Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Моголы-Могулы-Моголистан-Могулия

Рекомендуемые сообщения

Т.Акеров: Древние кыргызы и Великая степь (по следам древнекыргызских цивилизаций)

Табылды Акеров, директор института этнологии МУК

 

Надо же, век живи век учись, оказывается у кыргызов послечингисовой эпохи таки было свое Кыргызское ханство, о котором мало кто слышал. Усиленно предлагаю озвучить данный факт в википедии. Можно и конференцию забабахать. На восточном факультете СпбГУ оценят, догонят и еще раз оценят...  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

О каком ханстве идет речь, может сначала поясните? А то читать Ваши мысли мы еще не научились. Хотя бы ссылку бы дали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Zuungar сказал:

Т.Акеров: Древние кыргызы и Великая степь (по следам древнекыргызских цивилизаций)

Табылды Акеров, директор института этнологии МУК

Надо же, век живи век учись, оказывается у кыргызов послечингисовой эпохи таки было свое Кыргызское ханство, о котором мало кто слышал. Усиленно предлагаю озвучить данный факт в википедии. Можно и конференцию забабахать. На восточном факультете СпбГУ оценят, догонят и еще раз оценят...  

Лично я сомневаюсь в существовании ханства у kыргызов..

Но есть фаkты того,что kыргызы во времена Угэчи-kашkа правили над ойратами и с помощью последних даже захватили велиkохансkий трон в Монгольсkой империи оставив след в истории kаk хан не чингизидсkого происхождения..Об этом уже обсуждалось на форуме..

Kстати про kыргызсkое ханство: я уже тут выkладывал статью со ссылkой на источниk:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.08.2016 в 09:12, Rust сказал:

О каком ханстве идет речь, может сначала поясните? А то читать Ваши мысли мы еще не научились. Хотя бы ссылку бы дали.

прошу прощения))) я все о некоем ханстве мухаммада кыргыза. помню когда-то уважаемый тыныч разглагольствовал об этом ханстве.))) кстати, попрошу понять что мой камень в огород кыргызского ханства нисколько не умаляет роли кыргызов в истории азии со времен  одноименного каганата

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Zuungar сказал:

прошу прощения))) я все о некоем ханстве мухаммада кыргыза. помню когда-то уважаемый тыныч разглагольствовал об этом ханстве.))) кстати, попрошу понять что мой камень в огород кыргызского ханства нисколько не умаляет роли кыргызов в истории азии со времен  одноименного каганата

Уважаемый Zuungar, упоминая про ханство Мухаммада Kыргыза я процитировал Т.Аkерова..

Я далеk от мысли приводить свои личные версии и утверждения,kаk делают неkоторые..При высkазываниях всегда опираюсь на авторитетных историkов..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Думаю, что внешнеполитические шаги главы кыргызской орды Мухаммед кыргыза, который осаждал города Средней Азии без ведома своего сюзерена могольского хана Султан-Саида, не позволяют говорить о "ханстве" Мухаммед кыргыза. Если он и объявлял себя ханом (лично не представляю, как он мог, будучи не из корня Чингиз-хана, это сделать), то это было очень скоротечно. Султан-Саид разбил кыргызское войско и пленил Мухаммед кыргыза в битве при Барскооне, скорее всего сразу же после того, как могольский хан узнал о происшествии с узбекским Кучкунчи-ханом, которого пленил и отпустил Мухаммед кыргыз.

Первым кыргызским ханством можно назвать период 4-летнего правления Султан-Халиля, чингизида, родного брата будущего могольского хана Султан-Саида. Тогда кстати и сам будущий хан долго прожил среди кыргызов. Однако это сложно доказать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Timurid descendants

Bahadur_Shah_Zafar.jpg

Bhadur Shah Zafar - Last known photograph

 

Rare+Photo+-+Sons+of+Last+Mughal+King+Ba

His two sons Mirza Jawan Bakht and Mirza Shah Abbas

s2012052940869.jpg

 

Bhadur Shah Zafar's grave in Ynagon, Mayanmar.

269.jpg

An archival film based on the anonymous Hyderabad based family of 80-year old Begum Laila Umahani, 4th generation direct descendent of the last Moghul Emperor Bahadur Shah Zafar and first wife Ashraf Mahal. A rare glimpse into their present lacklustre lives, revealing what happened to Zafar's progenitors following his exile to Burma (Myanmar) by the British, after the Sepoy Mutiny of 1857.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%80%D1%

Контакты могулов с уйгурами, т. е. с современным тюркоязычным населением Восточного Туркестана, начались сразу же после монгольского завоевания, когда Кашгария была передана эмирам могульского племени доглат. Позднее могульскими ханами были подчинены Турфан и Комул (Хами). Часть доглатов, постоянно или в основном находившаяся в Кашгарии, по-видимому, ранее других вступила в этническое взаимодействие с уйгурами и до XVI в. в значительной степени была ассимилирована. За это говорит сообщение Мухаммад Хайдара об утрате могулами своей чистоты и сохранении в районах Турфана и Кашгара всего около 30 000 чистых могулов .

В 1514 г. в Кашгарию вместе с Султан Саид-ханом прибыла новая волна могулов, принадлежавших к разным племенам и выброшенных из Средней Азии и Могулистана совпавшими по времени усилиями шейбанидских узбеков, казахов, киргизов и ойратов.

Таким образом, на территорию Восточного Туркестана в разное время прибыло несколько различных групп могулов. К XX в. процесс ассимиляции могулов уйгурами в основном завершился: осталось лишь несколько групп, происхождение которых может быть увязано с могулами или возведено к ним. К таким группам принадлежат деланы (долоны), нюгейты, ардбюль и хурасан.

Относительно происхождения группы долан известны различные точки зрения: сами доланы возводят себя к могулам (могал), некоторые исследователи считают их потомками киргизов, другие возводят их к казахам, третьи считают их группой уйгурского населения Кашгарии, переселенной на новые места маньчжурской администрацией, четвертые — потомками ойратских войск (гарнизонов), оказавшихся на территории Кашгарии, пятые склоняются в пользу тибетского происхождения доланов, шестые — в пользу древнеуйгурского.

Многообразие этих точек зрения объясняется тем, что в руках исследователей не было каких-либо достоверных свидетельств. Между тем, аймак долан регистрируется для XVII в. в качестве могульского родового подразделения или племени на территории Кашгарии в районе Барчука. Махмуд чорас сообщает, что в 1670 г., «когда (Исмаил-хан и его войско.- В. Ю.) достигли прохода Барчука, [к ним] присоединились аймаки долан и байрин». В дальнейшем доланы фигурируют и в других источниках.

Сам термин долан объясняется по-разному. Возможно сопоставление долан и доглат, которое с фонетической и морфологической стороны особых возражений не вызывает. Возможно также возведение этого термина к мифическому предку киргизов (по-видимому, и могулов) Долону. Однако более правильным, вероятно, следует признать отождествление Э.Р. Тенишевым этнонима долан с монгольским числительным «семь» — долондолан (<долуран), так как «сами доланы ведут свое происхождение от «семи родов» (йэттэ урук)».

Группа нюгейт скорее всего происходит от нойгутов. За это говорит не только фонетическая близость этих двух этнонимов, но и особенности быта нюгейтов, сближающие их с киргизами и могулами.

Группы ардбюль и хурасан, первая из которых проживает в оазисах Кашгара и Аксу, а вторая — «к востоку от Аксу — в оазисах Бай, Куча и частью Курла», и согласно преданию пришла сюда «еще в глубокой древности из Афганистана», по-видимому, также восходят к могулам. Известно, что в XV в. тимурид Султан Абу Саид-мирза «вызвал Юнус-хана из Ирака и Хорасана», поставил его ханом в могульском улусе и отправил в Могулистан, чтобы организовать противодействие Исан-Буга-хану. При этом по владениям тимуридов дважды собирали могулов и передавали их Султан Йунус-хану. По-видимому, потомками этих могулов из Ирана и Ирака и являются группы ардбюль и хурасан в Восточном Туркестане. Названия групп восходят к названиям г. Ардебиль и области Хорасан. Известно также, что г. Аксу в Восточном Туркестане в местных источниках называется и Ардебиль (Эрдбил). По-видимому, второе название городу дали могулы-ардебильцы, пришедшие с Султан Йунус-ханом.

Этнические связи могулов с лобнорцами

Лобнорцы не раз уже привлекали к себе внимание исследователей. Однако до сих пор их происхождение не выяснено, их ведут от монголов или калмаков, от уйгуров-кашгарлыков , от киргизов. В последнее время Э.Р. Тенишевым выдвинута гипотеза «комбинированного» этногенеза лобнорцов, возводящая их к алтайским киргизам, алтайцам, монголам и тяньшанским киргизам, по разному взаимодействовавшим между собой. Под вопросом он отмечает участие в их этногенезе казахов. Путь, который намечает для предков лобнорцев Э.Р. Тенишев, — Южный Алтай, Турфан-Комул, оз. Лобнор. В последнее время лобнорцы, как он отмечает, испытывают влияние уйгуров — вначале южных, теперь — северных. Гипотеза Э.Р. Тенишева, однако, страдает существенным недостатком: она не подтверждается никакими историческими свидетельствами и основывается на рассказах самих лобнорцев о своем происхождении. В их рассказах чувствуется настойчивая попытка ответить на вопрос, волнующий их самих и всех сталкивающихся с ними: чем вызваны их отличия от окружающего населения и кто их предки? Отсюда, по-видимому, и разноречивые предположения, высказывавшиеся иногда в категорической форме: монголы, калмаки, киргизы, казахи, уйгуры. Очень ценными являются собранные Э.Р. Тенишевым сведения по родовому делению лобнорцев. В состав лобнорцев входят следующие родовые подразделения: 1) йалла(р), или йалла, йанлык и йан; 2) джодак, или джудак; 3) калучу(лар), или калучи; 4) каракошунлук (каракошуллук), 5) кундуз (дар), или кумдус, кулдус.

Из этих этнонимов только два — джодак и калучи — имеют, по мнению Э.Р. Тенишева, аналогии: джодак сближается с родом дъыдак южных (чуйских) алтайцев, а калучи с киргизским калча (из галча — ариец, памирец, — В. Ю.) и калча — «иранские кочевые аборигены Коканда». И то, и другое отождествляется со ссылкой на работы В.В. Бартольда. Помимо этого, высказывается предположение о заманчивости сближения термина калучи с термином халадж, чему, однако, препятствуют исторические известия о халаджах: «Уже в Х в. халаджи жили на западе — в южной части Афганистана» .

Между тем, калучи известны в истории народов Центральной Азии. Как уже говорилось выше, они, по сообщению Мухаммад Хайдара, были самым многочисленным племенем могулов. Калучи известны только в составе могулов, и их наличие в составе лобнорцев неоспоримо свидетельствует о происхождении последних от могулов. Остальные родовые подразделения ближайших аналогий в тюрко-монгольской этнонимике не находят. Однако это не может нас смущать, так как родоплеменной состав могулов известен далеко не полностью: прежде всего, неизвестны наименования мелких родоплеменных подразделений.

Из остальных этнонимов джодак, йалла(р) и каракошунлук могут быть объяснены, как имеющие определенное социальное значение. Джодак соответствует слову йавдак. В совр. уйг. языке: йавдак ат — «неоседланная, запасная лошадь», т.е. «другая», «вторая». Отсюда близко уже и к значению «чуждый, не входящий в нашу среду», которое сами лобнорцы придают слову джодак. Слово йалла(р) удовлетворительно объясняется самими лобнорцами как «пришельцы, чужаки». Оно произведено от слова йан — «бок, сторона», хотя лобнорцы пытаются сами произвести его также и от йат — «чужой, посторонний». Слово йан в истории Восточного Туркестана дало несколько образований, имеющих значения социальных терминов. Таково слово йанчи. Имеется еще и термин кара-йанчук, каковым обозначались киргизы и калмаки на службе могульских феодалов в XVII в., т.е. этим термином обозначались чуждые в могульской среде этнические элементы.

Этноним каракошунлук происходит от названия области Кара-Кошун, которая раньше называлась Кара-Курчин . Термин курчин в составе последнего топонима соответствует термину урчин//орчин//hурчин, о котором Бабур писал: «… маленькие области, подчиненные столице какой-нибудь большой области, называются… в Андиджане, Кашгаре и между ними — орчин…» . Среди должностных званий в Могулии известно «Нурчанбеги», которое современным уйгурам уже непонятно. В сводной «Таблице должностей и чинов в Восточном Туркестане», составленной Л.И. Думаном, приводится орчин бек «орцинь бокэ» со значением «десятский» . Курчин, конечно, фонетический вариант слова Нурчин. Именно в последней форме это слово употреблялось в Восточном Туркестане. Выйдя из употребления, оно было заменено более попятным кошун. Употребление звука к, вместо h свидетельствует, по мнению Э.Р. Тенишева, о промежуточном положении, занимаемом лобнорским языком между киргизским, алтайским и казахским. Слово Нурчин долее всего употреблялось именно в официальной терминологии могулов.

Изложенное выше позволяет сделать заключение, что сегодняшние лобнорцы — это потомки могулов, о чем они помнят и сами. С другой стороны, разнобой в показаниях лобнорцев об их предках, по-видимому, объясняется тем, что могулы давно уже исчезли как этнический коллектив. Известные лобнорцам монголы — это ойраты, которых они называют калмак. Однако сами лобнорцы — не монголы и по некоторым лингвистическим и этнографическим признакам стоят близко к киргизам и казахам, почему и их также называют в числе своих предков. Трудно сказать, принимали ли перечисленные народы участие в сложении лобнорцев. Скорее всего правильные воспоминания лобнорцев переплелись с их гипотетическими построениями о собственном происхождении, вызванными к жизни попыткой установить генетическую связь с реально существующими народами.

Нам представляется, что лобнорцы — это прямые потомки могулов, которые в условиях изоляции сумели сохранить свой язык и некоторые этнографические особенности. Как известно, Мухаммад Хайдар сообщал, что в районах Кашгара и Турфана сохранилось в его время около 30 000 могулов, которые сберегли в чистоте особенности могульского быта. Возможно, что лобнорцы — потомки этих могулов.

Автор: В.П. Юдин

http://uyghurtoday.com/2016/05/24/ehtnicheskie-svyazi-mogulov-s-uygurami/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.12.2016 в 04:27, reicheOnkel сказал:

может ударения не совпали бы, но без особых проблем общался бы с моголами на калмыцком 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 22/12/2016 в 19:12, Peacemaker сказал:

%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%80%D1%

Контакты могулов с уйгурами, т. е. с современным тюркоязычным населением Восточного Туркестана, начались сразу же после монгольского завоевания, когда Кашгария была передана эмирам могульского племени доглат. Позднее могульскими ханами были подчинены Турфан и Комул (Хами). Часть доглатов, постоянно или в основном находившаяся в Кашгарии, по-видимому, ранее других вступила в этническое взаимодействие с уйгурами и до XVI в. в значительной степени была ассимилирована. За это говорит сообщение Мухаммад Хайдара об утрате могулами своей чистоты и сохранении в районах Турфана и Кашгара всего около 30 000 чистых могулов .

