Tynych Опубликовано 23 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2015 Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор. Так значит это исконно тюркское слово? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 24 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2015 деңгер - дээр ("дээре" нет) моңгол - моол (у Карпини и Рубрука - моал) хоңгор - хоор (многочисленный) хоңгорай - хоорай (место где много людей) меңгээ - меңээ - мээ (мне) сеңгээ - сеңээ - сээ (тебе) бага-дыр - баадыр - маадыр, или мага-дыр - маадыр (магададыр кижи - человек, вызывающий восхищение) каган - каан/хаан (поставленный [Небом]) көвей - көй/хөй (много) чүве - чө (что) и т.д. и т.п. даже русские слова уже помаленьку сокращаются: магазин - маазин, телевизор - телеизор. Аналогично и в казахском языке, несколько примеров тому по правилам нашей фонетики: қаҒан - қан (хан) баҒатұр - батұр (герой-богатырь) ұҒлы - ұл (сын) таҒ - тау (гора) мұңҒыл - мұғыл (этноним) дұҒлат - дулат (этноним) ТұҒұрұл - Тоорыл (имя личное) и т.д. и т.п. Не аналогично, а совсем другого типа. Казахи не могут произносит долгие гласные поэтому иначе произносят слова. қаҒан - қан (хан) баҒатұр - батұр (герой-богатырь) - батыр ұҒлы - ұл (сын) таҒ - тау (гора) мұңҒыл - мұғыл (этноним) - мунгыл дұҒлат - дулат (этноним) (дуглат и дулат разные имена разных народов) ТұҒұрұл - Тоорыл (имя личное) - тугрыл бий (пий) - би Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 24 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2015 Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор. Так значит это исконно тюркское слово? Древне греческий διφθέρα (diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 24 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2015 Кут означает скорей всего сознание из-за этого заливеется, амы это скорей всего в груди аорта в виде пульсации, когда мы барана убиваем говорим амызын узер, это значит обрываем аорту, тын-вздох, дыхание и признак жизни.Эр-Суге, насчет амы (биение крови) и тын (дыхание) на основе Вашего поста могу предположить, что отсюда образовано слово "амытан"- живое существо, точнее - существо с биением крови и с дыханием, если считать "тан" = "тын". Если рассматривать буквально "амытан", где "тан" - местоположение (например, казах-с-тан- страна казахов), то возможен и такой вариант: "субъект с биением крови".Насчет "кут" думаю, что оно соответствует духу, а более плотная вещь - это сүнезин - душа. Сайгарар болза дөзү көзүлбес хире чүве-дир. Шынап-ла, "тыва дыл дээрге дыка-ла бай, кайгап ханмас каас-чараш, угаап четпес ужур-уткалыг дыл-дыр бо". (привожу в том числе тувинское изречение: "... значения слов в тувинском языке умозрительно не поддаются пониманию) Амыр-Менди! Мне понравился толкование слова амытан, Амытын-живое существо с биением крови и дыханием. А вот про сунезин, что интересно замечается, что человек както резко меняет свои очертание, лицо меняется, в взляде изменения, позже узнают что он умер. И это связывают с преждевременным уходом сунезин, тогда сунезин-душа. А кут-все таки сознание, т.к. мы говорим кутум чайлы бер часты, и этим мы говорим прежде всего про сознание. И это фраза говорит от страха чуть сознание не потерял. Куту чайлы берген- с ума сошел, сумашедший. Дух-сулде, сулдезин бедидер-поднять дух., ол кижинин сулдези бедик-у него дух высокий. Забыл про сүлде, точно, оно скорее всего соответствует понятию "дух". Хотя в тув.-рус. словаре (1968, ред. Тенишев) перевод "сүлде" ограничен лишь двумя значениями - 1) герб, 2) сүлде бо! прост. боже мой!; ср. эжен-сүлде. Эжен-сүлде - боже мой! В том же словаре кут - душа; животворная сила; кудун ышкынар - терять голову, впадать в панику. (не логично, должно быть "терять душу", а не голову, поэтому "кут" действительно ближе к понятию сознания). Там же: сүнезин - душа; дух (расплывчато, должно быть что-то одно) В общем, словарь не безупречен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 24 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2015 Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор. Так значит это исконно тюркское слово? Древне греческий διφθέρα (diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках. Мое мнение, это исконно тюркское архаичное слово. А вот ученные нас тюрков недооценивают, чуть что готовы приписать к другим народностям. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2015 Не аналогично, а совсем другого типа. Казахи не могут произносит долгие гласные поэтому иначе произносят слова. қаҒан - қан (хан) баҒатұр - батұр (герой-богатырь) - батыр ұҒлы - ұл (сын) таҒ - тау (гора) мұңҒыл - мұғыл (этноним) - мунгыл дұҒлат - дулат (этноним) (дуглат и дулат разные имена разных народов) ТұҒұрұл - Тоорыл (имя личное) - тугрыл бий (пий) - би Дорогой казаховед, зря вы перечеркали и разукрасили мой текст. Всё именно так, а не как вам хочется видеть. Не уверен про другие регионы, но в северо-восточном говоре Казахстана, а это практически основной костяк Орта джуза, долгие гласные в разговоре до сих пор активно используются, с примерами можете ознакомиться в теме про казахский язык. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2015 Древне греческий διφθέρα (diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках. Вы еще слово "adapter" (приспосабливать, прилаживать, подходящий) сюда привлеките. Хотя, по моему, и в этой шутке есть доля правды. Вообще-то, в спорном слове я усматриваю тюркское окончание множественного числа "-tär", "-ter". Причем не общетюркское привычное окончание "-lar", "-ler", а именно окончание, присущее языку татар Чингизхана судя по источникам, а также современному казахскому языку, в большей степени его северо-восточному говору, в котором под эту форму произносятся буквально все окончания множественного числа в отличие от других регионов (примеры приводил в теме про казахский язык). В таком случае что может представлять тогда основа слова "däp"? Если обратиться к казахскому языку, потому что другими не владею, то можно найти ответ на соответствие шутке про "adapter": - в казахском языке "däp" - "точно", "как раз". - "adapter" - приспосабливать, прилаживать, подходящий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2015 Мое мнение, это исконно тюркское архаичное слово. А вот ученные нас тюрков недооценивают, чуть что готовы приписать к другим народностям. Полностью с вами согласен и я об этом не раз высказывал свое мнение. Если не относиться критически к существующим этимологическим словарям, слепо верить всем существующим постулатам, то окажется, что тюркские языки состоят сплошняком из арабизмов, фарсизмов, славянизмов, монголизмов, тунгусо-маньчжуризмов, а еще с легкой руки Enhd'a и из греческих лексем. Но только начинаешь тестировать эти якобы заимствования эти объяснения начинают рушиться как карточный домик. Навскидку аргумент. Стал листать попавшийся мне в руки ЭС Аникина на букву "б" и увидел объяснение слова "белогаш", мол оно состоит из русского "белый" и ногайского "агаш" и означает "лесок-белолисток". Но я бы предположил (опять на примере каз. языка), что словосочетание "белағаш" в тюркских имеет несколько значений: 1) деревянная ось телеги; т.е. так мог называться лес из деревьев с прямыми тонкими стволами, типа корабельный лес; 2) горная возвышенность; т.е. так мог называться лесок на горном перевале. Таких примеров масса. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 25 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2015 Кут означает скорей всего сознание из-за этого заливеется, амы это скорей всего в груди аорта в виде пульсации, когда мы барана убиваем говорим амызын узер, это значит обрываем аорту, тын-вздох, дыхание и признак жизни.Эр-Суге, насчет амы (биение крови) и тын (дыхание) на основе Вашего поста могу предположить, что отсюда образовано слово "амытан"- живое существо, точнее - существо с биением крови и с дыханием, если считать "тан" = "тын". Если рассматривать буквально "амытан", где "тан" - местоположение (например, казах-с-тан- страна казахов), то возможен и такой вариант: "субъект с биением крови".Насчет "кут" думаю, что оно соответствует духу, а более плотная вещь - это сүнезин - душа. Сайгарар болза дөзү көзүлбес хире чүве-дир. Шынап-ла, "тыва дыл дээрге дыка-ла бай, кайгап ханмас каас-чараш, угаап четпес ужур-уткалыг дыл-дыр бо". (привожу в том числе тувинское изречение: "... значения слов в тувинском языке умозрительно не поддаются пониманию) Амыр-Менди! Мне понравился толкование слова амытан, Амытын-живое существо с биением крови и дыханием. А вот про сунезин, что интересно замечается, что человек както резко меняет свои очертание, лицо меняется, в взляде изменения, позже узнают что он умер. И это связывают с преждевременным уходом сунезин, тогда сунезин-душа. А кут-все таки сознание, т.к. мы говорим кутум чайлы бер часты, и этим мы говорим прежде всего про сознание. И это фраза говорит от страха чуть сознание не потерял. Куту чайлы берген- с ума сошел, сумашедший. Дух-сулде, сулдезин бедидер-поднять дух., ол кижинин сулдези бедик-у него дух высокий. Он уранхаец? Какой род? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 26 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2015 Он уранхаец? Какой род? Думаю, по духу - он уранхаец на 100%, по крови - наполовину тувинец (см. 1-е фото), а род - см. его отчество, т.е. имя его отца (Шойгу Кужугет Сереевич), которое стало именем вместо фамилии при паспортизации. А у родного младшего брата ШКС - наоборот, название рода осталось фамилией - Кужугет Калин-оол Сереевич, кстати у него сегодня 79-й день рождения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 ноября, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2015 Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор. Так значит это исконно тюркское слово? Древне греческий διφθέρα (diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках. Мое мнение, это исконно тюркское архаичное слово. А вот ученные нас тюрков недооценивают, чуть что готовы приписать к другим народностям. Ученые делают свое дело нормально. Иначе дай волю фрикам - они все человеческие слова сделают тюркскими. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 28 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2015 Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор. Так значит это исконно тюркское слово? Древне греческий διφθέρα (diphthéra) ---> арамейском ---> средне-персидский ---> уйгурском, монгольском и в других языках. Мое мнение, это исконно тюркское архаичное слово. А вот ученные нас тюрков недооценивают, чуть что готовы приписать к другим народностям. Ученые делают свое дело нормально. Иначе дай волю фрикам - они все человеческие слова сделают тюркскими. Я смотрю вы крупно ошиблись в теме монгол пытаясь слово тумен причислить к монголам, я думаю и другие ученные тоже вот так много ошибок понаделали!Но я не пишу про них что они фрики, просто ошибки есть, также прежде чем про монгол писать, надо было исследовать и наш язык, тюркский язык в его разнобразии. Мы не хотим весь мир делать тюркским с его многогранной красотой, нам лишь бы свое вернуть, всего-то! А ваш пост считаю оскорбительным для нас, для тюрок. Если извинитесь, думаю лишним не будет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 29 ноября, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2015 Ого-го. Может Вы сами принесете свои извинения всем ученым лингвистам, которые тратят свою жизнь во славу науки и правды? Вернуть свое - что именно? И думаю не будет лишним не указывать мне, где нужно извиняться, сам уже решу, не маленький. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 30 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2015 Ого-го. Может Вы сами принесете свои извинения всем ученым лингвистам, которые тратят свою жизнь во славу науки и правды? Вернуть свое - что именно? И думаю не будет лишним не указывать мне, где нужно извиняться, сам уже решу, не маленький.Интересно, а мне за что извинятся, я их фриками не называл, всего- то указываю ихние ошибки где их усмотрел. Т.к. эти мои замечания в словах, а эти слова у нас сохранились по смыслу и созвучию с древних времен. И они являются родными! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 30 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2015 "То, что мы называем наукой, преследует одну единственную цель: установление того, что существует на самом деле" (из письма Эйнштейна Соловину от 1 января 1951 г.). В историческом контексте - "установление того, что СУЩЕСТВОВАЛО на самом деле". До сих пор большую часть тюркской истории официальная наука ПОДМЕНЯЕТ историей персов, китайцев, монголов и других народов. Но это не может продолжаться вечно, факты возьмут свое над голословными утверждениями. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 2 декабря, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2015 "То, что мы называем наукой, преследует одну единственную цель: установление того, что существует на самом деле" (из письма Эйнштейна Соловину от 1 января 1951 г.). В историческом контексте - "установление того, что СУЩЕСТВОВАЛО на самом деле". До сих пор большую часть тюркской истории официальная наука ПОДМЕНЯЕТ историей персов, китайцев, монголов и других народов. Но это не может продолжаться вечно, факты возьмут свое над голословными утверждениями. Ув. Туран, уточните где историю тюрков официальная наука подменяет голословными утверждениями? В РФ, в Кыргызстане, Казахстане? Может приведете факты такой подмены? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 2 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2015 "То, что мы называем наукой, преследует одну единственную цель: установление того, что существует на самом деле" (из письма Эйнштейна Соловину от 1 января 1951 г.). В историческом контексте - "установление того, что СУЩЕСТВОВАЛО на самом деле". До сих пор большую часть тюркской истории официальная наука ПОДМЕНЯЕТ историей персов, китайцев, монголов и других народов. Но это не может продолжаться вечно, факты возьмут свое над голословными утверждениями. Ув. Туран, уточните где историю тюрков официальная наука подменяет голословными утверждениями? В РФ, в Кыргызстане, Казахстане? Может приведете факты такой подмены? Например, Рашид-Ад-Дин писал: "…племена, которых издревле доныне называли и называют Турками. Колена и ветви их обитали … во множестве местных летних и зимних кочевьев, известных под именем Монголии… От этих (турецких) племен с течением времени произошло много ветвей…: племена, ныне известные под именем Монголов… ГЛАВА ВТОРАЯ Описание турецких племен, которых ныне называют Монголами… …монгольская ветвь была племя из турецких племен, а ныне, по причине процветания, величия и могущества их (Монголов), это имя усвоено всем другим племенам". (Сборник летописей. История монголов, сочинение Рашид-эддина. Перевод с персидского И.Н. Березина. Т.1 , часть 1. СПб, 1858) Черном по белому написано, что монголы Чингис-Хаана - это ветвь тюркских (у РАДа - турецких) племен. Официальная историческая наука игнорирует данный конкретный факт. Почему? Можете объяснить? 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 2 декабря, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2015 В начале 14 века, когда Рашид ад-Дин писал свой "Джами ат-таварих" по указанию ильхана Газан-хана, процесс смешения тюрков и монголов вошел в самую активную фазу. Теперь сделайте скидку на уровень научной исторической мысли в средневековом государстве ильханидов. Именно поэтому происходит смешение генеалогий собственно монгольских племен и тюрков. Очень многие тюркские племена стали именоваться монголами - "От этих (турецких) племен с течением времени произошло много ветвей…: племена, ныне известные под именем Монголов…" и т.д. Официальная наука посвятила этому моменту множество исследований. Практически каждый ученый, кто изучал Джами ат-таварих указывал на этот момент. В чем здесь замалчивание? Смотрите описание жизни Хулагу: Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен. Олджей-хатун тоже была его [Туралчи] дочерью, только от другой матери. Ее он посватал в Монголии, ранее других жен. Еще жена – Кутуй-хатун, дочь... от кости государей народа конкурат. Когда Гуюк-хатун умерла в Монголии, он посватал ее [Кутуй-хатун] и пожаловал ей юрт ее [Гуюк-хатун]. Ёще жена – Олджей-хатун, дочь Туралчи-гургена, от кости государей ойрат- ских. Ее он посватал в Монголии. Еще жена – Йисунджин-хатун из рода сулдус. Ее он тоже посватал за себя в Монголии из ставки Гуюк-хатун. Вместе с Кутукуй она оставалась в Монгольской земле, а затем прибыла сюда. Аминь. И теперь посмотрите на слова "гурген" - "зять", нойон, ойрат. Не говоря уже о том, что речь идет о Монголии. У Хулагу-хана было четырнадцать сыновей и семь дочерей, со- гласно тому, как приведены их имена с изъяснением частицы крат- кого жизнеописания каждого из них, с именами внуков, которые доныне [от него] произошли. Первый сын Хулагу-хана, Абага-хан появился на свет в Монго- лии от Йисунжин-хатун и прибыл в Иранскую землю вместе с отцом. Он был старшим и лучшим из числа своих братьев и как наследный царевич и наместник отца унаследовал престол, цар- скую власть, улус и войско. Сообщение о его женах будет приве- дено в повествовании о нем. Второй сын Хулагу-хана, Джумукур, появился на свет в Мон- голии от Гуюк-хатун спустя месяц после рождения Абага-хана. Хулагу-хан во время похода в Иранскую землю оставил его при своих ставках на службе у Менгу-каана, а прочие обозы, [которые он] повел с собой, отпустил в области Туркестана, в окрестностях Алмалыка. Во время усобицы Арик-Бокэ с Кубилай-кааном, когда Джумукур пребывал в ставках Менгу-каана и Арик-Бокэ нахо- дился там, а Кубилай-каан был далеко, ему по необходимости при- шлось стать на сторону Арик-Бокэ и сражаться с войсками Кубилай-каана ради Арик-Бокэ. Йисунжин - типичный для монгольского языка суффикс. Таких фактов очень много, так что говорить о всемирном заговоре против тюрков официальной науки нее стоит. Ученые как и раньше так и сейчас изучают тот период с обычной скурпулезностью. Вот только появилось множество любителей, которые на основе одиночного прочтения "Джами ат-Таварих" решают, что все вокруг врут, а вот он сейчас совершит "научную" революцию. Яркий представитель таких деятелей участник форума Акскл - который уже не один десяток лет ратует за то, что Чингис-хан был казахом (!). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Азим Опубликовано 2 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2015 Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен. интересное имя Чечекен ,Шеше , Шешек , Шешеке Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 2 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2015 Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен. интересное имя Чечекен , Шеше , Шешек , Шешеке Амыр! Чечек это цветок на тувинском, на монгольском цецек, гурген на тувинском хуреген-зять. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 2 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2015 В начале 14 века, когда Рашид ад-Дин писал свой "Джами ат-таварих" по указанию ильхана Газан-хана, процесс смешения тюрков и монголов вошел в самую активную фазу. Теперь сделайте скидку на уровень научной исторической мысли в средневековом государстве ильханидов. Именно поэтому происходит смешение генеалогий собственно монгольских племен и тюрков. Очень многие тюркские племена стали именоваться монголами - "От этих (турецких) племен с течением времени произошло много ветвей…: племена, ныне известные под именем Монголов…" и т.д. Официальная наука посвятила этому моменту множество исследований. Практически каждый ученый, кто изучал Джами ат-таварих указывал на этот момент. В чем здесь замалчивание? Смотрите описание жизни Хулагу: Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен. Олджей-хатун тоже была его [Туралчи] дочерью, только от другой матери. Ее он посватал в Монголии, ранее других жен. Еще жена – Кутуй-хатун, дочь... от кости государей народа конкурат. Когда Гуюк-хатун умерла в Монголии, он посватал ее [Кутуй-хатун] и пожаловал ей юрт ее [Гуюк-хатун]. Ёще жена – Олджей-хатун, дочь Туралчи-гургена, от кости государей ойрат- ских. Ее он посватал в Монголии. Еще жена – Йисунджин-хатун из рода сулдус. Ее он тоже посватал за себя в Монголии из ставки Гуюк-хатун. Вместе с Кутукуй она оставалась в Монгольской земле, а затем прибыла сюда. Аминь. И теперь посмотрите на слова "гурген" - "зять", нойон, ойрат. Не говоря уже о том, что речь идет о Монголии. У Хулагу-хана было четырнадцать сыновей и семь дочерей, со- гласно тому, как приведены их имена с изъяснением частицы крат- кого жизнеописания каждого из них, с именами внуков, которые доныне [от него] произошли. Первый сын Хулагу-хана, Абага-хан появился на свет в Монго- лии от Йисунжин-хатун и прибыл в Иранскую землю вместе с отцом. Он был старшим и лучшим из числа своих братьев и как наследный царевич и наместник отца унаследовал престол, цар- скую власть, улус и войско. Сообщение о его женах будет приве- дено в повествовании о нем. Второй сын Хулагу-хана, Джумукур, появился на свет в Мон- голии от Гуюк-хатун спустя месяц после рождения Абага-хана. Хулагу-хан во время похода в Иранскую землю оставил его при своих ставках на службе у Менгу-каана, а прочие обозы, [которые он] повел с собой, отпустил в области Туркестана, в окрестностях Алмалыка. Во время усобицы Арик-Бокэ с Кубилай-кааном, когда Джумукур пребывал в ставках Менгу-каана и Арик-Бокэ нахо- дился там, а Кубилай-каан был далеко, ему по необходимости при- шлось стать на сторону Арик-Бокэ и сражаться с войсками Кубилай-каана ради Арик-Бокэ. Йисунжин - типичный для монгольского языка суффикс. Таких фактов очень много, так что говорить о всемирном заговоре против тюрков официальной науки нее стоит. Ученые как и раньше так и сейчас изучают тот период с обычной скурпулезностью. Вот только появилось множество любителей, которые на основе одиночного прочтения "Джами ат-Таварих" решают, что все вокруг врут, а вот он сейчас совершит "научную" революцию. Яркий представитель таких деятелей участник форума Акскл - который уже не один десяток лет ратует за то, что Чингис-хан был казахом (!). Вы так и не поняли, т.к. все основные слова и термины чингиз хаана на тувинском языке, от отца до должностей, а мы тюрки. У вас я недавно спросил, гар что означает крыло или установленная сторона часть, вы мне ответили крыло. Но на монгольском языке крыло это жигуур, а гар рука. Тогда с вашей позиции переводим слово зунгар, левая рука и никак левое крыло, как нам подают официальные историки и лингвисты. А вот гаар тувинском языке будет установленная сторона та часть, и это подтверждает не два слова как у монгол, а многие слова как аткаар, бурунгаар, кыдыгаар, кызыгаар, барунгаар, чуунгаар, дашкаар, дугаар, кудугаар также и есть слова ишкээр, бедигээр и т.д. По сюй тину, монголы назвали себя в честь горы, а есть такая гора у современных монгол, вы можете указать такие горы в монголии? А вот Туве есть такие горы как монгулек и монгун-тайга. С печатью Гуюка у лингвистов думаю вообще беда, хотя это печать состоит основном из тувинских слов, и это не с неба, и не лингофричество. Потому что эти слова еще встречаются в других текстах, я все это перепроверял. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 2 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2015 Может честнее будем, сделаем прямой перевод как правая рука и левая рука, раз у монгол гар=рука. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 2 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2015 Может быть вернемся к этому тексту указа Хубилай хаана, левая сторона этого текста на старомонгольском языке. Пусть переводят каждое слово с этимологией, интересно будет, разберем! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 3 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2015 В начале 14 века, когда Рашид ад-Дин писал свой "Джами ат-таварих" по указанию ильхана Газан-хана, процесс смешения тюрков и монголов вошел в самую активную фазу. Теперь сделайте скидку на уровень научной исторической мысли в средневековом государстве ильханидов. Именно поэтому происходит смешение генеалогий собственно монгольских племен и тюрков. Очень многие тюркские племена стали именоваться монголами - "От этих (турецких) племен с течением времени произошло много ветвей…: племена, ныне известные под именем Монголов…" и т.д. Официальная наука посвятила этому моменту множество исследований. Практически каждый ученый, кто изучал Джами ат-таварих указывал на этот момент. В чем здесь замалчивание? Смотрите описание жизни Хулагу: Еще женою [была] Гуюк-хатун от кости государей народа ойрат, дочь Туралчи-гургена. Она появилась на свет от дочери Чингиз- хана – Чечекен. Олджей-хатун тоже была его [Туралчи] дочерью, только от другой матери. Ее он посватал в Монголии, ранее других жен. Еще жена – Кутуй-хатун, дочь... от кости государей народа конкурат. Когда Гуюк-хатун умерла в Монголии, он посватал ее [Кутуй-хатун] и пожаловал ей юрт ее [Гуюк-хатун]. Ёще жена – Олджей-хатун, дочь Туралчи-гургена, от кости государей ойрат- ских. Ее он посватал в Монголии. Еще жена – Йисунджин-хатун из рода сулдус. Ее он тоже посватал за себя в Монголии из ставки Гуюк-хатун. Вместе с Кутукуй она оставалась в Монгольской земле, а затем прибыла сюда. Аминь. И теперь посмотрите на слова "гурген" - "зять", нойон, ойрат. Не говоря уже о том, что речь идет о Монголии. У Хулагу-хана было четырнадцать сыновей и семь дочерей, со- гласно тому, как приведены их имена с изъяснением частицы крат- кого жизнеописания каждого из них, с именами внуков, которые доныне [от него] произошли. Первый сын Хулагу-хана, Абага-хан появился на свет в Монго- лии от Йисунжин-хатун и прибыл в Иранскую землю вместе с отцом. Он был старшим и лучшим из числа своих братьев и как наследный царевич и наместник отца унаследовал престол, цар- скую власть, улус и войско. Сообщение о его женах будет приве- дено в повествовании о нем. Второй сын Хулагу-хана, Джумукур, появился на свет в Мон- голии от Гуюк-хатун спустя месяц после рождения Абага-хана. Хулагу-хан во время похода в Иранскую землю оставил его при своих ставках на службе у Менгу-каана, а прочие обозы, [которые он] повел с собой, отпустил в области Туркестана, в окрестностях Алмалыка. Во время усобицы Арик-Бокэ с Кубилай-кааном, когда Джумукур пребывал в ставках Менгу-каана и Арик-Бокэ нахо- дился там, а Кубилай-каан был далеко, ему по необходимости при- шлось стать на сторону Арик-Бокэ и сражаться с войсками Кубилай-каана ради Арик-Бокэ. Йисунжин - типичный для монгольского языка суффикс. Таких фактов очень много, так что говорить о всемирном заговоре против тюрков официальной науки нее стоит. Ученые как и раньше так и сейчас изучают тот период с обычной скурпулезностью. Вот только появилось множество любителей, которые на основе одиночного прочтения "Джами ат-Таварих" решают, что все вокруг врут, а вот он сейчас совершит "научную" революцию. Яркий представитель таких деятелей участник форума Акскл - который уже не один десяток лет ратует за то, что Чингис-хан был казахом (!). У РАДа все четко, там нет даже намека о смешении тюрков и монголов (в вашем понимании). Как должен был РАД написать, чтобы исключить двоякое толкование? Газан-хан - чингизид, если он был бы монголом (в вашем понимании), то по его указанию РАД написал бы, что верхушка - это одно, а народ в основной массе своей - другое. Да и сам ли РАД писал этот сборник? Вполне возможно, что он просто собрал в одном месте имеющиеся данные (составитель), в том числе добытые им лично. Вы говорите о "замалчивании", в то время как речь шла о "подмене" и "игнорировании". Вот вам свежий пример подмены. Приведенные вами сведения об ойратах и Хулагу-хане не являются однозначными фактами, свидетельствующими в пользу защищаемой ваши гипотезы. Здесь как раз случаи двоякого толкования. Последний ваш абзац - из области схоластики. У меня лично интерес вызывают аргументы (причем не важно, в чью пользу), основанные на конкретных и однозначных фактах, их анализа и логичности построений. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 3 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2015 По поводу двоякого толкования Рашид-Ад-Дина приведу высказывание, хотя и по другому поводу, но в нашем случае по сути - верного, историка Александра Овчинникова, доцента кафедры Гуманитарных дисциплин КНИТУ-КХТИ: "Есть работы психологов, которые пишут о том, что у людей, которые постоянно находятся в закрытых коллективах, часто появляется феномен двоемыслия. То есть механизмы логики перестают срабатывать... Чёрное не может быть белым – это логика. Двоемыслие – это когда чёрное может в то же время быть и белым, т.е. когда признаются верными два взаимоисключающих суждения". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться