Перейти к содержанию
Ilyas Xan Astraxanski

Татары

Рекомендуемые сообщения

9 часов назад Samtat написал:

В комментах пишут о перевале Кырык Кыз в Казахстане. Здесь :

До городища «Ушбас тобе», конечной цели нашего путешествия, даже на современном транспорте добраться непросто. Хотя еще в советские времена был весьма популярный у туристов пеший маршрут на Угам через турбазу «Южную». Пара десятков километров с рюкзаками, включая тупой подъем по широченной тропе с поэтичным названием «Ишачка». Затем проходишь удивительный по красоте перевал Кырык кыз с вырезанными ветром из горных утесов желто-красно-коричневыми высоченными столбами-останцами. 

https://otyrar.kz/2016/09/v-yuko-obnaruzheny-unikalnye-arxeologicheskie-artefakty/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Samtat said:

По вашей же ссылке написано, что и в Узбекистане :

Термез это Сурхандарьинская область РУз, а Бирунийский район Каракалпакстана намного на севере. Суть в том, что местностей и связанные с ними легенд множество, которые по мотиву сильно разнятся, а эпос о девушках-воительницах есть только у каракалпаков. Отец героини не хорезмский шах, а один из его вассалов. Стало быть источник один, а интерпретации множество, ведь сам эпос не современный, сюжеты состыкуются со множеством событий разных эпох, происходивших в Древнем Хорезме, поэтому сведения могли распространяться и видоизменяться. Тем более, в самом эпосе не говорится о крепости Кырк-кыз, а воспеваются подвиги 40 девушек (Кырк-кыз), то есть, это не легенда о местности, а эпос о деятельности людей. Я хотел узнать мотив татарской легенды "40 девушек", какого она характера? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Kamal написал:

Термез это Сурхандарьинская область РУз, а Бирунийский район Каракалпакстана намного на севере. Суть в том, что местностей и связанные с ними легенд множество, которые по мотиву сильно разнятся, а эпос о девушках-воительницах есть только у каракалпаков. Отец героини не хорезмский шах, а один из его вассалов. Стало быть источник один, а интерпретации множество, ведь сам эпос не современный, сюжеты состыкуются со множеством событий разных эпох, происходивших в Древнем Хорезме, поэтому сведения могли распространяться и видоизменяться. Тем более, в самом эпосе не говорится о крепости Кырк-кыз, а воспеваются подвиги 40 девушек (Кырк-кыз), то есть, это не легенда о местности, а эпос о деятельности людей. Я хотел узнать мотив татарской легенды "40 девушек", какого она характера? 

У казахов есть легенда о "Кырык кыз". Так что не стоит так спешит с выводами?

СОРОК ДЕВУШЕК

 

Неподалеку от турбазы «Южная», расположенной на отро­гах небесного Тянь-Шаня, можно наблюдать одно из уникаль­ных творений природы.

Кажущаяся бесконечной, выжженной солнцем дорога, петляя среди холмов, ведет к подножию гор. Изредка перед глазами проносятся разросшиеся фруктовые сады, среди изум­рудной зелени виднеются добротные дома колхозников, а по­том снова — беспредельный степной простор. Постепенно дорога приближается к горам. Солнце садится, и на бело­снежных вершинах Тянь-Шаня отражаются солнечные свет­ло-розовые и золотистые пятна.                                     

Вдруг впереди четко вырисовываются силуэты каких-то людей в ярких, пестрых одеждах. Издали кажется, что они со­брались на праздник. И только подойдя совсем близко, по­нимаешь свою ошибку. Это вовсе не люди, а небольшие ост­роверхие скалы, над внешностью которых немало потруди­лась природа. Она изваяла поистине сказочные фигуры. Каж­дая скала стоит отдельно и совсем не похожа на другие. Вокруг этих каменистых скал очень много глыб глины раз­ных цветов и оттенков. Говорят, в свое время этих скал было ровно сорок. Теперь же их осталось около двадцати — боль­ших и малых, неповторимых, довольно причудливой формы.

Местные старожилы охотно рассказывают туристам ле­генду о «Сорока девушках», что в переводе на казахский оз­начает «Кырык кыз».

В давние времена, гласит легенда, в долине быстрой реки Угам жили горцы. Жизнь их протекала тихо и мирно, не зная ненависти и вражды друг к другу. Они занимались охо­той и другим хозяйством. Свободное и гордое племя понятия не имело о богатстве и деньгах. Они наслаждались свободой, это единственное, чем они дорожили.

Но беда была уже рядом. И вот однажды ночью, когда жи­тели селения спали крепким сном, с гор спустился жестокий хан, правитель здешних мест, чтобы завоевать этот райский уголок земли, защищенный от холодных северных ветров, с прекрасными пастбищами.

Налетел хан со своими воинами, как злой ветер, растоптал посевы, убил стариков, детей, женщин. Угнал тысячные стада овец и несчетные табуны лошадей. А сорок самых красивых девушек взял с собой для своего гарема. Далеко позади осталось разрушенное селение. Всадники отходили к перевалу, хан был доволен. Вдруг он услышал за собой топот копыт.  «Хан!  кричал всадник остановись!» Удивленный хан остановил коня, но тут же пришел в ярость, увидев перед глазами седобородого старика-горца. Хан в гневе вскричал:  Как? И ты старик, хочешь жить? И тебе мила жизнь?

 О нет, хан бесстрашно ответил старик.

 Как посмел ты меня остановить? кричал хан. Но старик спокойно продолжал: О жестокий убийца, ты разорил мое гнездо и я принесу тебе несчастье. По закону нашего племени ни один горец не должен погибнуть в неволе...

Эй, слуги! закричал взбешенный хан, взять его. Воины бросились, как собаки на добычу к старику, с плетками в руках. Но ни одна плетка не достигла своей цели старик стоял как бы в заколдованном кругу. Затрясся хан в гневе. А старик стал вдруг каменеть. Испуганные воины не сводили с него глаз, пока он не превратился в камень.

Сорок девушек невольниц тоже превратились в каменные глыбы. Потрясенное войско взглянуло на хана. Но, что это? С места, где стоял хан, раздавался бешенный лай собаки, которая видит цель, но не может из-за цепи ее достать. А потом собака тоже окаменела.

Ломая копья, теряя доспехи, в ужасе давя друг друга, бросилось войско бежать, забыв о славе и богатстве. Но руки их стали крыльями, сами они превратились в черных воронов. Так вот и стоят эти сорок каменных красавиц под перева­лом, а с ними старик-спаситель. А чуть в стороне — преграж­дает путь каменная собака. А еще говорят, что в ненастную погоду кружаться над «Кырык-кыз» черные вороны воины хана.

Прошло много лет с тех пор, как люди сложили эту легенду. Но она и по сей день жива в народе. У легенды есть несколько вариантов, поэтому не удивляйтесь, если вам кто-нибудь расскажет ее по-другому.

  • Like 1
  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 4/28/2018 в 01:44 mechenosec написал:

Респект этому Бахты Гирею , мало кому удавалось люлей Аюке-хану отвесить .

этот Гирей из кубанских ногайцев?

В 5/2/2018 в 17:14 Нур-ад-дин написал:

Нет сомнения в том,что тексты уроков составлены на сибирско-татарском языке-так как и фонетика,и лексика,и морфология полностью соответствуют современному состоянию тоболо-иртышского диалекта сибирских татар.

Выводы:
-правящая верхушка сибирских татар шибаниды и тайбугины-выходцы из мангытского (нугайского) иля и тесно сотрудничали с ними в военных действиях,союзах;
-основной костяк сибирских татар составляли хотаны,кара-кыпчаки,ногаи,остяки;
-консолидация сибирских татар в народность,вследствие связей правящей верхушки с ногаями,происходила именно под их влиянием;
-сибирские татары в конце XIX начале XX века представляли собой этническую общность,характеризовавшуюся близостью диалектов,единством многих форм культуры и быта,религиозных (ислам) верований большинства татар,одинаковыми представлениями о "родине" формирования их народа (они связывают ее с Тоболо-Иртышским бассейном),о принадлежности их к одному народу;
-сибирские татары как внутренний и внешний этноним (самоназвание) использовали еще до конца XIX начала XX века этноним нугай,затем под влиянием определенных причин вынуждены пользоваться как внутреннее самоназвание этноним татары,а для внешнего обозначения по географическому признаку-сибирские татары.

К. С. Садыков.
г. Тобольск, ТГСПА им. Д. И. Менделеева.

может быть связь между ногайским титулом тайбуга (правитель восточных улусов) и тайбугидами Сибири? или ногайский тайбуга лишь производное из названия сибирского клана?

20 часов назад Ындыр написал:

Б. Потом было Казанское ханство 1438-1552 г (Удивительно но я не слышал легенды / бяита о падении Казанского ханства.)

у казахов Мл. жуза в эпосах упоминается Казань (кажется в сказаний о Шора-батыре. он видимо прототип Чуры Нарыкова). у казахов это из ногайского периода (видимо память о Казани и Шоре пришла с ногайцами, вошедшими в состав казахов)

16 часов назад Samtat написал:

У ногаев "40 батыров", если не ошибаюсь.

он же как "40 батыров Крыма" имеется у казахов Мл. жуза

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, Аrсен said:

У казахов есть легенда о "Кырык кыз". Так что не стоит так спешит с выводами?

Кто спорит? Легенда общетюркская, но смысл у каждого по-разному. У каракалпаков это непросто легенда, а эпос - воспевание подвигов девушек-воительниц. Они не какие-нибудь беззащитные бедолаги, не наложницы, не пленницы и не рабыни, а с юных лет учились военному искусству. В нужный час вступили в борьбу против захватчиков и одержали победу. 

По сути, я хотел выяснить, какие еще есть женские легенды у татар, так как, кроме "Кырк-кыза" у каракалпаков есть порядка 20 эпосов, воспевающих женские подвиги. Сравнивая содержание этих эпосов с имеющимися женскими легендами у татар, можно понять прошлую жизнь наших предков, ведь, нынче расстояние от Нукуса до Казани несколько тысяч км и друг-друга почти не знаем, а одноименные легенды при полном совпадении сюжетов могут подсказать на прошлую, очень даже близкую взаимосвязь наших народов. Например, каракалпакский эпос "Ер Шора" и эпос о "Шора батыре" других народов, в том числе татар, подсказывает, что одноименный эпос появился в одно время и в определенной местности, к тому же действия в эпосе как-раз таки связаны с Казанью. Вот в чем суть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад Kamal написал:

Кто спорит? Легенда общетюркская, но смысл у каждого по-разному. У каракалпаков это непросто легенда, а эпос - воспевание подвигов девушек-воительниц. Они не какие-нибудь беззащитные бедолаги, не наложницы, не пленницы и не рабыни, а с юных лет учились военному искусству. В нужный час вступили в борьбу против захватчиков и одержали победу. 

По сути, я хотел выяснить, какие еще есть женские легенды у татар, так как, кроме "Кырк-кыза" у каракалпаков есть порядка 20 эпосов, воспевающих женские подвиги. Сравнивая содержание этих эпосов с имеющимися женскими легендами у татар, можно понять прошлую жизнь наших предков, ведь, нынче расстояние от Нукуса до Казани несколько тысяч км и друг-друга почти не знаем, а одноименные легенды при полном совпадении сюжетов могут подсказать на прошлую, очень даже близкую взаимосвязь наших народов. Например, каракалпакский эпос "Ер Шора" и эпос о "Шора батыре" других народов, в том числе татар, подсказывает, что одноименный эпос появился в одно время и в определенной местности, к тому же действия в эпосе как-раз таки связаны с Казанью. Вот в чем суть.

Не знал, что у каракалпаков есть Шора батыр. Насколько мне известно этот эпос распространен среди казахов, ногайцев, башкортов, крымских и поволжских татар. У вас есть какие нибудь ссылки на каракалпаксую версию? 

По поводу "Кырык кыз" это общий для многих тюрков эпос. Вариантов в казахской версии много и не везде они "беззащитные бедолаги"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Аrсен said:

Не знал, что у каракалпаков есть Шора батыр. Насколько мне известно этот эпос распространен среди казахов, ногайцев, башкортов, крымских и поволжских татар. У вас есть какие нибудь ссылки на каракалпаксую версию? 

По поводу "Кырык кыз" это общий для многих тюрков эпос. Вариантов в казахской версии много и не везде они "беззащитные бедолаги"...

"Ер Шора" исполнялся разными жырау, 4-5 только каракалпакских вариантов эпоса. Исследован вариант Есемурата жырау в сопоставлении с казахским вариантом Мурын жырау и ногайским вариантом Ажимулы жырау. Общий сюжет и герои схожие, только каракалпакский вариант слишком растянут - более 7000 стихов, тут и Казань, и Аккала, и Шоракан, и Сарытау, и Крантау.... Для сравнения - вариант Мурын жырау 3000 стихов, Ажимулы жырау 540 стихов. 

По поводу "Кырк кыз" я не против, что эпос общее достояние всех тюрков, хотя первый раз слышу (читаю), что одноименный эпос есть у всех тюркских народов. Вот, если бы еще и ссылки из одноименных эпосов, так, для сравнения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 minutes ago, mechenosec said:

Да этот злодей из них :D

Только из каких групп ногайцев - караногаев, алтыаулов..? В любом случае, они были подвластны кучумовичам из Сибири, ушедшим на Кубань, так как, Бакты Гирей скорее всего потомок Кучума, а деда каракалпакского Кучук хана также звали Бакты Гирей. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад кылышбай написал:

 

В 06.05.2018 в 18:31 Ындыр написал:

Б. Потом было Казанское ханство 1438-1552 г (Удивительно но я не слышал легенды / бяита о падении Казанского ханства.)

у казахов Мл. жуза в эпосах упоминается Казань (кажется в сказаний о Шора-батыре. он видимо прототип Чуры Нарыкова). у казахов это из ногайского периода (видимо память о Казани и Шоре пришла с ногайцами, вошедшими в состав казахов)

Ну, в реале, конечно -- есть легенда о ханском сокровище, спрятанном на дне (казанского) озера Кабан. Но в ней говорится, что перед штурмом 1552 г, а возможно (в легенде ведь не отличишь) и перед прочими неудачными русскими осадами Казани -- ханская казна была затоплена на дне озера. Перед, а не во время или после событий 1552 г.

Кроме всяких штурмов и осад русских -- были прочие татарские верхушечные перевороты между про-московской, про-ногайской и про-крымской партиями. И возможно на одном отголосков этой верхушечно-татарской возни и была легенда о нугайской принцессе Сююмбике [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Сююмбике ]), т.е опять Перед штурмом 1552 г. царица Сююмбике была выдана Ивану Грозному в 1551 году.

Вот и выходит, что (формально) нет легенды о падении Казанского ханства 1552 г. (ну, или я об них плохо слушал)

Ну, а если следовать духу, а не букве легенд, то

-- булгарские легенды они как бы имеют продолжение -- типа умерли девушки, но это послужило поводом для начала, для продолжения -- для основания Казани, или ...

--- а казанские легенды -- не имеют продолжения. :(. Спрятали казну -- и что дальше? Даже не говорится, что когда эту казну найдут, то....

МОРАЛЬ

булгарские легенды и являются начальными, базовыми для нашего этноса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад Kamal написал:

Только из каких групп ногайцев - караногаев, алтыаулов..? В любом случае, они были подвластны кучумовичам из Сибири, ушедшим на Кубань, так как, Бакты Гирей скорее всего потомок Кучума, а деда каракалпакского Кучук хана также звали Бакты Гирей. 

Получается этот Бахты Гирей пришёл примерно из тех же краев что и Аюка? С востока? Мир тесен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад Kamal написал:

Как называются женские легенды? У нас порядка 20 эпосов только о девушках-воительницах. Самый яркий и объемный из них эпос "Кырк кыз" (40 девушек). Вижу, пишете, что у татар тоже есть эпос о "40 девушек", хотелось бы узнать мотив эпоса для сравнения с нашим. Один татарский эпос про "Гульдурсун" фактически совпал с нашим одноименным эпосом. 

Честно говоря не изучал этот вопрос. И только в споре с ув. SWR дошло, что тут есть какие-то легендарные факты.

Поэтому женские легенды я просто процитировал по ( http://kitap.net.ru/history-legend.php ) (https://amazonky.livejournal.com/52812.html)

1) 40 девушек

2) 12 девушек

3) Янмый торган кыз. (несгораемая), Алтынщящ

-----------------------

Совпадения тоже имеют смысл. Если выяснится, что это не "бродячий сюжет", то укажут нам на какой-то ареал распространения этой легенды. Не забываем, что Тамерлан (1391 г) увел 500 000 жителей Булгара к себе в Ср. Азию.

-----------------

40 девушек о которых Вы пишете

-- изначально они были просто типа домашними девушками?
-- они остались на родной земле и продолжили сопротивление?
-- они переоделись в военную форму (типа Мулан)?
-- они стали охранять город?
-- они погибли?
-- их могилы пользуются почтением?

(Т.е. названия "Кhрык кhыз" могут быть вполне одинаковыми, а содержательная часть -- полностью различной)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, mechenosec said:

Получается этот Бахты Гирей пришёл примерно из тех же краев что и Аюка? С востока? Мир тесен.

Получается. Историк Таймасов С.У. пишет, что после покорения Сибири русскими, кучумовичи ушли в двух направлениях - в сторону Сырдарьи и Кубань, откуда периодически совершали набеги в Сибирь. Башкиры в своих восстаниях чаще всего также обращались к кубанским и каракалпакским кучумовичам. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад Kamal написал:

Легенда общетюркская

А у кыргызов, алтайцев, тувинцев есть? Если нет -- то не общетюркская.

PS

(карачаевцев и балкарцев)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад Аrсен написал:

Не знал, что у каракалпаков есть Шора батыр. Насколько мне известно этот эпос распространен среди казахов, ногайцев, башкортов, крымских и поволжских татар

Не знал, что у поволжских "татар" есть эпос Шора батыр. Может расскажете о нем подробнее?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад Kamal написал:

Получается. Историк Таймасов С.У. пишет, что после покорения Сибири русскими, кучумовичи ушли в двух направлениях - в сторону Сырдарьи и Кубань, откуда периодически совершали набеги в Сибирь. Башкиры в своих восстаниях чаще всего также обращались к кубанским и каракалпакским кучумовичам. 

Сибирь и Западная Монголия вообще сакральное место для всех ойратов , прародина, щас да, мы южане ,но предки всё таки были сибиряки. Бахты Гирей получается земляк был? Весело :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 minutes ago, Ындыр said:

40 девушек о которых Вы пишете

1. они переоделись в военную форму (типа Мулан)?
2. они стали охранять город?
3. они погибли?
4. их могилы пользуются почтением?

1. Вот примерные доспехи девушек, хотя оригинал конечно же другой

2ebe171-1.jpg

2. Кырк-кыз кала, что в Берунийском районе считается их крепостью, где несли службу эти девушки

https://canaan.travel/attractions/31-karakalpakstan/50-the_fortress_kyrk-kyz_kala

Quote

 

Название крепости означает «сорок девушек». Согласно одной легенде, которая гласит, что на территории крепости жила смелая женщина Гульаим и у неё было около сорока сподвижниц.

Эти отважные женщины отбивались от грозных врагов. Данное городище обнаружили в 1938 году при археологических раскопках. Размеры крепости 65х63x65 м., она была расположена на равнинной местности. Наружная стена обладала двумя ярусами со стреловидными бойницами. По мнению исследователей, крепость возводилась, чтобы защищать ворота Хорезма, находящиеся в северо- восточной части.

 

3. Почти все погибли, уцелела предводительница Гулаим и несколько подруг

4. Конечно, всем святым местам уделяются особое внимание 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 minutes ago, Ындыр said:

А у кыргызов, алтайцев, тувинцев есть? Если нет -- то не общетюркская.

Я не знаю всего, но точно знаю, что эпоса "Кырк кыз" больше нет ни у кого. У всех только легенды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад Kamal написал:

1. Вот примерные доспехи девушек, хотя оригинал конечно же другой

2ebe171-1.jpg

2. Кырк-кыз кала, что в Берунийском районе считается их крепостью, где несли службу эти девушки

3. Почти все погибли, уцелела предводительница Гулаим и несколько подруг

4. Конечно, всем святым местам уделяются особое внимание 

(Они у вас специально тренировались  к войне ?)

А 12 девушек, а Алтынщящ --- тоже есть такие легенды? ( https://amazonky.livejournal.com/52812.html )

PS

Не знаю к чему я это спрашиваю,но есть у вас считалка

"Без-без-без идек

Без ун ике (12) кhыз идек"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, Ындыр said:

А 12 девушек, а Алтынщящ --- тоже есть такие легенды? ( https://amazonky.livejournal.com/52812.html )

Пока опубликовано всего 66 эпосов из 100 томника. Насчет 12 девушек не знаю, но помню про какую-то Алтыншаш, бабушка любила рассказывать разные легенды и сказки, особенно женские.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад Kamal написал:

Пока опубликовано всего 66 эпосов из 100 томника. Насчет 12 девушек не знаю, но помню про какую-то Алтыншаш, бабушка любила рассказывать разные легенды и сказки, особенно женские.

Ну, если предварительно, то ваши "40 девушек" ближе  к нашим, чем у ув. Аrсен-а ( http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/201-татары/&do=findComment&comment=299034  )

Возможно надо определить период -- или Золотая Орда, -- или до -- или после.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад Ындыр написал:

Не знал, что у поволжских "татар" есть эпос Шора батыр. Может расскажете о нем подробнее?

1) Источники исследования. Основными источниками диссертации являются тексты дастанов поволжских татар, крымских татар, ногайцев и казахов, посвященных Чура батыру. Диссертант работала с текстами, собранными и опубликованными различными учеными начиная со И-ой половины XIX века. В частности, татарская народная версия была взята из сборника, опубликованного в 1862 г. И.Березиным1 (тот же текст в наше время был помещен Ф.Ахметовой в сборник "Дастаны"2), крымско-татарские варианты — из сборника, выпущенного в 1896г. В.В.Радловым3 и из составленной Дж.Бекировым книги4, ногайские варианты — из сборника, опубликованного в конце XX века в Махачкале5 (этот вариант дастана был записан . с уст певца — каранутайца Ажи—Моллы сына Ногмана в 1926 году А.Х.Джанибековым) и из перевода Ф.Латифи6 (этот же дастан был опубликован в газете "Ногай давысы", издающейся в Карачаево Черкесской7 республике и вошел в сборник, вышедший в 1988 году в Бухаресте8, а казахские варианты были

1 Березам И. Турецкая хрестоматия. — Казань, 1862. — С.41-56.

2 Татар хал и к иж,аты. Дасганнар. — Казан, 1984. — Б. 108-119.

3 Радлов В.В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. Часть VII. — Спб., 1896. — С.21-22, 122-132, 167-183.

4 Кырымтатар агъыз яратыджылыгы..— Ташкент, 1991. — Б.57-72.

5 Ногайдыиъ кырк баьтиры. Эдиге. — Махачкала, 1991.

6 Чура батыр. Татар халык дастаны /Ф.Латыйфи эшкэртуендэ). — Казан, 1993. — 64 б.

7 Шора баьтир /УНогай давысы, 1992, № 46, 59-60, 93.

8 Буэ егет. — Бухарест: Критерион, 1988.

взяты из сборников, выпущенных в 1890-1895 г.г. А.А.Диваевым1 и татаризованных в н. XX века Рахимом Баязитом в журнале "Ак юл" текстов2. Выяснение фактов биографии Чуры Нарыкова, как реальной личности велось на основе источников, относящихся к различным эпохам и на основе исторической литературы. Диссертант изучила материалы русских летописей3, данные "Казанской истории"4 неизвестного автора XVI века, работы Х.Атласи5, Р.Фахрутдинова6, М.Худякова7, А.Х.Халикова8, Д.М.Исхакова9, С.Х.Алишева10, А-З.Валиди11.

http://cheloveknauka.com/dastan-chura-batyr-v-tvorchestve-tyurkskih-narodov-1

2) Историческое и эпическое в книжном дастане “Чура батыр” // От конгресса к конгрессу. Материалы II Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докладов. В 3 – х т. Т. 3. М: ГРЦРФ, 2011. С. 101 – 111.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад Kamal написал:

"Ер Шора" исполнялся разными жырау, 4-5 только каракалпакских вариантов эпоса. Исследован вариант Есемурата жырау в сопоставлении с казахским вариантом Мурын жырау и ногайским вариантом Ажимулы жырау. Общий сюжет и герои схожие, только каракалпакский вариант слишком растянут - более 7000 стихов, тут и Казань, и Аккала, и Шоракан, и Сарытау, и Крантау.... Для сравнения - вариант Мурын жырау 3000 стихов, Ажимулы жырау 540 стихов. 

По поводу "Кырк кыз" я не против, что эпос общее достояние всех тюрков, хотя первый раз слышу (читаю), что одноименный эпос есть у всех тюркских народов. Вот, если бы еще и ссылки из одноименных эпосов, так, для сравнения.

Странно почему исследователи обошли каракалпакский вариант "Ер Шора"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...