АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2009 Да с религией рьяных, фанатичных мусульман среди монгольских казахов и хотонов нету наверное, пока не слышал. (и среди ойрот-алтайцев ) Казахская молла шаманствует (не в прямом смысле) люди, много монголов в том числе, к нему приходят и он чё то говорит им и дает советы, на бумаге пишет арабицей что-то может из корана и советует в доме на каком то месте поставить. Это разрешается по корану? Или он достаточно хорошо не знает мусульманскую религию и смешивает с язычеством? Не мне тебя учить, ты же знаешь все сам. У нас в реальности Ислам не в чистой классической форме, что сейчас все чаще отвергается и запрещается. Об этом сам великий Шокан Уалиханулы писал. В нем много пластов наших исконных старых тюркских верований, как наверно и у вас и у других. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2009 Не мне тебя учить, ты же знаешь все сам. У нас в реальности Ислам не в чистой классической форме, что сейчас все чаще отвергается и запрещается. Об этом сам великий Шокан Уалиханулы писал. В нем много пластов наших исконных старых тюркских верований, как наверно и у вас и у других. Значит наш казахский молла который занимается "шаман"-ством не будет обвинен, хорошо. А то из разных написании мусульманских ребят я понимал что у этой религии очень строгая дисциплина, об этом также заявляет ойрот-алтаец Амыр - мой друг, но во всяком случае не надо идти на резкий фанатичный вид этой религии - пускай будут совмещать со своими древними традициями "аспанга шашын шашу отыру керек" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2009 Значит наш казахский молла который занимается "шаман"-ством не будет обвинен, хорошо. А то из разных написании мусульманских ребят я понимал что у этой религии очень строгая дисциплина, об этом также заявляет ойрот-алтаец Амыр - мой друг, но во всяком случае не надо идти на резкий фанатичный вид этой религии - пускай будут совмещать со своими древними традициями "аспанга шашын шашу отыру керек" Дружище Енхд, опять ты ответил на казацком на "3" - правильно будет "Аспанға шашу шашу керек". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 28 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2009 "Скажите, уважаемый Ильхан, что значит омонголившиеся? Обрусевшие - понятно, а омонголившиеся это как?" омонголившиеся pochti takje kak Обрусевшие Smeshannye braki est', kazakh-mongolka razreshaetsya no naoborot ne ochen' konechno eto svyazano s rodovymi tradiziyami, ved' rod idet po otzu. U sem'i s kazakhom otzom familya rebenka kazakhskaya i u detei imena kazakhskie a u materei, poreje ( naverno smotrya kto dominiruet) 2 Shalkar, Ya iz Ulanbatora, predki s 40-h godov. Olgeide bolamyn byrak azgana. Suraityn narse bolsa sura, bilsem aitaym. "Казахская молла шаманствует (не в прямом смысле) люди, много монголов в том числе, к нему приходят и он чё то говорит им и дает советы, на бумаге пишет арабицей что-то может из корана и советует в доме на каком то месте поставить" Konechno eto ne privetsvuetsya eto idet iz sufizma i tengritaynstva to jesamoe ya zametil i v KZ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 28 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2009 Дружище Енхд, опять ты ответил на казацком на "3" - правильно будет "Аспанға шашу шашу керек". мне кажется казахи говорят "шашын" или "шашын шышу"... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 28 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2009 ... predki s 40-h godov... Значит самый и есть из остатков Оспана. В Дархане тоже жил один казах, ушел в покойный мир давно, но говорили о нем что долгий путь прошел до приезда в Монголию. Через Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию и Монголия. Как в Монголию приехал? Может он служил в Монгольской разведке и потом вернулся?! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 28 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2009 А правда, что в Баян-Ольгей установлен памятник Оспану? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 28 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2009 мне кажется казахи говорят "шашын" или "шашын шышу"... Вы правы ENHD. ВАМ КАЖЕТСЯ, КАК ВСЕГДА КАЖЕТСЯ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Степняк Опубликовано 5 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 5 октября, 2009 У нас со мной учились монгольские девушки (в институте), не плохие девчата (в хорошем понимании). Это было еще в Советские времена. Вот у всех имена, почему-то заканчивались на цецег (Бацецег). Енхдд, что это означает? Наверно цветы (шешек, байшешек) Уже в те времена они были своего рода патриотами своего народа, считали, что все народы произошли от них,а особенно казахи, типа просто они забыли свои корни, язык и тп.