Перейти к содержанию
Монхбат

Обычное право тюрков и монголов

Рекомендуемые сообщения

  В 08.03.2011 в 14:49, АксКерБорж сказал:

Наличие сводов (уложений/установлений) обычного степного права непременный атрибут степных империй Евразии (пока можно утверждать, что исключительно тюркских народов).

И в то же время полное отсутствие таковых у монголоязычных народов вызывает большие вопросы по их историческому наследству!

Это или преднамеренная ложь, или опять поразительный уровень некомпетентности. Правовых уложений у монголов - валом. Вот первая попавшаяся ссылка на эту тему.

У бурят у каждой административной группы были свои, регулярно поновляемые уложения, на эту тему есть опубликованные исследования. Селенгинское уложение, напрмер, хорошо сохранилось и исследовано. Оно было создано в 1780-х гг.

А исторически у бурят последней попыткой создать собственную правовую систему связано с балагатским движением в Бурятии во время семеновской оккупации в 1918-1919 г. Это движение ставило цель создания теократического государства по типу Тибета, его главой былой Самдан Цыденов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 09.03.2011 в 02:49, gure сказал:

Это или преднамеренная ложь, или опять поразительный уровень некомпетентности. Правовых уложений у монголов - валом. Вот первая попавшаяся ссылка на эту тему.

У бурят у каждой административной группы были свои, регулярно поновляемые уложения, на эту тему есть опубликованные исследования. Селенгинское уложение, напрмер, хорошо сохранилось и исследовано. Оно было создано в 1780-х гг.

А исторически у бурят последней попыткой создать собственную правовую систему связано с балагатским движением в Бурятии во время семеновской оккупации в 1918-1919 г. Это движение ставило цель создания теократического государства по типу Тибета, его главой былой Самдан Цыденов.

Я имел в виду до 15 века, а не после, когда образовались современные монголоязычные народы.

И вот одно из самих ранних монгольских(1627-1694 гг.):“Цааджин бичиг” (“Монгольское уложение”) представляет собой свод маньчжурских законодательных актов для монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.03.2011 в 08:51, АксКерБорж сказал:

Я имел в виду до 15 века, а не после, когда образовались современные монголоязычные народы.

И вот одно из самих ранних монгольских(1627-1694 гг.):“Цааджин бичиг” (“Монгольское уложение”) представляет собой свод маньчжурских законодательных актов для монголов.

Готов послушать о сборниках обычного права кочевых тюрков до 15 в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
  В 13.03.2011 в 08:51, АксКерБорж сказал:

Я имел в виду до 15 века, а не после, когда образовались современные монголоязычные народы.

И вот одно из самих ранних монгольских(1627-1694 гг.):“Цааджин бичиг” (“Монгольское уложение”) представляет собой свод маньчжурских законодательных актов для монголов.

Опять врете.

В приведенной ссылке gure есть уложение принятое в 1596 году.

Цааджин бичик то больше монгольский закон. Если Вы не знали, маньчжуры заимствовали у монголов письменность, до создания своего литературного языка пользовались монгольским языком.

Завоевав Корею в 1636 году они установили многоязычный памятник в Сеуле, в том числе на монгольском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.03.2011 в 08:51, АксКерБорж сказал:

Я имел в виду до 15 века, а не после, когда образовались современные монголоязычные народы.

И вот одно из самих ранних монгольских(1627-1694 гг.):“Цааджин бичиг” (“Монгольское уложение”) представляет собой свод маньчжурских законодательных актов для монголов.

долго думали как отмазатся ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.03.2011 в 14:48, reicheOnkel сказал:

Опять врете.

В приведенной ссылке gure есть уложение принятое в 1596 году.

Цааджин бичик то больше монгольский закон. Если Вы не знали, маньчжуры заимствовали у монголов письменность, до создания своего литературного языка пользовались монгольским языком.

Завоевав Корею в 1636 году они установили многоязычный памятник в Сеуле, в том числе на монгольском языке.

Вы по русски хорошо понимаете? Я сомневаюсь. Я ведь писал, что до 15 в., а во-вторых, про “Цааджин бичиг” как о д н о из самых ранних.

И еще, историография прямо утверждает, что “Цааджин бичиг” представляет собой свод м а н ь ч ж у р с к и х законодательных актов д л я монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.03.2011 в 16:42, АксКерБорж сказал:

Вы по русски хорошо понимаете? Я сомневаюсь. Я ведь писал, что до 15 в., а во-вторых, про “Цааджин бичиг” как о д н о из самых ранних.

И еще, историография прямо утверждает, что “Цааджин бичиг” представляет собой свод м а н ь ч ж у р с к и х законодательных актов д л я монголов.

Ну так, Цааджин бичиг не на пустом месте составлялся. Ситуация, аналогичная бурятским уложениям 18 в. - они составлялись по инициативе русских властей и утверждались ими же, но писали их бурятские сайды, основываясь на монгольской правовой традиции.

Да и казахские уложения 19 в., что вы приводили, вероятно, такую же под собой подоплеку имеют - наверняка российская администрация потребовала письменной фиксации права, что и было сделано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.03.2011 в 17:05, gure сказал:

Ну так, Цааджин бичиг не на пустом месте составлялся. Ситуация, аналогичная бурятским уложениям 18 в. - они составлялись по инициативе русских властей и утверждались ими же, но писали их бурятские сайды, основываясь на монгольской правовой традиции.

Да и казахские уложения 19 в., что вы приводили, вероятно, такую же под собой подоплеку имеют - наверняка российская администрация потребовала письменной фиксации права, что и было сделано.

Gure, казахские уложения были письменными:

- «Адет-гурып» Аз-Жанибек хана (1465-1480)

- «Каска жол» Касым хана (1511-1521)

- «Тура жол» Тауекел хана (1586-1598)

- «Ескi жол» Есим хана (1598-1628)

- «Жетi жаргы» Тауке хана (1680-1715)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.03.2011 в 17:20, АксКерБорж сказал:

Gure, казахские уложения были письменными:

- «Адет-гурып» Аз-Жанибек хана (1465-1480)

- «Каска жол» Касым хана (1511-1521)

- «Тура жол» Тауекел хана (1586-1598)

- «Ескi жол» Есим хана (1598-1628)

- «Жетi жаргы» Тауке хана (1680-1715)

И где списки этих несомненно крупных памятников? На каком языке, в какой графике? Какой язык вообще использовался казахами в качестве литературного?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.03.2011 в 17:28, gure сказал:

И где списки этих несомненно крупных памятников? На каком языке, в какой графике? Какой язык вообще использовался казахами в качестве литературного?

Скан извлечения из одного из них я выложил в соседней ветке, другие надо искать, дерзайте. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.03.2011 в 17:32, АксКерБорж сказал:

Скан извлечения из одного из них я выложил в соседней ветке, другие надо искать, дерзайте. :)

Ну вот, а я думал...

Хотя, если честно, я так и думал, что никаких древних списков казахских уложений нет. Так, частные упоминания.

А на монгольском самое древнее сохранившееся правовое сочинение "Сагаан туух", "Белая история". Правда, не знаю, принадлежат ли оно разряду обычного права, скорее, нет. В ней описывается буддийская доктрина "царя-чакравартина", покровителя Дхармы и его властные права и обязанности. Наша ученая из Бурятии Ванчикова защитила докторскую диссертацию на тему "Белой истории", по-моему, она относит его к 14 в., времени Чойджи-Одсэра. Она же издала критический текст "Белой истории" по всем известным спискам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.03.2011 в 17:39, gure сказал:

на монгольском самое древнее сохранившееся правовое сочинение "Сагаан туух", "Белая история" в ней описывается буддийская доктрина "царя-чакравартина", покровителя Дхармы .

Наша ученая из Бурятии Ванчикова защитила докторскую диссертацию на тему "Белой истории", по-моему, она относит его к 14 в.

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К великому сожалению автор заблуждается в том, что у тюрков отсутствовали письменные памятники права, упоминая лишь "Жеты Жаргы" Таукехана и "Ясу" Чингизхана, и зачем-то литературные произведения и словари (Кудатку Билиг, Кодекс Куманикус и пр.).

В соседней ветке ("Преемственность...") я пытался перечислить известные:

1. Тюрки (7-8 вв.) - наличии систематизированного права свидетельствует руническая надпись на стеле в честь Кюль-Тегина (р.Орхон, Монголия): «...Когда вверху было сотворено Синее Небо, а ... Над сынами человеческими воссели мои предки Бумын-Каган и Истеми-Каган. Сев на ханство они поддерживали и устраивали племенной союз и УСТАНОВЛЕНИЯ тюркского народа»

[Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М-Л., 1951. С.36]

2. Кереиты, найманы (12 в.) - "Еке Төре" (Великая Истина или правда. Великий Закон?)

3. Татары (12-13 вв.) - упомянутая автором публикации "Яса" (или Джасак)

4. Улуг Улус (Золотая Орда) - «Право Едыге» (1352-1419)

5. Казахское ханство:

- «Адет-гурыптар» Аз-Жанибек хана (1465-1480)

- «Каска жол» Касым хана (1511-1521)

- «Тура жол» Тауекел хана (1586-1598)

- «Ескi жол» Есим хана (1598-1628)

- «Жетi жаргы» Тауке хана (1680-1715)

и более позднее - "Шар Ережесі" (1885)),

законоуложение степного права, принятое на чрезвычайном съезде казахских биев близ Чарска.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Цитата
. Улуг Улус (Золотая Орда) - «Право Едыге» (1352-1419)

об этом поподробнее пожалуйста

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...