Перейти к содержанию
Гость Урал

Древние Тюрки (Кок тюрки), тюрки Ашина


Рекомендуемые сообщения

По теме скажу что тюрки никуда не исчезали племя древних "Тюрков", есть не что иное как местоимение древнего народа "Кырк-Ас"/Кыргыз, которые живут и по сей день на тех же исконных территориях что и прежде.

Сомнительные ваши изыскания :)

Отсутствие хоть какойто, маломальски, четкой, отструктурированной вертикали власти, у людйе "выходцев из минусинской котловины", со времен доминирования киданей, в этом регионе последние 9000-1000 лет, до совецкого союза, можно так сказать, что они не были ведущими игроками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно, почему у тяньшаньских кыргызов нет никаких преданий об этнониме "бурут", под которым относительно недавно, их знали монголоязычные народы?

А у хакасов есть объяснение: Моя ссылка

Прородитель Пурус, при добавлении монгольского (согдийского) окончания множественного числа - Т, получается Бурут.

Это в принципе и не удевительно что в наше время, народы забывают свои легенды, но ученные то должны знать.

Всетаки у тяньшаньских кыргызов есть ли легенды о прородителе "пурус, пурут"?

прородитель "пурус" по всей видимости связан с парс, тут и к бабке ходить не надо. Это я довно заметил но не стал акцентировать внимание. В свою очередь "пурус" связан со словом "кыргыз" и этому могут быть объяснение традиции у народов степи, не называть первопредка (тотемное животное) на прямую, а так или иначе завуалированное имя. И между "бури" - волк и "пурус" где (с) окончание множественного числа, тоесть волки.

И еще очень интересный момент: У тяньшаньских кыргызов, насколько известно нет легенд, приданий о прородителе "пурус".

Обобщенный вывод: кыргызы конечно древний народ, но в нынешнее время можно сказать что он составной народ, впрочем как и все Центрально Азиатские народы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

прородитель "пурус" по всей видимости связан с парс, тут и к бабке ходить не надо. Это я довно заметил но не стал акцентировать внимание. В свою очередь "пурус" связан со словом "кыргыз" и этому могут быть объяснение традиции у народов степи, не называть первопредка (тотемное животное) на прямую, а так или иначе завуалированное имя. И между "бури" - волк и "пурус" где (с) окончание множественного числа, тоесть волки.

И еще очень интересный момент: У тяньшаньских кыргызов, насколько известно нет легенд, приданий о прородителе "пурус".

Обобщенный вывод: кыргызы конечно древний народ, но в нынешнее время можно сказать что он составной народ, впрочем как и все Центрально Азиатские народы.

Термин "бурут" как уже говорилось здесь на форуме, от формы "буруу" - "отвернувшиеся, возм. предавшие", так именовали кыргызов ойраты. Сами кыргызы так себя не называли. Искать предка бурута среди кыргызов то же самое, что искать первопредка германцев по имени "Немец".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне возможно вы правы. Но мое личное мнение, первопредок по имени "пурус", о котором тяньшаньские кыргызы, к сожалению ничего не знают и лег в основу названия "бурут". А верить что бурут произошоло от слова буруул, это значит верить что сечас лето, а не зима.

Как пример: совсем недавно (относительно) и казахи носили этноним "алаш" от мифического алаши хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Вполне возможно вы правы. Но мое личное мнение, первопредок по имени "пурус", о котором тяньшаньские кыргызы, к сожалению ничего не знают и лег в основу названия "бурут". А верить что бурут произошоло от слова буруул, это значит верить что сечас лето, а не зима.

Как пример: совсем недавно (относительно) и казахи носили этноним "алаш" от мифического алаши хана.

Какой первопредок по имени пурус, если кыргызов так называли только монголы и ойраты? Первопредок кыргызов по имени Кыргыз если на то пошло.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение хакасов по данным этнонимики. ссылка

Вопрос о происхождении хакасского народа, несмотря на ряд крупных работ по этой проблеме, [1] до сих пор остаётся открытым. В данной статье предпринята попытка проследить сложение хакасских племенных групп и родов по данным этнонимики, почёрпнутым из хакасских народных преданий, записанных в различных районах современной Хакасии.

По хакасским легендам, все этнические группы происходят от родных братьев и поэтому считаются принадлежащими одному народу. [2] Общим их прародителем многие легенды называют Пÿрÿса. Пÿрÿс принадлежал к народу хыргыс, погибшему во время всемирного потопа. Вместе с женой Пÿрÿс спасся на плоту и затем пристал к вершине горы, названной впоследствии в честь него «Пÿрÿс тасхыл» (по-русски — Борус). До последнего времени Пÿрÿс тасхыл почитался у всех хакасских племенных групп как священная гора. [3]

Племенная группа бирюсинцев Пÿрÿс объединяла сеоки харга (Каргинсклй род), кобый (Кивинский), хый (Кийский) и хызыл хая (Кызыльский). [27] Кроме того, судя по данным П.С. Палласа, сюда входил и сеок шop. [28] Данные исторического фольклора подтверждают, что подразделение каргинцев — суг харгазы (Ближне-Каргинский род) является исконно кыргызским родом. В него входили также более мелкие сеоки туран, тилегес, сайын. Роды с такими же названиями имеются и в составе племенной группы Саган. Другая группа каргинцев — таг харгазы (Дальне-Каргинский род) своей прародиной считает долину р. Мрассу, где находилась их родовая гора Харатаг, давшая название рода Харга. [29] Сеок хызыл хая получил своё название от одноимённой горы в верховьях р. Томи, где жили два брата Хызыл хаз и Хобый алас, которые затем спустились по р. Томи и поднялись в верховья Мрассу. Часть сеока хызыл хая осталась жить в устье р. Пызас, а другая часть ушла на территорию Хакасии и поселилась в верховьях рек Таштып и Большая Есь. Потомки их составили кызыльский род Сагайской думы и кызыльский род Кузнецкого округа. По некоторым преданиям сеок хобый получил своё название от имени предка Хобый алас, который был уведён джунгарами в плен, но оттуда бежал, некоторое время жил в устье р. Матур и затем переселился в долину р. Таштып. Часть сеока хобый поселилась по р. Кобырзе и составила кивинский род Кузнецкого округа. С 1822 г. бирюсинцы вошли в Сагайскую степ-

(71/72)

ную думу и также стали именоваться сагайцами. Только Койбалы до сих пор называют бирюсинцев термином пÿрÿс.

Пурус и кыргыз всетаки должны быть из одного корня, по моему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какой первопредок по имени пурус, если кыргызов так называли только монголы и ойраты? Первопредок кыргызов по имени Кыргыз если на то пошло.

"бурут" - только ойротский термин, т.е. имел виду незнаком этот название монголам.

Киргизы - назывались как "хиргис" у монголов, и так и остались среди монголов под названием монгольского рода "хиргис".

Если у монголов (восточных) встречаетс род под названием "бурут, бурд, бурдууд" то обычно считается приехавших или подсоединных из ойротов скорее более поздние времена.

Насчет "пурус" - мое мнение что это может слегка искаженное название исключительно среди тюркских народов от "бурут". Или простошибочное написание, ошибочное озвучивание со стороны третьих лиц русских, персов или других.

Ойроты называли тех своих ойротов (в большинстве состовяших из киргизов/кыргызов) которые примкнули к другим враждебным племенам как "бурут"-ы т.е. - виновные, предававшие или отвернувшие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"бурут" - только ойротский термин, т.е. имел виду незнаком этот название монголам.

Киргизы - назывались как "хиргис" у монголов, и так и остались среди монголов под названием монгольского рода "хиргис".

Если у монголов (восточных) встречаетс род под названием "бурут, бурд, бурдууд" то обычно считается приехавших или подсоединных из ойротов скорее более поздние времена.

Насчет "пурус" - мое мнение что это может слегка искаженное название исключительно среди тюркских народов от "бурут". Или простошибочное написание, ошибочное озвучивание со стороны третьих лиц русских, персов или других.

Ойроты называли тех своих ойротов (в большинстве состовяших из киргизов/кыргызов) которые примкнули к другим враждебным племенам как "бурут"-ы т.е. - виновные, предававшие или отвернувшие.

Насчет другого толкования "бурут" из "бөрү"+д = бөрүд ...

Здесь слишком натянуто, и в монгольских и в тюркских языках буквы "ө" и "у" являются совсем разными и соответственно "бөрү" и "буру" совсем разные слова.

Просто некоторые люди думают что они одинаковые основываясь только из точки зрения звучания/написания на русском языке что является очень неправильным исследовательским подходом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет другого толкования "бурут" из "бөрү"+д = бөрүд ...

Здесь слишком натянуто, и в монгольских и в тюркских языках буквы "ө" и "у" являются совсем разными и соответственно "бөрү" и "буру" совсем разные слова.

Просто некоторые люди думают что они одинаковые основываясь только из точки зрения звучания/написания на русском языке что является очень неправильным исследовательским подходом.

Раз взялись всеръез за другую специализацию, то нельзя уже подводить всех нас. :)

Объясните лучше на примере "едино" + "рог" = козлокопытное... :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раз взялись всеръез за другую специализацию, то нельзя уже подводить всех нас. :)

Объясните лучше на примере "едино" + "рог" = козлокопытное... :D

Как вижу что реальные, разумные мышление и соответственно вывод бывает обычно просто не до умопонимания ув.-го юриста-маньчжуроведа. :lol:

Юристам-маньчжуроведам не по силу к сожалению.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Происхождение хакасов по данным этнонимики. ссылка

Вопрос о происхождении хакасского народа, несмотря на ряд крупных работ по этой проблеме, [1] до сих пор остаётся открытым. В данной статье предпринята попытка проследить сложение хакасских племенных групп и родов по данным этнонимики, почёрпнутым из хакасских народных преданий, записанных в различных районах современной Хакасии.

По хакасским легендам, все этнические группы происходят от родных братьев и поэтому считаются принадлежащими одному народу. [2] Общим их прародителем многие легенды называют Пÿрÿса. Пÿрÿс принадлежал к народу хыргыс, погибшему во время всемирного потопа. Вместе с женой Пÿрÿс спасся на плоту и затем пристал к вершине горы, названной впоследствии в честь него «Пÿрÿс тасхыл» (по-русски — Борус). До последнего времени Пÿрÿс тасхыл почитался у всех хакасских племенных групп как священная гора. [3]

Племенная группа бирюсинцев Пÿрÿс объединяла сеоки харга (Каргинсклй род), кобый (Кивинский), хый (Кийский) и хызыл хая (Кызыльский). [27] Кроме того, судя по данным П.С. Палласа, сюда входил и сеок шop. [28] Данные исторического фольклора подтверждают, что подразделение каргинцев — суг харгазы (Ближне-Каргинский род) является исконно кыргызским родом. В него входили также более мелкие сеоки туран, тилегес, сайын. Роды с такими же названиями имеются и в составе племенной группы Саган. Другая группа каргинцев — таг харгазы (Дальне-Каргинский род) своей прародиной считает долину р. Мрассу, где находилась их родовая гора Харатаг, давшая название рода Харга. [29] Сеок хызыл хая получил своё название от одноимённой горы в верховьях р. Томи, где жили два брата Хызыл хаз и Хобый алас, которые затем спустились по р. Томи и поднялись в верховья Мрассу. Часть сеока хызыл хая осталась жить в устье р. Пызас, а другая часть ушла на территорию Хакасии и поселилась в верховьях рек Таштып и Большая Есь. Потомки их составили кызыльский род Сагайской думы и кызыльский род Кузнецкого округа. По некоторым преданиям сеок хобый получил своё название от имени предка Хобый алас, который был уведён джунгарами в плен, но оттуда бежал, некоторое время жил в устье р. Матур и затем переселился в долину р. Таштып. Часть сеока хобый поселилась по р. Кобырзе и составила кивинский род Кузнецкого округа. С 1822 г. бирюсинцы вошли в Сагайскую степ-

(71/72)

ную думу и также стали именоваться сагайцами. Только Койбалы до сих пор называют бирюсинцев термином пÿрÿс.

Пурус и кыргыз всетаки должны быть из одного корня, по моему.

Пурус - т.е. так называемые бирюсинцы, как пишет выше ув. Бутанаев, не родственны кыргызам, только один из родов - суг каргазы - может считаться кыргызским. У хакасов вроде нет традиции возведения себя к первопредку Кыргызу. Поэтому домысливать то, что некий Пурус являлся предком кыргызов - это ошибочно.

По поводу хакасского рода пурут - как пишет тот же Бутанаев, пуруты, входящие в состав качинцев, возможно являются частью ен. кыргызов которые вернулись в Минусинскую долину и принявшие ойратское наименование кыргызов - бурут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я уже заметил, последнюю 1000 лет минусинцы подвергались мощнейшему пресенгу, переселению, со времен господства киданей и заканчивая ойрато-московито-совецким (хайдар, Аркадий Гайдар- носильник и мородер) вмешательством в жизнь аборигенов. Так что удивлятся тому что многое попросту забылось, не стоит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет другого толкования "бурут" из "бөрү"+д = бөрүд ...

бурут-бөрүт-бурят? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Как я уже заметил, последнюю 1000 лет минусинцы подвергались мощнейшему пресенгу, переселению, со времен господства киданей и заканчивая ойрато-московито-совецким (хайдар, Аркадий Гайдар- носильник и мородер) вмешательством в жизнь аборигенов. Так что удивлятся тому что многое попросту забылось, не стоит.

Современное коренное население Минусинской котловины именует себя "тадар". Я предлагаю вернуть им свое исконное имя, убрав китайский вариант этнонима "кыргыз" - хягяньсы.

