Амыр Опубликовано 16 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2010 Вечный неуместный сарказм, который всегда не к месту Вас совершенно не украшает тов. Амыр!!!!!!!!!!!!!! И он совершенно не к месту. Приспешники Тока? Кто они? Где это вы вычитали. Тока закончил КУТВ, и как Отто Хельфен (австрийский путешественник-ученый), посещавший ТНР в 30-х годах отмечал, КУТВ - это учебное заведение, где готовят национальные бомбы, которые все взорвут в своих воточных странах. И именно в КУТВЕ Току готовили для смены бывшего аристократической элиты тогдашней Тывы. Вам, Амыр с вашими обрусевшими тубаларами и челканцами да кумандинцами, да теленгитами всякими, которых в начале века от силы набралось бы человек 10 тыс. этого не понять. Если вам не нравится мой сарказм, то зачем же хамить то? И какая тут связь численности тубаларов, челканцев, кумандинцев и теленгитов с расстрельной деятельностью Салчака Токи? Модераторов прошу обратить внимание. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 16 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2010 Если вам не нравится мой сарказм, то зачем же хамить то? И какая тут связь численности тубаларов, челканцев, кумандинцев и теленгитов с расстрельной деятельностью Салчака Токи? Модераторов прошу обратить внимание. Очень даже прямая, тов. Амыр. Вы же гордитесь деятельностью своего земляка Чороса Гуркина, который тогда действовал (именно в Тыве) со своей несбыточной мечтой создания чего, чего народ тыва никогда не поддерживал, позже Чорос Гуркин кажется был реперессирован русскими (не так ли?). Но народ делег всегда казался тыва народу обрусевшим, в понимании простого люда чуждым, что доказывают документы шпионов русских, посешавших Тыву с Запада, т.е. с Алтая (Сайлюгема). Почитайте Урянхай (Тыва дептер) С.К. Шойгу.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 17 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2010 Очень даже прямая, тов. Амыр. Вы же гордитесь деятельностью своего земляка Чороса Гуркина, который тогда действовал (именно в Тыве) со своей несбыточной мечтой создания чего, чего народ тыва никогда не поддерживал, позже Чорос Гуркин кажется был реперессирован русскими (не так ли?). Но народ делег всегда казался тыва народу обрусевшим, в понимании простого люда чуждым, что доказывают документы шпионов русских, посешавших Тыву с Запада, т.е. с Алтая (Сайлюгема). Почитайте Урянхай (Тыва дептер) С.К. Шойгу.. Все относительно, вы нам кажетесь омонголенными и окитаенными, а мы вам - обрусевшими. Помню, при встрече с нашим ЭНХДом он спросил меня про первые впечатления о Монголии и монголах, я сказал ему - какое то все китайское. ЭНХД засмеялся и рассказал, что когда в начале 90-х годов налаживались связи Монголии и Китая, монголы Монголии, встретившись с китайскими овюр-монголами, производили на них впечатление обрусевших, а те на них - впечатление окитаившихся. Также и монгольские казахи в Казахстане с трудом адаптируются, потому как там все говорят по русски и повадки у тамошних казахов также изменились, но в свою очередь казахстанские казахи плохо замечают омонголенность казахов из Монголии, путая ее с истинной казахскостью. Примером тому может служить заимствованный китайскими и монгольскими казахами у урянхайцев танец "Кара жорга", который сейчас в Казахстане преподносится как забытый, но сохраненный у китайских и монгольских казахов танец. Также и у вас, многое, чо вы считаете исконно тувинским, на самом то деле совсем не тувинское, а то, что вы считаете признаком обруселости, может является всего лишь признаком неомонголенности и неокитаенности. По Чорос-Гуркину, в то время он был вынужден нахдиться в Туве, т.к. на Алтае уже утердилась Советская власть, и ему, как советнику генерала Бакича (помните стелу на центральной площади Баян-Ульгия, как раз разгрому войск генерала Бакича и атамана Кайгородова она посвящена), грозила тюрьма по любому. Так что версия про его особую миссию в Туву отпадает, его миссия там была от силы культуртрегерской (составили букварь для тувинцев, написал первые портреты тувинских руководителей), в политических движениях там Гуркин не участвовал, наверное тувинцы того времени, как и сейчас, не созрели до его идей и были слишком заняты борьбой друг с другом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 17 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2010 Амыр без казахов жить не может. Танец "Кара Жорга" у кереев больше ста лет. И вовсе не урянхацский он, а торугтский, если быть точнее. Больше ста лет (19 в) назад у кереев этот танец назывался "Калмактын кара жоргасы". Но по истечению столького времени, казахский "Кара жорга" сильно отличается от торгутских танцев. Есть еще танец "Аю" и танец "Бугу", чтоб вы вооружились на следующие выпадки. Вы поройтесь, когда я впервые сказал, что танец заимствован у калмаков, написал еще, что в советское время танцевали и в Восточном Казахстане. Вы бы перестали нам завидовать, станет житься легче. Я понимаю, хреново у вас "во дворе", что у нас хорошо. Мы тут ни при чем, это вы сами виноваты. Ішің күйсе тұз жала. Может поможет. Его никто не преподносит как забытый. А говорят керейский танец, или танец китайских казахов. То что алтайцы постепенно обрусевают, это факт. Сплошные николай сознаичи, трифон акакийевичи. Как будто кто-то им спецом такие имена подсовывают, которые сами русские уже забывать стали. Да и на похороны все едут минимум с бутылкой. Православные родительские дни отмечают, при чем похлеще самих русских, пасхи. Не это ли признак? Ничего личного, дос. Факты. Адье! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2010 и повадки у тамошних казахов Что это еще за животный термин? Попрошу модераторов осечь и наказать зарвавшегося оскорбителя казахского народа! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 18 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2010 Амыр без казахов жить не может. Танец "Кара Жорга" у кереев больше ста лет. И вовсе не урянхацский он, а торугтский, если быть точнее. Больше ста лет (19 в) назад у кереев этот танец назывался "Калмактын кара жоргасы". Но по истечению столького времени, казахский "Кара жорга" сильно отличается от торгутских танцев. Есть еще танец "Аю" и танец "Бугу", чтоб вы вооружились на следующие выпадки. Вы поройтесь, когда я впервые сказал, что танец заимствован у калмаков, написал еще, что в советское время танцевали и в Восточном Казахстане. Вы бы перестали нам завидовать, станет житься легче. Я понимаю, хреново у вас "во дворе", что у нас хорошо. Мы тут ни при чем, это вы сами виноваты. Ішің күйсе тұз жала. Может поможет. Его никто не преподносит как забытый. А говорят керейский танец, или танец китайских казахов. То что алтайцы постепенно обрусевают, это факт. Сплошные николай сознаичи, трифон акакийевичи. Как будто кто-то им спецом такие имена подсовывают, которые сами русские уже забывать стали. Да и на похороны все едут минимум с бутылкой. Православные родительские дни отмечают, при чем похлеще самих русских, пасхи. Не это ли признак? Ничего личного, дос. Факты. Адье! Рад, что задело и прорвало ваше все. Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав. О казахских танцах продолжу - в видеогалерее выложил ссылку на исполняемый китайскими казахами танец "Айжарех", оказалось, что это русский народный танец под музыку "Светит месяц", наверное этот танец казахи для китайцев и уйгуров тамошних, преподносят как казахский народный. О николайсознаичах - чья бы мычала, соплеменник Советбеков и Ленинханов. Я же не пишу о всенощных попойках казахов на свадьбах и туалетной культуре кереев. Так что придержали бы язык. Что это еще за животный термин? Попрошу модераторов осечь и наказать зарвавшегося оскорбителя казахского народа! А ну вперед на полусогнутых в бибилотеку - читать словарь Даля. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2010 А ну вперед на полусогнутых в бибилотеку - читать словарь Даля. Библиотекарь вы наш, этимологические словари народ не читает и в разговорной речи этот термин применяет к животным. http://www.mini-zap.info/ Если считаете это слово допустимым в отношении народа, то позвольте спросить - каковы тогда ваши повадки? Анекдот: Спорят калмык и алтаец почему у них ноги кривые (полусогнутые). Калмык: как мы всадниками алтайцы не были, а ноги кривые из-за того, что 200 лет носили на шее калмыков и от тяжести ноги согнулись. Алтаец удивляется: а у вас отчего? Калмык отвечает: крепко обхватывали шеи ногами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2010 Но народ делег всегда казался тыва народу обрусевшим Общее число алтайцев в Российской Федерации – около 70 тыс. человек; в Республике Алтай в 1989 году свыше 52 тыс. человек назвали алтайский язык родным, однако свободно владеет им лишь около 2% алтайцев, в массе своей двуязычных (говорят также по-русски). http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ALTASKI_YAZIK.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 18 сентября, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2010 Вы неправильно считаете 2% это те, кто не знает русского скорее всего. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 18 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2010 Библиотекарь вы наш, этимологические словари народ не читает и в разговорной речи этот термин применяет к животным. http://www.mini-zap.info/ Если считаете это слово допустимым в отношении народа, то позвольте спросить - каковы тогда ваши повадки? Анекдот: Спорят калмык и алтаец почему у них ноги кривые (полусогнутые). Калмык: как мы всадниками алтайцы не были, а ноги кривые из-за того, что 200 лет носили на шее калмыков и от тяжести ноги согнулись. Алтаец удивляется: а у вас отчего? Калмык отвечает: крепко обхватывали шеи ногами. Хех, фантазия у АКБорща прет. Общее число алтайцев в Российской Федерации – около 70 тыс. человек; в Республике Алтай в 1989 году свыше 52 тыс. человек назвали алтайский язык родным, однако свободно владеет им лишь около 2% алтайцев, в массе своей двуязычных (говорят также по-русски). http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ALTASKI_YAZIK.html Мда, не только с историей и географией проблемы, еще и математика хромает... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 19 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2010 Все относительно, вы нам кажетесь омонголенными и окитаенными, а мы вам - обрусевшими. Помню, при встрече с нашим ЭНХДом он спросил меня про первые впечатления о Монголии и монголах, я сказал ему - какое то все китайское. ЭНХД засмеялся и рассказал, что когда в начале 90-х годов налаживались связи Монголии и Китая, монголы Монголии, встретившись с китайскими овюр-монголами, производили на них впечатление обрусевших, а те на них - впечатление окитаившихся. Также и монгольские казахи в Казахстане с трудом адаптируются, потому как там все говорят по русски и повадки у тамошних казахов также изменились, но в свою очередь казахстанские казахи плохо замечают омонголенность казахов из Монголии, путая ее с истинной казахскостью. Примером тому может служить заимствованный китайскими и монгольскими казахами у урянхайцев танец "Кара жорга", который сейчас в Казахстане преподносится как забытый, но сохраненный у китайских и монгольских казахов танец. Также и у вас, многое, чо вы считаете исконно тувинским, на самом то деле совсем не тувинское, а то, что вы считаете признаком обруселости, может является всего лишь признаком неомонголенности и неокитаенности. По Чорос-Гуркину, в то время он был вынужден нахдиться в Туве, т.к. на Алтае уже утердилась Советская власть, и ему, как советнику генерала Бакича (помните стелу на центральной площади Баян-Ульгия, как раз разгрому войск генерала Бакича и атамана Кайгородова она посвящена), грозила тюрьма по любому. Так что версия про его особую миссию в Туву отпадает, его миссия там была от силы культуртрегерской (составили букварь для тувинцев, написал первые портреты тувинских руководителей), в политических движениях там Гуркин не участвовал, наверное тувинцы того времени, как и сейчас, не созрели до его идей и были слишком заняты борьбой друг с другом. Ну Амыр, мне ли не замечать то что у нас является влиянием монголов и Китая вследствие длительной 200-летней маньчжурской адаминистрации. Но под вашей обруселостью я совершенно не имею ввиду то, что вы предпочитаете говрить по-русски или ваше православие, или ваши обруселые костюмы. Нам тувинцам очень заметно то, что ментальность вашего народа уже не прежняя. Уже видно что духа (spirit) против ассимилирующей силы великодержавной России у вас уже не осталось, сломлено все!!! Это не потому что вы долго находились в России, просто количественно Вы уже проиграли битву за национальную идентичность. По российскому законодательству субъект имеет право называться республикой только при условии титульной нации более 50 тыс. А вас как раз уже стновится все меньше и меньше этого числа. А наш народ как раз сейчас переживает всплеск рождаемости и возвышения национальной гордости и духа нации. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 19 сентября, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2010 По российскому законодательству субъект имеет право называться республикой только при условии титульной нации более 50 тыс.Это заблуждение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 19 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2010 Ну Амыр, мне ли не замечать то что у нас является влиянием монголов и Китая вследствие длительной 200-летней маньчжурской адаминистрации. Но под вашей обруселостью я совершенно не имею ввиду то, что вы предпочитаете говрить по-русски или ваше православие, или ваши обруселые костюмы. Нам тувинцам очень заметно то, что ментальность вашего народа уже не прежняя. Уже видно что духа (spirit) против ассимилирующей силы великодержавной России у вас уже не осталось, сломлено все!!! Это не потому что вы долго находились в России, просто количественно Вы уже проиграли битву за национальную идентичность. По российскому законодательству субъект имеет право называться республикой только при условии титульной нации более 50 тыс. А вас как раз уже стновится все меньше и меньше этого числа. А наш народ как раз сейчас переживает всплеск рождаемости и возвышения национальной гордости и духа нации. Вам тоже давно пора в библиотеку. Живете в какой то своей виртуальной Туве, богатой, независимой и с быстрорастущим населением. А кругом все вымирают и мучаются, мечтая о благословенной Туве. Хотя бы свою тувинскую печать читайте - В ТУВЕ — САМАЯ КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ газета Центр Азии №21 (28 мая — 4 июня 2004) Средняя продолжительность жизни мужчин в Туве составляет 49,4 года. Эта цифра, по всей вероятности, близка к мировым рекордам. Из всех субъектов России в Туве самая короткая продолжительность жизни: в целом – 55 лет, женщин – 61,9 года. Эти данные Всероссийской переписи населения 2002 года по Туве представила председатель Госкомстата Тувы Виктория Талтаева на парламентских слушаньях «О демографической ситуации в Республике Тыва», прошедших в Законодательной палате 20 мая по инициативе Комитета по здравоохранению и социальной защите. Выступление главного статистика республики вызвало большой интерес у всех участников слушаний. Численность населения республики, по данным переписи 2002 года, составила 305,5 тысячи человек. Это на три тысячи меньше, чем в 1989 году. Большое влияние на демографическую ситуацию оказали миграционные процессы начала 90-х годов. За 13 лет выехало за пределы республики 69,3 тысячи человек, прибыло – 32,8 тысячи человек, миграционная убыль составила 36,5 тысячи. Эту убыль не смог перекрыть естественный прирост населения – 33,5 тысячи человек. Высокая рождаемость в республике, которой мы так привыкли козырять, оказалась не такой уж и высокой. Она выше, чем в других регионах страны и превышает смертность, но с 1989 года она сократилась в два раза. Впервые, по итогам переписи 2002 года, было зафиксировано, что городских жителей в республике стало больше, чем сельских (52 процента). Это закономерный итог фактически массовой миграции из села в город. Численность тувинцев увеличилась на 18 процентов и достигла двухсот сорока тысяч человек. Из них русским языком владеет 84 процента, образованных людей стало больше по всем показателям: общее среднее, высшее образование. Женщин в республике на 15 тысяч больше, чем мужчин, что связано с преждевременной смертностью «сильного пола». Структура смертности стабильно остается удручающей: на первом месте – смерти от несчастных случаев, травм и отравлений (32,1%), второе место – болезни сердечно-сосудистой системы (32,1), третье – онкологические заболевания (7,6). Растёт смертность от отравлений алкоголем, в 2003 – 327 человек (в 1990 году – 26). Высокой остается младенческая смертность – 27,6 случаев на 1000 родившихся живыми. В 2003 году зарегистрировано восемь случаев материнской смертности. По сравнению с 1989 годом население республики постарело, средний возраст жителей составил 28,5 лет. Пенсионеров стало больше на 16 процентов, а численность детей и подростков на 15 процентов сократилось. Почти 26 процентов супружеских пар (из 58 тысяч всего по республике) не зарегистрировали свои браки, в итоге – 62 процента детей рождены вне брака (в России в целом – 29,5). Иждивенцами считают себя 153 тысячи человек, что составляет половину населения республики, все они получают социальную поддержку; 94 процента населения (79 тысяч человек) являются работающими по найму, примерно одна тысяча – работодатели. На «круглом столе» подробно были обсуждены и проблемы миграции. Численность мигрантов в республике составляет примерно от двух до трёх процентов от общей численности местного населения. Основная часть мигрантов сконцентрирована в приграничных кожуунах и Кызыле. В целом, отношение местного населения к иммигрантам спокойное, хотя в предпринимательской среде существует мнение о благоприятных условиях для граждан Кыргызстана, торгующих на рынке, что воспринимается, как ущемление интересов местных торговцев. Выступавшие на «круглом столе» Виталий Чаш-оол, руководитель Департамента федеральной службы занятости, и Надежда Дудуп, начальник подразделения по делам миграции МВД РТ, Андрей Елизаров, начальник паспортно-визового отдела МВД РТ отметили острую необходимость создания концепции миграционной политики в Туве. Сейчас сложилась практика привлечения мигрантов на строительные и промышленные объекты в качестве дешёвой и неквалифицированной рабочей силы. Это притом, что такой категории работников с избытком хватает и в Туве. Явная перенасыщенность торговцев из Кыргызстана ощущается на рынках. По результатам «круглого стола» были выработаны рекомендации, предусматривающие разработку концепции демографического развития и регулирования миграционных процессов в республике и республиканской целевой программы по снижению смертности населения республики по управляемым причинам. Марина ЧАНЗАН Что касается рождаемости в Республике Алтай в сравнении с РТ - рождаемость в РА одна из наиболее высоких среди российских регионов, наряду с Чечней, Тувой и Ингушетией, и это при наличии естественным образом вымирающего русского населения, составляющего более половины населения РА, отличие от остальных указанных регионов. В республике Алтай в 2005 г. при средней ожидаемой продолжительности жизни сельского населения 59,81 года (53,88 — для мужчин и 67,05 — для женщин) значение нетто-коэффициента воспроизводства составило 1,09, что также несколько превысило уровень, необходимый для простого воспроизводства населения. Схожая ситуация наблюдается и в республике Тыва, сельское население которой, по данным за тот же год, имело еще более низкую продолжительность жизни - 54,13 года (мужчины — 49,1 года, женщины — 59,77 года), но при этом указанный коэффициент в этой республике оказался значительно выше, чем в сельском населении Алтая и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, достигнув величины 1,23 и таким образом обеспечив уже не простое, а слегка расширенное воспроизводство населения данного региона. Объяснение столь ощутимой разницы в значениях показателя воспроизводства названных регионов кроется в различиях уровня рождаемости: самый высокий — в Туве (2,74 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста), второй по величине — на Алтае (2,3 ребенка) и самый низкий — в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (2,26 ребенка). http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1068 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 20 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2010 Рад, что задело и прорвало ваше все. Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав. О казахских танцах продолжу - в видеогалерее выложил ссылку на исполняемый китайскими казахами танец "Айжарех", оказалось, что это русский народный танец под музыку "Светит месяц", наверное этот танец казахи для китайцев и уйгуров тамошних, преподносят как казахский народный. О николайсознаичах - чья бы мычала, соплеменник Советбеков и Ленинханов. Я же не пишу о всенощных попойках казахов на свадьбах и туалетной культуре кереев. Так что придержали бы язык. А ну вперед на полусогнутых в бибилотеку - читать словарь Даля. Ничего не задело, Амыр. Вы радуетесь, что злите казахов? Я слишком взрослый чтоб больно реагировать на ваши выпады, и тем более ваше слово ничего не весит. . Я не хочу вступать с вами в перепалку, в которую вы любите затягивать. Речь сейчас идет об обрусевании народа, которую затронули вы сами. Затевайте в видеогалерее что хотите. Кстати, вы можете выложить все что знаете о попойках и прочей грязи, которую носите при себе. Я-то тоже темные стороны знаю. Но в отличии от вас, я уважаю себя. Так что вперед с песней. Кстати о попойках. Так к слову вспомнил. Мне в первый день прибытия (1 мая 1995 г, родителський день по ХПЦ) было страшно. Не от того, что боязно, а от того, что народ так пьет. И не только алтайский. [Цензура - Стас] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 20 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2010 Общее число алтайцев в Российской Федерации – около 70 тыс. человек; в Республике Алтай в 1989 году свыше 52 тыс. человек назвали алтайский язык родным, однако свободно владеет им лишь около 2% алтайцев, в массе своей двуязычных (говорят также по-русски). http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ALTASKI_YAZIK.html Думаю это неправда. Там встречаются люди, которые вообще слабо русским владеют. Скорее намного больше владеют родным языком, чем привели вы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 20 сентября, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2010 Троллинг и оффтоп скрыты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 20 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2010 газета Центр Азии №21 (28 мая — 4 июня 2004) http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1068 Амыр, Вы какими цифрами и какого срока давности пытаетесь апеллировать? ХА-Ха-Ха............)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) Просто смешно, мелко и ничтожно. Сейчас как раз наоборот. Только из Тувы уехал эксперт журнала "Нэшнл Джиографик", который исследует нраоды с вымирающим языком или языком под угрозой вымирания. Так вот он как раз с сожалением упонимнал вымирающие языки Алтая и Хакасии. А ситуация в Тыве выглядит как торжество (celebration) национального языка и культуры, величайшая победа национального духа тывинского народа перед лицом глобализации и современной агрессивной цивилизации. Материал выйдет в журнале в конце 2011 года. А Ваш покорный слуга в лицеа меня был переводчиком этого проекта. Вот так господин Айташев!!!!! :) Тува попала в проект National GeographicРасселл Раймер, представитель популярнейшего американского журнала «Нэшнл географик» («NG»), поселившись в гостинице Кызыла, сразу написал электронное письмо жене: «Это самое прекрасное место из всех, где я побывал». Долетев из Нью-Йорка в Москву, из Москвы – до Абакана, дальше передвигался на машине. — Самая трудная часть дороги была из Бостона в Нью-Йорк, а дорога до Кызыла очень легкая, — ответил он на наш вопрос о том, как добирался до Тувы. Что касается наших красот, он сравнил их с Калифорнией. По его словам, там есть такие же ландшафты, но в этой точке Земли все уже урбанизировано, и таких девственных мест намного меньше. — Какова цель вашего приезда? — Я пишу истории в основном о языках, которые исчезают или есть вероятность, что они исчезнут, — рассказывает американский журналист. — Последние два года путешествовал в Гималаях в Индии, в Мексике и разговаривал с представителями таких народов, которые очень малочисленны, среди них есть и те, чей язык находится в опасности. В России, в Сибири, тоже существуют такие проблемы, я уже слышал о республиках Алтай, Хакасия. В связи с тем, что в вашей республике будет проложена железная дорога, крупные компании начинают осваивать месторождения полезных ископаемых, кроме того, наличие современных коммуникаций — Интернета, телевидения, то есть предпосылок, которые могут представлять опасность для языка, я и приехал сюда. Чтобы выяснить: есть опасность или нет. На мой взгляд, такой проблемы у вас нет. Этот язык сильный, не собирается исчезать и, скорее всего, это влияние политики государства. Хотел бы выразить признательность: как великодушны здесь люди, как искренне они делятся своим временем, чтобы помочь мне в этом. Журналист из Америки уже успел переговорить с преподавателями РШИ, представителями научной интеллигенции, официальными лицами, специалистами, а в выходные дни у него запланирована поездка в одно из сел. Приехав по приглашению Министерства культуры и туризма нашей республики, он пробудет здесь чуть меньше двух недель. — Очень жаль, — сетует наш гость, — что я не смогу попасть на Наадым, так как должен быть в это время в Венгрии, и очень завидую нашему фотокорреспонденту, который тут остается на праздник. Мы, журналисты этого издания, делаем материалы о тех точках, где есть проблема. И еще одно направление журнала – это народные праздники, фестивали. Что же касается материала, который собираю о Туве я, то, скорее всего, это будет история о радости, о том, как здесь отмечают национальный праздник. Что касается России, то мы уже опубликовали материал по кургану Аржаан-2 о скифском золоте, был также материал о Пушкине, жаль, что они написаны другими, а не мной. Если бы я писал больше о России, то лучше бы знал русский язык. У меня столько впечатлений о Туве, что уже никуда больше не хочется ехать. Самое яркое – это ландшафты и, конечно, люди. Я не эксперт по людям, но у меня возникло такое чувство, что живущие здесь вполне довольны, счастливы, самодостаточны. Мое ощущение: здесь приятно находиться, общество здесь более благополучно. Во многих местах, где люди очень богаты, не ощущаешь чувства удовлетворения, видишь, как они несчастны, ведь так бывает… Когда разговор зашел о специфике требований в журнале, стало понятно: задача журналиста «Нэшнл географик» в том, чтобы найти специалистов, которые хорошо знают проблему, о которой будет рассказывать известное всему миру издание. Найти таких людей, которые ее понимают и имеют свою точку зрения, способы решения. Р. Раймер полагает, что доктор наук Валентина Сузукей, в частности, и есть такой специалист. — Но мой долг как журналиста узнать мнение не только ученых, но и так называемых людей с улицы, — продолжил гость нашей редакции. — Для того чтобы язык существовал и жил, как показывает практика, — а за сорок лет работы в журналистике я поездил по миру немало, — надо, чтобы человек не только говорил на нем, но и гордился своим языком, испытывал гордость за свою культуру. В Туве я услышал разные мнения людей. Часть выражает беспокойство: дети и молодое поколение уже теряют что-то в своем родном языке, говорят не на том языке, на котором говорило старшее поколении, используют много русских слов. Мнение оптимистов – язык будет жить и незачем опасаться за него. И есть те, кто говорят: раз язык меняется, значит, он живой. Кроме журналистики, наш гость время от времени занимается преподавательской работой, в частности, в Гарвардском университете вел курс креативной журналистики, в основном, научной. Именно это направление журналистики интересно молодежи его страны, по мнению Р. Раймера. Один из его выпускников сейчас занимается изучением научных программ Российской Федерации, а еще одна стала космонавтом в Америке, но еще не летала. Так как у нее свободный русский язык, девушку пригласили в Россию для освещения тем, связанных с российской космической наукой. «Они — моя гордость, — улыбается наш собеседник. Будучи независимым писателем, Расселл работает на несколько изданий, пять лет назад был главным редактором одного из журналов, но больше всего он любит писать. Основные темы, которые ему интересны, кроме лингвистики, — музыка и экология. Сейчас он собирает материал для книги о смычке. Обычном скрипичном смычке, от которого целиком зависит звучание инструмента. «Есть проблема материала для изготовления смычков: дерево, из которого их делают, растет только в Бразилии, и оно исчезает, — говорит он. — Как скоро появится ваша публикация о Туве? — Предполагаю завершить эту работу в конце декабря, и к концу 2011 года надо ожидать в печати. — Как богат ваш редакционный портфель! — порадовались мы. — Да, наш журнал славен своими масштабными проектами, — согласился гость. Гордимся: среди этих масштабов нашла свою нишу и такая тема, как сохранение родного языка в маленькой республике в самом центре Азии. http://www.tuva.asia/news/tuva/2250-ng.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эмчи Опубликовано 22 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 22 сентября, 2010 Да Тыве всего лишь повезло с расположением. В сохранении культуры сами тывинцы принимают участие едвали. Но до момента истины лет 10, может чуть больше, осталос. Когда начнётся "конкретная" добыча угля. Железная дорога и всё с этим связанное внесут свой вклад в культуру Тывы. Ulug Dongak oglu Tyva, я ведь не из праздного интереса спрашиваю про декоративное искусство, просто вижу как работают архитекторы и дизайнеры из разных регионов нашей необъятной родины в Кызыле и серьёзно опасаюсь за културу. Это историю делают историки, а культуру, всё-таки, художники(разных мастей). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 22 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 22 сентября, 2010 Амыр, Вы какими цифрами и какого срока давности пытаетесь апеллировать? ХА-Ха-Ха............)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) Просто смешно, мелко и ничтожно. Сейчас как раз наоборот. 6 лет - разве много? Или вы хотите заявить, что за последние 6 лет Тува перестала быть регионом с самой короткой продолжительностью жизни? Или более 60 процентов новорожденных тувинцев перестали быть байстрюками? Или половина насеения Тувы, которая числилась иждивенцами, принялись за работу? Что касается субъективных ощущений американского журналиста - на то они и субъективные ощущения. У меня субъективные ощущения были другими. И маньяков, бегающих по парку ночью, я видел, и крики душераздирающие слышал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 22 сентября, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 22 сентября, 2010 Троллинг скрыт. Ближе к теме, пожалуйста. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dovuki Опубликовано 23 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2010 6 лет - разве много? Или вы хотите заявить, что за последние 6 лет Тува перестала быть регионом с самой короткой продолжительностью жизни? Или более 60 процентов новорожденных тувинцев перестали быть байстрюками? Или половина насеения Тувы, которая числилась иждивенцами, принялись за работу? Что касается субъективных ощущений американского журналиста - на то они и субъективные ощущения. У меня субъективные ощущения были другими. И маньяков, бегающих по парку ночью, я видел, и крики душераздирающие слышал. Информация страшная,Тува очевидно регион третьего мира.Амыр,не можешь дать сравнительную демографическо-социальнуюстатистику подобно тувинской по регионам Саяно-Алтая, Бурятии,Калмыкии,Монголии и Татарстана с Башкирией. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 23 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2010 Ничего не задело, Амыр. Вы радуетесь, что злите казахов? Я слишком взрослый чтоб больно реагировать на ваши выпады, и тем более ваше слово ничего не весит. . Я не хочу вступать с вами в перепалку, в которую вы любите затягивать. Речь сейчас идет об обрусевании народа, которую затронули вы сами. Затевайте в видеогалерее что хотите. Кстати, вы можете выложить все что знаете о попойках и прочей грязи, которую носите при себе. Я-то тоже темные стороны знаю. Но в отличии от вас, я уважаю себя. Так что вперед с песней. Кстати о попойках. Так к слову вспомнил. Мне в первый день прибытия (1 мая 1995 г, родителський день по ХПЦ) было страшно. Не от того, что боязно, а от того, что народ так пьет. И не только алтайский. [Цензура - Стас] Причем тут казахи? Или вы тут отвечаете за всех казахов? Спасибо, но до описания попоек опускаться как вы, не буду. Об обруселости - в чем вы видите обруселость? Также как казахи и др. среднеазиатские народы пополняли свой словарь за счет арабского, персидского и русского языков (уверен, что даже ваше имя - не казахского происхождения, как и АКБ), так и наша лекскика имеет ряд заимствовнаий из русского и монгольского. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2010 Причем тут казахи? Или вы тут отвечаете за всех казахов? Спасибо, но до описания попоек опускаться как вы, не буду. Об обруселости - в чем вы видите обруселость? Также как казахи и др. среднеазиатские народы пополняли свой словарь за счет арабского, персидского и русского языков (уверен, что даже ваше имя - не казахского происхождения, как и АКБ), так и наша лекскика имеет ряд заимствовнаий из русского и монгольского. Вы про наши ники? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 23 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2010 Вы про наши ники? Нет про арабское происхождение казахских имен и фамилий, от этих имен образованных. Например, Кайрат - явный арабизм, от арабского хайр - благо. От него же имена Каирбек, Нуркайыр. Нур - тоже арабское слово. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2010 Нет про арабское происхождение казахских имен и фамилий, от этих имен образованных. Например, Кайрат - явный арабизм, от арабского хайр - благо. От него же имена Каирбек, Нуркайыр. Нур - тоже арабское слово. Не путайте из-за созвучия начальны звуков разные слова ҚАЙЫР и ҚАЙРАТ. Первое возможно и арабизм в значении благо, не спорю. А второе нет, оно имеет совсем другое значение: сила, мощь, энергия (неиссякаемая энергия), а также в словосочетаниях: усилие, усердие, рвение, старание, мужество, отвага, храбрость, доблесть. Таким образом, Қайрат семантически ближе к тюрко-монгольским словам Гайрат, Айрат и Ойрат, Ойрот, чем к Хайр (примеры чередования аналогичных звуков в началах имен: Хасан-Асан, Хұсайын-Асайын, Қабдұл-Абдул и т.д.). Про Нұр уже выясняли, не хочется повторяться. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться