Samtat Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Тогда в чём проблема ? В какой-то личной своей неприязни к слову "татар" ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 46 минут назад, Le_Raffine сказал: "Батыевских татар" емнип у него все таки "татар Золотой орды" было Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 40 минут назад, Samtat сказал: Да какая разница. Факт то , что считали себя потомками татар. ИМХО: татар у арабо-мусульманских и европейских авторов в то время это экзоэтноним для средневековых монголов. Хотя в самой империи татары это один из народов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 51 минуту назад, Le_Raffine сказал: Вообще-то так не только Валиханов считал, но и в целом обычная точка зрения историков того времени. ХЗ почему она при совке стала вызывать такое отторжение. советская политика. И казахов и татар тогда за Едиге начали прессовать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 1 час назад, Samtat сказал: Тогда в чём проблема ? В какой-то личной своей неприязни к слову "татар" ? Лично у меня нет. Теоретически нас могли при совке тоже записать в татары. В Казахские например. 33 минуты назад, asan-kaygy сказал: советская политика. И казахов и татар тогда за Едиге начали прессовать Немного не понял. Точнее совсем не понял. Причем тут Едиге? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 23 минуты назад, Le_Raffine сказал: Немного не понял. Точнее совсем не понял. Причем тут Едиге? В 1944 году начали и казахов и татар преследовать за Золотую Орду. у татар попал Исанбет за Едиге, у казахов за Едиге Алькей Маргулан попал, на него доносы начали писать, аж книгу про Едиге теперь не найти. Либо сам уничтожил тираж либо КГБ. Едиге и Золотая орда считались потенциально опасными для советов так как могли вести к пантюркизму в рамках осколков Золотой орды. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 http://iie.kz/?p=668&lang=ru Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Цитата Его сразу избрали членом ученого совета пединститута, он активно включился в преподавательскую и общественную работу, весьма горячо поддерживал научные направления, разрабатываемые Алькеем Хакановичем Маргуланом, в особенности его книгу «Едыге в истории и преданиях» (1944 г.), подвергшейся необоснованной и тенденциозной критике историков-партийцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 https://www.kazportal.kz/alkey-hakanovich-margulan-biografiya/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Цитата В конце 40-х гг. было немало заметок на страницах газет о казахском национализме, оклеветавших и считавших врагами народа Е.Бекмаханова, Б.Сулейменова, Е.Исмаило-ва, К.Жумалиева, Шел активный процесс чистки рядов молодых ученых, истинных патриотов. В конце 40-х — начале 50-х гг. сотни казахских граждан, в том числе грамотных и образованных, стали жертвами политических репрессий. Обвинения были организованы высокопоставленной властью Москвы, и эта политика уничтожения национальной интеллигенции началась еще в 20-е годы. Многие не знали, что А.Маргулан стоял в начале списка обвиняемых. Можно привести в качестве примера несколько статей, указов ЦК КП, предложений из статьи Б.Степанова, в которых раскрывается роль общественных наук в воспитании национального нигилизма. — Доктор филологических наук А.Маргулан в своей книге «Едыге в истории и преданиях» (1944 г.) наделяет Едыге -этого злейшего врага русского народа — всеми лучшими чертами казахского народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Цитата Вот здесь сказано об этом так: "Составители «Истории Казахской ССР» не только не показали глубоко реакционную роль монгольского ига, но ошибочно утверждают, что татаро-монгольское завоевание способствовало складыванию и развитию казахской народности, а одного из эмиров Золотой Орды Едыге прославляют, как народного героя и защитника трудящихся." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 https://rabkrin.org/1944-ob-oshibkah-i-nedostatkah-v-ideologicheskoy-rabote-v-partiynoy-organizatsii-kazahstana-dokument/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Цитата Некоторые казахские историки и литераторы явно идеализируют Золотую Орду и всячески восхваляют Едыге. В подготовленном в 1944 г. Казахским филиалом Академии Наук «Историческом сборнике» в статье тов. Маргулана «Ер — Едыге» говорится: «Едыге — один из гениальных людей эпохи Золотой Орды. В народе сохранилось выражение: «тонкий волос вдоль ровно рассекал», как утверждение его справедливости. Он был защитником народа, мудрым политиком, печальником масс. По сохранившимся в народе преданиям, Едыге всю свою жизнь посвятил народу, Родине, поэтому и имя его не забывается веками» (стр. 56). Несмотря на указание ЦК ВКП(б) о ханско-феодальной сущности Эпоса об Едыге, данного в постановлении «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации», — ряд литераторов и в 1945 году продолжали сочинять хвалебные стихотворения об Едыге (Сборник стихотворений «Ар» с. 27-28). Секретарь ЦК КП(б) Казахстана тов. Абдыкалыков, вопреки историческим фактам, утверждает, «что у нас, т. е. в Казахстане, был другой Едыге, чем у татарского народа». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Цитата В работах по истории казахской литературы художественные произведения подбираются и истолковываются так, что дается извращенное представление о борьбе за независимость Казахстана. При анализе произведений литературоведы не проводят различия между русским царизмом и русским народом, не различают действительное национально- освободительное движение от разбойничьих набегов ханов. Все ханы объявляются батырами, борцами за народ, за его счастье. В один ряд становятся Едыге и Амангельды. В книге С. Муканова «Очерки по истории казахской литературы XVIII — XIX в.» (изд. 1942 г.) сказано: «Борьба за независимость своего народа породила таких исторических батыров, как Едыге, Кобланды, Таргини, Комбар, батыров XVIII-XIX вв. Срыма, Есета, Жанхожы и другие, через народное восстание, возглавлявшееся Амангельды Имановым, примыкают к Великой Октябрьской революции». Тов. Муканов прославляет историю Золотой Орды, утверждая, что «После смерти монгольского хана Чингиса, управлявшего Востоком и Средней Азией, его старший сын на берегу Едил (Волга) создал государство «Алтын Орда» (Золотая Орда). Это государство в течение 300 лет славно существовало. В управлении и его обороне принимали участие и славились казахские батыры: «Едыге, Кобланды, Шора, Срым, Мамай, Коз-Турган, Тальегиз — эти исторические личности известны в истории, как народные батыры, защищавшие земли от иноземных захватчиков… Россия, завоевав крымских, астраханских, казанских ханов, с XVIII века начинает захват Казахской степи» (стр. 152-153). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Цитата Считаем необходимым доложить ЦК ВКП(б), что второй секретарь ЦК КП(б) Казахстана т. Шаяхметов в ходе обсуждения проекта постановления ЦК КП(б) Казахстана «О подготовке 2-го издания «Истории Казахской ССР», занимал по некоторым вопросам неправильную позицию. Ссылаясь на то, что казахский Едыге имеет широкую популярность в казахском народе, что именем Едыге называют детей, именем Едыге старики благословляют своих сыновей и т. п. 17 , т. Шаяхметов предлагал исключить из проекта постановления все пункты, относящиеся к Едыге. Но это предложение т. Шаяхметова было отвергнуто бюро ЦК КП(б) Казахстана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Цитата 17. В годы Великой Отечественной войны мужчин, уходивших на фронт, благословляли старшие в роду, семье, согласно древнему обычаю — «бата беру». Предложение Шаяхметова основано на этом традиционном обычае. В исторической памяти казахов Едыге сохранился в образе защитника родины. Использование в первые годы войны национальных традиций защиты отечества возродило многие исторические имена. Призыв «За Родину, за Сталина» переплетался в сознании бойцов-казахов с древним боевым духом и отождествлялся с образом защитников родины — Едыге, Кенесары, Амангельды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 http://islamperspectives.org/rpi/items/show/17794 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Цитата В книге Джумалиева «Казахская литература» (учебник для 8 класса средней школы), выпущенной КазОГИЗом в 1942 г. и распространенной в школах всей республики, имеется также много вредных националистических утверждений. Книга эта начинается с восхваления душителя русского народа Едиге, который якобы возглавил народную борьбу против ханов Золотой Орды. Далее, разбирая «народный эпос», в котором выражается возмущение и ненависть к Ивану Грозному и русскому народу в связи с разгромом татаро-монгольских завоевателей и взятием городов Казани и Астрахани, автор пространно цитирует религиозно-националистические стихи из поэмы «Шора батыр», смысл которых в следующем: Казань – колыбель мусульман занята врагами, русскими. Льются слезы народа. Ты езжай туда, Шора батыр, создай черный день для врага и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Цитата Многие казахские писатели и драматурги чуждаются актуальной советской тематики, копаются в исторических архивах и в эпических произведениях далекого прошлого, из которых куда легче составить пьесу, чем написать ее на злободневную политическую тему, требующую кропотливой и вдумчивой работы. Этим только и можно объяснить появление в казахской советской литературе таких недостойных произведений, как пьеса Джумалиева «Едиге» или пьеса Тажибаева «Мы казахи». Этим же объясняется и тот безотрадный факт, что даже в репертуаре столичного Академического театра драмы (казахского) до сих пор нет ни одной пьесы на современную советскую тематику. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 2 часа назад, Samtat сказал: Т.е. по-вашему , когда казахи , со слов Валиханова, считали себя потомками татар Чингизхана - это дичь ? дич называть всех: монголов Монголии, кыпчаков Дешта, оседлое население Булгара, Сарая, Крыма, кочевников Золотой орды, кочевников-ногайцеа, казахов - всех татарами. с этой дичью мы жили в царское время и в советское и вместо того чтобы изучить этот вопрос самоидентификации разношерстого населения Золотой орды, послеордынских ханств, их особенность и различия - наоборот с помощью названия "татарские ханства" в этой книге как крутились на месте так и крутятся. хотя если почитать конкретно статью в книге то там написано что ногайцы это ногайцы а не часть эфемерного придуманного этноса "татары" (тут я имею ввиду обобщение данного этнонима на всех, кто жил и имел свои этнические особенности и государственность от Дуная до Иртыша уже после падения ЗО). вопрос к названию: назовите как угодно: постордынские или еще что нибудь но не колониальное и ярлычное "татары" 2 часа назад, Samtat сказал: Ну если бы территория Узбекистана исторически входила в состав Улуса Джучи, то определённо нужно было. на заметку: Хорезм входил в состав Золотой орды и там с 1512 г. по 1728 г. правили прямые потомки золотоордынского хана Арабшаха а Хорезм в эту пеструю команду не включили? объясните мне: почему? 2 часа назад, Le_Raffine сказал: Ну при совке нас вообще отодвинули от Орды. я могу допустить (хотя и там вопросы возникнут) про Крым, Тюмень, Астрахань, но ногайцы, Ногайская орда, казахи, Казахское ханство никогда не были "татарами" даже у совка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 1 час назад, Le_Raffine сказал: Лично у меня нет. Теоретически нас могли при совке тоже записать в татары. В Казахские например. азербайджанцы например ими побывали) но у нас то было самоназвание, как и у ногайцев. что то я сомневаюсь что нас могли сделать татарами. русские никогда нас так не называли Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 1 час назад, Le_Raffine сказал: Лично у меня нет. Теоретически нас могли при совке тоже записать в татары. В Казахские например. нас уже столетия называли казаками, киргизами и не могли назвать татарами (как и ногайцев, каракалпаков, кыргызов, узбеков) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 3 часа назад, кылышбай сказал: дич называть всех: монголов Монголии, кыпчаков Дешта, оседлое население Булгара, Сарая, Крыма, кочевников Золотой орды, кочевников-ногайцеа, казахов - всех татарами. Но это факт. Почитайте источники времён Золотой Орды. И "государство татар", и "хан татар" и "земля татар". И татары , и ногайцы и казахи вышли из этого государства татар. И от этого не уйти. Отсюда и правомерность причисления постордынских образований к татарским. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 2 часа назад, кылышбай сказал: на заметку: Хорезм входил в состав Золотой орды Ну скажем я в курсе. А вот вы знаете город Хорезм или целый регион Хорезм входил в Золотую Орду ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 2 часа назад, Le_Raffine сказал: Лично у меня нет. Теоретически нас могли при совке тоже записать в татары. В Казахские например А зачем записывать? Если вы сами себя считали потомками татар ? У одного из авторов 16-17 века(?) в перечислении орд татарских была Казакская, если не ошибаюсь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться