Перейти к содержанию
Гость Rasul

Чингизхан

Рекомендуемые сообщения

если смуглые, то были бы каратору :)

Кереиты Киши Жуза, по моим наблюдениям, отнюдь не черноволосые. не думаю, что эта гипотеза в верном направлении. к примеру, мой род - Буурл, (седые или соловые), но мы в значительной степени черно-каштановолосые, и только иногда встречаются русые, чаще всего темно-русые. Подозреваю, что род получил тотемное наименование по масти лошади, которых выращивали и пользовали. кереиты - возможно, от керяд (мн.)- вОроны, также тотемное наименование.

Я тоже из родовой группы Буурул, но я не каштановолосый, а черный. У Виктора Папуева, по-моему, написано, что буурул не от цвета волос, а от цвета масти животного, тотема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кроме того, поскольку кереиты Ван-хана (предки торгудов Калмыкии, к слову) находились в монголоязычной среде, соседи, при правоте вашей, Бас1, гипотезы о черной собаке, не преминули бы назвать кереитов харанохоями (харнохас), что буквально и означает - черные собаки. однако подтверждения такого отношения к кереитам со стороны монголоязычных я не нахожу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кроме того, поскольку кереиты Ван-хана (предки торгудов Калмыкии, к слову) находились в монголоязычной среде, соседи, при правоте вашей, Бас1, гипотезы о черной собаке, не преминули бы назвать кереитов харанохоями (харнохас), что буквально и означает - черные собаки. однако подтверждения такого отношения к кереитам со стороны монголоязычных я не нахожу.

Насчет черных собак была шутка. Но я не одинок в своем мнении о том, что название кереитов произошло от слова черные (масть или цвет волос), также как и коныраты от слова коричневые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет черных собак была шутка. Но я не одинок в своем мнении о том, что название кереитов произошло от слова черные (масть или цвет волос), также как и коныраты от слова коричневые.

У нас есть "цветные" названия родов: харнут (от слова черный), шарад (от слова желтый). Возможно, что слово керя- ворон произошло от слово кара/хара- черный. В школьном этимологическом словаре читал, что русское слово карга происходит от тюркского слова ворон, кот. в свою очередь -от слова кара- черный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кара Ногай хан-Хар ноха хан.

Ногаицы-Нохас. :D

ногайцы не нохас (не надо оскорбительных сравнений, Хангай), они мангыд для монголоязычных. имя свое ногайцы получили от Акордынского темника Ногая, личности весьма достойной, оставившей след в Истории. Это не единственный случай, когда целый народ называет себя по имени правителя, достаточно вспомнить Узбека, давшего имя народу, из которого вышли как собственно узбеки, так и казахи. К слову, в Калмыцкой степи детям часто давали плохое имя (му нерн), чтобы уберечь его от шулмусов и болезней, а также от тяжести имени, такого как Чингиз, Аюка, Темуджин, поэтому иногда среди калмыков встречаются фамилии Нохаевых, Гахаевых, Мукабеновых, Загсеновых, Мукукеновых, Мучиряевых, Хулхачиевых и т.п.

Что касается ногьайлар, то для них, тюркоязычных, имя Ногай не несло отрицательного значения, поэтому они с охотой приняли его.

кстати, подобное справедливо и для калмыков, что созвучно для тюркоязычных с "калмак" - "отделившиеся, не принявшие ислам", тогда как для самих себя мы "Хальмгуд", и, честно говоря, нам глубоко положить на то, что о нас думают недоброжелатели из тюркоязычных (при всем моем уважении к тюркоязычным братьям).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
ногайцы не нохас (не надо оскорбительных сравнений, Хангай), они мангыд для монголоязычных. имя свое ногайцы получили от Акордынского темника Ногая, личности весьма достойной, оставившей след в Истории. Это не единственный случай, когда целый народ называет себя по имени правителя, достаточно вспомнить Узбека, давшего имя народу, из которого вышли как собственно узбеки, так и казахи. К слову, в Калмыцкой степи детям часто давали плохое имя (му нерн), чтобы уберечь его от шулмусов и болезней, а также от тяжести имени, такого как Чингиз, Аюка, Темуджин, поэтому иногда среди калмыков встречаются фамилии Нохаевых, Гахаевых, Мукабеновых, Загсеновых, Мукукеновых, Мучиряевых, Хулхачиевых и т.п.

Ногай как переводится на их языке?

На старо монгольском нохой пишется ногай.Это не провокация.

Также у нас много монголов с Муунохой,Голгоо. Ухнаа,Ишгэн.

А Гахаевых, Хулхачиевых для нас уже слишком. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ногай как переводится на их языке?

На старо монгольском нохой пишется ногай.Это не провокация.

Также у нас много монголов с Муунохой,Голгоо. Ухнаа,Ишгэн.

А Гахаевых, Хулхачиевых для нас уже слишком. :lol:

никак не переводится, поэтому и приняли это имя без подозрений. собака на ногайском - "ит".

что касается наименований, то имеются устоявшиеся и признанные в официальном делопроизводстве наименования народов, и "ногайцы" не переводится на халхасский как "нохойд".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чингиз, Аюка, Темуджин

Чингизы,Аюки, Мазаны у калмыков только в 20-м веке появились, когда забыли традиции связанные с запретом на некоторые имена. Еще нельзя было называть детей по имени богатырей из эпоса Джангар. Вот у казахов и киргизов имя Чингиз распространенно, у них видимо не было такой традиции. У меня в школе даже чеченец был по имени Чингиз-хан :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
У найманов кабан-тотем.

Цитата(vbyubzy @ 9.2.2009, 17:04) *

среди калмыков встречаются фамилии Нохаевых, Гахаевых, Мукабеновых, Загсеновых, Мукукеновых, Мучиряевых, Хулхачиевых и т.п. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гахай-Гохой-Кабан.

Давать вымышленные имена детям дабы уберечь от злых духов и сглаза распространен повсеместно, среди кочевых народов. И то что давать имена великих людей-тоже нельзя. Но времена нынче другие, некоторые дают, тем самым ырымдайд (не знаю как на русском) желая чтобы ребенок был таким же великим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
Гахай-Гохой-Кабан.

Давать вымышленные имена детям дабы уберечь от злых духов и сглаза распространен повсеместно, среди кочевых народов. И то что давать имена великих людей-тоже нельзя. Но времена нынче другие, некоторые дают, тем самым ырымдайд (не знаю как на русском) желая чтобы ребенок был таким же великим.

Кажется,это похож на обычай корейцов. :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сказите где можно найти

Хамидуллин Б.Л. Чингиз-хан – 850. Книга I. – Казань: ПИК “Дом печати”, 2002. – 288 с., с илл.

Книга I дилогии “Чингиз-хан – 850” включает в себя анализ основных письменных источников по эпохе Чингиз-хана и истории создания Монгольской империи, а также письменные и фольклорные источники (полностью или в отрывках).

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Издание осуществлено на средства автора-составителя. Перепечатка материалов книги без ведома автора-составителя является нарушением Закона Российской Федерации “Об авторском праве и смежных прав

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть 1. Роль личности в истории

Часть 2. Основные письменные источники по эпохе Чингиз-хана и истории создания Монгольской империи

Часть 3. «Сокровенное сказание монголов» или «Тайная история монголов» или «Происхождение / Родословие Чингиз-хана»

Приложение №1. «Сокровенное сказание»

Приложение №2. Рашид ад-дин. «Летопись Чингиз-хана»

Приложение №3. «Повесть о споре мальчика-сироты с девятью витязями августейшего Чингиса»

Приложение №4. Отрывки из книги Шихаб ад-дина Мухаммада ан-Насави «Сират ас-султан Джалал ад-дин Манкбурны»

Приложение №5. Сообщение Суздальской летописи о событиях 1223 года на реке Калке

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
БИЛИК

14. Полагайся только на проверенную информацию. Прежде чем употреблять что-либо, посоветуйся как минимум с тремя специалистами в данном деле. Всякое слово, в котором согласились трое сведущих (умных), можно сказать всюду; в противном случае нельзя полагаться на него. Сравнивай слово свое и слово других со словами сведущих: если оно будет в согласности, то можно сказать, в противном же случае никак не должно говорить. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
Билик

19. Всякое серьёзно (одухотворенно) сказанное слово – могучая сила. Всякое слово, которое сказали, думаю, что оно сильно, если его скажут серьезно, а если шутя - нельзя исполнить

12. Постоянно овладевай новыми знаниями, ибо человек без свежих знаний, как камень в глубоком омуте – исчезает.

К нашим врагам:

Человек величайших удовольствие состоит в том, чтобы победить своих врагов, чтобы заставить их перед ним, чтобы принять от них то, что они располагают, чтобы увидеть тех, кого они дорожат в слезах, чтобы ездить своих лошадей, провести их жен и дочерей на руках .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К нашим врагам:

Человек величайших удовольствие состоит в том, чтобы победить своих врагов, чтобы заставить их перед ним, чтобы принять от них то, что они располагают, чтобы увидеть тех, кого они дорожат в слезах, чтобы ездить своих лошадей, провести их жен и дочерей на руках .

Эти пункты нужно вычеркнуть из "современной" Ясы, также как про то, что нельзя мыться и убивать поперхнувшихся. За убийство мусульманина полагалось 40 золотых, а буддиста можно было откупиться одним словом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ерлан, всячески поддерживаю тебя. Когда-то наши предки жили по законам Жасака и славились своей справедливостью, благородством и твердостью. Многие древние историки это замечали. Пора бы и нам взять идеологию или хотя бы воспитывать детей на примерах предков (как японские самураи).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваs 1 (извини не знаю имени) я уже слышал, что японцы в своей древней истории упоминают предков тюрков (казахов и др.). В качестве доказательства говорят, что у них как и у нас дети рождаются с синим пятном (хлопком всевышнего) взади в нижней части спины малышей. Даже их синтоизм (нац. религия) имеет общие моменты с Мяангы Кок Тяанырым. Насчёт воспитания, да.

Четно говоря мои знания о самурайстве основываются на книги "Хагакуре". Там описан кодекс средневековых самураев. Но, то что у нас с ними общие предки не вызывает никаких сомнений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Eurasianet: Чингисхан был демократом и просвещенным правителем? Выставка в Хьюстоне

08:10 02.03.2009

ЧИНГИСХАН БЫЛ ДЕМОКРАТОМ И ПРОСВЕЩЕННЫМ ПРАВИТЕЛЕМ?

Музейная экспозиция, открывающаяся 27 февраля в Хьюстоне, может изменить представление людей о Чингисхане. Выставка характеризует великого монгольского правителя не как кровавого варвара, а как "великого деятеля, несущего цивилизацию", просвещенного правителя, соединяющего европейскую и азиатскую культуры.

Экспозиция, открывающаяся в Музее естествознания Хьюстона, называется просто: "Чингисхан". Подготовка к ней продолжалась в течение семи лет, а представленные в ней экспонаты представляют крупнейшую коллекцию предметов монгольской культуры, "от первого печатного станка до бумажных денег, золота императоров, шелковых одежд и сложного оружия самого загадочного из мировых правителей и его потомков", – говорится на сайте выставки.

По словам организатора выставки Дона Лессема, автора научно-популярных книг и создателя самой выставки, известного в профессиональных кругах под именем "Дино Дон", ее организация заняла так много времени, потому что ему было сложно убедить спонсоров в существовании интереса к Чингисхану. "Он был человеком тысячелетия, но в музейном мире его не воспринимали всерьез, – говорит Лессем. – Мне пришлось провести исследования в шести [американских] городах, чтобы доказать, что интерес к Чингисхану у публики просто огромен".

Он подбирал артефакты в музеях Монголии, петербургском Эрмитаже и ряде частных американских собраний. Экспозиция должна была включать и предметы из музеев Внутренней Монголии, входящей ныне в состав Китая, но, по словам Лессема, китайское правительство отказалось от участия в выставке буквально за месяц до ее открытия. Официально причиной стали проблемы с получением разрешения, которое требовалось музею Внутренней Монголии, чтобы предоставить экспонаты для американской выставки. Но, как полагает Лессем, Пекин передумал участвовать в выставке из опасения, что та может заострить внимание на роли проживающих в Китае национальных меньшинств.

Исследования Лессема показывают, что в отношении монгольского правителя бытует неправильное представление. Хотя за последние 20 лет ученые в значительной мере пересмотрели свои взгляды на эпоху Чингисхана, эта переоценка не стала достоянием широкой общественности, говорит эксперт по Монголии Колумбийского университета Моррис Россаби (Morris Rossabi), являющийся одним из консультантов выставки.

"Еще 20 лет назад монголы и Чингисхан считались просто разбойниками, грабителями, убийцами и насильниками, – говорит Россаби. – Потом, примерно 20 лет назад, специалисты по Монголии начали пересматривать свое отношение: они посмотрели на монголов как на объединителей мира, как на людей, проводивших политику, направленную на становление и развитие торговли и ремесел, а также покровителей искусства. Мы не забыли о грабежах и разбое, но у всего этого есть и другая сторона".

"Широкая общественность по-прежнему видит в монголах дикарей, в то время как существовали прекрасные вещи и предметы, монголы применяли интересные и необычные технические приспособления, которые, в ряде случаев, создавались по их заказу. И вы можете убедиться в этом сами, побывав на выставке. Так что складывается совершенно иная картина", – добавил Россаби.

Некоторые из предметов, экспонируемых на выставке, представляют собой бронзовые и серебряные "пропуска", которые выдавались монгольскими правителями дипломатам и купцам, путешествовавшим по Шелковому Пути. В зависимости от материала, из которого они были изготовлены, эти "пропуска" давали их владельцам право на целый ряд привилегий, от беспрепятственного прохода через различные районы Монгольской империи до самых широких административных полномочий.

Кроме того, на выставке можно будет увидеть керамические и серебряные чаши из владений Золотой Орды – части Монгольской империи, находившейся на территории современной России. Эти предметы свидетельствуют о том, что во время монгольского правления поощрялось развитие ремесел в южных пределах России (между Черным и Каспийским морями), разоренных в ходе межплеменных войн, говорит археолог Смитсоновского института и еще один консультант выставки, Уильям Фицхью (William Fitzhugh).

Экспонаты Золотой Орды прибыли главным образом из Эрмитажа. Их редко можно увидеть за пределами России. "Многие из этих предметов, принадлежащих Эрмитажу, не слишком часто выставляются за рубежом, так что это воистину волнующее событие", – говорит эксперт по Монголии Алисия Кампи (Alicia Campi), не являющаяся сотрудником выставки.

По мнению многих ученых, занимающихся изучением Монголии, переосмысление взгляда на монголов привело к тому, что маятник качнулся слишком сильно в другую сторону. Ряд не вполне зрелых научных работ – особенно бестселлер "Чингисхан и процесс создания современного мира" Джека Уезерфорда (Jack Weatherford) – привели к формированию некоторых неправильных представлений, вроде тех, что Чингисхан был демократом и родоначальником международного права.

"Когда в девяностых годах, после эпохи коммунизма, Монголия стала открытым государством, они искали пути укрепления национального самосознания, и так как к нему самое непосредственное отношение имеет Чингисхан, они стали всячески подчеркивать позитивные аспекты, связанные с этим историческим персонажем. Эти разговоры подхватили некоторые чересчур доверчивые представители Запада, поверившие, например, в его демократичность, что является полнейшей чепухой", – говорит Россаби.

"Они утверждают, что поскольку собиралась знать и выбирала нового хана, то это была демократия. Но хана выбирали 15 человек, и он должен был происходить из рода Чингисхана. Это не демократия, – подчеркивает эксперт. – А идея, что Чингисхан является основателем международного права, совершенно абсурдна".

Тем не менее утверждение, что Чингисхан является первопроходцем в области международного права, можно найти и в рекламных материалах выставки. Лесссем объясняет это различием во взглядах Уезерфорда и Россаби, не отдавая предпочтения ни той, ни другой стороне. "Чем больше я изучаю этот вопрос, тем больше мне кажется, что истина где-то посередине, – говорит он. – Но я не эксперт, я энтузиаст-любитель".

Выставка в Хьюстоне продлится до 7 сентября, после чего переедет в Денверский музей естественной истории. Вопрос о том, куда еще отправится выставка, сейчас прорабатывается, но экспозиция не ограничится только территорией США, говорит Лессем.

27.II.2009

Источник - Eurasianet

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1235970600

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...