Хак-Назар б. Касым Опубликовано 4 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2010 Я внимательно сейчас читаю русских исследователей ЦА, и там пока нет упоминаний того, что казахи называли уйгуров сартами, везде называли таранчами, т.к. контактировали в основном с илийскими уйгурами. Также и во всех статданных того времени, уйгуры учитываются как таранчи, а не сарты. Так что эта поговорка не к нам. А Валиханов что пишет по сабжу? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 4 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2010 колонисты всегда одинаковые, типа носители высокой культуры. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 4 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2010 у него, кстати, тоже таранчи/кашгарцы. Причем заметьте он делает сильные различия, еще упоминает, что кашгарцы ненавидят (насколько достоверно?) кокандцев, как впрочем и всех иноземцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2010 ИМХО: справедливее было называть современных уйгуров их прежними самоназваниями: таранчы, кашгарлы и т.д. Кто может привести точную дату с какого периода они стали называться уйгурами, именно не какая-то часть народа, а все вместе? Кругом не вполне соответствующие действительности названия: уйгур вместо указанных таранчы и кашгарлы, монгол вместо халха, хакас в смысле кыргыз вместо татар, хальмг вместо ойрот и т.д. Осетиныкажется решили примерить древний костюм аланов, а теперь и татары решили изменить самоназвание на булгар))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 5 мая, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 5 мая, 2010 Может пусть уйгуры сами решают как им называться, по-справедливости? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 5 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 5 мая, 2010 Что касается уйгур среди современных тувинцев - потомков древних уйгур (это у нас Ондар уйгуры, уйгуры Сарыглары и так называемые "цаатаны", а на самом деле духалар, тоже уйгуры, то все они предпочитают сегодня себя называть ТЫВАЛАР, таким образом, как РУСТ сказал каждый сам выбирает, как себя называть. Вот монголы и остальные народы нас, тувинцев называли урянхайцами, урянхами, кёкмончаками, сойотами, соянами, но тыва прежде всего для себя оставался тыва. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 5 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 5 мая, 2010 нет к сожалению не знаю. тут есть тема языки караханидов и идыкутов, там много интересного касательно лингвистики: http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3403-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D0%B8%D0%B4%D1%8B%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2/ Спасибо большое дээрги (господин) Бахтияр.... Улуу-биле четтирдим (тув. Рахмет).... Яглакар это тоже уйгур? Надо бы ему побольше вопросов задать мне... Интересно, он сейчас активен в Евразике? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 26 мая, 2010 Поделиться Опубликовано 26 мая, 2010 Спасибо большое дээрги (господин) Бахтияр.... Улуу-биле четтирдим (тув. Рахмет).... Яглакар это тоже уйгур? Надо бы ему побольше вопросов задать мне... Интересно, он сейчас активен в Евразике? кажись он не уйгур, напишите ему в личку. Думаю ответит. А этот чебурашка которого я звал на этот форум, так и не появился. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 7 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2010 По моему тофаларский, тувинский, якутский языки совсем даже не похожи на казахский. Точнее одинаково далеки как от современного уйгурского так и от казахского. Около года назад мы сравнивали язык Орхонских стелл древних тюрков с современными тюркскими и получилось, что ближе всех к этому языку оказался тувинский. А можно поподробнее про сравнение? Я уже писал в теме "тывалар" о поразительной схожести, с какой легкостью читаются древнеуйгурские буддийские тексты носителем тувинского языка. Лично я читал "Алтын йарык".Турфан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 7 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2010 А можно поподробнее про сравнение? Я уже писал в теме "тывалар" о поразительной схожести, с какой легкостью читаются древнеуйгурские буддийские тексты носителем тувинского языка. Лично я читал "Алтын йарык".Турфан. Ажыкай-сама, а можно ли часть данного текста здесь представить? Или в теме языков, где тувинский язык? Алтын йарык - это Алдын Чырык (Золотой свет (сияние))? Аригато Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 7 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2010 Ажыкай-сама, а можно ли часть данного текста здесь представить? Или в теме языков, где тувинский язык? Алтын йарык - это Алдын Чырык (Золотой свет (сияние))? Аригато "Алдын Чырык"-"Алтан Хэрэл"(монг.)-"Золотое сияние-свет", под рукой нет, попробую поискать. "Алдын йарык" по-моему произведение 13 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 8 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 8 июня, 2010 "Алдын Чырык"-"Алтан Хэрэл"(монг.)-"Золотое сияние-свет", под рукой нет, попробую поискать. "Алдын йарык" по-моему произведение 13 века. Алтун Ярук - перевод с китайского на уйгурский сутры Суварнапрабхаса (Сутра золотого блеска), сделан в 10 в. У алтайцев известна как "Алтын Керел". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 8 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 8 июня, 2010 Я лично считаю все таки Теистический буддизм это чуждая религия для тувинского народа. Мне лично в буддизме нарвится только философия и глубоко научные стороны, например понятие Кармы, в которому я глубко доверяю. Так что лично мое мнение тувинцы никогда не должны терять свою исконную религию шаманизм (тенгриянство), а буддизм использовать только в политических целях, что и делается в современной Тыве. В ообще буддизм - это религия, имеющая характер вмешиваться в политику, также ламы очень любят дружить с сильными мира сего. Сужу по тибетским ламам-эмигрантам в Тыве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 9 июня, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 Я лично считаю все таки Теистический буддизм это чуждая религия для тувинского народа. Мне лично в буддизме нарвится только философия и глубоко научные стороны, например понятие Кармы, в которому я глубко доверяю. Так что лично мое мнение тувинцы никогда не должны терять свою исконную религию шаманизм (тенгриянство), а буддизм использовать только в политических целях, что и делается в современной Тыве. В ообще буддизм - это религия, имеющая характер вмешиваться в политику, также ламы очень любят дружить с сильными мира сего. Сужу по тибетским ламам-эмигрантам в Тыве. Улуг Донгак - а причем здесь уйгуры? Получается офф-топ. Перенесите это сообщение в тему "тувинцы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 Считается, что наиболее ранним письменным переводом буддийского сочинения на тюркский язык был перевод "Нирванасутры", выполненный китайскими переводчиками с целью пропаганды буддизма среди тюрок около 581 г.Уйгурские переводы различных буддийских сочинений отличались высокой точностью и художественностью и в силу этого пользовались большой известностью в рассматриваемый период. Основываясь на данных археологических исследований, число монастырей в Восточном Туркестане было велико. Сунский посол Ван Янь-дэ пишет в своем докладе, что буддийских обителей насчитывается около пятидесяти. Соответственно, монастыри нуждались в большом количестве литературы. На уйгурский язык были переведены многие сочинения, преимущественно канонические, а также сутры. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 О "теизме".. Речь не идет о теизме, в буддизме нет понятия "Теос", скорее это атеистическая философия. Если говорить о различных школах буддизма,были поползновения в сторону "теизма", но это был отход отклассической философии. Есть и был нигилизм состороны простого, непросвещенного населения тех или иных стран, как и по всему миру, особо не вникавщего в суть той или иной религии, пережитки анимализма, "обожествления" всего и вся. В Саяно-Алтайском "Бурханизме" был синкретизм буддизма и христианства, насаждавщегося православным и ламаистким миссионерством, давщего миру уникальный опыт зарождения "новых" культов и учений. Просвещенные мужи Тувы, Туркестана естественно же более глубоко изучали буддизм, практиковали на уровне "глубокого погружения". Мы же говорим о том, что тувинцы- единственные продолжатели линии уйгурского, по сути тюркского буддизма на сег.день. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 Алтун Ярук - перевод с китайского на уйгурский сутры Суварнапрабхаса (Сутра золотого блеска), сделан в 10 в. У алтайцев известна как "Алтын Керел". Забыл набрать в яндексе! действительно Амыр ака 10 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 9 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2010 Забыл набрать в яндексе! действительно Амыр ака 10 века. Ажк-сама, вы уверены, что господин Амыр старше Вас? (обращение ...-акый) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 10 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2010 Ажк-сама, вы уверены, что господин Амыр старше Вас? (обращение ...-акый) Мне 30 лет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ажк Опубликовано 11 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2010 Ажк-сама, вы уверены, что господин Амыр старше Вас? (обращение ...-акый) "Ака" здесь не признание старшим собеседника по возрасту, а уважительное обращение.У тувинских "соянов" это частенько присутствует. Суктер Шимет Ака,тес-хемский "исполин" по хурешу, всегда при встрече с младшими обращается к ним "ака", подчеркивая при этом Его уважение к ним. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 27 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2010 Об этногенезе уйгуров и югуров http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/50 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
777 Опубликовано 24 августа, 2010 Поделиться Опубликовано 24 августа, 2010 ИМХО: справедливее было называть современных уйгуров их прежними самоназваниями: таранчы, кашгарлы и т.д. Кто может привести точную дату с какого периода они стали называться уйгурами, именно не какая-то часть народа, а все вместе? Кругом не вполне соответствующие действительности названия: уйгур вместо указанных таранчы и кашгарлы, монгол вместо халха, хакас в смысле кыргыз вместо татар, хальмг вместо ойрот и т.д. Осетиныкажется решили примерить древний костюм аланов, а теперь и татары решили изменить самоназвание на булгар))) По переписи 1926 года в Казахстане зафиксированы уйгуров-10510 чел., таранчей - 51803 чел., кашгарцев-1121 чел. Не помню то ли в 1928 или 1929 г.г. в Ташкенте представители вышеперечисленных национальностей на куралтае провозгласили впредь называться -Уйгурами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 4 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2010 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Уйгуры — восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с IV в. после Р. Х. По мнению некоторых ученых, Уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название Уйгуры тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на З турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям; но эта теория не может считаться доказанной. В средние века Уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в Монголии, в бассейне Байкала, другая поселилась в Вост. Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из Индии (буддизм) и зап. Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные Уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ. В VIII в., после распадения государства турков-огузов, Уйгуры достигли первенствующего положения в Монголии и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744—840). Им принадлежит основание города Каракорума (см.), развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в XIII в. монголами. Среди развалин сохранился памятник начала IX в. с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 г. (см. Орхонские экспедиции); из надписей видно, что северные Уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом (см. Орхонские надписи) употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского. Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 г. они были разбиты киргизами, жившими в бассейне Верхнего Енисея, и бежали на юг, в Вост. Туркестан и Тангоут; об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки. В эпоху появления монголов (начало XIII в.) упоминается только одно уйгурское владение, в Вост. Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 вер. к В от Турфана); владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов (см. Кидани), отложился от них в начале XIII в. и в 1209 г. добровольно подчинился Чингисхану. Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов; во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в XIV в. и частью в XV в. сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей; от уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский. Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама; в половине XIII в. один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке. Владение идикутов упоминается еще во второй половине ХШ в., но в уменьшившихся пределах; под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ; восточная часть (Хами) отошла к Китаю, западная (Бишбалык) — к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с XV в.) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским. В настоящее время название Уйгуры существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода; как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета — кара-Уйгуры и сарыг-Уйгуры; первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории Уйгуры и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда — санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов. Литература. В. В. Радлов, "К вопросу об Уйгуры" (СПб., 1893; Прилож. к LХХ т. "Зап. Имп. Акад. Наук", 2); W. Radloff, "Die allt ü rkischen Inschriften der Mongolei" (СПб., 1895); G. Schlegel, "Die chinesische Inschrift auf dem uigurischen Denkmal in Kara-Balgas-sun" (Гельсингфорс, 1896; "M é moires de la Soc. Finno-Ougrienne", ст. IX); "Nachrichten ü ber die von der Kais. Akademie der Wiss. zu St.-Petersburg im Jahre 1898 ausger ü stete Expedition nach Turfan" (тетр. I, СПб., 1899; статьи Д. А. Клеменца и В. В. Радлова). В. Б. Совершенно ясно, что современные оседлые уйгуры (сарты, таранчи - от слова "тары" - просо) не имеют никакого отношения к средневековым уйгурам, которые были кочевниками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 5 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 5 сентября, 2010 Совершенно ясно, что современные оседлые уйгуры (сарты, таранчи - от слова "тары" - просо) не имеют никакого отношения к средневековым уйгурам, которые были кочевниками. Давно хотел задать вопрос "потомку великих истинных тюрков" Акскл, не надоело везде, на всех форумах писать одно и тоже? Честно говоря уже запарило везде читать ваши выдержки, которые мало о чем говорят (например эта выдержка, только и говорит что древние уйгуры, кстати, не все они были кочевниками, осели в ВТ, Турфан, Кумул, или вы хотите сказать что и уйгуры идыкутского периода не имеют отношения к современным уйгурам?) Для вас понятие "оседания" этносов не знакомо? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 5 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 5 сентября, 2010 Современные оседлые уйгуры-сарты и узбеки-сарты (не воспринимайте это как оскорбление, пож-ста) ведут образ жизни (быт, одежда, культура и пр.) воспринятые от оседлых ираноязычных таджиков, смешавшись с ними, и живя многие уже поколения в изолированных оазисах с развившимися постепенно местными диалектами. Поэтому они к древним и средневековым тюркам, которые были кочевниками, имеют о-очень отдаленное отношение. Я уверен, что со временем и научный анализ ДНК дополнительно докажет мою правоту. David Christian "A History of Russia, Central Asia and Mongolia" v.1 Blackwell Publishers, 1998, 2000, 2001 с.371 В культурном смысле, так же как и в политическом, Караханиды оказались чрезвычайно важными. Будучи посредниками между кочевым (pastoralist) и городским (urban) мирами их империя дала естественное окружение для появления самой ранней светской литературы на тюркском языке. Первая тюркская книга - книга советов правителям с названием "Мудрость королевской славы" ("The Wisdom of Royal Glory") была опубликована при караханидском правителе в Кашгаре в 1069 г. Эта книга сознательно сохранила тюркские традиции цитируя высказывания традиционных тюркских правителей Внутренней Евразии, но вплетая исламские темы с сильным суфийским влиянием. Как самая ранняя из дошедших до нас работ по тюркскому исламу, по значению она такова же в тюркской традиции, как Шах-намэ в персидской культуре. 59 с.372-373 Караханиды оказались слегка менее деспотичными как правители, потому что, в отличие от Газнавидов (другая тюркская династия - прим.А.), которые полагались на профессиональную армию, которой они должны были платить каждые 3 месяца, те полагались на гораздо более широкий вклад их кочевых последователей. Караханиды избегали вмешиваться слишком непосредственно в правление Мавераннахра (арабское название междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи - прим. А.), и оставили в основном на своих местах саманидскую бюрократию. Так же как и юэ-чжи на тысячу лет раньше, они предпочитали поддерживать традиционный кочевой образ жизни разбивая свои лагеря (или точнее аулы - прим.А.) на пастбищах вблизи главных городов. Шамс аль-Мульк Shams al-Mulk), который правил большей частью Мавераннахра между 1073 и 1080 гг., кочевал в степях, а зимы проводил со своей армией вблизи Бухары. Здесь он строго следил за тем, чтобы его солдаты оставались в своих юртах (tents) и никогда не оставались на ночь в городах - для предоотвращения грабежей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться