Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Мне кажется, Вы преувеличиваете негативные последствия. Взять тот же буддизм. Сохранение, а точнее даже, предоставление некоего самоуправления. Ограждение под крылом Цинов от переселенческой волны с севера.

Я имел в виду не страдание от самих маньчжур, а от соседства с монголами. Например засилье монгольской лексики в нашем языке, и в основном из-за того что Улясутайский цзяньцзюнь заставлял нас общаться с ними на монгольском. И в чиновничьей верхушке из-за этого несмтотря на наличие исконно тюркских слов была мода использовать монгольский эквивалент из-за чего это слово становилось более употребительным.

Да, действительно маньчжуры так-то ограждали нас от и самих монголов тоже, но если посмотреть на участь тувинцев в на территории монгольских кожуунов у нас, тувинцев складывается не очень положительное впечатление. Особенно удручает их потеря родного языка, а позже и полнейшая ассимиляция. Это дархаты, хасуты, урянхайцы, хотогойты, мингаты и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Престижные элементы часто заимствуются. Обогащение лексики всегда хорошо. Быть со времен Чингисхана в составе монгольских государственных образований и не ассимилироваться, а напротив, даже получить возможность этнической консолидации из еще древнетюркских элементов - как раз свидетельство благополучного для небольшого народа пребывания под управлением иноязычных правителей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имел в виду не страдание от самих маньчжур, а от соседства с монголами. Например засилье монгольской лексики в нашем языке, и в основном из-за того что Улясутайский цзяньцзюнь заставлял нас общаться с ними на монгольском. И в чиновничьей верхушке из-за этого несмтотря на наличие исконно тюркских слов была мода использовать монгольский эквивалент из-за чего это слово становилось более употребительным.

Да, действительно маньчжуры так-то ограждали нас от и самих монголов тоже, но если посмотреть на участь тувинцев в на территории монгольских кожуунов у нас, тувинцев складывается не очень положительное впечатление. Особенно удручает их потеря родного языка, а позже и полнейшая ассимиляция. Это дархаты, хасуты, урянхайцы, хотогойты, мингаты и т.д.

Тувинская государственность появилась только после падения Цинь,получения Монголией автономии 1911году.Даже со своим национальным названием вы определились после этой даты.Таков ваш уровень национального развития.Вины соседних народов тут нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть понятие Ат-аруат-уль-хамс. Пять необходимых вещей на которых строится человеческая жизнь. Это - нафс (нәпсі) - человек, акыл (ақыл) - разум, дин (дін) - религия, маал (мал) - имущество, насль (нәсіл) - потомство. Это все куранизмы, существующие в казахском языке (в скобках) с тем же смыслом, без влияния арабской культуры, традиции, характера и прочих влиянии арабов и иранцев. Эти и другие слова пришедшие к нам с исламом мы используем и в быту, не имеющей к религиозной практике. Да и не только мы. Все родственные нам по языку и вере народы.

Про хайр и айрат (қайрат) в след раз. Не накопал еще. :)

Значит не глубоко копали, Шәке. :) Просьба представить не личное мнение и казахские трактовки Құрана, а ссылку на источники или литературу, к примеру, на этимологический словарь (я о слове "мал" - скот).

И сразу у меня возникает вопрос - тогда какое слово Вы, уважаемый Шәке, предоставите нам скотоводам - казахам вместо "мал"? Какое было до нововедения? Значит, получается по Вашему, что исконные скотоводы - кочевники переняли у оседлых арабов название "скот" (основополагающее своей извечной духовной и материальной жизни), а свое слово забыли. Какое это слово?

Почему же тогда тюрки не переняли у арабов название основного, если не сказать единственного, вида скота - верблюда? Вам не кажется это странным?

И как, по Вашему, современные халха заимствовали куранизм "мал" от арабов, после битвы при Айн-Джалуте, что мало вероятно, т.к. воевали "монголы"-тюрки? :D

С учетом изложенного, прошу Вас в следующем случае с моим именем копать до воды (обязательно с учетом арабских пустынь). :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И в Алтае... каждом районном центре ...имеется банкомат Сбербанка!

Это вызывает искреннее удивление. Он.. открытый. У нас поставь банкомат такой, сразу унесут вместе с

его содержимым! Разве что поставить круглосуточную охрану.

В то же время в Алтае почти каждой высокогорной деревне действует

сотовая связь...

А разве это что-тот необычное?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю не обязательно. Я уже говорил у нас много кыргызов, и несмотря на их веру по сути отношения между нами вполне дружественные и близкие. В основном наверное из-за родства языков и схожести быта и менталитета. Думаю также было бы и с казахами из РКаз.

Уважаемый Ulug Dongak oglu Tyva, ведь общеизвестно значение и влияние религиозных взглядов на этнические отношения.

Одна вера порой может разъединить кровные народы и в то же время сблизить чуждые. В этом вся философия нашей жизни. На нашем современном этапе развития народов, по моему глубокому убеждению, близости языков в деле сближения мало.

Нужен и должен быть когда-либо какой-то рывок, всплеск, взрыв, назовите как хотите, чтобы некая личность как и всегда в истории наших народов, объединила нас всех под одной идеей. Но эта идея именно на нашем этапе вряд-ли может обойтись без религиозного вопроса.

А потому, будущий очередной железный лидер (в ряду таких же: Темир-ис, Темир-че, Аксак-темир) должен во главу угла поставить вопрос о возрождении нашей исконной религии Тенгризма, которая "старше" Христианства, Буддизма, Ислама и др. и, даже приходится им неким "отцом".

В таком случае объединятся все бывшие кочевые народы, жившие когда-то под войлочными юртами и деревянными уыками! - Как тюркские, так и монгольские народы, а возможно, и "бывшие" тюркские...

Вообще-то вопрос острый и чрезвычайно важный. Если честно, я его ношу о-о-о-очень давно.

Проблем внутри нас же самих будет огромная масса, даже далеко ходить не надо (к гадалке не ходи...), большая часть казахов (и других тюрков-мусульман) начнет "гнуть" в сторону Мекки, а большая часть монголов (и тывалар) - к буддийскому миру. Но есть и "безболезненные" наши братья, которые числятся в христианстве лишь номинально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему вы так склонны прямолинейно высказываться?! :0

Историческая правда для меня дороже. Наш народ только пострадал за те 170 лет маньчжурской администрации. А за эти 170 проживания в ближайшем соседстве с халхами и дёрбетами у нас было мало симпатий к друг другу. Это не только с нашей стороны, но и со стороны монгол. Особенно ужасаешься, когда читаешь исторические записки путешественников Кона, Каррутерса об этих самых отношениях. Чего не скажешь о наших давних соседях с севера и запада родственных народах.

А кто такие халхасские катаганы?

Историческая правда это то что вы сами являетесь монголам салджиутам.Никакой Селджук вы.Салчак это салджиут.Говорите что вы пострадали.Да пострадали потому что ваши предки с катаганами\хатагин,хатаган\ воевали против родных братьев Борджигин и Найманов старательно убедили также против них.Из за вас найманское ханство стало несуществовать.Вы во всем сами виноваты.

У вас с запада кто проживают?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю не обязательно. Я уже говорил у нас много кыргызов, и несмотря на их веру по сути отношения между нами вполне дружественные и близкие. В основном наверное из-за родства языков и схожести быта и менталитета. Думаю также было бы и с казахами из РКаз.

Нет, не действуют и вряд ли появятся. По крайней мере до введения ЖД к нам.

Если отношения дружественные, почему их называют презрительной кличкой "кара сёёк"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если отношения дружественные, почему их называют презрительной кличкой "кара сёёк"?

Кара сёёк не презрительная кличка, а вполне адкватное название другого этноса как и орус. Так тувинцы называют выходцев с Кавказа, также может частично узбеков. А кыргызы у нас киргизтер, но не кыргыстар, которые есть наше племя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кара сёёк не презрительная кличка, а вполне адкватное название другого этноса как и орус. Так тувинцы называют выходцев с Кавказа, также может частично узбеков. А кыргызы у нас киргизтер, но не кыргыстар, которые есть наше племя.

В одном сюжетце про вред горлового пения видел женщину тувинку с фамилией Кыргыс. Странно, что говорят киргизтер о народе и кыргыстар про племя. Вроде один и тот же корень. Интересно знать, насколько племя кыргысов и кыргызы близки антропологически, генетически и по культуре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит не глубоко копали, Шәке. :) Просьба представить не личное мнение и казахские трактовки Құрана, а ссылку на источники или литературу, к примеру, на этимологический словарь (я о слове "мал" - скот).

И сразу у меня возникает вопрос - тогда какое слово Вы, уважаемый Шәке, предоставите нам скотоводам - казахам вместо "мал"? Какое было до нововедения? Значит, получается по Вашему, что исконные скотоводы - кочевники переняли у оседлых арабов название "скот" (основополагающее своей извечной духовной и материальной жизни), а свое слово забыли. Какое это слово?

Почему же тогда тюрки не переняли у арабов название основного, если не сказать единственного, вида скота - верблюда? Вам не кажется это странным?

И как, по Вашему, современные халха заимствовали куранизм "мал" от арабов, после битвы при Айн-Джалуте, что мало вероятно, т.к. воевали "монголы"-тюрки? :D

С учетом изложенного, прошу Вас в следующем случае с моим именем копать до воды (обязательно с учетом арабских пустынь). :rolleyes:

Наверное монголы слово "мал" заимствовали у нас. :lol:

Например в пословице "Малым жанымымның садақасы, жаным арымның садақасы" под словом "мал" имеется все, что есть вообще из имущества, не только скотина. Все "төрт түлік" и было основным имуществом (малом) кочевника. Это не нововведение, а постепенно стало основным в лексике. А слово "түлік" стало архаизмом. А почему мы не говорим "төрт мал", а говорим "төрт түлік"? :rolleyes:

С Вашим именем обязательно буду копать глубоко. Вчера получил заявку на перевозку до Хайратона. Линия сообщает, что это в Афганистане. :) Думаю, что это очень связано с нашим словом Қайрат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да. Кстати насчет товара. В других оседлых тюркских языках слово "мал" имеет значение как "товар". То же имущество. Создавались комичные ситуации, когда казахи из казахстана и уйгуры из китая не могли понять друг друга, когда каждый понимал слово "мал" по своему. Например, уйгур по телефону говорит, что загрузил машину товаром, завтра он должен его встретить. А тот в трубку кричит, зачем он скотиной загрузил, они всю машину обгадят и прочее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное монголы слово "мал" заимствовали у нас. :lol:

Например в пословице "Малым жанымымның садақасы, жаным арымның садақасы" под словом "мал" имеется все, что есть вообще из имущества, не только скотина. Все "төрт түлік" и было основным имуществом (малом) кочевника. Это не нововведение, а постепенно стало основным в лексике. А слово "түлік" стало архаизмом. А почему мы не говорим "төрт мал", а говорим "төрт түлік"? :rolleyes:

С Вашим именем обязательно буду копать глубоко. Вчера получил заявку на перевозку до Хайратона. Линия сообщает, что это в Афганистане. :) Думаю, что это очень связано с нашим словом Қайрат.

Шалқар, при доказывании "арабизма" мал имейте также в виду, что кроме монгольских, оно в том же значении имеется в тунгусо-маньчжурских языках.

А слово қайрат (сила, неиссякаемая и кипучая энергия, мощь) я думаю родственно глаголу қайрау – точить, подтачивать (қайрақ - точило). Знаете, кипучая сила и мощь не может находиться в статике и всегда что-нибудь точит... :lol:

Тогда как от действительно арабизма хайр-қайыр (благо, добро, милостыня) к примеру, кроме имен и слов с основой қайыр, происходит также слово қайыршы – просящий милостыню.

Про смутившее Вас слово түлік: в казахском есть слово түлек со значениями: приплод, молодняк скота, в перенос: поколение. Т.е. түлік в узком смысле это своего рода 4 главных ВИДА (поколения, ответвления) скота или мал.

Ведь есть одновременно же и ат, и жылқы, и ничего...и других примеров масса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В одном сюжетце про вред горлового пения видел женщину тувинку с фамилией Кыргыс. Странно, что говорят киргизтер о народе и кыргыстар про племя. Вроде один и тот же корень. Интересно знать, насколько племя кыргысов и кыргызы близки антропологически, генетически и по культуре.

Да был сюжет про горловое пение и вред от него для самих исполнителей по центральному каналу Россия-1. Зоя Кыргысовна Кыргыс у нас доктор наук, исследовательница тувинского ГП, Хёёмей.

Киргизтер эмигранты с РКыр и наши кыргыстар - род в составе тувинцев конечно не имеют ничего общего, разве что как все тюрки и тюркоязычны. С вашим народом у нас связаны ооржактар, монгуштар а может тюлюштер, так как такие же роды с таки же названием есть у вас. А наши кыргысы - потомки древних енисейских Цзилицзисы (сяцзясы), заметьте, в конце произносится не -з а -с в китайской транскрипции. Антропологически все тувинцы в общем похожи на некоторых кыргызов, у вас больше южносибирских типов, у нас преобладает центральноазиятский тип.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у нас преобладает центральноазиятский тип.

§ 141. После того, в год Курицы (1201), в урочище Алхуй-булак, собрались (на сейм) следующие племена: Хатагинцы и Сальчжиуты совместно; Багу-Чороги Хатагинский со своими; Хатагин-Сальчжиутский Чиргидай-Баатур со своими; договорившись с Дорбен-Татарами, Дорбенский Хачжиул-беки со своими; татарин Алчи и татарин Чжалик-Буха со своими; Икиресский Туге-Маха со своими; Унгиратский Дергек-Эмель-Алхуй со своими; Горлосский Чоёх-Чахаан со своими; из Наймана – Гучуут: Найманский Буирух-хан; Хуту, сын Меркитского Тохтоа-беки; Худуха-беки Ойратский; Таргутай-Кирилтух Тайчиудский, Ходун-Орчан, Аучу-Баатур, и прочие Тайчиудцы. Уговорившись возвести Чжачжирадайского Чжамуху вханы, они приняли присягу, рассекая при этом с разбега жеребца и кобылу. Оттуда все они покочевали вниз по течению реки Эргуне и совершили обряд возведения Чжамухи в Гур-ханы на вершине поросшей лесом горы при впадении в Эргуне реки Кан-мурен. По окончании обряда возведения в Гур-ханы они уговорились выступить в поход против Чингис-хана и Ван-хана. Чингис-хан находился в Гурельгу в то время, когда прибыл Горлосский Хоридай и сообщил ему об их уговоре воевать. Получив это известие, Чингис-хан передал его Ван-хану, а тот немедля поднял войско и прибыл к Чингис-хану.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шалқар, при доказывании "арабизма" мал имейте также в виду, что кроме монгольских, оно в том же значении имеется в тунгусо-маньчжурских языках.

А слово қайрат (сила, неиссякаемая и кипучая энергия, мощь) я думаю родственно глаголу қайрау – точить, подтачивать (қайрақ - точило). Знаете, кипучая сила и мощь не может находиться в статике и всегда что-нибудь точит... :lol:

Тогда как от действительно арабизма хайр-қайыр (благо, добро, милостыня) к примеру, кроме имен и слов с основой қайыр, происходит также слово қайыршы – просящий милостыню.

Про смутившее Вас слово түлік: в казахском есть слово түлек со значениями: приплод, молодняк скота, в перенос: поколение. Т.е. түлік в узком смысле это своего рода 4 главных ВИДА (поколения, ответвления) скота или мал.

Ведь есть одновременно же и ат, и жылқы, и ничего...и других примеров масса.

Шалкар – значения слова:

На казахском:

1. Шалқу (колебаться, колыхаться)

2. Шалқар (1. Широкое, раздольное, просторное, обширное озеро – эпитет, используемый строго к описанию озёр; 2. Одноименное озеро в Актюбинской области).

На тунгусском:

Шилкар (река – используется толко как обозначение реки). К примеру тунгусы так называют реку Амур.

На саха-якутском:

1. Чалыгыр (шум, плеск воды)

2. Чалкый (громко плескать водой)

На тыва:

Чалгыг (волна)

На халха:

- Цалгиа (1. большая волна; 2. шум, плеск воды)

- Цалгих (сильный прибой)

На калмыцком:

Цальгрх (громко плескать водой)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К тунгусскому более близок казахский вариант.Шалкар,Шилкар.

Дружище, Вы все пытаетесь казахов подсунуть в свои родовые места в приамурье и поблизости? :lol:

Тогда Вам хороший вопрос, почему на халхаском казахская АРҚА означает запад, а не восток?

Поясню: у казахов Сарыарқа (Сары Арқа) выражаяь географическими терминами это казахский мелкосопочник или Золотая степь от Тургаев на западе до Тарбагатая на востоке, т.е. практически вся степь Казахстана.

(Арка - хребет, спина или ровное плато)

Представления тюрко-монгольских народов подтверждает кто где проживал!

у кыргызов арқа – север

у саха арғаа – запад

у тунгусо-маньчжур аргаа – запад

у монголов ара - запад

у тыва арга – гористая местность

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажите имя Аяс что-то значит?

Стас правильно перевел, но точнее будет "ясное" (небо). Говорят больше АЯС дээр. Дээр аязы берген - небо стало чистым.

Аяс - очень распространенное мужское имя. Каждый 20-ый тувинец скорее всего носит это имя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

джон каррутерс пишет, что урянхайцы или сойоты сами себя называют только туба (1904).

И он пишет что аборигены Верхнего Енисея ездят только на оленях.

Вывод. Туба - самоедоязычные племя Енисея 17 в. предки современных тувинцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажите имя Аяс что-то значит?

Салхины аяс.

джон каррутерс пишет, что урянхайцы или сойоты сами себя называют только туба (1904).

И он пишет что аборигены Верхнего Енисея ездят только на оленях.

Вывод. Туба - самоедоязычные племя Енисея 17 в. предки современных тувинцев.

Осторожно про оленоводство! :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салхины аяс.

Не говорите ложь, с монг. словом аяс наше имя Аяс не имеет ничего общего. Это тюркское слово!!! а сайт русскоязычный, но не монголоязычный

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...