Перейти к содержанию
Гость Галдан

Меркиты

Рекомендуемые сообщения

Гость Василий

Дорогие калмыцкие товарищи, а есть ли у вас подробная информация

о багутах и батутах. Так мы, багутов - Батлаевская станица на Дону,

связали с батулинцами, которые имеются в составе бурятов и саха, вот их

то мы считаем потомками меркитов. Но если меркиты имеются отдельно от

батутов и багутов в составе калмыков, то возникают вопросы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

информация есть, только выискивать и вывешивать некогда.

могу сказать только что авляев в некоторых статьях считает багут и батуд (баатуд) - стяжением слова ба(г)атуд - богатыри. повторю я точно не уверен по поводу багут - это может быть искаженное баргут (барга). в другой своей работе он пишет что багут это родственики баргут, а само слово происходит от барагун (барун).

баатуд - думаю точно не меркиты. племя или феодальное владение в составе первого ойратского союза эпохи чингис-хана. впоследствие уменьшившее численность и сохранившееся в небольших количествах в составе калмыцких родов. например наш джангарчи - цагаан зам - он же владимир каруев, занявший в 2003 кажется году какую то премию на конкурсе алтан микрофон относится к баатуд арвн (десятку) в составе дёрвюд (дербет).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имена меркитские - Тохта-Беки, Тогуз-Бай, Культукан, Еке-Чиледу,

Хатан-Дармала, Усун-Даир, Чильгир-Беки, Худа, Худукту.

Обьединения племен меркитских - 3 племени уваз, хоат, удуит меркиты.

Племена меркитские - уйгур, модун, тудаклин, джиюн.

имя их тотемное - хаатай-меркиты.

Места их проживания: горы Хаамар, Огус, Ат, Улаан Дабаан.

Кто они такие? Впрочем, известно кто.

Хотелось бы спросить о различных составах племен меркитов в Сокровенном сказании и Сборнике летописей. Какое из них правильнее? Почему к ним отнесены джуин-татары и уйгуры?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Удивляюсь, какой народ не приметливый пошел :o

Даже в ССМ меркиты упоминаются либо меркит, либо мекрит. очевидно, что в монгольской огласовке наиболее удобным была форма меркид следовательно архаичной формой этнонима является мекрид, что очевидно указывает на связь с Мукри (кит. Мохэ).

Среди казахов и крымских татар они до сих пор мекриты. B)

А в составе бурят это племя хуасай, в составе племенного союза Хори.

P.S. хамар дабаан – перевал по имени "нос" - вообще-то "ореховый перевал" :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не, в ССМ написано как мэргэд. Имно, версия мэргэд - меткие стрелки наиболее логичная, ведь известно что они были хорошими воинами а хорошие воины это у кочевников прежде всего хорошие стрелки. Кстати как я понял, перешибающий стрелы Хултуган мэргэн действительно упоминается у Рашид Ад Дина?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Алдар, merkid//mekrid, но не мэргэд - современные адапатированнные к халхасскому издания не в счет. А теперь, попробуйте-ка произнести по-монгольски mekrid ;) . Трудно? B) Ну вот, а Вы все - стрелки да стрелки. Это все равно, что русские, потому что русые, а немцы - потому что немые. :lol::lol::lol: .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну не знаю как в оригинале китайской транскрипции, он же недоступен простым смертным (впрочем все равно не прочту заполучи его) :) . Вот в Алтан Тобчи 17 века написано как мэргид т.е. корень тот же.

PS: не совсем в тему, но читал где-то может быть на этом форуме что немцы это действительно от слова немые. Когда-то в Руси всех иноземцев так и называли так как они не говорили на русском, со временем оно закрепилость только за немцами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтан-тобчи - все-таки, переписка.

Возможно, привожу простые итины, но "k", "g" - на монгольском письме передаются одинаково. Так что, как адаптировали текст к кирилице - на совести переводчика. B)

P.S. не по теме: немцы - от "немые" - весьма распространенная т.н. народная этимология. В действительности же, немцы от nemeten - германского племени, расселенного на границах славянского мира (не помню точно, но по моему у Чеснова).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Василий

Меркиты обнаруживаются у многих тюркоязычных народов. Они были

среди алтайцев, кыргызов, башкир, казахов, древних узбеков и уйгуров.

Были и среди северных народов Арктики, возможно самый северный тюркоязычный народ, во всяком случае, его язык происходит от них.

Однако их родиной является Саяны, Урянхайский край. Во всяком случае,

еще Тан-шу упоминает аймак Миликэй (Милиге, милицзе от меркут) в составе Тюркского каганата. Много общего меркиты имеют с монголоязычными народами. Более того, у нас такое подозрение, что изначальные монголы (2,5 м. ростом) обитавшие согласно Риттеру в речной области Байкала за два века до прихода Чингисхана и есть собственно меркиты. Меркитов отождествляют с бекиринами Уйгурии.

При этом, следует принять внимание, что Восточный Туркестан ранее был страной тохаров. Так вот, какие сведения есть о меркитах у разных

тюрко-монгольских народов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меркиты - адаптированный к монгольскому этнониму тунгусо-маньчжурский этноним мукри (среди совр. казахов по Муканову мекрит). Очевидно, что после бегства с Дальнего Востока после разгрома Мохэ (Мукри) проживая длительное время усвоили монгольский, возможно, и тюркский язык. Но, так как, они были гонимы Чингисхааном их выжившие потомки оказались рассеяными в пределах Азии, так как участвовали в походах, скорее всего, как воины-рабы (передовое мясо).

Кстати у современных бурят проживающих в этом же регионе, не осталось никокого следа в народной памяти о меркитах - чуждых, в отличие от татар (древних), киданей и мн. других.

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Василий

Отождествление меркитов с мукри в корне ошибочна и не может быть

воспринято. Субудай говоря о меркитах, говорит о полонении народа Милигэ. Этноним меркит в китайской транскрипции звучит как милиге, миликэй. Аймак милигэ упоминается в китайских источниках на территории Саяно-Енисейского края начиная с X в.

Так вот меркиты в истории Забайкалья очень часто отождествляются с

пребыванием южных предков саха в тех местах. Так Омогой - предок саха, выходец из Енисея или Урянхайского края проживал на Хаамар-Дабаане, угнетал всех своих соседей и однажды был вынужден бежать,

куда ноги понесут.

Алтайские и монгольские меркиты возводили свои корни к орлу-первопредку, по алтайски меркут - означает орел - беркут.

Хомпоруун Хотой - орел-беркут имя прародителя и покровителя тойонов саха - родовой аристократии саха. ССМ часто называет меркитов хаатаями - вероятно от хотой - орел. Меркиты никогда не были передовым мясом, более того телохранители Чингисхана были меркитами

и сын Дайар - Усуна Джемаль-Ходжа командовал ими.

Сам он был сыном невесты меркитского вождя, сына меркитов Джучи ставил выше своих сыновей, так как он был более знатного роду.

Сын Туракины-Хатун, жены Дайар-Усуна отданной Угедею, причем первенец Куйук-хан вообще был провозглашен верховным ханом Монгольской империи. Сам Угэдэй отзывался о нем, как о единственном яйце, оставшемся в живых. Турака или Туракина - от якутского тураах -

ворона из племени меркитов была регентшей при маленьком сыне.

Лесные народы дарили Джучи и Чингисхану белого орла, видимо в знак подчинения потомкам меркитов. Уж не была ли вся правящая династия монголов меркитского происхождения!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Василий

Ну на этот счет есть ряд научных статей. Если хотите удостовериться

в происхождении меркитов от орла, то откройте любой поисковый сервер

и поищите слово меркит.

Ян - действительно был великим писателем исторического жанра. Только

он в одном ошибался. Не целое племя в 1217 г. прикочевало в кыпчакские степи, а два - три сына Тохтоо-Беки и наверняка усилились сторонниками примкнувшими к ним. Ведь до этого, сыновья Тохтоо воевали с монгольскими армиями на Алтае, Тарбагатае, Уйгурии, Иртыше, Монгольском Алтае. И везде Субудай посылал Чингисхану срочную депешу об окончательном уничтожении племени меркитов. Но как говорит любимая якутская пословица, говорили имея в виду то, что все время возрождается: Ну вроде того хоринского божества!

Неупоминаемое хоринское божество - это орел-беркут!

Все это предполагает то, что меркиты были чрезвычайно плодовитым народом. Даже один оставшийся в живых меркит мог дать такое потомство, что из них мог возникнуть целый народ или мог возглавить целое племя и увлечь за собой. Не зря же считается, что последние меркиты пали на земле племени канглы. Но одного тяжело раненого воина Армия хоризмшаха все-таки нашла на поле боя. Хэ, хе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И все же "меркит" от "беркут" весьма призрачна.

Да, действительно в тюркских языках распространен процесс б<>м, однако к данному случаю :blink:

если уж беркут/бургуд то меркут/мургуд.\

Меркит - ну никак не получается.

Что касается культа орла, волка - то это самые распространеные сюжеты у степняков.

А, то что есть ураны "беркут/бургуд" - ну не "баран" же им кричать для воинсвенности...

Ну, очень шаткая гипотеза :rolleyes:

Василий, Вы, меня не убедили...

P.S. к тому же видя шаткость подобных предпосылок все более удостоверяюсь в правильности гипотезы меркит < мекрит < мекри (мохэ - кит.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Алдар, merkid//mekrid, но не мэргэд - современные адапатированнные к халхасскому издания не в счет. А теперь, попробуйте-ка произнести по-монгольски mekrid ;) . Трудно? B) Ну вот, а Вы все - стрелки да стрелки. Это все равно, что русские, потому что русые, а немцы - потому что немые. :lol::lol::lol: .

ну тогда толковать можно как угодно, вроде этого

"V Bolgarii esti 3 mongolskih nazvanii naselenih punktov... 2.Mikre ot slova Mukhur - tupik i t.d. ochen mnogo toponimov s odinakovim nazvaniem."
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В китайской транскрипции этноним меркит звучал как милигэ. От милиге

недалеко до Мелецкой волости у чулымских татар. Вот и все доводы их самоедоязычия. Впрочем они до X в. проживали в Саянском или в Урянхайском крае, где жили рядом с косогольскими урянхайцами и дубо -

отуреченными самодийцами. Их также некоторые считают тунгусами, или же предками тунгусов, доказывая, что этноним меркит происходит от мукри (мохэ). Причисляют вслед за Рашид-ад-дином в числе одного из монгольских племен, забывая что их нет ни в списке монголов дарлекин ни нирун, что они всегда враждовали с своими монголоязычными соседями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Их также некоторые считают тунгусами, или же предками тунгусов, с пеной в ртах доказывая, что этноним меркит происходит от мукри (мохэ).

это моя точка зрения ;) , насколько я знаю никто кроме ее не оглашал, в голову она пришла во время беседы с М.Г. Туровым и В.А. Тураевым...

и со своих позиций я не сошел

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да уж не оглашал, а Маркварт, Гумилев и т.д. о чем же писали,

когда связывали, также мукри на Тянь-Шане - тюркское племя с меркитами, далее с дальневосточными мохэ. Но это такое же простое

связывание этнонимов, как и саха с античными саками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из произведений великого евразийца Л.Н.Гумилева - потомка хана Ах-

мата из династии Джучидов.

По Селенге проживали меркиты - народ, невероятно храбрый.... :rolleyes:

Они проделали путь свыше 300 км, чтобы захватить Борджигинов врасплох, и своей цели почти достигли. Однако настороженность и привычка быть преследуемыми сказались... и Борджигины скрылись на горе Бурхан, в лесистом Хэнтэе. Предусмотрительная Хоахчин решила, что хотя тайджиуты Бортэ не убьют, но молодые воины для красивой женщины всегда опасны. Поэтому она скрыла Бортэ в крытом возке, запрягла в него пестрого быка и поехала к бору, темневшему на склонах долины в первых лучах рассвета. Однако воины обыскали возок, нашли Бортэ и увезли всех трех женщин, говоря, что это воздаяние за похищение Оэлун Есугеем.

Похищения меркитам было мало. Они бросились искать Тэмуджина. Но в лесной чаще, "где сытому змею не проползти" (Сокр. ск. 102), меркиты оказались бессильны. Бросив бесплодную погоню, меркиты повернули коней домой.

Тэмуджин послал на разведку Бельгутея и Боорчу. Те следили за меркитами трое суток и выяснили, что это были три племенных вождя: Тохта-Беги, Даир-Усун и Хаатай-Дармала - во главе трехсот всадников. Набег их был интерпретирован как месть за похищение Оэлун, но уж очень она запоздала: на целых 20 лет! И почему меркиты так искали в лесной чаще Тэмуджина? Видимо, им было нужно его убить, но для чего?

То, что непонятно нам, было ясно современникам событий, и в первую очередь самому Тэмуджину. В молитве или речи, произнесенной им после ухода меркитов, звучат трагические ноты: "Бурханхалдуном (название горы, поросшей лесом в Хэнтэе) изблевана жизнь моя, подобная жизни вши... защищена жизнь моя, подобная жизни ласточки. Великий ужас я испытал" (Сокр. ск. 103). И он повелел потомкам поклоняться этой горе, как святыне.

Самое удивительное, что никто из монголов XII-XIII вв. не расценил поведение Тэмуджина как трусость или слабодушие. Наоборот, бегство в горы рассматривалось как подвиг, а пленение покинутой жены - как неприятность, не более. Видимо, была немалая разница между племенной борьбой внутри монгольского этноса и войной с меркитами, которые монголами не были, но соперничали с монголами за место под солнцем. Но даже не просто опасность для жизни, а что-то большее имело значение для Тэмуджина. Это будет видно из того, что похищение Бортэ вызвало те же последствия, что и похищение Елены Спартанской Парисом. Только монголы оказались куда оперативнее ахейцев, и война не затянулась.

Тэмуджин не терял ни минуты. Сразу же после набега меркитов он поехал к Тогрулу в его ставку Темный Бор, на берегу Толы, рассказал о случившемся и просил помощи. Доха и тут решила дело. Тогрул ответил, что в благодарность за черную доху он предаст огню всех меркитов, возвратит Бортэ, выставит для этой цели две тьмы (20 тыс. сабель), но предложил немедленно обратиться к Джамухе, вождю джаджиратов, побратиму Тэмуджина, чтобы тот привел тоже 20 тыс. всадников для образования левого крыла, и назначил место встречи .

Кажется удивительным и то, что против 300 меркитов, участвовавших в набеге, мало 20 тыс. кераитов, и то, что Тогрул ставит выполнение своего обещания помогать Тэмуджину в зависимость от позиции вождя джаджиратов Джамухи. Джаджираты входили в раздел нирун, так как происходили от сына одной из жен Бодончара, которую тот захватил беременной. Бодончар ребенка усыновил. Потомком этого мальчика был Джамуха-сэцэн.

Мотив, по которому Джамуха должен был поднять в поход свой народ, - только общемонгольский патриотизм. Однако этого оказалось достаточно. Джамуха согласился привести одну тьму, а вторую составить из ''людей анды", т.е. Тэмуджина . На том и порешили.

Тэмуджин послал уведомление кераитам и через некоторое время соединился с Тогрулом и его братом Чжа-гамбу (тибетский титул, присвоенный этим принцем). Как ни странно, войска Тэмуджин не привел, но когда союзники с трехдневным опозданием прибыли к месту встречи, то Джамуха их ждал во главе двух тумэнов - своего и тэмуджиновского. Видимо, влияние джаджиратского вождя среди монголов было больше, чем у кого бы то ни было. И когда Джамуха взял на себя составление диспозиции и командование, то против такой инициативы никто не возразил.

Тумэн (букв. 10 тыс. воинов) - число условное: часто эти дивизии были в неполном составе. Даже в этом случае монголов и кераитов было около 30 тыс., т.е. в 100 раз больше, чем напавших меркитов. :lol: Но и при таком численном перевесе монголы стремились использовать фактор внезапности. Надо думать, за спиной у меркитов были большие силы из людей, настроенных к монголам дурно, и монголы это знали. :rolleyes: Видимо, меркиты были не монголы или тюрки, а тогда остается только самодийская группа, к коей их и следует причислить.

И ведь вот что любопытно: огромная армия, равная тем, с которыми Чормагун завоевал Иран, а Батый прошел насквозь через Русь, была приведена в действие не для покорения меркитов, а, согласно официальной версии, для возвращения трех пленных женщин. Хотя Джамуха и заявляет, что "налетим и в прах сокрушим... весь народ до конца истребим", но это похвальба. Ниже мы увидим, что никто из четырех воевод к достижению этой цели не стремится. Наоборот, к походу готовились чрезвычайно тщательно, но крайне быстро, чтобы сохранить преимущество внезапности.

А меркиты почему-то контрудара не ждали. Трудно объяснить это легкомыслие их вождей, потому что впоследствии Тохта-Беги и Даир-Усун проявили себя как незаурядные полководцы. Они рассредоточились, очевидно не предполагая, что Тэмуджин сможет поднять против них своих соплеменников. Это их погубило.

Монголо-кераитская армия выступила из урочища Бото-гон-Борчжи (с верховий Онона), когда полынь пожелтела, рыбаки приступили к осеннему лову, а охотники - к промыслу соболя. Быстро добравшись до реки Хилок, монголы были вынуждены переправляться не вплавь, что было бы скорее, а на плотах, чтобы промокшие люди не застыли на ветру. Здесь они потеряли темп наступления, а меркитские рыбаки и охотники, завидев подходившего к реке врага, бросили свои занятия и поскакали, чтобы предупредить своих соплеменников. Благодаря этому Тохта-Беги и Даир-Усун, а также весь меркитский улус в панике бежали вниз по долине Селенги. Счастливым удалось спастись в "Баргуджин", т.е. за Байкал.

Отставшим пришлось плохо. Монголы настигли убегавших меркитов в лесистых низовьях Селенги ночью. Кераиты и монголы "гнали, губили и забирали в плен беглецов". Исключение составил сам Тэмуджин. Он обогнал толпу бегущих и громко кричал: "Бортэ, Бортэ!" Она услышала его крик, соскочила с телеги вместе со старухой Хоахчин, и обе женщины ухватились за поводья Тэмуджинова коня. Тут Тэмуджин послал нухуров к Тогрулу и Джамухе с просьбой прекратить преследование. Это спасло многих меркитов. Видя, что резня прекращена, они тут же расположились на ночлег.

Меркитам в ту ночь угрожали не только монгольские сабли. Осенняя тайга сулила старикам и детям смерть от утомления и холода (развести костер и обогреться, чтобы не выдать себя врагу, нельзя). Поэтому прекращение преследования было равносильно помилованию: те, кто мог и хотел бежать, получили эту возможность. Среди последних был богатырь Чильгир, которому отдали плененную Бортэ в наложницы. Его не преследовали. Как ни странно, от монголов бежала мать Бельгутея - Сочихэл. Она не пожелала даже увидеть сына, который нашел ее дом. Когда Бельгутей открыл правую дверь, его мать, накинув рваный тулуп, вышла в левую, только чтобы не видеть сына. Разъяренный Бельгутей стал стрелять в сдавшихся меркитов и перебил тех, что сделали набег на гору Бурхан. После того как его уняли, родственниц убитых разделили победители: миловидных - в наложницы, прочих - в домашнюю прислугу.

А потом, как некогда ахейские цари ушли от развалин Трои, монгольские вожди разошлись по домам. О территориальных приобретениях не было и речи.

Испытание, посланное Тэмуджину судьбой, не окончилось с возвращением любимой жены. Бортэ вернулась беременной и вскоре родила сына - Джучи. Тэмуджин признал его своим сыном и заявил, что Бортэ попала в плен уже беременной. Но сомнения грызли и отца,и сына. В семье и ставке роились сплетни, которые преследовали Джучи до самой смерти. Даже родной брат Джагатай в присутствии отца назвал царевича "наследником меркитского плена", чем вынудил того отказаться от претензий на наследие престола в пользу младшего брата, Угэдэя.

Поэтому Рашид-ад-Дин опускает пленение Бортэ и ее спасение из истории подвигов хана Чингиса, но вводит этот эпизод в биографию Бортэ, являющуюся примечанием к его книге. Делает он это крайне осторожно, употребляя оборот, с помощью которого в персидской историографии намекают на отсутствие достоверности сказанного: "Утверждают следующее", а ответственность за переданное пусть лежит на тех, кто "утверждал".

Якобы меркиты увели в плен беременную Бортэ и отдали ее кераитскому хану, а тот вернул ее вместе с новорожденным сыном Чингису. Тенденциозность версии очевидна. :P

В этих сложных обстоятельствах Тэмуджин показал то величие духа, которое затушевали и официальная,и "тайная" истории. Первая лакировала образ Тэмуджина, пока не превратила его в куклу, а вторая собирала сплетни и сдабривала ими повествование.

Вдумаемся не в слова, а в суть дела. Тэмуджин проявил великодушие, пощадив меркитов, за исключением одного из трех вождей набега, Хаатай-Дармалы, которому надели колодку и увезли судить на место преступления, т.е. на гору Бурхан. Сына признал, жену не попрекал, друзей - Тогрула и Джамуху - поблагодарил и, самое главное, не велел разыскать обидчика Чильгира и свою мачеху Сочихэл. Вопрос с последней очень сложен. Будто бы она мотивировала свое бегство от любящего сына Бельгутея тем, что ей стыдно "смотреть в глаза детям", которые "поделались ханами", а она мается с простолюдином, который только месяц прожил с ней. Ой, врет баба! Ни Бельгутей не сделался ханом, ни она не успела бы привыкнуть к похитителю за столь краткий срок. А стыдно ей действительно было потому, что без помощи кого-то из Борджигинов меркиты не смогли бы найти их ставку. Но если Сочихэл приняла миссию своего старшего сына, Бектера, то понятны и целенаправленный набег меркитов, и ее привязанность к новому мужу, и бегство в тайгу, потому что она боялась - не раскрыта ли ее предательская роль? Но честный и искренний Бельгутей не подозревал свою мать, поэтому он был в отчаянии, потеряв ее.

А теперь поставим вопрос иначе: что думали меркитские вожди, бросая 300 всадников в набег на целый народ? Как могли они не ждать контрудара? А ведь они не приняли никаких мер предосторожности. Простительно ли такое легкомыслие?

Но прошли годы, и число пассионариев в популяции возросло - соответственно изменился и характер этноса. Равнодушие перестало быть нормой поведения. Более того, оно стало презренным. За обиду одной монголки 40 тыс. воинов сели на коней, и уговаривать их было не нужно. Могли ли предвидеть это меркиты? Конечно, нет! Ведь сами они жили северо-западнее ареала пассионарного толчка, и у них молодое поколение воспроизводило стереотип поведения старого. Меркиты были храбры, выносливы, метко стреляли из луков, были верны старейшинам, но этого мало для того, чтобы успешно сражаться с противником, способным на то же самое плюс сверхнапряжение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меркиты. Калмыки-меркиты издавна входят в Эркетеневский улус Калмыцкого ханства, и в конце XIX в. здесь сохранились 2 аймака меркитов: хо-меркит и ики-меркит (Авляев, 1975). По сведениям К. Костенкова за 1869 г. в Эркетеневском улусе насчитывалось 126 кибиток меркитов (ЦГИА, ф. 381, оп. 8, ед. хр. 3736, л. 27). Кроме них в Мочагах проживали 26 кибиток меркитов из Эркете-невского улуса (ЦГИА, ф. 380, оп. 1, ед. хр. 190, л. И 7). Тамга меркитов, общая с другими аймаками улуса, за исключением багутовских.

Среди донских калмыков Области Войска Донского имеются ясуны "шар-меркит" (желтые меркиты), "хомеркит" (благородные мерки-ты, потомки "хоас-меркитов" XII в.) и "хар-меркиты" (черные мер-киты) в составе станиц Ново-Алексеевской, Денисовской, Граббевс-кой и др. (Номинханов, 1969. С. 199-202). Сведения о меркитах имеются в "Сокровенном сказании", в "Сборнике летописей" Ра-шид-ад-дина, в "Родословном древе тюрков" Абул-Гази, в монгольских и калмыцких летописях ХVИ-ХVШ вв. Появились работы, где приводятся материалы о кереитах, меркитах и найманах домонгольского периода (Викторова, 1980; Кычанов, 1980; Авляев, 1984). Сильным монгольским племенем, по мнению Рашид-ад-дина, были мерки-ты, "часть монгольского племени", племя многочисленное, "которое имело чрезвычайно воинственное и сильное войско" (Рашид-ад-дин. Ук. соч. Т. 1. Кн. 1. С. 114). Е. И. Кычанов, опираясь на работу Комаи Есиаки; приводит следующие сведения о меркятах: "Этноним "меркит" в транскрипции "мэйлицзы" не раз упоминается в "Ляо-ши".

В 1093 г. киданьский полководец Вотела ходил в поход на меркитов и разбил их. Весной 1094 г. меркитский правитель Хулуба просил вернуть ему старые захваченные ранее киданями земли и преподнес дары. И хотя император Дао-цзун согласился вернуть мер-китам захваченные у них земли, уже осенью того же 1094 г. Вотела доложил о новом походе на меркитов и одержанной им победе. Наконец, кидане одержали победу над меркитами в 1102 г. (Кычанов, 1980. С. 143).

Меркиты в XII в. обитали в долине Селенги и имели свое Меркитское ханство. Они подразделялись на 4 ветви, или племени: мо-дан, тодаклин, ухур-меркит и джиюн (Рашид-ад-дин, 1952. Т. 1. Кн. ]. С. 114). Это был монголоязычный 4-племенной союз. По тексту "Сокровенного сказания" видно, что они общались с монголами Темучина на монгольском языке. Названия племен меркитов переводятся с монгольского языка, что говорит об их монголоязычности.

мудан (модон) - дерево, джиюн - левый, восточный, ухур-меркит или угур-меркит (чужаки-меркиты). Происхождение меркитов изучено недостаточно, однако большинство исследователей считают их монголами, в пользу этого мнения говорят данные монгольских и калмыцких источников, некоторые считают их тюрками. Л. Н. Гумилев относит меркитов к самодийцам (Гумилев, 1977). Часть меркитов оказалась в составе тюркских народностей, тунгусов, корейцев. Подробные сведения о меркитах можно найти в монографии Л. Л. Викторовой "Монголы", в статье Е. И. Кычанова "Монголы в VI -1-й половине XII вв." (Викторова, 1980; Кычанов, 1980).

