини и его спутник брат Бенедикт Поляк достигли монгольской кочевой столицы Сира Орда, близ Каракорума, южнее озера Байкал, и по возвращении описали свое путешествие. Сочинение брата Иоанна было название им «Книга о Тартарах». Это повествование сохранилось до наших дней в двенадцати рукописях XIII и XIV вв. и представляет уникальное свидетельство европейца о культуре и обычаях монголов и иных азиатских народов. Отчет брата Бенедикта лег в основу «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа (сохранился в рукописи XV в.).

Истинной целью их странствия был сбор достоверных сведений. Столь же важной для францисканцев была проповедь Евангелия среди племен, которые, по их мнению, никогда не слышали слова Божьего. Как уже сказано, путешествие западной миссии к границам познанного мира призвано было снять напряжение ожидаемой вселенской катастрофы. В мифологических представлениях средневековых европейцев Азия была тем пространством, откуда в Судный день появятся дикие орды, несущие гибель миру.

Миссия выполнила свою «терапевтическую» роль. В год возвращения миссии европейцы открыли для себя новый неизведанный континент и множество новых народов - китайцев, тибетцев, уйгуров, киргизов, найманов. Благодаря свежим известиям францисканцев монголы будут вписаны в круг культурных народов, с которыми возможно не только общение, но и заимствование множества их достижений. Потрясение, вызванное вторжением монголов, сменится пристальным интересом к истории степной азиатской империи, и папская курия начнет скрупулезный сбор сведений, чтобы следить за малейшими нюансами политики новых властелинов мира. Аналогичная работа по сбору всевозможных сведений о европейцах велась и в канцелярии великого хана монголов. Это одна из самых неизвестных страниц в истории контактов Востока и Запада в Средние века. «Книга о Тартарах» и «История Тартар», рожденные как ответ на таинственную игру мировых слухов, явятся опровержением этих слухов. Именно поэтому они тщательно копируются в десятках монастырских библиотек Запада. В середине XIII в. сочинение брата Иоанна почти целиком включается в знаменитую историческую энциклопедию Винцента из Бове10; нунций апостольского престола к «тартарам и другим народам Востока» приковывает к себе внимание всего образованного христианского мира. Армянский дипломат Смбат Спарапет в письме кипрскому королю Генриху Лузиньяну, написанном им в 1247 г. по пути в Каракорум, сообщаете целях папской миссии и ответе хана (см. коммент. 55). Сочинения францисканцев самим фактом своего появления представляют загадку столетия катастроф. Обстоятельствам рождения этих книг и будет посвящено дальнейшее исследование. В занимательных записках наблюдательных путешественников, насыщенных удивительными подробностями быта и привычек кочевников, нет страха перед монголами. Европейцы, посланные в Тартар, вернулись оттуда живыми.

Начиная с XIII в., Европа каждое столетие посылала своих гонцов в глубины Азии, и эта традиция не утратила своего значения до Нового времени. Средневековые сообщества периодически испытывали потребность знать, что творится за гранью освоенного ими пространства. Ведь, к примеру, социальный стереотип о средневековых монголах, доживший до наших дней, связан с впечатлением о крайней жестокости последних, тогда как в реальности они очень часто проявляли себя вполне терпимыми по отношению к чужеземцам и их вере и были довольно восприимчивыми к влияниям извне.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О роли Субэдэя

По этому поводу читаем у Э. Хара-Давана: «Если сопоставить великий заход в глубь неприятельского расположения армий Наполеона и армий не менее великого полководца Субедея, — пишет г. Анисимов, — то мы должны признать за последним значительно большую проницательность и больший руководительский гений. И тот и другой, ведя в разное время свои армии, были поставлены перед правильным разрешением вопросов тыла, связи и снабжения своих полчищ. Но только Наполеон не сумел справиться с этой задачей и погиб в снегах России, а Субедей разрешал ее во всех случаях оторванности на тысячу верст от сердцевины тыла»

и далее

Не стоит никому доказывать, что мероприятия, разработанные монгольскими полководцами и политиками на грани XII–XIII веков и относящиеся к приемам ведения войны в высшем их понимании, будь то:
1) разведка и тщательное планирование предстоящих операций;
2) бесперебойная и четко действующая система связи;
3) непосредственное устройство войска, десяток — сотня — тысяча — тумен, основанное на единоначалии и строжайшей дисциплине;
4) постоянное усовершенствование технической части, перевооружение и накопление арсеналов;
5) поощрение нестандартных эффективных решений командиров;
6) постоянное нахождение в боевой готовности и непрекращающиеся маневры-учения, остались актуальными для любой из нынешних армий.
Соблюдая эти непреложные истины, которые, без сомнения, и Субэдэем, и Чингисханом заимствованы у их более ранних предшественников и противников, но доведенные до совершенства, современные армии всегда будут боеспособны и, как надеется автор, употребят это во благо всеобщей безопасности.

В. А. Злыгостев Субэдэй. Всадник, покорявший вселенную

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По Сокровенному Сказанию Чингиз
§ 262. А Субеетай-Баатура он отправил в поход на север*, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов как-то: Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Мачжарат, Асут, Сасут, Серкесут, Кешимир, Болар, Рарал (Лалат), перейти через многоводные реки Идил и Аях, а также дойти до самого города Кивамен-кермен. С таким повелением он отправил в поход Субеетай-Баатура.

* От Ирана, где в это время находилось войско Субэдэя

§ 269. В год Мыши (1228)

§ 270. …Огодай, по предварительному соглашению со своим старшим братом Чаадаем, отправил Оготура и Мункету в помощь Чормахану, который продолжал военные действия против Халибо-Солтана, не законченные еще при его родителе, Чингис-хане. Точно так же он отправил в поход Бату, Бури, Мунке и многих других царевичей на помощь Субетаю, так как Субетай-Баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингис-хане, а именно – народов Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Opycyт, Асут, Сесут, Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар, Келет, а также и городов за многоводными реками Адил и Чжаях, как то: Мекетмен, Кермен-кеибе и прочих. При этом на царевича Бури было возложено начальствование над всеми этими царевичами, отправленными в поход, а на Гуюка – начальствование над выступившими в поход частями из Центрального улуса.

Козин С.А. Сокровенное Сказание. Монгольская хроника 1240 г.

Для полного представления привожу хронологию походов Субэдэя из книги В. А. Злыгостев Субэдэй. Всадник, покорявший вселенную.
мелким шрифтом по тексту этой же книги.

 

Хронология

1155 (1162)

• Родился Тэмуджин (Чингисхан).

1175

• Родился Чаурхан-Субэдэй.

1178

• На службу к Тэмуджину поступает брат Чаурхан-Субэдэя Джэлмэ.

1189

• Первое упоминание о Чаурхан-Субэдэе в «Сокровенном сказании монголов».

• Избрание Тэмуджина ханом с титулом Чингисхан.

• Чаурхан-Субэдэй дает клятву на инаугурации Чингисхана.

• Начало службы в качестве турхауда кешига (дневной стражи гвардии хана).

1190

• Джамуха наносит поражение Чингисхану у Далан-Балд-жуд.

1190–1194

• Чаурхан-Субэдэй — сотник кешига.

• Назначение Чаурхан-Субэдэя «домашним учителем», наставником чингисидов.

1195–1196

• Разгром Чингисханом и Тогорилом татар у р. Ульчжэ.

• Чаурхан-Субэдэй отмечен титулом «багатур».

1198

• Разгром обока тункаит.

• Победа над меркитами у горы Муручэ.

1199

• Начало войны с найманами, сражение у озера Улунгур (Кызыл-Баш).

1200

• Подчинение тайджуитов.

• Битва при Койтэне, Джэбэ приходит на службу к Чингисхану.

1202

• Уничтожение татар.

• У Субэдэя родился сын Урянхатай.

• Чингисхан терпит поражение от кераитов при Мао-Ундур.

• Клятва на берегу озера Балджун.

1203

• Уничтожение Тогорила (Ван-хана). Подчинение кераитов.

1204

• Весна. Курултай в долине Темен-керее, начало крупномасштабной реформы монгольского войска.

• 16 июня. Битва у Хангая, разгром найманов.

1205

• Гибель Джамухи.

• Поход Субэдэя против меркитов в восточный Дешт-и-Кипчак.

• Набег Елюй Ахая на тангутов, начало монгольской экспансии.

1206

• Весна. Курултай у истоков р. Онон. Чингисхан, подтверждая свой титул, провозглашен Великим кааном.

• Создание Монгольского государства.

• Субэдэй пожалован в тысячники и назван в первой десятке главнейших сподвижников Чингисхана.

1207

• Поход Джучи против «лесных народов».

1208

• Субэдэй уничтожает Тохтоа-беки на р. Бахтурме.

1209

• Субэдэй участвует в походе Чингисхана, направленном против тангутов.

1210

• Субэдэй «приводит к покорности» Хасара.

• Расправа над верховным шаманом Тэб Тэнгри.

• Субэдэй получает в постоянное ведение тумен.

1211

• Весна. Вторжение в пределы империи Цзинь.

• Май — июнь. Битва при Е-ху-лине.

• Сентябрь — октябрь. Битва в Сюаньдэфусской долине.

1212

• Субэдэй берет штурмом Хуаньчжоу, первое упоминание о взятии им города.

1212–1215

• Субэдэй находится при Чингисхане.

• Монголы выходят к Желтому морю (1213).

• Падение Пекина (1215).

1216

• Зима. Субэдэй направлен в глубокий рейд в пределы Дешт-и-Кипчак.

• Весна. Субэдэй командует двумя туменами, разгром меркитов у р. Чам.

• Лето. Сражение на р. Уюр (Уил), гибель Куду, первое столкновение с кипчаками.

• Осень. Прибытие Джучи в Дешт-и-Кипчак, выход к р. Джаих (Урал) и к Каспийскому морю.

Поход монгольских войск в Дешт-и-Кипчак и государство Си Ляо (кара-кидани) Субэдэгэй был отправлен Чингисханом вслед за остатками мэргэдов в 1216 году" [14, с. 303].

в 1216 году «монгольский полководец Субэде подчинил земли между Алтаем и Уралом» [35, с. 198].

 

1217

• Весна. Битва на Иргизе.

• Осень. Джэбэ захватывает государство кара-киданей (Си Ляо). Субэдэй прикрывает его с севера.

уничтожению Кучулука и его найманов в Восточном Туркестане» [6, с. 310]. …боевые действия «начались в конце 1217 г.» [6, с. 311]. Успех операции, возложенной на Джэбэ, обеспечивался Субэдэем, прикрывавшим его с севера.

весной 1217 года. Битва с хорезмшахом Мухаммедом. Джучи, Субэдэй и Тохучар, а также два тумена, ведомых Джэбэ, который направлялся в страну кара-киданей, где он вскоре одержит победу и уничтожит наконец-то, к радости монгольского владыки, Кучулука — последнего хана найманского и фактического правителя державы Си Ляо.

1218

• «Создание» общей границы с Государством хорезмшахов.

Хасар «перекочевал во владения Ала ад-Дина Мухаммеда, который его убил» [33, с. 435]. Это произошло также в 1218 году. Таким образом, хорезмшах запятнал свои руки кровью брата монгольского повелителя. … отныне Чингис и Мухаммед стали кровниками, и по понятиям монгольского общества Чингисхан должен был мстить.

1219

• Начало войны с Мухаммедом. Субэдэй находится при Чингисхане.

• Взятие Бухары и Самарканда.

1220

• Весна. Субэдэй, Джэбэ и Тохучар направлены Чингисханом в погоню за хорезмшахом.

• Тохучар отстранен от участия в операции.

• Весна — зима. «Охота» на хорезмшаха.

«Летом 1219 г. в верховьях Иртыша Чингисхан собрал армию численностью более 150 000 человек» [30, С. 61], …впереди всего войска следовали со своими туменами «свирепые псы» Субэдэй-багатур и Джэбэ-нойон.

Чингисхан весной 1220 года …отправил в погоню кошун из трех туменов. Авангардом командовал Джэбэ, в центре на месте командующего войском следовал Субэдэй, арьергард был в ведении Тохучара. Тумены двигались друг за другом раздельно, но действия этих орхонов объединял приказ, который «гласил: „Силою Бога Великого, пока не возьмете его (Мухамеда) в руки, не возвращайтесь.

В Нишапуре Субэдэй и Джэбэ решили разделить кошун на две части, каждый из них пошел дальше со своим туменом по определенному маршруту с конечным местом встречи. Они запланировали ее в городе Рей.

лето 1220 года. Тумен Субэдэя вышел к озеру Радган (Озеро в Иране)

Военная кампания, или «великий рейд» [4, с. 158], или «великий набег» [29, с. 208]. поход длиной в 7500 километров, «длилась до 1223 года и стала одной из самых замечательных военных операций в мировой истории» [4, с. 145–146] и закончилась (началась?) гибелью хорезмшаха Мухаммеда.

«§ 262. Субеетай-Баатура он отправил в поход на север, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов, как-то: Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Мачжарат, Асут, Сасут, Саркесут, Кешимир, Болар, Рарал (Лалаг), перейти через многоводные реки Идил и Аях, а также дойти и до самого города Кивамен-кермен. С таким повелением он отправил в поход Субеетай-Баатура» [54][22, § 262]. «Вследствие этого [Субэдэй] повел войска кругом Каспийского моря» [12, с. 228]. Н. А. Мажитов, А. Н. Султанова отмечают, что «30-тысячная передвижная армия под командованием Субэдэя в 1220 г. вторглась на Кавказ, откуда вышла в степи юга Восточной Европы, где в 1223 г. состоялось знаменитое сражение на р. Калка

Зимой 1220–1221 года в экспедиционном корпусе Субэдэя, состоявшем из двух туменов, насчитывалось 20 тысяч воинов,

1221

• 11 января — гибель Мухаммеда.

• Январь. Субэдэй в ставке Чингисхана. Составление плана предстоящего похода.

• Февраль. Начало вторжения в Грузию.

• Весна — осень. Субэдэй и Джэбэ «утюжат» Закавказье, Сев. Иран и Сев. Ирак.

• Осень. Битва в Котманской долине, уничтожение грузинского войска.

в начале 1221 года Субэдэй «… прискакал в Самарканд [53], чтобы обсудить с Чингисом планы очередных кампаний» [29, с. 208–209].

Действия монголов в Закавказье, Азербайджане и Северном Иране (1221–1222 гг.)

В конце февраля 1221 года произошло столкновение авангарда монголов «с отрядом грузин численностью 10 000 человек» [6, с. 328].

Осенью 1221 года Субэдэй и Джэбэ в очередной раз, третий по счету в течение года, оказались в Грузии.

1222

• Зимовка в Арране.

• Весна. Переход через Кавказские горы.

• Разгром алан и горских племен.

• Лето. Разгром «предкавказских» и «нижнедонских» половцев.

В начале 1222 года Субэдэй и Джэбэ выступили к Дербенту

дойдя до Дона, Субэдэй и Джэбэ обрели союзников в лице бродников — этнографической группы непонятного происхождения, которые «населяли пойму Дона и прибрежные террасы, оставив половцам водораздельные степи».

 К осени 1222 года Субэдэй и Джэбэ, располагаясь на зимовку в Приазовье, между Кубанью и Доном,

в январе 1223 года начали движение на запад, передвигаясь по Лукоморью [65]

65 Лукоморье — Северное побережье Азовского моря.

1223

• Зимовка в прикубанских степях.

• Весна. Субэдэй в Крыму, взятие Судака.

• Середина мая. Начало боев в районе между Днепром и Калкой.

• 31 мая. Поражение русских и половцев на Калке.

• Лето. Кратковременное вторжение в Южную Русь.

• Осень. Рейд через земли финно-угорских племен. Столкновение с булгарами и их союзниками. Отступление в низовья Итиля.

Субудай превратил генуэзский Судак в пепелище, предоставил венецианцам монопольное право на черноморскую торговлю» [29, с. 212–213].

ранней весной Субэдэй соединился с Джэбэ, и оба полководца сосредоточили свое внимание на том, что затевалось в это время на Руси, в самом городе Кивамен-Керемене — Киеве.

Субэдэй в 1223 году, готовил почву для вторжения в пределы Руси и ее погрома в 1237–1240 годах.

Субэдэй, как истинный выученик дипломатической школы своего повелителя, отравил послов в Киев, где в это время на своем съезде русские князья, умоляемые половцами, решили так: «Поможем половцам; если мы им не поможем, то они перейдут на сторону татар, и у тех будет больше силы, и нам хуже будет от них» [41, с. 155]. Эти строки из Тверской летописи являются официальным предлогом начавшейся войны с монголами. (Князья послов убили).

Субэдэй послал вторично своих представителей в русско-половецкий стан, когда те и другие остановились на Днепре, не доходя до Олешья (Где-то на берегу р. Рось.)

«В 18-м году [правления Чингисхана] (1223 г.) [Субэдэй] отправился в карательный поход усмирять кипчаков. [Он] имел кровопролитнейшее сражение с русскими, со старшим и младшим Мстиславами и покорил их» [12, с. 241–242]. Битва на Калке [46, с. 108]

Субэдэй повел свой корпус вверх по Днепру и, перейдя через половецкий вал, вторгся в пределы Руси. Пострадали Переяславское и Новгород-Северское княжества,

и до Киева они не дошли, ограничившись Новгородом Святополковым.

В конце лета монголы двинулись на северо-восток вдоль границ Руси. По пути они, как и прежде, кровавили свои мечи о половцев, повергнув в хаос их степную столицу Шурукань (Близ нынешнего Харькова) [73].

Ибн ал-Асир торжествует: «Татары направились в Булгар в конце 620 года [75]. Поражение от булгар «войску Субэдэя пришлось отступить, но это не было поражением.»

1224

• Зима. Соединение с туменами Джучи.

• Весна. Субэдэй и Джэбэ прибывают в ставку Чингисхана на Иртыше.

• Лето — осень. Субэдэй формирует воинские контингент из покоренных народов в Дешт-и-Кипчак.

• Зима. Субэдэй подавляет восстание «народа Эмиль Ходжи» в районе оз. Алаколь.

• Умирает Джэбэ (по другим сведениям — 1227, 1232).

Весной и летом 1224 года в районе верхнего Иртыша Субэдэй и Джэбэ соединились с главными силами орды [78] « разведывательный рейд на запад был более чем успешно завершен»

Субэдэй после курултая 1224 года отправился в нынешний Центральный Казахстан, где занялся сведением в единое целое новых тысяч и туменов из вчерашних врагов.

осенью — зимой, Чингисхан направил его навести «порядок» «у народа Эмиль Ходжи» [12, с. 228]. Речь тут скорее идет «о каком-то племенном вожде Ходже, чей народ, видимо из канглийских или кипчакских родов, жил у реки Эмиль (Имиль), что на границе пров. Синьцзян и Казахстана» [12, с. 229], в районе озера Алаколь.

1225

• Весна. Субэдэй возвращается в Монголию.

• Поздняя осень. Субэдэй во главе авангарда вторгается в страну тангутов (Си Ся).

1226

• Субэдэй действует вместе с Чингисханом.

• 23 ноября. Разгром тангутов у г. Линчжоу.

1227

• Зима. Чингисхан и Субэдэй переходят западные границы Цзинь.

• Весна. Рейд Субэдэя через горы Люпань и подчинение сары-уйгуров.

• Субэдэй занимает несколько главнейших округов Си Ся.

• Лето. Чингисхан направляется в Монголию.

• 9 сентября Чингисхан умирает.

• Начало регентства Толуя.

в 1227–1228 годах. «Вполне возможно, что просьба о помощи Аккбуля послужила поводом организации монгольскими военачальниками удара по половцам (1228–1229 гг.)» [8, с. 170]. Источники не сообщают о месте нахождения Субэдэя в конце 1228 — начале 1229 года, но исходя из всех его действий в предыдущие годы можно предположить, что он находился опять в пределах улуса Джучи, и, скорее всего, с новым своим сотоварищем — темником Кукдаем 1 [33, с. 402], которого С. А. Плетнева именует царевичем [8, с. 174].

1228

• Ранняя весна. Тангуты терпят поражение. Столица Чжунсин пала.

• Субэдэй предположительно находится в Дешт-и-Кипчак.

1229

• Субэдэй возвращается в Монголию.

• Август. Избрание Угэдэя Великим кааном.

• Осень. Субэдэй и Кукдай прибывают в Улус Джучи. Начинается продвижение на запад к Итилю и на северо-запад на Булгар.

• Монголы закрепляются в нижнем течении Итиля.

В августе 1229 года был созван курултай по избранию нового Великого каана.

на том же курултае Угэдэй «…Кокошая и Субэдай-бахадура послал с тридцатью тысячами всадников в сторону Кипчака, Саксина и Булгара» [38, с. 405].

1230

• Зима. Сражение с ханом Хотосы.

• Весна. Укрепление позиций на границе с Волжской Булгарией.

• Субэдэй — негласный правитель Улуса Джучи.

• В Центральном Китае Дохолху Чэрби терпит поражение от чжурчжэней.

• Субэдэй отозван из Дешт-и-Кипчак. Подготовка компании против Цзинь.

Разбив кипчаков и покорив Саксин, Субэдай подошел к  Булгару. …неудачное вторжение монголов в пределы Волжской Булгарии, осуществленное в 1232 году, когда орда, хотя и зимовала, «не дойдя до великого города Болгарского (Булгар)» [46, с. 112], добиться успеха не смогла. Кукдай с возможно уже появившимся в своих владениях Бату были остановлены булгарами в районе нынешней Бугульмы [25, с. 216],

к лету 1230 года повеление Субэдэю помочь Угэдэю на востоке против державы Цзинь, разгромленной в начале 1234 года и далее разгромил союзников- син.

1231

• Зима. Вторжение монгольских армий на территорию Цзинь южнее Хуанхэ, через тангутские земли.

• Лето. Субэдэй командует «южным корпусом». Маневренная война, с одновременной осадой нескольких цзиньских городов. Нейтрализация чжурчжэньской 120-тысячной армии в Тунгуани.

• Осень. Субэдэй и Толуй вторглись в пределы Сун.

• Сражение у горы Юаньшань.

1232

• Февраль — март. Сражение у горы Саньфэншань.

• Неудача Бату и Кукдая в Волжской Булгарии.

• Апрель — май. Начало осады Кайфына.

• Лето. Субэдэй заменяет Толуя на посту главнокомандующего.

• Август — сентябрь. Субэдэй разгромил 100-тысячное войско, шедшее на помощь осажденному Кайфыну.

• Сентябрь. Толуй скончался, Субэдэй — главнокомандующий всеми монгольскими войсками в Китае.

1233

• Зима. Уничтожение цзиньской армии у хребта Хунлунган.

• Июнь. Падение Кайфына. Субэдэй «помиловал» жителей.

1234

• Январь. Взятие Цайджоу — гибель Цзинь.

• Добровольное подчинение части Тибета.

• Весна. Возвращение в Монголию.

• Май — июнь. Курултай в Далан-Даба. При прямом участии Субэдэя происходит очередная реорганизация войска и принятие новой редакции Ясы.

1235

• Весна. Курултай в Каракоруме. Принятие решения о начале Великого западного похода.

• Лето. Субэдэй отбывает в Дешт-и-Кипчак в качестве «первого липа» в монгольском войске.

Весной 1235 года состоялся курултай, сутью которого было объявление войны… всему миру. Монгольские армии выступили против Кореи и империи Сун, в направлении Багдада и Закавказья, а главное, был объявлен общемонгольский поход на запад… главнокомандующим был Субэдэй-багатур, который отвечал и за войско, и за разведку, и за дипломатию, и за чингисидов. «Направляющим умом этого похода, как и последующего европейского [125], был Субедей» [7, с. 278]. Именно он «разработал план похода на Запад и блестяще реализовал его (1236–1242)» [33, с. 420]… основной задачей Великого западного похода на этом этапе было полное подчинение Дешт-и-Кипчак. (Булгар и Русь – обеспечение флангов). «„Сокровенное сказание“ донесло до нас оригинальное монгольское название похода… в Восточную Европу как „Кипчакский поход“, что указывает на кипчаков как основную цель и основного противника монголов в этом походе» [12, с. 17].

доводы первого полководца были существенны и что силами лишь улуса Джучи «повоевать ханлинцев, кипчаков, бажигидов, русских, асудов, сасудов, мажаров, кэшимирцев, сэркэсцев» [14, с. 218–219] и прочих невозможно.

Субэдэй-багатур, великий да-цзян, прекрасно осведомленный о физической географии всей Европы, имевший под рукой ее тогдашнюю политическую карту.

1236

• Зима — весна. Начало сосредоточения армий вторжения на западных рубежах. Переговоры с частью башкирских племен и их привлечение к союзу с монголами.

• Лето. Концентрация войск на исходных рубежах.

• Осень. Начало крупномасштабного вторжения в Восточную Европу. Главный удар по булгарам.

Осенью 1236 года началось массовое вторжение монголов на правобережье Итиля и в пределы Волжской Булгарии… войск южного фланга, находившихся под началом Гуюка и Мункэ, было проникновение вглубь половецких степей — в сторону Дона, Прикаспия и областей северного Кавказа. Субэдэй …до поры до времени оставался в тени Бату и прочих царевичей, выполняя роль «начальника штаба»

После «доклада» Бату Великому каану, с просьбой назначить Субэдэя руководить сражением и приказа Угэдэя: «[Субэдэю]… командовать главной армией» [12, с. 230]

Из «Юань Ши» (цзюань 2): «Весной в начальной луне года биньшэнь (9 февраля — 8 марта 1236 г.). Был дан высочайший указ напечатать бумажные ассигнации („цзяо-чао“) и пустить их в обращение» [12, с. 171]. Остается только развести руками: получается, что на одной стороне континента подданные Угэдэя ходят по локоть в крови, а на другой совершается экономическая реформа [130], о которой в Европе задумаются лишь через века [131]. В. А. Злыгостев Субэдэй. Всадник, покорявший вселенную Часть пятая. Глава третья. Гроза с востока

Первые в мире бумажные деньги появились в 812 году в Китае. В Европе – только в XVII веке.

1237

• Зима. Разгром Волжской Булгарии.

• Весна — лето. Начало крупномасштабной войны на правобережье Итиля и на Сев. Кавказе.

• Осень. Курултай в нижнем течении Дона, решение о нашествии на Северо-Восточную Русь.

• Поздняя осень. Монголы вторглись в пределы Руси. Первая жертва — Рязань.

1238

• 10–12 января. Сражение у Коломны.

• Зима — весна. «Батыев погром». Доклад Бату Великому каану с просьбой назначить Субэдэя командовать «главной армией».

• Лето — осень. Уничтожение последних крупных очагов сопротивления половцев. Гибель Бачмана.

1239

• Зима — весна — лето. Подавление восстаний в Поволжье. Непрекращающиеся рейды на Русь.

• Осень — зима. Боевые действия на Сев. Кавказе и в прикавказских степях. Субэдэй формирует воинские подразделения из народов, признавших монгольское владычество.

в 1239 году половецкое сопротивление от Днепра до Итиля было сломлено, а лукоморские и дунайско-бужские их объединения были деморализованы известиями с восточных пределов и уходили вслед за Котяном либо готовы были стать „конюхами“ новых хозяев и служить им».

Центр боевых действий весной того года переместился на северо-восток, где в Поволжье восстали местные народы — мордва, мокша и какая-то часть булгар, населявших правобережье Итиля. …военные действия пришлось возглавить лично Субэдэй-багатуру, свидетельствует о серьезной опасности, исходившей от мятежников» [47, с. 129].

При пристальном рассмотрении действий монголов становится очевидным, что их агрессивные устремления весной 1239 года в лесостепном порубежье ставили главной целью напомнить всем о том, кто отныне является истинным хозяином в регионе, и обезопасить тылы, а главное — добить половцев и всех тех, кто пытался укрыться в глуби русских земель.

1240

• Конец лета. Начало вторжения в Южную Русь.

• Октябрь — ноябрь. Взятие Киева. Очередной «Батыев погром».

1241

• Январь. Выход к границам Центральной Европы.

• Февраль — март. Вторжение пятью колоннами. На острие ударов Польша и Венгрия.

• Начало апреля. Битва у г. Лигницы.

• 10–11 апреля. Битва у р. Шайо.

• Лето. Монголы прочно укрепились в Центральной Европе. Субэдэй начинает вникать в дела по ее управлению.

• Декабрь. Начало дальнейшего продвижения на Запад.

• 31 декабря. Смерть Угэдэя.

весной 1241 года Субэдэй покорил весь Дешт-и-Кипчак. В 1205 и 1208 годах Субэдэй, преследуя Тохтоа-беки, постучался в двери кипчакских пределов, а затем в 1216 году пронзил степь, проведя свой кошун от озера Зайсан до Джаиха. В 1222 году вместе с Джэбэ, как снег на голову, пал на Причерноморье, заставив в скором времени после триумфа монгольского оружия на Калке, взяться за перо неизвестного автора для написания «Слова о погибели Русской земли». В 1229 году достиг нижнего и среднего течения Итиля.

«Венгерский поход монголов являлся едва ли не самой блестящей военной операцией Субутая. Изумительна отчетливость маневрирования всех отрядов монгольской армии, так же как и необыкновенная точность и осведомленность разведки» [58, с. 92]. Э. Хара-Даван придерживался такой же точки зрения, говоря о том, что кампания в Европе «справедливо может быть отнесена к одной из самых блестящих страниц в истории монгольских завоеваний. Главные операции ею были закончены в каких-нибудь 4–5 месяцев, считая от перехода Батыя через Карпаты до победы на р. Сайо. В этот короткий срок были уничтожены вооруженные силы двух сильных европейских держав, Польши и Венгрии, и парализована армия третьей державы — Чехии, не считая второстепенных противников.

согласно плану Субэдэя выступили в Центральную и Западную Европу в феврале — марте 1241 года пятью колоннами, об этом говорится и в «Юань Ши» [12, с. 232], и в «Сборнике летописей Рашид-ад-Дина» [38, с. 408].

Победа в долине Мохи у реки Шайо была высшим достижением Субэдэя во время Великого западного похода, он подтвердил звание да-цзяна,

в течение лета 1241 года, продолжал готовить войско к вторжению в Италию, Францию и земли, находящиеся в юрисдикции Фридриха II.

В декабре 1241 г. умер Великий каан Угэдэй, известие об этом достигло ставки Бату не менее чем через десять недель [29, с. 309], по закону это обязывало всех чингисидов явиться в Коренной улус для участия в курултае, где должны были провозгласить нового повелителя. Субэдэй являлся одним из самых главных хранителей и апологетов Великой Ясы, поэтому приходилось поворачивать коней на восток.

1242

• Зима — весна. Монголы, дойдя до Чехии, Италии и выйдя к Адриатическому морю, получив сообщение о смерти Угэдэя, возвращаются через Сербию и Болгарию (Дунайскую) в половецкие степи.

• Лето — осень — зима. Субэдэй находится в Дешт-и-Кипчак.

• Зима. Смерть Чагатая. Наступление межцарствия.

корпуса Кадана в апреле 1242 года  достигли Адриатического моря в районе Сплита.

1243

к 1243 году в результате нескольких десятилетий неослабевающей монгольской экспансии, которой на всех этапах руководил Субэдэй-багатур, был окончательно сформирован в своих размерах Улус Джучи, охватывающий территории от верховий Иртыша до низовий Дуная, от северного Урала до Туранской низменности на юге.

• Весна — лето. Субэдэй возвращается в Монголию, становится негласным лидером оппозиции угэдэидам.

1244

• Очередной курултай на р. Еджир, Великий каан не избран.

весной 1244 года Туракина и угэдэиды собрали курултай, «был сбор на реке Еджир» [165][Л 12, с. 233], однако выборы каана не состоялись, выражаясь современным языком, не собралось необходимого кворума. И немудрено — Бату отсутствовал, Тэмугэ-отчигин мутил воду, а Соркуктани и Субэдэй сделали все для того, чтобы оттянуть утверждение Гуюка.

Субэдэй-багатуру было предписано отправиться в Китай для того, чтобы активизировать военные действия против империи Сун.

1245

• Bесна. Субэдэй получает «назначение» в Китай.

• Лето — осень, Крупнейший за последние годы рейд против Сун.

• Зима. Возвращение в Монголию.

Субэдэй, прибывший весной — летом 1245 года в Китай, осенью — зимой того же года направился в Монголию

1246

• Август. Курултай в Каракоруме, избрание Великим кааном Гуюка. Субэдэй находится при дворе.

В августе 1246 года Туракина нацепила на голову Гуюка тиару Чингисхана

«сразу после курултая [Субэдэй] вернулся домой в верховья реки Тола» [12, с. 233]

1247

• Субэдэй «вернулся домой в верховья реки Тола».

«До конца своей жизни он тесно связан с Мэнгу-кааном (Мункэ. — В. 3.), особенно в его войнах в Китае» [12, с. 288]

1248

• Зима. «Загадочная» смерть Гуюка.

• Монголию постигло стихийное бедствие — небывалая засуха.

1249

• 15 января Субэдэй-багатур умер (крайняя дата).

Гуюк, который зимой 1248 года решился на открытую конфронтацию с Бату. Во главе очень значительных сил он направился на запад и уже вступил в земли Чагатаева улуса, как вдруг в марте — апреле 1248 года «…почил в местности Конхан-Ир [174]»

«[В год] у-шень… [Субэдэй] умер, [было ему] лет — 73» [18, с. 233]. Крайним числом в «Юань Ши» смерть Субэдэя обозначена 15 января 1249 года [18, с. 233]

1251

• Избрание Великим кааном Мункэ.

1258

• Сын Субэдэя Урянхатай пожалован званием «даю-аньшуая» — генералиссимуса.

1259

• Смерть Мункэ, начало междоусобицы в Улусе Великого каана.

1262

• Полномасштабная война между джучидами и толуидами — Берке и Хулагу.

1268

• Новый хан Улуса Джучи — Менгу-Тимур начинает чеканить монету, наделяет себя титулом «правосудного великого хана», то есть объявляет себя Великим кааном. Единое государство, созданное Чингисханом, Субэдэем и другими «людьми длинной воли», прекратило свое существование.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...