Перейти к содержанию
Алтай

Монгольские казахи

Рекомендуемые сообщения

Собственное мнение этот казахский султан Аблай (может ойроты всячески его поддерживали его) взял свое имя за честь джунгарского Аблай хана или в ойротский лад.

Все таки ойроты воспитали его в своих средах с достоинством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Амыр!

Для того что бы султан стал ханом ему не было нужно признания и знаки ханского достоинства, не от Джунгарского контайшы, не от Китайского императора, не от Российского. Для Этого достаточно избрать его народом(представителями родов:биями, батырами и другими видными деятелями)и поднять на белой кошме.

Про "во вторых" пленных брали всегда и во все времена, на любой войне(это так сказать ежу понятно), однако какие у вас есть данные о массовом переходе под Джунгарские знамена казахских родов. По моему мнению такое огромное количество битв доказывает обратное.Кстати откуда вы взяли эту цифру более 20 лет? Годом наступления(крупного) джунгаров считется 1723г(Актабан шубырынды), однако уже 1726(Буланты) и 1729(Калмак кырылган, если не перепутал местами) годах были два сражения в которых джунгары потерпели сильное поражение(я думаю вы не будете этого отрицать, ведь поражение было достаточно серьезным) и ушли на свои изначальные позиции. То есть максимум 6 лет.(В этот отрезок времени были более мелкие стычки, что то вроде партизанской войны в первую отечественную).

Про Аблаевских людей не могли бы вы привести здесь источник информации! На счет никакой войны это вы совсем загнули.

Моя просьба не перетягивайте и не искажайте информацию!

А какое документальное подтверждение ханского достоинства Аблая? Протоколы выборов имеются? Документы иностранных держав, которые называют его ханом, также отсутствуют. Да и приняв подданство той или иной страны (Аблай был подданным Российской империи и Цинской империи), нужно придерживаться законов этой страны. По российским законм того времени, хана казахов утверждал российский император, по цинским - то же самое.

Насчет джунгарского подданства казахов -

1743 г. агуста 20. - Определение Коллегии иностранных дел о мерах по противодействию джунгарам в Казахстане.

По указу Ея и.в. в Коллегии иностранных дел слушана выписка о привлечении зенгорским владелцом киргис-касак в подданство и о посылке от тайного советника Неплюева в Зенгорское владение майора Миллера, и с каким ответом оной возвратился и по доволном рассуждении изображенных в той выписке обстоятельств определено.

Понеже зенгорской владелец Галдан-Черен пред недавнем времянем взял в свое подданство Болшую киргис-касацкую орду, а ныне разными способы старается привлечь к себе ж Среднюю, также и Меншую касацкие орды, и, может быть, он сие чинит и предваряет, дабы те Меншая и Средняя в российском подданстве не утвердились. Не меньше того и с стороны Ея и.в. потребно старание иметь, дабы он, будучи // в ближнем к российским границам соседстве, всеми теми киргис-касацкими ордами действително не овладел. Но ежели для того киргис-касацких ханов, а имянно: Меншей орды Абулхаир-хана, который давно в подданстве Ея и.в. щисляется, также и вновь в подданство пришедшего Средней орды Абулмаметъ-хана - побудить к супротивлению тому зенгорскому владельцу, Галдан-Череню, обещая им во время нужды помощь, а он о том уведает и, невзирая на нынешнюю протестацию, учиненную ему тайным советником Неплюевым, на те киргис-касацкие орды свои войски [пошлет], то оные орды в степных местах от зенгорского нападения российскими войски крайняя невозможность, а буде оные при таком случае оставить без охранения, то в тамошних пограничных народах весь кредит потеряется,// а зенгорский владелец Галдан-Черен от того болше усилится. Того ради ныне здесь в Санкт-Петербурге находящимся зенгорского владелца Галдан-Череня послам Ламе-Даше с товарыщи при отпуске их учинить от К.и.д объявление следующего содержания:

1. Понеже де касацкой Меншей орды Абулхаир-хан с его родом и улусными по прошению их принят в подданство Всероссийскй империи еще в 1730-ом году, что оные неоднократно и торжественными присягами утвердили и во знак того содержится в службе Ея и.в. в Оренбурге сын того Абулхаир-хана, также и Средней орды Абулмамет-хан и салтаны с их улусами по давном их прошении в подданство в 1740-м году торжественно присягали. А прошлого 1742 году Ея и.в. нашей всемилостивой государыне // донесено, яко к тем киргис-касацким ханам приезжали зенгорские посланцы с листами и требованиями, чтоб от них даны были в аманаты ханские дети, платили б алман и кочевали б на тех местах, где от зенгорского владельца приказано будет.

Того ради Ея и.в., имея во всемилостивейшем разсуждении осоьливое зенгорского владельца Галдан-Черена к Е.и.в почтение и доброе с российскими границами соседство, соизволила указать тайному советнику и ковалеру Неплюеву, командующему Оренбургской экспедициею, о сем зенгорскому владельцу сообщить в той надежде, что те Ея и.в. подданные киргис-касацкие оба хана, а паче Абулхаир-хан, от стороны зенгорского владелца оставлены будут в покое. А ныне от вышереченного тайного советника Неплюева получено известие, что он с вышеозначенным сообщением посылал от себя // майора Миллера, которого обретающейся на границе зенгорской владелец Манжи под претекстом оспы к Галдан-Череню не пропустил, а отпустил оного возвратно от себя с писмом своим к помянутому тайному советнику Неплюеву писанным, которым оной владелец Манжи объявляет, будто те касацкие Средняя и Меншая орды не подданные Российской империи. И яко касацкой Ша Сеит-хан, имея у себя половину Меншой орды и половину ж Средней орды, и со всею Болшею ордою имянуется зенгорскими. И что нижние касаки, будучи не российские и не зенгорские, учинили на зенгорские улусы нападаение. И когда во отмщение того зенгорские войска производили над теми касаки поиски, и тогда оные, убоясь, прислали от себя нарочных с представлением своих аманатов, и яко потому Абулмамет-хан // дал в аманаты сына своего и при том на оного тайного советника Неплюева нарекает, что подданной Ея и.в. Меншей киргис-касацкой орды Абулхаир-хан в аманаты своего сына не дал.

продолжение следует

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какое документальное подтверждение ханского достоинства Аблая? Протоколы выборов имеются? Документы иностранных держав, которые называют его ханом, также отсутствуют. Да и приняв подданство той или иной страны (Аблай был подданным Российской империи и Цинской империи), нужно придерживаться законов этой страны. По российским законм того времени, хана казахов утверждал российский император, по цинским - то же самое.

Вот Вам свидетельство легитимности инаугурации или коронации, как Вам больше нравится, Абылай султана в ханское достоинство - И.Г.Андреев. Описание Средней орды киргиз-кайсаков:

"§ 20. Когда Аблай-салтан положил намерение увеличить себя славою и принять ханское достоинство, то соглашены были от него многих волостей салтаны и старшины и простого народа множество. Которые съехавшись, сели все на посланных коврах и кошмах кругом ряда в три и четыре по старшинству достоинства и знатности родов, а его, Аблая-салтана, посадили в середину на самой тонкой и белой кошме.... Учинив сей приговор, что он, Аблай, достоин быть ханом, встали четыре человека знатных старшин, и, подняв его на сей кошме, посадили себе на головы, и потом спустили, по которому примеру учинило сие и все собрание. Напоследок, сняв с него верхнее и богатое платье и изодрав в лоскутки так, что всякий был доволен, хотя и досталась иному одна нитка, с восклицанием достоинства его на ханство; каковой обряд они чинят и по принятии ими к себе салтана в волости для командования ими".

То что Вы, Амыр, хотите приписать Абылай хану (утверждение в ханском достоинстве Россией. Ваша цитата: "Аблай был подданным Российской империи и Цинской империи, нужно придерживаться законов этой страны. По российским законм того времени, хана казахов утверждал российский император, по цинским - то же самое") юридически и фактически имело место позже, при возведении в ханы потомка Абылайхана, Уалихана. Вот отрывок из Андреева, из которого все очевидно:

"§ 23. Присяга читана оному чрез ахуна, а он, Вали-хан, стоял на коленях, и ахун откорон держал на его голове, а сверху был покрыт знаменами. По окончании сего поднесена ему грамота и знаки. И по возложении оных от российских войск сделана честь при игрании музыки и при пушечной пальбе".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какое документальное подтверждение ханского достоинства Аблая? Протоколы выборов имеются? Документы иностранных держав, которые называют его ханом, также отсутствуют.

Достоинство Аблай хана определяет только народ. Какие протоколы? 18 век был на дворе. Насчет "Документы иностранных держав, которые называют его ханом" сразу не припомню, попробую отыскать.(Хотя если честно, мировое признание лидеров государства думаю в те времена не было большим вопросом как сейчас).

Да и приняв подданство той или иной страны (Аблай был подданным Российской империи и Цинской империи), нужно придерживаться законов этой страны.(По договору каждый придерживался своих земель и законов, это уже потом русские внаглую стали теснить права ханов и народа. найду текст обязательно выставлю).

По российским законам того времени, хана казахов утверждал российский император, по цинским - то же самое.

Насчет цинского подданства какие данные?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот Вам свидетельство легитимности инаугурации или коронации, как Вам больше нравится, Абылай султана в ханское достоинство - И.Г.Андреев. Описание Средней орды киргиз-кайсаков:

Сказал же достаточно было избрать и поднять на белой кошме. )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот Вам свидетельство легитимности инаугурации или коронации, как Вам больше нравится, Абылай султана в ханское достоинство - И.Г.Андреев. Описание Средней орды киргиз-кайсаков:

"§ 20. Когда Аблай-салтан положил намерение увеличить себя славою и принять ханское достоинство, то соглашены были от него многих волостей салтаны и старшины и простого народа множество. Которые съехавшись, сели все на посланных коврах и кошмах кругом ряда в три и четыре по старшинству достоинства и знатности родов, а его, Аблая-салтана, посадили в середину на самой тонкой и белой кошме.... Учинив сей приговор, что он, Аблай, достоин быть ханом, встали четыре человека знатных старшин, и, подняв его на сей кошме, посадили себе на головы, и потом спустили, по которому примеру учинило сие и все собрание. Напоследок, сняв с него верхнее и богатое платье и изодрав в лоскутки так, что всякий был доволен, хотя и досталась иному одна нитка, с восклицанием достоинства его на ханство; каковой обряд они чинят и по принятии ими к себе салтана в волости для командования ими".

То что Вы, Амыр, хотите приписать Абылай хану (утверждение в ханском достоинстве Россией. Ваша цитата: "Аблай был подданным Российской империи и Цинской империи, нужно придерживаться законов этой страны. По российским законм того времени, хана казахов утверждал российский император, по цинским - то же самое") юридически и фактически имело место позже, при возведении в ханы потомка Абылайхана, Уалихана. Вот отрывок из Андреева, из которого все очевидно:

"§ 23. Присяга читана оному чрез ахуна, а он, Вали-хан, стоял на коленях, и ахун откорон держал на его голове, а сверху был покрыт знаменами. По окончании сего поднесена ему грамота и знаки. И по возложении оных от российских войск сделана честь при игрании музыки и при пушечной пальбе".

Это избирали его казахи и с их точки зрения он и легитимен, пусть и называют ханом и друг на друга наезжают, если кто из них ханом не назовет. Так как он на тот момент был уже подданным России, то Российской империей он не был признан ханом. Это как если бы сегодня в степи казахи собрали курултай и там кого-нибудь выбрали в ханы. До тех пор, пока правительство Казахстана не показало своего к этому отношения, то такой статус был бы неопределенным.

Молодец, Кайрат, учимся помаленьку, вот и книги начал читать и ссылки правильно ставить. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это избирали его казахи и с их точки зрения он и легитимен, пусть и называют ханом и друг на друга наезжают, если кто из них ханом не назовет. Так как он на тот момент был уже подданным России, то Российской империей он не был признан ханом. Это как если бы сегодня в степи казахи собрали курултай и там кого-нибудь выбрали в ханы. До тех пор, пока правительство Казахстана не показало своего к этому отношения, то такой статус был бы неопределенным.

Молодец, Кайрат, учимся помаленьку, вот и книги начал читать и ссылки правильно ставить. :D

От кого похвала, от д.и.н. или к.и.н. интересно, ну, чтобы гордиться потом, а?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это избирали его казахи и с их точки зрения он и легитимен, пусть и называют ханом и друг на друга наезжают, если кто из них ханом не назовет. Так как он на тот момент был уже подданным России, то Российской империей он не был признан ханом. Это как если бы сегодня в степи казахи собрали курултай и там кого-нибудь выбрали в ханы. До тех пор, пока правительство Казахстана не показало своего к этому отношения, то такой статус был бы неопределенным.

Молодец, Кайрат, учимся помаленьку, вот и книги начал читать и ссылки правильно ставить. :D

А ойроты как его звали или величали?

Султаном, ханом, братом, нүкером?

Думаю что так же как его звали сами казахи просто "Аблай хан"-ом...

Аблай мана кюмн... :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От кого похвала, от д.и.н. или к.и.н. интересно, ну, чтобы гордиться потом, а?

Еще не хватало, чтобы фольк-хисторики моей похвалой гордились... :P

А ойроты как его звали или величали?

Султаном, ханом, братом, нүкером?

Думаю что так же как его звали сами казахи просто "Аблай хан"-ом...

Аблай мана кюмн... :D

Ханов только четыре - Кункер каан - турецкий султан, Эjен каан - это ваш маньчжурско-монголо-китайский император, Ак каан - российский царь и наш Ойрот каан. А все прочие - кто угодно, только не ханы. На тот момент Аблай был простым ноёном наверное.

Имя Аблай происходит от арабского Абдулла (Абдулла-Абдулай-Аблай), хотя заимствовали его казахи от ойротов, конечно. В казахском варианте звучало бы как - Абдолдо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще не хватало, чтобы фольк-хисторики моей похвалой гордились... :P

Ханов только четыре - Кункер каан - турецкий султан, Эjен каан - это ваш маньчжурско-монголо-китайский император, Ак каан - российский царь и наш Ойрот каан. А все прочие - кто угодно, только не ханы. На тот момент Аблай был простым ноёном наверное.

Имя Аблай происходит от арабского Абдулла (Абдулла-Абдулай-Аблай), хотя заимствовали его казахи от ойротов, конечно. В казахском варианте звучало бы как - Абдолдо.

Не думаю что ойротское имя Аблая = Абдулла.

Хотя у ойротских знатных людей были имена Исмаил (Исмэл), Султан (Солтон) и пр., а именно Аблай есть ойротское имя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не думаю что ойротское имя Аблая = Абдулла.

Хотя у ойротских знатных людей были имена Исмаил (Исмэл), Султан (Солтон) и пр., а именно Аблай есть ойротское имя.

И какая же ойротская этимология имени Аблай?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И какая же ойротская этимология имени Аблай?

Аблай - взял, властвовал

Явлай - уходил, исчез

Суулай - сидел

Махлай - толстенький

...

Михлай - Николай :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

As everyone knows, Mongolia is made up of a large territory with a small population. There are no ethnic minorities here except for the Kazakhs. The Kazakhs of Mongolia make up about 6 percent of the total Mongolian population of 2,700,000. This is a relatively small minority and is represented by three Members of the Mongolian Parliament. In any country, it is understandable that there will be speculation about the relationship between people of the majority and the minority. Mongolian Kazakhs are very lucky in this case. If you visit Bayan Ulgii aimag, where Kazakhs pre-dominantly live, you will see that everyone speaks Kazakh. People seem to speak Kazakh there more than in Kazakhstan. Therefore, even the Vice Minister of Education, Culture and Science Mrs. Kulanda (an ethnic Kazakh) urged Kazakhs to study Mongolian in her speech during last week’s Prime Minister S. Batbold’s visit to Bayan Ulgii.

To put this in a historical perspective, Kazakhs came to Mongolia after the 1864 Tarbagatai protocol between Russia and the Qing Dynasty. Some western sources record that Kazakhs came after the Bolshevik revolution in Russia. Either way, Mongolian Kazakhs had a very interesting history during the first half of the 20th century. Between 1921 and 1940, the Kazakhs were administered by Chandamani Uul aimag, then in Hovd aimag. In 1940, in order to assist Soviet operations in Xinjiang, a new aimag was found for the Kazakhs and Altai Uriyankhais – Bayan Ulgii. Until 1945, Mongolians provided military support to Kazakh resistance fighter Osman. Chinese recognition of Mongolian independence in 1946 saw the end of that operation. Then, Bayan Ulgii aimag survived as a normal aimag despite the abortion of the operation in Xinjiang.

Later, Soviet style industrialization brought many Kazakhs to the coal mines of Nalaikh and other industrial sites such as Erdenet and Darkhan.

Since Mongolians followed Soviet style ethnic policy, many Mongolian Kazakhs received good education along with the Mongolians. They achieved the highest positions in the Communist party, Government and Armed Forces. Therefore, Kazakhs used to know three languages: Kazakh, Mongolian and Russian. For example, the rector of the High Party School was Kazakh national, Mr. Hurmatbek. His deputy was Mr. Miegombo, father of the current Deputy Prime Minister Mr. M. Enkhbold.

The Democratic revolution of 1991 brought many Kazakhs to the Mongolian Democratic Party, such as Mrs. Kulanda, current Vice Minister of Education, Culture and Science, Mr. Murat, former Member of Parliament, Mr. K. Sairan, former Member of Parliament, current Mongolian ambassador to Kuwait, but some of them kept their membership with the former Communist Party (Mongolian People’s Revolutionary Party), such as all three current Members of Parliament from Bayan Ulgii.

The Democratic revolution was accompanied by a drastic economic crisis mostly due to the collapse of the Soviet Union and also the Eastern Bloc cut all traditional economic ties. In 1992, the President of Kazakhstan Mr. N. Nazarbaev invited all overseas Kazakhs to return to their homeland. By 1994, some 60,000 Kazakhs had left Mongolia. Some of them returned back to Mongolia later or they maintain dual citizenship, which is illegal by Mongolian law.

Of course, the current country of Kazakhstan is not just a big replica of Bayan Ulgii. Kazakhs from Kazakhstan speak a different form of the Kazakh language; there are many other ethnic groups in Kazakhstan. Russian is still widely used in organizations and companies. Kazakhstan has put forward an ambitious goal to require the Kazakh language to be used in all governmental organizations. Later it will gradually become required in businesses and other places, such as hospitals, universities etc. Even Kazakhs agree that Mongolian Kazakhs speak better Kazakh than Kazakhs from Kazakhstan; having kept their Kazakh traditions alive.

Unfortunately, the transition to a market economy in Mongolia did not bring big benefits for Bayan Ulgii. Like any remote province in Mongolia, Bayan Ulgii suffered from the collapse of the socialist system; artificially created plants and industries buckled. Suddenly, all services and goods became very expensive. Of course, people from other provinces fled to Ulaanbaatar city. People of Bayan Ulgii preferred to stay there or to move to Kazakhstan. Air tickets to Bayan Ulgii are nearly the same price as a ticket to fly to Beijing or even to Seoul. Since the democratic revolution, Kazakhs paid more attention to the Kazakh language and most of the teachers left the country or province. Interestingly, Bayan Ulgii is rich with mineral deposits. The biggest reserve of silver (Asgat) is located there. Mongolians, along with Kazakhs lost a unique opportunity to start operations of Asgat in 2007 when the Russian company Polymetal was ready to start operations there. Unfortunately, now Bayan Ulgii is the poorest province in all of Mongolia. In terms of social welfare and education it holds all of the last place positions among other provinces.

Of course, Kazakhstan could make many remarkable changes in Bayan Ulgii aimag if they choose to. Unfortunately, Kazakhstan officials prefer to visit Ulaanbaatar city when they come.

Kazakhstan does, however, try to invest in Mongolia. Unfortunately, there is one big obstacle for Kazakhstan’s investments here. During socialist times, Mongolia’s Erdenet plant did not receive several millions USD from the Kazakhstan plant it said was owed to them. This situation has yet to be resolved. For Mongolia, this is still considered to be a huge amount of money, and for the Kazakhs it is quite difficult for them to accept this debt. If they accept this debt, the worry is that later others might come forward with similar claims.

In 2006, a huge Kazakhstan delegation under the leadership of Kazakhstan’s Minister of Foreign Affairs K. Tokayev visited Mongolia. At that time, he stated that the Republic of Kazakhstan plans to invest 2 billion USD in Mongolia.

Unfortunately, Kazakhstan spent three years doing reconnaissance and in the end, they basically withdrew from Mongolia. It is clear that Kazakhstan does not yet have substantial experience with foreign investment, which was the main reason for their failure in Mongolia.

No one knows what the future holds for local Kazakhs. They might fly back to Kazakhstan or they might continue living with Mongolians. At the end of the day, the future of Mongolian Kazakhs is in the hands of local Kazakhs themselves.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аблай - взял, властвовал

Явлай - уходил, исчез

Суулай - сидел

Махлай - толстенький

...

Михлай - Николай :lol:

Никогда не слышал об именах Явлай, Суулай. А имя Аблая в разных формах (Абдулай, Абла, Абулай, Обла, Облай) - зафиксировано в русских документах. В то же время имя казахского Аблая - только в этой форме, что указывает на заимствование.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Где-то уже обсуждали про то, что "Аблай" - монголизм.

У Аблая 18 века мусульманское имя - Абулмансур.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо перевод дать или источник.

http://www.mad-mongolia.com/news/mongolia-news/mongolia-mongolian-kazakhs-and-kazakhstan-2253/

Mongolia, Mongolian Kazakhs and Kazakhstan Written by G.Chingis on Tuesday, August 17, 2010.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо перевод дать или источник.

Как все знают, Монголия состоит из большой территории с небольшим населением. Здесь нет никаких этнических меньшинств за исключением казахов. Казахи Монголии составляют приблизительно 6 процентов от монгольского населения в 2 700 000. Это - относительно малочисленное меньшинство и представлено тремя членами монгольского Парламента. В любой стране понятно, каким будут предположения об отношениях между людьми большинства и меньшинства. Монгольским казахам очень повезло в этом случае. Если Вы посетите Баян-Ульгийский аймак, где в подавляющем большинстве живут казахи , то Вы увидите, что все говорят на казахском языке. Люди, кажется, говорят на казахском там больше чем в Казахстане. Поэтому, даже заместитель министра просвещения, культуры и науки Монголии г-жа Кулэнда (этническая казашка) убеждала казахов изучить монгольский язык в ее речи во время посещения Премьер-министра С. Бэтболда на прошлой неделе Баян-Ульгийский аймак.

В историческом ракурсе, казахи приехали в Монголию после Тарбагатайского протокола 1864 года между Россией и империей Цин. Некоторые западные источники пишут что, казахи приехали после большевистской революции в России. Так или иначе у монгольских казахов была очень интересная история во время первой половины 20-ого столетия. Между 1921 и 1940, казахами входили в управление Чандмань Уул аймака, затем в Ховдский аймак. В 1940, чтобы помочь советским операциям в Синьцзяне, был открыт новый аймак для казахов и алтайских урянхайцев – Баян-Ульгийский. До 1945 монголы оказывали военную поддержку казахскому борцу сопротивления Осману. Китайское признание монгольской независимости в 1946 подразумевало конец той операции. Тогда, Баян-Ульгийский аймак сохранился как нормальный аймак, несмотря на прекращение операции в Синьцзяне.

Позже, советская индустриализация переселила многих казахов к угольным шахтам Налайха и другим промплощадкам, таким как Эрдэнэт и Дархан.

Так как монголы следовали за советским стилем этнической политики, много монгольских казахов получили хорошее образование наряду с монголами. Они достигли самых высоких положений в коммунистической партии, правительстве и вооруженных силах. Поэтому, казахи имели обыкновение знать три языка: казахский, монгольский и русский. Например, ректором Высшей Партийной Школы был казах Хермэтбек. Его заместителем был г-н Мигомбо, отец нынешнего заместителя премьер-министра г-на М. Энхболда.

Демократическая революция 1991 привела многих казахов к монгольской Демократической партии, таких как г-жа Кулэнда, текущий заместитель министра просвещения, культуры и науки, г-н Мурэт, бывший Член парламента, г-н К. Сэрэн, бывший Член парламента, нынешний монгольский посол в Кувейте, но некоторые из них поддерживали и членство в прежней коммунистической партии (монгольская Народная Революционная партия), так как все три действительных члена Парламента от Баян-Ульгийского аймака.

Демократическая революция сопровождалась решительным экономическим кризисом главным образом из-за краха Советского Союза, и также Восточный блок сократил все традиционные экономические связи с Монголией. В 1992 президент Казахстана г-н Н. Назарбаев пригласил всех заграничных казахов вернуться на родину. К 1994 приблизительно 60 000 казахов уехали из Монголии. Некоторые из них возвратились назад в Монголию позже, или они поддерживают двойное гражданство, которое незаконно согласно монгольскому закону.

Конечно, Казахстан не является точной копией Баян-Ульгия. Казахи из Казахстана говорят на другом диалекте казахского языка; в Казахстане есть много других этнических групп. Русский язык все еще широко используется в организациях и компаниях. Казахстан выдвинул амбициозную цель - потребовать, чтобы казахский язык использовался во всех государственных организациях. Позже это будет постепенно становиться необходимым в фирмах и других местах, таких как больницы, университеты и т.д. Даже казахи соглашаются, что монгольские казахи говорят лучше по казахски чем казахи из Казахстана; поддержавая их казахские традиции.

К сожалению, переход к рыночной экономике в Монголии не принёс большую выгоду для Баян-Ульгия. Как любая отдаленная область в Монголии, Баян-Ульгий пострадал от краха социалистической системы; искусственно созданные заводы и отрасли промышленности были убыточны. Внезапно, все услуги и товары стали очень дорогими. Конечно, люди от из областей сбежали в город Улан-Батор. Люди Баян-Ульгия предпочитали оставаться там или переезжать в Казахстан. Авиабилеты из Улан-Батора в Баян-Ульгий имеют почти ту же цену как и билет, чтобы полететь в Пекин или даже в Сеул. Начиная с демократической революции казахи уделяли больше внимания казахскому языку, и большинство учителей покинуло страну или область. Интересно, что Баян-Ульгий богат минеральными ресурсами. Самый большой запас серебра (Асгат) находится там. Монголы, наряду с казахами потеряли уникальную возможность начать работу с Асгат в 2007, когда российская компания "Полиметалл" была готова начать работать там. К сожалению, теперь Баян-Ульгий - самая бедная область во всей Монголии. С точки зрения социального обеспечения и образования она занимает все последние позиции места среди других областей.

Конечно, Казахстан мог произвести много замечательных изменений в Баян-Ульгийском аймаке, если бы захотел. К сожалению, казахстанские чиновники предпочитают посещать город Улан-Батор, когда они приезжают в Монголию.

Казахстан действительно, однако, пытается вложить капитал в Монголию. К сожалению, есть одно большое препятствие для инвестиций Казахстана здесь. В течение социалистических времен завод Монголии Эрдэнэт не получил несколько миллионов долларов от казахстанского завода, который был должен им. Эта ситуация должна все же быть решена. Для Монголии это, как все еще полагают, огромная сумма денег, и для казахов также довольно трудно признать этот долг. Если они признают этот долг, то есть беспокойство, что и другие могли бы выступить в дальнейшем с подобными требованиями.

В 2006 огромная казахстанская делегация под лидерством Министра иностранных дел Казахстана К. Токаева посетила Монголию. Тогда он заявил, что республика Казахстан планирует инвестировать 2 миллиарда долларов в Монголию.

К сожалению, Казахстан провел три года, делая разведку и в конце, они в основном ушли из Монголии. Ясно, что у Казахстана еще нет существенного опыта работы с иностранными инвестициями, что и было главной причиной для их отказа инвестировать в Монголии.

Никто не знает то, какое будущее ожидает местных казахов. Они могли бы уехать обратно в Казахстан, или они могли бы продолжить жить с монголами. В конце концов будущее монгольских казахов находится только в руках местных казахов.

Где-то уже обсуждали про то, что "Аблай" - монголизм.

У Аблая 18 века мусульманское имя - Абулмансур.

Приведенные мной формы использования имени Аблай-тайши в русских документах, дает основания полагать, что все-таки имя Аблай - не монголизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что верно, то верно. Единственно с чем не согласен, это с наличием у казахов Монголии своего диалекта. По крайней мере, разговаривая с ними я не чувствую этого. Да, есть едва заметные отличия в фонетике, но это присуще всем регионам большого Казахстана: югу, подвероженному влиянию узбекского, юго-востоку, подверженному влиянию кыргызского, северо-восточного, отчасти с измененной фонетикой под влиянием русского языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правда, что монгольские казахи лучше сохранили обычаи и традиции своего народа по сравнению с казахстанцами? Наверное это так - у нас как юрту собирать или там песню народную спеть обращаются к шэнэхэнцам - бурятам из КНР, так же и в Каз-не наверное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

www.infpol.ru/news/501/3646.php?sphrase_id=20575 - самая популярная бурятская газета, немного а казахах МНР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правда, что монгольские казахи лучше сохранили обычаи и традиции своего народа по сравнению с казахстанцами? Наверное это так - у нас как юрту собирать или там песню народную спеть обращаются к шэнэхэнцам - бурятам из КНР, так же и в Каз-не наверное.

В чем-то да, в другом - нет. Ведь они тоже ощущали влияние соседей, но других.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правда, что монгольские казахи лучше сохранили обычаи и традиции своего народа по сравнению с казахстанцами? Наверное это так - у нас как юрту собирать или там песню народную спеть обращаются к шэнэхэнцам - бурятам из КНР, так же и в Каз-не наверное.

Утрата навыков сборки юрты,это скорее всего не вопрос традиции,а вопрос изменения уклада жизни. Исчезла необходимость в юртах-утратились навыки. А с народными песнями проблем вроде нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Демократическая революция 1991 привела многих казахов к монгольской Демократической партии, таких как г-жа Кулэнда, текущий заместитель министра просвещения, культуры и науки, г-н Мурэт, бывший Член парламента, г-н К. Сэрэн, бывший Член парламента, нынешний монгольский посол в Кувейте, но некоторые из них поддерживали и членство в прежней коммунистической партии (монгольская Народная Революционная партия), так как все три действительных члена Парламента от Баян-Ульгийского аймака...

Куланда, Мурат и Сайран?? Они вряд ли демократические первичники...

А вот Зардыхана все в Монголии считали одним из вдохновителей демократического начинания!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...