и тд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 5 октября, 2009 У нас со мной учились монгольские девушки (в институте), не плохие девчата (в хорошем понимании). Это было еще в Советские времена. Вот у всех имена, почему-то заканчивались на цецег (Бацецег). Енхдд, что это означает? Наверно цветы (шешек, байшешек) Уже в те времена они были своего рода патриотами своего народа, считали, что все народы произошли от них,а особенно казахи, типа просто они забыли свои корни, язык и тп.и тд. Хоооороший комплимент Енхду, сейчас начнет про монголизм в казахском "шешек". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Степняк Опубликовано 7 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 7 октября, 2009 ame='Степняк' date='05 октября 2009 - 22:42' timestamp='1254760967' post='72928'] Хоооороший комплимент Енхду, сейчас начнет про монголизм в казахском "шешек". Причем комплимент? Возможно это тюркизм в монгольском языке. Я имел виду, что уже в те времена, даже обычные девушки монголки страдали манией величия. Хотя с удовольствием хотели бы остаться в Казахстане, выйдя замуж за казаха (были намеки). Устное предупреждение за флуд. Модератор. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 2 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2009 Казах Таштуан Тотейулы основал в Монголии династию летчиков Заслуженный летчик Монголии, подполковник в отставке Таштуан Тотейулы. Улан-Батор. 14.08.2009 Есенгуль КАПКЫЗЫ ... - Мой старший сын Ауэз и самый младший - Есболат пошли по моим стопам и стали лётчиками. Ныне Ауэз служит в Военно-воздушных силах Монголии, а Есболат работает главным менеджером и командиром экипажа в совместной англо-японской фирме «Изнесс»... Ошибка или опечатка: монголо-японская фирма "Изинес Эйрвейз". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Altai Xangai Опубликовано 12 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 12 ноября, 2009 М.Мустафина: Сага о монгольских казахах. Казахи отличаются от монголов предприимчивостью и активностью 11:13 12.11.2009 Сага о монгольских казахах Казахи отличаются от монголов предприимчивостью и активностью В отеле в Улан-Баторе мы вспомнили, как будет "утюг" по-польски, по-немецки и даже по-испански, но никаких ассоциаций у горничной это не вызвало. На помощь явились еще десять совсем молоденьких горничных-монголок. Но и они не могли понять, чего мы хотим. На счастье мимо шла женщина-монголка лет сорока, которая работала в этой гостинице. "Вам нужен утюг?" – переспросила она, видя, как трудно дается понимание русского молодым монголкам. "А вы знаете русский?" – вопросом на вопрос ответили мы. "Конечно. Я ведь монголка казахского происхождения". Пока гладили, женщина рассказала о том, что дома у нее богатая библиотека, что она очень любит Абая и Олжаса Сулейменова. И что старшее поколение в ее семье смотрит многие каналы казахстанского телевидения. А младшее поколение все больше смотрит в сторону Астаны и Алматы. Самая заветная мечта – уехать учиться в Казахстан… В Монголии мы провели месяц – с августа по сентябрь. Самый популярный маршрут, предлагаемый туроператорами любителям путешествий, – "Восхождение в Монгольском Алтае". Под руководством опытных гидов можно совершить восхождение на несколько четырехтысячников, включая высшую точку Монголии – вершину Кийтын-Уул (Найрамдал, 4374 м). Маршруты технически не сложные и подходят даже для неподготовленных. Путешествие начинается с Улан-Батора. Центр столицы сияет рекламой, много надписей на китайском, японском и английском. Монголы ездят на иномарках, "советские" машины встретишь редко. Зато памятники Ленину в Улан-Баторе стоят в целости и сохранности, и все на своих местах. Только памятник Сталину, который был установлен раньше напротив Центральной библиотеки, был демонтирован, и сейчас на этом постаменте стоит памятник великому монгольскому ученому Бямбыну Ренчину. А памятник Сталину купил какой-то монгольский предприниматель, установил его в летнем кафе и завлекает Сталиным иностранцев. Заблудиться в Улан-Баторе невозможно. Весь центр сконцентрирован и по большому счету имеет всего две основные улицы: пр. Мира (Энкхтайван) и ул. Сеул. Первым делом необходимо обязательно сходить на площадь Сухэ-Батора, которая находится прямо напротив Хурала (Совета). Это центр столицы и самое сердце Монголии. Возле Хурала восседает Чингисхан и пристально смотрит за всем, что творится на площади. А чтобы осмотреть весь Улан-Батор, достаточно съездить на Зайсан (это памятник воинам Великой Отечественной войны). Отсюда вам откроется вся столица степи. Кстати, у подножия Зайсана созерцает город не менее эффектная статуя Будды. Позолота и типичная для данной религии массивность вызывают глубокое уважение. Обходить Будду надо по часовой стрелке и не менее трех раз в знак уважения. Что нужно обязательно посетить, так это представление конницы Чингисхана. Сидишь и чувствуешь себя на съемках какого-то исторического фильма. Перед тобой – плотные отряды монгольской конницы, показывающей тебе не только сражения, но и солдатский быт ровно полтора часа. Шоу проходит минутах в 50 от центра Улан-Батора вблизи поселения Зуунмод и проводится с июня по август, практически через день с 2006 года, то есть со дня 800-летия основания Чингисханом Монгольской империи. Иностранцам так понравилось это шоу, что правительство приняло решение проводить его каждый год. Представление проводится одним из военных гарнизонов Улан-Батора. В армии Монголии служат преимущественно сельские парни, которые с раннего детства владеют искусством верховой езды. Поэтому удивляться красоте и непринужденности поведения лошадей на шоу не стоит. Это настоящие монголы, которые уже давно ведут оседлый образ жизни, проживая в городах, пользуясь мобильными телефонами и работая в крупных корпорациях. Улан-Батор вообще мало чем отличается от казахстанских городов (за исключением юрточных пригородов). Чем еще удивляет Улан-Батор, так это "живыми" таксофонами! В столице Монголии невозможно найти простой таксофон на улице. Их просто нет. В Улан-Баторе люди за невысокую плату предоставляют услуги телефонной связи со своих домашних радиотелефонов. Сидят на улицах и продают звонки. А продавцы – в основном казахи. Казахи – вторая по численности этническая группа в этой стране. И, кстати, они намного предприимчивее, чем представители коренной национальности. Однако стоит буквально отъехать от столицы на 20 километров, как предстанет другая Монголия – та Монголия, о поездке по которой мечтают люди во всем мире. Нетронутая, дикая природа. Ведь минус сорок и плюс сорок – это всего лишь каприз природы, закаляющий характер подобно стали. Конь – это то, что видит каждый младенец после своей мамы. А свобода – как дар, которого хватит всем! Вы когда-нибудь видели народ, которому нужен ветер? Народ, которому всегда хватает места на его земле? Народ, который не грезит о дворцах, а готов по несколько раз в год менять свой дом? Это монголы. Следующий пункт путешествия – Улгия, казахская столица Монголии. Многие наши соплеменники здесь говорят по-русски и практически все – понимают, в гостинице есть казахские, турецкие и российские каналы, казахи создают туристическую инфраструктуру и, повторюсь, вообще намного активнее монголов. Если в степи у юрты можно увидеть спутниковую антенну и солнечные батареи, то здесь живут казахи, и, как правило, это зажиточный скотовод, из кармана которого нередко выглядывает антенна спутникового телефона. Нам также стоит перенять у наших соплеменников опыт управления экотуризмом. Я совсем не шучу. Так, например, в Улгие есть несколько контор, возящих туристов по окрестностям, во главе которых стоят казахи. Сюда вообще большими группами прилетают европейцы из Улан-Батора, чтобы полазить по самым высоким в стране горам. Проехав совсем немного, мы расположились у деревни Аксай, известной своим "народным промыслом" – охотой с хищными птицами. Через некоторое время подъехал к нашему лагерю старый казах на коне. Сидит невозмутимо, как сфинкс, наблюдает за нашими перемещениями. На приглашение к столу не реагирует. Через некоторое время встретился со мной взглядом и спросил, казашка ли я и откуда родом. После моих подробных ответов он спустился с коня и сказал: "Пойду барана резать! Гости приехали к нам в аул!" Вечером Айбек-ата устроил нам праздник желудка. Мы, измученные пресной вареной монгольской бараниной, жаждали хорошего сочного куска мяса по-казахски. Угостил Айбек-ата и кумысом. А на вопрос, что ему для счастья надо, он сказал: "Мясо, молоко, мука, соль, сахар, чай. Больше ни-че-го. И для счастья минимум: чтобы семья была здорова, чтобы скот приумножался, чтобы род победил на ежегодных скачках!". Об одном жалеет – ему 75 лет, а был бы помоложе, переехал бы в Казахстан, увидел родину. Он грудным ребенком был, когда его род бежал от большевиков, родины своей он почти не знает. Все. Айбек-ата садится на камень и играет на домбре. Утром мы покинули гостеприимного старого казаха и поехали дальше в горы, в ущелье Цаган-Гол. Поскольку высота была уже около 3000 м, стремительно холодало. Нашим проводником был Алексей, внук Айбек-аты. Его так назвали в честь русского крестьянина, который много-много лет назад в Алтайском крае спас от расправы коммунистов семью Айбек-аты. А потом помог перебраться в Монголию. В гостевые юрты, где мы остановились, тут же принесли казахское угощение: баурсаки, соленое масло, сушеный творог и сыр. Попив чайку, мы пошли гулять по туманному каньону Цаган-Гол. У речки из-за известняка волшебный цвет воды – молочно-голубой, поэтому она и называется Белой. На обратном пути нас настигла настоящая снежная буря, с крупным зимним снегом. Было 1 сентября, на Монгольский Алтай пришла зима. Примерно в таком же режиме мы провели еще два дня – гуляли по горам и ели мясо по-казахски. Алексей не разрешал нам есть тушенку. Он возмущался нашей городской едой. Потом он нас пригласил на Наадам – это самый большой праздник для монголов, включающий в себя соревнования по трем традиционным видам спорта: борьба, стрельба из лука и скачки. Проводится по всей стране, в Улгие обычно ближе к сентябрю. И еще во время прогулок по Улгие к нам подходили совершенно незнакомые люди и говорили: "Привет!". Здесь население очень уважительно относится к казахстанцам. Например, в общественном транспорте можно ездить и бесплатно – водитель, зная что мы из Казахстана, никогда не обидит. Хотя учитывая здешние цены, проще все-таки купить билет… Мира МУСТАФИНА 12.11.2009 http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1258013580 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Altai Xangai Опубликовано 1 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2009 МОНГОЛОО ДАГАСНЫХАА ТӨЛӨӨ АМИА АЛДСАН ЭР 1911 оны Үндэсний эрх чөлөө-ний хувьсгал баруун нутгийн бага буурай үндэстэн ястнуудын өмнө түүхэн шинэ бөгөөд хамгийн хариуцлагатай сонголтыг тавьжээ. Энэ бол "Төв Халх манжийн олон зуун жилийн боолчлолын гинжийг таслан хаялаа. Монголд бие даасан засаг тогтлоо. Бид Богд хаанаар толгойлуулсан энэ засгийг дагаж тусгаар тогтнолоо шинэхэн байлдаж олсон Монгол Улсын харьяанд багтан орох уу, нэгэнт дассан зүрчидийн ноёрхолд хуучин хэвээрээ үлдэх үү, аль эсвэл угсаа гарвал болон газар ойрхон Зүүнгар, Тува, Казахстан зэрэг улсад дагаар орох уу?" гэсэн маш ээдрээтэй асуулт тулгарсан байлаа. Энэ бол "гар хугарваас ханцуй дотроотой" адил дотоод дахь засгийн эрхийн төлөөх улс төрийн сонгуулиас илүү ач холбогдолтой асуудал учраас тэр. Урианхай, дөрвөд, захчин, торгууд, өөлд, мянгад, цахар хошууныхан тусгаар тогтносон Монгол Улсынхаа бүрэлдэхүүнд багтан орж байхад Казахын дэвшилтэт ноёд зүгээр суусангүй, Хятадын алба гувчуураас эрс татгалзав. Казах хошууны ноён А.Жыл-кышы 1860-аад онд хамтран зүтгэгч Зүч хааны удам С.Хожам-жар, "улаан хөлтний" эсрэг тэмцэхэд баатарлаг гавьяа бай-гуулсан А.Көбеш нарынхаа хамт казахуудын нэгэн томоохон хэсгийг Алтайн цаанаас дагуулан нүүлгэж ирээд суурьшиж манжийн алба гувчуурын эсрэг эрэлхэгээр тэмцэж байсан. Харин түүний үе залгамжлагч ноён Ж.Сүкирбай Чин улсаас Алтайн "зүүн гарыг" захирагч албан тушаалд дэвшин өндөр цол хэргэм авсан болохоор тийшээгээ тэмүүлэн зүтгэж манжийн амбан захирагч Балт ван руу гүйж сандарсаар байв. Балт ван түүнийг 32 буугаар зэвсэглээд агт морь, цэрэг цуглуулахыг захив. Гэвч харьяатууд нь цэрэг, морь өгөөгүй учир тэднийг ятгасан тэрсүү муу үзэлт Хилан, Бодаубай нарт хатуу шийтгэл оноохыг хүсч Балт ванд 1912 оны зургадугаар сарын 22-нд захидал илгээсэн байна. Харамсалтай нь тэрхүү захидал нь зам зуур Богд хааны туршуулын гарт орсноор барахгүй тэр өдрөөс хорь хоногийн дараа Хилан, Бодаубай, Хиюбай,Тогтаубай нарын тэргүүтэй 400 өрхийн тэргүүн гарын үсэг зурж, дагаар орохыг хүсч Богд хаанд захидал илгээжээ. Аль ч талаасаа ялагдал хүлээсэн Чин улсынхан Сүкирбайд ямар ч тус дэм болж чадсангүй. Харин Ж.Сүкирбайн ойрын хамаатан, хүчтэй өрсөлдөгч нь болох Х.Хилан нарын хүсэлт санаснаараа бүтэж Монгол Улс тэднийг харьяандаа авч оршин суугаа газар нутгийг нь хуульчилж өгсний дээр түүнийг нийт казахуудын захирагчаар томилж тэргүүн зэргийн зайсан зэрэг, гүн цол жинс олгожээ. Удсан ч үгүй "Жа лам " хэмээгдэх халимаг Дамбийжанцан Баруун нутагт ноёрхлоо тогтоож үймээн дэгдээсэн явдал Х.Хиланын хүсэл мөрөөдлийг улам өдөөв. Ховд хотод болсон зэвсэгт тэмцэлд идэвх зоригтой оролцсонд итгэн талархаж Богдын засаг түүнд хэргэм цол, албат, газар нутаг олгож нэг алдаа гаргасан бол энэ засгийн нөлөө бүхий түшээ хэмээн Дамбийжанцанг шүтэн биширч Х.Хилан бас төөрөв. Магадгүй тэр Дамбийжаагийн аймшигтай сүр бараанаас айсан ч, ард олноо цуст яргаллаас авран эсэн мэнд авч үлдэхийг бодсон ч байж болно. Юутай ч гэсэн дөчин агт морь бэлэг барьж түүнийг хүндэтгэлтэй хүлээн аваад зарлигийг нь үг дуугүй дагаж мөрдөв. Дамбийжаа Хиланг энэ нутгийн захирагчаар томилсноо мэдэгдэн хурдан буу бэлэглэсэн бол Хилан түүний хариуд шар орхимж нөмөрч зэс бурханд мөргөж, Казахын дөчин хүүхдийг Шивэртийн хүрээнд шавь суулгаж "Да ламд" үнэнчээ батлан харуулжээ. "Хоёр тэмээт", "Амарсанаагийн хойт дүр" зэрэг янз бүрийн нэр хоч зүүж Монгол Улсын хилээр олон дахин орж, буцаж байсан Дамбийжанцан бол Оросын хаант засгийн туршлагатай тагнуулч байсан гэдэг таамаглалтай бидний санал нийлдэг. Монголыг Буриад, Тува зэрэг бага буурай улс үндэстнүүдийн адил хараат болгох бодлогынх нь гардан гүйцэтгэгч гол хүн нь байж болзошгүй. Тэрбээр дургүйцсэнийг нь шууд алан хядаж, Алтайн нурууг давж зугтаах гэсэн хэдийг амьдаар нь өвчих зэргээр айлган сүрдүүлж албадсаар баруун нутгийн иргэдийг одоогийн Увс аймаг, Тува улсын нутаг болох Хандгайт, Торхлог руу нүүлгэсэн нь тийм л учиртай бөгөөд Х.Хилан түүнийг өөгшүүлсээр байсан гэдэг. Харин асуудал хурцдаад эхэлмэгц Ж.Сүкирбай тайж харьяат 300 өрхийг дагуулан Шинжаан руу дүрвэж одсон байв. Уй гашуудлаар дүүрсэн их нүүдэл Үүрэг нуурын хөвөөнд хүрч унаа хөсгөө амраах далимаар түр саатахад Х.Көримбай баатраар толгойлуулсан эрчүүд шөнө дунд зэвсэг барин босч цэргийг нь бут ниргэсэн. Харин Жа лам оргон зайлж, тамир тэнхээгээ барсан малчин ардуудыг ноён А.Хиюбай молла дагуулан Кошагач районы нутагт нэвтрэн орж, хэсэг айлтай хамт Х.Хилан тэндээ түр үлджээ. Харин Жа ламын хувь заяа хэрхэн шийдэгдсэн тухай түүхчид янз бүрээр харуулсан байдаг ч "Миний нэр, миний гэр МОНЦАМЭ" цуврал номд түүхийн бодит баримтыг иш татаж үнэн бөгөөд дэлгэрэнгүй бичсэн. Жа ламын толгой Эрми-тажийн музейн Кунскамерт уусмал дотор хадгалаастай байдгийг сониноос уншсан юм. Ж.