Перейти к содержанию
Гость Naiman

Аргын

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

"По данным С.М. Муталлибова, который опирается на лингвистические данные Махмуда Кашгари (страна Аргу между Баласагуном [Бурана вблизи г. Токмака] и Исфиджабом [г. Джамбыл]), аргу в начале XI в. называли этническую общность, происшедшую в результате смешения 7 племен [].

По-видимому в этом процессе участвовали согдийцы и тюркское население, прежде всего тюргешские и карлукские роды. Если термин "аргын" в значении "смесь", "метис", то правильность вышеизложенного нашего мнения не вызывает сомнений.

По видимому аркануты - племена тюркского происхождения. В источниках они названы в числе могульских племен. Их этноним не встречается в числе казахских и кыргызских родов".

О. Караев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читаем источник:Марко Поло

По-моему,название аргын произошло от значения "смесь",т.е. был неоднородным,что видно из приведенного источника.

М-да,чистый и священный,безгрешный превратились в смесь.Аригун в простой речи раннего средневековья вполне может звучать,как Аргын.Ни одна письменность не передает полноту фонетики,по крайней мере калмыцкого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М-да,чистый и священный,безгрешный превратились в смесь.Аригун в простой речи раннего средневековья вполне может звучать,как Аргын.Ни одна письменность не передает полноту фонетики,по крайней мере калмыцкого.

А как Вы сможете привязать к калмыцкой фонетике другие созвучные казахские слова: Тарғын, Жарқын, Тұрғын, Бұлғын и многие другие? Могу добавить и Бұрғын (Бургундия), благо оно четко отражено в казахских преданиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М-да,чистый и священный,безгрешный превратились в смесь.

На кыргызском языке это слово сохранилось (в значении "смесь").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бургундия отражена в каких казахских преданиях?

Жаркындия, Тургундия, Булгындия, Бургындия... :lol::lol::lol: И как тут не вспомнить Аргынтину...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Kit_stat/text7.htm

БИЧУРИН Н. Я.

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КИТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

II. ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ГОРЫ

Луковые горы, на китайском Цин-лин; так китайцы еще до Р. X. называли цепь гор, отделяющих Восточный Тюркистан от Западного, и дают им протяжение на северо-восток до Или, на северо-запад за Балкаш, на юго-восток от Кашгара до южных хотанских гор. Собственно Луковые горы лежат от Кашгара на запад и северо-восток и называются по-тюркски Аргу-таг.

Небесные горы (Небесные горы на монгольском Тэнгри-ола, но в китайском названии Небесных юр разумеется цепь гор, простирающаяся от Западного Тюркистана на восток до Хами и Баркюла.) — Тьхянь-шань и Снежные горы — Сюэ-шань; это китайские названия обширному хребту гор, отделяющему Восточный Тюркистан от Чжуньгарии. Сей хребет на западе в связи с цепью Аргу-тага, от которого на восток продолжается под монгольскими названиями: Гакшал-ола, Савабци-ола, Хань-тэнгри-ола (собственно Небесные горы), Мусур-даба (Ледяная гора), Нарат-даба, Эбту-даба, Хатунь-богда-даба, Алакуй-даба, Богда-ола (Богда-ола не есть хребет, а огромная гора с тремя острыми вершинами, покрытыми вечным снегом и льдами, и составляющая — исключая Ледяную гору — высочайшую точку Небесных гор. Духу Богда-олы китайское правительство определило приносить жертвы.). [302]

www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XX/…

БАДАХШАН

В большой долине Аргу расположен казенный рабат “Сираджийе”, находящийся в семи курухах от города Феизабада. Сама долина Аргу имеет протяжение в десять курухов. Поливной земли мало и на ней занимаются огородничеством или разбивают фруктовые сады.

http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Badahschan/primtext2.phtml

Под титулом могол-беги следует, очевидно, понимать управителя всеми племенами моголов, населяющими пределы Бадахшана. Моголы — одна из небольших узбекоязычных групп, бывшая особой этнической единицей, не относившейся ни окружающими их народами, ни ими самими ни к тюркам, ни к узбекам. Вероятно, были потомками выходцев из Моголистана, которые при Тимуридах стали передвигаться на юг. В районе Бадахшана обитали в Аргу между Файзабадом и Кишмом. Обитают и в южных районах Таджикистана и Узбекистана. Говорят на узбекском языке.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XX/1900-1920/Kattagan/text5.htm

БУРХАН-УД-ДИН-ХАН-И-КУШКЕКИ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАТТАГАНУ И БАДАХШАНУ

В конце правления эмира Абдуррахман хана произошло разграничение земель между Англией, Россией и Афганистаном, причем половина Дарваза, что по эту сторону Аму-Дарьи, отошла к Афганистану. Произошло это в то время, когда там был правителем со стороны бухарского эмира Мир-Сафар-'Али. Эмир бухарский отозвал его оттуда и Мир-Сафар-'Али выехал в Бухару, эмир же 'Абдуррахман-хан отдал руководящие указания “джарнейлю” Тадж-Мухаммед-хану, командующему бадахшанскими войсками, чтобы он занял Дарваз. Упомянутый “джарнейль” прежде всего потребовал к себе влиятельных лиц Дарваза и, расположив их в свою пользу, сообщил их список покойному эмиру, прося его выслать для них почетные халаты и именные фирманы с выражением им своего расположения, при этом он ходатайствовал, чтобы подати взимались с населения в размере не более установленного бухарским эмиром, соблюдая прежде всего действующие здесь распоряжения. После этого он признал благоразумным и целесообразным послать двух аксакалов: 'Эйд-Ахмед-хана, из племени “могул-тюрк”, жителя Аргу в Бадахшане, и Курбан-Мухаммеда, жителя Гарма Джермского, то же в Бадахшане, во главе 400 конных и пеших бадахшанцев для занятия Дарваза. Эти аксакалы отправились с отрядом в Дарваз: дарвазцы без сопротивления пропустили их в свою страну. Названные два лица в течение двух лет управляли Дарвазом, разместив своих людей в порядке воинских постов по прибрежным дарвазским кишлакам, в целях охранения населения этой страны от притеснений русских и бухарцев, находящихся на том берегу.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Баласагун

Баласагун — средневековый город, существовавший на территории нынешней Киргизии, близ современного г. Токмак или же на территории Казахстана село Георгиевка.

С момента образования Караханидского государства вплоть до каракитайского завоевания (около 1130 г.) Баласагун, известный также как Куз Орду, был главной столицей или одним из трёх столичных городов Караханидов.

Баласагун был местом, где родился (примерно в 1015 году) поэт Юсуф Баласагуни. Автор знаменитой поэмы “Благодатное знание” считается основоположником тюркской художественной литературы.

В 1219 г. Баласагун был захвачен монголами и в XIV в. перестал существовать.

http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/content/information/taraz.htm

ТАРАЗ

Древний город на реке Талас, время возникновения которого не позднее V века. Впервые упомянут византийским послом Земархом в 568 г. Через несколько десятков лет, в 630 г. о нем сообщает китайский путешественник Сюань-Цзан, назвавший Тараз важным торговым центром, стоящем на Великом Шелковом пути. Сведения об этом городе не прекращаются во все времена. В VIII в. Тараз известен как Аргу-Талас, Алтын-Аргу-Талас-улуш, Талас-улуш.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Топонимы "аргу", "аргун", "аргин" имеется в Средней Азии, в метах проживания уйгуров, караханидов, карлуков и моголов.

К караханидам относится наименование Аргу-Талас и Куз-Орда, где куз - коз тамга аргынов.

Упоминимание жителелей Аргу, как могол-тюрков в Бадахшане то же указывает на Моголистан.

На мой скромный взгляд поиск отдельного племени аргын до 14 века проблематичен, потому, что, скорей всего уже во времена карлуков и караханидов аргыны утратили этническую и племенную идентификацию и, соответственно, политическую самостоятельность, выступая в составе других племен (уйгуров, карлуков и караханидов и, возможно, моголов).

Топонимы и гидронимы "аргун", "аргут", "аргу" имеются на Амуре, Алтае, Восточном Туркестане, Бадахшане, Узбекистане, Афганистане, Каваказе, Крыме, Молдавии, что показывает расселение племени. Такой разброс расселения имели тюрки Тюркского каганата, но их рунические надписи исследованы и названия аргын, аргун не встречаются (кроме озера Яргун-коль?, если не ошибаюсь), до тюрков такое же широкое расселение имели только гунны-хунну.

В осколках Золотой Орды - Крымском, Казанском, Касимовском, Астраханском ханствах аргыны были карачи и пользовались привелегиями, в частности свободного перемещения между ханствами. В то же время в списке племен Чингизхана аргыны не упоминаются. Логично предположить, что для "монгол" Чингизхана аргыны были автохонами и уже пользовались привелегиями.

Уважаемые enhd и dovuki любезно представили этимологию арун, как стерильный, то есть Аргун это Стерильный Гун. Сразу вспомнил сообщение китайского анонима, в переводе Бичурина: когда посол "малосильных" гуннов страны Юэбань направился в страну Жуань-Жуань, то проехав 100 ли увидел, что местные жители не снимают и не моют платья, посуду вылизывают. Посол в гневе развернулся и сказал, что не поедет в эту собачью страну, вследсвии чего вспыхнула война между Юэбань и Жуань-Жуань. Наверное поэтому жителей Юэбань прозвали стерильными гунами или сокращенно аргунами. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Goreckij/text.phtml?id=406

ЛЕОНАРДО ГОРЕЦКИЙ

ОПИСАНИЕ ВОЙНЫ ИВОНИИ, ГОСПОДАРЯ ВОЛОШСКОГО

Лежит она несколько ниже верховьев реки Серета (В тексте ошибочно вместо Серета назван Прут. Молдава лежит не на Серете, а на правом его притоке, реке Сочаве.) у подошвы Трансильванских гор, на месте древней Дакии и имеет вид огромного амфитеатра, обращенного на запад. Столица воевод молдавских Сочава лежит над р. Серетом; затем эта река принимает небольшие, но обильные водою потоки: Гойну, Добенису и Аргу, делается многоводною и протекает по Молдавии и Валахии, где вливается в Ольту или Алюту (Также географическая ошибка: Серет впадает прямо в Дунай, Алюта жe вливается в Дунай значительно выше Серета.). Северные пределы Молдавии окаймляет большая река Тирас, обыкновенно называемая Днестром.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Chengiz-name/frametext.htm

УТЕМИШ-ХАДЖИ ИБН МАУЛАНА МУХАММАД ДОСТИ

ЧИНГИЗ-НАМЕ

Ширин, барин 84, аргун 85 [и] кыпчак были давними, со времен предков, элями Тохтамыш-оглана. [И когда] оглан этот самый, подвизаясь в казаках, /56а/ начал творить такие [вот] дела, сорви-головы, лихие молодцы из этих элей потянулись к нему в нукеры и начали поддерживать [его]. Начал творить жестокие насилия над этими элями и Урус-хан. В свою очередь, и они послали [тогда] человека с наказом к Тохтамыш-оглану: “Из-за тебя изливает гнев [Урус-]хан на нас и отбирает у нас скот. Беда нависла уже и над нашими головами. Если не сумеешь ты как-то позаботиться о нас, [то] руки наши [вцепятся в] твой ворот, когда грядет день страшного суда!” Расстроился [Тохтамыш-] оглан, когда услыхал эти слова, и сказал посланцу: “Как двинетесь в этом году на летовки, кочуйте позади [всего] эля. На летовку располагайтесь на берегу такой-то реки и готовьтесь. Бог даст, буду жив, проберусь к вам непременно!”

.......................................................................................................................

85 Аргун — племя, в период правления Абу Саида перекочевавшее из бассейна Сырдарьи в Мавераннахр. Ополчение даштских аргунцев участвовало и во взятии Герата Абу Саидом в 862 г. х. (1457—58). Представители племени Аргун упоминаются также среди сановников Тимурида Ахмад-мирзы (Таварих-и гузидайи нусрат-наме. Рукопись ИВ РАН. С. 745; Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья. С. 11).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.......................................................................................................................

85 Аргун — племя, в период правления Абу Саида перекочевавшее из бассейна Сырдарьи в Мавераннахр. Ополчение даштских аргунцев участвовало и во взятии Герата Абу Саидом в 862 г. х. (1457—58). Представители племени Аргун упоминаются также среди сановников Тимурида Ахмад-мирзы (Таварих-и гузидайи нусрат-наме. Рукопись ИВ РАН. С. 745; Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья. С. 11).

Я думаю тут имеют ввиду Зуннунбек Аргуна и его войско.

ИМХО: он не из Дешти-Кипчака.

Хотя кто знает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю тут имеют ввиду Зуннунбек Аргуна и его войско.

ИМХО: он не из Дешти-Кипчака.

Хотя кто знает.

Я боялся цитировать, но из текста вроде выходит, что аргуны и их шейхи, как раз племя действующее во времена тимуридов, бабуридов и шейбанидов, а не потомки ильхана Аргуна. Побоялся цитировать описание в Афганистане и Индии, так как там после имени упоминается "Аргун", а является ли это "фамилией" потомков Иль-хана Аргуна или племенем не понял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне возможно что племя, как вполне возможно что и группировка афганцев подчиненных Зуннубеку аргуну его отцу и детям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ССылка про "стериальных гунов"

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Sobr_sved_o_narodach/Tom_III/text4.htm

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

СОБРАНИЕ СВЕДЕНИЙ О НАРОДАХ,

ОБИТАВШИХ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

[СРЕДНЯЯ АЗИЯ И ВОСТОЧНЫЙ ТУРКЕСТАН]

ОТДЕЛЕНИЕ IV

ПОВЕСТВОВАНИЕ О ЗАПАДНОМ КРАЕ

/136/ Сие отделение извлечено из истории Северных Дворов.

[Бэйши, гл. 97]

18. Юебань. Владение Юебань лежит от Усуня на северо-запад, от Дай в 10.930 ли. Это есть аймак, прежде принадлежавший Северному хуннускому шаньюю, прогнанному китайским полководцем 58 Дэу-Хянь. Северный [259] шаньюй, перешед через хребет Гинь-вэй-шань, ушел на запад в Кангюй; и малосильные, которые не в состоянии были следовать за ним, остались по северную сторону Кучи. Они занимают несколько тысяч ли пространства, и по числу составляют до 200.000 душ. Жители области Лян-чжеу владетеля еще называют шаньюй-государь. Обыкновения и язык одинаковы с гаогюйскими, но более опрятности. По обычаю тюркистанцев, обстригают волосы и подравнивают брови, намазывая их клейстером, что придает им блестящий лоск. 59 Ежедневно по три раза моются, и потом принимаются за пищу. На южных пределах сего владения находится большая гора. Каменья по бокам горы от жару расплавляются, и сия жидкость, протекши несколько десятков ли от горы, густеет и отвердевает. 60 Отверделое таким образом вещество жители употребляют в лекарства. Это есть каменная горючая сера. Владетель был в дружеских связях с жужаньцами. Однажды он с несколькими тысячами человек /164/ вступил в жужаньские земли, желая увидеться с Датанем. По вступлении в пределы его, еще не проехал ста ли, как увидел, что мужчины не моют платья, не связывают волос, не умывают рук, женщины языком облизывают посуду. Он обратился к своим вельможам и сказал: «вы смеетесь надо мною, что я предпринял путешествие в это собачье государство». И так он поскакал обратно в свои владения. Датань послал конницу в погоню за ним, но не догнали. С этого времени они сделались врагами, и несколько раз ходили друг на друга войною. В девятое лето правления [449] Чжень-гюнь, 449, владетель отправил к (Северному) Двору посланника с дарами, причем прислал удивительного лекаря. Если человеку перерезали горло, перервали жилу, или разбили голову, и от этого вышло большое количество крови, то лекарь вкладывал в рот больному целебную траву, чтоб он разжевал и проглотил ее; течение крови чрез несколько мгновений прекращалось, чрез месяц заживали раны и даже шрамы не приметны были. В то время сочли это шарлатанством; почему сделали опыт над преступником, приговоренным к смерти, и все сказанное оказалось справедливым. Лекарь сказал, что эта трава растет по всем славным горам 61 в Срединном государстве; почему [260] отправили людей приобрести столь чудесное средство, и щедро за него заплатили. Еще сказали, что в их государстве есть такие волхвы, которые во время жужаньских набегов могли производить продолжительный дождь, сильный буран и даже наводнение. Из жужаньцев 2/10 и /165/ даже 3/10 тонули или погибали от стужи. В сем году прислали второе посольство с дарами и предложением, чтоб учинить нападение на Жужаней [426] в одно время и с востока и с запада. Тхай-ву[-ди] [424-440] , 426, одобрив это предложение, приказал и внутренние и заграничные войска поставить на военную ногу, и князя 62 Тхо назначил предводителем передового корпуса против Жужаней. Впоследствии владетель всегда присылал посланников с дарами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне возможно что племя, как вполне возможно что и группировка афганцев подчиненных Зуннубеку аргуну его отцу и детям.

Думаю, что Бабур не в одиночку же поехал завоевывать себе государство? По моему дулаты точно были с Бабуром? А если аргыны упомянуты в Уложении Тимура, то почему бы им с Бабуром не поехать не посмотреть Афганистан и Индию? :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что Бабур не в одиночку же поехал завоевывать себе государство? По моему дулаты точно были с Бабуром? А если аргыны упомянуты в Уложении Тимура, то почему бы им с Бабуром не поехать не посмотреть Афганистан и Индию? :unsure:

дети Зуннубека Аргуна завоевали Синд, а потом уже они передали власть тарханам а те могулам..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

дети Зуннубека Аргуна завоевали Синд, а потом уже они передали власть тарханам а те могулам..

А есть уверенность, что среди могулов не было аргынов? Выше я давал сноску, что в Бадахшане жители Аргу были тюрк-моголами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О слове "Арг" из КРсловаря 1977г.

1.Лучезарный;арг улан Хоңhр -лучезарный Хонгор(эпос Джангар)

2.высок.чистый;незапятнанный; арг усн -чистая вода

Так что будет не стерильные ,а чистые -чистоплотные хунну.Аргн(аргын)-мой перевод "чистенькие", в словаре правда аргн слова нет.Но калмыцкий словарь плохо разработан.Буду искать арг на тодо.

Изменено пользователем dovuki
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

были аргануты, но упоминаний очень мало. Читал у Юдина.

Выше я давал ссылки (http://www.kroraina....d/kamal3_5.html Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв. Ш.С. Камалиддиновна) на топонимы аргин, аргун, аргу. Не будете же Вы утверждать, что Зуннубек Аргун (в каком веке он действовал, не позднее ли 13 века?) был так же популярен среди тюрков, как В.И.Ленин, что в честь него назывались города, села, реки и горы? :P

ЗАХИР АД-ДИН БАБУР БАБУР-НАМЕ События года девятьсот двенадцатого 1506-1507 про Зуннубека Аргуна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/frametext1.htm

ЗАХИР АД-ДИН МУХАММЕД БАБУР

БАБУР-НАМЕ

События года восемьсот девяносто девятого

Другой эмир был Султан Хусейн Аргун 124. Некоторое время он был правителем Кара-Куля и потому известен под прозвищем Султан Хусейн Каракули. Его мнения и распоряжения были очень хороши; у меня он также пробыл долгое время. Другой эмир был Кул Мухаммед Бугдай. Он был из племени Каучин и, говорят, отличался мужеством.

Другой эмир был Абд ал-Карим Ишрит. Он был уйгур 125 и состоял ишик-агой у Султан Ахмед мирзы. Это был человек щедрый и мужественный. После смерти Султан Ахмед мирзы беки, сговорившись, послали через горы гонца к Султан Махмуд мирзе, призывая его. Сын старшего брата Султан Абу Са'ид мирзы, Менучихр мирзы, Малик Мухаммед мирза, жаждая власти, собрал вокруг себя несколько бродяг и бездельников, покинул лагерь и пришел в Самарканд. Он не смог ничего сделать и стал причиной смерти своей [49] собственной и нескольких невинных царевичей.

______________________________________________________________________________________________________________

124. Аргун — тюркское племя.

125. Уйгур — название древнего тюркского народа (вернее союза тюркских племен, обитавших в Восточном Туркестане).

__________________________________________________________________________________________

Эмиры Султан Махмуд мирзы

Хусрау шах. Он из туркестанских кипчаков.

__________________________________________________________________________________________

Вместе с несколькими приближенными он встал на путь злого умысла против Мухаммед Мазид тархана. Мухаммед Мазид тархан, догадавшись об этом, вышел из города со своими нукерами, слугами, приверженцами и приспешниками и теми людьми и беками, которые были при нем — Султан Хусейн Аргуном, Пир Ахмедом, Ходжа Хусейном, младшим братом Узун Хасана Кара Барласа, Салих Мухаммедом и еще несколькими беками и воинами.

.....................................................................................

На карте Кара-Куль находится рядом с Бухарой. Не смотря на все мое уважение к ильхану Аргуну, на мой взгляд, вряд ли его потомкам дали спокойно жить в Мавараннахре, где и так не могли поместиться тимуриды и шейбаниды. Кроме аргунов под руководством Бабура были племена кыпчаков, барласов и уйгуров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выше я давал ссылки (http://www.kroraina....d/kamal3_5.html Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв. Ш.С. Камалиддиновна) на топонимы аргин, аргун, аргу.

Происхождение топонимов IX - начала XIII вв. вряд ли связано с племенем аргун.

Просто тезки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не смотря на все мое уважение к ильхану Аргуну, на мой взгляд, вряд ли его потомкам дали спокойно жить в Мавараннахре, где и так не могли поместиться тимуриды и шейбаниды. Кроме аргунов под руководством Бабура были племена кыпчаков, барласов и уйгуров.

Вполне возможно сын Зуннубека приписался к ильхану Аргуну, судя по их генеалогии он и его предки служили тимуридам давно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm

МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАР

ТА'РИХ-И РАШИДИ

Короче говоря, этот Шайх-Джамал Хар был одним из эмиров Султан Абу-Са'ид-мирзы, а в Ташкенте он был хакимом. Он признавал себя зависимым от Мирза Султан-Ахмада и Самарканда, однако в надлежащей мере не повиновался ему. [Йунус-]хан пришел на территорию Ташкента.

Между ханом и вышеупомянутыми мирзами установились родственные отношения, [основанные] на доверии и повиновении. В отношении друг друга у них не было никаких сомнений и нерешительности. [Поэтому] без всяких колебаний [Йунус-]хан [200] пришел в Ташкент. Однако могулы, что были на службе у хана, тайно отправили человека к Шайх-Джамал Хару [с посланием], содержащим в себе [предложение] о противодействии хану. После многочисленных убеждений он [т. е. Шайх-Джамал Хар] отправился к [Йунус-]хану, как бы заявляя этим: «Я слуга хана». Но как только Шайх-Джамал Хар приблизился к [Йунус-] хану, люди, которые были подле хана, поспешили к нему навстречу. Хан остался один. Каждый, у кого он ни спрашивал, куда придут эти люди, отвечал ему, что они придут встречать Шайх-Джамала. Шайх-Джамал Хар приблизился к ханским литаврам (наккара) и знамени (туг) и остался сидеть верхом на коне. Около хана /52б/ не было ни одного человека. [Шайх-Джамал] послал человека взять хана. Его же, хана, слуги схватили его. Вот так легко взял [Йунус-] хана Шайх-Джамал. Он посадил его в тюрьму, где тот пробыл один год. Весь могульский улус подчинился Шайх-Джамалу.

.............................................................................................................

65 Шайх-Джамал Хар. — ВТ ***, ниже ***. В Л *** пропущено. По «Бабур-наме», Шайх ад-Дин Джамал Хар происходил из рода аргун («Бабур-наме», стр. 29—30).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Ulozenie/frametext4.htm

ТАМЕРЛАН

УЛОЖЕНИЕ ТИМУРА

Часть вторая

УЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ВИЗИРЕЙ

УЛОЖЕНИЕ О ВЫДВИЖЕНИИ ЭМИРОВ УЛУСОВ, КОШУНОВ 77 И ТУМАНОВ

Повелел, чтобы во время военных походов эмир каждого улуса и тумана брал с собой в поход с каждой палатки по одному всаднику, с двух алачуков 78 — одного, и с каждого двора — одного всадника; определить водопои и пастбища, с коих будет выдаваться воинам улуфа и где они смогут останавливаться. Выдать эмирам улусов отличительные знаки и знамена, и пусть они сообразно положению своих улусов и туманов набирают рать для похода.

Повелел, чтобы из сорока подвластных мне племен 79 нижеперечисленные двенадцать — барлас, тархан 80, аргын, [109] джалаир, тулкичи, дульдай, могол, сулдус, тугай, кипчак, арлат и татар — были отмечены оттиском моей тамги 81 и служили мне в качестве личных нукеров.

.......................................................................................................................

Таш-ходжу из племени аргын возвеличил в сан восьмого эмира и еще двадцать человек из этого племени назначил тысячниками, сотниками и десятниками.

_________________________________________________________________________________________________________________________

В моем бумажном варианте, вместо "аргын" напечатано "аргун". Аргыны пришли в Маваранахр не только с Шейбанидами узбеками, но уже действовали с эмиром Темиром. Да, еще слышал, что башню возле мавзолея Кожа Ахмет Яссауи воздвиг хаким Ташкента - аргын и с этого времени аргыны имели право быть похоронены возле мавзолея.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подскажите кто знает к какому подроду (тортаул (куандык, бегендык, суюндык, шегендык) или токал-аргын(сарыжетим, шакшак)) относятся таз, акназар, шымболат, шокамай, бекимбет, алимбет, олжа, караман, ожан, карамойын, сазан, байтапсы, кырыкмылтык, толек, тагышы, акташы, конырбай из Торгая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...