Кидани не "прессовали", как вы выражаетесь, предков тадаров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"со времен заподных киданей" - это как ночало

Вы правельно подметили, что у хакасов отсутствует общий этноним кыргыз, но на сколько я знаю он должен быть у отдельных сеоков - племен, вот у них и надо изучить легенды и придания, скозания о первопредках и есть ли в них легенды о первопредке кыргызов - пÿрÿсе.

Потому чтно у других народов, выходцев с минусинской котловины, таких легенд не сохранилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... и заканчивая ойрато-московито-совецким (хайдар, Аркадий Гайдар- носильник и мородер) вмешательством в жизнь аборигенов. Так что удивлятся тому что многое попросту забылось, не стоит.

Можно вас попросить разделять прессинг-на ойратский,московитский и советский?Это не однокоренные понятия как бы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет хакасов что они не совсем 100% киргизы-хиргисы пожалуй я согласен.

По языку они более близки тывинцам, но с кипчаксими элементами.

А настоящие киргизы - это из среди алтайцев-ойротов как я думаю.

Один из очень выражающих особенностей древних киргизов была "татуировка" на лице, шее.

Тюрки алтая боялись от киргизов, и они были жителями леса ... если кто то страшний, с татуировкой наблюдает за вашим аулом из леса то значит он грозный киргиз который после стемнения придет и грабит весь спокойный аул.

Таково было истинно первоначальное значение людей из племени "киргиз - хиргис".

Думаю что они из тунгусского происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно вас попросить разделять прессинг-на ойратский,московитский и советский?Это не однокоренные понятия как бы.

Хорошо, будем разделять "пресинг"....Только первые два "пресинга" были по всей видимости, по сговору между собой. С продвижением московии на Алтая-Саяны, интересы с джунгарами в отношении местного населения пересеклись. Но московия союзник джунгар, последние не очень то и хотели с ними конфликтовать. По сути все сопротивление, сводится к одной личности, князю Иринеку, не стало его, алтайцев, кыргызов переселили, а землю уступили. Вот такие вот "инкорпорированные" отношения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, будем разделять "пресинг"....Только первые два "пресинга" были по всей видимости, по сговору между собой. С продвижением московии на Алтая-Саяны, интересы с джунгарами в отношении местного населения пересеклись. Но московия союзник джунгар, последние не очень то и хотели с ними конфликтовать. По сути все сопротивление, сводится к одной личности, князю Иринеку, не стало его, алтайцев, кыргызов переселили, а землю уступили. Вот такие вот "инкорпорированные" отношения.

Ну-ка приведите факты "по сговору".Иначе ваши слова лишь базарный треп.На восточном базаре бабы тоже афигенные политики и "аналисты" (анализируют все что можно). Или приведите факты или умрите в этой теме.

Особенно вставляет "московия союзник джунгар".Хватит нести ересь.У каждого есть свои интересы и Иренек был лишь фигурой которой управляли но и он управлялся в соответсвии со своим видением политики на тот момент.Не надо выводить глупые выводы зиждясь на простом и банальном русофобстве-далеко не уйдете,дражайший.

я бы назвал Иренека хорошим подданым ДХ. Агрессивным,но лузером.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение и предки ойратской династии Чорос

Все девять правителей Джунгарского ханства происходили из династии чоросов (цоросов): восемь — по мужской линии; один (Амурсана) — по женской. Каково же было происхождение этой династии? По народным преданиям название племени чорос имеет несколько толкований:

1) основатель рода был найден в люльке, подвешенной на дерево; с его ветки, похожей на носик чайника (цорго/чорго), стекала дождевая влага в рот ребенка;

2) найденышу дали имя Чорос потому,что возле него стояла чашка (чара/чоро);

3) цоросы (чоросы) произошли от мальчика, найденного в дупле дерева. Дерево напоминало курительную трубку «цорго»;

4) этноним «чорос» у кыргызов Енисея соответствовал значению «богатыри», «витязи» (5,с. 1).

В генеалогии джунгарских ханов и тайджей из рода чорос, зафиксированной в китайских и русских источниках, есть прямое указание на то, что они ведут происхождение от Био-хана (Боханя).

Алтайский историк Н.В.Екеев отождествил по ряду признаков (легенда о «рождении от дерева», созвучие имен Био-хана и Буку-хана, руническая надпись на каменной стеле в честь уйгурского правителя Бегю) отдаленного родоначальника чоросов с правителем Уйгурского каганата Буку-каганом (11, с.1).

На политической сцене Центральной Азии уйгуры в 8 веке сменили, господствовавших прежде, басмылов (чьи правители происходили из великой тюркской династии Ашина). Буку-каган происходил из рода Яглакар, был внуком основателя государства уйгуров Гули Пэйло, сыном Моюн-чора(!)-кагана, правил в Монголии с 759 по 779 г.г. «Прославился» Буку-каган тем, что насаждал среди своих разноплеменных подданных манихейство (смесь христианства, буддизма и зороастризма), чем вызвал государственный переворот, который привел к гибели кагана и смене династии (12, с.110).

Очевидно,что вопрос о происхождении чоросских правителей от уйгурских каганов требует дальнейшей разработки. Но сама идея алтайского исследователя о древней истории чоросской династии автору этих строк представляется рациональной.

Н.В. Екеев дает свое объяснение происхождению этнонима «чорос»: от древнетюркского политического термина « чор/чур» (титула, звания главы племени), путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Дальше политическая система древних тюрков была перенята правителями Уйгурского каганата,что подтверждается в рунических эпитафиях 8-9 в. Еще позже, в послеюаньское время (с конца 14 в.) этот политический термин стал этнонимом, что засвидетельствовано в монгольских и китайских источниках (11, с.1-2).

Отметим для себя: если концепция Н.В. Екеева верна, то получается,что предки чоросских нойонов имели «хронологический перевес» (старейшинство) над предками чингисидов, так как гораздо раньше (на пятьсот лет!) стали каганами (императорами) Монголии.

Ойратские племена (торгоуты, дэрбэты, чоросы, хошоуты, хойты), вошедшие в 1204 г. в состав государства Чингис-хана, заняли, опустевшие после ухода найманов и кереитов, земли Западной Монголии. До этого их место обитания было в горно-таежных районах Сибири и Северной Монголии и принадлежали они к «лесным народам». Ойраты должны были выставлять в общемонгольскую армию 4 тумена (40 тысяч) воинов, отсюда пошло название ойратского племенного союза «дэрбэн-тумен-ойрат». Общую численность ойратов в начале 13 в. современные ученые определяют в 200 тысяч человек (13, с.44).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, будем разделять "пресинг"....Только первые два "пресинга" были по всей видимости, по сговору между собой. С продвижением московии на Алтая-Саяны, интересы с джунгарами в отношении местного населения пересеклись. Но московия союзник джунгар, последние не очень то и хотели с ними конфликтовать. По сути все сопротивление, сводится к одной личности, князю Иринеку, не стало его, алтайцев, кыргызов переселили, а землю уступили. Вот такие вот "инкорпорированные" отношения.

В июне 1678 года Иренек отправил в Томск своего посланца, и в том же году опять ездил в Джунгарию.

Мир, установленный в 1678 году, был непрочным. Московские власти были не удовлетворены тем, что не сумели добиться согласия Иренека на строительство острога. В январе 1679 года государь снова указал заложить острог в Тубинской земле, где удобно «воинский приход переняти». Сибирские власти начали готовиться к большому походу общими силами Томска, Красноярска, Енисейска и Кузнецка. Поход должен был возглавить томский сын боярский Роман Старков, и приказ о его выступлении прибыл из Москвы в Томск в начале июня 1679 года. Томский воевода Львов назначил поход на 10 августа.

Но Иренек опередил русских. Неожиданно, 15 июля 1679 года под Красноярск пришли «безвестно изгоном киргизские и алтырские, и езерские воинские люди, и кизыльские татары». Кыргызы сожгли две деревни под городом, побили в них служилых людей и пашенных крестьян, а жён их и детей взяли в плен, и скотину отогнали. В Кыргызы были уведены качинские, аринские, ястынские и бохтинские ясачные татары с женами и детьми (171 человек). Иренек пытался взять острог, сражение продолжалось трое суток «безпрестанно». Не добившись успеха, кыргызы ушли к себе.

Этим выступлением Иренек расстроил планы сибирских воевод. Поход, намеченный на август 1679 года, не состоялся. Загряжский без помощи Томска и Енисейска не рискнул отправить служилых людей в погоню за Иренеком.

Иренек же попытался закрепить успех. Он собрал большое войско из кыргызов, алтырцев, тубинцев, моторских татар, байкотовцев, аринцев, качинцев и других кыштымов, и выступил в новый поход на Красноярск. На этот раз застать врасплох город не удалось.

В сентябре 1679 года Иренек обложил Красноярск по обе стороны Енисея, окрестности подверг опустошению, сжег 16 деревень, а в них 143 двора, город же пытался взять приступом. 14 сентября целый день продолжалось сражение. Чтобы спасти город, гарнизон пошел на крайние меры. Служилые люди вывели аманатов и их кашеваров — всего семь человек и, на глазах наступавших, повесили. Из тюрьмы выпустили ссыльного полковника Василия Многогрешного (брата украинского гетмана Демьяна Многогрешного, сосланного в Селенгинск) и поручили ему командование гарнизоном. Несмотря на малочисленность, казаки совершили вылазку и вступили в сражение в открытом поле. В бою чуть было не погиб сам Иренек, выбитый из седла. Кыргызы не устояли перед огнем артиллерии, которой руководил Многогрешный, и отступили. Преследуемый красноярскими служилыми людьми, Иренек ушел, угнав с собой из-под Красноярска почти всех ясачных людей.

В начале 1680 года во исполнение царского указа и в ответ на кыргызские набеги, сибирские воеводы организовали большой поход под руководством Романа Старкова. Иренек долго маневрировал, изматывая противника. 9 февраля трижды в расположении русских приезжал джунгар Барчикай в качестве посредника. Было объявлено перемирие. Барчикая проводили с честью, а сопровождавшие его кыргызы, на время перемирия остались в расположении русских. Красноярцы убили безоружного кыргыза. Узнав об этом, Иренек со своими людьми отступил.

10 февраля 1680 года служилые люди снова пошли на кыргызов. Тогда Иренек снова запросил мира. В ходе сложных переговоров Иренек согласился дать присягу на верность русскому царю, был согласен на оборонительно-наступательный союз против всех неприятелей, кроме Галдана. Затем договорились о возвращении ачинских пушек и о выдаче аманатов. После шертования князья уехали к себе в полк. Скоро выяснилось, что Иренек не собирается безусловно выполнять условия договора. Аманата он прислал «плохого», дальнего своего родича; пушкари, ездившие за пушками, вернулись ни с чем. 12 февраля Старков и Гречанинов послали своих людей к Иренеку требовать лучшего аманата, немедленной уплаты ясака и выдачи пушек. Иренек переменить аманата отказался, для ясака предложил оставить несколько служилых людей и, не дожидаясь окончания переговоров, отступил. Кыргызы угнали у русских лошадей. 23 февраля отряд двинулся назад, и с большим трудом 14 марта ратные люди дошли до Томска. Теперь была установлена граница между русскими и кыргызскими владениями. Этой границей была признана река Июс. Договорились за Июс войной друг к другу не ходить.

С. В. Бахрушин в связи с этим отметил:

«Принцип суверенной равноправности киргизского князя и московского государя, против чего так протестовали в Москве, был, таким образом, вновь подтвержден».

Итак, поход Старкова закончился полным провалом.

Русские власти не могли примириться с неудачей и в 1681 году условия договора были нарушены. Старков вторично отправился в поход, на этот во главе войска в 1600 человек. На реке Уйбат кыргызы дали бой. В сражении погибло 30 служилых людей, потери кыргызов неизвестны, потому что всех своих погибших они крюками утаскивали с поля боя. У русских было угнано более 100 лошадей. После битвы заключили перемирие. Князья обещали на русские владения не приходить и ясачных людей не разорять, войны не затевать. После долгого обсуждения западной границей решили считать р. Кию. По этому договору князья уступали кыштымов из чулымских и мелетских волостей. Иренек дал шерть.

В 1682 году был организован новый поход, на этот раз силами шести сибирских городов: Тобольска, Тары, Томска, Кузнецка, Красноярска и Енисейска. Перед ним ставилась задача: «Смирить киргиз за многое воровство, за их измену и на их земле, на Абакане, построить острог». В нарушение инструкции, Суворов выступил в поход не зимой, а летом. В июне 1682 года с отрядом из 1800 человек он прибыл на устье речки Ербы, где к нему должны были присоединиться енисейцы и красноярцы, но те к условленному месту не подоспели.

Иренек был извещен о готовящемся походе, и был готов его отразить. Собрав около 4 тысяч воинов, он сам напал на отряд Суворова. Используя численное превосходство, кыргызы поражали неприятеля копьями. Суворов убедился, что «с киргизы биться невмочь», и начал отступать. Иренек в течение 10 дней преследовал войско Суворова до Черного Июса. Войско Суворова понесло большие потери: убито 61 человек и ранено 69, был ранен и сам предводитель. Поход закончился большим позором для Суворова: в бою кыргызы захватили два знамени; в том числе одно полковое с изображением Михаила Архангела. Иван Гречанинов, посланный к Иренеку, был вынужден согласиться на установленные границы между Россией и Кыргызской землей, иначе говоря, отказаться от притязаний на эту территорию. Границей снова была признана река Июс. Таким образом, все походы, организованные в 1680-1682 годах с целью овладеть Кыргызской землей и построить там острог, оказались неудачными.

Причины поражения заключались не только в несогласованности действий сибирских воевод. Им противостояли хорошо организованные кыргызские воины-дружинники (по русской терминологии – «боевые люди»), которым воинское дело было «за обычай». При поддержке ополченцев они представляли внушительную силу, с которой было вынуждено считаться царское правительство России. Немаловажная роль принадлежала князю Иренеку, который сумел объединить ранее разобщенные княжеские улусы.

Весной 1683 года посольство во главе с сыном боярским Иваном Петровым привезло Иренеку указ великих государей, где было написано, чтобы кыргызы государям служили и прямили, под городы и остроги войной не ходили, ясашных государевых людей не грабили и ясаку с них на себя не собирали, из горных и порубежных волостей ясаку собирали без недобору и присылали в Томск. На этих условиях кыргызы должны были учинить шерть, пить вино и золото. Петров и Поспелов говорили Иренеку, чтобы он вернул пушки, знамя и отгонных лошадей, ружья и панцири, а в аманаты дал бы своего сына. Князь Иренек ответил, что он шерть даст на том, что русские города и остроги воевать не будет, ясак на государя с горных и порубежных волостей давать будет по-прежнему, ясашных государевых людей грабить не будет, в аманаты сына своего даст, но на Бошокту-хана ясак собирать будет. Трофеи вернуть он отказался, «потому де взято войною за боем».

Русские посланники хотели, чтобы Иренек собирал ясак только на государя, и настаивали, чтобы Иренек шертовал на тех условиях, которые перечислены в наказе. Но Иренек с ними не согласился и сказал: «Пью де я великих государей вино и золото на том, что говорил прежнюю речь», налил чашку вина, и золота положа, выпил. Послы были вынуждены согласиться с его условием по поводу сбора ясака на джунгарского правителя. За Иренеком шертовали князья и лучшие люди.

Иренек просил пропустить в Москву своих послов Кубогая Кашку и Богдая. 14 мая 1683 года русские посланцы вместе с представителями Иренека приехали в Томск. Разрешение на пропуск кыргызских послов в Москву было получено. В качестве приставов их сопровождали И. Петров и А. Поспелов.

26 ноября 1683 года их принимал в Сибирском приказе боярин И.Б. Репнин. Послы подали ему «калмыцкое письмо» Иренека и сказали, что хунтайджи Галдан «Иренеку приходить под государевы города и остроги и биться с государевыми людьми не велел». Репнин в развязывании военных действий обвинил кыргызов. Затем он сказал, что великие государи велели принять князя Иренека и его людей под свою государеву руку. Репнин потребовал, чтобы кыргызы дали в своей земле поставить острог для их же защиты. Кыргызские же посланцы в развязывании войны обвинили сибирских воевод. Присягу, данную Роману Старкову, им пришлось нарушить, потому что он пошел на них войной. С Суворовым бились потому, что он сам пришел к ним войной и их, кыргыз, побивал. Захваченные трофеи они обещали вернуть. Вопрос о строительстве острога они обсуждать отказались, потому что у них не было полномочий вести переговоры на эту тему. Не удалось решить вопрос о сборе ясака с «порубежных волостей». Кубогай Кашка сказал, что кыргызы с этих волостей в давних пор собирают ясак на государя и себе с них берут албан. 28 ноября послы были на приеме у великих государей. В начале 1684 года послы в сопровождении Петрова и Поспелова с надежной охраной выехали из Москвы. Томские воеводы получили указание освободить из томской тюрьмы Таганая – сына погибшего князя Шанды.

Заключив мир с Москвой, Иренек продолжал собирать ясак для себя и джунгарского хана с ясачных людей, принявших подданство России. Иренек послал своих людей в Красноярск требовать с качинцев и аринцев албан на Галдана. В том же 1684 году к Иренеку вместе с возвращавшимися кыргызскими послами приехал томский сын боярский Иван Петров, который заключил новый договор на прежних условиях. Кыргызы обязались государю служить, на русские города, остроги и уезды войной не приходить, платить ясак с порубежных кыштымов в размере традиционных 100 соболей. Нарушение границ каралось с обеих сторон:

«И буде русские люди будут ходить, и будут промышлять в урочищах, и тех де людей побивать, а после про тех людей не сыскивать, а буде наши люди или кыштымы будут ходить в русские урочища и станут промышлять, и тех наших людей тако же побивать и грабить».

.

Летом 1687 года Иренек с отрядом из 600 воинов по требованию Галдана отправился к нему на помощь против монголов. В сентябре на Алтае, недалеко от Телецкого озера, монголы преградили путь джунгарам и кыргызам, которые направлялись к джунгарскому хану. Сражение продолжалось четыре дня. Джунгары и кыргызы потерпели поражение. Джунгаров было убито несколько тысяч, а потери кыргызов составили 300 человек. Иренек с сыном Шапом и двумя пасынками погибли в сражении. Домой вернулись только 30 воинов, остальные попали в плен.

Смерть Иренека была тяжелой и невосполнимой утратой для кыргызов. В течение двадцати лет он вел борьбу против русских и сумел приостановить их дальнейшее продвижение на юг. Этот исторический деятель получил неоднозначную оценку в исторической литературе. Н.Н. Козьмин отмечал, что после него уже не встречаем у кыргызов равных по таланту и энергии вождей. Он писал:

«Иренек - замечательная личность, человек выдающейся энергии и широкой инициативы»

. Л.П. Потапов, напротив, резко отрицательно характеризовал деятельность этого князя:

«Иренек был наиболее ярким выразителем разбойничьей идеологии и практики степняка-феодала, стремившегося к монопольному и безраздельному господству над киштымами, отдававшего свою выдающуюся энергию организации грабительских походов».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение и предки ойратской династии Чорос

Все девять правителей Джунгарского ханства происходили из династии чоросов (цоросов): восемь — по мужской линии; один (Амурсана) — по женской. Каково же было происхождение этой династии? По народным преданиям название племени чорос имеет несколько толкований:

1) основатель рода был найден в люльке, подвешенной на дерево; с его ветки, похожей на носик чайника (цорго/чорго), стекала дождевая влага в рот ребенка;

2) найденышу дали имя Чорос потому,что возле него стояла чашка (чара/чоро);

3) цоросы (чоросы) произошли от мальчика, найденного в дупле дерева. Дерево напоминало курительную трубку «цорго»;

4) этноним «чорос» у кыргызов Енисея соответствовал значению «богатыри», «витязи» (5,с. 1).

В генеалогии джунгарских ханов и тайджей из рода чорос, зафиксированной в китайских и русских источниках, есть прямое указание на то, что они ведут происхождение от Био-хана (Боханя).

Алтайский историк Н.В.Екеев отождествил по ряду признаков (легенда о «рождении от дерева», созвучие имен Био-хана и Буку-хана, руническая надпись на каменной стеле в честь уйгурского правителя Бегю) отдаленного родоначальника чоросов с правителем Уйгурского каганата Буку-каганом (11, с.1).

На политической сцене Центральной Азии уйгуры в 8 веке сменили, господствовавших прежде, басмылов (чьи правители происходили из великой тюркской династии Ашина). Буку-каган происходил из рода Яглакар, был внуком основателя государства уйгуров Гули Пэйло, сыном Моюн-чора(!)-кагана, правил в Монголии с 759 по 779 г.г. «Прославился» Буку-каган тем, что насаждал среди своих разноплеменных подданных манихейство (смесь христианства, буддизма и зороастризма), чем вызвал государственный переворот, который привел к гибели кагана и смене династии (12, с.110).

Очевидно,что вопрос о происхождении чоросских правителей от уйгурских каганов требует дальнейшей разработки. Но сама идея алтайского исследователя о древней истории чоросской династии автору этих строк представляется рациональной.

Н.В. Екеев дает свое объяснение происхождению этнонима «чорос»: от древнетюркского политического термина « чор/чур» (титула, звания главы племени), путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Дальше политическая система древних тюрков была перенята правителями Уйгурского каганата,что подтверждается в рунических эпитафиях 8-9 в. Еще позже, в послеюаньское время (с конца 14 в.) этот политический термин стал этнонимом, что засвидетельствовано в монгольских и китайских источниках (11, с.1-2).

Отметим для себя: если концепция Н.В. Екеева верна, то получается,что предки чоросских нойонов имели «хронологический перевес» (старейшинство) над предками чингисидов, так как гораздо раньше (на пятьсот лет!) стали каганами (императорами) Монголии.

Ойратские племена (торгоуты, дэрбэты, чоросы, хошоуты, хойты), вошедшие в 1204 г. в состав государства Чингис-хана, заняли, опустевшие после ухода найманов и кереитов, земли Западной Монголии. До этого их место обитания было в горно-таежных районах Сибири и Северной Монголии и принадлежали они к «лесным народам». Ойраты должны были выставлять в общемонгольскую армию 4 тумена (40 тысяч) воинов, отсюда пошло название ойратского племенного союза «дэрбэн-тумен-ойрат». Общую численность ойратов в начале 13 в. современные ученые определяют в 200 тысяч человек (13, с.44).

Я сам цорос и для меня не является чем-то сверхестестественным то что основной составляющего моего рода была тюркской линией.Равно как и значительная чать казахского народа является потомками "мунгалов".

Только глупец пытается отмежеваться от соседних народов,мы все потомки смешанных этносов.Ибо мы дети Степей где не было апартеида.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...