В 1514 г. в Кашгарию вместе с Султан Саид-ханом прибыла новая волна могулов, принадлежавших к разным племенам и выброшенных из Средней Азии и Могулистана совпавшими по времени усилиями шейбанидских узбеков, казахов, киргизов и ойратов.

Таким образом, на территорию Восточного Туркестана в разное время прибыло несколько различных групп могулов. К XX в. процесс ассимиляции могулов уйгурами в основном завершился: осталось лишь несколько групп, происхождение которых может быть увязано с могулами или возведено к ним. К таким группам принадлежат деланы (долоны), нюгейты, ардбюль и хурасан.

Относительно происхождения группы долан известны различные точки зрения: сами доланы возводят себя к могулам (могал), некоторые исследователи считают их потомками киргизов, другие возводят их к казахам, третьи считают их группой уйгурского населения Кашгарии, переселенной на новые места маньчжурской администрацией, четвертые — потомками ойратских войск (гарнизонов), оказавшихся на территории Кашгарии, пятые склоняются в пользу тибетского происхождения доланов, шестые — в пользу древнеуйгурского.

Многообразие этих точек зрения объясняется тем, что в руках исследователей не было каких-либо достоверных свидетельств. Между тем, аймак долан регистрируется для XVII в. в качестве могульского родового подразделения или племени на территории Кашгарии в районе Барчука. Махмуд чорас сообщает, что в 1670 г., «когда (Исмаил-хан и его войско.- В. Ю.) достигли прохода Барчука, [к ним] присоединились аймаки долан и байрин». В дальнейшем доланы фигурируют и в других источниках.

Сам термин долан объясняется по-разному. Возможно сопоставление долан и доглат, которое с фонетической и морфологической стороны особых возражений не вызывает. Возможно также возведение этого термина к мифическому предку киргизов (по-видимому, и могулов) Долону. Однако более правильным, вероятно, следует признать отождествление Э.Р. Тенишевым этнонима долан с монгольским числительным «семь» — долондолан (<долуран), так как «сами доланы ведут свое происхождение от «семи родов» (йэттэ урук)».

Группа нюгейт скорее всего происходит от нойгутов. За это говорит не только фонетическая близость этих двух этнонимов, но и особенности быта нюгейтов, сближающие их с киргизами и могулами.

Группы ардбюль и хурасан, первая из которых проживает в оазисах Кашгара и Аксу, а вторая — «к востоку от Аксу — в оазисах Бай, Куча и частью Курла», и согласно преданию пришла сюда «еще в глубокой древности из Афганистана», по-видимому, также восходят к могулам. Известно, что в XV в. тимурид Султан Абу Саид-мирза «вызвал Юнус-хана из Ирака и Хорасана», поставил его ханом в могульском улусе и отправил в Могулистан, чтобы организовать противодействие Исан-Буга-хану. При этом по владениям тимуридов дважды собирали могулов и передавали их Султан Йунус-хану. По-видимому, потомками этих могулов из Ирана и Ирака и являются группы ардбюль и хурасан в Восточном Туркестане. Названия групп восходят к названиям г. Ардебиль и области Хорасан. Известно также, что г. Аксу в Восточном Туркестане в местных источниках называется и Ардебиль (Эрдбил). По-видимому, второе название городу дали могулы-ардебильцы, пришедшие с Султан Йунус-ханом.

Этнические связи могулов с лобнорцами

Лобнорцы не раз уже привлекали к себе внимание исследователей. Однако до сих пор их происхождение не выяснено, их ведут от монголов или калмаков, от уйгуров-кашгарлыков , от киргизов. В последнее время Э.Р. Тенишевым выдвинута гипотеза «комбинированного» этногенеза лобнорцов, возводящая их к алтайским киргизам, алтайцам, монголам и тяньшанским киргизам, по разному взаимодействовавшим между собой. Под вопросом он отмечает участие в их этногенезе казахов. Путь, который намечает для предков лобнорцев Э.Р. Тенишев, — Южный Алтай, Турфан-Комул, оз. Лобнор. В последнее время лобнорцы, как он отмечает, испытывают влияние уйгуров — вначале южных, теперь — северных. Гипотеза Э.Р. Тенишева, однако, страдает существенным недостатком: она не подтверждается никакими историческими свидетельствами и основывается на рассказах самих лобнорцев о своем происхождении. В их рассказах чувствуется настойчивая попытка ответить на вопрос, волнующий их самих и всех сталкивающихся с ними: чем вызваны их отличия от окружающего населения и кто их предки? Отсюда, по-видимому, и разноречивые предположения, высказывавшиеся иногда в категорической форме: монголы, калмаки, киргизы, казахи, уйгуры. Очень ценными являются собранные Э.Р. Тенишевым сведения по родовому делению лобнорцев. В состав лобнорцев входят следующие родовые подразделения: 1) йалла(р), или йалла, йанлык и йан; 2) джодак, или джудак; 3) калучу(лар), или калучи; 4) каракошунлук (каракошуллук), 5) кундуз (дар), или кумдус, кулдус.

Из этих этнонимов только два — джодак и калучи — имеют, по мнению Э.Р. Тенишева, аналогии: джодак сближается с родом дъыдак южных (чуйских) алтайцев, а калучи с киргизским калча (из галча — ариец, памирец, — В. Ю.) и калча — «иранские кочевые аборигены Коканда». И то, и другое отождествляется со ссылкой на работы В.В. Бартольда. Помимо этого, высказывается предположение о заманчивости сближения термина калучи с термином халадж, чему, однако, препятствуют исторические известия о халаджах: «Уже в Х в. халаджи жили на западе — в южной части Афганистана» .

Между тем, калучи известны в истории народов Центральной Азии. Как уже говорилось выше, они, по сообщению Мухаммад Хайдара, были самым многочисленным племенем могулов. Калучи известны только в составе могулов, и их наличие в составе лобнорцев неоспоримо свидетельствует о происхождении последних от могулов. Остальные родовые подразделения ближайших аналогий в тюрко-монгольской этнонимике не находят. Однако это не может нас смущать, так как родоплеменной состав могулов известен далеко не полностью: прежде всего, неизвестны наименования мелких родоплеменных подразделений.

Из остальных этнонимов джодак, йалла(р) и каракошунлук могут быть объяснены, как имеющие определенное социальное значение. Джодак соответствует слову йавдак. В совр. уйг. языке: йавдак ат — «неоседланная, запасная лошадь», т.е. «другая», «вторая». Отсюда близко уже и к значению «чуждый, не входящий в нашу среду», которое сами лобнорцы придают слову джодак. Слово йалла(р) удовлетворительно объясняется самими лобнорцами как «пришельцы, чужаки». Оно произведено от слова йан — «бок, сторона», хотя лобнорцы пытаются сами произвести его также и от йат — «чужой, посторонний». Слово йан в истории Восточного Туркестана дало несколько образований, имеющих значения социальных терминов. Таково слово йанчи. Имеется еще и термин кара-йанчук, каковым обозначались киргизы и калмаки на службе могульских феодалов в XVII в., т.е. этим термином обозначались чуждые в могульской среде этнические элементы.

Этноним каракошунлук происходит от названия области Кара-Кошун, которая раньше называлась Кара-Курчин . Термин курчин в составе последнего топонима соответствует термину урчин//орчин//hурчин, о котором Бабур писал: «… маленькие области, подчиненные столице какой-нибудь большой области, называются… в Андиджане, Кашгаре и между ними — орчин…» . Среди должностных званий в Могулии известно «Нурчанбеги», которое современным уйгурам уже непонятно. В сводной «Таблице должностей и чинов в Восточном Туркестане», составленной Л.И. Думаном, приводится орчин бек «орцинь бокэ» со значением «десятский» . Курчин, конечно, фонетический вариант слова Нурчин. Именно в последней форме это слово употреблялось в Восточном Туркестане. Выйдя из употребления, оно было заменено более попятным кошун. Употребление звука к, вместо h свидетельствует, по мнению Э.Р. Тенишева, о промежуточном положении, занимаемом лобнорским языком между киргизским, алтайским и казахским. Слово Нурчин долее всего употреблялось именно в официальной терминологии могулов.

Изложенное выше позволяет сделать заключение, что сегодняшние лобнорцы — это потомки могулов, о чем они помнят и сами. С другой стороны, разнобой в показаниях лобнорцев об их предках, по-видимому, объясняется тем, что могулы давно уже исчезли как этнический коллектив. Известные лобнорцам монголы — это ойраты, которых они называют калмак. Однако сами лобнорцы — не монголы и по некоторым лингвистическим и этнографическим признакам стоят близко к киргизам и казахам, почему и их также называют в числе своих предков. Трудно сказать, принимали ли перечисленные народы участие в сложении лобнорцев. Скорее всего правильные воспоминания лобнорцев переплелись с их гипотетическими построениями о собственном происхождении, вызванными к жизни попыткой установить генетическую связь с реально существующими народами.

Нам представляется, что лобнорцы — это прямые потомки могулов, которые в условиях изоляции сумели сохранить свой язык и некоторые этнографические особенности. Как известно, Мухаммад Хайдар сообщал, что в районах Кашгара и Турфана сохранилось в его время около 30 000 могулов, которые сберегли в чистоте особенности могульского быта. Возможно, что лобнорцы — потомки этих могулов.

Автор: В.П. Юдин

http://uyghurtoday.com/2016/05/24/ehtnicheskie-svyazi-mogulov-s-uygurami/

Вот вам фотография современного типичного Доланца из Кашгара. По-вашему это уйгур или могул? Могулом может быть скорее тот эстрадный певец, котрого вы мне скинули :) 

14714512_1777281505819562_49434831770301

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 1/3/2017 at 3:09 AM, Uighur said:

Вот вам фотография современного типичного Доланца из Кашгара. По-вашему это уйгур или могул? Могулом может быть скорее тот эстрадный певец, котрого вы мне скинули :) 

14714512_1777281505819562_49434831770301

 

халха-мaнгольский уйгур

:lol:

uigurjin.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.01.2017 в 02:09, Uighur сказал:

Вот вам фотография современного типичного Доланца из Кашгара. По-вашему это уйгур или могул? 

Долаан - тувинское племя (см. между Упса-Холь и Улуг-Хем)

_aLYycpoV1M.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Zake сказал:

Ув АКБ как считаете все таки казахские дулаты имеют отношение к могулистанским дуглатам? 

Заке , вы еще спросите у профессора Добрева в теме гунны:D , он скажет свою гипотезу.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Zake сказал:

Мне действительно интересно мнение ув АКБ. Реально то все топчутся по тезису: дулаты=дуглаты??? Если он перелопатил много литературы по теме Могулистан может что-то есть у него в т.ч. из области фольклора. Надеюсь он ответит

могу ошибаться , мне кажется что какая часть дулат на юге кз еще до ЧХ жили, у отца мамка из жаныс , они почему то говорят тага а не нагашы , корыш  дулат тоже называл тага родных по матери , и его называли дети тетек тага 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Казахстанский востоковед В. П. Юдин в одной из своих рецензий, опубликованной в 1965 г., высказал мнение, что Моголистан включал в себя только области, ограничен­ные Сырдарьей, Сары-Су, Балхашем, Иртышом и южны­ми склонами Центрального Тянь-Шаня, и что Кашгарин не входила в состав Моголистана, а находилась во владе­нии эмиров племени дуглат. Однако такое одностороннее определение границы Моголистана вызывает ряд возра­жений. Дуглаты, удельное владение которых называлось «Манглай Субе», были не просто и не только одним из основных племен Моголистана, но именно эмир этого племени Пуладчи в 748/1347-1348 г. возвел на престол в Аксу Туглук-Тимура, первого хана Моголистана; сын Пуладчи, эмир Хадайдад заставил провозгласить ханом Хизр-Ходжу (ум. 1399), сына Туглук-Тимура, а впоследствии он  посадил на престол в Моголистане еще пять ханов и вместе со своими сыновьями и братьями фактически управлял государством моголов100. Манглай Субе, владения дуглатских эмиров, в состав которого, по словам Мирзы Хайдара Дугтлата, автора «Тарих-и Рашиди» (В 648, л.7а), входили Кашгар, Хотан, Яркенд, Касан, Ахсикет, Андижан, Аксу, Ат-Баши, Кусан, т. е. юго-запад Семиречья вместе с областями Восточного Туркестана от Ферганы до Кучи и Черчена, не только составлял часть Моголистана, но являлся административно-политическим центром Моголистана с самого начала его возникновения. Мнение П. Юдина о границах Моголистана основано лишь на одном высказывании автора «Тарих-и Рашиди». Однако глубокая проработка всех сообщений Мирзы Хайдара Дуглата и других мусульманских авторов о Моголистане вкупе позволяет утверждать, что в эпизоде, на который ссылается В. П. Юдин, мы сталкиваемся лишь с одним из значений термина Моголистан.

 

Султанов Т.И. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О чудесном превращении узбек-казахов в киргис-кайсаков

В прошлый раз, я Вам рассказал сказку дедушки Хайдара «В некотором царстве, в некотором государстве…», в которой речь шла о государственности дулатов (Дулатистане). http://shpak.yvision.kz/post/455226

 

Сегодня сказ пойдет о том, как потомки Золотой орды узбек-казахи стали киргис-кайсаками.

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

От Касым-хана до Буйдаш-хана, от величия до полной катастрофы.

 

В продолжение времени до девятьсот сорокового года казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана. После Кирай-хана был ханом Бурундук. [Затем] был ханом сын Джанибек-хана Касим; он распространил свою власть над Дашт-и Кипчаком. В его армии (лашкар) было более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было [хана] более могущественного, чем он. После него ханом был его сын Мамаш. После него стал ханом его [Касим-хана] племянник Тахир. Во времена этого Тахир-хана казахи претерпели большие невзгоды. После него стал ханом его брат Буйдаш. Но во времена Буйдаш-хана казахов оставалось уже всего двадцать тысяч. После девятьсот сорокового года его (т. е. Буйдаш-хана) также не стало и казахи совершенно исчезли.

 

Теперь давайте подробнее рассмотрим историю узбек-казахов после смерти Касым-хана.

****

ГЛАВА ВТОРАЯ

О могулистанском Алаша-хане, истреблявшем узбек-казахов.

 

После этого дела [Султан Ахмад-] хана стали процветать. ...Никто в Могулистане не мог ему противодействовать. Несколько раз он совершал удачные набеги на калмаков. Многих из них он убил. Дважды он имел сражение с Исан-тайши, оба раза одержал победу. Из-за него калмаков стало очень мало. Калмаки называли его Алачи-ханом. По-монгольски [слово] алачи означает «кушанда» — «убивающий», то есть «убивающий хан». Этот лакаб остался за ханом. Люди называли его «Алача-хан». Сейчас среди могулов говорят: «Султан Ахмад-хан», все же другие народы (тавайиф) говорят: «Алача-хан». В исторических сочинениях Мирхонда и Хондемира из Герата и других написано также «Алача-хан».

 

После этих событий Султан Ахмад-хан начал совершать враждебные действия по отношению к узбекам-казахам. Причиной этого было [следующее]. В описании истории Султан Махмуд-хана было упомянуто, что Султан Махмуд-хан дважды имел сражение с узбеками-казахами, но потерпел поражение. По этой причине Султан Ахмад-хан производил набеги на узбеков-казахов. Трижды он разбивал их. За все то, что сделали они его старшему брату Султан Махмуд-хану, он отплатил им [нанесением] такого же ущерба. Его владычество в Могулистане было таково, что для калмаков и узбеков [-казахов] не было прохода через территорию Могулистана на расстоянии семи-восьмимесячного пути. Когда [Султан Ахмад-хан] освободился [от необходимости защищать] окраины Могулистана, он обратился к делу Мирза Аба-Бакра и Кашгара, в девятьсот пятом году, в год, когда родился я, ничтожный.

****

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Откочевка узбек-казахов в горы Могулистана, после разгрома их ногайцами Большой Ногайской орды.

 

В девятьсот двадцать восьмом году [Султан Са'ид-] хан отправил [своего] младшего сына Рашид-султана в Могулистан и подчинил весь Могулистан и киргизов. В Могулистане Рашид-султана поддержало много людей. Но в конце концов случилось так, что в связи с выступлением мангытов (ногайцев) узбеки-казахи не имели больше возможности оставаться в Дашт-и Кипчаке. Они прикочевали в Могулистан. Их было двести тысяч человек. Оказать им сопротивление было невозможно, и Рашид-султан со своими людьми возвратился в Кашгар.

****

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Союз хана Могулистана с узбеками-шейбанидами против узбек-казахов. Разгром и истребление узбек-казахов Рашид-ханом могулистанским.

 

...[Рашид-хан] заложил основы дружбы и мира с узбеками-шайбанидами, а они были давними врагами [могулов], как это было уже изложено прежде, и стал истреблять узбеков-казахов, которые были их старыми друзьями. Узбекам обеих сторон Рашид-хан отдал в жены своих сестер. Так как узбеки-шайбаниды были давними врагами, Рашид-хан [выдачей своей] сестры [замуж за шайбанида] положил конец [этим враждебным] отношениям, которые были устранены проявлением [подобного] великодушия.

 

Короче говоря, вступив в союз с шайбанидами, он сокрушил узбеков-казахов. Воистину, если посмотреть, как обстояли дела раньше, то можно понять, что разгром узбеков [-казахов] был редким и выдающимся событием. После того, как Султан Иунус-хан разбил Бурудж-оглана в Кара-Тукае в восемьсот семьдесят седьмом году, с того времени и до сих пор много раз происходили [битвы] между узбеками и могулами; всегда узбеки были победителями, тогда как никогда в течение этого времени могулы не одерживали победы над узбеками. Но Рашид-хан одержал победу над узбеками [-казахами], и это дело Рашид-хана есть одно из величайших деяний его. Хотя его дед Султан Ахмад-хан победил узбеков [-казахов], как было описано, однако он разбил их лишь путем набега, но не одержал над ними победы на поле битвы. Рашид-хан же разбил их на поле битвы.

****

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

О том, как Тахир-хан ушел в горы Ала-тау и к нему присоединились много киргизов.

 

[Это было время], когда Рашид-султан, оставшись в Могулистане, расположился зимовать на Кочкаре. Однако Тахир-хан [в это время] находился в Узбекистане, но сложившиеся там обстоятельства вынудили его [Тахир-хана] идти в Могулистан. Он подошел вплотную к Кочкару, и половина близлежащих киргизов явилась к нему, и он принял их к себе. По этой причине Рашид-султан, опасаясь его [Тахир-хана], в середине зимы, приняв решение, ушел с Кочкара на Ат-Баши. Когда эта весть достигла высокого слуха [Султан Са'ид-] хана, в конце зимы [он сам] отправился на Ат-Баши. В Катилише , [не доезжая] Ат-Баши, хан встретился с сыном и восстановил спокойствие среди народа. Весной узбеки [казахи] ушли в восточную часть Могулистана, где расположился Хасс и Кункаш. Та часть киргизов, которая находилась при Рашид-султане, в душе желала соединиться с теми киргизами, которые примкнули к узбекам [казахам]. Хан, [чтобы воспрепятствовать им], отправил меня совместно с Рашид-султаном; мы поехали и перевели киргизов с Йумгала и Кочкара на Ат-Баши, а сам хан поехал в Кашгар, чтобы привести весь народ в кочевья и понаблюдать, что важного произойдет между ними и узбеками [казахами]. Меня же оставили в Могулистане, поручив следить за порядком и спокойствием народа. До возвращения хана я оставался вместе с Рашид-султаном. Когда хан прибыл с народом, перекочевав из Кашгара, [и соединился с нами, то он], разрешив выехать мне в Кашгар, соизволил сказать: «Иди и привези в Могулистан [мою] высокопочтенную тетку Султан-Нигар-ханым, чтобы она была посредницей между мной и Тахир-ханом и уладила дело дружелюбно». Я поехал в Яркенд и вывез ханым [с собой] в Могулистан. Хан находился на Аксае. Перед моим приездом [хан], получив весть, что киргизы обитают отдельно от узбеков [казахов], он предпринял решение идти на них, чтобы привести киргизов под свое влияние. Хан выступил с Аксая. [В это время], как только прошли один переход, заболел Рашид-султан. [К счастью], в том месте оказался Хазрат Ходжа-[Нур], который выехал сюда для отдыха. Благодаря присутствию и молитвам их (Хазрат Ишана) болезнь эта в три дня совершенно прекратилась. Оставив ханым с народом, я отправился за передовым войском и поспел туда в тот самый день, когда хан выступил с этого привала в дальнейший путь. По приезде я удостоился чести поклониться Ходже-Нуру и представиться в услужение хану. Вслед за тем Хазрат Ходжа уехал обратно, а хан двинулся в поход. Сорокадневный путь мы преодолели в двенадцать дней.

 

Краткое изложение [того, что приключилось с нами далее] таково: когда мы достигли Ак-Куяша, хан отрядил со мной пять тысяч человек и послал меня с Рашид-султаном на киргизов. Киргизы находились на Арышляре. Прибыв к этому месту, мы увидели место стоянки и [одни лишь] юрты киргизов. Было ясно, что они отсюда перекочевали, побросав некоторые свои вещи и снаряжение. Мы решили, что по какой-то срочной вести они поспешно откочевали. Когда мы двинулись дальше, увидели несколько мертвых людей и множество трупов коней, убитых и израненных стрелами. В поисках [причины] мы нашли одного [раненого] полумертвого человека, от него мы узнали, что Бабачак-султан приходил из Кусана и напал на киргизов, за три дня до нашего прибытия произошло большое сражение, Бабачак-султан потерпел поражение; и киргизы, отослав свои семьи к узбекам [казахам], сами отправились преследовать Бабачак-султана. Когда мы двинулись дальше, то обнаружили около ста тысяч баранов, принадлежащих киргизам, и захватили их. Так как киргизы воссоединились с узбеками [казахами], [мы] больше ничего не стали предпринимать и, возвратившись, пришли в услужение к хану. Так как основной целью [хана] было наказание киргизов, а не противодействие узбекам [казахам], мы двинулись обратно. Этот [поход] войска получил названия «поход за баранами».

 

Хотя Тахир-хан в то время имел двести тысяч человек, но время его правления уже шло к упадку. Его войско от десяти леков уменьшилось до двух леков. К тому же усилилась его суровость и жестокость. По этой причине просвещенные сердца султанов отвратились от него; у него был брат по имени Абу-л-Касим-султан. Народ считал, что жестокости Тахир-хана исходят от него. Сразу же рукой победоносной умертвили его. И [затем] весь этот народ разом отделился и покинул его. Так что остались [лишь] он сам и его сын, больше никого не осталось [с ними]. И только лишь вдвоем примкнули к киргизам.

 

Весть об этом достигла [Султан-Са'ид-] хана, когда он уже возвратился в Кашгар [со всеми своими могулами]. Причиной этого прибытия [хана в Кашгар] было то, что среди могулов поговаривали о том, что киргизы объединились с узбеками [казахами] и что узбеки [казахи] намерены утвердиться в Могулистане, и что противостоять многочисленности узбеков [казахов] нет достаточных сил, и что поэтому оставаться эту зиму в Могулистане будет опасно.

 

По этим причинам хан перевел тогда Рашид-султана и всех могулов из Могулистана в Кашгар. [Когда хан был уже] в Кашгаре, пришла весть о полном разложении узбеков (т. е. о неурядицах в связи с уходом казахов от Тахир-хана).

 

Был уже конец весны, и возвратиться вновь в Могулистан было затрудительно. И [хан] остался в Кашгаре. Перед началом весны Тахир-хан явился вместе с киргизами и увел киргизов, которые [еще] оставались на Ат-Баши, [также увел] и могульских лошадей, которые были оставлены в Могулистане.

****

ГЛАВА ШЕСТАЯ

О том, как казахи и киргизы объединились и разгромили 'Абд ал-Латиф-султана, сына Рашид-хана могулистанского.

 

Одним словом, в то время, как сам 'Абд ар-Рашид-хан правил в Яркенде на троне владычества, а сыновей назначил управлять [различными] областями государства (худуд-и мамлакат), 'Абд ал-Латиф-султан из Аксу совершил набег на казахов, киргизов и калмаков. [Все] достояние (мал-у-манал) того племени (ан тайифа) он пустил по ветру грабежа и расхищения. Так как такое обращение достигло границ чрезмерности, казахи и киргизы объединились между собой, [и] когда в пятый раз 'Абд ал-Латиф-султан нанес их объединенным силам огромный урон, они во время [его] возвращения пустились преследовать [его] во главе с Буйдаш-султаном казахом, [а нагнав], внезапно обрушились на 'Абд ал-Латиф-султана. После того, как он отправил в небытие некоторое число [врагов], от раны, [нанесенной] стрелой одного из противников, погиб и он сам. И дело его выпало из рук [его].

****

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

О том как Рашид-хан могулистанский отомстил казахам за смерть своего сына и полностью истребил казахов.

 

Короче говоря, 'Абд ар-Рашид-хан шел так быстро, что Буйдаш-султан находился еще в окрестностях Иссык-Куля, когда передовой отряд победоносной армии хана настиг тыл его [Буйдаш-султана] войска. Так как [у Буйдаш-султана] не было силы противостоять войску [яркендского] двора, он волей-неволей бросил [все свое] унаследованное имущество и достояние и обратил лицо в долину бегства.

 

Хан назначил [своих] известных эмиров преследовать войско Буйдаша, а сам также быстро направился [вслед за ним]. После двадцати дней стремительной погони за тем племенем (каум) — а за все это время у казахов и киргизов нигде не нашлось удобного момента для остановки — они настигли их в местности (маузи') Килма-Каджура.

 

Вынужденные остановиться [казахи и киргизы] убрали руку от подола жизни, и [враги] смешались в схватке.

 

Короче говоря, огонь возмущения воспылал на той земле настолько, что гумна жизней большей части злодеев сгорели в той битве. И в тот же день в руки [войска яркендского] двора попало девять [казахских] знамен. Воспользовавшись [своей] постыдно сохраненной жизнью, Буйдаш-султан с немногочисленными [остатками войска] спасся благодаря быстроте [своих] ног. И с того дня у казахов исчез обычай поднимать бунчук (туг) и возвышать знамя ('алам). До сих пор их приметой служит то, что [у них] нет знамени и [у них в обычае] — формировать свое войско без [всякого] знамени.

 

Одним словом, когда хан освободил свою мысль от дела, связанного с казахами и киргизами, и когда утихло пламя его ярости, он возвратился из Могулистана и пришел в Кашгар.

****

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Об Абд ал-Карим-хане могулистанском пришедшем на смену Рашид-хану могулистанскому.

 

Абд ал-Карим-хан шел проторенным путем дружбы и любви с шайбанидами. Послы той и другой стороны неоднократно посещали [дружественное государство]. Чрезвычайно упрочились [при нем] основы союза и единогласия [с шайбанидами].

 

Там, где можно посадить розы,

Не следует обременять дружбу шипами.

 

Благодаря этому безопасность проезжих дорог и спокойствие [во время путешествий] по свету достигли такой степени, что путешественники, [странствующие] по дорогам, прервав нить товарищества, отправлялись в путь в одиночку.

 

У ['Абд ал-Карим]-хана неоднократно происходили сражения с султанами казахскими и военачальниками киргизскими. И во всех битвах хан оказывался победителем, а противники [его] терпели поражение. На этом основании в те времена спокойствие жителей Уйгуристана было установлено и распространилось так, что стало предметом зависти для соседей к страстно желаемой целью для населения [других стран] мира.

****

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Заключительная. О том, что узбек-казахи при Тахир-хане стали киргис-кайсаками, так большинство поданных Тахир-хана были киргизами, а не узбеками.

 

После Касим-хана стал государем его сын Мамаш-хан. В одном из сражений он был задавлен, умер.

 

После него стал ханом Тахир-хан, сын Адик-султана. Некоторые его деяния описаны вместе с событиями, [связанными] с Абу Са'ид-хан могулом. В конце своей жизни он [Тахир-хан] стал господствовать над племенами киргизов и пребывал среди того народа до тех пор, пока требующий смерти не сказал ему благосклонно: «Пожалуйте во дворец вечности».

https://yvision.kz/post/455907

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Peacemaker сказал:

оставаться

 

3 часа назад, Peacemaker сказал:

О чудесном превращении узбек-казахов в киргис-кайсаков

В прошлый раз, я Вам рассказал сказку дедушки Хайдара «В некотором царстве, в некотором государстве…», в которой речь шла о государственности дулатов (Дулатистане). http://shpak.yvision.kz/post/455226

 

Сегодня сказ пойдет о том, как потомки Золотой орды узбек-казахи стали киргис-кайсаками.

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

От Касым-хана до Буйдаш-хана, от величия до полной катастрофы.

 

В продолжение времени до девятьсот сорокового года казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана. После Кирай-хана был ханом Бурундук. [Затем] был ханом сын Джанибек-хана Касим; он распространил свою власть над Дашт-и Кипчаком. В его армии (лашкар) было более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было [хана] более могущественного, чем он. После него ханом был его сын Мамаш. После него стал ханом его [Касим-хана] племянник Тахир. Во времена этого Тахир-хана казахи претерпели большие невзгоды. После него стал ханом его брат Буйдаш. Но во времена Буйдаш-хана казахов оставалось уже всего двадцать тысяч. После девятьсот сорокового года его (т. е. Буйдаш-хана) также не стало и казахи совершенно исчезли.

 

Теперь давайте подробнее рассмотрим историю узбек-казахов после смерти Касым-хана.

****

ГЛАВА ВТОРАЯ

О могулистанском Алаша-хане, истреблявшем узбек-казахов.

 

После этого дела [Султан Ахмад-] хана стали процветать. ...Никто в Могулистане не мог ему противодействовать. Несколько раз он совершал удачные набеги на калмаков. Многих из них он убил. Дважды он имел сражение с Исан-тайши, оба раза одержал победу. Из-за него калмаков стало очень мало. Калмаки называли его Алачи-ханом. По-монгольски [слово] алачи означает «кушанда» — «убивающий», то есть «убивающий хан». Этот лакаб остался за ханом. Люди называли его «Алача-хан». Сейчас среди могулов говорят: «Султан Ахмад-хан», все же другие народы (тавайиф) говорят: «Алача-хан». В исторических сочинениях Мирхонда и Хондемира из Герата и других написано также «Алача-хан».

 

После этих событий Султан Ахмад-хан начал совершать враждебные действия по отношению к узбекам-казахам. Причиной этого было [следующее]. В описании истории Султан Махмуд-хана было упомянуто, что Султан Махмуд-хан дважды имел сражение с узбеками-казахами, но потерпел поражение. По этой причине Султан Ахмад-хан производил набеги на узбеков-казахов. Трижды он разбивал их. За все то, что сделали они его старшему брату Султан Махмуд-хану, он отплатил им [нанесением] такого же ущерба. Его владычество в Могулистане было таково, что для калмаков и узбеков [-казахов] не было прохода через территорию Могулистана на расстоянии семи-восьмимесячного пути. Когда [Султан Ахмад-хан] освободился [от необходимости защищать] окраины Могулистана, он обратился к делу Мирза Аба-Бакра и Кашгара, в девятьсот пятом году, в год, когда родился я, ничтожный.

****

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Откочевка узбек-казахов в горы Могулистана, после разгрома их ногайцами Большой Ногайской орды.

 

В девятьсот двадцать восьмом году [Султан Са'ид-] хан отправил [своего] младшего сына Рашид-султана в Могулистан и подчинил весь Могулистан и киргизов. В Могулистане Рашид-султана поддержало много людей. Но в конце концов случилось так, что в связи с выступлением мангытов (ногайцев) узбеки-казахи не имели больше возможности оставаться в Дашт-и Кипчаке. Они прикочевали в Могулистан. Их было двести тысяч человек. Оказать им сопротивление было невозможно, и Рашид-султан со своими людьми возвратился в Кашгар.

****

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Союз хана Могулистана с узбеками-шейбанидами против узбек-казахов. Разгром и истребление узбек-казахов Рашид-ханом могулистанским.

 

...[Рашид-хан] заложил основы дружбы и мира с узбеками-шайбанидами, а они были давними врагами [могулов], как это было уже изложено прежде, и стал истреблять узбеков-казахов, которые были их старыми друзьями. Узбекам обеих сторон Рашид-хан отдал в жены своих сестер. Так как узбеки-шайбаниды были давними врагами, Рашид-хан [выдачей своей] сестры [замуж за шайбанида] положил конец [этим враждебным] отношениям, которые были устранены проявлением [подобного] великодушия.

 

Короче говоря, вступив в союз с шайбанидами, он сокрушил узбеков-казахов. Воистину, если посмотреть, как обстояли дела раньше, то можно понять, что разгром узбеков [-казахов] был редким и выдающимся событием. После того, как Султан Иунус-хан разбил Бурудж-оглана в Кара-Тукае в восемьсот семьдесят седьмом году, с того времени и до сих пор много раз происходили [битвы] между узбеками и могулами; всегда узбеки были победителями, тогда как никогда в течение этого времени могулы не одерживали победы над узбеками. Но Рашид-хан одержал победу над узбеками [-казахами], и это дело Рашид-хана есть одно из величайших деяний его. Хотя его дед Султан Ахмад-хан победил узбеков [-казахов], как было описано, однако он разбил их лишь путем набега, но не одержал над ними победы на поле битвы. Рашид-хан же разбил их на поле битвы.

****

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

О том, как Тахир-хан ушел в горы Ала-тау и к нему присоединились много киргизов.

 

[Это было время], когда Рашид-султан, оставшись в Могулистане, расположился зимовать на Кочкаре. Однако Тахир-хан [в это время] находился в Узбекистане, но сложившиеся там обстоятельства вынудили его [Тахир-хана] идти в Могулистан. Он подошел вплотную к Кочкару, и половина близлежащих киргизов явилась к нему, и он принял их к себе. По этой причине Рашид-султан, опасаясь его [Тахир-хана], в середине зимы, приняв решение, ушел с Кочкара на Ат-Баши. Когда эта весть достигла высокого слуха [Султан Са'ид-] хана, в конце зимы [он сам] отправился на Ат-Баши. В Катилише , [не доезжая] Ат-Баши, хан встретился с сыном и восстановил спокойствие среди народа. Весной узбеки [казахи] ушли в восточную часть Могулистана, где расположился Хасс и Кункаш. Та часть киргизов, которая находилась при Рашид-султане, в душе желала соединиться с теми киргизами, которые примкнули к узбекам [казахам]. Хан, [чтобы воспрепятствовать им], отправил меня совместно с Рашид-султаном; мы поехали и перевели киргизов с Йумгала и Кочкара на Ат-Баши, а сам хан поехал в Кашгар, чтобы привести весь народ в кочевья и понаблюдать, что важного произойдет между ними и узбеками [казахами]. Меня же оставили в Могулистане, поручив следить за порядком и спокойствием народа. До возвращения хана я оставался вместе с Рашид-султаном. Когда хан прибыл с народом, перекочевав из Кашгара, [и соединился с нами, то он], разрешив выехать мне в Кашгар, соизволил сказать: «Иди и привези в Могулистан [мою] высокопочтенную тетку Султан-Нигар-ханым, чтобы она была посредницей между мной и Тахир-ханом и уладила дело дружелюбно». Я поехал в Яркенд и вывез ханым [с собой] в Могулистан. Хан находился на Аксае. Перед моим приездом [хан], получив весть, что киргизы обитают отдельно от узбеков [казахов], он предпринял решение идти на них, чтобы привести киргизов под свое влияние. Хан выступил с Аксая. [В это время], как только прошли один переход, заболел Рашид-султан. [К счастью], в том месте оказался Хазрат Ходжа-[Нур], который выехал сюда для отдыха. Благодаря присутствию и молитвам их (Хазрат Ишана) болезнь эта в три дня совершенно прекратилась. Оставив ханым с народом, я отправился за передовым войском и поспел туда в тот самый день, когда хан выступил с этого привала в дальнейший путь. По приезде я удостоился чести поклониться Ходже-Нуру и представиться в услужение хану. Вслед за тем Хазрат Ходжа уехал обратно, а хан двинулся в поход. Сорокадневный путь мы преодолели в двенадцать дней.

 

Краткое изложение [того, что приключилось с нами далее] таково: когда мы достигли Ак-Куяша, хан отрядил со мной пять тысяч человек и послал меня с Рашид-султаном на киргизов. Киргизы находились на Арышляре. Прибыв к этому месту, мы увидели место стоянки и [одни лишь] юрты киргизов. Было ясно, что они отсюда перекочевали, побросав некоторые свои вещи и снаряжение. Мы решили, что по какой-то срочной вести они поспешно откочевали. Когда мы двинулись дальше, увидели несколько мертвых людей и множество трупов коней, убитых и израненных стрелами. В поисках [причины] мы нашли одного [раненого] полумертвого человека, от него мы узнали, что Бабачак-султан приходил из Кусана и напал на киргизов, за три дня до нашего прибытия произошло большое сражение, Бабачак-султан потерпел поражение; и киргизы, отослав свои семьи к узбекам [казахам], сами отправились преследовать Бабачак-султана. Когда мы двинулись дальше, то обнаружили около ста тысяч баранов, принадлежащих киргизам, и захватили их. Так как киргизы воссоединились с узбеками [казахами], [мы] больше ничего не стали предпринимать и, возвратившись, пришли в услужение к хану. Так как основной целью [хана] было наказание киргизов, а не противодействие узбекам [казахам], мы двинулись обратно. Этот [поход] войска получил названия «поход за баранами».

 

Хотя Тахир-хан в то время имел двести тысяч человек, но время его правления уже шло к упадку. Его войско от десяти леков уменьшилось до двух леков. К тому же усилилась его суровость и жестокость. По этой причине просвещенные сердца султанов отвратились от него; у него был брат по имени Абу-л-Касим-султан. Народ считал, что жестокости Тахир-хана исходят от него. Сразу же рукой победоносной умертвили его. И [затем] весь этот народ разом отделился и покинул его. Так что остались [лишь] он сам и его сын, больше никого не осталось [с ними]. И только лишь вдвоем примкнули к киргизам.

 

Весть об этом достигла [Султан-Са'ид-] хана, когда он уже возвратился в Кашгар [со всеми своими могулами]. Причиной этого прибытия [хана в Кашгар] было то, что среди могулов поговаривали о том, что киргизы объединились с узбеками [казахами] и что узбеки [казахи] намерены утвердиться в Могулистане, и что противостоять многочисленности узбеков [казахов] нет достаточных сил, и что поэтому оставаться эту зиму в Могулистане будет опасно.

 

По этим причинам хан перевел тогда Рашид-султана и всех могулов из Могулистана в Кашгар. [Когда хан был уже] в Кашгаре, пришла весть о полном разложении узбеков (т. е. о неурядицах в связи с уходом казахов от Тахир-хана).

 

Был уже конец весны, и возвратиться вновь в Могулистан было затрудительно. И [хан] остался в Кашгаре. Перед началом весны Тахир-хан явился вместе с киргизами и увел киргизов, которые [еще] оставались на Ат-Баши, [также увел] и могульских лошадей, которые были оставлены в Могулистане.

****

ГЛАВА ШЕСТАЯ

О том, как казахи и киргизы объединились и разгромили 'Абд ал-Латиф-султана, сына Рашид-хана могулистанского.

 

Одним словом, в то время, как сам 'Абд ар-Рашид-хан правил в Яркенде на троне владычества, а сыновей назначил управлять [различными] областями государства (худуд-и мамлакат), 'Абд ал-Латиф-султан из Аксу совершил набег на казахов, киргизов и калмаков. [Все] достояние (мал-у-манал) того племени (ан тайифа) он пустил по ветру грабежа и расхищения. Так как такое обращение достигло границ чрезмерности, казахи и киргизы объединились между собой, [и] когда в пятый раз 'Абд ал-Латиф-султан нанес их объединенным силам огромный урон, они во время [его] возвращения пустились преследовать [его] во главе с Буйдаш-султаном казахом, [а нагнав], внезапно обрушились на 'Абд ал-Латиф-султана. После того, как он отправил в небытие некоторое число [врагов], от раны, [нанесенной] стрелой одного из противников, погиб и он сам. И дело его выпало из рук [его].

****

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

О том как Рашид-хан могулистанский отомстил казахам за смерть своего сына и полностью истребил казахов.

 

Короче говоря, 'Абд ар-Рашид-хан шел так быстро, что Буйдаш-султан находился еще в окрестностях Иссык-Куля, когда передовой отряд победоносной армии хана настиг тыл его [Буйдаш-султана] войска. Так как [у Буйдаш-султана] не было силы противостоять войску [яркендского] двора, он волей-неволей бросил [все свое] унаследованное имущество и достояние и обратил лицо в долину бегства.

 

Хан назначил [своих] известных эмиров преследовать войско Буйдаша, а сам также быстро направился [вслед за ним]. После двадцати дней стремительной погони за тем племенем (каум) — а за все это время у казахов и киргизов нигде не нашлось удобного момента для остановки — они настигли их в местности (маузи') Килма-Каджура.

 

Вынужденные остановиться [казахи и киргизы] убрали руку от подола жизни, и [враги] смешались в схватке.

 

Короче говоря, огонь возмущения воспылал на той земле настолько, что гумна жизней большей части злодеев сгорели в той битве. И в тот же день в руки [войска яркендского] двора попало девять [казахских] знамен. Воспользовавшись [своей] постыдно сохраненной жизнью, Буйдаш-султан с немногочисленными [остатками войска] спасся благодаря быстроте [своих] ног. И с того дня у казахов исчез обычай поднимать бунчук (туг) и возвышать знамя ('алам). До сих пор их приметой служит то, что [у них] нет знамени и [у них в обычае] — формировать свое войско без [всякого] знамени.

 

Одним словом, когда хан освободил свою мысль от дела, связанного с казахами и киргизами, и когда утихло пламя его ярости, он возвратился из Могулистана и пришел в Кашгар.

****

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Об Абд ал-Карим-хане могулистанском пришедшем на смену Рашид-хану могулистанскому.

 

Абд ал-Карим-хан шел проторенным путем дружбы и любви с шайбанидами. Послы той и другой стороны неоднократно посещали [дружественное государство]. Чрезвычайно упрочились [при нем] основы союза и единогласия [с шайбанидами].

 

Там, где можно посадить розы,

Не следует обременять дружбу шипами.

 

Благодаря этому безопасность проезжих дорог и спокойствие [во время путешествий] по свету достигли такой степени, что путешественники, [странствующие] по дорогам, прервав нить товарищества, отправлялись в путь в одиночку.

 

У ['Абд ал-Карим]-хана неоднократно происходили сражения с султанами казахскими и военачальниками киргизскими. И во всех битвах хан оказывался победителем, а противники [его] терпели поражение. На этом основании в те времена спокойствие жителей Уйгуристана было установлено и распространилось так, что стало предметом зависти для соседей к страстно желаемой целью для населения [других стран] мира.

****

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Заключительная. О том, что узбек-казахи при Тахир-хане стали киргис-кайсаками, так большинство поданных Тахир-хана были киргизами, а не узбеками.

 

После Касим-хана стал государем его сын Мамаш-хан. В одном из сражений он был задавлен, умер.

 

После него стал ханом Тахир-хан, сын Адик-султана. Некоторые его деяния описаны вместе с событиями, [связанными] с Абу Са'ид-хан могулом. В конце своей жизни он [Тахир-хан] стал господствовать над племенами киргизов и пребывал среди того народа до тех пор, пока требующий смерти не сказал ему благосклонно: «Пожалуйте во дворец вечности».

https://yvision.kz/post/455907

Это же тарих-и-рашиди.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...