Сүкирбай Шинжианы нутгаас, А.Хиюбай Оросын нут-гаас хоёр жил өнгөрөөгөөд эргэж ирсэний дараа аль эртнээс өрсөлдөөнтэй эл гурван ноёны хоорондын тэмцэл улам хурцдав. Төрөл садангийн барилдлагын хувьд гурвуулаа ойр, нэг л Шерууш овгийн урдаа барьдаг нөлөө бүхий хүмүүс атлаа одоо зөвхөн захирах эрх хэмжээний хүрээнд амь өрсөв. Зандалчин Жа ламын "уяаны нохой" гэж жигшин зэвүүцээд олон түмэн Хиланаас нэлээд хөндийрсөн байв. Казахуудад "Нэг тавганд хоёр хуцны толгой эс багтна" гэсэн үг байдгийн үлгэрээр хэргэм цол адилавтар Хиюбай, Сүкирбай нар нэг л овгийнхныг хуваан захирдаг болов. Харин Хилан тэдний аль алинтай нь ч өрсөлдөж өнгөлзсөөр явтал Сүкирбай 1918 онд өвчнөөр таалал төгсч, Хиюбай 1919 онд Сүкирбайн талынхны халдлагаар хөнөөгдөхөд Хилан дангаараа ноёрхох хүсэл мөрөөдөлдөө дөнгөн данган хүрч эхэлсэн байв. Харамсалтай нь харьяат ардууд түүнийг үл хүлээн зөвшөөрч эц-гийнх нь оронд түүний албан ёсны үе залгамжлагч Сүкирбайн ууган хүү Дөрвөдханыг өргөмжилснийг Ховд дахь баруун хязгаарын яам батламжлахад Хилан түүнтэй ил тэмцэл явуулаагүй ч гэсэн Сүкирбайн бэлбэсэн бага эхнэрийг хуучны богтлох ёсын дагуу авах зэргээр эрх хэмжээгээрээ сүр далайлгасаар байв. Гэтэл энэ зав чөлөөг ашиглан эсрэг талын өш хонзонтой хүмүүсээс Шинжааны засаг захиргааныханд зарга илгээж түүний "Гадаад Монголд дагаар орсон, Дамбийжааг дагаж үймээн самуун зохион байгуулсан, нутгийн ноёдыг хөнөөсөн, нэн ялангуяа Хятадын албан татварын эсрэг явуулга үйлдсэн" зэрэг "баримт бүрдүүлээд" няцаалт өгөхийг эрхэмлэн хүсчээ. Чин улсынханд энэ мэтийн гомдол зарга бишгүй очдог байв. Гэвч өөр хоорондоо алалцан хядалцаж байсан ч тоож үздэггүй. Харин өөрийн эрх ашгийг хөндөхөд огт зүгээр өнгөрөөдөггүй, манжийн дарлалын эсрэг боссон А.Көбеш баатрын хүү Харымбек, Асылбек, ач хүү Жантайлак, Байхадам нарын зэрэг олон арван хүнийг цаазаар авсан, Сүкирбайн эцэг, Хиланы авга ах А.Жылкышын амийг 1000 адуу, 10 000 хонь авч байж өршөөсөн билээ. Хиланы тухай мэдээлэл хүрээд очиход аль эртнээс бэлдээд суусан мэт ангийн захирагч Мадарин, алуурчин Чиша, ноён Журтбай, бөх Тилеубай нараар толгойлуулсан зэвсэгт зуун цэрэг Өрмөгийтийн даваагаар давж шууд ороод иржээ. Танд туслаж харьяатуудыг чинь төвхнүүлж өгөх хэргээр ирлээ гэж түүнийг тайвшруулчихаад маргааш өглөө нь эрхэм ноён, манайд орж цай уугтун гэж майхандаа урьжээ. Ороод очиход өөдөөс нь нэг нь буудаж, нөгөө нь сэлмээрээ цавчихад Хилан шархадсан баавгай мэт үсэрч буудсан хүний бууг булаан авч толгой руу нь нэг цохиод өөрөө өнхрөв. Толгойг нь таслах гэж шилэн хүзүүгээр нь тавихад ган сэлэмний ир даасангүй тул дээш нь харуулж хэвтүүлээд хоолойгоор нь огтлож сая нэг салгаж аваад богцондоо дүрж мордоод бүгдээрээ хар хурдаараа давхиад одсон гэж настан буурлууд хуучилдаг байлаа. Хиланын толгойг тэд Шарсүм хотын дундуур өнгөрдөг Кыран голын гүүрийн баганад сар орчим өлгөөстэй байлгасны эцэст нутгийн хүмүүс тавин хонь хахууль өгч гуйж байж эргүүлэн авч ирээд бүхэл биеийг нь оршуулсан газарт булсан байна. Улаанхус сумын нутаг Согог усан дахь энэхүү оршуулгын газарт Сайд нарын Зөвлөлийн орлогч дарга байхдаа Пунцагноров гуай зориуд очиж үзэж сонирхоход авто тэргийн ахлах байцаагч агсан Зиябай бид хоёр дагалдаж явсан билээ. Хилан бол ард олныхоо зарим хэсгийн дунд муу нэртэй ч чамлахааргүй гавьяатай, уран зохиолын хэллэгээр бол зөрчилтэй дүр болохыг тэр нэг мөчөөс ухаарч эхэлсэн юм. Түүхэнд түүний эзлэх байр суурийг түүхч, судлаач, зохиолчид элдэв янзаар тодорхойлоод байсан ч "Монгол Улсад оршин суудаг казахууд хэрвээ энэ улсыг эх орноо хэмээн хүндэтгэж үздэг л юм бол Казахыг энэхүү үзэлд анх удаа хүргэсэн хүн Хилан зайсан мөн " /Монгол Улс дахь казахууд.Алматы.2001 он.267-р т/ гэж доктор Х.Зардыхан онож тодорхойлсон байна. Энд нэгэн сонирхолтой зүйлийг дурдахад, Согог ус дахь дээрх оршуулгын газарт ноён тайж Ж.Сүкирбай, түүний үе залгамжлагч ууган хүү, 1921 онд цагаантны оргодлуудад хээрийн шүүхээр цаазлуулсан С.Дөрвөдхан нарын шарилыг ч нэг дор оршуулсан байдаг. Зуун жилийн түүхийн бодит гэрч болж, бас амьд явахдаа бие биеийгээ хүндэтгэн хайрлаж байхын учрыг хүмүүст дахин сануулж буй мэт харагддаг. Та сэтгэгдэл үлдээхийн тулд нэвтэрсэн байх шаардлагатай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 1 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2009 Altai Xangai, просьба дать перевод. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Altai Xangai Опубликовано 1 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2009 this is story kazakh Х.Хилан" and how Kazakh come to Mongolia. I can not translate it, my russian is poor Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 1 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2009 Тогда по английски если не сложно, а я на русский переведу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
777 Опубликовано 11 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2009 Мы, то же ждем перевода! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Altai Xangai Опубликовано 24 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2009 I am very sorry for COPY & PASTE without translation. Currently I have no time. I hope our dear mongolian forumers Enhd or ReicheOnkel who know russian very well can translate the contents of the Mongolian texts. Американский этнограф Анна Генина предпочитает говорить на казахском [52/0] 24.12.2009 Есенгуль КАПКЫЗЫ Докторант Мичиганского университета США Анна Генина с 2006 года изучает миграционную и демографическую политику Казахстана. Какие открытия она для себя сделала в Казахстане, как ей удалось овладеть казахским языком? - Госпожа Генина, что Вас побудило выучить казахский язык? - Во-первых, казахский язык был необходим в моей работе. В основном я контактирую с казахами-переселенцами из Китая и Монголии. Они не владеют русским языком, а если и знают, то на недостаточном уровне, чтобы поддерживать диалог. Их родной язык – казахский. Поэтому казахский язык был необходим с практической стороны. Во-вторых, если я решила приехать и работать в Казахстане, то из чувства уважения к этой стране я очень старалась хоть немного изучить казахский язык. Конечно же, я пока еще не могу разговаривать свободно. - Что конкретно Вы изучаете в Казахстане? - Я пишу исследовательскую работу об оралманах, которые в разное время вернулись в Казахстан. Особый интерес к казахам-оралманам из Монголии, потому что они начали процесс переселения на историческую родину в 1991 году. Даже сама история их переселения очень интересна. По этой причине я выбрала именно эту тему. Впервые в Казахстан я приехала в 2006 году. Тогда я поселилась в семье оралманов из Монголии, которая на тот момент жила в селе Шамалган. Также мне удалось познакомиться и пообщаться с другими репатриантами. Второй раз я приезжала осенью 2008 года и пробыла здесь более одного года. - Госпожа Генина, каковы Ваши впечатления? - Просто замечательные. Если бы у меня были не очень хорошие впечатления, я бы не стала столь долгое время проводить исследования. У оралманов очень высокая культура сохранения традиций народа. - Какие выводы Вы для себя сделали? - Я сначала больше внимания уделяла вопросам адаптации. Когда я посетила Монголию, то сразу поняла, что уровни развития, социальные отношения и демократические ценности у двух государств совершенно разные. В Казахстане до сих пор происходит деление на местных и оралманов. Я думаю, что для первой волны переселенцев такое восприятие вполне нормальное. Полагаю, что после смены поколений подобных делений не будет. ЗЕМЛЯ НА БУМАГЕ - Госпожа Генина, семьям репатриантов в Казахстане оказывается как материальная, так и моральная поддержка. В данном контексте Вы не пытались изучить опыт Израиля и Германии? Можно ли сравнить их с Казахстаном? - В Израиле и Германии ситуация другая. У этих стран совершенно иная миграционная политика. Как в Израиле, так и в Германии репатриантам оказывается максимальная материальная и социальная поддержка. Конечно, в Казахстане тоже помогают оралманам, но уровень этой поддержки время от времени меняется. Например, репатриантам первой волны, с одной стороны, было тяжело, но потом стало легче. Трудности были вначале, но позже государство им выделило и жилье, и землю. Сегодня оралманам жилье и земельные участки не выделяются. Я это знаю по оралманам в селе Узынагаш. Они сейчас в основном опираются на своих многочисленных родственников. Очень мало кто просит у государства помощи. По закону каждый казахстанец вправе бесплатно получить 10 соток земли под индивидуальное жилищное строительство. Но все это лишь формально, на бумаге. По сути, получить бесплатную землю практически невозможно. Также остро стоит проблема с трудоустройством. ВКЛАД ОРАЛМАНОВ - В обществе люди по-разному относятся к оралманам. Некоторые считают, что оралманы порождают иждивенчество и всё время просят помощи у государства. Что Вы думаете по этому поводу? - Конечно, мне приходилось слышать такие мнения, и я сразу поняла, что так думает большинство. Даже в некоторых средствах массовой информации эти идеи находили отражение. Это, конечно же, неправильное понимание проблемы, ошибочное мнение. Я прожила в Шамалгане и Узунагаше два года и всё это время проводила рядом с оралманами из Монголии. В этих двух селах очень много казахов-переселенцев из Монголии. Они не сидят просто так, а сами поднимают свой бизнес. Один открыл парикмахерскую, другой кафе, а третий магазин и так далее. Они вносят огромный вклад в развитие экономики Казахстана, развивая малый и средний бизнес. Почему-то об этом никто ничего не говорит. Несмотря на кризис, оралманы сами покупают землю и строят дома. - Госпожа Генина, в целом как можно оценить роль оралманов в Казахстане? Их возвращение в Казахстан улучшило демографическую ситуацию в стране? - Во-первых, история казахов из Монголии немножко иная по сравнению с другими. Они родились и выросли в стране, где хорошо развита демократия. Они привнесли с собой эту демократическую культуру. Вместе с тем оралманы, в особенности их женщины, начали возрождать национальную культуру, которая местным населением постепенно предавалась забвению. Например, оралманы знают все детали конструкций юрты, ее украшение и комплектовку, чего не знают местные казахи. В МОНГОЛИИ НЕТ ПРОБЛЕМ С ИНТЕРНЕТОМ - Госпожа Генина, прошлым летом Вы побывали в Монголии, в автономном регионе Баян-Ульгий. Расскажите, каков там уровень жизни и как складываются культурные традиции? - В июле и августе я побывала в Баян-Ульгий. Многие летом выходят на джайляу и живут в юртах. Практически все занимаются животноводством. Также хорошо развито ремесло, рукоделие. Когда я была в Монголии, там открылся большой кооператив, где в основном работали женщины. Эти кооперативы специализированы на производстве национальной продукции. Прошлая зима была для них нелегкой. Был джут и массовый падеж скота. Поэтому положение у них было очень тяжелое. Многие хотели переехать в Казахстан. В Баян-Ульгий до сих пор сохранились традиции кочевничества. Там люди, несмотря на то, что у них в городе есть жилье и работа, все равно летом живут в степи. Наверное, боятся потерять свои исторические корни. Даже казахи, переехавшие в Казахстан, все лето отдыхают в степях Баян-Ульгий. Хорошо, что между двумя государствами безвизовый режим. Большинство жителей Баян-Ульгий – казахи. Все разговаривают на казахском языке. Этнические монголы тоже там встречаются. Я была в гостях у одной монгольской семьи. У них есть свой магазин. Они очень хорошо владеют казахским языком. Есть люди, которые знают русский язык, так как когда-то учились в Советском Союзе. Молодежь учится в Европе, знают английский. Меня очень удивило высокое развитие Интернета и коммуникационных технологий. В Казахстане иногда и в городской местности сложно найти Интернет, а если найдешь, то очень дорого. В Баян-Ульгий с Интернетом проблем не возникает. Мобильная связь очень дешевая, и почти у каждого телефон подключен к Интернету. О ПРОГРАММЕ ТОЛЬКО СЛЫШАЛИ - Госпожа Генина, в целом можно ли узнать число казахов, которые уже переехали, и число тех, кто пока намеревается переехать в Казахстан? - Вот именно этой проблеме я больше уделяла внимание. Особенно меня интересовали причины переезда. Ведь многие стремятся в Казахстан. Почему? Я думаю, что здесь первопричиной является экономическая, материальная составляющая. Если экономика Монголии развивалась бы, а уровень жизни пошел бы на повышение, то ни у кого не появилось бы желание переезжать куда-либо. Джут сильно подкосил экономику страны. Из-за этого многие хотят уехать в Казахстан. Пожилые люди не хотят переезжать, а молодежь стремится уехать, потому что их знания в маленьком Баян-Ульгий не востребованы. Поэтому они стремятся в Казахстан. Я по этому поводу встречалась с представителями местной власти, узнавала их мнение. На самом деле официальной статистики нет, она и не ведется. Очень сложно было узнать, сколько людей уехало, сколько готовятся уехать и сколько вернулось обратно. Местная власть этой проблемой занималась только в начале 1990-х годов. Сейчас казахи сами переезжают. У многих в Казахстане есть родственники. Больше опираются на них, чем на государственную поддержку. - Госпожа Генина, спасибо за интервью. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 1 января, 2010 Поделиться Опубликовано 1 января, 2010 - Госпожа Генина, в целом можно ли узнать число казахов, которые уже переехали, и число тех, кто пока намеревается переехать в Казахстан? - Вот именно этой проблеме я больше уделяла внимание. Особенно меня интересовали причины переезда. Ведь многие стремятся в Казахстан. Почему? Я думаю, что здесь первопричиной является экономическая, материальная составляющая. Если экономика Монголии развивалась бы, а уровень жизни пошел бы на повышение, то ни у кого не появилось бы желание переезжать куда-либо. Джут сильно подкосил экономику страны. Из-за этого многие хотят уехать в Казахстан. Пожилые люди не хотят переезжать, а молодежь стремится уехать, потому что их знания в маленьком Баян-Ульгий не востребованы. Поэтому они стремятся в Казахстан. Я по этому поводу встречалась с представителями местной власти, узнавала их мнение. На самом деле официальной статистики нет, она и не ведется. Очень сложно было узнать, сколько людей уехало, сколько готовятся уехать и сколько вернулось обратно. Местная власть этой проблемой занималась только в начале 1990-х годов. Сейчас казахи сами переезжают. У многих в Казахстане есть родственники. Больше опираются на них, чем на государственную поддержку. На весну-лето этого года у многих баян-ульгийских казахов запланирован большой переезд в Казахстан, основная причина - мировой финансовый кризис, который на Монголии отразился больше, чем на Казахстане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 2 января, 2010 Поделиться Опубликовано 2 января, 2010 Интересно узнать каковы последствия кризиса в Монголии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 8 января, 2010 Поделиться Опубликовано 8 января, 2010 Интересно узнать каковы последствия кризиса в Монголии. За всю Монголию не скажу, но вот насчет Баян-Ульгия осведомлен неплохо. Меньше туристов, упали закупочные цены на продукцию животноводства, невозможно получить кредиты. Цены на монгольские шкуры, шерсть и пух упали в разы. Овчинная шкура стоила в прошлом году до 10 тысяч тугриков, а осенью этого года - пятьсот. Недвижимость подешевела резко, почти в два раза и продолжает дешеветь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 15 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2010 За всю Монголию не скажу, но вот насчет Баян-Ульгия осведомлен неплохо. Меньше туристов, упали закупочные цены на продукцию животноводства, невозможно получить кредиты. Цены на монгольские шкуры, шерсть и пух упали в разы. Овчинная шкура стоила в прошлом году до 10 тысяч тугриков, а осенью этого года - пятьсот. Недвижимость подешевела резко, почти в два раза и продолжает дешеветь. Ситуация усугубилась массовым падежом скота. Если и в прошлом году был падеж, но люди надеялись на что то все таки. Теперь у людей безысходности в глазах больше стало, даже у вполне зажиточных. Бедные кереи, готовятся к переезду в Казахстан без особой радости. Но у них хоть есть какой то выход, пусть под ярмо своих братьев-казахов в Казахстане, но голод им там не грозит. Монголам же деваться некуда, по всей стране идет волна митингов, где бедные и малообразованные люди требуют от партий исполнения предвыборных обещаний и выплаты по 1,5 миллиона тугриков (примерно 1100 долларов США) на каждого гражданина страны. Более разумные люди понимают, что государству взять такие деньги негде, простое умножение показывает, что единовременно понадобится выплатить более 2,5 миллиардов долларов, которым неоткуда взяться. От правящей Демократической партии откололось крыло, которое присоединилось к протестантам. Символ протеста - черный отпечаток кулака на белом фоне, ясен и прост. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2010 Ситуация усугубилась массовым падежом скота. Если и в прошлом году был падеж, но люди надеялись на что то все таки. Теперь у людей безысходности в глазах больше стало, даже у вполне зажиточных. Бедные кереи, готовятся к переезду в Казахстан без особой радости. Но у них хоть есть какой то выход, пусть под ярмо своих братьев-казахов в Казахстане, но голод им там не грозит. Монголам же деваться некуда, по всей стране идет волна митингов, где бедные и малообразованные люди требуют от партий исполнения предвыборных обещаний и выплаты по 1,5 миллиона тугриков (примерно 1100 долларов США) на каждого гражданина страны. Более разумные люди понимают, что государству взять такие деньги негде, простое умножение показывает, что единовременно понадобится выплатить более 2,5 миллиардов долларов, которым неоткуда взяться. От правящей Демократической партии откололось крыло, которое присоединилось к протестантам. Символ протеста - черный отпечаток кулака на белом фоне, ясен и прост. Нельзя быть голословным, Вы же это прекрасно знаете, дайте если есть конечно тому подтверждения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 15 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2010 Нельзя быть голословным, Вы же это прекрасно знаете, дайте если есть конечно тому подтверждения. А куда идут оралманы, не знающие русского, практически без образования, умеющие только торговать или пасти скот? Зажиточный человек в Монголии, после переезда становится откровенно небогатым, в чуждом окружении. Конечно же, из десятков тысяч монгольских оралманов есть немало людей, которые устроились неплохо, знаю директора института казахского языка - оралмана из Монголии, в Усть-Каменогорске научно-исследовательский институт тоже возглавляет монгольский оралман. Но они хорошо знают русский язык, учились за границей, были востребованы в Казахстане. Вторая же многочисленная волна переселенцев уже не будет пользоваться такой материальной поддержкой от государства, как в 1993 году, и в большинстве своем должна бужет выживать, прибиваясь к оралманам-землякам, из первой волны, то есть попросту - идти к ним в услужение. Подтверждения тому - рассказы вернувшихся на Алтай казахов нашего Кош-Агачского района, да и в Монголии встречал людей, вернувшихся из Казахстана обратно, правда, немного. Даже был такой смешной случай, когда один старик доказывал мне преимущества независимости, хотя я и не оспаривал. На мой резонный вопрос, почему же тогда он не едет со своим семейством в независимое государство казахов, он ответил, что вернулся обратно, так как к нему плохо относились и пытались закабалить, а в Монголии, дескать, они делают что хотят. Наш же, кош-агачинец, переехал в Казахстан, угнав с собой свой табун лошадей, а жили они в Степногорске. Как он рассказывал - "Если вижу местного, который подъезжает ко мне с улыбкой и обращается - Ага, вместо обычного, - Эээ, то сразу в голову лезет мысль - которую из моих лошадей он хочет попросить?" Добавлю, что вернулся этот старик обратно без своих лошадей, а здесь развел овец. Любимая его поговорка - "Жат казактан, ёз калмагым жаксы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться