Урянхаец Опубликовано 5 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2011 НАШ ЦИРК САМЫЙ КРУТОЙ В МИРЕ! ТАКИЕ акробаты, ученики Пекинской Оперы просто летают! А конные джигиты! Думаю казахи были впечатлены... Никто на лошади так не сидит, как сака кыыс-уоллара, даже туркменские коонные акробаты... А музыка, оркестр вообще вчера был впечатлен. Причем на современных инструментах играют, а не народных. Но в спорте тувинцы современные конечно лучше. Борьба национальный вид спорта становится прерогативой одних кавказцев и тувинцев, видимо дети гор... У нас волки вообще оборзели, может уранхайцы с ножами приедут помогать? Сат Опан один чего стоит, становится любимцем всей Якутии, летом в России в Якутске наверное приедет за золотом. А якуты только отмечают олимпийские медали 40 летной давности. Будут ли хакасы отмечать бронзу Карамчакова? Между тем современные якутские борцы проигрывают даже сборной Казахстана. Вот докатились Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 5 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2011 Всем тYYркам Саяно-Алтая- улуг байыр! Хаан АлтайныН кайгал Оглу Амырга-изиг байыр! Саха ураангай Оглунга- муН-муН байыр! Курай! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 5 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2011 НАШ ЦИРК САМЫЙ КРУТОЙ В МИРЕ! ТАКИЕ акробаты, ученики Пекинской Оперы просто летают! А конные джигиты! Думаю казахи были впечатлены... Никто на лошади так не сидит, как сака кыыс-уоллара, даже туркменские коонные акробаты... А музыка, оркестр вообще вчера был впечатлен. Причем на современных инструментах играют, а не народных. Но в спорте тувинцы современные конечно лучше. Борьба национальный вид спорта становится прерогативой одних кавказцев и тувинцев, видимо дети гор... У нас волки вообще оборзели, может уранхайцы с ножами приедут помогать? Сат Опан один чего стоит, становится любимцем всей Якутии, летом в России в Якутске наверное приедет за золотом. А якуты только отмечают олимпийские медали 40 летной давности. Будут ли хакасы отмечать бронзу Карамчакова? Между тем современные якутские борцы проигрывают даже сборной Казахстана. Вот докатились Но зато в "акынстве",я смотрю,Вы уже перплюнули казахов. Настоящая песня Акына ураангайского. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2011 До Чингисхана монголы отмечали цагаан сар осенью когда в изобилии молочные продукты. Но образование Монгольского государства совпало с началом лунного года и праздник перенесли на начало лунного года. Марко Поло зафиксировал как татары при дворе отмечают новый год в феврале. Все одеваются в белое. Позвольте Вас чуть поправить: Не до Чингизхана, а лишь при его внуке - правителе Юаньской династии Хубилае время празднования Нового года было перенесено с осени на конец зимы под влиянием китайской астрологии. Что и было зафиксировано Марко Поло. Хубилай приурочил новый для татаров праздник Нового года к началу привычного для себя тюркского 12-летнего животного цикла. После изгнания татаров из Китая в XIV веке традиция празднования Белого месяца в конце зимы была принесена собственно в Монголию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2011 неужто тюркское слово не нашлось, для тюркского праздника? Почему не Ак ай? Почему Чага и Шагаа? Для обозначения белого цвета в тюркских языках существует не только слово ақ/аг, но и чаган/шаған, үрүң и возможно другие. К примеру, на казахском шаған - совершенно белый (по примеру, просто красный - қызыл, а алый или ярко-красный - ал). Другое значение слова "шаған" у казахов - название месяца март (позже заменилось фарсизмом "наурыз"/"новруз"). Так что еще большой вопрос, "цаган" монголизм в казахском/тюркских или тюркизм в халхаском с присущей ему цокающей фонетикой? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 6 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2011 А почему благопожелания только г-ну Ажыкаю? Богун уштун чаазы, Амырга каттыжып шупту улуска аас-кежикти кузедим!!!!! Курай-курай!!! Я лично все желаю счастья!!!!! В первый день нового года Кролика смотрел концерт Тувинского национального оркестра в доме народного творчества. Наше искусство Тывы сейчас переживает взлет!!! Просто словами не описать мастерство наших артистов!!! Кстати наш Шагаа снимал телеканал Культура. Следите, там выйдет документальный фильм про тувинскую культуру, музыку, хоомей и т.д. Вас то я поздравил отдельно ранее. Тувинцев подравляю в теме "Тувинцы", а всех остальных - в теме "Алтайцы"!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2011 Скоро у казахов Науруз (Шаган/Чаган), ждем подздравлений от родственника в теме казахи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 7 февраля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2011 Для обозначения белого цвета в тюркских языках существует не только слово ақ/аг, но и чаган/шаған, үрүң и возможно другие. К примеру, на казахском шаған - совершенно белый (по примеру, просто красный - қызыл, а алый или ярко-красный - ал). Другое значение слова "шаған" у казахов - название месяца март (позже заменилось фарсизмом "наурыз"/"новруз"). Так что еще большой вопрос, "цаган" монголизм в казахском/тюркских или тюркизм в халхаском с присущей ему цокающей фонетикой? Обычно заимствованное слово стоит одиноко не образуя никаких других слов и неся только один единственное значение. Монгольский чаган от корня ча-. Ча бугу-северный олень букв. белый олень. Часу-снег Чагасу-бумага Чал-седой Чайиху-стать белым Чайибури-беловатый Чабидар-масть лошади чалый по-моему точно не знаю русского перевода. Чага-молочный продукт Чаган-белый Чагалаху-праздновать Белый месяц. Думаю, даже уверен что ваш шаган это монголизм. )))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 7 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2011 Скоро у казахов Науруз (Шаган/Чаган), ждем подздравлений от родственника в теме казахи. С Наурузом наверное лучше будет уместнее поздравлять в теме "Таджики" или подобной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2011 Обычно заимствованное слово стоит одиноко не образуя никаких других слов и неся только один единственное значение. Монгольский чаган от корня ча-. Ча бугу-северный олень букв. белый олень. Часу-снег Чагасу-бумага Чал-седой Чайиху-стать белым Чайибури-беловатый Чабидар-масть лошади чалый по-моему точно не знаю русского перевода. Чага-молочный продукт Чаган-белый Чагалаху-праздновать Белый месяц. Думаю, даже уверен что ваш шаган это монголизм. )))) Рано еще делать выводы Reiche! Кстати какой диалект или язык Вы использовали? Т.к. на центральном или литературном монгольском (халха) приведенные Вами слова звучат иначе: 1. Не "ча бугу", а "цаа" (вспомните любимый вопрос Азы - цаатаны ) и не белый олень (это Вы сымпровизировали), а просто олень, северный, дикий, домашний, какой угодно, но не белый. 2. Также и снег не "часу", а "цас". 3. Бумага тоже не "чагасу", а "цаас". 4. Также не "чал", а "цал" (седой) на казахском аналогично: "шал" (седина и седая масть: "шал қасқа бие" - светлолобая кобыла, "шал құйрық ат" - конь с седым хвостом и т.д.) 5. Не "чайиху", а "цай-х" (светлеть, белеть). 6. Не "чайибури", а "цайвар" (светлее, белее). 7. Также не "чабидар", а "цавьдар", который здесь совсем нипричем. Ваш "цавьдар" как и казахский "шабдар" означает не белую масть, а рыжую, игреневую. 8. Не "чага", а "цагаа" и не молочный продукт, а варенный курт, у него другой цвет. 9. "цаган" (белый), у казахов аналогично "шаған" (совершенно белый, ослепительно белый). Так что сильно сомневаюсь, что перечисленные слова связаны с корнем "ца/ша". Нижеприведенные слова вкупе с вышеприведенными на казахском указывают на корень "цаг/шағ", а по количеству и широте значений они больше подтверждают, что корень этот тюркизм в монгольских: 10. "шағала" - чайка (существует выражение: "шағаладай аппақ үйлер" - юрты белые, как чайки). 11. "шағыл" - белый ("шағыл мысық" - белая кошка). 12. "шағыл" - ясная безоблачная погода, день. 13. "шағылу" - ослеплять глаза ярким светом. 14. "шағылыс" - ботражение света. 15. "шағыр" - светлые или серые глаза (как у Чингизхана ). и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 8 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2011 Рано еще делать выводы Reiche! Кстати какой диалект или язык Вы использовали? Т.к. на центральном или литературном монгольском (халха) приведенные Вами слова звучат иначе: Я думаю, что ваш оппонент использовал классический литературный монгольский язык, тот что зафикисрован в вертикальном письме. Среди современных "чакающих" монгольских диалектов - чахарский. ч/ц, б/в, к/х - эти звуки вариативны в монгольских диалектах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 8 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2011 Так что сильно сомневаюсь, что перечисленные слова связаны с корнем "ца/ша". Нижеприведенные слова вкупе с вышеприведенными на казахском указывают на корень "цаг/шағ", а по количеству и широте значений они больше подтверждают, что корень этот тюркизм в монгольских: 10. "шағала" - чайка (существует выражение: "шағаладай аппақ үйлер" - юрты белые, как чайки). 11. "шағыл" - белый ("шағыл мысық" - белая кошка). 12. "шағыл" - ясная безоблачная погода, день. 13. "шағылу" - ослеплять глаза ярким светом. 14. "шағылыс" - ботражение света. 15. "шағыр" - светлые или серые глаза (как у Чингизхана ). и т.д. Эти слова показывают, что это монголизмы в казахском, причем тут тюркские языки, в которых этих слов нет? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2011 Я думаю, что ваш оппонент использовал классический литературный монгольский язык, тот что зафикисрован в вертикальном письме. Среди современных "чакающих" монгольских диалектов - чахарский. ч/ц, б/в, к/х - эти звуки вариативны в монгольских диалектах. Позвольте, но литературным может быть лишь один, а им в Монголии является, судя по Толь АН МНР, халхаский или центральный диалект. Не пойму, причем здесь вертикальное письмо и чахарский? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2011 Рано еще делать выводы Reiche! Кстати какой диалект или язык Вы использовали? Т.к. на центральном или литературном монгольском (халха) приведенные Вами слова звучат иначе: 1. Не "ча бугу", а "цаа" (вспомните любимый вопрос Азы - цаатаны ) и не белый олень (это Вы сымпровизировали), а просто олень, северный, дикий, домашний, какой угодно, но не белый. 2. Также и снег не "часу", а "цас". 3. Бумага тоже не "чагасу", а "цаас". 4. Также не "чал", а "цал" (седой) на казахском аналогично: "шал" (седина и седая масть: "шал қасқа бие" - светлолобая кобыла, "шал құйрық ат" - конь с седым хвостом и т.д.) 5. Не "чайиху", а "цай-х" (светлеть, белеть). 6. Не "чайибури", а "цайвар" (светлее, белее). 7. Также не "чабидар", а "цавьдар", который здесь совсем нипричем. Ваш "цавьдар" как и казахский "шабдар" означает не белую масть, а рыжую, игреневую. 8. Не "чага", а "цагаа" и не молочный продукт, а варенный курт, у него другой цвет. 9. "цаган" (белый), у казахов аналогично "шаған" (совершенно белый, ослепительно белый). Так что сильно сомневаюсь, что перечисленные слова связаны с корнем "ца/ша". Нижеприведенные слова вкупе с вышеприведенными на казахском указывают на корень "цаг/шағ", а по количеству и широте значений они больше подтверждают, что корень этот тюркизм в монгольских: 10. "шағала" - чайка (существует выражение: "шағаладай аппақ үйлер" - юрты белые, как чайки). 11. "шағыл" - белый ("шағыл мысық" - белая кошка). 12. "шағыл" - ясная безоблачная погода, день. 13. "шағылу" - ослеплять глаза ярким светом. 14. "шағылыс" - ботражение света. 15. "шағыр" - светлые или серые глаза (как у Чингизхана ). и т.д. 16. Кстати слово "шал" (старик, старец), по-видимому, является стяжательной формой "шағыл" (белый, седой). Амыр, патриот вы мой монгольский, не мешало бы Вам для начала скрупулезно просмотреть словари ВСЕХ тюркских языков, прежде чем делать далеко идущие выводы. Раз уж начали, то обоснуйте научно или хотя-бы ссылками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 8 февраля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2011 Позвольте, но литературным может быть лишь один, а им в Монголии является, судя по Толь АН МНР, халхаский или центральный диалект. Не пойму, причем здесь вертикальное письмо и чахарский? Литературный монгольский язык на кириллице основан на халхасском диалекте. Это всего лишь диалект. Основа основ это классический литературный монгольский язык на монгольском письменности. Я привел специально примеры на классическом литературном языке, дабы показать Вам наглядно что все перечисленные слова одного корня ча-. Другое дело, как эти слова дальше развивались и обретали новые значения в некоторых диалектах монгольского языка. Уж кто кто, я рожденный на святой земле своих предков лучше Вас наверняка знаю свой родной монгольский язык. Без обид. Это хорошо что Вы изучаете монгольский язык. З.Ы. Видел у вас шагала-чайка. это цахлай на халхасском, а на классическом чахалай тоже чайка. В других тюркских языках это слово есть? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 Позвольте, но литературным может быть лишь один, а им в Монголии является, судя по Толь АН МНР, халхаский или центральный диалект. Не пойму, причем здесь вертикальное письмо и чахарский? Вам же ясно было сказано, что на классическом литературном, который, увы, живым является только во Внутренней Монголии. И этот классический язык использует классическую же вертикальную письменность. В Бурятии и Монголии, благодаря Советам, были введены "литературные языки", основанные на самых массовых устных говорах - хоринском в Бурятии, халхаском - в Монголии, и имеющие кириллицу в качестве письменности. Фонетически классический литературный язык относится к "чакающим" языкам. Подобные диалекты до сих пор сохраняются в живой монгольской разговорной среде, например, чахарский. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 это цахлай на халхасском, а на классическом чахалай тоже чайка. В других тюркских языках это слово есть? Но если чахалай/цахлай/шағала, то неужто корень не "чах/цах/шағ"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 Литературный монгольский язык на кириллице основан на халхасском диалекте. Это всего лишь диалект. Основа основ это классический литературный монгольский язык на монгольском письменности. Я привел специально примеры на классическом литературном языке, дабы показать Вам наглядно что все перечисленные слова одного корня ча-. Другое дело, как эти слова дальше развивались и обретали новые значения в некоторых диалектах монгольского языка. Уж кто кто, я рожденный на святой земле своих предков лучше Вас наверняка знаю свой родной монгольский язык. Без обид. Это хорошо что Вы изучаете монгольский язык. З.Ы. Видел у вас шагала-чайка. это цахлай на халхасском, а на классическом чахалай тоже чайка. В других тюркских языках это слово есть? Не думал,что вообще есть слово чайка в уйгурском языке,заглянул в словарь, Чайка-белик алгуч куш. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 9 февраля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 Но если чахалай/цахлай/шағала, то неужто корень не "чах/цах/шағ"? Не думаю. Связь чайки с белым пока не вижу. Может быть есть. Но корень ча-. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 Не думал,что вообще есть слово чайка в уйгурском языке,заглянул в словарь, Чайка-белик алгуч куш. В тувинском Чайку называют по ее виду, что она похожа на ворона, не ворону, только белая, поэтому АК КУСКУН. Кажется о чайке вообще речь была где-то в начале, этой темы. Все таки, ШАГ, разве и не тюркское слово? Поэтому-то тувинцы склонны интерпретироывать Шагаа, как свое Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чагдор Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 Не думаю. Связь чайки с белым пока не вижу. Может быть есть. Но корень ча-. по калмыцки чайка - цах Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2011 Я же в этой теме вроде писал. По алтайски - торбок, у теленгитов - чар. Кстати, в тюркских рунических памятниках (Большая надпись памятника в честь Кюль-тегина), теленок - БОЗАУ, бычок – ЕРКЕК БОЗАУ, как и в казахском: теленок - БҰЗАУ, бычок - ЕРКЕК БҰЗАУ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 11 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2011 16. Кстати слово "шал" (старик, старец), по-видимому, является стяжательной формой "шағыл" (белый, седой). Амыр, патриот вы мой монгольский, не мешало бы Вам для начала скрупулезно просмотреть словари ВСЕХ тюркских языков, прежде чем делать далеко идущие выводы. Раз уж начали, то обоснуйте научно или хотя-бы ссылками. Вы же пытаетесь доказать, что это тюркизмы в монгольском, не я, вот и проведите анализ и приведите доказательства, что эти слова есть во всех тюркских языках. Я основываюсь на моем знаниии тюркских языков, не одного казахского. Кстати, в тюркских рунических памятниках (Большая надпись памятника в честь Кюль-тегина), теленок - БОЗАУ, бычок – ЕРКЕК БОЗАУ, как и в казахском: теленок - БҰЗАУ, бычок - ЕРКЕК БҰЗАУ. БОЗУУ в алтайском - теленок до года. В тувинском Чайку называют по ее виду, что она похожа на ворона, не ворону, только белая, поэтому АК КУСКУН. Кажется о чайке вообще речь была где-то в начале, этой темы. В алтайском тоже АК КУСКУН. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 11 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2011 Вы же пытаетесь доказать, что это тюркизмы в монгольском, не я, вот и проведите анализ и приведите доказательства, что эти слова есть во всех тюркских языках. Я основываюсь на моем знаниии тюркских языков, не одного казахского. БОЗУУ в алтайском - теленок до года. В алтайском тоже АК КУСКУН. в тывинском (моем родном)- монгольском - русском бызаа - тугал - теленок караган - хэрээ - ворона (то что маленькое) кускун - хонхэрээ - ворон (большая совершенно черная ворона, очень противная птица) ак кускун - цахлай - чайка (большая белая птица, тоже очень неприятными качествами) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2011 Прошу обратить господа на фонетику, я делал акцент на нее: Древнетюрк (ТРП): теленок - БОЗАУ бычок – ЕРКЕК БОЗАУ Казах: теленок - БҰЗАУ (фонетически в рус. фон. что-то среднее между БОЗАУ и БУЗАУ) бычок (муж.) - ЕРКЕК БҰЗАУ. Алтай: теленок (до года) - БОЗУУ Тыва: теленок - БЫЗАА Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться