Курсант Опубликовано 31 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 31 марта, 2018 Бурятские племена в 17веке многие бурятские рода мигрировали из Прибаикалья , в Забаикалья и в Халху , наиболее многочисленные считались эхириты, булагаты, хоринцы, в процессе консолидации различных монголоязычных племенных групп и отдельных родов немонгольского происхождения тюрок и тунгусов, живущих по обе стороны Баикала , стала складываться бурятская народность Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 14 апреля, 2018 Поделиться Опубликовано 14 апреля, 2018 Quote В 2017 году более 130 буряток стали женами монгольских мужчин. У монголов есть традиция брать в жены девушек из северных монгольских племен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 29 апреля, 2018 Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2018 класс! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buhren Опубликовано 2 ноября, 2018 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2018 DAIDA - YЛЬГЭР Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 2 ноября, 2018 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2018 On 4/29/2018 at 8:48 AM, Steppe Man said: класс! У него отец Ховдинский дербет,а мать бурятка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 8 января, 2019 Поделиться Опубликовано 8 января, 2019 Эхирит и Булагат - мальчики, отставшие (потерянные) от своих племен (икиресов и булагачинов) когда бурятские племена под предводительством Буха Нойона ушли в армию Чингисхана для похода "к последнему морю". Найдены и воспитаны шаманками (старики и старухи остались на родине т.к. не вынесли бы похода. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buhren Опубликовано 20 января, 2019 Поделиться Опубликовано 20 января, 2019 Насколько вообще адекватно считать, что в Баргуджин Токум была государственность или скорее её зачатки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
цеванрабдан Опубликовано 21 января, 2019 Поделиться Опубликовано 21 января, 2019 19 часов назад, Buhren сказал: Насколько вообще адекватно считать, что в Баргуджин Токум была государственность или скорее её зачатки? Конечно, адекватно. Описания границ североварварских государств в китайских хрониках тому подтверждение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buhren Опубликовано 23 января, 2019 Поделиться Опубликовано 23 января, 2019 22.01.2019 в 00:38, цеванрабдан сказал: Конечно, адекватно. Описания границ североварварских государств в китайских хрониках тому подтверждение. Интересно. А где можно будет про это поподробнее почитать? Кстати, недавно прочёл что этноним бурят произошёл от слова баряайд, баряауд, означающего люди, народ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
цеванрабдан Опубликовано 25 января, 2019 Поделиться Опубликовано 25 января, 2019 23.01.2019 в 17:45, Buhren сказал: Интересно. А где можно будет про это поподробнее почитать? В библиотеке БНЦ СО РАН. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buhren Опубликовано 27 января, 2019 Поделиться Опубликовано 27 января, 2019 26.01.2019 в 00:08, цеванрабдан сказал: В библиотеке БНЦ СО РАН. Вряд ли туда есть открытый доступ. Но спасибо! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 27 января, 2019 Поделиться Опубликовано 27 января, 2019 29.04.2018 в 03:48, Steppe Man сказал: класс! мелодия очень схожа со старыми татарскими народными песнями Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 1 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Igar Опубликовано 2 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2019 Матрос Алдар Цыденжапов — первый моряк-надводник Тихоокеанского флота, удостоенный высокого звания Героя России со времён Великой Отечественной войны. Это произошло 24 сентября 2010 года. Эсминец «Быстрый» готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку. Было около 4-х утра, когда в машинном отделении прорвало топливный трубопровод энергоустановки и горючее хлынуло под сильным напором, кабина мгновенно вспыхнула. 19-летний Алдар Цыденжапов оказался в эпицентре пожара. По словам сослуживцев, он не растерялся и бросился к энергоустановке — стал ее экстренно отключать, закручивая необходимые вентили. Алдар сумел остановить утечку топлива и предотвратить взрыв. Практически сгорая заживо, он продолжал отключать энергосистему. Матрос не потерял сознание, он вышел из отсека самостоятельно, но ожог его тела составлял почти 100%. Оперативные действия Алдара и его сослуживцев привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая в противном случае могла взорваться и нанести мощный урон эсминцу, на котором было около 300 человек. Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Алдару оставалось служить меньше месяца. 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 2 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2019 3 минуты назад, Igar сказал: Матрос Алдар Цыденжапов — первый моряк-надводник Тихоокеанского флота, удостоенный высокого звания Героя России со времён Великой Отечественной войны. Это произошло 24 сентября 2010 года. Эсминец «Быстрый» готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку. Было около 4-х утра, когда в машинном отделении прорвало топливный трубопровод энергоустановки и горючее хлынуло под сильным напором, кабина мгновенно вспыхнула. 19-летний Алдар Цыденжапов оказался в эпицентре пожара. По словам сослуживцев, он не растерялся и бросился к энергоустановке — стал ее экстренно отключать, закручивая необходимые вентили. Алдар сумел остановить утечку топлива и предотвратить взрыв. Практически сгорая заживо, он продолжал отключать энергосистему. Матрос не потерял сознание, он вышел из отсека самостоятельно, но ожог его тела составлял почти 100%. Оперативные действия Алдара и его сослуживцев привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая в противном случае могла взорваться и нанести мощный урон эсминцу, на котором было около 300 человек. Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Алдару оставалось служить меньше месяца. Алдар, калмыцкое имя, вероятно общемонгольское. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Igar Опубликовано 2 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2019 3 минуты назад, mechenosec сказал: Алдар, калмыцкое имя, вероятно общемонгольское. Бурятско-калмыцкое имя ) У халх-монголов не слышал такого имени Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 2 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2019 4 минуты назад, Igar сказал: Бурятско-калмыцкое имя ) У халх-монголов не слышал такого имени Как могло такое произойти? Они ведь наши родные братья. А ваше Цеден тоже как у нас . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 2 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2019 Алдар еще и казахское имя. Есть серия сказок Алдар Көсе -- Безбородый Алдар Алдар переводится как "обманет", и в сказке он всех обманывает. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 3 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2019 11 hours ago, Igar said: Бурятско-калмыцкое имя ) У халх-монголов не слышал такого имени Нет, у халха-монголов это тоже популярное имя как само одно слово или в сложноссотавном имени используется как например: Бат-Алдар, Мөнх-Алдар ... алдар - означает имя, звание, слава. И в смысле "имя, звание" выражает уважительное обозначение или обращение насчёт имени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 3 февраля, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2019 Цитата Proto-Mongolian: *al-dar Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: fame, honour Russian meaning: слава, почет Written Mongolian: aldar (L 30) Middle Mongolian: aldar (SH) Khalkha: aldar Buriat: aldar Kalmuck: aldṛ Ordos: aldar Dagur: aldar,aldūr (Тод. Даг. 120); aldartī, aligiǝn (MGCD), aledere 'news' (MD) Comments: KW 6, MGCD 102. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2019 7 часов назад, RedTriangle сказал: Алдар еще и казахское имя. Есть серия сказок Алдар Көсе -- Безбородый Алдар Алдар переводится как "обманет", и в сказке он всех обманывает. Да, смысл разный, просто тёзки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Igar Опубликовано 4 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2019 "Стеснялся, что лицо не азиатское…" "... Виталий Нестеров - уже «засветился» у Солбона Лыгденова в фильме «Булаг». Ему 22 года, и он считает бурятский родным языком. А еще он учится на… учителя бурятского языка. - Я родом из села Эдэрмык Кижингинского района. Бурятский язык знаю с детства, все семья говорит на нем. Кстати, мальчик из ролика «Образование» - мой братишка Дима, - говорит Виталий. – Конечно, и преподавателю в школе большое спасибо, что так хорошо знаю язык. Я хочу быть учителем бурятского языка, потому что мне интересно знать историю и литературу родного края, потому что Бурятия – это моя родина, где я родился и вырос. Я одно время даже стеснялся, что у меня лицо не азиатское. Перестал стесняться буквально с недавнего времени. Со знакомыми стараюсь говорить только на бурятском. По мнению Виталия, спасать язык нужно не в чиновничьих кабинетах, а в семьях. - Все идет из семьи, - уверен он. – Нужно, чтобы родители дома с детьми говорили на родном языке, а потом уже решать на каком-то правительственном уровне, в школе и так далее. https://www.infpol.ru/151081-stesnyalsya-chto-litso-ne-aziatskoe/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 14 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2019 02.06.2016 в 21:25, Туран сказал: Из осколков курыкан в VIII-IX веках формируется территориальная общности булга и корытума. В начальный период существования эта общность булга охватывала долину р. Куды и прилегающие районы Ангары... С X века в Западное Прибайкалье начинают проникать значительные группы монголоязычного населения из Центральной Азии, где в широких масштабах происходила смена языка с тюркского на монгольский. ... Значительный приток монголоязычного населения вызвал демографический взрыв, последствием которого был исход населения по Лене, из которого впоследствии путем смешения с тунгусами сложился якутский этнос. В период X-XI веков из осколков выходцев из Секизмурена, очевидно, ойратов и северных осколков курыкан в Прибайкалье складывается демосоциальный организм Сэгэнут, границы которого распространялись в долинах рек Обусы, Иды и их притоков до верховий Лены. В этот же период происходит монголизация населения, прежде билингвы с главенствующей ролью тюркского языка становятся билингвами с главенствующей ролью монгольского языка.... При отсутствии влияния сильной государственности из центральных районов Монголии, после распада Монгольской империи на этой территории вновь наступает общинно-кочевая стадия. В XV-XVI веках окончательно формируются большие племена булагатов и эхиритов. К этому времени, очевидно, относится формирование генеалогических традиций этих больших племен. В XVI веке в Прибайкалье проникают значительные группы населения, близкие в языковом отношении, формировавшиеся в пределах Северо-Западной Монголии, т.е. в рамках территории Восточного Саяна и Прихубсугулья. Они проникают вглубь Западной Бурятии в долину Ангары. Эта общность обретает этноним крупнейшего компонента - малого племени хонгодоров. В этот же период в Прибайкалье проникают осколки различных ойратских племен, бегущих от войн в Центральной Азии. Остальные монгольские группы, проникшие в Прибайкалье, значительно уступают ойратам по численности. В первой половине XVII века в регион проникают русские, что приносит кардинальные изменения в развитие этнических общностей в этом регионе. ... К концу XVII века, в целом, завершился процесс формирования западнобурятского этноса, самоназванием которого был бурят. Основу этой общности составил булагатский союз племен. С XVIII века начинаются внутренние процессы, которые были обусловлены закрытием границ. В этот период западные буряты ассимилируют саянских тюрок и тунгусов. Развиваются процессы внутренней консолидации. ... ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ...С помощью современных теоретических посылок кочевниковедения и междисциплинарного синтеза автору удалось прийти к выводу об изначальных корнях западных бурят в обществе Уч-курыкан - Трех станов, что указывает на военный характер освоения территории. Именно в раннем средневековье начинается экспансия кочевого и земледельческого населения в Западное Прибайкалье, предопределившая дальнейшее освоение этого региона выходцами из Центральной Азии. Основу общества Уч-курыкан составляли тюркоязычные и монго-лоязычные кочевые племена, так как в составе обнаруживаются осколки сяньби и хунну. Сопутствующим им населением были согды, которые занимались земледелием, ремеслом и сооружением военных укреплений. Покоренным населением, частично влившимся в состав курыкан, были местные племена тунгусского, возможно, самодийского и кетского происхождения. В дальнейшем, завоеватели именовали свои земли Баргу, что означает „добыча", соответственно, могли именоваться баргучи ~ баргуджын - „добытчик, завоеватель". Одновременно, за военно-кочевой прослойкой населения закрепляется термин бурптай - волк, скрывающий значение „кочевого [степного] воина". Со временем курыканская общность, спаянная из разнородных элементов, распадается на территориальные группы. Как реликт сохраняется этноним куркан ~ хурхад, широко распространенный у западных бурят, а также как реликт сохраняется термин буритай, приобретая форму буртэ-чино. К X веку из среды курыкан выделились такие крупные территориальные группы, как булга - „смешанные" и корытума - „охрана, защита". В их состав вошли прежде разные по происхождению, социальному статусу группировки, к этому времени несущие общую культурную традицию, являющуюся результатом консолидации и ассимиляции. Основу булга составляли прежние завоеватели этой земли, что выразилось в именах генеалогических первопредков - персонификациях различного порядка, относящихся к сакральному времени. Тугалак - „имеющий знамя" - образ предков-воинов, Булган-хара. - простые смешанные [племена] - образ всех предков, первоначально составивших общность, Бузган-хара - образ земного потомства Буха-нойона, т.е. отражение духовной культуры в генеалогическом древе. В основу корытума легли группы населения, расселенные на периферии курыканского общества, в сознании которых наиболее ярко закрепилось их военное прошлое, что выразилось в их этнониме - корытума (охрана, защита). Деление современных хоринцев на две группы -шаралдай и нагатай - указывает, очевидно, на прежнее расселение в рамках двух территориальных групп. Наличие этих этнонимов у западных бурят указывает на домонгольский период территориального деления. Прибайкальское население до X-XI вв. сохраняло тюрко-монгольский билингвизм с главенствующей ролью тюркского языка. Однако с начала X века, в связи с проникновением значительных групп населения из Центральной Азии, в основном монголоязычного, начинается процесс ассимиляции тюркоязычных групп населения, монгольскими и одновременно происходит культурная ассимиляция пришлых местными общностями. В период X-XII веков в Прибайкалье из пришлого, в основном, ойратского населения на северной окраине, складывается общность, впоследствии именуемая сэгэнут-олёт. Также складывается территориальная общность во главе с икиресамы - осколком центральноазиатского монгольского племени, в верховьях р. Лены и р. Куды. К XII веку монголизируют-ся этнонимы общностей булга булга чин, булгадай, булгад и корытума хоритумад. В более поздний период бурятизируется этноним икирес -> ихирид. В конце XII века с территории Прибайкалья насильственным путем вглубь Монголии уводятся хоритуматы, часть которых в XVI веке, сохранив этноним хоры возвращается в Прибайкалье. В XV-XVI веках в Западном Прибайкалье происходит окончательная монголизация (бурятизация) населения в языковом аспекте. В XVI веке на территорию Западного Прибайкалья начинают продвигаться монгольские племена из приграничных районов Северо-Западной Монголии, близкие бурятским племенам по языку. Важное место среди них занимало племя хонгодор, которое и дало свой этноним будущему хонгодорского объединению. Формирование хонгодоров как большого племени происходило именно в Прибайкалье на основе постоянно прибывавших переселенцев в период XVI-XVTH веков. Наряду с племенами, составившими хонгодорское объединение, в Западную Бурятию прибывает постоянный поток беженцев из различных районов Монголии во времена междоусобных войн, завоевания маньчжуров. Преобладающими по численности в этом потоке были осколки ойратских племен-беженцев из Джунгарии. Основная масса поздних переселенцев прибывает в Прибайкалье в XVI - XVII веках. Беженцы этой волны расселяются среди основного населения бурятских племен, в основном, на незанятых территориях и в периферийных районах. В языковом отношении они быстро ассимилируются. В целом, эти переселенцы не оказывают значительного влияния на процессы развития стержневых этнических групп, хотя значительно разнообразят этническую карту региона. В Российский период, т.е. в XVII-XIX вв., также происходят важные процессы, результатом которых было формирование к концу XVII века за-паднобурятского этноса, с единым самосознанием, выраженным в едином этнониме бурят (буряад), единством территории, культуры и стереотипа поведения. К концу XVIII - началу XIX вв. под влиянием внешнего административного, этнического и религиозного факторов на основе западно-бурятского этноса складывается новая, более крупная, как в территориальном, так и по своему этническому составу, общность - бурятский этнос. Рождающийся этнос включает в себя все монголоязычное население Западного и Восточного Прибайкалья, отделенного от Центральной Азии государственными границами. Процессы XIX века характеризуются как консолидационные. Также в этот период отмечались очаговые процессы ассимиляции саянских тюрок и тунгусов. Все эти процессы указывают на сложность этнического состава, из которого сложились западные буряты. В целом, этническая история этого региона указывает на преемственную связь между курыканами и западными бурятами. http://www.dissercat.com/content/etnicheskaya-istoriya-zapadnykh-buryat-vi-xix-vv В одной из тем я писал о диссертациях ... "лишь бы защитить". Вот одна из них. ""Историк"" не имеет представления о том, что современные бурятские племена эхирит и булагат произошли ПОСЛЕ того, как БУРЯТСКИЕ (по происхождению от БУРЯДЭя) племена икирес и булагачин ушли в левое крыло войск ЧХ. Ашебагады - Аша-абгад - один из родов современных булагатов - по мнению "историка" участвовали в процессе возникновения бурятских народов. В 10-11 веках из Семиречья ВЕРНУЛИСЬ баргуты, ветвями которых являются олёты, буряты (икиресы, булагачины, кэремучины), хори-туматы. Икиресов считает монголами (видимо из-за того что их кочевья были частично на территории нынешней Монголии). В 16-17 веках ВОЗВРАЩАЮТСЯ баргутские племена из Джунгарии, где воевали на стороне ойратов. Как могут баргуты "монголизировать" баргутов? Малочисленный род хан-хыргыз произошел от дочери одного плененного сына кыргызского хана. Это не повод считать бурятские корни тюркскими. В одном "историк" прав: "К концу XVIII - началу XIX вв. под влиянием внешнего административного, этнического и религиозного факторов на основе западно-бурятского этноса складывается новая, более крупная, как в территориальном, так и по своему этническому составу, общность - бурятский этнос". Хоринцы около века отказывались принимать этноним "параллельного" племени (одновременно ответвились от баргутов). При Союзе создали искусственный литературный бурятский язык - полубурятский, полумонгольский - на основе кирилицы. Три дифтонга для звука "Э". Для всех диалектов - иностранный. Так и общаемся - половина слов из литературного, половина из диалектного. Если диалекты далекие, едва понимаем друг-друга. Зато разговариваем с баргутами АРВМ: мы на диалекте, они на баргутском. А сколько докторских было защищено при создании языка? Религиозный фактор: часть - шаманисты, часть - ламаисты, часть - атеисты, есть крещенные. - Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 15 февраля, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 15 февраля, 2019 Можно подробнее про баргутов, которые вернулись в 10-11 (!) веках из Семиречья? Относительно баргутов, хоринцев и туласов предполагается их тюркский бэкграунд. Баргуты могут быть потомками байргу/байырку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 15 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 15 февраля, 2019 8 часов назад, Rust сказал: Можно подробнее про баргутов, которые вернулись в 10-11 (!) веках из Семиречья? Относительно баргутов, хоринцев и туласов предполагается их тюркский бэкграунд. Баргуты могут быть потомками байргу/байырку. Из автореферата кин-а : "В период X-XI веков из осколков выходцев из Секизмурена, очевидно, ойратов и северных осколков курыкан в Прибайкалье складывается демосоциальный организм Сэгэнут, границы которого распространялись в долинах рек Обусы, Иды и их притоков до верховий Лены"Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/etnicheskaya-istoriya-zapadnykh-buryat-vi-xix-vv#ixzz5fbN5jGKm Я возмущался по поводу этой диссертации. Да, назывались ойратами, а не "очевидно, ойратов". Олёты - ветвь баргутов. Сэгэнут - ветвь олётов. Они пришли уже сэгенутами, а не складывались в Прибайкалье. В то же время пришли икиресы, откуда - не знаю (из монголии, где их кочевья или из Семиречья). Позже сэгэнуты воевали в Джунгарии. "и северных осколков курыкан" это саха. Прим.: монг. ИКИРЕС, бур. ИХИРИД , ЭХИРИД, эхирит - бурятское племя. Или баргуты и есть байргу\байырку. Туласы это туматы? Откуда взялся монгольский язык? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться