Перейти к содержанию
Гость sanj

Улус Джучи (Золотая орда)

Рекомендуемые сообщения

46 минут назад, Le_Raffine сказал:

"Батыевских татар"

емнип у него все таки "татар Золотой орды" было

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, Samtat сказал:

Да какая разница. Факт то , что считали себя потомками татар.

ИМХО: татар у арабо-мусульманских и европейских авторов в то время это экзоэтноним для средневековых монголов.

Хотя в самой империи татары это один из народов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

51 минуту назад, Le_Raffine сказал:

Вообще-то так не только Валиханов считал, но и в целом обычная точка зрения историков того времени. ХЗ почему она при совке стала вызывать такое отторжение.

советская политика. И казахов и татар тогда за Едиге начали прессовать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Samtat сказал:

Тогда в чём проблема ? В какой-то личной своей неприязни к слову "татар" ?

Лично у меня нет. Теоретически нас могли при совке тоже записать в татары. В Казахские например. :)

 

33 минуты назад, asan-kaygy сказал:

советская политика. И казахов и татар тогда за Едиге начали прессовать

Немного не понял. Точнее совсем не понял. Причем тут Едиге?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, Le_Raffine сказал:

Немного не понял. Точнее совсем не понял. Причем тут Едиге?

В 1944 году начали и казахов и татар преследовать за Золотую Орду. у татар попал Исанбет за Едиге, у казахов за Едиге Алькей Маргулан попал, на него доносы начали писать, аж книгу про Едиге теперь не найти. Либо сам уничтожил тираж либо КГБ.

Едиге и Золотая орда считались потенциально опасными для советов так как могли вести к пантюркизму в рамках осколков Золотой орды.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Его сразу избрали членом ученого совета пединститута, он активно включился в преподавательскую и общественную работу, весьма горячо поддерживал научные направления, разрабатываемые Алькеем Хакановичем Маргуланом, в особенности его книгу «Едыге в истории и преданиях» (1944 г.), подвергшейся необоснованной и тенденциозной критике историков-партийцев.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

 

В конце 40-х гг. было немало заметок на страницах га­зет о казахском национализме, оклеветавших и считавших врагами народа Е.Бекмаханова, Б.Сулейменова, Е.Исмаило-ва, К.Жумалиева, Шел активный процесс чистки рядов моло­дых ученых, истинных патриотов. В конце 40-х — начале 50-х гг. сотни казахских граждан, в том числе грамотных и образованных, стали жертвами политических репрессий. Об­винения были организованы высокопоставленной властью Москвы, и эта политика уничтожения национальной интел­лигенции началась еще в 20-е годы. Многие не знали, что А.Маргулан стоял в начале списка обвиняемых. Можно при­вести в качестве примера несколько статей, указов ЦК КП, предложений из статьи Б.Степанова, в которых раскрывает­ся роль общественных наук в воспитании национального нигилизма.

— Доктор филологических наук А.Маргулан в своей книге «Едыге в истории и преданиях» (1944 г.) наделяет Едыге -этого злейшего врага русского народа — всеми лучшими чер­тами казахского народа.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Вот здесь сказано об этом так: "Составители «Истории Казахской ССР» не только не показали глубоко реакционную роль монгольского ига, но ошибочно утверждают, что татаро-монгольское завоевание способствовало складыванию и развитию казахской народности, а одного из эмиров Золотой Орды Едыге прославляют, как народного героя и защитника трудящихся."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

 

Некоторые казахские историки и литераторы явно идеализируют Золотую Орду и всячески восхваляют Едыге. В подготовленном в 1944 г. Казахским филиалом Академии Наук «Историческом сборнике» в статье тов. Маргулана «Ер — Едыге» говорится: «Едыге — один из гениальных людей эпохи Золотой Орды. В народе сохранилось выражение: «тонкий волос вдоль ровно рассекал», как утверждение его справедливости. Он был защитником народа, мудрым политиком, печальником масс. По сохранившимся в народе преданиям, Едыге всю свою жизнь посвятил народу, Родине, поэтому и имя его не забывается веками» (стр. 56).

Несмотря на указание ЦК ВКП(б) о ханско-феодальной сущности Эпоса об Едыге, данного в постановлении «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации», — ряд литераторов и в 1945 году продолжали сочинять хвалебные стихотворения об Едыге (Сборник стихотворений «Ар» с. 27-28).

Секретарь ЦК КП(б) Казахстана тов. Абдыкалыков, вопреки историческим фактам, утверждает, «что у нас, т. е. в Казахстане, был другой Едыге, чем у татарского народа».

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

 

В работах по истории казахской литературы художественные произведения подбираются и истолковываются так, что дается извращенное представление о борьбе за независимость Казахстана. При анализе произведений литературоведы не проводят различия между русским царизмом и русским народом, не различают действительное национально- освободительное движение от разбойничьих набегов ханов. Все ханы объявляются батырами, борцами за народ, за его счастье. В один ряд становятся Едыге и Амангельды. В книге С. Муканова «Очерки по истории казахской литературы XVIII — XIX в.» (изд. 1942 г.) сказано: «Борьба за независимость своего народа породила таких исторических батыров, как Едыге, Кобланды, Таргини, Комбар, батыров XVIII-XIX вв. Срыма, Есета, Жанхожы и другие, через народное восстание, возглавлявшееся Амангельды Имановым, примыкают к Великой Октябрьской революции».

Тов. Муканов прославляет историю Золотой Орды, утверждая, что «После смерти монгольского хана Чингиса, управлявшего Востоком и Средней Азией, его старший сын на берегу Едил (Волга) создал государство «Алтын Орда» (Золотая Орда). Это государство в течение 300 лет славно существовало. В управлении и его обороне принимали участие и славились казахские батыры: «Едыге, Кобланды, Шора, Срым, Мамай, Коз-Турган, Тальегиз — эти исторические личности известны в истории, как народные батыры, защищавшие земли от иноземных захватчиков… Россия, завоевав крымских, астраханских, казанских ханов, с XVIII века начинает захват Казахской степи» (стр. 152-153).

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Считаем необходимым доложить ЦК ВКП(б), что второй секретарь ЦК КП(б) Казахстана т. Шаяхметов в ходе обсуждения проекта постановления ЦК КП(б) Казахстана «О подготовке 2-го издания «Истории Казахской ССР», занимал по некоторым вопросам неправильную позицию. Ссылаясь на то, что казахский Едыге имеет широкую популярность в казахском народе, что именем Едыге называют детей, именем Едыге старики благословляют своих сыновей и т. п. 17 , т. Шаяхметов предлагал исключить из проекта постановления все пункты, относящиеся к Едыге. Но это предложение т. Шаяхметова было отвергнуто бюро ЦК КП(б) Казахстана.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

17. В годы Великой Отечественной войны мужчин, уходивших на фронт, благословляли старшие в роду, семье, согласно древнему обычаю — «бата беру». Предложение Шаяхметова основано на этом традиционном обычае. В исторической памяти казахов Едыге сохранился в образе защитника родины. Использование в первые годы войны национальных традиций защиты отечества возродило многие исторические имена. Призыв «За Родину, за Сталина» переплетался в сознании бойцов-казахов с древним боевым духом и отождествлялся с образом защитников родины — Едыге, Кенесары, Амангельды.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

В книге Джумалиева «Казахская литература» (учебник для 8 класса средней школы), выпущенной КазОГИЗом в 1942 г. и распространенной в школах всей республики, имеется также много вредных националистических утверждений. Книга эта начинается с восхваления душителя русского народа Едиге, который якобы возглавил народную борьбу против ханов Золотой Орды. Далее, разбирая «народный эпос», в котором выражается возмущение и ненависть к Ивану Грозному и русскому народу в связи с разгромом татаро-монгольских завоевателей и взятием городов Казани и Астрахани, автор пространно цитирует религиозно-националистические стихи из поэмы «Шора батыр», смысл которых в следующем: Казань – колыбель мусульман занята врагами, русскими. Льются слезы народа. Ты езжай туда, Шора батыр, создай черный день для врага и т.д.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Многие казахские писатели и драматурги чуждаются актуальной советской тематики, копаются в исторических архивах и в эпических произведениях далекого прошлого, из которых куда легче составить пьесу, чем написать ее на злободневную политическую тему, требующую кропотливой и вдумчивой работы. Этим только и можно объяснить появление в казахской советской литературе таких недостойных произведений, как пьеса Джумалиева «Едиге» или пьеса Тажибаева «Мы казахи». Этим же объясняется и тот безотрадный факт, что даже в репертуаре столичного Академического театра драмы (казахского) до сих пор нет ни одной пьесы на современную советскую тематику.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Samtat сказал:

Т.е. по-вашему ,  когда казахи , со слов Валиханова, считали себя потомками татар Чингизхана - это дичь ?

дич называть всех: монголов Монголии, кыпчаков Дешта, оседлое население Булгара, Сарая, Крыма, кочевников Золотой орды, кочевников-ногайцеа, казахов - всех татарами. с этой дичью мы жили в царское время и в советское и вместо того чтобы изучить этот вопрос самоидентификации разношерстого населения Золотой орды, послеордынских ханств, их особенность и различия - наоборот с помощью названия "татарские ханства" в этой книге как крутились на месте так и крутятся. хотя если почитать конкретно статью в книге то там написано что ногайцы это ногайцы а не часть эфемерного придуманного этноса "татары" (тут я имею ввиду обобщение данного этнонима на всех, кто жил и имел свои этнические особенности и государственность от Дуная до Иртыша уже после падения ЗО). вопрос к названию: назовите как угодно: постордынские или еще что нибудь но не колониальное и ярлычное "татары"

2 часа назад, Samtat сказал:

Ну если бы территория Узбекистана исторически входила в состав Улуса Джучи, то  определённо нужно было.

на заметку: Хорезм входил в состав Золотой орды и там с 1512 г. по 1728 г. правили прямые потомки золотоордынского хана Арабшаха а Хорезм в эту пеструю команду не включили? объясните мне: почему? 

2 часа назад, Le_Raffine сказал:

Ну при совке нас вообще отодвинули от Орды.

я могу допустить (хотя и там вопросы возникнут) про Крым, Тюмень, Астрахань, но ногайцы, Ногайская орда, казахи, Казахское ханство никогда не были "татарами" даже у совка

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Le_Raffine сказал:

Лично у меня нет. Теоретически нас могли при совке тоже записать в татары. В Казахские например. :)

азербайджанцы например ими побывали) но у нас то было самоназвание, как и у ногайцев. что то я сомневаюсь что нас могли сделать татарами. русские никогда нас так не называли

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Le_Raffine сказал:

Лично у меня нет. Теоретически нас могли при совке тоже записать в татары. В Казахские например. :)

нас уже столетия называли казаками, киргизами и не могли назвать татарами (как и ногайцев, каракалпаков, кыргызов, узбеков)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, кылышбай сказал:

дич называть всех: монголов Монголии, кыпчаков Дешта, оседлое население Булгара, Сарая, Крыма, кочевников Золотой орды, кочевников-ногайцеа, казахов - всех татарами.

Но это факт. Почитайте источники времён Золотой Орды. И "государство татар", и "хан татар" и "земля татар". И татары , и ногайцы и казахи вышли из этого государства татар.  И от этого не уйти. Отсюда и правомерность причисления постордынских образований к татарским.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, кылышбай сказал:

на заметку: Хорезм входил в состав Золотой орды 

Ну скажем я в курсе. А вот вы знаете город Хорезм или целый регион Хорезм входил в Золотую Орду ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Le_Raffine сказал:

Лично у меня нет. Теоретически нас могли при совке тоже записать в татары. В Казахские например

А зачем записывать? Если вы сами себя считали потомками татар ?

У одного из авторов 16-17 века(?) в перечислении орд татарских была Казакская, если не ошибаюсь.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...