Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

шайқас - битва, сражение? думаю что в косвенном смысле из слова "шайқау" --- в смысле что воевать это тупа сюда двигаться как на качелях.

 

Качаться "шайқау" здесь не подходит. "Шайкау" можно голову или дитя в люльке.  :)

 

Здесь подходит другой глагол "шайқасу" со значением тяжба или тягаться, то есть кто кого одолеет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чааччахаан чаачахаан просто присказка детская поговорка. Типа карлсона обитающего на крыше,

из скажек андерсена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Урянхаец прикалывается
андерсена подсовывает вместо фру линдгрен))))

а энхд - слово чаачы
и враг и воина

АКБ вы знаток языкоев пояснити
жау - враг
жауши - посланец и/или сват

так то парадокс?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гораздо интересен термин тойон. Он в якутском господин, обозначает феодалов

и родовых вождей. В русских терминах этим термином обозначают вождей тлинкитов

чукчей коряков алеутов ительменов эскимосов юкагиров и прочих индейских племен.

Походит на туин обозначение буддийского монаха в уйгурских текстах

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Богатство казахскому языку дают также многочисленные омонимы:

 

1)  Жау - враг, противник, неприятель.

2)  Жау - выпадать, идти (о снеге, граде или дожде).

3)  Жау - радовать или ласкать взор.

 

Поэтому от них, соответственно, образованы разные лексемы:

 

1)  Жауап - ответ; Жауапшы или Жауапкер - ответчик, ответственный; Жауапкершілік - ответственность; Жаугер - воинственный; Жаугерлік - набег, смута; Жау-жарақ - вооружение; Жаулау - захватывать, оккупировать; Жаулық - вражда; Жауынгер - воин и т.д.  

2)  Жауын или Жауын-шашын - дождь; Жауындат - все время льет дождь и т.д.

3)  Жаудыр - сияющие глаза; Жаудыра - нежный взгляд; Жаутаң или Жаутаңда - умоляющий взгляд и т.д.

 

Парадокса, по моему, нет. Жаушы в значениях - посланник, гонец в немирное время или посланник, гонец в мирное время (в т.ч. гонец от сватов), мне кажется связано с первым примером омонима - с наличием двух сторон, между которыми и курсирует "жаушы" как посредник.  :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на саха языке "саа" - оружие, саадах саа - лук с колчаном.

Сэрии - война, сэрииһит - воин, сражение - кыргыһ'ыы от слова кыргыс - сражаться, воевать.

Похоже это слово сохранилось и в совр.Якутии - кыргыс үйэтэ - век междуусобных войн к приходу русских в 1632 году.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4793-vetvi-sakha/

 

по анализу Гентис.ру я из ветви 14:

14-14-32-23-11-16-14-11,13-11-10-14-19-14-16-22-12

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ураанхай сахалар (нач. 20 века):

 

411bbcb04443881515f57bfe7dfeab3b.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ураанхай сахалар - глава Сунтарского улуса с семьей (нач. 20 века): 

 

8(3).jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ураанхай сахалар - родоплеменные вожди (19 век):

 

0_be44d_43955a42_L.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ураанхай сахалар - шаман "ойун" (нач. 20 века):

 

b997a162a53a.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Күннэй -- Таатта

Алексей Бродников тылл., Денис Данилов муз. Марина Попова репертуарыттан

Идея автора Геннадий Мамин                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Симбиоз народа саха со своими лошадьми является одним из самых совершенных в жизни. Origins

The origins of the Yakut horse are still uncertain, but researchers believe that it is probably one of the oldest breeds in existence.  The genetic and immunity markers seem to show similarity with the original breeds of Central Asia (Akhal-Téké, Arab, Kazakh, Kirghiz and other saddle horses), which has led to the theory that the Yakut horse is not a native of Siberia, but that he was taken there by the ancestors of the Sakha people.  These latter first arrived in the region by following the Lena river, around the 13th century, followed by successive waves of immigrants.  The Lena’s source is in Lake Baikal, further south, near Irkutsk, on the border of western Mongolia.  Other researchers think that the breed is linked to the Mongolian horse, which also is perfectly feasible.

 

Whatever its origins, one thing is certain:  no other breed offers such a stunning example of a prefect adaptation to its environment (except perhaps the Namibian horse, at the other climatic extreme – see article in Équi-Libre, vol. 22, no. 2, Autumn 2003, p. 14.

(...)Conclusion:

The symbiosis of the Sakha people with their horses is one of the most perfect in existence.  This alliance has always been completely integrated into daily life, into the culture, and even into the pantheon of heroes and of spirits, to the extent of become a member of the Sakha family.

Even though the horse has also been integrated for many centuries into our European and North American cultures as a working creature, an instrument of conquest or a companion animal, most of us have never been able to rid ourselves of the disgust we feel when we think of eating our companion.

Продолжение: http://komuza.info/istoriya/a/3258

 

В свое время  Николай Васильевич Фёдоров будучи министром сельского хозяйства РФ, посетив конебазу в Намцах, сказал: теперь для меня якут и конь неотемлимы.

 

В чем главное различие коневодства саха и других тюркоязычных народов:

 

1. Они выращивают конину, саха жеребятину.

 

2. Они стригут для одежды овец. саха используют шкуру жеребят.

 

Как сказал мой племянник, историк по образованию и профессии.

 

Якуты настолько ленивы, что они даже мясо приручили для одежды и передвижения. Мало того, оно ещё за ними и само ходит.  Конечно, это шутка с его стороны. Но в каждой шутке... 

 

И как правильно заметили в статье, саха и лошадь, это Сожительство двух организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

index_1_17.jpg

 

 

 

Фильм "Таайыман тапталы" ("Не разгадывайте любовь") якутянина Михаила Лукачевского получил приз в номинации "За лучшую музыку" на I Международном фестивале азиатского кино в Лос-Анджелесе, который прошел в Лос-Анджелесе 26 октября - 2 ноября.

В первом кинофестивале приняли участие фильмы из 50 стран Азии, многие из них представлены в оскаровских номинациях.

Продолжение: http://komuza.info/iskusstvo/a/3264

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Ил Дархан Якутии не против за внесение корректив в теорию развития человечества.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     19 НОЯБРЯ Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов провел пресс-конференцию в центральном офисе «Интерфакса», в ходе которой ответил на вопросы журналистов федеральных изданий. 

 

(...) По словам Егора Борисова, в Якутии не снижается частота выявления останков мамонтов, реликтовых носорогов, лошадей, собак, а теперь и пещерных львов с сохранением мягких тканей и даже крови. Эти сенсационные находки приковывают внимание представителей международной науки и в будущем вполне могут внести определенные коррективы в теорию развития человечества. Тем более, еще в 80-х годах прошлого столетия в среднем течении Лены была открыта стоянка первобытного человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Продолжение: http://komuza.info/istoriya/a/3481
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

  

Ученые-археологи выдвинули версию о том, что предками якутов являются северные хунну — воины-кочевники, которые двигались на Запад, и часть из них отделилась и осела на территории современной Якутии (II в. до н.э. — III в. н.э.). Раньше основной теорией происхождения народа Саха было то, что предки якутов (тюрки) прибыли с юга (Прибайкалье) и основались на берегах реки Лена (VII-XII в. н.э.).

Новая гипотеза подтверждается археологическими и этнографическими данными, которые были собраны в течение последних трех лет.

Полностью статья: http://сахалайф.ru/istoriya-yakutii-oboydetsya-v-88-millionov-rubley/

 

Т.е. уже и официально значительно удлинен генезис якутов 2-м веком ДО н.э.

Хронологически (по А.Н.Алексееву), это ранний железный век на территории Республики Саха (Якутия).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

забежал в социальную сеть с якутками: блин, такие красивые девчонки. много девушек-саха похожих на казашек) хотя в большинстве саха более монголоиднее. вопрос к якутам: насколько я знаю большинство саха православне и имена, фамилии у вас русские. замечается ли тенденция к возвращению к традиционным якутским именам. фамилии то ладно, уже не изменишь, а вот с именами как дела обстоят? какие более или менее распространенные якутские имена у вас имеются?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

фамилии то ладно, уже не изменишь, а вот с именами как дела обстоят? какие более или менее распространенные якутские имена у вас имеются?

 

 

 

Вот имена. Гугл меньше, чем за секунду нашел  :ph34r:

 

http://goo.gl/33nwf5

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...