Jump to content
Guest Rasul

Чингизхан

Recommended Posts

Guest paplin
Могу Вам порекомендовать сходить на сайт http://gumilevica.kulichki.net.

Там: "Поиски вымышленного царства", "Древняя Русь и Великая Степь", "История России" Вернадского (там же), Хара-Даван (там же) и т.д.

Могу порекомендовать еще работы Рэнэ Груссэ, Хропачевского ...

Насчет Яна - не читал, за сим молчу, А про Калашникова (если учесть что это художественное поизведение) - то, по моему скромному мнению, очень даже неплохо.

С уважение воевода Владимир.

обязательно завтра зайду, хоть Вы подсказали к чему можно обратиться, сильнейше Вам благодарен, а вот я тут нашёл автора- Василий Григорьевич Ян "Чингиз-хан".

А вот я тут читал форум, и некий "Бату" упоминал, я так понял, автора Рашид ад-Дина, и ещё некое "Сокровенное сказание", это встречается не только у "Бату",и кроме того я слышал это один из самых древних авторов который пишет о Чингизхане и его родственниках. Где бы можно было его почитать,конечно же в переведённом виде?

Link to comment
Share on other sites

Guest paplin

По случаю 800-летия со дня рождения Чингиз-хана в газете "Унэн" 31 мая 1969 г. была помещена статья "Чингиз-хан -основатель монгольского государства" Нацагдоржа.

Возможно фамилия автора неправильно была написана в моём источнике, хотелось бы узнать правильную, а ещё лучше прочитать эту статью, может кто сможет помочь, буду благодарен!:)

Link to comment
Share on other sites

Guest Khantore

Стас@5.01.2005 - 16:23

А Чингисхан создал Еке Монгол Улс "Великое монгольское государство".

Еке Монгол Улс это Улу Монгол Улус, т.е. вместе латинских букв Е, К и Е читайте кирилицу, тогда будет У,Л и У или Улу (великий на тюркском). Вот таких хитростей мне кажется немало.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
Еке Монгол Улс это Улу Монгол Улус, т.е. вместе латинских букв Е, К и Е читайте кирилицу, тогда будет У,Л и У или Улу (великий на тюркском). Вот таких хитростей мне кажется немало.

Проблема в том, что тогда mongol получается "ьщтпщд". :)

"Брюки превращаются...,

брюки превращаются...,

... в элегантные шорты"

(к/ф "Бриллиантовая рука")

Link to comment
Share on other sites

Стас@5.01.2005 - 16:23

Еке Монгол Улс это Улу Монгол Улус, т.е. вместе латинских букв Е, К и Е читайте кирилицу, тогда будет У,Л и У или Улу (великий на тюркском). Вот таких хитростей мне кажется немало.

Тоже мне хитрость. Ну вы даете.

Есле дословно то на старомонгольском будет писаться: Екэ Монггол Улус.

"На много рукавов распались монгольские языки,

Но все равно храня черты родства...

Монгольский язык, век 13: ЕКЭ

Нынешнее время:

Бурят-Монгольский: ЕХЭ

Ойрат-Монгольский и Калмыцкий: ИКЭ, ИК.

Халха-Монгольский: Ихэ, ИХ

Link to comment
Share on other sites

так кто ж Чингис был этнически, кто-нибудь внятно ответить могёт? А то путают народ(ы).

Link to comment
Share on other sites

так кто ж Чингис был этнически, кто-нибудь внятно ответить могёт? А то путают народ(ы).

Темучин, будущий Чингис-хан, родился в феврале 1155 г. [+7] на берегу реки Онона, в урочище Делюн-Болдох [+8] носящем и по сие время это имя. Отцом его был Есугей-багадур, относительно биографии которого имеющиеся источники расходятся в подробностях, будучи, впрочем, согласны в том, что он был человеком знатного рода - степным аристократом, пользовавшимся в своем народе известным значением и репутацией храбреца (как показывает само прозвище его "багадур" - богатырь [+9]

По Рашид ад-Дину и Санан-Сэчэну, Есугей-багадур был избран своими друзьями и двоюродными братьями главой рода Кият-Борджигин и родственного главного рода Нирун. Он имел еще трех братьев, их общим отцом был Бартан-багадур, который был сыном славного Хабул-хана. Родоначальником Чингис-хана в двенадцатом колене считался Буртэ-чино (что значит "бурый волк"), женатый на Гоа-Марал ("прекрасная лань"). Знание своей генеалогии до седьмого колена и выше в обычае монголов и по сие время, что понятно при родовом быте; малыми детьми из уст родителей они знакомятся с происхождением и историей своего рода и племени. Есугей-багадур был храбрый удалец, вел много войн с другими монгольскими племенами, особенно с татарами, а также и с войском цзиньским. Слава о нем распространилась широко; имя его было почитаемо и произносилось с уважением во всей Монголии [+10].

Рождение Темучина, первенца в семье, сопровождалось замечательными предзнаменованиями. Вот что говорится по этому поводу в монголо-китайской официальной летописи Юань-ши ("Сокровенное Сказание") [*2].

Есугей-багадуром был предпринят поход против племен Та-та-эр (китайская транскрипция слова татар), причем взят в плен глава этого племени Те-му-чэн. Одновременно его главная жена родила "императора" (так называет летопись Чингис-хана во все периоды его жизни). У него в руке оказался крепко зажатым ком крови, подобный красному камню... В память одержанного успеха (совпавшего с днем его появления на свет) родившийся ребенок был назван именем взятого в плен Те-му-чэна" [+11].

Когда Темучину исполнилось 9 лет, Есугей с сыном поехали, по обычаю монголов, сватать ему невесту в дальний род (во избежание браков в близких степенях родства). По пути они повстречались с другим вождем племени, Дай-Сэчэном [+12] , который, узнав цель их поездки, предложил заехать в его стойбище и посмотреть его дочь, красавицу Бортэ. Причем Дай-Сэчэн сказал Есугей-багадуру следующее: "Нынешнюю ночь приснилось мне, будто я в виде белого (общего) кречета держу ворона, изображающего сульдэ [*3]Кият-Борджигин (т.е. видел родовое знамя Чингис-хана), пойдем ко мне, у меня есть девятилетняя дочь Бортэ, я ее отдам (если понравится). У нас ведется издревле такой обычай" [+13].

Родителям взаимно понравились их дети, и они обменялись, по обычаю, подарками; после этого оставалось только ожидать их совершеннолетия (14-17 лет) для свадьбы в предположении, что за это время обрученные успеют хорошо узнать друг друга и обдумать предстоящий им шаг [+14].

На обратном пути Есугей-багадур был отравлен татарами, коварно заманившими его к себе под предлогом какого-то пиршества. Отрава подействовала не сразу, и он умер несколько времени спустя по возвращении домой. Темучин остался 9 лет в семье с матерью и двумя братьями. Ввиду такого малолетства наследника Есугей-багадура подвластные последнему люди бросили Темучина и откочевали. Умная и энергичная мать его, Оэлун-экэ ("мать-облако"), схватила знамя своего покойного мужа и, погнавшись с немногими оставшимися ей верными людьми за ушедшими, большинство их уговорила вернуться, но ненадолго, так как у монголов не дано владеть родом женщине.

Окончательно брошенная семья оказалась в тяжелом положении. Почти весь принадлежавший ей скот был угнан неверными вассалами. Темучин с братьями для пропитания семьи охотился на сурков и барсуков. Часто приходилось питаться и растительной пищей, не имея мяса на варево, что у монголов считается крайней бедностью. Но в такой бедственной обстановке закалялся характер будущего воина и великого завоевателя. Впрочем, и при жизни его отца весь быт семьи монгольского кочевника, хотя бы и аристократа, отнюдь не способствовал развитию изнеженности.

"Выносливость была первым наследством, полученным Чингис-ханом... На молодом Темучине лежало много обязанностей. Мальчики в семье должны были ловить рыбу в реках во время перекочевок от летних к зимним пастбищам. Табуны находились под их попечением, и они обязаны были, носясь верхом по степи, разыскивать отбившихся животных, а также разведывать новые места, пригодные для пастьбы. Они же несли сторожевую службу, зорко следя, не появляется ли на горизонте шайка мародеров, и при этом не одну ночь проводили без огня в снегу. По необходимости они приучались оставаться в седле по нескольку суток подряд - нередко без пищи" [+15].

Как повествует нам "Сокровенное Сказание", мать Темучина знала много "древних слов". Наступившее для семьи после смерти мужа убожество не подорвало ее душевных сил. Она поняла, что будущность ее детей зависит от воспитания их соответственно их происхождению и положению среди степной аристократии. Она воспитывала их на богатырском эпосе, на ближайших историях монгольских ханов: их прадеда, славного Хабул-хана, и его сына, знаменитого Хутула-хана, которому Есугей-багадур приходился племянником. Она внушала своему первенцу, что его настоящее скромное положение только временное, что, когда подрастет, он обязан вернуть семье ее прежний блеск, что он должен готовиться отомстить роду тайджиут [+16], который покинул семью Есугея после его смерти, а также что он обязан воздать должное и татарам, убийцам его отца.

Все это ложилось на душу Темучина, обратившегося тем временем в молодцеватого и даровитого юношу; его враги начали опасаться, что из него выйдет в будущем багадур, способный отплатить им за перенесенные в детстве унижения. И в самом деле, Темучин уже начинал сознавать растущую в нем силу. Он твердо помнил, что отец его был властелином 40 000 кибиток, что, по преданию предков его, Хабул-хан не побоялся дернуть китайского (цзиньского) императора за бороду, а также что Есугей-багадур был названым братом находящегося еще в живых Тогрул-хана, могущественного вождя кераитов [+17].

Тайджиуты решают, что этого подрастающего опасного соперника необходимо, пока еще не поздно, устранить. Их вождь Таргултай, тоже потомок рода Борджигин, объявляет себя властелином земель, когда-то занятых Есугеем (это были лучшие земли для пастбищ-между реками Керуленом и Ононом), и начинает безжалостно преследовать молодого Темучина.

Началось это с внезапного нападения вооруженной толпы на его стойбище; Темучину удалось было бежать, но он был настигнут и взят в плен, из которого спасся только чудом. На него была надета тяжелая колодка, охватывавшая шею и запястья обеих рук, и в таком беспомощном состоянии он был оставлен в поле под присмотром часового. Ночью, воспользовавшись оплошностью последнего, Темучин оглушает его ударом колодки по голове и, добежав до Онона, скрывается по шею в воде, пока погоня его не миновала. Один из преследовавших, по имени Сорган-Шира, отстав от остальных, заметил торчавшую в камышах голову Темучина и сказал ему: "Вот именно за такие-то твои способности тайджиуты ненавидят и боятся тебя, говоря, что у тебя огонь в глазах и свет в лице. Ты посиди так, я тебя не выдам". Когда опасность миновала, этот преданный человек разбил колодку и отпустил Темучина домой.

Однажды у семьи Темучина воры угнали восемь лошадей-аргамаков, составлявших почти все ее богатство; он пустился в погоню и по пути встретил молодого человека, который с большой охотой присоединился к нему. Им вдвоем удалось благополучно отбить ночью украденных лошадей. Когда на обратном пути Темучин заехал к отцу своего нового знакомого Наху-Байану, чтобы поблагодарить его за оказанную его сыном услугу, Наху-Байан сказал: "Вы оба молоды, будьте всегда друзьями и впредь никогда друг друга не покидайте". Темучин исполнил завет старика. Этим первым вассалом был Боорчу, впоследствии один из первых полководцев и вернейших сподвижников будущего Чингис-хана; так ценил Темучин верность и преданность в людях. Вообще же способность его быстро приобретать друзей сослужила ему большую службу в деле его возвышения.

Приведенные эпизоды оказали большое влияние на развитие характера Темучина. Он почувствовал себя уже мужчиной, способным защищать свое добро от разбойников, а себя от обиды, а потому имеющим право на положение главы семьи, в которой до тех пор главенствовала его мать. Он уже не был всеми брошенным отщепенцем; богатства, правда, еще не было, но зато были признавшие его авторитет удальцы-братья: стрелок Хасар и силач Бельгутей, а также новый вассал - Боорчу, что создавало ему положение степного аристократа, влиятельного удальца, хотя пока без людей и рабов.

Темучин стал юношей высокого роста, крепкого телосложения, с большими блестящими глазами; в нем уже определились черты характера: выдержка; он умел ждать, и терпеть, и настойчиво стремиться к достижению поставленной себе цели, что уже показал в свои молодые годы. Черта властности также выявлялась ярко в нем. Нрав у него был крутой, но эта черта уравновешивалась обаятельностью личности, создавшей преданных ему людей. При всем том он не был словоохотлив и начинал говорить не иначе, как по зрелому размышлению.

Вот как характеризует Темучина и его окружение этого периода Гарольд Лэм: "Ни Темучин, ни преданные ему молодые храбрецы не были людьми мелкой души. В характере самого Темучина было глубоко заложено великодушие и чувство благодарности к тем, кто ему верно служил... Он был приучен к тому, чтобы хитростью уравновешивать коварство своих врагов, но слово, данное им кому-нибудь из своих, никогда им не нарушалось. "Несдержание своего слова, - говаривал он в позднейшие годы, - со стороны правителя является гнусностью" [+18].

К данной характеристике можно еще добавить, что Тему-чин был чужд порочных наклонностей. Самой сильной страстью его была охота, влечение к которой выявилось у него еще смолоду и которой он предавался в обществе братьев и сверстников. Эта страсть сохранилась у него до самой смерти. При дележе добычи после охоты он обнаруживал строгую справедливость и требовал того же и от других [+19].

Примечания

[+6] Рэнк, с. 7.

[+7] По другим источникам, в 1162 г., но дата 1155 г. представляется более достоверной по следующим соображениям: у знаменитого персидского историка Рашид ад-Дина, писавшего в самом начале XIV века в Персии при дворе монгольского хана Газана самую подробную достоверную историю Чингис-хана, значится: "В средине лета "гаха" (Свиньи) он появился на свет, и в тот же год гаха 15-го числа (по лунному счислению) месяца гаха он скончался". Эта запись, быть может малопонятная даже специалисту, вполне ясна для каждого монгола. И по сие время у монголов-калмыков не запоминается год рождения в цифрах, и не всякий ответит сразу на вопрос об этом, но всякий знает название года своего рождения, и по нему легко точно вычислить возраст данного лица, руководствуясь монгольским летосчислением. Двенадцать месяцев, носящих каждый название определенного животного, составляют один год, а двенадцать лет, названных именами тех же животных и в том же порядке, составляют один "цикл". Новый год начинается с месяца "Барса" и соответствует обычно концу ноября европейского календаря. При условии знакомства каждого монгола со своим календарем у них в общежитии не принято приводить цифровых дат, а упоминается лишь, в год какого животного был факт, о котором идет речь, так что всякий, зная название текущего года, легко может вычислить, сколько лет с тех пор прошло. Ошибка при вычислении годов жизни Чингис-хана могла бы быть, если бы спорная разница была равна двенадцати годам. Между тем разница эта, по различным источникам, составляет всего семь лет, причем нет ни одного источника, который год рождения Темучина относил бы позднее 1162 года. Но так как по записи Рашид ад-Дина жизнь Чингис-хана продолжалась целое число 12-летних периодов, а дата его смерти-15-е число в полнолуние месяца гаха (сентябрь по нашему календарю) 1227 г.-известна достоверно, то дата его рождения должна быть отнесена к тому из годов спорного периода 1155-1162 гг., который соответствует такому числу, а именно к 1155 г., дающему ровно шесть 12-летних периодов, т.е. 72 года жизни. Эта цифра подтверждается большинством персидских и монгольских источников, почему основанная преимущественно на данных китайских летописей версия о кончине Чингис-хана на 66-м году жизни должна быть отвергнута. Об этом способе счисления писал Вл.Л.Котвич в журнале "Recnik Orient", т. III.

[+8] Делюн-Болдох-кочковатая местность; по изысканию покойного Бан-зарова, - на реке Онон, немного выше крепости Чиндан, на правом берегу, против селения Ихе-Арал, около 50° с.ш. и 132° в.д. "

[+9] Таково было первоначальное значение этого слова, но впоследствии оно иногда приобретало значение главы или вождя небольшого племени. Глава более крупной племенной группы назывался "нойоном" - князем, а властелин многих племен - "ханом".

[+10] По Рашид ад-Дину в переводе профессора И.Н.Березина. СПб., 1888.

[+11] Краузе, с. 11.

[+12] Племена не представляли резкоограниченных групп и иногда назывались по именам своих вождей.

[+13] Алтаи тобчи. Монгольская летопись. Белый кречет, как видно из этой беседы Дай-Сэчэна с Есугей-багадуром, был нарисован на родовом знамени Чингис-хана. Кречет же считался духом-хранителем, полагаю, потому, что, как повествует Алтаи тобчи, один из ближайших предков Чингис-хана, Бодончар, покинутый всеми, жил исключительно охотой с белым кречетом.

[+14] Несмотря на легкость процедуры расторжения брака у монголов, такие случаи у них очень редки.

[+15] Лэм, с. 19-21.

[+16] По "Сокровенному Сказанию", тайджиуты-родичи Есугея, стало быть, одно из монгольских племен.

[+17] По Лэмч, с. 22. Цифру 40 000 кибиток, подвластных Есугею, приводит и Эрдман, с. 255-256.

[+18] Лэм, с. 33.

[+19] Чингис-хан только на 2 месяца смог бросить звериную охоту после предупреждения об опасности для его жизни знаменитым даосским монахом Чан Чунем, описавшим следующий случай в своем "Путешествии по Западу". Когда он прибыл к Чингис-хану по его приглашению с Ляодун-ского полуострова (Желтое море) через Монголию на границу Индии в 1 221 г. на почтовых лошадях, совершив путь в десять тысяч ли (ли-1/2 версты), чтобы дать великому хану совет бессмертия, то во время охоты, когда Чингис-хан стрелял в вепря, его лошадь испугалась и он упал; к удивлению, бегущий на него вепрь тогда остановился, пока не подошла свита. Спрошенный ханом Чан Чунь следующим образом растолковал этот случай: "Небо хочет, чтобы мы (Чингис-хан) берегли свою жизнь; теперь у святого (обращение к Чингис-хану) лета уже преклонны. Надо поменьше охотиться. Падение с лошади есть указание Неба; а то, что вепрь не смел подвинуться вперед, есть знак покровительства Неба". Хан ответил ему: "Я сам понял так. Твой совет весьма хорош; мы, монголы, с ранних лет привыкли стрелять верхом и не можем вдруг оставить эту привычку. Впрочем, слова твои я вложил в сердце".

Комментарии

[*2] Известны две монгольские летописи - официальная хроника "Юань ши" (Истории династии Юань) и неофициальная "Юань чао би ши" (Сокровенное Сказание), по-разному трактующие историю Чингис-хана.

[*3] Сульдэ - бог или, точнее, дух войны. Считалось, что сульдэ вселился в девятихвостое знамя Чингис-хана и придавал ему божественную силу

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Собирание Монгольского улуса.

Потомками монголов Чингиз-хана могут назвать себя тунгусы, хазарейцы, могулы, казанские и крымские татары, башкиры (притом по составу родов – самые основные!), узбеки, казахи, кыргызы (потомки моголов), хакасы или хонгораи, калмыки, ногаи, буряты, народности Внутренней Монголии, тувинцы, часть туркмен и уйгуров, саха и видимо халха-монголы (правда, смешались они очень сильно с пленными кыпчаками и кыргызами B) ).

Не пора ли оставить пустые споры и собрать разделенный Улус. Ведь прекрасный историк своего времени Рашид-ад-дин не делает различия между монголами и тюрками, между татарами и тюрками. Не меньше роли средневековые монголы сыграли и в происхождении мас-куба (притом исключительно дворянства и воинства-казачества!), черкасов, дагестанских народов и вайнахов, персов и азербайджанцев, японцев (20 тысяч человек там пропало!) и маньчжуров, основную часть потомков воинов Чингисхана проглотил Великий Кытай!

Т.е. для средневекового понятия монгол, это не конкретная народность с определенным языком и внешностью, а определенная пассионарная общность людей, преисполненная желания выполнить все требования Верховного Владыки Судьбы Чынгыс-Хаана и его исполнителя Джучи-хана.

И тому, кто воспротивится этой воле, обьединению доселе независимых племен в единый организм, в те времена снесли бы голову гвардейцы-телохранители.

Link to comment
Share on other sites

И что же вы предлагаете? Может представитель каждого этноса

сделает таблицу сравнения названий монгольских племен и современного

народа.

Например, мы уранхайцы, для тех кто этого не понимает, обьясняю

тюрки и монголы нас обычно либо тунгусами, либо хамниганами знают.

Вокараи, бекри - меркиты.

Увачан - увас-меркиты.

Монголь (род в Нижней Тунгуске, по древнему река Усы)- монгол.

Хатагин, хатыгын - хатакан, хартакан.

Иологир - джалаир.

Тумат - тумат.

Сортол, сартаул - сартаул.

Дуликагир или дулгаан - дулгаты.

Баягиры, баяки - байауты.

Варгаган, варган - баргу.

Урянхаи-эвенки - урянкаты Баргузина!

Еще много чего, просто подзабыл, как нибудь-потом.

Link to comment
Share on other sites

Guest Aldar
По случаю 800-летия со дня рождения Чингиз-хана в газете "Унэн" 31 мая 1969 г. была помещена статья "Чингиз-хан -основатель монгольского государства" Нацагдоржа.

Возможно фамилия автора неправильно была написана в моём источнике, хотелось бы узнать правильную, а ещё лучше прочитать эту статью, может кто сможет помочь, буду благодарен!:)

Avtor vidimo akademik Sh.Natsagdorj (napisano pravilno). Est' ego horoshaya rabota "Chingis Khaani Tsadig" vishedshaya v 90e godi, no ne dumau chto bila perevedena na russkii ili drugie yaziki.

Yan - polnii otstoi, Kalashnikov - ochen dostoverno v istoricheskom plane.

Sokrovennoe skazanie mojno naiti na altaica.narod.ru

Link to comment
Share on other sites

Рашид-ад-Дина (выдержки) можно почитать в недавно изданном I томе "Истоория татар".

Полностью Рашид-ад-Дина можно прочитать в недавно переизданном труде Тизенгаузена. Точнее, в первый том вошло то, что ранее составляло первый и часть второго томов. Если помните, в первом томе были арабские источники, во втором персидские, татарские, турецкие. Так вот, в обновлённый перый том вошли арабские и персидские. Продаётся в Восточной коллекции.

Link to comment
Share on other sites

Полностью Рашид-ад-Дина можно прочитать в недавно переизданном труде Тизенгаузена. Точнее, в первый том вошло то, что ранее составляло первый и часть второго томов. Если помните, в первом томе были арабские источники, во втором персидские, татарские, турецкие. Так вот, в обновлённый перый том вошли арабские и персидские. Продаётся в Восточной коллекции.

Уточню - в моем переиздании обоих томов СМИЗО Тизенгаузена Рашид ад-Дин представлен конечно не "полностью" - в СМИЗО исходно были включены только те фрагменты, которые касались Золотой Орды. Полностью "Джами ат-таварих" в русском переводе был издан в трехтомнике (4 книги) в 1946-1960 гг.

Насчет "Восточной коллекции" - да, там есть еще 2-3 экз "Золотой Орды в источниках", но если их цена не очень устраивает, то лучше обращаться ко мне, я продаю по издательской цене, без наценок магазинов.

Link to comment
Share on other sites

Действительно, для монголов и монголоязычных Чингизхан априори герой, в силу традиции. однако у ойрат Джунгарии не было такого пиетета перед чингизидами, вследствие чего и не удостоились правителей этого рода, обходились своими, насколько мне известно. Думаю, у хорицев также есть все основания недолюбливать ойрат с халхами и их чингизидами.

дискуссия уважаемых участников о влиянии и наследии Чингизхана - не более чем выражение собственного мнения по этому поводу, никакого отношения к представляемым ими народам не имеющего. поэтому как можно говорить о тюркском взгляде, если никто из постивших не возьмет на себя ответственность выразить мнение от имени всего народа (зарываюсь:)) Возможно, в учебниках истории нынешних суверенных тюркских государств есть какой-то лейтмотив в характеристике деяний Чингизхана и его потомков?

к тому же уверены ли уважаемые участники дискуссии, что они тюрки по крови? в этногенезе тюркских народов кто только не участвовал, недаром же тюрок характеризует расовая и языковая пестрота, от анатолийских тюрок на юго-западе до якутов на северо-востоке, от огузов до кипчаков и булгар. может статься, тот, кто сейчас считает себя татарином, два поколения назад имел бы все основания полагать себя марийцем, или нынешний казах (киргиз), сложись судьба его предков иначе, считал бы себя калмыком (и наоборот).

И уж конечно, памяти Чингизхана совершенно безразлично любое мнение о нем самом и его наследии.

История учит тому, что ничему не учит.

Пафосно, но искренне:)

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Vbyubzy, вы во многом правы. Тюрки, да и монголы, это результат смешения многих народов населявшых Центральную Азию. Достаточно посмотреть на племенной состав этих народов. К примеру, среди кыргызов есть найманы, мундузы, кыпчаки, конгыраты, мангыты, монголы, калмаки и многие другие. Вполне возможно что среди моих предков есть, например, и цатааны и урянхайцы и аборигены Средней Азии, может быть даже и монголы с калмыками. ;)

Link to comment
Share on other sites

Надо добавить такие процессы касаются всех народов... прошли, сейчас идут и будут идти.

Чингизхан крайне отрицательную роль сыграл в тюркском мире...

Единственно, тюрки нынешней Турции, не бывшие под пятой монголов ,сумели создать и сохранить своё государство. Это если мы будем следовать поговорке-"цыплят по осени считают".

А так можно долго гордиться деяними Чингизхана у прошлом....что плохо отразилось в настоящем.

Если кого благодарить...то надо дедушку Ленина за первый развал Российской империи,что позволило в дальнейшем иметь тюркские суверенные государства.

Link to comment
Share on other sites

Здесь какая-то ошибка. Тюрки Анатолии также были завоёваны Чингисханом.

Все тюркские государства Анатолии были под протекторатом улуса Хулагу. Более того, так племя Кайы, ставшее ядром Османского государства, прибыло в Анатолию именно в Чингизидскую эпоху. Видимо, представление о том, что Анатолия не была завоёвана происходит из того, что местные династы оставались у власти, а не были замещены Чингизидами.

Link to comment
Share on other sites

Во времена Чингиз хана там ещё была Византия. Просто я знаю ,турки не носятся с Чингизханом как с писаной торбой.. вывод сами делайте. И не слышал про иго у них,как у русских.

Про кайы не знаю...а добрались до окраин Европы предки нынешних турок раньше Чингисхана.

Link to comment
Share on other sites

Чингизхан крайне отрицательную роль сыграл в тюркском мире...

Единственно, тюрки нынешней Турции, не бывшие под пятой монголов ,сумели создать и сохранить своё государство.

Зачем же так категорично?

Кипчаки, бывшие "под пятой" татаров, вместо разрозненных племенных союзов получили от чингисидов мощную державу, пдобно которой в Степи не было со времен Тюркского каганата.

Потом, монголы Чингисхана это ведь не только настоящие немногочисленные монголы, но и великое множество тюркских племен (найман, керей, кыргыз, уйгур, др.).

Link to comment
Share on other sites

«Сокровенном сказании» термин mongqol играл роль не этнонима, а своего рода классификационной категории, куда включаются группы, провозгласившие Чингиса ханом. С именем «монгольской» идентичности произошла занимательная трансформация: став обозначением обширной державы, раскинувшейся «от восхода солнца до его захода», термин mongqol приобрел престижные коннотации и превратился в нечто вроде статусного индикатора, обладание которым давало право на пользование определенными «корпоративными привилегиями». Для эпохи расцвета монгольской державы было характерно следующее явление. По словам Рашид ад-Дина, «в настоящее время, вследствие благоденствия Чингис-хана и его рода, поскольку они суть монголы, - [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, - все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются [этим] именем, - а это не так, ибо в древности монголы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 1.С. 103).

http://agnuz.info/library/books/Hristianskiy_mir/page14.htm

Link to comment
Share on other sites

Зачем же так категорично?

Кипчаки, бывшие "под пятой" татаров, вместо разрозненных племенных союзов получили от чингисидов мощную державу, пдобно которой в Степи не было со времен Тюркского каганата.

Потом, монголы Чингисхана это ведь не только настоящие немногочисленные монголы, но и великое множество тюркских племен (найман, керей, кыргыз, уйгур, др.).

Нее ...ну так рассуждать,то и русским надо благодарить монголов больше всего.Им больше перепало от монголов...крявичи,витичи-в русский народ ...объдинение русских княжеств в одно...

Получили мощную державу русские...а кипчаки шиш с маслом.

Да и русские были среди этого великого множества тюрков... и все они под мунголами были.

Link to comment
Share on other sites

Получили мощную державу русские...а кипчаки шиш с маслом.

Это лишь спустя 300 лет после Чингиса.

Link to comment
Share on other sites

Guest Мэнгэ-бай

Как могут кипчаки шиш с маслом получить? Монголы их всех раскидали по всему миру. Нынешние кипчаки это не суть древние кипчаки Сонкора, Бейбарса, Боняка и т.д., так же как и нынешние уйгуры Синцзяна не прямые потомки древних уйгуров Орхона. Так что "получать шиш" было некому.

У Чингиса премьер-министром был потомок найманского императора Елюй Даши. У Хубилая премьер-министром был уйгур Чинкай. Темучин написал свои ясы на уйгурском алфавите. И вообще влияние уйгуров было огромным.

Так что Император Вселенной очень противоречивый и сложный человек. Нельзя говорить о нем напрямик.

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...