Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

Аша - монголизм, потому что только казахском языке оно используется.

А на тюркском "аша" имеет смысл - есть, еда, голодать...

Аша - подпорка на казахском (на монгольском багана). И ведь крестом не делают подпорки. :lol:

Есть казахский род "баганалы" - это тоже может монгольское слово? Имеет ли смысл подпорка?

Да, бағана - столб, столбец тоже монголизм значит.

Насчет "Ашамай" и "Ошбай" мне нет разницы, как хотите так и называете. А этот Ошбай случайно не из Оша?

На саха тыйла слово "кэриэс" может быть либо русским либо монгольским заимствованием.

Не путайте "аш/аша" с казахскими "ас" - еда и "аш" - голодный.

Крестом подпорки делают. Разве у Вас не пилят дрова на "козле", который и есть по сути крест в 45 градусов, а ножки столов такой формы? Можно много вспомнить при желании.

А "бакан" по казахски столб, шест. Кстати шанырак (тунгусо-маньчжурское: тоноо) в юрте поднимают именно таким шестом.

"Этот Ошбай", как Вы выразились, может являться предком части монголов, т.е. омонголенных позже кереев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не путайте "аш/аша" с казахскими "ас" - еда и "аш" - голодный.

Крестом подпорки делают. Разве у Вас не пилят дрова на "козле", который и есть по сути крест в 45 градусов, а ножки столов такой формы? Можно много вспомнить при желании.

А "бакан" по казахски столб, шест. Кстати шанырак (тунгусо-маньчжурское: тоноо) в юрте поднимают именно таким шестом.

"Этот Ошбай", как Вы выразились, может являться предком части монголов, т.е. омонголенных позже кереев.

шанырак -цагариг, сахариг, чахариг - круг?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

шанырак -цагариг, сахариг, чахариг - круг?

Не просто круг, а купол юрты с крестовидной перекладиной в центре, но тоже круглый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во вторых этот тамга "аша" не такой как (+), а перевернутое на 45 градусов, что и прекрасно соответствует названию "аша - ац" а не крестик.

Вы были в юрте? Конечно наверное да. Так вот, когда смотрите наверх, на купол (шанырак - тоноо), его перекладина выглядит крестом или нет? Есть ли какие либо в юрте ориентиры по вашему в 45 градусов или др.?

По мне, так хоть с какой стороны это крест.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не просто круг, а купол юрты с крестовидной перекладиной в центре, но тоже круглый.

Ну значит Вы тооно называете круглым. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

шанырак -цагариг, сахариг, чахариг - круг?

Точно дорогой.

шанырак - цагираг, чагираг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы были в юрте? Конечно наверное да. Так вот, когда смотрите наверх, на купол (шанырак - тоноо), его перекладина выглядит крестом или нет? Есть ли какие либо в юрте ориентиры по вашему в 45 градусов или др.?

По мне, так хоть с какой стороны это крест.

Дорогой в тему, я ведь насчет "аша - ац" а не "шанырак - чагариг". :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно дорогой.

шанырак - цагираг, чагираг.

Приведенные Вами слова к "шаныраку" и "тооно" никакого отношения не имеют, это сильная натяжка:

Цагариг – полукруг (или у вас наверху полукруг? :P ).

Цагираг - колечко, крюк, обруч, окружать ореолом (или колечко? :P ).

Чагираг и Чагариг вообще в словарях нету.

Про "аша" я уже объяснил полно. А Аджи (Мурат), который тоже объясняет свою фамилию как "крест"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приведенные Вами слова к "шаныраку" и "тооно" никакого отношения не имеют, это сильная натяжка:

Цагариг – полукруг (или у вас наверху полукруг? :P ).

Цагираг - колечко, крюк, обруч, окружать ореолом (или колечко? :P ).

Чагираг и Чагариг вообще в словарях нету.

Про "аша" я уже объяснил полно. А Аджи (Мурат), который тоже объясняет свою фамилию как "крест"?

Хе, хе... на самом деле сочинитель, создавал новое монгольское слово цагираг - полукруг :lol:

Обе имеют смысл круг, именно круг.

Дорогой по классической могшольской письменностью пишется как "чагирак, чагарик". Видимо что в древности монголы произносили как "чагирак" и отсюда в казахском получается заимствование "шанырак". Сегодня южные монголы, чахары произносят как раз как "чагирак, чагарик".

А вот этот Аджи тоже наверное маньчжуровед, поэтому у него такая путаница. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хе, хе... на самом деле сочинитель, создавал новое монгольское слово цагираг - полукруг :lol:

Обе имеют смысл круг, именно круг.

Дорогой по классической могшольской письменностью пишется как "чагирак, чагарик". Видимо что в древности монголы произносили как "чагирак" и отсюда в казахском получается заимствование "шанырак". Сегодня южные монголы, чахары произносят как раз как "чагирак, чагарик".

А вот этот Аджи тоже наверное маньчжуровед, поэтому у него такая путаница. :lol:

Значит авторы словаря монголы-сочинители, создали новое слово? http://mongslov.ru/index.php?a=list&d=1&t=dict&w1=%D0%A6&w2=%D0%90&w3=%D0%93

Что это за "классическая могшольская письменность"? Не слышал о такой. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит авторы словаря монголы-сочинители, создали новое слово? http://mongslov.ru/index.php?a=list&d=1&t=dict&w1=%D0%A6&w2=%D0%90&w3=%D0%93

Что это за "классическая могшольская письменность"? Не слышал о такой. :lol:

Дорогой не пользуйся такими скудными словарями! Знание не расширяется.

Исползуй словарь http://www.bolor-toli.com/ хороший словарь.

опечатка: "классическая монгольская письменность"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит авторы словаря монголы-сочинители, создали новое слово? http://mongslov.ru/index.php?a=list&d=1&t=dict&w1=%D0%A6&w2=%D0%90&w3=%D0%93

Что это за "классическая могшольская письменность"? Не слышал о такой. :lol:

Там ошибка.

Вот цагариг вам.

468265455_8094b8cd93.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там ошибка.

Вот цагариг вам.

468265455_8094b8cd93.jpg

Точно, в словаре "цагираг" – колечко, обруч (Это то что на шее?). Это монголка?

Такое впечатление что это юго-восточная женщина, у монголов вытягивание шеи кажется не практикуется.

А "цагариг" все таки полукруг.

Да и вообще, какое отношение кольца на шее имеют отношение к куполу юрты?! :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто такие белокурые казахи?

Вам казахам наверное трудновато найти чем то гордиться.

На пример я имею зеленые глаза.

И я белокурый получается? :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну само слово Хэрээ,/Хирээ,Хэрэх,Хэрэл/ ж есть крест.В ССМ есть фраза "Ногай керел кережу" в смысле идти в виде креста/военный ход передовых отрядов, как собака/.

12653684.png

Ац,ацан сэрээ.

это похоже на найманскую танба...

но

не прошу верить, постарайтесь проверить...

я лично видел документ с подписями керейских биев... там были и ашмайлы и абак... все вместо подписи ставил "+"... общекерейскую танба, хотя тамги (абаков и ашамайлы) различны... но на "важных" документах все "вспоминали" о своём единстве... +

у меня есть аналог аргынский (документальный)... (еки коз) скоро выложу (как только отсканирую) в соответственной теме...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это похоже на найманскую танба...

Найман баганалы. Багана столб?

Кажется среди ногай есть ашамай найман.Они тоже керей?

И правильно Ар найманы также где то должны остаться.Ар Найман среди ногай есть :D

И ёще Хэрээс найманы есть.

http://turkolog.narod.ru/info/nog-9.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто такие белокурые казахи?

Вам казахам наверное трудновато найти чем то гордиться.

На пример я имею зеленые глаза.

И я белокурый получается? :lol:

Глаза, то бишь фото, в студию!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О городах (орда) в улусе Кереев, их родственных связях с уйсунями, канглы и перемещении в Монголию около 1140-х гг.

Так, предки Тугрулхана властвовали в Орта-Баласагуне, т.е. в Семиречье, однако их вытеснили на восток Кара-китаи (Ю.А.Зуев со ссылкой на Рашид ад-Дина). Это примерно с 60-х гг. 11 века до 1140 года:

Так, до 10 века Баласагуном правили карлуки.

С 942 года - караханиды.

В конце 10-нач.12 вв. каганат Караханидов в результате междоусобиц распался на две части - восточный со столицей в Баласагуне и Западный со столицей в Узгенде.

В 60-х года 11 века начинаются столкновения Караханидов с сельджуками, в результате которых ослабленный внутренними междоусобицами Восточный караханидский каганат оказался в зависимости от сельджуков.

Затем против кагана выступили карлуки и канглы (племя, кочевавшее у берегов Арала). Обессиленный правитель Баласагуна в 30-х годах 12 века обратился за помощью к Кара-китаям, гурхан которых с 1140 г. стал править Баласагуном.

Видимо после Баласагуна ставками отца Тугрулхана (Ванхана) и его самого были города:

Исак в монгольском Алтае.

Другой его ставкой был город Кара-Хото на реке Борсыкатар (АКБ: по-русски барсучья река или буквально место отстрела барсуков). Советский учёный Б.К.Козлов произвёл раскопки этого города, где были найдены христианские религиозные письмена на тюркском и согдийском языках.

Другим городом Тугрулхана был Хатын-Балык (Хэдун) на р.Орхон, который до него при Уйгурском каганате служил ставкой уйгурского хана (АКБ: вероятно после вытеснения кара-китаями керейского улуса из Семиречья в центральную Монголию).

Джувейни в «Истории покорителя мира» пишет, что после смерти Тугрулхана улус кереев первоначально откочевал в район Бесбалыка (АКБ: Китайская стена?). Пастбища же их достигали до местности Кушар.

Ещё одной ставкой Тугрулхана был город Тендук (Тендiк). Его Марко Поло назвал главным городом потомков Тугрулхана, вообще он отмечает большое количество у кереев городов и замков: «…В этом городе существовали торговые кварталы, - сообщает Марко Поло, - и огромные площади для повозок. Окружён был город высокими стенами и слыл хорошо укреплённым городом…». Эти городские стены в том же состоянии застали позже путешествовавшие на восток в 13-14 вв. Плано Карпини и Гильом Рубрук. Во время посещения улуса Марко Поло, в г.Тендуке жил потомок Тугрулхана – Жор (Георгий), по другим сведениям Кереге хан.

Таким образом кереи продвинулись вплоть до восточных окраин нынешней Монголии. Где их ордой был Каракорум.

Известно, что Абак-Кереев связывают с Уйсунями (Потанин, Андреев).

Но согласно монографии профессора А.Ш.Кадырбаева, существовала связь Кереев и с Канглы, что, по-моему, подтверждает версию о первоначальной перекочевке кереитов с запада (Семиречье, верховья Иртыша, как сказано выше) на восток (на Онон, Орхон, Керулен, Тоглу), а не наоборот.

Обратный отток кереев с территории Монголии в западном направлении произошел в связи с битвами Тгрулхана с будущим Чингизханом. Тем самым, кереи находились в Монголии всего порядка 65 лет!

ИМХО: в связи с чем искать предков кереев/кереитов в племенах и родах тюркского, кыргызского, уйгурского каганатов бессмысленно:

«Из китайской исторической хроники «Юань-ши» известно, что между Кереями и Канлы существовали тесные этногенетические связи, что знать Канлы служила в улусе Кереев. Одним из которых был некто Бухуму и его дед Хайланьбо (Кайранбай). Когда Тугрулхан погиб, то Кайранбай умчался на северо-запад. Чингисхан направил к нему посла и призвал того покориться и прибыть к нему, но Кайранбай ответил: «…В прошлом Ван-хану служил я, государь Чингисхан. Сейчас Ван-хан умер, но я не могу изменить тому, кому служил…».

В хронике также говорится о происхождении знатных родов Канлы от Кереев (АКБ: наверняка в смысле от предков кереитов – Огузов?).

Другая китайская хроника «Мэнуэр-шицзи» имеет ещё более определённый текст: «…Киреиты были предками Канглы, западные именовались Канглы, восточные Киреитами…».

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О городах (орда) в улусе Кереев, их родственных связях с уйсунями, канглы и перемещении в Монголию около 1140-х гг.

Так, предки Тугрулхана властвовали в Орта-Баласагуне, т.е. в Семиречье, однако их вытеснили на восток Кара-китаи (Ю.А.Зуев со ссылкой на Рашид ад-Дина). Это примерно с 60-х гг. 11 века до 1140 года:

Так, до 10 века Баласагуном правили карлуки, с 942 года - караханиды.

В конце 10-нач.12 вв. каганат Караханидов в результате междоусобиц распался на две части - восточный со столицей в Баласагуне и Западный со столицей в Узгенде.

В 60-х года 11 века начинаются столкновения Караханидов с сельджуками, в результате которых ослабленный внутренними междоусобицами Восточный караханидский каганат оказался в зависимости от сельджуков.

Затем против кагана выступили карлуки и канглы (племя, кочевавшее у берегов Арала). Обессиленный правитель Баласагуна в 30-х годах 12 века обратился за помощью к Кара-кытаям, гурхан которых с 1140 г. стал править Баласагуном.

Видимо после Баласагуна ставками Тугрулхана (Ванхана) были города:

Исак в монгольском Алтае.

Другой его ставкой был город Кара-Хото на реке Борсыкатар (АКБ: по-русски барсучья река или буквально место отстрела барсуков). Советский учёный Б.К.Козлов произвёл раскопки этого города, где были найдены христианские религиозные письмена на тюркском и согдийском языках.

Другим городом Тугрулхана был Хатын-Балык (Хэдун) на р.Орхон, который до него при Уйгурском каганате служил ставкой уйгурского хана (АКБ: вероятно после вытеснения кара-китаями керейского улуса из Семиречья в центральную Монголию).

Ещё одной ставкой Тугрулхана был город Тендук (Тендiк). Его Марко Поло назвал главным городом потомков Тугрулхана, вообще он отмечает большое количество у кереев городов и замков: «…В этом городе существовали торговые кварталы, - сообщает Марко Поло, - и огромные площади для повозок. Окружён был город высокими стенами и слыл хорошо укреплённым городом…». Эти городские стены в том же состоянии застали позже путешествовавшие на восток в 13-14 вв. Плано Карпини и Гильом Рубрук. Во время посещения улуса Марко Поло, в г.Тендуке жил потомок Тугрулхана – Жор (Георгий), по другим сведениям Кереге хан.

Известно, что Абак-Кереев связывают с Уйсунями (Потанин, Андреев).

Но согласно монографии профессора А.Ш.Кадырбаева, существовала связь Кереев и с Канглы, что, по-моему, подтверждает версию о первоначальной перекочевке кереитов с запада (Семиречье, верховья Иртыша, как сказано выше) на восток (на Онон, Орхон, Керулен, Тоглу), а не наоборот (как указал выше):

«Из китайской исторической хроники «Юань-ши» известно, что между Кереями и Канлы существовали тесные этногенетические связи, что знать Канлы служила в улусе Кереев. Одним из которых был некто Бухуму и его дед Хайланьбо (Кайранбай). Когда Тугрулхан погиб, то Кайранбай умчался на северо-запад. Чингисхан направил к нему посла и призвал того покориться и прибыть к нему, но Кайранбай ответил: «…В прошлом Ван-хану служил я, государь Чингисхан. Сейчас Ван-хан умер, но я не могу изменить тому, кому служил…».

В хронике также говорится о происхождении знатных родов Канлы от Кереев (АКБ: наверняка в смысле от предков кереитов – Огузов?).

Другая китайская хроника «Мэнуэр-шицзи» имеет ещё более определённый текст: «…Киреиты были предками Канглы, западные именовались Канглы, восточные Киреитами…».

Очень интересно.Но думаю канглы связаны не с кереями,а кереитами (в Младшем Жузе есть кереиты,в Старшем Жузе албаны-возможно часть кереитов).В составе кереев (абаков и ашамайлы)потомков кереитов осталось наверное (сравнительно) мало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем вам? :D

Если глаза у вас зелёные, то и волосы должны быть автоматом светлыми. Если покажетесь, может и засчитаем вас за белокурого. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если глаза у вас зелёные, то и волосы должны быть автоматом светлыми. Если покажетесь, может и засчитаем вас за белокурого. :lol:

Волосы коричневые.

Хотели меня поимать и передать китайцам? У меня здесь моих врагов-китайцев полно.

В природе вороны есть помощники волка, указывают волкам где есть еда. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Волосы коричневые.

Хотели меня поимать и передать китайцам? У меня здесь моих врагов-китайцев полно.

В природе вороны есть помощники волка, указывают волкам где есть еда. :lol:

Кто здесь табгач? :o

Помощники волков и других зверей сороки (шаазгай - саускан).

Кстати название рода ашамайлинских кереев - аксары означает канюк мохноногий (қанық) семейства ястребинных.

20090330-b_393.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как насчет Ашамай Найман ногаев?

К стати,у найман ногай монгольское название Багана, Кирес,Кереес,Хэрээс.

Крест по казахски как?

И там есть род Тамгалык.Это наверное ветвь Сулдусов,найманами называют.

Мне интересуются также род Дурмен.

Это наши Дурбан или Дөрбет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати название рода ашамайлинских кереев - аксары означает канюк мохноногий (қанық) семейства ястребинных.

Вряд ли название рода аксары от названия птицы.Скорее от аксары-белокурый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...