АксКерБорж Опубликовано 24 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2010 В калмыцком нет слова ханһ. Есть слово Хаңһа, точнее имя, Хангай. А удовлетвориться по калмыцки будет ханх. Отсюда и сравнительно новое слово, адаптированное под "спасибо" - ханҗанав. Я думаю различие между словами, приведенным Dovuki (ханһ) и Вами (ханх), не существенное, причем значение одно. И что дальше из этого следует? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чагдор Опубликовано 24 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2010 Я думаю различие между словами, приведенным Dovuki (ханһ) и Вами (ханх), не существенное, причем значение одно. И что дальше из этого следует? Я Вам ещё раз говорю, что нет в нашем языке слова ханһ. И мне неважно, что Вы там думаете. И из этого дальше следует, что Вам всё же следует научиться уважать народы, прежде чем пытаться перетянуть их историю и языки на свою. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2010 Я Вам ещё раз говорю, что нет в нашем языке слова ханһ. И мне неважно, что Вы там думаете. И из этого дальше следует, что Вам всё же следует научиться уважать народы, прежде чем пытаться перетянуть их историю и языки на свою. Чагдор, в чем Вам удалось увидеть попытку перетягивания истории и языка? Я лишь констатирую, что слово имеется не только в казахском, но и в калмыцком языке, а потому это не арабизм. Читайте лучше и вникайте глубже в смысл сказанного собеседниками и не торопитесь с обвинениями, мой Вам доброжелательский совет. Остудите свои эмоции. Мужчине следует быть хланокровным в любых ситуациях. Ругаться - удел женской половины. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чагдор Опубликовано 24 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2010 Чагдор, в чем Вам удалось увидеть попытку перетягивания истории и языка? Я лишь констатирую, что слово имеется не только в казахском, но и в калмыцком языке, а потому это не арабизм. Читайте лучше и вникайте глубже в смысл сказанного собеседниками и не торопитесь с обвинениями, мой Вам доброжелательский совет. Остудите свои эмоции. Мужчине следует быть хланокровным в любых ситуациях. Ругаться - удел женской половины. Отнюдь, уважаемый Я отнюдь не ругаюсь и не обвиняю. Лишь высказал Вам свое мнение о Вас, ответив на Ваш вопрос. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 24 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2010 Прав уважаемый Dovuki, что қанағат это не арабизм и при этом правильно привел пример с калмыцкого ханһ (1. удовлетвориться 2. утолить (жажду) Приведенный калмыцкий глагол сравним с казахским глаголом қанығу - 1. насыщаться до отвала 2. перен. осведомляться о подробностях детально Но основа слов қанығу, қанағат и др. это глаг. қану: 1. напиваться, утолять жажду 2. наесться досыта 3. быть удовлетворенным чем-либо, достичь желаемого, достичь кондиции и т.д. Так что Амыр с арабизмом опять поспешил... Почему тогда канагат, а не каныгат? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2010 Отнюдь, уважаемый Я отнюдь не ругаюсь и не обвиняю. Лишь высказал Вам свое мнение о Вас, ответив на Ваш вопрос. Вы все таки не ответили на мой постинг: Поспешил с чем? Вы хотите доказать, что казахские слова қану, қанығу, производное от которых қанағат, арабизмы? И хотите утверждать, что в калмыцком нет слова ханһ со значениями: 1. удовлетвориться 2. утолить (жажду)? Очень даже интересно, давайте послушаем Вас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2010 Почему тогда канагат, а не каныгат? корень "қан". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 24 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2010 корень "қан". Если корень - кан, тогда почему приводите каныгу, а не кан - кровь? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 24 октября, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 24 октября, 2010 Троллинг скрыт. Если переходы на личность продолжатся - будут штрафы. Решительно предлагаю перейти к обсуждению темы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Ну что вы привязались со своими монголизмами? НЕт!!!! По-тувински корова - инек!!! В значении монгольского ухер. Бык - буга, от этого в монгольском тюркизм БУХ. А значения отдельно слова угер в тувинском нет, это слово само по себе непонятно для тувинцев. Инек это монголизм "Үнээ" который вошел в тувинский через бежавших сальджиутов. Значит монголы вооружили ещё тувинцев.Или маньчжурский хан подарил тувинцам в борьбе с ойратами,алтайцами и кыргызами. Үхэр буу-Үгэр боу. Есть ещё Гунан буу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Нет, пызо это сосунок, а торбах - теленок на втором году, иногда до 4. Интересно, тадары вроде скотоводческий номадский народ. Но неужели у Вас не развита лексика по скотоводству, в данном случае по КРС. По-тувински бызаа- теленок до 1-го года, годовалый до следующей весны - молдурга (болдурга), потом - казыра, потом - хунажын ( в этом возрасте начинает телиться), а потом уже взрослая корова - инек. Шары - кастрированный вол, бык - буга. А у нас никакого торбака нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 бык - буга. А у нас никакого торбака нет. У вас олень и бык одно название? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Инек это монголизм "Үнээ" который вошел в тувинский через бежавших сальджиутов. Значит монголы вооружили ещё тувинцев.Или маньчжурский хан подарил тувинцам в борьбе с ойратами,алтайцами и кыргызами. Үхэр буу-Үгэр боу. Есть ещё Гунан буу. Хватит дурачиться, г-ин Аза!!! Инек и у турков ИНЕК, даже венгры говорят инек для коровы-унээ. Лучше в истории лучше разбирайтесь, в недавнем прошлом выходцы Вы с Хэйлунцзяна. О какой борьбе тувинцев с кыргызами и алтайцами вы говорите? А ваше буу от китайского Пао. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 У вас олень и бык одно название? Олень северный (reindeer) - иви. А олень благородный - сыын, мыйгак. А наш буга не произносится как ваш БУГ,а конечное -а тоже произносится, как в классическом тюркском языке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Олень северный (reindeer) - иви. А олень благородный - сыын, мыйгак. А наш буга не произносится как ваш БУГ,а конечное -а тоже произносится, как в классическом тюркском языке. Но по крови то не совсем классические тюрки? Кровь важнее.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Хватит дурачиться, г-ин Аза!!! Инек и у турков ИНЕК, даже венгры говорят инек для коровы-унээ. Лучше в истории лучше разбирайтесь, в недавнем прошлом выходцы Вы с Хэйлунцзяна. О какой борьбе тувинцев с кыргызами и алтайцами вы говорите? А ваше буу от китайского Пао. Ну вы же были большими союзниками наших халхасских ханов.Или вы это отрицаете? Танну урянхай это наше халхасское бывшая земля.Моя мать родственена к вашим кыргысам. Она до сих пор говорит,что русские забрали её родину предков с помощью Салчак Тогоо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Интересно, тадары вроде скотоводческий номадский народ. Но неужели у Вас не развита лексика по скотоводству, в данном случае по КРС. По-тувински бызаа- теленок до 1-го года, годовалый до следующей весны - молдурга (болдурга), потом - казыра, потом - хунажын ( в этом возрасте начинает телиться), а потом уже взрослая корова - инек. Шары - кастрированный вол, бык - буга. А у нас никакого торбака нет. У тувинцев и теленгитов условия для разведения скота достаточно суровые, поэтому и такая подробная градация. У хакасов и алтайцев климат более благоприятный, скот растет быстро, обычно через год после рождения бычок достигает веса 180-200 килограммов и дальше его откармливать, то есть содержать лишнюю зиму - не имеет смысла. Возраста кунаjын у нас телочка достигает уже через два года после рождения, достаточно сложно различать молдурга это или казыра. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 25 октября, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Интересно, тадары вроде скотоводческий номадский народ. Но неужели у Вас не развита лексика по скотоводству, в данном случае по КРС. По-тувински бызаа- теленок до 1-го года, годовалый до следующей весны - молдурга (болдурга), потом - казыра, потом - хунажын ( в этом возрасте начинает телиться), а потом уже взрослая корова - инек. Шары - кастрированный вол, бык - буга. А у нас никакого торбака нет. Все есть, только коза не "развита" особо. Торбак и подобные названия, как видите, есть ещё у алтайцев, кыргызов и др. Вы как-то смешали пол, мне представляется. Торбак никогда не вырастет в инек. Это теленок-бычок, не телочка. После года-двух "КПД мясного роста" ничтожный. Мы же еще и сено косим, следовательно, года 4 содержать бычка это неэффективная трата сил. Есть рассказ про одного начинающего городского происхождения этнографа, который кушал мясной суп в экспедиции, в хакасской деревне. И его спросили, ты знаешь какое мясо ешь? Он - ну, говядину, а что еще можно сказать?! И опытные этнографы, тщательно пожевав кусок, важно отметили, что едят мясо двухгодовалого бычка красной масти. Новичок был безутешен, он никогда не рассчитывал достичь такого совершенства в хакасском мясоедении. А все в целом просто, режут на мясо торбаков, а скот преимущественно красный у хакасов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Нет, тувинцы союзниками халхассцев, а тем более "большими" никогда не были. А к концу правления Цин, а тем более после падения вообще стали заклятыми врагами. А ваша так называемая "халхасская земля" - древняя земля динлинов, от которых произошли тюрки. Мы живем на своей земле, а ваши ничтожные притязания сейчас просто пустой звук, и во времена вашего Максаржава также был пустым звуком. Наоборот наши исконные земли Хубсугул, север Завхана, и Убса теперь для нас утеряны, довольствуйтесь этим. Когда же произойдет аннекция Монголии Срединным государством?!!!!! Тыва-урянхайцыПо Урянхаеца. Уранкаи - это древнее самоназвание эвенкийского народа. Урянхайцами во всех минских источниках именуют предков маньчжуров. Саха - связана с дальневосточными сахарча, сахалянь. Так именовали обычно дауров и солонов. По фольклорным источникам саха, до прихода на Среднюю Лену их предков Омогоя из "братских" и Эллэя из "татар", проживал местный народ саха. Женившись на дочерях этого племени беглец Омогой (вор-конокрад) и тоже бежавший из своей родины, спасаясь от сумасшедшего царя и притеснений монголов Эллэй дали начало народу "ураанхай-саха". В то же время, среди эвенков и эвенов Якутии немало тюркского и монгольского элемента. Теже вокараи - потомки меркитов среди тунгусов в древности судя по топонимам доходили от Нижнего Енисея до Чукотки! О уранкаях - эвенках в одноименной статье Г.М.Василевич вышедшей в 30-х годах, о этнониме сахарча, сахалянь в монографии Мелихова. В минских источниках все время упоминаются пограничные урянхайцы предавшие монголов и тем самым обеспечившие победу Минской династии. Стал выяснять этот вопрос, везде пишут маньчжуры! Об этнониме саха и уранхай можно спорить долго, так как и в Барабинских степях, и на Енисее, и в Монголии, и в Маньчжурии можно найти точно такие же этнонимы. Но об Омогое, просто говорят он выходец из Урянхайского края! В Урянхайском крае обитали вплоть до X в. некие милиге с белым кречетом в руках, как и Бодоньчар! Урянхайцы 3 округов составная часть маньчжурского этноса, и их борьба против монголов связана с становлением самосознания манчжурьского народа, в которую вошли немало омонголенных групп Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 25 октября, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Вряд ли такое будет, зачем Китаю два с половиной миллиона лишних ртов? Скорее Монголии грозит оккупация со стороны Алтая и Тувы, когда Москва перестанет нас кормить и будем искать выход в Поднебесную. А вот когда тувинцы и алтайцы ослабнут в этой кутерьме, как в 840 г. из-за Саян вырвутся хакасы и на их плечах войдут в Монголию и вернут себе дни великодержавия в ЦА. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 А вот когда тувинцы и алтайцы ослабнут в этой кутерьме, как в 840 г. из-за Саян вырвутся хакасы и на их плечах войдут в Монголию и вернут себе дни великодержавия в ЦА. Для этого хакасам надо добить СШ ГЭС... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Все есть, только коза не "развита" особо. Торбак и подобные названия, как видите, есть ещё у алтайцев, кыргызов и др. Вы как-то смешали пол, мне представляется. Торбак никогда не вырастет в инек. Это теленок-бычок, не телочка. После года-двух "КПД мясного роста" ничтожный. Мы же еще и сено косим, следовательно, года 4 содержать бычка это неэффективная трата сил. Есть рассказ про одного начинающего городского происхождения этнографа, который кушал мясной суп в экспедиции, в хакасской деревне. И его спросили, ты знаешь какое мясо ешь? Он - ну, говядину, а что еще можно сказать?! И опытные этнографы, тщательно пожевав кусок, важно отметили, что едят мясо двухгодовалого бычка красной масти. Новичок был безутешен, он никогда не рассчитывал достичь такого совершенства в хакасском мясоедении. А все в целом просто, режут на мясо торбаков, а скот преимущественно красный у хакасов. Ну вот говорите, что есть. А изложить? Наличие торбак и бала (ребенок) и т.д. скорее всего в пользу того, что тадарский язык, все же не относится к саянским (тобасским) языкам тюркской языковой группы, а относится к кыпчакской ветви. А почему здесь нет тувинского смайлика? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Ну вот говорите, что есть. А изложить? Наличие торбак и бала (ребенок) и т.д. скорее всего в пользу того, что тадарский язык, все же не относится к саянским (тобасским) языкам тюркской языковой группы, а относится к кыпчакской ветви. А почему здесь нет тувинского смайлика? А тувинский "уруг" - разве не монголизм? Для тувинцев и монголов смайлик был бы один на двоих... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Вряд ли такое будет, зачем Китаю два с половиной миллиона лишних ртов? Скорее Монголии грозит оккупация со стороны Алтая и Тувы, когда Москва перестанет нас кормить и будем искать выход в Поднебесную. Да эти 2,5 млн. наоборот просто капля для китайского моря. Для срединной империи ничего не будет стоить быстренько ассимилировать [цензура, тщательнее выбирайте выражения - Стас] А это произойдет через лет 50-60. А к тому времени наше население как раз успеет вырасти до миллиона. А может быть такой вариант, что Западную Монголию Баруун Монгол, возьмет под свой протекторат Россия, как буфер между собой и срединным государством. Вот тогда наши утраченные земли как раз обратно вернутся. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 А тувинский "уруг" - разве не монголизм? Для тувинцев и монголов смайлик был бы один на двоих... Нет, не монголизм. Стас это подтвердит. Это исконное древнетюркское слово. Доказательство в енисейских письменах. Для тувинского смайлика я бы предоставил эскиз нашего головного убора. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться