Jump to content
Guest Rasul

Тувинцы

Recommended Posts

  • Модераторы

Да где вы увидели монгольские топонимы у нас? Может вы цитируете карту Урянхая, составленную маньчжурской канцелярией Улясутая, да конечно-же она полностью составлена на монгольском, на уйгаржин бичиг, а та которая на китайском написана на китайском.

А насчет "монгольской" топонимики, да еще "по всей Евразии", вы преувеличили. Такое вообще типично, для монгольских "профессоров" :)))))))))))))))))))))) Известно, что кое-где в Киргизии есть монгольские топонимы, и то единицы, это наследие Джунгарского периода, но никак не 13-го века. Ведь войско-то было тюркоязычным, и разносило тюркскую лексику.

А интерпретируйте Хархираа по-монгольски.. :)))))))))

Вас очень жаль. Вы в своем узком мире. Пробелы в вашей знании очень велики. Видимо Вы самостоятельно выучили общее языковедение. Или может быть провалил экзамен профессора Э.Равдана? Как бы там не было, Вы только себя показываете не с той стороны. Я вообще молчал об уровне тувинских гуманитариев.

Насчет, карты я пользовался той что подносил Ваш Буянбадарху гүн в правительство Богдо-гэгэна, чтобы принять монгольское подданство.

Так что оставьте в покое маньчжуров, давно сошедших с исторической сцены.

Письменность наше называется худам монгол бичиг. А не уйгаржин, это советские "специалисты" придумали. Устал Вам повторить.

Link to comment
Share on other sites

Вас очень жаль. Вы в своем узком мире. Пробелы в вашей знании очень велики. Видимо Вы самостоятельно выучили общее языковедение. Или может быть провалил экзамен профессора Э.Равдана? Как бы там не было, Вы только себя показываете не с той стороны. Я вообще молчал об уровне тувинских гуманитариев.

Насчет, карты я пользовался той что подносил Ваш Буянбадарху гүн в правительство Богдо-гэгэна, чтобы принять монгольское подданство.

Так что оставьте в покое маньчжуров, давно сошедших с исторической сцены.

Письменность наше называется худам монгол бичиг. А не уйгаржин, это советские "специалисты" придумали. Устал Вам повторить.

что-же вы хотите сказать,что не уйгуры вас научили письму?

Это же доказаный исторический факт,что письмо к вам пришло от уйгуров

Link to comment
Share on other sites

Насчет нашего пограничья с Монголией вряд-ли дойдет до серъезных, то есть опасных вещей, имея в виду вообще вес нашего соседа по сравнению с нашим государством, это не Курилы или острова в восточном море Кореи.

А какие именно типажи вы имеете в виду. Что касается дёрбетов, которые граничат с нами, то они точно от нас отличаются, смуглая кожа, вытаращенные глаза, грубые бордовые щеки, приплюснутые носы. То есть дёрбеты имеют иной атнтропологический тип.

А дёрбеты сами считают, что тувинцы более, как они говорят, "цэвэрхэн", то есть аккуратные, приятные на вид. Это слова самих дёрбетов.

Оказывается, он наш,монгол. :lol:

ondar_2.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

А чем докажете, что Кангар-Оол Ондар Борисович (г. Кызыл, Республика Тыва) - Заслуженный артист России Республики Тыва, Народный хоомейжи Республики Тыва - не тувинец, а монгол?

Link to comment
Share on other sites

Дархаты, мингаты не есть омонголенные тувинцы. В их составе есть тувинский пласт, но они монгольский народ.

Г.Н. Потанин писал об алтайских тувинцах и др. тюркских этнических группах: "По всей южной границе Урянхайской земли мы встречаем поколения или отделы народа, которые чертами своего быта заставляют видеть в себе омонголившихся тюрков: так, жившие в долине Шишкита дархаты, по видимому, не что иное, как омонголившиеся урянхайцы, за таких же омонголившихся тюрков можно принять и население пяти хошунов Хотогойту, а затем и небольшой хошун Мингатов на северном берегу р. Кобдо и, наконец, обитающий в западной части монгольского Алтая, между вершинами рек Кобдо и Сенкуля... под названием урянхайцев, говорящих монгольским языком..." Г.Н. Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV, СПб, 1883, с. 653-654

А какие именно типажи вы имеете в виду. Что касается дёрбетов, которые граничат с нами, то они точно от нас отличаются, смуглая кожа, вытаращенные глаза, грубые бордовые щеки, приплюснутые носы. То есть дёрбеты имеют иной атнтропологический тип.

А дёрбеты сами считают, что тувинцы более, как они говорят, "цэвэрхэн", то есть аккуратные, приятные на вид. Это слова самих дёрбетов.

Да, тувинцы более субтильные и черты лица мельче. Но я считал это влиянием самоедских генов...

Link to comment
Share on other sites

Пытаюсь разобраться с гаплотипами тувинцев РФ, тувинцев Китая и тоджинцев.

Кто знает, объясните какие отличия в происхождения у этих трех субэтнических групп.

Кто нибудь может ответить на вопрос?

Link to comment
Share on other sites

Насчет нашего пограничья с Монголией вряд-ли дойдет до серъезных, то есть опасных вещей, имея в виду вообще вес нашего соседа по сравнению с нашим государством, это не Курилы или острова в восточном море Кореи.

А какие именно типажи вы имеете в виду. Что касается дёрбетов, которые граничат с нами, то они точно от нас отличаются, смуглая кожа, вытаращенные глаза, грубые бордовые щеки, приплюснутые носы. То есть дёрбеты имеют иной атнтропологический тип.

А дёрбеты сами считают, что тувинцы более, как они говорят, "цэвэрхэн", то есть аккуратные, приятные на вид. Это слова самих дёрбетов.

Какой Вы упорный человек,сидите на одной теме.Не мог ли бы подключиться в лингвистические диспуты по теме халха-казахский.Почувствовалось очень древняя форма тюркского в тувинском языке.

Link to comment
Share on other sites

А чем докажете, что Кангар-Оол Ондар Борисович (г. Кызыл, Республика Тыва) - Заслуженный артист России Республики Тыва, Народный хоомейжи Республики Тыва - не тувинец, а монгол?

Как определить человека-тувинца по чертам его лица,если его называет не тувинцам?

На мой взгляд, внешне не отличить тувинцев от якутов.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Г.Н. Потанин писал об алтайских тувинцах и др. тюркских этнических группах: "По всей южной границе Урянхайской земли мы встречаем поколения или отделы народа, которые чертами своего быта заставляют видеть в себе омонголившихся тюрков: так, жившие в долине Шишкита дархаты, по видимому, не что иное, как омонголившиеся урянхайцы, за таких же омонголившихся тюрков можно принять и население пяти хошунов Хотогойту, а затем и небольшой хошун Мингатов на северном берегу р. Кобдо и, наконец, обитающий в западной части монгольского Алтая, между вершинами рек Кобдо и Сенкуля... под названием урянхайцев, говорящих монгольским языком..." Г.Н. Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV, СПб, 1883, с. 653-654

Да, тувинцы более субтильные и черты лица мельче. Но я считал это влиянием самоедских генов...

Потанин хорош в своем веке. Какие у него доказательства? Одно его сопоставление тоджинцев с моими Дайчин бэйсин урианхан чего стоит.

Не отрицаю что есть огромный тюркский пласт среди монголов. А без этого как же, Родина то одна на всех. :)

Link to comment
Share on other sites

Потанин хорош в своем веке. Какие у него доказательства? Одно его сопоставление тоджинцев с моими Дайчин бэйсин урианхан чего стоит.

Не отрицаю что есть огромный тюркский пласт среди монголов. А без этого как же, Родина то одна на всех. :)

Где это он сопоставляет тоджинцев и Дайчиновских урянхайцев? Не надо наговаривать.

Link to comment
Share on other sites

У казахов: torpaq - годовалый теленок (от 6 мес. до года). Şar встречается в словосочетании şar qoy - старый баран (напр., şar qoy'dıng yeti - мясо старого барана).

В диалекте лебединских татар-чалканцев (quw-kiji): torboq - нетелившаяся корова, нетель; torbaç - теленок-двухлетка. Çar - бык кладеный (холощеный), рабочий.

Корень tor- выделяется в казахском toray - поросенок, турецк. torun - внук (в тюркской традиции называть детей словами, обозначающими детенышей домашних животных).

Так, в приведенном алтайском слове "торбок" (крупный бык) усматриваю казахское значение "тарбақ" - раскоряченный, растопыренный, а "тарбаң" - неуклюжий, "тарбаң-тарбаң" - идти неуклюже. Отсюда "тарбақа" - толстая жаба и возможно алтайское "тарбақ/торбоқ" - крупный неповоротливый бык.

С этим значением согласуется у сахалар "тарбах" - пальцы.

Link to comment
Share on other sites

Где это он сопоставляет тоджинцев и Дайчиновских урянхайцев? Не надо наговаривать.

Действительно! Кстати это мой земляк, из Ямыш недалече от Павлодара. В его время русские прекрасно общались на казахском, также как и он сам. Его казахи сильно уважают.

http://irstar.kz/index.php/2010-05-13-23-00-03/61-2010-05-13-22-57-21/1482--175-

Link to comment
Share on other sites

Какой Вы упорный человек,сидите на одной теме.Не мог ли бы подключиться в лингвистические диспуты по теме халха-казахский.Почувствовалось очень древняя форма тюркского в тувинском языке.

Нужны в теме мнения всех - тыва, алтай, кыргыз, саха, хальмг, ойрот и других, больше мнений - ближе истина.

Link to comment
Share on other sites

а как будет на тувинском мать,отец,брат,сестра,дядя и др.родсвенники прошу подключиться и др наших тюркских братьев.

Мурат эта информация есть в теме "Обычаи, терминология родства, этикет народов Центральной Азии". Прочитайте.

Но на всякий случай выложу и здесь:

У Тыва чон:

(букву о: с палочкой посередине заменяю на ё)

Близкая родня - чоок тёрелдер, чингине тёрелдер;

Дальняя - ырак тёрелдер;

Племя-род - ук, сёёк;

Семья - ёг-биле;

Дед - кырган ада (кырган-ача);

Бабушка - кырган ие (кырган ава);

Отец - ада (ача);

Мать - ие (ава);

Ребенок - тёл (уруг (девочка), оол(малчик));

Дядя по отцу, который младше отца - акы;

Дядя по отцу, который старше отца - акы;

Дядя по матери - даай;

Тетя по матери - даай-ава

Тетя - угба;

Жена дяди (старшего брата) - чаава (ченге у вост. тувинцев);

Муж тети (старшей сестры) - честе;

Старший брат - акы;

Младший брат - дунма (эр);

Страшая сестра - угба;

Сестренка (младшая) - дунма (кыс);

Младший брат или сестра жены - чуржу;

Мужья родных или двоюродных (родственных) сестер - бажалар;

Отец (страший брат, дядя) жены - катты;

Мать (старшая сестра, тетя) жены - кат-ие;

свёкор (или старший брат, дядя мужа) - бег;

свекровь (или старшие сестры мужа) - кунчуг;

невестка - келин;

зять - кюдээ

Link to comment
Share on other sites

Какой Вы упорный человек,сидите на одной теме.Не мог ли бы подключиться в лингвистические диспуты по теме халха-казахский.Почувствовалось очень древняя форма тюркского в тувинском языке.

Вы прочитали первые 4 страницы этой темы? Сижу на этой теме, потому что то, что там написано "знатоками" возмутительно по своей неправоте.

Дайте ссылку диспута, куда подключаться.

Насчет древности тюркского в тувинском, еще раз скажу слова профессора-тюрколога Кормушина: "Исходя из языка енисейского письма, смело можно заявить, тувинский язык в таком виде существует уже 12 веков".

Link to comment
Share on other sites

Нужны в теме мнения всех - тыва, алтай, кыргыз, саха, хальмг, ойрот и других, больше мнений - ближе истина.

Фу, лингвофрическая тема. Серьезные люди в таких не участвуют.

Link to comment
Share on other sites

Может фу-ты, ну-ты потому что нет параллелей в алтайском? ;)

Мы оба не лингвисты чтобы вешать ярлыки, а тема есть простое сравнение огромного сходства языков, на которое многие закрывают глаза и нехотят видеть, а некоторые просто не представляли всего объема.

Link to comment
Share on other sites

Мурат эта информация есть в теме "Обычаи, терминология родства, этикет народов Центральной Азии". Прочитайте.

Но на всякий случай выложу и здесь:

У Тыва чон:

(букву о: с палочкой посередине заменяю на ё)

Близкая родня - чоок тёрелдер, чингине тёрелдер;

Дальняя - ырак тёрелдер;

Племя-род - ук, сёёк;

Семья - ёг-биле;

Дед - кырган ада (кырган-ача);

Бабушка - кырган ие (кырган ава);

Отец - ада (ача);

Мать - ие (ава);

Ребенок - тёл (уруг (девочка), оол(малчик));

Дядя по отцу, который младше отца - акы;

Дядя по отцу, который старше отца - акы;

Дядя по матери - даай;

Тетя по матери - даай-ава

Тетя - угба;

Жена дяди (старшего брата) - чаава (ченге у вост. тувинцев);

Муж тети (старшей сестры) - честе;

Старший брат - акы;

Младший брат - дунма (эр);

Страшая сестра - угба;

Сестренка (младшая) - дунма (кыс);

Младший брат или сестра жены - чуржу;

Мужья родных или двоюродных (родственных) сестер - бажалар;

Отец (страший брат, дядя) жены - катты;

Мать (старшая сестра, тетя) жены - кат-ие;

свёкор (или старший брат, дядя мужа) - бег;

свекровь (или старшие сестры мужа) - кунчуг;

невестка - келин;

зять - кюдээ

да...интересно,как переводится слово "чон"-большой?,а "чоок"как турецкий "чог"?в смысле очень.ну"ырак тeрелдер"у нас будет"йырак(жырак)туккан"а,вот слово "ача" напротив это старшая сестра или тетя,у наманганских узбеков"ачя" это бабушка.старший брат у нас"ака".бажа и келин у всех тюрков одинаково.насчет" даай" у турков дядя по матери дайы у нас тага.а "ченге"похоже на казахское jенге.
Link to comment
Share on other sites

Насчет нашего пограничья с Монголией вряд-ли дойдет до серъезных, то есть опасных вещей, имея в виду вообще вес нашего соседа по сравнению с нашим государством, это не Курилы или острова в восточном море Кореи.

А какие именно типажи вы имеете в виду. Что касается дёрбетов, которые граничат с нами, то они точно от нас отличаются, смуглая кожа, вытаращенные глаза, грубые бордовые щеки, приплюснутые носы. То есть дёрбеты имеют иной атнтропологический тип.

А дёрбеты сами считают, что тувинцы более, как они говорят, "цэвэрхэн", то есть аккуратные, приятные на вид. Это слова самих дёрбетов.

Тунчжи Улуг Донгак, антропологический тип дербетов явно выдает их квадратную сущность, закостенелую в своем консерватизме. в отличие от некоторых тувинцев, аккуратны, приятных? на вид. вот такие мы, дербеты, сугубо гетеросексуальный типаж со смуглой кожей, глазами навыкате, грубыми бордовыми щеками и приплюснутыми носами, очевидно непривлекательный для некоторых аккуратных и приятных? на вид тувинцев. :D

ЗЫ. И ведь действительно правда! у нас, дербетов, почему-то не пользуются уважением приятные на вид аккуратисты, педантично, с прононсом (французским ли, китайским - неважно) [moderated] своих соседей.

Edited by tmadi
не приветствуемая лексика
Link to comment
Share on other sites

Модеру: если мое сообщение вызывает у вас реакцию на сокрытие оного вследствие несоответствия правилам хорошего тона, прошу обратить внимание на причины, его породившие. И либо оставьте все, как есть, либо, принимая во внимание правило ответного тона, почистите отдельные посты от присутствующего в них ментального гуано.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Где это он сопоставляет тоджинцев и Дайчиновских урянхайцев? Не надо наговаривать.

7cae90638925.jpg

94e30fcddbc7.jpg

Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 2. Материалы этнографические. 1881. СПб., стр.20, прим.к нему.

d547285d1f2b.jpg

Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 4. 1883. СПб., стр.654

Наговаривал? ;)

Link to comment
Share on other sites

Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 2. Материалы этнографические. 1881. СПб., стр.20, прим.к нему.

Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 4. 1883. СПб., стр.654

Наговаривал? ;)

Так здесь речь идет вообще о каком то Тачжи-урянхае, причем тут Дайчин? Учитывая область расселения этих урянхайцев, вполне возможно считать, что это омонголившиеся урянхайцы тюркского происхождения. Вот в Ховде же как то оказались Ооржаки и Сояны, говорящие ныне на монгольском?

Link to comment
Share on other sites

Не знаю, Вы же его назвали монголом. Вам и доказывать :osman6ue:

Деяния этого тувинца соотносились с особенностями их внешности, главным образом лица и часть монголов принадлежит алмасам, другая же часть – европеидным тюркам.Про хакасцев не знаю, а у тувинцев европеидов я вообще не видел.

:lol:

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...