Jump to content
Guest Lousan

Дэрбэт

Recommended Posts

  • Admin

Это типичный кыргызский фольк. Если у кыргызов есть род кытай, значит и кидани это кыргызы, такая вот типичная фольк-логика.

Link to comment
Share on other sites

А при чем здесь киргизские императоры, да еще и Китая?

Среди монгольских дербетов есть род  хиргис, гэрэгуд.

А как это было у вас?

Link to comment
Share on other sites

Не слышал про такие. Но есть хашкнр

 

Судалгаанаас үзвэл Дөрвөдийн дотор дараах овог олонтаа тохиолдож байна. Үүнд: Чорос тайж, ноёд тайд, гардаг цагаан яс Хойд, Хошууд, Шарад, Захчууд, Борлууд, Булгадар, Тонорууд, Торгууд, Харнууд, Хархойд, Салабур, Хэрүүд, Хяргас шарнууд, Бүрүд, Бүгэр, Хэрэйд, Хасгууд Баргад Шар хаших, Бөөгүүд Тайчууд, Таргад, Яргай, Гөлөгэд, Шаазган Зоод, Зуутраг, Бага тугтан, их тугтан зэрэг болно.

http://hajime.blog.gogo.mn/read/entry103547

Link to comment
Share on other sites

Таргад это толстые?

Наверное. Да.

 

 

§ 213. Потом сказал Чингис-хан Онгуру-кравчему: "Ты ведь был со мною одним куренем. Ты, Онгур, сын Мунгету-Кияна, со своими Чан-шиутами и Баяутами, да еще три Тохураута да пять Тархутов. Ты, мой Онгур,

В туман не терял ты дороги,

А в смуту был верен ты мне.

Со мною ты мокнул в ненастье,

Со мною в мороз коченел.

["В туман - не терял дороги, в схватках не отставал ты. В мокроть - мокнул вместе со мной, в стужу - мерз вместе со мной ..."]

Какую же ныне награду ты хочешь?" - "Если мне дозволено, - отвечал Онгур, - если мне дозволено выбирать, то дозволь мне собрать воедино братьев моих Баяутов, которые разбросаны и разметаны по всем концам". - "Хорошо - изволил он повелеть, - разрешаю тебе собрать твоих братьев Баяутов. Будь у них тысячником". И еще сказал Чингисхан: "Когда вы, двое моих кравчих Онгур и Бороул, так раздаете яства направо и налево, что не обнесены ни те, что сидят направо, ни те, кто сидит налево, тогда я спокоен душой и не першит у меня в горле. Теперь вы будете распределять всем пищу и в походное время. Занимая положенное вам место, внимательно наблюдайте за раздачею яств направо и налево от Великой винницы, сами же помещайтесь прямо напротив Толуна с его помощниками". И он сам указал им место.

Link to comment
Share on other sites

 

Таргад это толстые?

 

Наверное. Да.

 

По-монгольски толстый.

По-древнеирански острый.

По-тюркски пестрый. 

:az1:

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый,Peacemaker,в соседней ветке вы задали вопрос о кости дербетов ,к которой я отношусь.

В Хальмг Тангч мой род относится к Ульдючинским арванам малых дербетов.В наши арваны входят рода имеющие разное происхождение,есть бодонгуды -тунгусских корней,есть тяячуд - тайчиуты,есть харнуты -хунгираты... .

Мой род - ашхуд.мы - монгл ясн.

Link to comment
Share on other sites

 

Ашхуд-что означает?

не знаю,из Монголии пришли с этим именем.

 

 

 

 

Судалгаанаас үзвэл Дөрвөдийн дотор дараах овог олонтаа тохиолдож байна. Үүнд: Чорос тайж, ноёд тайд, гардаг цагаан яс Хойд, Хошууд, Шарад, Захчууд, Борлууд, Булгадар, Тонорууд, Торгууд, Харнууд, Хархойд, Салабур, ХэрүүдХяргас шарнууд, Бүрүд, Бүгэр, Хэрэйд, Хасгууд Баргад Шар хаших, Бөөгүүд Тайчууд, Таргад, Яргай, Гөлөгэд, Шаазган Зоод, Зуутраг, Бага тугтан, их тугтан зэрэг болно.

Шар хаших ,шар хашиг,шар хашигууд, хашгууд,ашхууд...

Этому этнониму самый близкий термин "шар хасаг",т.е желтый казах... :lol:

Link to comment
Share on other sites

 

 

Ашхуд-что означает?

не знаю,из Монголии пришли с этим именем.

 

 

 

 

Судалгаанаас үзвэл Дөрвөдийн дотор дараах овог олонтаа тохиолдож байна. Үүнд: Чорос тайж, ноёд тайд, гардаг цагаан яс Хойд, Хошууд, Шарад, Захчууд, Борлууд, Булгадар, Тонорууд, Торгууд, Харнууд, Хархойд, Салабур, ХэрүүдХяргас шарнууд, Бүрүд, Бүгэр, Хэрэйд, Хасгууд Баргад Шар хаших, Бөөгүүд Тайчууд, Таргад, Яргай, Гөлөгэд, Шаазган Зоод, Зуутраг, Бага тугтан, их тугтан зэрэг болно.

Шар хаших ,шар хашиг,шар хашигууд, хашгууд,ашхууд...

Этому этнониму самый близкий термин "шар хасаг",т.е желтый казах... :lol:

 

может быть мы и от хашихудов,но навряд ли.

мы кое что знаем о судьбе джунгарских сородичей наших ульдючинских родов после войн с цинами.таким,как шаазгн повезло и они остались жить в Джунгарии,кому то меньше повезло- бодонгуды оказались в Халхе , борогшуды среди чахаров.следы некоторых родов пока потерялись.

ну ничего.мы живы в Хальмг Тангч -значит живы наши тохмр Джунгарии. 

Link to comment
Share on other sites

Более значительные изменения в составе и дробление родов на мелкие аймаки претерпели дербеты. Дербеты заключали в себе некогда пять главных родов: Туктуны, Бурулы, Зюны, Шабинеры и Абганеры, из них первые четыре пришли из Джунгарии, а последний образовался уже в России, в начале прошедшего столетия.

В силу существовавшего некогда обычая, нойоны-владельцы имели право отделения из подвластных им родов некоторой части калмыков, передавая их в управление близкому родственнику или даже простолюдину за особые услуги нойону и возводя его при этом в звание зайсанга с правом передачи по наследству предоставленных его управлению калмыков или без этого права. Таким образом стали образовываться аймаки, получившие название родов от имени своего зайсанга. Управлявшие этими родами (аймаками) зайсанги дробили их, в свою очередь, между своими детьми, вследствие чего количество аймаков увеличивалось весьма быстро. К примеру, Талтанкинов, Хара-Толганкинов, Мандженкинов и т.п. рода получили свои названия от зайсангов: Талтая, Хара-Толги и Манджи.

 

Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения.- Элиста: Калм.кн.изд-во, 1998.-384 с.: ил.

Link to comment
Share on other sites

 

вроде бы такой темы еще не было.

пока мне известно вот что:

Дэрбэты - самоназвание ойратского племени, в основе термина числительное 4, восходят к термину «дорбен овок»(«союз 4 родов»), «дербен ирген» (союз 4-х ойратов), т.е. «союз 4-х племен» - олет, батут, хойт и кергуд.

«Дэрбэт» являлся основным аймаком Джунгарского ханства и состоял из подданных потомков ойратского Хутхай-Дайю(Тафу) из омока Чорос, который был предводителем четырех тумэнов ойратов в XIV веке. По другой версии дэрбэтские владельцы ведут свою родословную от легендарного Дува-Сохор. Бичурин писал, что выделение владения «Дэрбэт» произошло не ранее сер. XV в., при разделе Эсен-ханом подданных между своими сыновьями – старшим Боро-Нахалом и младшим Эсмет Дархан Нойоном. При этом старший получил «особливый удел под названием Дурбот».

«Дэрбэт» состояли из следующих родов: цорос (тюрк. калька «батыр»), батут («богатыри», «витязи»), хойт («овцы»), бухус («быки»), шарнут («желтый»), саарлмуд («светло-желтый»), хоонут («бледно-желтый», «благородный», «чистый»), бурул («седой», «чалый»).

Из рода «цорос» происходили предводители, которые наследственно управляли владением «дэрбэт». Из знаменитых людей прославивших имя Чорос можно упомянуть Эсена, Эрдни-Батур-хунтайджи, Далай-Батыра, Галдан-Бошокту-хана, Галдан-Церена, Тундутова. Дэрбэты являются одной из основных групп современных ойрат, населяющих Республику Калмыкия РФ и западные аймаки современной Монголии.

кто располагет хоть какой-нибудь иформацией про дербетов, отписывйтесь пожалуйста здесь, очень интересно.

При этом старший получил «особливый удел под названием Дурбот»

 

Так дэрбэт со времен Эсена или со времен дорбенов?

 

Существует версия, согласно которой дербеты и джунгары являются потомками древних ойратов, поскольку собственно ойраты как отдельное племя перестают упоминаться в 15 веке, и именно в это время появляются такие этнические группировки ойратской народности, как дербеты и джунгары.

Данная версия озвучена Санчировым В.П. в его научной монгорафии "Илэтхэл Шастир" как источник по истории ойратов.-М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 137 с.

Link to comment
Share on other sites

Чтобы отделить зерна от плевел, надо понимать, что существуют определенные правила в словообразовании.

В калмыцком (и монгольском) названия племен ВСЕГДА передаются существительными во множ. числе. Если слово не стоит в форме сущ. мн. ч. - то это слово однозначно не является названием племени, а является продуктом искажения многочисленных переписчиков. Примеры:

Чонос - племя или народ

Найман - ошибка

Кият - племя или народ

Борджигин - не племя, а род

Дербет - племя или народ

Халх - неправильная форма от Халхуд

Монгол - не может быть монгольским словлм

Калмык - не калмыцкое слово

Хальмг - не калмыцкое слово

Ööрд - племя или народ

Торгуд - племя или народ

Ород - племя или народ

Орс - племя или народ

Буряд - племя или народ

Бурул - не может быть названием племени

И т. д.

Link to comment
Share on other sites

Все азиаты чем то похожи друг на друга, тюрок на монгола (особенно тывинец), ойрат на кыргыза, казаха (особенно на коне возле юрты).

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Вы не поняли меня, я имел в виду одежду. Лица то конечно у нас практически одни.

Link to comment
Share on other sites

Вы не поняли меня, я имел в виду одежду. Лица то конечно у нас практически одни.

Я и одежду то же имел ввиду, про лица это само собой. Вот к примеру если рассматривать жителя Кызыла исполняющего хоомей, то сразу и не скажешь что это не житель Дархана или Ховд. Да и к тому же кто скажет, что существует исконно узбекская или казахская одежда. 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Да и к тому же кто скажет, что существует исконно узбекская или казахская одежда.

 

Конечно существует.

Link to comment
Share on other sites

 

Да и к тому же кто скажет, что существует исконно узбекская или казахская одежда.

 

Конечно существует.

 

Что значит конечно, когда например возникла исконно узбекская одежда. В каком веке? когда возник собственно говоря сам этноним "узбеки"? какие влияния и заимствования претерпела одежда в ходе этногенеза узбеков, знаете?

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...