В составе Дербетовских улусов Калмыкии меркиты отсутствуют, что косвенно говорит в пользу их участия в этногенезе торгоутов. До революции у калмыков-меркитов Эркетеневского улуса бытовал культ небесного дракона "лу", считавшегося покровителем всех калмыков-меркитов (Душан, 1973. С. 53).

(Г.О. Авляев. "Происхождение калмыцкого народа")

Севернее Керетов на ур. Майли Хара, Кеке-Усун кочевали калмыки Тобенкиновского и Меркетовского происхождения. Тобенкинцы ничем от других не отличались. Меркетовцы считали себя находящимися под особым покровительством самого "лу" - дракона, так как его спас и помог в постигшем его несчастье представитель меркетов. Сохранилась такая легенда. Ехал верхом меркетовец. Разразилась страшной силы гроза. Меркетовец гнал лошадь во всю мочь. Он чувствовал, что за ним гонится сам дракон и пускает свои огненные стрелы, но никак не может попасть в него. Наконец, раздался такой сильный гром, что калмык и его лошадь оцепенели. Он догадался, что дракон опять промахнулся. Он не попал ни в лошадь, ни в него. Меркетовец невольно оглянулся назад. Увидел, почти у самого хвоста его лошади на земле стоит беспомощный верблюжонок и издает жалобные звуки. Этот верблюжонок и был сам дракон. В пылу гнева и азарта он не рассчитал силы и упал на землю. Верблюжонок-дракон обратился к нему и попросил помочь подняться на небо. За услугу дракон обещал больше никогда не трогать меркетовцев. Меркетовец помог, и верблюжонок скрылся в облаках. С тех пор меркетовцы называют себя "хо-меркет" (беловатый или бледноватый). По-видимому, в смысле чистый, благородный. Почему такое название, они сами не могут объяснить. Как избранник дракона, к трупу, пораженного молнией, может первым прикоснуться только меркетовец. Хоронили погибшего от молнии в Эр-кетеневском улусе на подставках, приподнятых на высоких шестах. В течение 49 дней вокруг такого погребения верхом ездил хо-меркетовец, выкрикивая, что он хо-меркетовец.

("Историко-этнографические заметки об Эркетеневском улусе". Улюмджи Душан.)

По нашим полевым материалам, архивным данным и литературным источникам довольно широко представлены в калмыцком народе калмыки, называющие себя меркет (мерген - по-калмыцки - меткий, возможно, меркет другого происхождения). Они жили во многих районах Калмыкии. В середине XIX века, по сообщению П. Небольсина, меркеты обитали в Хошеутовском улусе вперемешку с эркетенами. На территории Эркетеневского улуса, по архивным документам 1884 года, в пяти хотонах числились 113 кибиток меркетов.

Следовательно, меркеты осознавали себя обособленной территориальной группой. Небольшими группами люди меркетской кости жили в Тугтунах и в Сальском аймаке (среди каджинкинов) Малодербетовского улуса. Что касается меркетов, живущих и поныне в Тугтунах Приозерного района, они были переселены из Эркетеневского улуса, о чем мы можем судить по рассказу покойного писателя Б. Б. Дорджиева. Ему говорила мать - до первой мировой войны приезжали к ним в гости родственники -меркеты из Эркетеневского улуса, которых провожали обратно тугтуновские меркеты до половины пути. В проекте преобразования Калмыцкой степи, составленном в 1905 году, в улусах Астраханской губернии насчитывалось до 155 кибиток, принадлежащих меркетам. Этноним "меркет" известен у кумских калмыков. Судя по родоплеменным названиям, записанным нами и опубликованным Ц. Д. Номинхановым, мы можем утверждать, что меркеты жили смешанно почти во всех станицах донских калмыков.

Меркеты - одно из древнейших племен монголов. Им отведено большое место в "Сокровенном сказании". Чингис-хан одержал победу над ними в союзе с вождями других монгольских племен. Рашид-ад-дин пишет о меркетах, что "это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско. (Меркеты) - это часть монгольского племени. Они сражались и воевали с Чингис-ханом и Он-ханом". По его же сообщению, Чингис-хан приказал, чтобы "никого из (меркетов) не оставляли живых, а (всех) убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним".

Среди халха-монгодов этнических групп меркетского происхождения не встречается, на это указывает отсутствие их названий в опубликованных работах. Если судить по литературным сведениям, то меркеты не участвовали в этногенезе третьего монголоязычного народа - бурят. Но меркеты приняли заметное участие в этническом формировании ряда тюркоязычных народов. Согласно переписи 1897 г. у теленгитов и телесов в числе других родов зарегистрированы пять меркетов (меркетов), у собственно алтайцев (алтай - кижи) меркетов было 166 человек. Они имелись у телеутов. Следовательно, меркеты встречались в составе двух родоплеменных групп южных алтайцев и из северных алтайцев -у телеутов. Все названные выше группы алтайцев были в джунгарском подданстве. Представители сеока Меркету телеутов считали, что они ведут свое происхождение от орла или беркута, которого они признавали священной птицей и никогда его не убивали.

Осколки меркетов подверглись ассимиляции в казахской среде. Они обнаружены в числе родоплеменных подразделений киргизов.

У калмыков встречаются четыре группы меркетов: собственно меркеты, шара (желтые) меркеты, хо или соловые меркеты и хара или черные меркеты. Это деление меркетов по цветовым признакам обнаружено главным образом у донских калмыков. Подобные факты имели место не только у калмыков, но у ряда тюркоязычных народов. Установлено, что такое членение родоплеменных подразделений появилось очень рано. Еще в XI в. хотанский посол, следовавший на восток в 1081 году, сообщил о сэры или желтых уйгурах, обитавших между Хотаном и тангутским государством. Позже о желтых уйгурах писал В. Рубрук. У хакасов имеются этнонимы: хара хаас, кэк хаас, хыр хаас (черный, синий, седой хакасы).

Возможно, что в делении меркетов на шара, хо (соловых) и хара нашло свое отражение наименование военно-административной области, куда когда-то входили те или иные меркетские группы. На такую мысль толкает тот факт, что чахары Внутренней Монголии были разделены китайским правительством на семь знамен, среди них были желтое, красное, белое, голубое

("Из калмыцкой этнонимии" Урубжур Эрдниев.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меркиты. Калмыки-меркиты издавна входят в Эркетеневский улус Калмыцкого ханства, и в конце XIX в. здесь сохранились 2 аймака меркитов: хо-меркит и ики-меркит (Авляев, 1975). По сведениям К. Костенкова за 1869 г. в Эркетеневском улусе насчитывалось 126 кибиток меркитов (ЦГИА, ф. 381, оп. 8, ед. хр. 3736, л. 27). Кроме них в Мочагах проживали 26 кибиток меркитов из Эркете-невского улуса (ЦГИА, ф. 380, оп. 1, ед. хр. 190, л. И 7). Тамга меркитов, общая с другими аймаками улуса, за исключением багутовских.

Среди донских калмыков Области Войска Донского имеются ясуны "шар-меркит" (желтые меркиты), "хомеркит" (благородные мерки-ты, потомки "хоас-меркитов" XII в.) и "хар-меркиты" (черные мер-киты) в составе станиц Ново-Алексеевской, Денисовской, Граббевс-кой и др. (Номинханов, 1969. С. 199-202). Сведения о меркитах имеются в "Сокровенном сказании", в "Сборнике летописей" Ра-шид-ад-дина, в "Родословном древе тюрков" Абул-Гази, в монгольских и калмыцких летописях ХVИ-ХVШ вв. Появились работы, где приводятся материалы о кереитах, меркитах и найманах домонгольского периода (Викторова, 1980; Кычанов, 1980; Авляев, 1984). Сильным монгольским племенем, по мнению Рашид-ад-дина, были мерки-ты, "часть монгольского племени", племя многочисленное, "которое имело чрезвычайно воинственное и сильное войско" (Рашид-ад-дин. Ук. соч. Т. 1. Кн. 1. С. 114). Е. И. Кычанов, опираясь на работу Комаи Есиаки; приводит следующие сведения о меркятах: "Этноним "меркит" в транскрипции "мэйлицзы" не раз упоминается в "Ляо-ши".

В 1093 г. киданьский полководец Вотела ходил в поход на меркитов и разбил их. Весной 1094 г. меркитский правитель Хулуба просил вернуть ему старые захваченные ранее киданями земли и преподнес дары. И хотя император Дао-цзун согласился вернуть мер-китам захваченные у них земли, уже осенью того же 1094 г. Вотела доложил о новом походе на меркитов и одержанной им победе. Наконец, кидане одержали победу над меркитами в 1102 г. (Кычанов, 1980. С. 143).

Меркиты в XII в. обитали в долине Селенги и имели свое Меркитское ханство. Они подразделялись на 4 ветви, или племени: мо-дан, тодаклин, ухур-меркит и джиюн (Рашид-ад-дин, 1952. Т. 1. Кн. ]. С. 114). Это был монголоязычный 4-племенной союз. По тексту "Сокровенного сказания" видно, что они общались с монголами Темучина на монгольском языке. Названия племен меркитов переводятся с монгольского языка, что говорит об их монголоязычности.

мудан (модон) - дерево, джиюн - левый, восточный, ухур-меркит или угур-меркит (чужаки-меркиты). Происхождение меркитов изучено недостаточно, однако большинство исследователей считают их монголами, в пользу этого мнения говорят данные монгольских и калмыцких источников, некоторые считают их тюрками. Л. Н. Гумилев относит меркитов к самодийцам (Гумилев, 1977). Часть меркитов оказалась в составе тюркских народностей, тунгусов, корейцев. Подробные сведения о меркитах можно найти в монографии Л. Л. Викторовой "Монголы", в статье Е. И. Кычанова "Монголы в VI -1-й половине XII вв." (Викторова, 1980; Кычанов, 1980).

В составе Дербетовских улусов Калмыкии меркиты отсутствуют, что косвенно говорит в пользу их участия в этногенезе торгоутов. До революции у калмыков-меркитов Эркетеневского улуса бытовал культ небесного дракона "лу", считавшегося покровителем всех калмыков-меркитов (Душан, 1973. С. 53).

(Г.О. Авляев. "Происхождение калмыцкого народа")

Севернее Керетов на ур. Майли Хара, Кеке-Усун кочевали калмыки Тобенкиновского и Меркетовского происхождения. Тобенкинцы ничем от других не отличались. Меркетовцы считали себя находящимися под особым покровительством самого "лу" - дракона, так как его спас и помог в постигшем его несчастье представитель меркетов. Сохранилась такая легенда. Ехал верхом меркетовец. Разразилась страшной силы гроза. Меркетовец гнал лошадь во всю мочь. Он чувствовал, что за ним гонится сам дракон и пускает свои огненные стрелы, но никак не может попасть в него. Наконец, раздался такой сильный гром, что калмык и его лошадь оцепенели. Он догадался, что дракон опять промахнулся. Он не попал ни в лошадь, ни в него. Меркетовец невольно оглянулся назад. Увидел, почти у самого хвоста его лошади на земле стоит беспомощный верблюжонок и издает жалобные звуки. Этот верблюжонок и был сам дракон. В пылу гнева и азарта он не рассчитал силы и упал на землю. Верблюжонок-дракон обратился к нему и попросил помочь подняться на небо. За услугу дракон обещал больше никогда не трогать меркетовцев. Меркетовец помог, и верблюжонок скрылся в облаках. С тех пор меркетовцы называют себя "хо-меркет" (беловатый или бледноватый). По-видимому, в смысле чистый, благородный. Почему такое название, они сами не могут объяснить. Как избранник дракона, к трупу, пораженного молнией, может первым прикоснуться только меркетовец. Хоронили погибшего от молнии в Эр-кетеневском улусе на подставках, приподнятых на высоких шестах. В течение 49 дней вокруг такого погребения верхом ездил хо-меркетовец, выкрикивая, что он хо-меркетовец.

("Историко-этнографические заметки об Эркетеневском улусе". Улюмджи Душан.)

По нашим полевым материалам, архивным данным и литературным источникам довольно широко представлены в калмыцком народе калмыки, называющие себя меркет (мерген - по-калмыцки - меткий, возможно, меркет другого происхождения). Они жили во многих районах Калмыкии. В середине XIX века, по сообщению П. Небольсина, меркеты обитали в Хошеутовском улусе вперемешку с эркетенами. На территории Эркетеневского улуса, по архивным документам 1884 года, в пяти хотонах числились 113 кибиток меркетов.

Следовательно, меркеты осознавали себя обособленной территориальной группой. Небольшими группами люди меркетской кости жили в Тугтунах и в Сальском аймаке (среди каджинкинов) Малодербетовского улуса. Что касается меркетов, живущих и поныне в Тугтунах Приозерного района, они были переселены из Эркетеневского улуса, о чем мы можем судить по рассказу покойного писателя Б. Б. Дорджиева. Ему говорила мать - до первой мировой войны приезжали к ним в гости родственники -меркеты из Эркетеневского улуса, которых провожали обратно тугтуновские меркеты до половины пути. В проекте преобразования Калмыцкой степи, составленном в 1905 году, в улусах Астраханской губернии насчитывалось до 155 кибиток, принадлежащих меркетам. Этноним "меркет" известен у кумских калмыков. Судя по родоплеменным названиям, записанным нами и опубликованным Ц. Д. Номинхановым, мы можем утверждать, что меркеты жили смешанно почти во всех станицах донских калмыков.

Меркеты - одно из древнейших племен монголов. Им отведено большое место в "Сокровенном сказании". Чингис-хан одержал победу над ними в союзе с вождями других монгольских племен. Рашид-ад-дин пишет о меркетах, что "это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско. (Меркеты) - это часть монгольского племени. Они сражались и воевали с Чингис-ханом и Он-ханом". По его же сообщению, Чингис-хан приказал, чтобы "никого из (меркетов) не оставляли живых, а (всех) убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним".

Среди халха-монгодов этнических групп меркетского происхождения не встречается, на это указывает отсутствие их названий в опубликованных работах. Если судить по литературным сведениям, то меркеты не участвовали в этногенезе третьего монголоязычного народа - бурят. Но меркеты приняли заметное участие в этническом формировании ряда тюркоязычных народов. Согласно переписи 1897 г. у теленгитов и телесов в числе других родов зарегистрированы пять меркетов (меркетов), у собственно алтайцев (алтай - кижи) меркетов было 166 человек. Они имелись у телеутов. Следовательно, меркеты встречались в составе двух родоплеменных групп южных алтайцев и из северных алтайцев -у телеутов. Все названные выше группы алтайцев были в джунгарском подданстве. Представители сеока Меркету телеутов считали, что они ведут свое происхождение от орла или беркута, которого они признавали священной птицей и никогда его не убивали.

Осколки меркетов подверглись ассимиляции в казахской среде. Они обнаружены в числе родоплеменных подразделений киргизов.

У калмыков встречаются четыре группы меркетов: собственно меркеты, шара (желтые) меркеты, хо или соловые меркеты и хара или черные меркеты. Это деление меркетов по цветовым признакам обнаружено главным образом у донских калмыков. Подобные факты имели место не только у калмыков, но у ряда тюркоязычных народов. Установлено, что такое членение родоплеменных подразделений появилось очень рано. Еще в XI в. хотанский посол, следовавший на восток в 1081 году, сообщил о сэры или желтых уйгурах, обитавших между Хотаном и тангутским государством. Позже о желтых уйгурах писал В. Рубрук. У хакасов имеются этнонимы: хара хаас, кэк хаас, хыр хаас (черный, синий, седой хакасы).

Возможно, что в делении меркетов на шара, хо (соловых) и хара нашло свое отражение наименование военно-административной области, куда когда-то входили те или иные меркетские группы. На такую мысль толкает тот факт, что чахары Внутренней Монголии были разделены китайским правительством на семь знамен, среди них были желтое, красное, белое, голубое

("Из калмыцкой этнонимии" Урубжур Эрдниев.)

Что- то подобное читал у Тиваненко, только он придерживался тюркской версии происхождения меркитов... На память помню, что во время грозы калмык из меркитов мог не бояться удара молнии и кричал во время грозы "Би меркит!"

Потом найду книгу...

С уважением...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...