АксКерБорж Опубликовано 18 июля, 2018 Опубликовано 18 июля, 2018 Дорогой друг, Peacemaker, ответьте мне пожалуйста на простой вопрос, который давно не дает мне покоя. Если монголоязычные народы претендуют (особенно активно в 21 веке) на то, что не казахи или другие тюркские народы являются прямыми потомками кочевых скотоводческих всаднических народов Евразии (хуннов, тюрков, тогуз-огузов, татар-монгол и пр.), а именно они, то почему в таком случае монголоязычным народам не знакома традиция конных состязаний и игр, кроме скачек, каковых к примеру у казахов очень много и все они разнообразны? Странная картина для претендентов на правопреемство культуры номадов...
АксКерБорж Опубликовано 12 августа, 2018 Опубликовано 12 августа, 2018 Еще одна немаловажная деталь! У монголоязычных народов отсутствует традиция детского конского седла! - Получается, что монгольские дети учились езде на лошади с возраста (примерно с 7 лет), когда могли уже безопасно сидеть и держаться в обычном, взрослом седле? - Получается, что монголы своих детей младше этого возраста (примерно с 3 лет) на лошадь не сажали, как это делали казахи?
АксКерБорж Опубликовано 12 августа, 2018 Опубликовано 12 августа, 2018 Вопросы очень интересные, это очень важная деталь у монголоязычных народов, не свойственная настоящему всадническому народу! Если у монголоязычных народов нет специального детского седла, то значит совсем маленькие дети (примерно с 3 лет) к верховой езде не приобщались! Монгольские дети за неимением детского седла приобщались к езде только с того возраста, когда могли самостоятельно сидеть во взрослом седле, держаться в нем и не падать, а этом примерно возраст не младше 7 лет.
АксКерБорж Опубликовано 12 августа, 2018 Опубликовано 12 августа, 2018 Наличие специального детского седла (каз: ашамай) особой конструкции и с ремнями очень важно, потому что только на него можно сажать и учить первому бесстрашию верхом на коне совсем маленьких несмышленышей (3 - 4 годика). Взрослое седло для них совершенно не подходит ни по размеру, ни по конструкции, и они упадут с лошади при первом же движении и могут получить серьезнейшие травмы вплоть до смертельных. К тому же первая посадка мальчика на такое седло у казахов был особым ритуалом, праздником: Картина проста и она примерно такая: Ходить ребенок начинает примерно в 1 годик. Специальное детское седло (у казахов) позволяет ребенку безопасно ездить верхом на лошади уже в 2 - 3 годика. Без специального детского седла (у монголов) ребенок сможет безопасно ездить на взрослом седле никак не ранее 7 лет.
Баха Опубликовано 6 августа, 2019 Опубликовано 6 августа, 2019 Западно-Казахстанская область, ауыл(село)Чижа-2
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2020 Опубликовано 26 сентября, 2020 Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Д.Я. Пельтц. Нач. 20 века. Джезказганский уезд Карагандинской области. На байге.
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2020 Опубликовано 26 сентября, 2020 Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. К.П. фон Кауфман. 2 пол. 19 века. Байга. 1
Ilovehorses Опубликовано 1 апреля, 2021 Опубликовано 1 апреля, 2021 26.09.2020 в 07:48, АксКерБорж сказал: Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. К.П. фон Кауфман. 2 пол. 19 века. Байга. Красивые картины! Они выставлены в зале или просто числятся у музея?
Карай Опубликовано 1 апреля, 2021 Опубликовано 1 апреля, 2021 12.08.2018 в 11:53, АксКерБорж сказал: - Получается, что монголы своих детей младше этого возраста (примерно с 3 лет) на лошадь не сажали, как это делали казахи? "Китайские послы Пэн Дая и Сюй-Тин в своих путевых заметках «Краткие сведения о черных татарах» писали следующее: «при стрельбе из лука мать везет с собой младенца на коне и прикрепляет его к плоской доске; трехлетнего ребенка прикрепляет к седлу и в руки дают натянуть поводья, затем все вместе сопровождают ребенка и скачут». Для приручения детей с малых лет к езде верхом используются заранее прирученные, смирные кони " "Когда в семье рождается мальчик и одновременно с ним или вскоре в табуне появляется жеребенок, его дарят этому ребенку, и они начинают расти вместе. Первое время жеребенка держат в юрте, потому что он маленький и слабый. Мальчик привыкает к жеребенку, начинает за ним ухаживать, с ним играть. Известны случаи, когда кобыла мать не принимает жеребенка, тогда мальчик начинает петь монгольскую протяжную песню до тех пор, пока не растрогается кобыла и не примет дитя. Этот обычай встречается и сейчас. Он воспитывает у ребенка бережное и душевное отношение к домашним животным С 3-4-х лет, монгольские дети начинают ездить на обученном жеребенке. Они, как правило, примерно одного роста, поэтому езда дается легко, в случае падения снижается риск травмы. Между ребенком и жеребенком возникает взаимная привязанность. В старинных книгах отмечаются, что как только ребенок достигнет двух-трех лет, его приручают езде верхом на коне, а в дальнейшем - садиться одним рывкам на лошадь без седла. В некоторых местностях в древние времена совершали специальный ритуал для приучения детей езде верхом на коне. Обращаясь к ламам, прорицателям или шаманам, определяли благополучный для ребенка день. Родители по материнской и отцовской линии поднимали ребенка и сажали в седло, при этом обязательно совершали важный ритуал: брызгали молоком на гриву коня и в местах за седлом. Затем сопровождали коня с ребенком. В этот день собирались все близкие люди и устраивали маленький пир. Сначала дети ездят верхом на коне без седла, потом в седле, постепенно они осваивают искусство приручения необъезженных жеребят и необученных лошадей. " ("Монгольские традиции физического воспитания детей" Чулуунбат Должинсурэн). https://cyberleninka.ru/article/n/mongolskie-traditsii-fizicheskogo-vospitaniya-detey
АксКерБорж Опубликовано 1 апреля, 2021 Опубликовано 1 апреля, 2021 4 минуты назад, Карай сказал: "Китайские послы Пэн Дая и Сюй-Тин в своих путевых заметках «Краткие сведения о черных татарах» писали следующее: «при стрельбе из лука мать везет с собой младенца на коне и прикрепляет его к плоской доске; трехлетнего ребенка прикрепляет к седлу и в руки дают натянуть поводья, затем все вместе сопровождают ребенка и скачут». Китайцы это писали про татар, а я ставил вопрос про халха. 6 минут назад, Карай сказал: С 3-4-х лет, монгольские дети начинают ездить на обученном жеребенке. Они, как правило, примерно одного роста, поэтому езда дается легко, в случае падения снижается риск травмы. Между ребенком и жеребенком возникает взаимная привязанность. Кто додумался написать такое? 3 часа назад, Ilovehorses сказал: Красивые картины! Они выставлены в зале или просто числятся у музея? Я думаю, что фотографии не в залах, но в хранилищах.
Карай Опубликовано 1 апреля, 2021 Опубликовано 1 апреля, 2021 29 минут назад, АксКерБорж сказал: Китайцы это писали про татар, а я ставил вопрос про халха. Китайцы «монголов» Чингисхана называли хэй-да «черные татары». В «Мэн-да Бэй-лу» читаем: «Нынешний император Чингис, а также все [его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами». Черные татары (предки современных монголов) были еще до возникновения казахов единой как нации. Или Вы думаете, что к моменту появления этнической группы монголов - Халха традиции были утеряны? Не сомневаюсь, что традиция кочевых народов усаживать на коня маленьких детей - НЕ казахское изобретение. 32 минуты назад, АксКерБорж сказал: Кто додумался написать такое? Внизу статьи есть список использованной литературы, ознакомьтесь.
Ilovehorses Опубликовано 2 апреля, 2021 Опубликовано 2 апреля, 2021 22 часа назад, АксКерБорж сказал: Китайцы это писали про татар, а я ставил вопрос про халха. Кто додумался написать такое? Я думаю, что фотографии не в залах, но в хранилищах. понял! интересно было бы сходить на какую-то конную выставку..