Туран Опубликовано 11 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2016 После распада Джунгарского ханства в 1756 году, произошло разделение некогда единой территории Алтай-Саян на Циньскую и Российскую империю. Так, часть тувинцев не желавшая оставаться в составе маньчжурского государства перекочевала на территорию Алтая и ассимилировалась в составе алтайцев. Но есть село, где предки некогда тувинцев составляют большинство. Это село Шыргайта Шебалинского района. Сюда пришли тувинцы из рода иргит, соян, ховалыг, которые с течением времени стали называться иркит, сойоҥ, коболы. В селе в настоящее время проживает:107 представителей рода иркит95 представителей рода коболы16 представителей рода сойоҥПредставители этих родов, славятся тем что возглавляют сборную Республики Алтай на чемпионатах Средней Азии по кӧк бӧрӱ. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
цеванрабдан Опубликовано 11 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2016 короче,самые близкие по менталитету азиаты РФ - это тувинцы и калмыки. все остальное - издержки верхнего образования и круга общения 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 11 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2016 Интересно, что скажут генетики )) Полюбому должны быть близки результаты Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 12 марта, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 12 марта, 2016 прекрасный пример фолькхисторизма. можете давать любые оценки и осуждения, но мне лично эти примеры сказаний моих предков больше внушают доверия. Сафьянова? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 12 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2016 прекрасный пример фолькхисторизма. можете давать любые оценки и осуждения, но мне лично эти примеры сказаний моих предков больше внушают доверия. Сафьянова? Сказания, естественно, не Сафьяновские - он писал то, что слышал от тувинцев. Вот красочный пример того, при каких обстоятельствах он услышал одно из тувинских сказаний (опубликовано в той же его монографии): Солнце уже спускалось на кудрявые верхушки тополей, когда мы остановились на берегу одного из многочисленных протоков Улу-Хема. Быстрыми перекатами шумела согретая за день вода. За рекой освещенная заходящим солнцем темной стеной поднималась к небу Бура, одна из высоких вершин покрытых лесом ближайших гор. Быстро и весело горел наш костер, и уже начал закипать чайник, когда к нам подъехал старик тувинец. Обменявшись приветствиями, мы пригласили его попить с нами чайку. За чаем завязался оживленный разговор. Старик оказался прекрасным рассказчиком, и свой ночлег на берегу великой реки мы провели без сна, слушая его былины. Я в первый раз слышал сказание о Темир-Сале в такой интересной редакции. Мне не забыть эту ночь. Темное небо было покрыто множеством ярко горящих звезд, и среди них особенно как-то светило созвездие «Чеды-хан» [Чеди-Хаан] (семь ханов - семь звезд Большой Медведицы). Тихо шумели перекаты реки, где-то далеко лаяли собаки и слышалось тревожное ржание табунов. Огонь догорел, и при свете тлевших угольков фигура сидевшего против меня древнего старца приняла какой-то загадочный, таинственный вид, точно это был не живой человек, а тень далекого, ушедшего в века прошлого. Закрыв глаза и покачиваясь всем телом, старик рассказывал, а мы слушали его слова о всемирном потопе в доисторические времена Танну-Тувы, позабыв о сне и не перебивая рассказчика... 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Странник Опубликовано 16 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2016 Здравствуйте, вижу в этом форуме сидят серьезные знатоки истории, можно ли узнать о роде Оюн? Напишите пожалуйста все что знаете, спасибо. Сам я тувинец, совсем молодой, мало что знаю об истории своего народа. Вот недавно увлекся историей Тувы и Монголии,из этого форума очень много чего нового узнал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Здравствуйте, вижу в этом форуме сидят серьезные знатоки истории, можно ли узнать о роде Оюн? Напишите пожалуйста все что знаете, спасибо. Сам я тувинец, совсем молодой, мало что знаю об истории своего народа. Вот недавно увлекся историей Тувы и Монголии,из этого форума очень много чего нового узнал. Экии! Оюн - один из самых интересных этнонимов. На тувинском оно буквально означает "игра". Действительно, что-то такое у вас/у них есть общее - Оюны любят играть на муз.инструментах, петь, плясать, манера разговаривать легкая, очень коммуникабельны и т.д. и т.п. Это не только мои наблюдения в жизни, но кое-что из прочитанного свидетельствовало об этом же. На мой взгляд, Оюн - наиболее многочисленное тувинское племя было, после Монгушей. Без сомнения "оин" из ССМ - это они самые. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Интересное по языку Тувинцев, -Пока жив язык Именно по языку тувинский этнос в Китае впервые был идентифицирован китайским ученым Го Ши Мин в 1956 году. Сами китайские тувинцы называют родной язык мончакским или тувинским. Используется он для общения внутри сообщества, для совершения традиционных народных обрядов, хранения и передачи информации будущим поколениям. Вызывает удивление и восхищение, что, несмотря на отсутствие собственной письменности, сохранен национальный фольклор и сам язык.Дети тувинцев в Китае обучаются в монгольских, казахских и китайских школах. Примечательно, что в монгольских школах обучают старомонгольской письменности. Тувинцы считают, что этот вид письма, который, кстати, был достаточно популярным и в старой Туве, наиболее точно отражает фонетические особенности тувинского языка. В таких школах чаще всего работают учителя-тувинцы. Но в некоторых селениях имеются только казахские школы. Однако предпочтительней, по понятным причинам, конечно, китайский язык.Национальный язык родственных китайских тувинцев, безусловно, претерпел влияние китайского языка и языков проживающих по соседству других народов. Как ни странно, китайских заимствований в тувинском языке меньше всех и используются в основном для обозначения бытовой техники, названий стран, официальных учреждений. А именно старомонгольская письменность наиболее отражает фонетические особенности Тувинского языка! И Тувинцы китая как и мы считали себя монголами, пока не эти ученные не сказали что мы тюрки, т.е. монголы это союз племен центральной азии, а ученные это название дали только современным халхам, калмыкам, бурятам. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Насчет Цеденбала. Случайно услышал вот такую историю от Ооржака Валерия Окпан-ооловича, которую, в свою очередь, он узнал в разговоре с Василием Савыровичем, из ТНИИЯЛИ: Жили по соседству два друга, один тувинец, второй дөрбет, оба учились в Монголии на ламу. После учебы они "ламствовали" у себя на родине, только у дөрбета своих детей не было, а у тувинца детей было много. И вот дөрбет попросил у друга-тувинца дать ему ребенка, и тот ему дал мальчика (азырандыга берген). После вступления ТНР в состав СССР установилась граница между друзьями, его тувинского друга-ламу репрессировали - посадили, и после всего этого дөрбет вместе с семьей откочевал вглубь Монголии. Его усыновленный сын - это Цеденбал, и у него два отца: родной - тувинец и последующий - дөрбет. До сих пор в Овюрском кожууне Тувы живет родная сестра Цеденбала. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 А чем отличались алтайские тувинцы от собственно алтайцев? Язык другой, также одежда и род. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Насчет Цеденбала. Случайно услышал вот такую историю от Ооржака Валерия Окпан-ооловича, которую, в свою очередь, он узнал в разговоре с Василием Савыровичем, из ТНИИЯЛИ: Жили по соседству два друга, один тувинец, второй дөрбет, оба учились в Монголии на ламу. После учебы они "ламствовали" у себя на родине, только у дөрбета своих детей не было, а у тувинца детей было много. И вот дөрбет попросил у друга-тувинца дать ему ребенка, и тот ему дал мальчика (азырандыга берген). После вступления ТНР в состав СССР установилась граница между друзьями, его тувинского друга-ламу репрессировали - посадили, и после всего этого дөрбет вместе с семьей откочевал вглубь Монголии. Его усыновленный сын - это Цеденбал, и у него два отца: родной - тувинец и последующий - дөрбет. До сих пор в Овюрском кожууне Тувы живет родная сестра Цеденбала. Это наверное сказка у тывинцев. Не что правда - это родное место или кочевка Цэдэнбала ныне находится в Тыве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Насчет Цеденбала. Случайно услышал вот такую историю от Ооржака Валерия Окпан-ооловича, которую, в свою очередь, он узнал в разговоре с Василием Савыровичем, из ТНИИЯЛИ: Жили по соседству два друга, один тувинец, второй дөрбет, оба учились в Монголии на ламу. После учебы они "ламствовали" у себя на родине, только у дөрбета своих детей не было, а у тувинца детей было много. И вот дөрбет попросил у друга-тувинца дать ему ребенка, и тот ему дал мальчика (азырандыга берген). После вступления ТНР в состав СССР установилась граница между друзьями, его тувинского друга-ламу репрессировали - посадили, и после всего этого дөрбет вместе с семьей откочевал вглубь Монголии. Его усыновленный сын - это Цеденбал, и у него два отца: родной - тувинец и последующий - дөрбет. До сих пор в Овюрском кожууне Тувы живет родная сестра Цеденбала. Это наверное сказка у тывинцев. Не что правда - это родное место или кочевка Цэдэнбала ныне находится в Тыве. никак не пойму - вы тыва кижи или калга? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Есть ли данные динамики численности кочевых народов Алтая ? Ведь после падения Джунгарии должно быть много свободных мест и как утверждают казах.юзеры должно быть удвоение численности каждые 25 лет. Пишут, что казахи беспокоили. Но там же горы м.б. как "600 казахов протиа 50000" оборону держать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 .. международного конкурса красоты "Мисс монгольских наций 2016", который пройдет 20-28 марта в Улан-Баторе. Нашу республику представят ...Чечена Кыргыс ... Белек Хирбээ ... Айлана Монгуш ...Хенчей Ооржак. Примечательно, что дизайн короны конкурса "Мисс монгольских наций» создан по мотивам находок скифских курганов в Туве. Одним из самых запоминающихся элементов считается золотая шпилька с наконечником в виде оленя. Этот образ присутствует в оформлении скульптурного комплекса "Центр Азии" в Кызыле. Золотой олень теперь украсил корону королевы монгольского конкурса. Поэтому у представительниц Тувы есть дополнительный стимул для завоевания короны. ... В конкурсе участвуют красавицы из Монголии и Внутренней Монголии. Кроме Тувы, в конкурсе будут представительницы еще двух российских регионов - Калмыкии и Бурятии. Как сообщают информагентства, главный приз конкурса - 15 тыс. долларов и автомобиль. Помимо "Мисс монгольских наций 2016", будут определены победительницы в различных номинациях. Известно, что в состав жюри войдет известный балетмейстер из Тувы, постановщик конкурсов красоты Эртине Конгар. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 по факту выходит тувинцы одна из монгольских наций. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 а теперь факты, доказывающие, что тувинцы - одна из китайских наций тоже : Государственный ансамбль песни и танца «Саяны» возвращается из китайского города Хух-Хото сразу с несколькими призами, завоеванными на Четвертом Китайском конкурсе .. танца, прошедшем в Хух-Хото с 22 по 28 октября. .. Танец «Дембилдей», входящий в Золотой фонд ансамбля... принёс ансамблю серебро в номинации «Массовый танец». А танец «Ойтулааш» ... – бронзу в той же номинации. Кроме того, тувинские артисты отличились и в исполнении сольных, дуэтных номеров и в трио. В этом разделе выступали Татьяна Сонгуваа, Олег Лодун, Заслуженные артисты Республики Тыва Жанна Сарыглар, Екатерина Кара-Донгак и Омак Сат. Пятеро артистов стали дипломантами в номинации «Традиционный танец». Члены жюри ... отметили и красочные костюмы ансамбля, присудив ему победу в номинации «Лучший танцевальный костюм». В конкурсе приняли участие около шестидесяти танцевальных коллективов из Китая, Монголии и России. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 17 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Нуу это просто китайский конкурс танца, а не конкурс китайских наций. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 18 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2016 по факту выходит тувинцы одна из монгольских наций. Так и есть Тувинцы одна из монгольских народов, как и монголы один из тюркских народов! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 18 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2016 Хунну - это предки тувинцев Хунну- древний народ, создавший с середины III века до нашей эры «кочевую степную империю с центром в Северной Монголии, простиравшуюся на востоке до Маньчжурии, на западе - вплоть до пределов озера Иссык-куль, на юге - до Великой Китайской стены, на севере - южных склонов Саяно-Алтайского нагорья. В период расцвета (I в.до н.э.) территория хунну охватывала огромные просторы Евразии - от Тихого океана до берегов Каспийского моря» (Урянхай. Тыва дептер, 2007: 42). Активно действуя на политической арене того времени, хунну оставили яркий след в истории. Типичные хуннские захоронения найдены в Туве, и они датируются концом I века до нашей эры (История Тувы, 2001: 52). Невольно возникает вопрос: являются ли предками тувинцев хунну, покоящиеся в этих захоронениях? На этот непростой вопрос мы попытаемся найти ответ в единственной, сохранившейся «на хуннском языке» фразе (Аристов, 1896: 288). По сообщению китайских летописцев, в 328 г. н.э., собираясь в военный поход, хуннский князь Ши Лэ, «обратился за предсказаниями к проживавшему при его дворе буддийскому монаху». Монах объявил ему, что расслышал в звуках колоколов следующие слова на хуннском языке: «sieou-tchi tili-kang pou-kou khiu-tho-tang» (no Ab. Remusat), сиу-чи тили-кэн пу-ку хию-то-тан. В переводе на китайский язык это значило: войско выйдет, пугу (имя или звание противника) будет взят» (Аристов, 1896: 288). Вопрос о языке хунну остается спорным, поэтому мы не будем делать синтаксического и морфологического разбора этой фразы, а будем сравнивать ее с созвучными тувинскими словами. Так как речь идет о предсказании результатов планируемого военного похода, то, по нашему мнению, ответ должен содержать слова о победе и поражении. Хуннское слово тили-кэ созвучно с тувинским словом тиилелге - победа. С учетом произношения согласного «н», хуннское слово тили-кэн созвучно тувинскому тиилээн, т.е. тиилээн - победил. Если монах будет предсказывать хуннскому князю поражение в походе, то риск потерять голову для него становится вполне реальным. Поэтому монах должен предсказать ему победу. Тогда победителем является сиу-чи. По М.З. Закиеву - исследователю этнических корней тюркских народов, хуннское слово сиу-чи созвучно тюркскому слову «сюче- предводитель войска, командир» (Закиев, 2011: 295). Таким образом, предводителем или командиром хунну т.е. сюче является Ши Лэ. В 328 г. н.э. хуннский князь Ши Лэ выступает в военный поход против другого хуннского князя Лю Ио за императорский престол и выходит победителем (Бичурин, 1950:140). Становится очевидным то, что предсказание сделано в канун этого похода. Исходя из того, что в VII и VIII веках у гаогийцев (т.е. у древних тюрков) имелось племя пугу, Н.А. Аристов считает, что пу-ку естъ имя хуннского племени или рода князя Лю Ио (Аристов, 1896: 288). Основываясь на китайском переводе пугу будет взят, попробуем найти созвучие в словах хуннского хию-то-тан и тувинского тутурган - пленен. Обращаем внимание на то, что китайский согласный звук "т" произносится слитно двумя согласными звуками "тх". Причем согласный "т" произносится на вдохе, а согласный "х" на выдохе (Бичурин, 1839), т.е. тхию-то-тан. Возможно, монах, говоривший на хуннском языке, был китайцем. Можно допустить другое чтение: хию - это произношение гласного звука ю. Тогда хуннское слово ю-то-тан созвучно с тувинским уттурган - проиграл. В итоге, ответ монаха звучит на хунну следующим образом: сиу-чи тиликэн, пуку тхиютотан. На тувинском языке - сиучи тиилээн, пуку туттурган. Переводим на русский язык: сиучи победил, пуку пленен. Получается, хуннский и тувинский - схожие языки. При этом хуннский язык отличается от тувинского тюркскими окончаниями слов такими как ке, кен, тан. Тувинские окончания слов ге, эн, ган - это монголизмы. На основании вышеизложенного приходим к выводу: хунну говорили на тюркском языке, а тувинцы являются наследниками хуннского языка. Таким образом, на вопрос, поставленный в начале материала, мы можем ответить так: в хуннских захоронениях Тувы, покоятся древние предки тувинцев. Валерий КУУЛАР, заместитель директора ККИ им. А.Б. Чыргал-оола. Газета "Тувинская правда", 8 августа 2013 г, № 86 (17398), с. 4, рубрика "Гипотезы". 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 марта, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2016 дийлэх-победить на монгольском языке. как будет на остальных тюркских языках, вот вопрос. да учеными оспаривается принадлежность тех цзе-сцев к настоящим хуннам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 марта, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 18 марта, 2016 Эти цзе были горбоносыми выходцами из Средней Азии. Они сильно отличались от местного монголоидного населения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 18 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2016 дийлэх-победить на монгольском языке. как будет на остальных тюркских языках, вот вопрос. да учеными оспаривается принадлежность тех цзе-сцев к настоящим хуннам. Вообще-то эти последние молодые из Тыва Улус точно копи-пэйст личности, как я считаю из горе казахо-турков которые возвеличивают себя самих. Тэлэнгит, тэлэг, дэлэг, те, теке - здесь все относится тотему древних тюрков "горный козел" = те, теке. (по монгольски тэх) А то что вывод смышленных малых из солнечнего Тыва Улуса что "дийлэх" --- сказка. тийлээн - тийлээр - это победить на тувинском, но это монгольское заимствование. На тюркском языке нет слово "тиле-" или "тииле-" которое означает победить. Тангды дывалар силер моолдар силер, кандыг бир муслимдар эвес чаг дыва-моол кижилер силер. Бистер бодувусту дываларысты, моолдарывысты хамгалаар херектиг, хамагалап шыдавас болза силер турк, казаг болгаш өске дайызын кижилер болур силер. Мэн дыва мэн - Мэн моол кижи мэн. Мэн мээн ада өгбэлерим бо моол - дыва журтунга кай шагда кай чери бээр амыдырап журтап жораан бистэр. Бистер дывалар болгаш моолдар экии шагда экии чаагай амыдырап ап, бодал күзеливиске чедип шыдаар бис бодаар мэн. Силернин тенек каш дыа оол уругланын бижээн чүвелерин номчуурда мэн иштимде харалап, човаар чүве. Мэн болурда алдай чурт, ойрот улустун калдыгы дыва-ойрот-моол кижи мэн. Мээн чуртумда, төрээн черимде амды кандыг кижилер ээлэп чуртап турар, бүгү ле чүвезин билип турар? Бистер эвэс... моолдар да эвэс... Сен хэптиг кай чернин хара сагыштыг тангды дыва да эвес! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 18 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2016 дийлэх-победить на монгольском языке. как будет на остальных тюркских языках, вот вопрос. да учеными оспаривается принадлежность тех цзе-сцев к настоящим хуннам. Вообще-то эти последние молодые из Тыва Улус точно копи-пэйст личности, как я считаю из горе казахо-турков которые возвеличивают себя самих. Тэлэнгит, тэлэг, дэлэг, те, теке - здесь все относится тотему древних тюрков "горный козел" = те, теке. (по монгольски тэх) А то что вывод смышленных малых из солнечнего Тыва Улуса что "дийлэх" --- сказка. тийлээн - тийлээр - это победить на тувинском, но это монгольское заимствование. На тюркском языке нет слово "тиле-" или "тииле-" которое означает победить. Тангды дывалар силер моолдар силер, кандыг бир муслимдар эвес чаг дыва-моол кижилер силер. Бистер бодувусту дываларысты, моолдарывысты хамгалаар херектиг, хамагалап шыдавас болза силер турк, казаг болгаш өске дайызын кижилер болур силер. Мэн дыва мэн - Мэн моол кижи мэн. Мэн мээн ада өгбэлерим бо моол - дыва журтунга кай шагда кай чери бээр амыдырап журтап жораан бистэр. Бистер дывалар болгаш моолдар экии шагда экии чаагай амыдырап ап, бодал күзеливиске чедип шыдаар бис бодаар мэн. Силернин тенек каш дыа оол уругланын бижээн чүвелерин номчуурда мэн иштимде харалап, човаар чүве. Мэн болурда алдай чурт, ойрот улустун калдыгы дыва-ойрот-моол кижи мэн. Мээн чуртумда, төрээн черимде амды кандыг кижилер ээлэп чуртап турар, бүгү ле чүвезин билип турар? Бистер эвэс... моолдар да эвэс... Сен хэптиг кай чернин хара сагыштыг тангды дыва да эвес! Что это с вами, Энхд? Ребячество какое-то. Похоже, вы очень на меня обиделись за "Что-то я не пойму - вы тыва кижи или калга? ". Ну что я могу сказать - я точно не хотел этого, даже смайлик поставил. Кстати, вы сами оочень часто грубите по-настоящему. Тыва/Тува - это прежде всего Тыва/Тува. А потом уже "моол" и т.д. Моолдар раньше не говорили, как сейчас. Наверное всем очевидно, что древнетюркский язык содержит так называемые "монголизмы" с параллельным наличием тюркских аналогов. Во времена ЧХ "монголизмов" становится уже очень много. Т.е. видна тенденция разделения некогда единого языка на современные тюркские и монгольские языки. Тувинский же язык изменялся менее всего. То, что принято считать монголизмом в тувинском - это архаизм, который до сих пор используется, или забыто, или почти забыто, но во всяком случае - свое, коренное. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 18 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2016 Дува-Сохор (тув. - Дува-согур - "незрячий" тува/тувинец) - предок Чиңгис-Хаана Дува, Тува — правитель Чагатайского улуса (1282—1306/1307), сын Барака. На престол был возведён его сын Кунчек, умерший уже в 1308 г. Из других сыновей Дувы ханами становились Кебек, Эсен-Бука, Элджигидей, Дува-Темур и Тармаширин. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
цеванрабдан Опубликовано 18 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2016 Дува-Сохор (тув. - Дува-согур - "незрячий" тува/тувинец) - предок Чиңгис-Хаана Дува, Тува — правитель Чагатайского улуса (1282—1306/1307), сын Барака. На престол был возведён его сын Кунчек, умерший уже в 1308 г. Из других сыновей Дувы ханами становились Кебек, Эсен-Бука, Элджигидей, Дува-Темур и Тармаширин. а тебе то для чего фольк, что Чингисхан от тувинца происходит? по моему,у тувинцев и без Чингисхана вполне достойная история Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться