Перейти к содержанию
Гость Rasul

Чингизхан

Рекомендуемые сообщения

Типичный образчик фольк-хистории...

Опять лезете со своими оценочными суждениями и болтовней?

вы, если есть таковое, то высскажите свое мнение по сути изложенного - как могли (или не могли) зафиксироваться в родословной казахского рода Таракты такие интересные совпадения (или не совпадения) и сохраниться по истечении более 800 лет, с чем они связаны (или не связаны), какие конкретные фигуры стоят за этими именами (или не стоят) и т.д. в таком же духе.

Не знаю кто вы есть на самом деле (судя по вашим пустым монологам, дилетант), но предупреждаю, что своим хамством посягаете на заслуги и труды очень уважаемой и известной в Казахстане личности как Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы.

Это вам не сказочки про Ивана-дурака и всякие там трында-душки-трын-дада.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ - попрошу не переходить на личности - "дилетант", "своим хамством". Если это не фольк-хистори, то докажите это.

Уважаемый Рустам Абдубаитович. Разве обвинение в "фольк-хисторизме" знатока казахских преданий и шежіре Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы не дилетанство (это еще мягко выражаясь) и не хамство (выражаясь чуть точнее)?

Логичнее ему надо опровергать слова именитого М.Ж.Копеева, а не наоборот.

А я лишь привел цитату из его сочинений.

Насчет перехода на личность позволю заметить, что это он как раз таки сделал вот таким своим "легким" выражением: "Типичный образчик фольк-хистории..."? а я лишь среагировал на него как можно литературнее.

А если честно, то опровергать то ему по сути нечего, а изнутри гложет злость от бессилия, вот и выплескивает свои "словечки", лишь бы задеть как то.

Пусть ответит по существу вопроса и дискуссия продолжится в нормальном русле. Хорошо было бы, если бы он (как многие) не увиливал от темы и поставленных вопросов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Рустам Абдубаитович. Разве обвинение в "фольк-хисторизме" знатока казахских преданий и шежіре Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы не дилетанство (это еще мягко выражаясь) и не хамство (выражаясь чуть точнее)?

Логичнее ему надо опровергать слова именитого М.Ж.Копеева, а не наоборот.

А я лишь привел цитату из его сочинений.

Насчет перехода на личность позволю заметить, что это он как раз таки сделал вот таким своим "легким" выражением: "Типичный образчик фольк-хистории..."? а я лишь среагировал на него как можно литературнее.

А если честно, то опровергать то ему по сути нечего, а изнутри гложет злость от бессилия, вот и выплескивает свои "словечки", лишь бы задеть как то.

Пусть ответит по существу вопроса и дискуссия продолжится в нормальном русле. Хорошо было бы, если бы он (как многие) не увиливал от темы и поставленных вопросов.

Образчик фольк-хистори - это не приведенная родословная таракты, а следующие затем выводы. Как понимаю - ваши. Или вы их хотите приписать Копееву?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Образчик фольк-хистори - это не приведенная родословная таракты, а следующие затем выводы. Как понимаю - ваши. Или вы их хотите приписать Копееву?

Вы все верно поняли ..

Кстати, достоверность "родословной Таракты" - это отдельный вопрос.

Если это не фольк-хистори, то докажите это.

То что это "фольк" и "дилетантство" даже и доказывать не нужно - всё и так очевидно.. Какое-то сходство при желании здесь можно найти, но это ровным счетом ничего не доказывает. Читаем сие "открытие" ещё раз:

Здесь явные сходства элементов родословной и имен с историей Чингизхана (даже в родословной Жалаиров подобного не найдешь!):

Во-первых, это сходство тамг племен: «тарак» – гребень, трезубец.

Во-вторых, созвучие имеющихся имен: Алауке – Хулагу; Когэдэй – Угэдэй; Жашы – Джучи; Косанак – Хасана (?).

В третьих, сходство сюжета с попадением жены Чингизхана в плен к меркитам и возвращением из плена беременной на Джучи.

И в четвертых, из данной родословной следует, что под именем Кармыс надо понимать Чингизхана из рода Таракты!!! Тес самым, Таракты и Жалаир могут быть синонимами? Или таракты есть осколок жалаиров?

"тарак"(трезубец ) - это украинская "тамга" , даже на флаге присутствует.

" Алауке – Хулагу" .. Ха-ха !! Ну просто "полное совпадение" ! :D С таким же успехом, Алауке - не Хулагу, а киевский князь-варяг Хельгу ( он же Олег Вещий ), тот о котором писал знаток русской старины А.С.Пушкин . А Пушкин уж явно круче чем Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы .

Сюжетов про захват женщин злодеем и их благополучного возвращения храбрым богатырем и в русских сказках хоть отбавляй . Руслан, Людмила, Черномор тоже из этой "оперы". Пушкин просто тактично умолчал что Людмила вернулась из плена беременной..:D

" под именем Кармыс надо понимать Чингизхана "(с) вообще ни в какие ворота не лезет ! Здесь в двух именах всего одна буква совпадает ( и это при том, что все упомянутые персонажи якобы были тюрками и разговаривали на родственных языках)! К примеру, имена древнерусских князей и через тысячу лет произносятся практически также что на русском , что на украинском, что на белорусском языках.. Но АксКерБорж это явно не смущает , он аж три восклицательных знака ставит, подчеркивая огромную значимость этого "открытия" для науки ! :lol:

А "Таракты и Жалаир " - ну 100 % "синонимы".. Но он позабыл, что есть еще один синоним - это племя под названием "хохол" во главе с Хельгу..

Учитывая полное совпадение тамги, созвучия в именах предков , синонимов Таракты и Хохлы, можно сделать вывод что Чингисхан был "хохлом" ( по научному "украинцем") ! Дополнительное тому подтверждение - его высокий рост, рыжие волосы и европейская внешность...

ps Привет от Фоменко ! И попробуйте оспорить ... :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Образчик фольк-хистори - это не приведенная родословная таракты, а следующие затем выводы. Как понимаю - ваши. Или вы их хотите приписать Копееву?

Даже если это мои выводы, то об этом см: выше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы все верно поняли ..

Кстати, достоверность "родословной Таракты" - это отдельный вопрос.

То что это "фольк" и "дилетантство" даже и доказывать не нужно - всё и так очевидно.. Какое-то сходство при желании здесь можно найти, но это ровным счетом ничего не доказывает. Читаем сие "открытие" ещё раз:

"тарак"(трезубец ) - это украинская "тамга" , даже на флаге присутствует.

" Алауке – Хулагу" .. Ха-ха !! Ну просто "полное совпадение" ! :D С таким же успехом, Алауке - не Хулагу, а киевский князь-варяг Хельгу ( он же Олег Вещий ), тот о котором писал знаток русской старины А.С.Пушкин . А Пушкин уж явно круче чем Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы .

Сюжетов про захват женщин злодеем и их благополучного возвращения храбрым богатырем и в русских сказках хоть отбавляй . Руслан, Людмила, Черномор тоже из этой "оперы". Пушкин просто тактично умолчал что Людмила вернулась из плена беременной..:D

" под именем Кармыс надо понимать Чингизхана "(с) вообще ни в какие ворота не лезет ! Здесь в двух именах всего одна буква совпадает ( и это при том, что все упомянутые персонажи якобы были тюрками и разговаривали на родственных языках)! К примеру, имена древнерусских князей и через тысячу лет произносятся практически также что на русском , что на украинском, что на белорусском языках.. Но АксКерБорж это явно не смущает , он аж три восклицательных знака ставит, подчеркивая огромную значимость этого "открытия" для науки ! :lol:

А "Таракты и Жалаир " - ну 100 % "синонимы".. Но он позабыл, что есть еще один синоним - это племя под названием "хохол" во главе с Хельгу..

Учитывая полное совпадение тамги, созвучия в именах предков , синонимов Таракты и Хохлы, можно сделать вывод что Чингисхан был "хохлом" ( по научному "украинцем") ! Дополнительное тому подтверждение - его высокий рост, рыжие волосы и европейская внешность...

ps Привет от Фоменко ! И попробуйте оспорить ... :P

Хоть по теме выссказался и то "теплее", хотя опять одни глупости накатал. Времени маловато, вечером уточню что именно и почему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

АксКерБорж, предупреждаю вслед за админом об обязанности тактичного поведения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дружище, Центурион.

Могу уверенно полагать, что вы делаете свои далеко идущие выводы даже не имея ясных представлений не только о представленном труде и его авторе, но даже о таком понятии как «шежіре» и его роли в изучении исторического прошлого кочевого народа.

По этой причине начну наверное для вас с ознакомительной части:

Мәшһүр Жүсіп Көкейұлы или Машхур Жусип Копеев (1858-1931) -

выдающийся казахский поэт, мыслитель, историк, этнограф, переводчик, востоковед и собиратель устного народного творчества казахского народа.

Сегодня ученые, оценивая масштаб исследований этого просветителя, ставят его в один ряд с Авиценной, Улугбеком и Яссауи. Им оставлены научные труды по истории, этнографии, философии, а также очень тонкие, проникновенные стихи.

Особый интерес представляют составленные им уникальные родословные «шежире». Когда после долгих лет забвения в 1989 году Машхур Жусупа реабилитировали, то выпустили книгу с шежире нескольких родов тираж в 30 тысяч экземпляров, которая разлетелась за неделю. Дело в том, что родословные, составленные Копеевым, считаются самыми точными.

Казахские предания и шежіре он собирал во всех регионах и уголках Казахстана и у самых разных знатоков - хранителей устных древних народных преданий, в т.ч. у таких известнейших знатоков и сказителей как Бухар жырау, Котеш, Шортанбай, Шоже и других.

Немного о роли Шежире в изучении истории казахского народа (при желании можете все найти в Ин-те):

Так, в числе многих культурно-исторических традиций казахского народа своеобразное значение имело традиция шежире[1].

Проблема изучения шежире довольно редко освещается исследователями, хотя в реальности имеет достаточно важное теоретическое значение в изучении традиционных институтов казахского общества. Напротив, к ним часто обращались исследователи дореволюционного периода, они нашли широкое применение в их исследованиях - сведения о родовом устройстве и этническом составе казахов, родословные аристократических групп, родовые генеалогии, связанные с ними устные рассказы, исторические предания.

Шежире казахского народа включает в себя генеалогические структуры казахских родов и племен, а также генеалогии таких субэтнических групп, как Торе и Ходжи, Сунақ, Калеген, Төлеңгіт, Қараша, Құрама (Алаша, Қатаған, Дүрмен, Барлас, Баршылық, Маңғытай, Моғалтай, Тарақты, Ноғайлы), Қалпақ, Қырғызелі.

Мирза Хайдар Дулати писал: «Особенно тюркские народы, которые все речи, дела и большинство споров основывают на рассказах и преданиях своих предков».

Особенность традиции устной истории (шежире) в культуре тюркских кочевых народов Евразии заключалась в соприкасании этой исторической традиции с традицией культа предков, что отразилось на процесс сакрализации и других составных категорий шежире - исторических личностей, этнической территории, в сакральном восприятии исторического времени.

[1] К числу ранних письменных источников, где мы впервые встречаем термин шежире, пожалуй, следует отнести словарь тюркских наречий Махмуда Кашгарского ‘Диуани лу’ат ат-тюрк’, в котором слово шежіре звучит в огузском диалекте в форме сежіле. «Я эту книгу писал основываясь на мудрых высказываниях, сежіле, пословицах и поговорках, поэмах и эпосах и других литературных формах» - пишет Махмуд Кашгари (Ср: сежіле ~ седжле ~ седжре ~ шеджре – у современных туркмен; шежіле ~ шежіре – у современных казахов; шежере – у современных башкир; шаджара – у современных татар; санжыра – у современных кыргызов).

В связи с вышеизложенным, трудно обвинить Копеева в искажении народных преданий и шежіре или в заинтересованности его в преднамеренном искажении родословной рода Тарақты.

Род тарақты причисляется к Среднему жузу, но при этом не включается в основное число родов, входящих в жуз, всего их официально 6: Арғын, Қыпшақ, Қоңырат, Найман, Керей, Уақ.

Согласно народным преданиям, происхождение рода Тарақты связывают родством с Қоныратами: «...Ел жаманы Тарақты, оның өзі, сегіз ноқта боп Қоңыраттан (тарайды) ...».

Со времен войны с джунгарами известен батыр из рода Тарақты – Байқозы батыр (северное прииртышье).

Итак, перейдем к основным выделенным мной в шежире рода Таракты моментам:

Я ранее отметил, что налицо явные сходства элементов родословной и имен с историей Чингизхана, его семьи и, что даже в родословной племени Жалаир подобного не найдешь! С чем не согласны? Разве это не так?

Тамга:

Что, у украинцев тоже были тамги?!

[Цензура - Стас]

Имена:

Конечно, для русского слуха в именах Хулагу и Алауке мало созвучий. Но надо заметить, что в некоторых источниках имя Хулагу передается именно как Алауке. Ведь не станете же отрицать явного, что в разных языках одно и то же имя может звучать абсолютно по разному Иоган - Иоанн – Иван – Ваня..., но от этого другим именем оно не становится.

Уверен, что есть определенные созвучия и прямая связь между именами: Көгедей – Угедей, Алауке – Хулагу, Қосанақ – Хасана.

Но самой основной и стержневой фигурой в изложенной родословной рода Тарақты, делающей ее очень сходной с родословной Чингизхана, его семьи, является фигурирующее в ней имя Жашы.

Сюжет:

Про Қармыса я не имел в виду сходства его с именем Темурчи или Чингизхан, это ведь итак ясно любому, я имел в виду, что за легендарной личностью под имененем Қармыс кроется личность реального Чингизхана.

А казахское выражение «Тарақты баласы Қармыс» означает Қармыс из рода Тарақты.

Любой читающий сам легко может распознать в предлагаемом шежире большое сходство сюжета с попадением жены Чингизхана в плен к меркитам и возвращением ее из плена к мужу беременной на Джучи (Жошы).

Тем самым считаю, что вопросы поставлены мной верно и я их повторю - Таракты и Жалаир могут быть синонимами (разными наименованиями одного и того же рода)? Или таракты есть осколок жалаиров?

Да дружище, привели зачем-то Пушкина, вы бы еще Гоголя вспомнили, он тоже хорошо знал украинскую историю))))))))

Я же вас настойчиво просил, если есть что-либо возразить, то опровергайте по существу, т.е. в нашем случае по конкретным деталям изложенной родословной, а если ничего конкретного по предложенному шежире нет, то промолчите.

Приветы еще передаете от Фоменко, что он, ваш друг или единомышленник? ))))))))

Не нарушайте п. 2 правил - Стас

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж

Не обижайтесь , но чтоб понять вашу аргументацию надо , по моему , стать казахом. Но , согласитесь , аргументы , понятные людям одной национальности и непонятные остальным , вызывают некие сомнения. Надо их как-то адаптировать под широкую аудиторию. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж

Не обижайтесь , но чтоб понять вашу аргументацию надо , по моему , стать казахом. Но , согласитесь , аргументы , понятные людям одной национальности и непонятные остальным , вызывают некие сомнения. Надо их как-то адаптировать под широкую аудиторию. B)

Я не согласен, так категорично я бы не стал утверждать. На мой взгляд, чтобы понять аргументацию АксКерБоржа, надо стать АксКерБоржем. Иначе - никак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

gure

Мне бы понять , что означает "АксКерБорж" , путь к пониманию аргументации значительно бы укоротился.... :huh:

Делимся мы как амебы! Чем больше делений , тем меньше понимаем друг друга! А жаль! :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Друзья, все не так сложно, АксКерБорж - это аббревиатура от этнонимов: Ақсары-Керей-Бөріжиен, что означает мою родовую принадлежность: Я из племени Керей рода Ақсары, а род нағашы (материнской линии) Бөрі - волки (Жиен означает сын дочери, приблизительно так).

И все таки, друзья, в который раз повторил бы свое обращение в теме - Хотелось бы ответов по существу изложенной мной родословной рода Тарақты очень и очень тождественной истории семьи Великого кагана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Друзья, все не так сложно, АксКерБорж - это аббревиатура от этнонимов: Ақсары-Керей-Бөріжиен, что означает мою родовую принадлежность: Я из племени Керей рода Ақсары, а род нағашы (материнской линии) Бөрі - волки (Жиен означает сын дочери, приблизительно так).

И все таки, друзья, в который раз повторил бы свое обращение в теме - Хотелось бы ответов по существу изложенной мной родословной рода Тарақты очень и очень тождественной истории семьи Великого кагана.

Так вами изложенной или Копеевым? И выводы - это ваши выводы или Копеевские?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так вами изложенной или Копеевым? И выводы - это ваши выводы или Копеевские?

Амыр, выводы конечно мои. Хотелось бы услышать мнения как по самому шежире М.Ж.Копеева, так и по моим выводам из них, одно с другим взаимосвязано. По крайней мере до сих таковых я не услышал ни от кого. Чем больше мнений, тем ближе истина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

С Вашими "выводами" вряд ли согласился бы Копеев, думаю, что уж он то знал чей сын был Джучи.

И не стал объявлять Кармыса Чингисханом, а Джучи неким Жашы. Уж казахи то знают родословие Джучи и его потомков. :)

Таким образом, Ваши умозаключения совершенно оторваны от характера источника, что и констатировал уже Центурион.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С Вашими "выводами" вряд ли согласился бы Копеев, думаю, что уж он то знал чей сын был Джучи.

И не стал объявлять Кармыса Чингисханом, а Джучи неким Жашы. Уж казахи то знают родословие Джучи и его потомков. :)

Таким образом, Ваши умозаключения совершенно оторваны от характера источника, что и констатировал уже Центурион.

Вот, вот.. Если по потомкам Чингисхана , как сказано, "родословные, составленные Копеевым, считаются самыми точными"(с), то тогда они должны безо всяких сомнительных натяжек совпадать с родословными Джучидов, очень подробно описанными у РАД-а , современника тех событий. ( Читаем том 2 его "Сборника летописей). На деле же мы пока видим не родословные, а какие-то ,вероятно, искаженные легендарные сведения, записанные много веков спустя и непонятно к кому относящиеся.

ps Никто не запрещает копаться в истории и проводить какие-либо аналогии , но не нужно делать громких и скоропалительных выводов на столь зыбких основаниях, уподоблясь "фольк-хисторикам" или разного рода "новохроноложцам"..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

У Марко Поло написано Алау, а не Хулагу.

Вообще то его имя hűlegű что соответсвует монгольскому илүү, үлүү (в доклассическом старомонгольском (h)űlegű в классическом старомонгольском ilegűű) что означает лишний, превосходный.

Марко Половский Алау более близко стоит звучанию того периода. У РАД-а источником были летописи и документы на старомонгольском отсюда и дословное копирование или транскрипция монгольских имен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще одна капля в пользу моих выводов из шежире Тарактинцев:

Приведу казахское предание, согласно которому род Тарақты имел особый статус «Ноқта ағасы», поэтому Тарақты имелись в составе всех трех жузов и заменяли в случае необходимости Төре в их отсутствие что по сути и означает данный термин.

Тем самым, всеми казахскии племенами они приравнивались к чингизидам.

Другим большим подспорьем могут быть данные от уважаемого Асан Кайгы если предоставит нам результаты ДНК тестов представителей рода Таракты и Торе? Для сравнения. Можно их сравнить также с Жалаирами, Коныратами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще одна капельку в пользу моих выводов из шежире Тарактинцев:

Приведу казахское предание, согласно которому род Тарақты имел особый статус «Ноқта ағасы», поэтому Тарақты имелись в составе всех трех жузов и заменяли в случае необходимости Төре в их отсутствие что по сути и означает данный термин.

Тем самым, всеми казахскии племенами они приравнивались к чингизидам.

Другим большим подспорьем могут быть данные от уважаемого Асан Кайгы если предоставит нам результаты ДНК тестов представителей рода Таракты и Торе? Для сравнения. Можно их сравнить также с Жалаирами, Коныратами.

Коныратов я только двоих знаю, Жалаира одного, торе больше 7 человек.

В общем у них совпадений нет.

Таракты знаю пока гаплогруппы 7, но результаты до опубликования не имею права выкладывать, поэтому скажу одно у них совпадений с торе нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди каракалпакского племени КИЯТ есть род БӨРІЖЕГЕН (букв: отведавший волчатины).

Допускаю, что первоначальное название (Борджигин, Бөріжігін, Бөріжиен, Бөріжеккен или др.) могло измениться по правилам фонетики современного каракалпакского языка.

Согласно «Коркут-Ата» (экземпляр Дрезденской библ.), Коркут был из рода Кият, который принадлежал к Огузам.

Если же основной род Кият происходит из тюрков-огузов, то логично предположить что и его ответвление, род Борджигин - род Чингизхана, тоже тюрки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какое вся эта "информация" имеет отношение к теме?

Уверен, что самое прямое, по нисходящей линии: Кият-Борджигин-Чингизхан-Чингизиды. Одно без другого рассматривать невозможно, все эти категории взаимосвязаны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...